Научная статья на тему 'Новый взгляд на железнодорожные пограничные переходы как элемент на рынке услуг, экспедиции и логистики (на примере пограничного пункта в Бранево, Польша)'

Новый взгляд на железнодорожные пограничные переходы как элемент на рынке услуг, экспедиции и логистики (на примере пограничного пункта в Бранево, Польша) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мечниковски С.

Рассмотрены особенности железнодорожного сообщения Польши в условиях расширения ЕС и изменения ряда требований к условиям пограничного перехода. Дан анализ транспортировки грузов через пограничный переход в Бранево.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мечниковски С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New view at railway border check-points as elements of services market in sphere of expedition and logistics in Branevo, Poland

Features of a railway communication of Poland are given considering EU enlargement and change of some requirements to conditions of border transition the author carried out. Analysis of cargoes transportation through porder check-point in Branevo.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на железнодорожные пограничные переходы как элемент на рынке услуг, экспедиции и логистики (на примере пограничного пункта в Бранево, Польша)»

Система эколого-экономического управления на предприятии

ной деятельностью по формированию экополитики, отсутствием работы по проведению аудита и анализа и неорганизованностью коммуникаций с заинтересованными сторонами.

Список литературы

1. ИСО 14001:96. Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию // Стандарты и качество. 1996, № 12.

Об авторе

А.И. Бородин — канд. экон. наук, доц., ГУ-Высшая школа экономики, ABorodin@TOPSbi.ru

91

УДК 336.2.06

С. Мечниковски

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПОГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕХОДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ НА РЫНКЕ УСЛУГ, ЭКСПЕДИЦИИ И ЛОГИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПОГРАНИЧНОГО ПУНКТА В БРАНЕВО, ПОЛЬША)

Рассмотрены особенности железнодорожного сообщения Польши в условиях расширения ЕС и изменения ряда требований к условиям пограничного перехода. Дан анализ транспортировки грузов через пограничный переход в Бранево.

Features of a railway communication of Poland are given considering EU enlargement and change of some requirements to conditions of border transition the author carried out. Analysis of cargoes transportation through porder check-point in Branevo.

В период трансформации польской экономики радикально изменилась структура польской внешней торговли. Большая ее часть приходиться на торговлю с государствами Европейского союза, особенно Германию (в 2004 году внешнеторговый оборот составил 70 млн евро, т. е. 27 % всего польского экспорта) [2, с. 303 — 305]. За последние годы в Германии наступила рецессия, что снизило темп торгового обмена. В России, напротив, произошел экономический рост, который способствовал оживлению процесса торговли с Польшей. Данный факт вызвал большой интерес к восточным пограничным переходам у фирм, действующих на рынке услуг в сфере транспорта, экспедиции и логистики. Поскольку Польша является членом ЕС, можно предположить, что этот интерес будет и далее расти, так как польские восточные границы стали восточными границами Европейского союза.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 91 — 96.

92

На сегодняшний день большинство из этих пограничных переходов предназначены для автомобильного транспорта, только некоторые — железнодорожного.

В 2004 году с помощью железнодорожного транспорта было перевезено более 175 млн тонн грузов, что на 10,9 % меньше, чем в 2003 году. Часть международных перевозок, напротив, возросла почти на 2% [5]. Это произошло в результате увеличения роли железнодорожного транспорта в экспорте и транзите.

Изменения в структуре железнодорожных перевозок коснулись в основном международных перевозок. Это подтверждается данными, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Структура железнодорожных перевозок в 2003—2004 гг., %

Направления движения 2002 2003 2004

Внутренние сообщения 61,0 59,1 58,1

Международные сообщения 39,0 40,9 41,9

Экспорт 22,0 24,5 26,6

Импорт 14,4 13,4 11,8

Транзит 2,6 3,0 3,5

Источник: Transport. Wyniki Dzialalnosci. GUS Warszawa, 2004.

Эти данные относятся только к государственным грузоотправителям (экспедиторам), использующим железнодорожный транспорт. Причем железнодорожная сеть, по крайней мере формально, была открыта для грузоотправителей вне государственного сектора. Это произошло на основе директивы Европейского союза, которая предусматривает в отношении железнодорожного транспорта либеральный доступ к транспортной сети. С 15 марта 2003 года в рамках этой политики было открыто 20 % железнодорожных сетей для грузоотправителей вне государственного сектора в странах-членах Евросоюза [4].

Следует отметить, что первое частное железнодорожное сообщение из Польши в восточном направлении было открыто фирмой Chem Trans Logistic. Уже 16 марта 2003 году первый поезд фирмы Chem Trans Logistic с химическими веществами был отправлен из Германии в Брцег.

Фирма Chem Trans Logistic сформировалась как частное предприятие в 1992 году. Изначально предприятие специализировалось на железнодорожных перевозках минеральной и химической продукции. В настоящее время фирма объединяет ряд централизованно управляемых предприятий, которые предлагают комплексные логические решения. Операционная деятельность холдинга остается, однако, децентрализованной, что позволяет приводить проекты в соответствие с индивидуальными потребностями клиентов.

