Научная статья на тему 'НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ'

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЦИФРОВОЙ КОНТРОЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / CRIMINOLOGICAL CONTROL / PUBLIC CONTROL / DIGITAL CONTROL / CRIME PREVENTION IN THE FIELD OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Желудков М.А., Пузырева К.Ю.

В статье рассматриваются вопросы задействования ресурсов цифрового, общественного и криминологического контроля для повышения эффективности профилактики преступности в сфере обязательного медицинского страхования. Активное внедрение новых цифровых технологий, в том числе в сферу медицинского страхования, приводит к некоторой стихии и без правового обеспечения профилактики создает условия для потенциального корыстного преступления в данной области общественных отношений. Предлагается задействовать ресурсы единого портала государственных и муниципальных услуг при реализации общественного контроля над процессом качества оказанных медицинских услуг и получения сведений о фактах преступных посягательств. Сделан вывод, что установление общественного контроля по указанному варианту обеспечит взаимодействие с пациентами посредством использования информационно-технических решений Единого портала, а также позволит установить контроль на этапе передачи сведений, собранных по результатам проверки сообщений пациентов в правоохранительные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Желудков М.А., Пузырева К.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW LOOK AT THE METHODS OF CRIME PREVENTION IN THE SPHERE OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE

The article deals with the use of digital, social and criminological control resources to increase the effectiveness of crime prevention in the field of compulsory health insurance. The active introduction of new digital technologies, including in the field of medical insurance, leads to some element and without legal provision of prevention creates the conditions for a potential self-serving crime in this field of public relations. It is proposed to use the resources of a single portal of state and municipal services when implementing public control over the process of quality of medical services provided and obtaining information about the facts of criminal attacks. It was concluded that the establishment of public control according to this option will ensure interaction with patients through the use of information and technical solutions of the Unified Portal, as well as will allow establishing control at the stage of transmitting information collected based on the results of checking patients' messages to law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

УДК: 343.97

ББК: 67.51

Желудков М.А. Пузырева К.Ю.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ZheludkovM.A. PuzyrevaK.Y.

A NEW LOOK AT THE METHODS OF CRIME PREVENTION IN THE SPHERE OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE

Ключевые слова: криминологический контроль, общественный контроль, цифровой контроль, профилактика преступности в сфере обязательного медицинского страхования.

Keywords: criminological control, public control, digital control, crime prevention in the field of compulsory health insurance.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы задействования ресурсов цифрового, общественного и криминологического контроля для повышения эффективности профилактики преступности в сфере обязательного медицинского страхования. Активное внедрение новых цифровых технологий, в том числе в сферу медицинского страхования, приводит к некоторой стихии и без правового обеспечения профилактики создает условия для потенциального корыстного преступления в данной области общественных отношений. Предлагается задействовать ресурсы единого портала государственных и муниципальных услуг при реализации общественного контроля над процессом качества оказанных медицинских услуг и получения сведений о фактах преступных посягательств. Сделан вывод, что установление общественного контроля по указанному варианту обеспечит взаимодействие с пациентами посредством использования информационно-технических решений Единого портала, а также позволит установить контроль на этапе передачи сведений, собранных по результатам проверки сообщений пациентов в правоохранительные органы.

Abstract: The article deals with the use of digital, social and criminological control resources to increase the effectiveness of crime prevention in the field of compulsory health insurance. The active introduction of new digital technologies, including in the field of medical insurance, leads to some element and without legal provision of prevention creates the conditions for a potential self-serving crime in this field of public relations. It is proposed to use the resources of a single portal of state and municipal services when implementing public control over the process of quality of medical services provided and obtaining information about the facts of criminal attacks. It was concluded that the establishment of public control according to this option will ensure interaction with patients through the use of information and technical solutions of the Unified Portal, as well as will allow establishing control at the stage of transmitting information collected based on the results of checking patients' messages to law enforcement agencies.

