Научная статья на тему 'Новый закон о торговле и задачи реформирования законодательства о рынке услуг'

Новый закон о торговле и задачи реформирования законодательства о рынке услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый закон о торговле и задачи реформирования законодательства о рынке услуг»

нагрузки. Ее цель - воздействие на отношения людей в обществе друг к другу, к общественным институтам, государству.

По нашему мнению, социальная реклама - реклама, представляющая общественные интересы и направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных целей, целей охраны здоровья граждан, защиты их прав и законных интересов, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ.

На наш взгляд, такие определения могли бы конкретизировать рассматриваемое понятие, однако это приведет к некоторому искусственному разделению социальной рекламы на государственную и социальную. Определение государственной рекламы в данном случае привязано к функциональной деятельности органов государства и местного самоуправления, а социальной - к основному вектору развития общества, хотя и в том, и в другом случае присутствует реализация публичного интереса, определяющего и объединяющего (не позволяющего однозначно разделить) оба эти понятия.

Приведенные классификации не исчерпывают всего многообразия. И именно это многообразие определяет острую необходимость профессиональной грамотной интегрируемой и контролируемой го -сударством (его органами) социальной рекламы, способствующей формированию баланса отношений общества и государства, граждан и власти, формированию социальных ценностей на новом этапе реформируемого государства.

В. П. Бугорский

Новый закон о торговле и задачи реформирования законодательства о рынке услуг

В 2010 г. в торговой отрасли ожидается принятие новых правил, вносящих принципиальные изменения в отношениях государства и торговых сетей. Государственной думой Российской Федерации 18 декабря 2009 г. одобрен законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Феде -рации». Закон устанавливает единую систему правил, цель которых сделать взаимоотношения между поставщиками продукции и розничными торговыми предприятиями максимально прозрачными, защитить потребителей от монополизации розничной торговли, для чего предусмотрены ряд ограничений. Одна сеть может контролировать не более четверти (25 %) продаж продовольственных товаров в рамках одного субъекта Федерации, городского округа или муниципального района. Это ограничение должно предотвратить

46

монополизацию крупными торговыми сетями региональных рынков. Уточнено понятие торговой сети, которая попадает под ограничение. Магазины должны находиться под единым управлением или работать под одним брендом. Рыночные доли, магазинов, входящих в разные сети суммироваться не будут. Организационно это разные предприятия с разным менеджментом. Однако, если часть магазинов сети работает по франчайзингу, то есть управляется независимыми собственниками, но использует крупный бренд, они будут попадать под ограничение. Устанавливаются максимальные сроки оплаты поставщикам за отгруженный товар в зависимости от его категории. Товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен не позднее, чем через 10 дней со дня приемки товара, от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей - не позднее 45 дней. Розничные торговые сети всегда стремятся увеличить их, так как платить сразу за продукты, которым, возможно, предстоит пролежать на прилавке пару месяцев, им невыгодно. Законом запрещаются и другие методы, используемые торговыми сетями в своих интересах во взаимо -отношениях с поставщиками: бонусы и скидки за объем

поставленной продукции, плата за "доступ к полкам", навязывание рекламных услуг, требования эксклюзивных поставок только в одну сеть, за исключением бонуса за объем проданных товаров, который не должен превышать 10% от общей стоимости поставки. При поставке социально значимых продовольственных товаров, список которых устанавливается правительством, и такие бонусы запрещаются. Список запрещенных практик является открытым, что позволяет добавлять в него новые ограничения.

Указанные положения закона не распространяются на оборот услуг. Аналогичные положения в законодательстве об услугах отсутствуют, тогда как ущербные для потребителя торговые практики применяются. Потребление товаров и услуг - важнейшая основа жизнедеятельности современного человека. С одной стороны, сфера услуг - ассортимент сервисных услуг, оказываемых населению, с другой - совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, оказывающих материальные и социально-культурные услуги потребителям. Будучи массовыми, они обособились в сферу обслуживания, превратились в самостоятельную отрасль экономики, имеющую цель повышение качества жизни населения. Развитие научно-технического прогресса становится объективной основой для оказания населению новые видов услуг, связанных с передачей, обработкой и анализом информации, такие как информационный и документационный сервис, аудиторские услуги, услуги беспроводной и интерактивной связи. В основные группы в нормативных документах

47

выделены следующие группы услуг: бытовые; пассажирского транспорта; связи; жилищно-коммунальные; учреждений культуры; туристические и экскурсионные; услуги физической культуры и спорта; медицинские, санаторно-оздоровительные; правового характера; банков; системы образования; торговли и общественного питания, рынков'.

