Научная статья на тему 'Нравственная педагогика'

Нравственная педагогика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / МОРАЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

В статье рассматривается нравственная педагогика новая отрасль педагогического знания, формирующегося вокруг базисных категорий духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Важнейшими понятиями и категориями нравственной педагогики являются «нравственное воспитание», «духовность», «нравственное сознание», «нравственное поведение» и др. Нравственная педагогика исходит из идеи, что нравственное нельзя познать извне, а лишь изнутри, что делает чрезвычайно важным самопознание и самооценку. В этой ветви педагогики разрабатываются нравственные требования к ребенку, критерии нравственного учителя, пути к достижению таких нравственных качеств, как единство слова и дела, любовь к человеку, к труду и т.д. Здесь вся педагогическая система простраивается с нравственных позиций и направлена на воспитание именно нравственного человека. Эту педагогику иногда именуют этической. Она носит христиански ориентированный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственная педагогика»

НРАВСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА Петрова А.А.

Петрова Анастасия Александровна - студент, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается нравственная педагогика - новая отрасль педагогического знания, формирующегося вокруг базисных категорий духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Важнейшими понятиями и категориями нравственной педагогики являются «нравственное воспитание», «духовность», «нравственное сознание», «нравственное поведение» и др. Нравственная педагогика исходит из идеи, что нравственное нельзя познать извне, а лишь изнутри, что делает чрезвычайно важным самопознание и самооценку. В этой ветви педагогики разрабатываются нравственные требования к ребенку, критерии нравственного учителя, пути к достижению таких нравственных качеств, как единство слова и дела, любовь к человеку, к труду и т.д. Здесь вся педагогическая система простраивается с нравственных позиций и направлена на воспитание именно нравственного человека. Эту педагогику иногда именуют этической. Она носит христиански ориентированный характер. Ключевые слова: нравственность, нравственная педагогика, мораль.

Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности. К системе нравственного воспитания относится воспитание непримиримого отношения к алкоголю, никотина, наркотиков, воспитания сознательной дисциплины, долга и ответственности. Нужно формировать у учащихся взгляды на наркотики как на социальное зло, привлекать их к борьбе с ним, а с теми, кто употребляет наркотики, проводить индивидуальную воспитательную работу. Антинаркотическая пропаганда должна проводиться в процессе изучения учебных дисциплин, во внеурочное время (беседы, лекции, диспуты, конференции), особо иву роль играет собственная позиция учителя в отношении наркотиков, курения, употребления алкоголя.

Педагогическая этика осуществляет общетеоретическую и практические (гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная) функции. К основным её категориям относятся педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость. Развитие педагогической этики оказывает положительное влияние на характер взаимодействия учителя с учащимися, родителями, коллегами, способствует улучшению нравственно-психологического климата коллектива школы, усилению положительной роли семьи в воспитании детей. Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений.

Анализ научной литературы (И. Бех, О. Газман, Н. Михайлова и др.) свидетельствует о повышенном интересе ученых и практических работников к феномену психо лого-педагогического сопровождения - приемлемому для современных условий средству, способствующему личностному развитию и воспитанию школьника.

Сама идея сопровождения как воплощения гуманистического, личностно ориентированного подхода тесно связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие, и, как следствие, качественной модернизацией системы школьного образования, которая определяется такими приоритетами, как телесное и нравственное (духовное) здоровье, социальное благополучие и защищенность, самореализация личности.

Основное противоречие современного образования - это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечеством растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний [14, с. 56].

Нравственное становление — это, прежде всего, становление в семье. Школа может оказаться в этом деле большим подспорьем, но она не может в полноте взять на себя нравственное воспитание. Это в принципе невозможно. Сегодня мне хочется начать разговор об этом для того, чтобы вместе всмотреться: что происходит с нашими детьми, что происходило когда-то и с нами тоже. А процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Высшую ценность для каждого они считали свободу, независимость, без которых индивид не может стать личностью, так как это значит, что он попал в зависимость от людей или идей. А личность всегда осознает свое предназначение, делает осознанный выбор в пользу следования своему пониманию смысла жизни. И соответственно целью воспитания они считали необходимость воспитания личности в каждом ребенке. Следовательно, подобное признание личности ребенка как одной из основополагающих ценностей образования, влечет за собой иные принципы построения всего процесса образования [6, с. 121].

Начинается становление ребенка с момента зачатия. Удивительно мудро устроена природа человека: практически уже с этого времени ребенок готовится к взрослой жизни. Детство ребенка проходит именно как подготовка к взрослой жизни.