Корни важной идеи цифровой трансформации современного общественного развития неизменно сталкиваются с необходимостью изучения не только терминологии или социально-экономических возможностей новых технологий, но и предпосылок изменения традиционных форм преступного реагирования. Когда в государственной системе появляется новое социальное явление, то следует не только извлечь из него функцию по выполнению поставленных обще-

ством полезных задач, но и создать предпосылки того, чтобы иные возможности его применения находились под контролем существующей в государстве профилактической системы правоохранительного и общественного воздействия. В контексте нашего исследования, профилактика преступности в сфере медицинского страхования не может отрицать необходимость цифровой трансформации реагирования на причины и условия совершаемых в этой области пре-

ступлений. Повсеместное применение интернета, технологий робототехники и искусственного интеллекта обеспечивают преступникам более комфортные условия для совершения преступлений. Здесь рассмотрим цифровую профилактику преступности как систему мер по «недопущению конкретных правонарушений»1, обеспеченную средствами телекоммуникационных сетей и информационных систем. В свою очередь, чтобы обеспечить эффективность цифровой профилактики, следует, прежде всего глубоко исследовать общий характер правового обеспечения при функционировании технологий и средств, а также создать системные основы обеспечения постоянного наблюдения и реагирования на криминальные ситуации в определенной сфере жизнедеятельности общества. По функциональности цифровых средств воспользуемся определением цифровой экономики, которое было дано в Указе Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»: «цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг»2.

Таким образом, при цифровизации определенной сферы жизнедеятельности создаются особые цифровые инструменты: цифровые информационные базы; система онлайн входа, наполнения и получения информации из этих баз; системы видеонаблюдения (Безопасный город и др.); система определения местонахождения лица по дан-

1 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. И. Долговой. - 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Норма, 2005. - С. 436.

2 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 мая 2017 г. [Электронный ресурс] - URL: http://home.garant.ru (дата обращения 24.10.2020).

ным геолокации; технологии блокчейна; системы распознавания образов в сети и при нахождении физического лица на определенной территории и др. Активное внедрение подобных технологий, в том числе в сферу медицинского страхования, приводит к некоторой стихии и без правового обеспечения профилактики создает условия для потенциального корыстного преступления в данной области общественных отношений.

В рамках нашего исследования нами были проанализированы различные преступные деяния, совершаемые в соприкосновении с медицинским страхованием и был сделан вывод о том, что полноценное осуществление профилактической защиты от преступности в сфере обязательного медицинского страхования затруднительно по причине того, что такая категория как «преступность в сфере обязательного медицинского страхования» отсутствует в статистической отчетности правоохранительных органов. Преступления в сфере обязательного медицинского страхования включаются или в состав экономической преступности (ст. 159 УК РФ, ст. 159.5 УК РФ) или в состав должностной преступности (ст. 285.2 УК РФ, ст. 290 УК РФ).

В качестве характерного примера таковой преступности обратим внимание на то, что в области общественных отношений, где распределяются денежные средства всегда будет соблазн их похищения лицами, задействованными в этот процесс. Так, «19 июня 2020 года стало известно о задержании двоих руководителей сети частных медицинских центров в Кемерове и Новокузнецке, которые подозреваются в хищении более 250 млн рублей из территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). По данным следствия, в период с 2016 года подозреваемые создали в Кемерове и Новокузнецке сеть частных медцентров, которые фактически не оказывали услуги гражданам, но получали выплаты по системе ОМС. Более 70% медицинских услуг, за которые данным организациям в период с 2019 по апрель 2020-го территориальный фонд страхования возместил затраты, фактически гражданам не оказыва-

лись»1. Подобное преступление было выявлено сотрудниками правоохранительных органов. Однако не забываем и о том, что в рамках профилактики хищения средств при оказании медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ на организации медицинского страхования возложены функции по контролю не только качества оказываемых медицинских услуг со стороны лечебных учреждений, но соблюдению должного порядка расходов по лечению застрахованных граждан. Для этого у них существуют особые способы выявления нарушений, а именно: медико-экономический контроль, экспертиза качества медицинских услуг и защиты прав застрахованных, медико-экономическая экспертиза. Как видим, инструменты для выявления корыстной преступности у органов федерального фонда ОМС достаточно эффективные и их полноценное задействование может существенно повысить уровень профилактического воздействия. Однако по данным представленным Генеральной прокуратурой РФ, которая в 2012 году проверяла Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, эта организация недостаточно полноценно обеспечивает «должный контроль за соблюдением территориальными фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями нормативных правовых актов по вопросам ОМС и целевым использованием ими бюджетных средств. Так, при проверке территориального фонда ОМС Калининградской области в марте 2011 г. работники контрольно-ревизионного управления фонда выявили нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в сумме 26,1 млн. руб., которые не восстановлены, однако материалы проверки в правоохранительные органы не направлены»2.