Как Chem Trans Logistic холдинг Polska AG c резиденцией в Варшаве управляет рядом предприятий, образующих одну из крупнейших групп капитала в Польше, причем в них заняты почти 1500 сотрудни-

Новый взгляд на железнодорожные пограничные переходы

ков. В 2004 году холдинг достиг оборота приблизительно в 200 млн евро; им было ввезено 28 млн тонн груза (более половины — 1,5 млрд брутто-тонн-километров — как частное железнодорожное предприятие). Использовалось 130 километров собственных железнодорожных путей, 4500 вагонов, 100 моторных вагонов, фирмой обслуживалось 28 вокзалов, ремонтный сервис обеспечивался круглосуточно.

Как единственное предприятие в Европе, фирма реализует транспортные проекты с использованием собственных железнодорожных транспортных средств, в том числе вагонов и локомотивов и перегрузочных терминалов на границе, складские помещения, площади. Правильное функционирование столь широко развитой инфраструктуры обеспечивается за счет собственных ремонтных и сервисных мастерских, локомотивных мастерских, а также сети контрольных служб в Польше и Европе.

На основе опыта в сфере логистики, приобретенного на рынках восточной Европы, фирма сделала заключение, что почти все пути с востока на запад проходят через Польшу, и поэтому в феврале 2003 года она открыла вместе с фирмой Railichem из Эссена первое частное железнодорожное сообщение между Германией и Польшей. Открытие первого частного железнодорожного сообщения в направлении восток — запад потребовало решения ряда технических и таможенных проблем.

Был учитан опыт, приобретенный: во время работы сети собственных таможенных агентств на всех важных пограничных переходах и портах, где проходили таможенное оформление товары, готовилась таможенная и грузовая документация, производились таможенные платежи и страхование грузов.

На восточной границе у фирмы восемь станций по перегрузке и таможенному оформлению: с Россией (Бранево); с Литвой (Тракиш-ки); с Белоруссией (Кузница Бялостока, Семяновка и Тереспол); с Украиной (Дорохуск, Хрубесчов и Медика).

Об объемах перевозок может свидетельствовать количество перемещенных грузов через пограничный переход в Бранево, который обслуживается фирмой Chem Trans Logistic Polnoc (табл. 2).

Таблица 2

Объемы перевозок, произведенных фирмой Chem Trans Logistic Polnoc, через пограничный переход в Бранево в 2003—2004 гг., т

Ассортимент продукции 2002 2003 2004

Импорт

Нефть 199097 47121 108076

Уголь 146429 233347 348126

Карбамид 80843 77086 2005

Другие удобрения 56469 37151 62504

Пропан бутан 15339 19904 18406

Калийная соль 10079 17635 31087

Мазут 1280 25547 154755

Окончание табл. 2

94

Ассортимент продукции 2002 2003 2004

Импорт

Бензин 2393 - -

Другие виды топлива 656 2402 -

Технический углерод 132 - -

Бумага 48 - -

Дерево 360 108 86

Сталь - 299 -

Цемент - - 3107

Метанол - - 2482

Итого 513126 460600 498755

Экспорт

Мебель 1373 1817 1459

Мраморная крошка 522 580 290

Клеящие вещества 642 278 167

Картон, карбид 101 - -

Рыбная мука - 290 300

Керамическая плитка - 190 184

Изделия из стали - 67 53

Итого 2638 3222 2453

Транзит

Целлюлоза через порт 4884 - -

Сталь через порт 44 8475 3655

Сталь в Чехию - 134 -

Аммиачная селитра в Чехию - 6661 1183

Сумма 4925 15270 4838

Всего 52 479092 1243971

Источник: внутренние материалы Chem Trans Logistic Polnoc.

В 2003 и 2004 годах через Бранево фирмой Chem Trans Logistic Polnoc (север) перевезено 35 % общего объема всех грузов. Эти грузы сформировали до 55 % всей товарной массы, перевезенной фирмой Chem Trans Logistic Polnoc. Объемы транзитных перевозок значительно выше экспортных. Это связано с тем, что в экспорте преобладают прежде всего готовые продукты и полуфабрикаты, а в транзите — сырье из России в западноевропейские страны. Фирма рассчитывает на то, что товарный поток через пограничный переход в Бранево вырастет и что готовая продукция из Германии будет перевозиться главным образом в контейнерах или с помощью «катящейся дороги». Транзитные перевозки возрастут. Импорт сырья и продукции для нужд польской экономики не снизится, так как фирма ввозит их не из Западной Европы. Это также не затронет интересы фирмы, так как объем товаров, перевозимых через Бранево, незначителен. Но растущую конкуренцию необходимо учитывать: так, фирма Andrex построила складские помещения для метанола площадью 50 тыс. квадратных метров, а фирма Polfrost — для экспорта немецких товаров в Содружество Независимых Государств.

На железнодорожных переходах на востоке Польши железнодорожные рельсы должны быть переложены с узких на широкополосные

Новый взгляд на железнодорожные пограничные переходы

рельсы, что требует наличия перевалочных сооружений для эффективных транспортировочных процессов. Инвестициями в этой сфере занимается большинство экспедиторских фирм.