Создание, производство, распределение и потребление товаров и услуг в условиях рыночной экономики носит возмездный характер. С учетом этого правовой основой регулирования имущественных отношений в многочисленных сегментах сферы социокультурного сервиса (общественное питание, туризм, культура, спорт и др.) являются нормы гражданского права о договоре возмездного оказания услуг. Очевидна тенденция развития его правового регулирования. В ГК РФ, в отличие от ранее действовавшего ГК РСФСР, договор возмездного оказания услуг рассматривается в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, а правила о договоре подряда применяются при определенных условиях. Так, в статье 783 ГК РФ установлено, что к договору возмездного оказания услуг по аналогии закона применяется целый ряд норм гл. 37 ГК (§ 1, 2), которые посвящены общим положениям о договоре подряда и положениям о такой его разновидности, как договор бытового подряда. Эти правила действуют лишь постольку, поскольку они не противоречат нормам ст. 779-782 ГК РФ, особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Очевидно, например, что правила ст. 734 ГК о выполнении работ из материалов заказчика не применяются. Из сравнения правил, содержащихся в статьях 702-729 и статье 783 ГК РФ видно, что к договору возмездного оказания услуг с учетом конкретных обстоятельств могут быть, в частности, применены правила о договоре подряда, касающиеся выполнения работ самим исполнителем или с привлечением треть -их лиц (статьи 704, 706, 780 ГК РФ); сроков оказания услуг (ст. 708 ГК РФ); цены услуг и способов ее отражения в договоре (ст. 709 ГК РФ); качества оказываемых услуг (ст. 721-725 ГК РФ). С другой стороны, очевидно, что к договору возмездного оказания услуг нельзя применять ряд норм, посвященных общим положениям о договоре подряда и, в частности, об экономии исполнителя (ст. 710 ГК РФ); о порядке оплаты работы (ст. 711 ГК РФ); о праве исполнителя на удержание (ст. 712 ГК) и др. К договору возмездного оказания услуг могут быть при определенных условиях применены правила о дого -воре бытового подряда, например: о гарантиях прав заказчика (ст. 731 ГК РФ); о предоставлении заказчику информации и предла- 1

10бщероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). Утвержден постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. - № 163.

48

гаемой услуге (ст. 732 ГК РФ); о предупреждении заказчика об условиях использования результата оказываемых услуг (ст. 736 ГК РФ).

Наряду с нормами ГК к отношениям между исполнителем и заказчиком применяются также правила Закона о защите прав потребителей в тех случаях, когда услуги оказываются юридическими лицами или индивидуальным предпринимателем в целях удовлетворения личных потребностей граждан (ст. 9 Закона). Внедренная в 1994 г. в предпринимательскую практику модель правового регулирования услуг не отражает различий в регулировании многочисленных групп услуг. Для производителя деятельность по предоставлению таких услуг - безусловно предпринимательская, связанная с извлечением прибыли. Такое понимание природы сервисной деятельности дает основания для применения к ней одного из общих правовых начал правового регулирования - комплексного характера действующего в этой области законодательства, в разной степени сочетающего нормы публичного и частного права. На это прежде всего указывает наличие специальных нормативноправовых актов, регулирующих предоставление отдельного вида услуг: туризма, общественного питания, культуры, медицинских, образовательных, бытовых и целого ряда других. Более того, очевидна тенденция развития специального правового регулирования. Специалисты обособляют музейное, театральное дело, кино, развивающееся с учетом возможностей видеоносителей - значительный по объему и сложности рынок возмездных услуг. Безусловно, что экономическую специфику оборота этих услуг точнее отражают специальные нормативно-правовые акты, учитывающие особенности предоставления, услуг каждого вида по их экономической классификации, например тех же зрелищных услуг.

Представляется, что таким взаимоотношением и взаимовлиянием сервисной деятельности и ее правового регулирования объясняется принятие множества законодательных актов различной юридической силы и комплексных (разноотраслевых) по своему характеру. Появление значительного количества источников правового регулирования сервисной деятельности и соответствующих правоотношений - основа для развития теоретического знания и научных представлений, выработке рекомендаций по упорядочению законодательства в области сервиса с целью эффективности последующего правоприменения. С учетом изложенного представляется перспективным включение в ГК РФ норм, где будут систематизированы правила об отдельных группах услуг с учетом классификации, содержащейся в общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН). Такие нормы стали бы основными положениями для применяемых к сфере услуг многочисленных специ -альных нормативно-правовых актов различного уровня и

49

отраслевой принадлежности (в общественном питании, гостиничном бизнесе, туризме, культуре, спорте, медицине, образовании и др.). Исследование договорного регулирования этих видов услуг, составляющих гражданско-правовую основу сервисной деятельности, приобретает особую актуальность в условиях обсуждения Концепции развития гражданского законодательства1 и указанного закона о торговле, где разграничивается торговля товарами и услугами.

