Русакова Е. П.
НОВЫЙ ЗАКОН ТАИЛАНДА «О ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ» 2017 Г.
19. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)
19.1. НОВЫЙ ЗАКОН ТАИЛАНДА «О ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ» 2017 Г.
Русакова Екатерина Петровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права
Место работы: Российский университет дружбы народов (РУДН) Юридический институт
Аннотация: в статье дана характеристика нового закона Таиланда 2017 г. «О платежных системах», который вступил в силу в апреле 2018 г. В законе определены рамки нового режима лицензирования и регистрации операторов электронных платежей, а также закреплены некоторые принципы создания стабильной и надежной экосистемы электронных платежей. Ожидается, что закон 2017 г. облегчит предложение многих новых и инновационных платежных услуг в Таиланде. Согласно новому закону, различные типы электронных платежных систем и предприятий классифицированы в три новые группы: (1) системно важные системы электронных платежей (important e-payment systems); (2) регулируемые системы платежей (supervised e-payment systems); и (3) регулируемые услуги электронных платежей (supervised e-payment services).
Исследование подготовлено при финансовой поддержки РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 "а" (Н. рук. - Е.Е. Фролова).
Ключевые слова: право Таиланда, финансовый сектор, платежные системы, закон о платежных системах, электронные платежи.
THE NEW ACT OF THAILAND «ON PAYMENT SYSTEMS» (2017)
Rusakova Ekaterina P., PhD in law, associate professor, associate professor of Civil Procedural Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law
Place of employment: Law Institute of the RUDN University
Abstract: the article describes the new Act of Thailand in 2017 «On Payment Systems», which came into force in April 2018. The Act defines the framework for a new regime for licensing and registration of electronic payment operators, and also establishes some principles for the creation of a stable and reliable ecosystem of electronic payments. It is expected that the Act of 2017 will facilitate the supply of many new and innovative payment services in Thailand. According to the new law, various types of electronic payment systems and enterprises are classified into three new groups: (1) important e-payment systems; (2) supervised e-payment systems; and (3) regulated e-payment services.
The reported study was funded by RFBR according to the research project №17-03-00093 "а"(supervisor E.E.Frolova).
Keywords: Thailand law, financial sector, payment systems, law on payment systems, electronic payments.
Реформирование законодательства Таиланда о платежных системах имело целью упорядочение требований к лицензированию и регистрации бизнес-операторов, а также - создание эффективной нормативной базы для развития систем электронных платежей в рамках правительственной программы «Таиланд 4.0» («Thailand 4.0.»). «Таиланд 4.0» - это экономическая модель, призванная разрешить проблемы страны, возникшие в результате прошлых моделей экономического развития, которые делали упор на сельское хозяйство (Таиланд 1.0), легкую промышленность (Таиланд 2.0) и развитую промышленность (Таиланд, 3.0). [9]
В августе 2017 г. Национальная законодательная ассамблея Таиланда (National Legislative Assembly) приняла новый Закон о платежных системах (Payment Systems Act). [4] Закон был одобрен королем и опубликован в Правительственном бюллетене (Government Gazette) 18 октября 2017 г. [7] Указанный закон вступил в силу через 180 дней с момента опубликования -в апреле 2018 г.
В законе были определены рамки нового режима ли-
цензирования и регистрации операторов электронных платежей, а также закреплены некоторые принципы создания стабильной и надежной экосистемы электронных платежей. [3, С.23] По мнению тайских юристов, ожидалось, что названный закон облегчит предложение многих новых и инновационных платежных услуг в Таиланде. Внедрение нового режима лицензирования зависело от новых правил, которые выпустил Банк Таиланда. [10]
До принятия нового закона электронные платежи регулировались в соответствии с многочисленными законами и другими нормативными актами. Финансовое учреждение, которое намеревалось предоставлять определенный вид услуг в сфере электронных денежных платежей, должно было подать заявку на получение двух лицензий в соответствии с двумя актами: (1) Королевского указа, регулирующего электронные платежные услуги B.E. 2551 (2008); и (2) Уведомления Министерства финансов (Notification of the Ministry of Finance): «Бизнес, требующий разрешения в соответствии с разделом 5 Уведомления Совета революции
№ 58 («Деловые денежные карты») от 4 октября 2004 г.». [2, С.78] Принятие нового Закона Таиланда «О платежных системах» 2017 г. отменило оба указанных нормативных акта, что существенно упростило процедуры лицензирования для бизнес-операторов. [7]
1. Классификация платежных систем согласно закону 2017г.
