Новый взгляд на социологию труда
Ж. Т. Тощенко. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: Мысль, 2006.
Впервые с социологией труда я столкнулась в 1998 г. Мне предстояло подготовить курс лекций для студентов факультета социологии Государственного университета -Высшей школы экономики. Была разработана программа курса, в этой работе приняли участие такие специалисты, как О.И. Шкаратан. Однако подготовка самих лекций оказалась задачей далеко не из легких, и прежде всего именно в силу тех изменений, которые переживало в то время российское общество. Изменения касались всех сторон жизни, в том числе кардинальные изменения претерпело общественное сознание.
Переход к рыночным отношениям (в новых российских условиях) принципиально изменил отношение не только к труду как таковому, но и к научному труду, в частности. Десятилетиями формировавшееся в Советском Союзе социалистическое отношение к труду поразительно быстро исчезало, уступая место фантастически трансформированным «протестантским ценностям капитализма». В этих условиях требовалось создать некую новую доктрину труда, отражающую его новое видение, соответствующее новым изменяющимся социальным и экономическим условиям. И преподавать социологию труда нужно было по-новому. Но в конце 1990-х годов прочитать об этом было негде.
Так или иначе курс был подготовлен. При этом имевшуюся литературу и излагавшиеся в ней подходы к трактовке труда и трудовых отношений приходилось заново переосмысливать, вносить современное понимание, и очень хотелось, чтобы, наконец, появилась литература, представляющая труд в контексте происходящих изменений.
И вот летом 2006 г. Ж. Т. Тощенко предложил для публикации в журнале «Мир России» статью «Социология труда: генезис идей в контексте мировых и российских реалий (опыт нового прочтения)», а затем и саму рецензируемую
© ЭКО 2007 г.
186 ЭКО
монографию. Во введении к ней автор писал: «Социология труда как специальная социологическая теория нуждается в том, чтобы в ее осмыслении, во-первых, был повышен уровень теоретического обобщения, чтобы она не выглядела как набор актуальных, важных, но не упорядоченных логикой социальных проблем; во-вторых, произведен критический отбор того лучшего, что накоплено в отечественной (и в связи с ней мировой) практике решения социальных задач производства, касающихся всего спектра трудовой деятельности людей.
Социально-трудовые отношения в современной России претерпевают кардинальные изменения. Социальная практика показывает жизненность и востребованность идей, к которым шла социология в течение всего XX в. Причем отечественный опыт оказался неотделим от мировой практики, от тех попыток и находок, которые были апробированы во многих индустриально развитых странах.
В статье делается попытка осмыслить российские реалии, сопоставить их с опытом других стран с принципиально новых позиций: как наука и производство взаимно обогащали друг друга, и как именно это взаимодействие способствовало успеху в решении социально-экономических проблем»1.
Статья заинтересовала меня - наконец-то появилась работа, предлагавшая не только новое осмысление самого феномена труда, но и новые подходы к рассмотрению и изучению этого важнейшего социального явления. Там же во введении автор отмечал, что статья представляет собой синтез основных идей готовящейся новой книги.
И вот передо мной монография Ж.Т. Тощенко «Социология труда: опыт нового прочтения». Открыв первые станицы, я как будто заново окунулась в историю развития науки о труде, одной из важнейших среди социологических дисциплин. Еще читая статью в журнале, я обратила внимание на то, что автор говорит о социологии труда с необыкновенным увлечением, называя ее книгой «реальной жизни, "полистав" которую, можно увидеть, как, когда и при каких обстоятельствах раскрывались перед наукой и практикой социальные грани труда, как они развивались, как открывались новые, как происходило обогащение уже познанных, но
1 Тощенко Ж.Т. Социология труда: генезис идей в контексте мировых и российских реалий (опыт нового прочтения) // Мир России. 2004. № 4.
имеющих серьезные резервы на новом витке функционирования производства»2.
Социология труда - дисциплина очень непростая, как не просто и само понятие труда. При всей очевидности того, насколько труд значим и важен в жизни общества, человечество никогда не рассматривало труд как нечто увлекательное и интересное. При чем здесь увлекательность, может подумать читатель, если речь идет о важном социальном феномене как объекте научного исследования. Но в том-то и дело, что, осознавая всю важность труда, человек инстинктивно противится труду как чему-то крайне тяжелому и нежелательному. Возможно, это мое субъективное мнение, но так или иначе Ж. Т. Тощенко удалось представить социологию труда как чрезвычайно интересную область науки и жизни.