1 Из фонда ОМС в Кузбассе украли 250 млн рублей. [Электронный ресурс] // URL: http://zdrav. expert/index.php / Компания: Федераль-ный_фонд_0МС#Л0^Л1.80тВЕтВ3Л1.80Л 0.B0 .D0.BC.D0.BC.D0.B0 (дата обращения 24.10.2020).

2 Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Генеральная прокуратура России выявила нарушения в деятельности Федерального фонда обяза-

Поэтому, в разрезе снижения латент-ности преступности в сфере обязательного медицинского страхования считаем необходимым задействовать в системе данного профилактического контроля структурные компоненты новых цифровых технологий общественного контроля. Современная система обязательного медицинского страхования - это принцип построения и финансовый фундамент системы всего здравоохранения России. От того, насколько эффективны будут цифровые средства контрольных мероприятий в аспекте выявления детерминации совершения преступных деяний в сфере обязательного медицинского страхования зависит не только успешность функционирования отрасли здравоохранения, но и ее способность обеспечивать права граждан на бесплатное оказание медицинской помощи. Преступления в сфере медицинского страхования влияют на различные стороны общественной жизни государства, они не дают возможности для полноценного решения всех задач, которые ставятся перед здравоохранением. Повышенная общественная опасность этих деяний также проявляется при перекосах денежного финансирования при реальных и ложных ситуациях страховых случаев. Создаются своеобразные экономические риски того, что в ситуации нестабильности экономики криминализация рынка страховой медицины создаст повышенную социальную напряженность в обществе. Например, кризисная ситуация в период пандемии 2020 года обнаружила слабые стороны и недостатки в государственном управлении не только в системе здравоохранения, но и в решениях, принимаемых по закупках различных медицинских препаратов, расходных средств и приборов.

Опросы, проведенные нами с застрахованными гражданами, показали, что при обращении за оказанием медицинской помощи более 80% из них использовали технологии задействования цифровых инструментов для реализации своих конституционных прав. При этом около 40% опрошенных предъявляли претензии к форме взаи-

тельного медицинского страхования. [Электронный ресурс] // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/news-76091 (дата обращения 24.10.2020).

модействия при использовании информационно-коммуникационных технологий, где отсутствует прямой контроль гражданина за процедурой прохождения его обращения в органах здравоохранения. Например, возникают ситуации, когда простой осмотр носоглотки эндоскопом изменяется на процедуру оказания медпомощи и обследования стационарному больному; пациенту приписывают фиктивное посещение медицинских учреждений при диспансеризации и проведении вакцинации; пациенты не получают бесплатное и в нужное время лабораторное обследование и консультации узких специалистов, их направляют на платные процедуры; экономят на химио и других видах терапии; уменьшают время нахождения пациента на койко-местах в больницах.

Однако подобные детерминанты преступных деяний в указанной сфере не доступны для быстрого и своевременного выявления как со стороны простого гражданина, так и правоохранительным органам. Соглашаясь с аспектами врачебной тайны, тем не менее считаем, что в рамках системы цифрового оказания госуслуг и системы общественного контроля, следует расширить формы и методы общественного контроля и в этой сфере деятельности.

Формы и порядок общественного контроля урегулированы Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Установлены формы контроля: общественные мониторинг, проверка, экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и др. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при реализации форм общественного контроля позволит оптимизировать деятельность по сбору, обработке и передаче информации, что в конечном счете очевидно повышает результативность общественного контроля. «Информационное обеспечение является особой формой контроля тех угроз, которые могут исходить от преступности»1.

В данном контексте имеется ввиду целесообразность задействования цифровых информационных ресурсов для повышения эффективности борьбы с преступностью в системе обязательного медицинского страхования, а также в целях реализации форм профилактической защиты.

Поэтому предлагаем практическое решение вопроса установления правоохранительными органами особого криминологического контроля, осуществляемого с использованием информационно-телекоммуникационных ресурсов, в целях сбора данных для осуществления правоохранительного реагирования на преступления в системе обязательного медицинского страхования (рисунок 1).

1 Желудков М.А. Особенности информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию экономической преступности // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 3 (4). С. 146.