Для развития правового регулирования сервисной деятельности необходимо совершенствование не только гражданского, но и, безусловно, публичного, прежде всего административного законодательства охранительной направленности. Складывается административная практика применения ответственности за обман потребителей при предоставлении услуг (статья 14.7 КоАП РФ). Потребители какого-либо товара (работы, услуги) сталкиваются с недобросовестным продавцом, деятельность которого приводит к правонарушениям, предусмотренным в статье 14.7 КоАП РФ. Согласно Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» под потребителем подразумевается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи. Известны распространенные способы искажения товарных свойств вещи: обвешивание, обмеривание, обсчет. При обвешивании покупатель получает товар в количестве, не соответствующем тому, которое предусмотрено договором купли-продажи. При обмеривании продавец нарушает условия договора, предусматривающие передачу покупателю товаров в ассортименте, согласованном сторонами. При обсчете товар оплачивается потребителем по цене, завышающей денежную сумму, объявленную продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи. Введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара приводит к продаже товара, не соответствующего требованиям стандартов, технических условий, условиям договора. При реализации услуги обман чаще всего выражается во введении в заблуждение через представление заве -домо искаженной информации о потребительских свойствах и каче-

1См. Концепцию развития гражданского законодательства. Разработана Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, который создан в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ».

50

стве услуги, утаивании от потребителя необходимой информации. В судебной практике выявляются другие, характерные для сервисной деятельности способы введения потребителя услуги в заблуждение. Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что продавец ввел покупателя в заблуждение относительно объема, характера, сроков гарантийного и сервисного обслуживания приобретаемого компьютера, а также относительно потребительских свойств дополнительной возмездной услуги. Вследствие этого указанная услуга была приобретена покупателем за дополнительную плату, что подтверждается договором об оказании платных услуг в форме сертификата программы дополнительного сервиса сроком на два года. Территориальный орган Роспотребнадзора квалифицировал действия продавца как административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.7 КоАП РФ, и назначил наказание в виде штрафа. Арбитражный суд, проанализировав содержание сертификата программы дополнительного сервиса, сделал обоснованный вывод о том, что некоторые из перечисленных в сертификате возмездных обязательств общества как исполнителя услуг дополнительного сервиса, одновременно являются его безвозмездными обязанностями как продавца товара. Это формирует неверное представление о характере (потребительских свойствах) услуги. При обжаловании решения арбитражного суда подтвержден вывод о доказанности административным органом наличия в действиях продавца состава правонарушения в результате введения покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств предоставляемой услуги: объема, характера, содержания и сроков гарантийного обслуживания товара, а также объема, характера содержания и сроков программы дополнительного сервиса1. Очевидно, что статья 14.7 КоАП РФ, не содержащая исчерпывающего перечня способов обмана потребителей, и допускающая, что помимо

перечисленных в ней способов, подобное правонарушение может быть совершено иным путем, должна быть периодически дополняться способами обмана потребителя, которые выявляет административная и судебная практика. В данном случае в указанной статье в способы обмана следует включить введение потребителя услуги в заблуждение относительно объема, характера, сроков гарантийного и сервисного обслуживания сложной бытовой техники. С учетом частоты злоупотребления продавцом доверием покупателя, не имеющего достаточных знаний и опыта приобретения и эксплуа-

1 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 июня 2006 г. по делу N А66-481/2006 // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. -№ 3, май-июнь 2008 г.

51

тации таких товаров следует данный способ обмана указать как квалифицирующий признак административного правонарушения, за которое может быть назначено более суровое наказание.

Представляется, что совершенствование гражданского законодательства о правовом регулировании сервисной деятельности будет более эффективным при одновременном упреждении злоупотреблений со стороны продавцов и покупателей через развитие соответствующих институтов как административного, так и иного публичного права. В связи с изложенным, практическое значение приобретает необходимость включение основных положений о различных видах услуг в главу 39 ГК РФ, принятие специального закона о государственном регулировании торговли услугами (сервисной деятельности), содержащего правила о сложившихся в этой области торговых практиках.

В. В. Галахов

Нормативное обеспечение социального обслуживания населения как средство осуществления социальной функции государства

Изменения, происходящие в обществе и государстве, требуют новых подходов к решению социальных проблем, неизбежно возникающих в результате этих изменений. Решения должны быть комплексные, системные и рассчитаны на эффективное действие на достаточно длительный период.

В настоящее время в России продолжается курс на формиро -вание демократического, правового и социального государства, что обуславливает повышение эффективности механизмов правового регулирования тех социальных отношений, которые связаны с социальной защитой государством категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Правовую основу социальной защиты граждан составляет целый комплекс нормативных правовых актов различной юридической силы, начиная с Конституции Российской Федерации и заканчивая ведомственными нормативными актами.

Так, например, статья 7 Конституции гласит:

«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материн-

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.