Научная статья на тему 'Новый взгляд на явление идентичности'

Новый взгляд на явление идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / RELIGIOUS IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Антонина Ивановна

Рецензия на книгу: Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса, 2012. 306 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A New Look at the Phenomenon of Identity

A review on a book: Krylov A. N. Religioznaia identichnost'. Individual'noe i kollektivnoe samosoznanie v postindustrial'nom prostranstve [Religious Identity. Individual and Collective Consciousness in the Postindustrial Space]. M. : Izdatel'stvo NIB, 2012. 306 s.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на явление идентичности»

Новый взгляд на явление идентичности

Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса, 2012. 306 с.

Исследование А. Н. Крылова представляет собой удачную попытку комплексного анализа феномена религиозной идентичности в разных плоскостях и измерениях на основе научных, в том числе мало известных в России, источников. Предметом данной работы стали вопросы о том, что представляет собой религиозная идентичность, в чем ее истоки, каково ее место в структуре социальной идентичности, какую роль религиозная идентичность играла в разные исторические периоды, изменилось ли ее значение в современном обществе и какие перспективы в этом плане имеет современная Европа в условиях продолжающейся секуляризации.

Автор, определяя религиозную идентичность как «форму религиозного и социально ориентированного самосознания человека, проявляющегося одновременно как на индивидуальном, так и на социальном уровнях» (С 223), рассматривает ее в семи измерениях, что позволяет системно изучить содержание религиозной идентичности, проблемы ее формирования и развития. Феномены «религия» и «идентичность» показаны в диалектическом единстве их характеристик, представляющих собой общее и противоположное, имеющих тенденцию взаимозамещать, взаиморазвивать и взаимодополнять друг друга. С одной стороны, религия выступает содержанием идентификационного процесса. Человек осознает собственную идентичность посредством религиозных норм, истин, учений. Религия помогает ему найти себя, свое место в жизни, ответить на экзистенциальные вопросы. С другой стороны, религия выступает инструментом, посредником идентификационного процесса. Посредством религии человек осознает свою принадлежность к определенной группе, ро-

ду, нации, стране. Религия служит сохранению и передаче норм, традиций, важных для процесса идентификации.

Систематизация антропологических факторов формирования религиозной идентичности выполнена автором на основе рассмотрения стадий развития идентичности и ступеней религиозного самосознания с учетом психосоциальных основ социокультурного развития человека. Особое значение в антропологическом измерении религиозной идентичности автор придает выделению и осмыслению традиций и ритуалов, сакрального языка, музыки, культового облачения, культурных кодов и других символических элементов. Причем содержание этих элементов находится в непосредственной связи с социально-историческими условиями и определяет формы религиозной идентификации в различные исторические периоды. В книге эта идентичность описана в эволюционном контексте, прослеживается ее становление и развитие в прошлом. Историческая перспектива исследования позволяет автору привлечь исторические источники и библейские тексты, свидетельствующие о важности половых отличий и религиозной принадлежности для формирования изначально в сознании человека двух идентичностей — половой и религиозной. С некоторыми оговорками в работе формулируется предположение о том, что наличие у древнего человека этих двух идентичностей стало основой формирования современной социальной и индивидуальной идентичности.

В разделах, посвященных социальному и географическому измерениям религиозной идентичности, речь идет о роли религии и церкви в современном обществе. Опираясь на социологическую трактовку социализации (Ковалева, 2004: 139), автор анализирует роль церкви в социализации современного человека и обосновывает целесообразность различия религиозной и церковной социализации, говоря в первом случае об освоении норм и ценностей религиозной жизни вообще, а во

2013 - №2

Рецензии и аннотации 323

втором случае — о социализации внутри конкретной церкви, церковной общины, включающей не только религиозные, но и другие аспекты повседневной жизни (С. 111-112).

Понимая инкультурацию как процесс включения идей, воззрений, социальных структур и различных элементов одной культуры в чужую культуру (С. 109), автор рассматривает, во-первых, влияние религиозной идентичности на инкультурацию, во-вторых, содействие инкультурации формированию религиозной идентичности. В книге представлены христианские миссионерские концепции, предполагающие как внешнее миссионирова-ние нехристианских народов, так и внутреннее миссионирование, что подразумевает распространение знаний о христианстве среди европейцев, утративших веру и религиозные знания, а также инкультурацию христианства в реалии секулярного постиндустриального пространства. Отмечается, что изменение миссионерской деятельности в постиндустриальном пространстве от внешнего к внутреннему привело к ситуации, когда миссиониро-вавшая ранее Европа становится миссиониру-емым континентом.

Автор связывает будущее религиозной идентичности с набором социальных и коммуникационных инструментов, которыми располагает и владеет христианская церковь. На опыте Германии и других стран ЕС показывается, что сложность использования СМИ для реевангелизации заключается не столько в возможностях эфира, сколько в готовности вести адекватную коммуникативную политику. Так и в России работа некоторых религиозных каналов и качество некоторых религиозных передач не прошли бы экспертной оценки специалистов по современным коммуникациям (С. 118).

Автору удалось уйти от возможного одностороннего подхода к анализу религиозной идентичности без ее теологического измерения. Он обращается к пониманию содержания, которое вкладывает в понятие идентичности сама религия. Согласно христианскому учению подлинную идентичность че-

ловек обретает в процессе духовного совершенствования, религиозной практики и обращения к Богу, дающих ему возможность познать самого себя. Теологическое представление об идентичности выходит за рамки научного познания. Но без него — и здесь трудно не согласиться с автором — понимание феномена религиозной идентичности представляется неполноценным. В этом контексте идентичность понимается и как комплекс религиозных догм и представлений, позволяющих человеку составить представление о самом себе, определить свое место в обществе и мире (С. 192). Совершенно другой контекст религиозной идентичности изложен при ее рассмотрении в секулярном измерении в условиях реалий современного постиндустриального общества, когда меняются функции религии, трансформируется религиозное поведение и замещаются отдельные элементы религиозной идентичности новыми субидентичностями.

Нет сомнений в том, что рецензируемая книга А. Н. Крылова привлечет широкий круг исследователей и послужит дальнейшему глубокому анализу многогранного явления идентичности человека в современном обществе.

А. И. Ковалева Дата поступления: 15.02.2013 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 139-143.

A NEW LOOK AT THE PHENOMENON OF IDENTITY Krylov A. N. Religioznaia identichnost’. Individual-noe i kollektivnoe samosoznanie v postindustrial -nom prostranstve [Religious Identity. Individual and Collective Consciousness in the Postindustrial Space]. M. : Izdatel’stvo NIB, 2012. 306 s.

A. I. Kovaleva

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Kovaleva, A. I. (2004) Sotsializatsiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 139-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.