Рисунок 1 - Цель и взаимодействие видов контроля

Используя представленную схему, обратим внимание, что предлагаемое в настоящей статье решение возникло на «пересечении кругов» цифрового, общественного и криминологического контроля. Криминологический контроль рассматривается как «форма организации управленческой деятельности, реализуемая посредством упорядоченной совокупности криминологических методов в целях наблюдения, надзора и оценки криминологической ситуации, т. е., прежде всего, преступности и взаимодействующих с ней (криминогенных и антикриминогенных) факторов, а также системы предупредительного воздействия на пре-

ступность»1. Криминологический контроль является составляющей частью системы предупреждения преступлений. А.Г. Гор-шенков указывает на неоднозначность и сложность применения в криминологической литературе таких понятий как криминологический контроль, предупреждение преступлений, криминологическая профилактика. В данной работе мы сфокусируемся на позиции, которая состоит в том, что криминологический контроль представляет собой совокупность различных действий правоохранительных органов при воздействии на следующие элементы преступности: причины и условия совершения преступления, минимизация или их устранение, управленческое воздействие на потенциальную личность преступника. Такое понятие криминологического контроля предполагает его широкий смысл: контролировать криминальную ситуацию в определённой области общественных отношений. В сфере обязательного медицинского страхования криминологический контроль включает системную реализацию указанных ранее мер воздействия в системе обязательного медицинского страхования, которая обладает своей спецификой и необходимостью постоянного правоохранительного надзора.

Например, одним из наиболее распространенных преступлений в сфере обязательного медицинского страхования является внесение ложных сведений об оказанных медицинских услугах в первичную медицинскую документацию с последующим выставлением счетов на оплату с страховую компанию или в территориальный фонд. Выявить массовость таких преступлений позволила именно мера профилактического цифрового контроля деятельности органов здравоохранения, а именно появления особого сервиса на портале государственных услуг, который позволяет проверить список и стоимость оказанных гражданину медицинских услуг за заданный период времени.

О возможности получения сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости впервые было заявлено в поста-

1 Горшенков А.Г. Криминологический контроль в сфере борьбы с преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2007. № 3-4. С. 5.

новлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Государственная программа поставила задачу реализовать названную возможность в виде сервиса личного кабинета пациента «Мое здоровье» на портале государственных и муниципальных услуг. В течение некоторого времени в органах управления системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также в Национальном центре информатизации, входящем в госкорпорацию «Ростех», велась работа по разработке информационно-технического решения, позволяющего реализовать функцию проверки пациентом объема оказанных медицинских услуг. В настоящее время реализация функции совершенствуется, процесс дорабатывается, о чем свидетельствуют управленческие решения по реализации технических задач (например, Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 7 февраля 2020 г. № 1693/91/и о направлении Технических требований по доработке информационных систем ТФОМС для обеспечения возможности использования гражданами сервисов личного кабинета пациента «Мое здоровье»). Национальный проект здравоохранения (в его обновленной версии, утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) поставил одной из задач к 2024 году обеспечение доступа гражданам в личном кабинете «Мое здоровье» к сервису «получение сведений об оказанных медицинских услугах», с помощью создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). В настоящее время «услуга предоставляется бесплатно в течение 24 часов после отправки запроса. Справка об оказанных заявителю медицинских услугах в рамках программы ОМС и их стоимости поступает в электронной форме в формате .pdf с возможностью сохранения на компьютере за-явителя»2.

2 Официальный сайт Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продук-

Предлагаем усовершенствовать

данную идею о необходимости контроля пациентом качества, объема и стоимости оказанных ему медицинских услуг и считаем необходимым на каждого гражданина в его личном кабинете, по его согласию, завести электронную запись всей его медицинской карточки. Причем основные сведения по формам его обращения и срокам оказания помощи, без указания истории болезни и других индивидуальных данных, должны быть доступны органам общественного контроля и правоохранительным органам. Подобная необходимость общественного и правоохранительного мониторинга возникла в связи с обнаружением массовости внесения заведомо ложных сведений в первичную медицинскую документацию медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, на всей территории Российской Федерации. Кроме того, череда громких уголовных дел в связи с выведением по такой схеме денежных средств из территориальных фондов обязательного медицинского страхования заставляют сконцентрировать внимание криминологов, представителей государственной власти и общества на поиске правовых, организационных и технических решений, позволяющих реализовать профилактику данной видовой преступности.