Согласно новому закону, различные типы электронных платежных систем и предприятий классифицированы в три новые группы:
(1) системно важные системы электронных платежей (important e-payment systems);
(2) регулируемые системы платежей (supervised e-payment systems); и
(3) регулируемые услуги электронных платежей (supervised e-payment services).
Критерии для контролируемых систем и услуг электронных платежей определены в соответствии с инструкциями Министра финансов на основе рекомендаций Банка Таиланда (Bank of Thailand).
«Системно важная платежная система» относится к основной инфраструктуре платежной системы страны, которая поддерживает денежные переводы высокой стоимости или используется для клиринга или расчетов между странами-членами, что при перерыве может привести к постоянному и широкомасштабному воздействию на членов системы. Системно важные платежные системы включают Платежные системы, созданные и управляемые Банком Таиланда, и любые другие Платежные системы, зафиксированные Министерством финансов как системно важные платежные системы. Примерами являются системы BAHTNET (автоматическая высокопроизводительная сеть передачи данных Банка Таиланда (BOT Automated High-value Transfer Network)) и ICAS (Архивная система чекового клиринга (Imaged Check Clearing and Archive System)). [5]
«Регулируемая платежная система» относится к системе для перевода денежных средств, клиринга или расчета с любой из следующих характеристик и которая была определена Министерством финансов в виде регулируемой платежной системы:
(а) платежной системы, которая действует как центр сети или сети между пользователями системы с целью размещения средств, клиринга или расчетов. Примерами являются Система межотраслевого перевода средств (inter-institution fund transfer system), Сеть платежных карт (payment card network) и Система расчетов (settlement system), детали которых подчиняются уведомлениям (Notifications) Министерства финансов.
(б) других платежных систем, которые могут повлиять на общественные интересы, общественное доверие или стабильность и безопасность платежных систем. [5]
«Услуги платежа» ("Payment Service") относятся к предоставлению любого платежного инструмента или услуги платежного канала для целей оплаты товаров или услуг, передачи денег или осуществления других финансовых операций. Министерство финансов может объявить следующие услуги «регулируемой системой платежей»: (a) предоставление кредитных карт, дебетовых карт или услуг банкоматов; (б) предоставление услуг электронных денег; (c) предоставление платежных услуг посредством электронных средств связи для получения платежей от имени продавцов, поставщиков услуг или кредиторов; (d) денежные переводы посредством электронных средств связи; (e)
любые другие платежные услуги, которые могут повлиять на финансовую систему или общественные интересы. [5]
2. Лицензирование бизнес-операторов
Действующим бизнес-операторам необходимо будет повторно подать заявку на регистрацию или лицензии, если их бизнес относится к категории контролируемых систем или услуг электронных платежей. Некоторые новые предприятия, которые подпадают под одну из перечисленных категорий, должны будут подать заявку на регистрацию, а не на получение лицензии (например, новые предприятия, использующие новые финансовые технологии, которые находятся в процессе тестирования; или предоставляющие услуги ограниченному числу клиентов. [7]
Заявка на получение лицензии
Лицензии необходимы для регулируемых платежных услуг, таких как:
1. Услуги кредитной карты, дебетовой карты или банкоматов, за исключением кредитной карты, выпущенной для оплаты товаров, услуг или любых других платежей по собственному бизнесу или в рамках собственного бизнеса по франшизе.
2. Электронные денежные услуги, за исключением:
а) оплаты товаров, услуг или любых сборов одному поставщику;
б) оплаты продуктов питания или напитков в продовольственном центре;
в) оплаты товаров, услуг или любые сборов нескольким поставщикам со средним ежемесячным начислением авансового платежа менее чем на 500 млн. батов.
3. Обслуживание для получения электронного платежа от имени продавцов товаров, поставщиков услуг или кредиторов, которые приобретают, способствуют оплате и получают электронный платеж от имени других лиц, за исключением:
а) услуг приема платежей по собственному бизнесу или в рамках собственного бизнеса,
б) обслуживание держателей карт, выданных самим поставщиком услуг,
в) услуг приема платежей за товары или услуги цифрового контента, которые регулируются Национальной комиссией по телерадиовещанию и телекоммуникациям в соответствии с законодательством о вещании и телекоммуникациях. [7]
4. Электронные услуги по переводу средств, которые представляют собой перевод средств между плательщиком и получателем, когда оба не имеют банковского счета.