С 15 - 19-ти лет человек начинает ощущать себя взрослым. Детство забывается или вспоминается как какое-то светлое, но подготовительное время. Это ощущение не случайное — оно естественное, правильное. Действительно, все детство есть подготовка к взрослой жизни. Каждый год, каждый этап становления ребенка является этой подготовкой. Причем, каждый период является подготовкой к определенным действиям в мире взрослого человека.

Детство можно фундаментально разделить на два периода, Первый — от зачатия до 12 лет. Второй — от 12 до 24 лет. Цикл в 24 года (с двумя подциклами по 12 лет) затем повторяется несколько раз до самой смерти человека. А в составе 12 лет человек проходит два круга триад, когда в нем идет становление духовного, душевного и телесного. Остановимся на двух первых 12-летних периодах.

До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые — так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать и брать пример со взрослых. А с 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел. С легкой руки журналистов, этот период назван «периодом самоутверждения». На самом деле

50

это неправильное название. Действительно, исследования социологов показывают, что почти 90%, а то и до 97% современных подростков в этом возрасте самоутверждаются. Но не все 100.

3-10% подростков проявляют заботу. То есть, существует какой-то процент детей, которые в подростковом возрасте особо внимательны, чутки, щедры, уважительны, почитают взрослых и могут проявить поразительные примеры самопожертвования и готовности помочь ближнему своему. Откуда это? Внимательный анализ показывает, что главное психологическое содержание этого возрастного периода не самоутверждение, а проявление самостоятельности. Это как раз то, что они запечатлели до 12 лет в своей семье. И оказывается, что эта разница в соотношении процентов и есть характеристика сегодняшнего состояния семей.

В тех семьях, где идет самоутверждение родителей друг перед другом, оно естественно запечатлевается детьми и затем, в самостоятельных поступках, проявляется как самоутверждение. В тех же семьях, где родители утверждают друг друга, и где существует атмосфера любви друг к другу и удивительной заботы, там и дети с 12 лет начинают проявлять заботу. Причем, в период самостоятельности всегда усиливается проявление запечатленного. То есть, если запечатлена злобность, то в самостоятельности это будет усиленная злобность, не похожая на родительскую, большая, чем родительская. Если же это забота, то она тоже усиленная, удвоенная, утроенная. Часто бывает, что собственный ребенок вдруг поражает родителей. Забота друг о друге, для них привычна, но в ребенке они вдруг обнаруживают такую заботу о себе, своих родителях, или о младших сестрах и братьях, которую в себе никогда не видели.

Сегодня много семей живут стихией свободы хотений: каждый пытается утвердиться в своих хотениях. И в результате глава семьи всегда неопределен. Эта роль принадлежит то жене, то мужу. Иногда в первые годы супружества она у мужа, потом переходит к жене; иногда смена происходит в течение дня: утром она у жены, вечером — у мужа; то в течение недели: три дня у мужа, четыре — у жены и т.д. Все, оказывается, зависит от внутреннего настроения супругов, от внутренней силы каждого из них, от их различных индивидуальных качеств, начиная с истеричности и кончая жестокостью или черствостью (первое — свойство женщины, второе — мужчины).

Учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности. Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире) [1, с. 19].

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Таким образом, педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно

интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с

51

учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Айтуганова С.Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики, 2014. № 1 (1). С. 13-19.

2. Дубровина Д.А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование, 2014. № 5 (5). С. 146-148.

3. Иванова И.М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования, 2013. № 1 (15). С. 105-107.

4. Коваленко И.Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению // Проблемы современной науки и образования, 2013. № 4 (18). С. 83-84.

5. Лимонов С.А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование, 2014. № 1 (1). С. 106-110.

6. Лобанов П.А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 7 (25). С. 120-121.

7. Ломакин А.Л. Практические аспекты обеспечения контроля качества образования школьников в сельской школе // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 3 (21). С. 105-110.

8. Матошина В.С., Грудинина С.А., Иванова В.В., Терновик А.А. Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов // Наука, техника и образование, 2014. № 5 (5). С. 141-143.

9. Николаева Л.В., Слепцова Г.Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы педагогики, 2014. № 1 (1). С. 4-6.

10. Носенкова М.Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review, 2014. № 1 (1). С. 19-21.

11. Свечников В.С. Как и чему учила сельская школа три поколения назад // European research, 2014. № 1 (1). С. 51-56.

12. Свечников В.С. Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад // European research, 2014. № 1 (1). С. 61 -64.

13. Свечников В.С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research, 2014. № 1 (1). С. 57-60.

14. Токарева И.А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики, 2014. № 1 (1). С. 56-59.

15. Чернышева У.А. Оценка рисков и препятствий внедрения проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля как фактор повышения эффективности управления школой» // Вестник науки и образования, 2014. № 2 (2). С. 83-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.