В настоящее время задействование общественного и цифрового контроля дает результаты вне зоны криминологического контроля. В случае, если по итогам проверки сообщений от пациентов, которые обнаружили недостоверные записи об оказанных им медицинских услугах, подтвердился факт умышленного внесения ложных записей в медицинскую документацию, Правилами обязательного медицинского страхования, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. № 108н, предусмотрено применение санкций «к ме-дорганизациям за непредставление меди-

ции «Ростех». «Ростех позволит россиянам проверить расходы на ОМС». [Электронный ресурс] // URL: https://rostec.ru/news/rostekh-pozvolit-rossiyanam -proverit-raskhody-na-oms/ (дата обращения 23.10.2020).

цинских документов и за искажение информации в реестрах счетов»1. Таким образом, существуют аспекты ведомственного контроля за внедрением в систему обязательного медицинского страхования электронного сервиса по проверке гражданами объема и стоимости оказанных медицинских услуг.

Однако ведомственный контроль, как уже указывалось ранее, не исключил финансовые интересы медицинской организации в ложном увеличении объема оказанных медицинских услуг, заинтересованность сотрудников в повсеместном искажении данных первичной медицинской документации остается. Считаем, что в данной ситуации существует недопонимание целей криминологического контроля. Так, если финансовая ответственность медицинских организаций - сфера ведения страховых медицинских компаний и территориальных фондов, то обнаружение и раскрытие преступления, совершенного конкретным медицинским работником, отнесено к компетенции правоохранительных органов.

Таким образом, реализация защиты гражданина и общества от обмана и злоупотреблений в сфере обязательного медицинского страхования как целевого ориентира криминологического контроля возможна посредством использования новых цифровых информационных технологий. В настоящее время нет общественных организаций, занимающихся вопросами контроля за сообщениями и обращениями граждан об обнаружении фактов неоказанных медицинских услуг. Предлагаем установить цифровой общественный и правоохранительный контроль над процессом обработки обращений граждан о выявленных фактах неока-занных и ложных медицинских услугах с помощью Единого портала. При этом доступ к информационной базе хранения, обработки и анализа полученных сведений следует предоставить Общественной палате субъектов Российской Федерации. Именно

1 Полис в телефоне: как пациенты смогут проконтролировать, какую медицинскую помощь они получили? [Электронный ресурс] // URL: http://www.ffoms.gov.ru/news/ffoms/intervyu-predsedatelya-federalnogo-fonda-oms-natali-stadchenko-rossiyskoy-gazete-polis-v-telefone/?sphrase_id=187100 (дата обращения 24.10.2020).

через ее территориальные органы возможно осуществить контроль всех иных лиц, которые могут получить допуск в данную систему. Например, сотрудники правоохранительных органов для поиска сведений о совершенном преступлении при обращении к электронному сервису по проверке гражданами объема и стоимости оказанных медицинских услуг подобный доступ должны получить только через контролеров Общественной палаты РФ. Предлагается двойная форма общественного контроля, как со стороны гражданина, получившего медицинскую услугу, так и со стороны общественного контролера палаты. В документах, которые будут размещены в этой базе должны быть пропущены персональные данные больных лиц, но указаны персональные данные по лицам, принимающим решения при оказании лечения. Представляется, что выстраивание работы по усилению обще-

Из предлагаемой схемы видно, что установление общественного контроля по указанному варианту обеспечит взаимодействие с пациентами посредством использования информационно-технических решений Единого портала, а также позволит установить цифровой контроль на этапе передачи сведений, собранных по результатам проверки сообщений пациентов в правоохранительные органы.

Таким образом, обоснованно считаем, что установление постоянно действующего механизма, обеспечивающего передачу сведений правоохранительным органам через органы общественного контроля, позволит выработать действенный метод обнаружения и предотвращения мошенничества в сфере обязательного медицинского страхо-

ственного контроля над процессом передачи сведений о выявленных фактах действий сотрудников медицинских организаций, предположительно носящий преступных характер, позволит обеспечить эффективную систему противодействия мошенничеству в сфере обязательного медицинского страхования. «Практическая деятельность системы защиты права гражданина невозможна без четкого взаимодействия и согласованности всех элементов системы, в которой каждый играет свою роль, но ни один не может полностью обеспечить реализацию вопросов по абсолютной защите»1. Поэтому предлагаем выстроить работу по обеспечению прохождения информационных потоков, содержащих сведения о факте неока-занных и ложных медицинских услугах между элементами системы в соответствии со схемой, представленной ниже (рисунок 2).