5. Любое другое платежное обслуживание, которое может иметь последствия для государственных финансовых систем или общественных интересов. [6 ]
3. Регистрация бизнес-операторов
Регистрация необходима для:
1. Электронных платежных услуг для оплаты товаров, услуг или любых сборов нескольким поставщикам или поставщикам услуг со средним ежемесячным начислением авансового платежа в размере 500 млн. батов в течение последних 6 месяцев.
2. Любых из платежных услуг, упомянутых выше, которые представляют собой нововведения, связанные с использованием новых технологий, и проходят тестирование на их предоставление; или платежных услуг, которые доступны для пользователей с ограниченным доступом в соответствии с критериями, установленными Комиссией по ценным бумагам и биржам для
Русакова Е. П.
НОВЫЙ ЗАКОН ТАИЛАНДА «О ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ» 2017 Г.
«регулируемой песочницы».
4. Надзор за деятельностью бизнес-операторов
Ключевым регулятором нового Закона о платежных системах 2017 г. стал Банк Таиланда. Банк осуществляет надзор за деятельностью платежных систем и платежных услуг в стране. Стандарты безопасности информационных технологий контролирует Комиссия по электронным транзакциям (Electronic Transactions Commission).
Закон о платежных системах 2017 г. предоставил Банку Таиланда полномочия выпускать регламенты и положения, касающиеся:
а) минимального финансового статуса и эффективности;
б) стандартов ведения бизнеса;
в) эффективного управления (good governance);
г) управления рисками (risk management);
д) аутсорсинга;
е) сбора и разглашения персональных данных клиента;
ж) защиты клиентов;
з) систем безопасности.
Бизнес-операторы и их менеджеры должны представлять Банку Таиланда финансовую отчетность, отчеты о деятельности, счета и данные, относящиеся к финансовым операциям, в любой форме, при этом, Банк имеет право анализировать финансовые операции, активы и долги бизнес-операторов. В случае выявления нарушений, Банк Таиланда может поручить бизнес-операторам исправить ошибки, а также временно приостановить или прекратить деятельность бизнес-оператора. Кроме того, на бизнес-операторов могут быть наложены административные штрафы до 3 миллионов батов и уголовные санкции, которые включают в себя тюремное заключение на срок до 10 лет и/или штрафы в размере до 10 миллионов батов. [8]
Для эффективного оперативного надзора за финансовыми операциями Банк Таиланда имеет право:
- направить запросы участникам платежной системы о причинах сбоя в проведении платежа;
- запретить любые транзакции, связанные с платежными системами и платежными услугами, тем бизнес-операторам, кто не имеет лицензии или не зарегистрирован;
- предложить проект королевского указа, регулирующего любую услугу, подобную системе регулируемых платежей или регулируемых платежных услуг, если такая услуга может повлиять на стабильность финансовых/платежных систем. [5]
Можно заключить, что основным регулятором платежных систем в стране выступает Банк Таиланда, отвечающий за надзор и поддержание стабильности платежных систем. Платежные системы - один из ключевых механизмов, который облегчает и укрепляет экономическую деятельность посредством гибких, безопасных и эффективных расчетов. Банк Таиланда определяет политику платежных систем, а также направление развития для повышения эффективности платежных систем, таких как продвижение более удобных каналов оплаты, которые отвечают потребностям различных групп пользователей. Банк также определяет стандарты платежных систем и связи между поставщиками платежных услуг. [1, С.97] Новый закон Таиланда «О платежных системах» 2017 г., проект которого был подготовлен Банком Таиланда, унифицировал порядок лицензирования и регистрации бизнес-операторов (поставщиков финансовых продуктов), отменив целый ряд действовавших ранее нормативных актов.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,8%.
Список литературы:
1. Гражданский процесс и гражданское законодательство в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: моно-графия//В.В. Безбах, К.М. Беликова, Н.В. Бадаева (и др.) - Москва, РУДН, 2015.
2. Ермакова Е.П. Источники правового регулирования гражданского судопроизводства в Таиланде //Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф.В.К. Пучинского 17 октября 2014г. М. РУДН, 2014. С.78-84.
3. Протопопова О.В. Правовое регулирование финансовой системы Гонконга: новые стратегии развития 2017 года// «Черные дыры» в российском законодательстве». М.,2017, № 5, С.23-27.
4. The Payment System Act B.E. 2560 (2017) (the PSA).URL: https://www.bot.or.th/thai/paymentsystems/ over-sightofemoney/relatedlaw/documents/и.т.и.jiuumjinjit3u.pdf Дата обращения 10.09.18.