Начиная с 1993 года фирма Chem Trans Logistic Polnoc (север) построила ряд перевалочных терминалов на пограничном переходе Бра-нево, а именно:

• перегрузочный терминал для жидкой химической и нефтяной продукции (перегрузочный объем терминала составляет 2500 тонн в день);

• перегрузочный терминал для неупакованных удобрений (транспортировка из вагонов с широкой осью в вагоны с нормальной осью при перегрузочном объеме 1000 тонн в день);

• перегрузочный терминал для угля с возможностью его сортировки и разбивки (транспортировка из вагонов с широкой осью в вагоны с нормальной осью или в транспортные средства через сортировочную установку или без сортировки прямой перевалкой. Перегрузочный объем составляет 3000 тонн в день или 1200 тонн в случае сортировки);

• перегрузочное помещение для пропан-бутана (перегрузочный объем составляет 300 тонн в день);

• терминал для перевалки неупакованного цемента.

Для будущего обслуживания готовой продукции в контейнерах или на «катящейся дороге» фирма Chem Trans Logistic Polnoc (север) предусматривает дальнейшие инвестиции в сооружения (Anlagen fuer Mittenabstand) Talgo или Suw-2000 [1, с. 222 — 227]. Это сократит время обслуживания вагонов и приведет к реализации правила «точно в срок» в международном железнодорожном транспорте.

К инвестициям фирмы на пограничном переходе в Бранево можно отнести: стапель, самоходный подъемник для перевалки товаров в мешках, погрузки бумаги, целлюлозы, стали, керамики, мебели, а также инвестиции в компьютерные программы, которые делают возможным быстрый и прямой информационный поток между импортером, экспедитором, агентством и таможней.

Chem Trans Logistic Polnoc (север) решилась на столь дорогостоящие инвестиции на восточных пограничных переходах при условии, что транспорт восток — запад открывает новые перспективы. Чтобы их использовать, необходимо правильно оценивать изо дня в день растущие запросы клиентов, а также применять новые технические и организационные решения.

Примером для такого современного решения является комплексный «логистик-пакет». Это означает, что группа CTL стремится к тому, чтобы удовлетворить все потребности их клиентов. Для этого необходима:

• организация и реализация железнодорожной перевозки внутри и за пределами страны;

• перегрузка и хранение жидких, сыпучих товаров и штучных продуктов с использованием собственных современных терминалов на восточной границе;

• сбыт и хранение товаров;

96

• мониторинг отправок, связанный с возможностью координировать время транспортировки;

• сдача в аренду специализированного парка подвижного состава, управление парком подвижного состава;

• управление частной железнодорожной инфраструктурой;

• услуги по обслуживанию, таможенному консультированию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проведение качественного, количественного и фитосанитарного контроля;

• профессиональное консультирование опытными сотрудниками;

• комплексные услуги;

• строгое соблюдение экологических требований, особенно при транспортировке и перегрузке опасных товаров [6].

Стратегию «Покупка всего в одном месте» все четче можно проследить во всей отрасли транспорта, экспедиции и логистики. Эта стратегия означает, что клиент может ожидать комплексные услуги в сфере транспорта, экспедиции и логистики от одного поставщика при использовании различных транспортных средств или использовании складов внутри и вне страны.

На рынке услуг в сфере транспорта, экспедиции и логистики мы имеем дело на сегодняшний день не только с правилом «из одних рук», но также с индивидуализацией предложений с точки зрения ожиданий (также в смысле финансов) покупателя.

Таким образом, для Польши как члена Европейского союза, восточные железнодорожные пограничные переходы станут значительными транспортными узлами в торговле Союза со странами СНГ, Дальнего Востока и Азии [3, с. 175 — 200]. Фирмы в сфере транспорта, экспедиции и логистики инвестируют в перегрузочные сооружения на восточных железнодорожных пограничных переходах. Таким примером является фирма Chem Trans Logistic на пограничном переходе Бранево. Фирма намеревается использовать современные тренды и стимулировать торговый оборот через железную дорогу со странами, расположенными на восточной границе.

Список литературы

1. Diomin Yu.V. Railway engineering of international transport system. Inikon-Press Kiew, 2001.

2. Dohoriginize G., Klusmeier S. Verkehrsmarkt Polen mit EU. Beitritt zum dynamischem Wachstum. Internationales Verkehrswesen, 2003. № 6.

3. Miecznikowski S. Kolej w polityce transportowej Unii Europejskiej. Wy-dawnictwo Uniwersytetu Gdanskiego. Gdansk, 2002.

4. Transportation of Infrastructure Packade Directives, 2003.

5. Transport. Wyniki Dzialalnosci. GUS Warszawa, 2004.

6. Zestawienie inwestycji Chem Trans Logistic Polnoc w latach, 1993 — 2003. Mate-rialy wewnetrzne Chem Trans Logistic Polnoc wrzesien, 2003.

Об авторе

С. Мечниковски — д-р экон. наук, проф., Гданьский государственный университет (Польша).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.