вания. Используя информационно-технические возможности портала государственных и муниципальных услуг в разделе «Мое здоровье», возможно наладить систему цифрового общественного контроля при выявлении недостоверных сведений об объеме оказанных гражданину медицинских услуг, при котором, после исключения технической ошибки в составлении реестров счетов, территориальные фонды и страховые компании при обнаружении фактов внесения ложных сведений об объемах ме-

1 Желудков М.А. Особенности государственного управления процессом обеспечения защиты права собственности от корыстных преступлений против собственности // Вестник воронежского института МВД России. 2012. № 2. С. 125.

■£

о

с ГЛ ч

о £

Ч а о

о с

н Я К ЕГ о я к

Я ч

ее м

С и

1

Единый портал

^• Раздел «Мое здоровье»

ТФОМС

• страховые компании

Организации общественного контроля

пр авоохр анительньи органы

е

подследственности \_

Рисунок 2 - Схема установления общественного контроля

по

дицинских услуг, передают собранные данные в правоохранительные органы. В настоящее время такая работа не налажена, что сильно затрудняет установление системности в работе по выявлению таких преступлений. Поэтому, общественный контроль,

реализуемый с помощью цифровых возможностей информационных сервисов, станет первым шагом к тому, чтобы обеспечить установление криминологического контроля в сфере обязательного медицинского страхования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горшенков, А.Г. Криминологический контроль в сфере борьбы с преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2007. № 3-4. С. 5-9.

2. Единый портал государственных услуг и функций (ЕПГУ). [Электронный ресурс] // иКЪ:кйр8://,^^^§08ш1и§1.ги/1е§а1-еп111у (дата обращения 24.10.2020).

3. Желудков, М.А. Особенности государственного управления процессом обеспечения защиты права собственности от корыстных преступлений против собственности // Вестник воронежского института МВД России. 2012. № 2. С. 125-128.

4. Желудков, М.А. Особенности информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию экономической преступности // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 3 (4). С. 146-149.

5. Из фонда ОМС в Кузбассе украли 250 млн рублей. [Электронный ресурс] // Ц^: http://zdrav.expert/mdex.php/Компания:ФедеральньIЙ_фонд_ОМС#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D0.B3. D1.80.D0.B0.D0.BC.D0.BC.D0.B0

6. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 912 с.

7. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Генеральная прокуратура России выявила нарушения в деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования. [Электронный ресурс] // Ц^: https://genproc.gov.ru/smi/news/news-76091 (дата обращения 24.10.2020).

8. Официальный сайт Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех». «Ростех позволит россиянам проверить расходы на ОМС». [Электронный ресурс] // URL:https://rostec.ru/news/rostekh-pozvo1it-rossiyanam-proverit-raskhody-na-oms/ (дата обращения 24.10.2020).

9. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Формирование системы общественного контроля в сфере ОМС. [Электронный ресурс] // URL:https://www.omsvrn.ru/content/formirovanie-sistemy-obshchestvennogo-kontro1ya-v-sfere-oms (дата обращения 24.10.2020).

10. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс] // ЦКЬ: http://home.garant.ru (дата обращения 24.10.2020).

11. Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 7 февраля 2020 г. № 1693/91/и «О направлении Технических требований по доработке информационных систем ТФОМС для обеспечения возможности использования гражданами сервисов личного кабинета пациента «Мое здоровье». [Электронный ресурс] // иКЬ: http://home.garant.ru (дата обращения 24.10.2020).

12. Полис в телефоне: как пациенты смогут проконтролировать, какую медицинскую помощь они получили? [Электронный ресурс] // ЦКЬ: http://www.ffoms.gov.ru /news/ffoms/intervyu-predsedate1ya-federa1nogo-fonda-oms-nata1i-stadchenko-rossiyskoy-gazete-po1is-v-te1efone/?sphrase_id=187100 (дата обращения 24.10.2020).

13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс] // ЦКЬ: http://home.garant.ru (дата обращения 24.10.2020).

14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // «Российская газета» от 22 декабря 2001 г. № 249» [Электронный ресурс] // Ц^: http://home.garant.ru (дата обращения 24.10.2020).

15. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 мая 2017 г. [Электронный ресурс] // Ц^: http://home.garant.ru (дата обращения 24.10.2020).

16. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Российская газета» от 23 ноября 2011 г. № 263» [Электронный ресурс] // ЦКЬ: http://home.garant.ru (дата обращения 24.10.2020).

Получено: 30.10.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.