5. Kietduriyakul Komkrit, Phongsathaporn Kullarat. The Payment System Act: New Age of Payment Regulatory Landscape. URL: https://www.bakermckenzie.com/en/insight /publications /2017/10/payment-system-act Дата обращения 12.09.18.
6. Required License under the Payment Systems Act in Thailand. 20.06.18. URL: http://zico.group/blog/legal-alert-required-license-under-the-payment-systems-act-in-thailand/ Дата обращения 13.09.18.
7. Sirikan Nutavit. Thailand: New Payment Systems Act. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=99b863b6-e47c-41 e8-8046-fa2f48e05292 Дата обращения 10.09.18.
8. Somwaiya Kowit. Thailand New Payment System Law. URL: https://www.lawplusltd.com/2017/12/thailand-new-payment-system-law/ Дата обращения 11.09.18.
9. Thailand 4.0.//The Royal Thai Embassy. URL: http://thaiembdc.org/thailand-4-0-2/дата обращения 12.09.18.
10. Thaisomboon Kitti, Duncan David. Thailand's Payment Systems Act 2017: Electronic Payments and Bankruptcy. URL: https://www.tilleke.com/resources/thailand%E2%80% 99s-payment-systems-act-2017-electronic-payments-and-bankruptcy Дата обращения 12.09.18.
11. Разрешение финансовых споров с странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малазия, Новая зеландия, Сингапур, США, Тайланд, Япония)/ Ю.А. Артемьева и др. Под общей редакцией д.ю.н. проф. Е.Е.Фроловой, к.ю.н. Е.П. Ермаковой - М.: Инфотроник Медиа, 2019. С. 416
РЕЦЕНЗИЯ
на статью доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института
Российского университета дружбы народов (РУДН), канд. юрид. наук Е.П. на тему «Новый закон Таиланда «О платежных системах» 2017г.»
Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной теме, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Практический интерес представляет вывод автора о том, что основным регулятором платежных систем в стране выступает Банк Таиланда, отвечающий за надзор и поддержание стабильности платежных систем. Платежные системы - один из ключевых механизмов, который облегчает и укрепляет экономическую деятельность посредством гибких, безопасных и эффективных расчетов. Банк Таиланда определяет политику платежных систем, а также направление развития для повышения эффективности платежных систем, таких как продвижение более удобных каналов оплаты, которые отвечают потребностям различных
групп пользователей. Банк также определяет стандарты платежных систем и связи между поставщиками платежных услуг. Новый закон Таиланда «О платежных системах» 2017 г., проект которого был подготовлен Банком Таиланда, унифицировал порядок лицензирования и регистрации бизнес-операторов (поставщиков финансовых продуктов), отменив целый ряд действовавших ранее нормативных актов.
Таиланд справедливо считается «драконом Азии» второй волны наравне с Макао, Индонезией, Филлипинами и Малайзией. Бурное экономическое развитие этих стран началось на фоне экономического роста их экономических партнеров (Японии, США и др.) и до сих пор сильно зависит от состояния экономики в этих странах. Когда в середине 90х Восточная Азия переживала сильнейший экономический кризис, в стороне от него не осталась ни одная страна. В Таиланде результатом стала смена экономического роста в среднем на 9% в год на застой в 1997г. и падение 1998-1999г. Материалы, представленные в статье, обладают новизной, цитируемые источники отражают современный взгляд на изучаемую проблему. Особый интерес представляет исследованная автором статьи новая классификация платежных систем согласно закону 2017г. Согласно новому закону, различные типы электронных платежных систем и предприятий классифицированы в три новые группы: (1) системно важные системы электронных платежей (important e-payment systems); (2)
регулируемые системы платежей (supervised e-payment systems); и (3) регулируемые услуги электронных платежей (supervised e-payment services). Несомненный интерес также представляет исследование автором полномочий Банка Таиланда как финансового регулятора. Автор отмечает, что бизнес-операторы и их менеджеры должны представлять Банку Таиланда финансовую отчетность, отчеты о деятельности, счета и данные, относящиеся к финансовым операциям, в любой форме, при этом, Банк имеет право анализировать финансовые операции, активы и долги бизнес-операторов. Представленная статья структурирована, логически завершена, выводы, сделанные в результате научного исследования, убедительно аргументированы в тексте работы. В аннотации содержатся основные идеи, изложенные автором в работе.
Представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям такого рода, и на основании вышеизложенного может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.
Рецензент
Доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов
Ивановская Н.В.