Автор использовал оригинальный подход - социология труда в монографии рассматривается сквозь призму человеческих резервов.
Работа состоит из пяти разделов. За исключением первого раздела - теоретико-методологические основы социологии труда - четыре посвящены человеческим резервам. Раздел второй - это социально-экономические резервы: экономический человек, технологический человек, профессиональный человек, социально-биологический человек. Раздел третий - социально-личностные резервы: социально-психологический человек, конфликтующий человек, социально-бытовой человек. Раздел четвертый - творческие и гражданские резервы: творческий человек, управляющий человек, социально-политический человек. Раздел пятый - системные социальные резервы: индивидуализация труда, техническая культура, качество рабочей силы в условиях авангардных технологий, корпоративная культура как философия общей судьбы.
Однако в отличие от существовавших ранее подходов автор не ограничивается рассмотрением возможных резервов труда, а анализирует их в контексте тех объективных потребностей, которые возникали в процессе развития и функционирования производства. Новизна подхода состоит и в том, что проблемы труда он рассматривает в неразрыв-
2 Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: Мысль. 2006. С. 42. Далее ссылки на монографию даны в тексте (в скобках указаны страницы).
ном единстве науки и практики, поскольку именно в сфере труда это единство представляется наиболее тесным. Так была определена структура работы, поскольку, по мысли автора, содержание труда раскрывается не в одной главе или параграфе, а в связи с анализом и экономического, и технологического, и социально-психологического, и творческого человека. Причем на каждом новом этапе (каждой новой грани человеческих возможностей) содержание труда имеет свою специфику, свой аспект толкования и применения (с. 4).
Во второй половине XX в. понятие труда чрезвычайно обогащается.
В наибольшей степени это связано с переходом к информационному постиндустриальному обществу. Причем для российского общества этот переход усложняется еще и тем, что вступление в эпоху информатизации труда, усложнения его содержания совпало по времени с переходом к рыночным экономическим отношениям, что также вносит существенные коррективы и в общественное мировосприятие в целом, и, в частности, трансформирует сложившийся понятийный аппарат.
Уже название работы говорит об обновлении. Автор предлагает новое прочтение «старых» страниц. Это одна из основных задач монографии - опираясь на известные, ставшие классическими концепции, выявить и проанализировать новые социальные проблемы труда, которые нашли отражение в индивидуализации труда, в деятельности в условиях высоких технологий, в технической культуре и т. д.
За не такой уж долгий век своего существования социология труда пережила множество перемен, было сделано много открытий, каждый раз как бы заново менявших содержание этой научной дисциплины. Причина - именно в тесной связи науки и меняющихся практических потребностей. Отношение к труду во второй половине XIX - XX вв. пережило массу самых неожиданных, но оправданных требованиями времени превращений, что не могло не отразиться на формирующейся области социологии. Ж. Т. Тощен-ко тщательно рассматривает все этапы эволюции социологии труда, сопоставляет западные и отечественные подходы, концепции, новации. В монографии история социологии труда излагается очень живо и увлекательно и сопоставима с историей техники и научных открытий.
Новое прочтение социологии труда трактуется автором в том смысле, что «социальные проблемы труда анализируются не только в ракурсе, который видится исследователю при изучении современных реалий, а в единственном генезисе идей, их изменения, использования и применения» (с. 327). Автор книги пишет, что в этом жизненном (научном и практическом) процессе постоянно переплетались и взаимодействовали две линии. С одной стороны, в процессе непрерывного совершенствования техники, технологии и организации производства возникали не только собственные проблемы, но и необходимость учесть возможности их социального решения, оценить их социальное звучание, предвидеть социальные последствия их реализации. С другой стороны, развитие самого человека как работника сопровождалось решением не только утилитарных задач - как лучше организовать трудовой процесс, но и постоянным раскрытием и использованием его возможностей, его сущностных сил в других сферах повседневной жизни.
Важно, что новое прочтение социологии труда Ж. Т. То-щенко дополняет анализом современной ситуации в сфере труда. Особенно важно это в условиях изменяющейся России. Автор книги подробно излагает историю социологии труда в России. Читателю будет интересно прочитать не только о выдающихся исследователях начала XX в. - Гасте-ве, Керженцеве, Струмилине и их ставших классическими работах, но и об исследованиях, проводившихся в разных городах России, представителями разных социологических школ, а также о наших современниках, ученых, развивавших социологию труда во второй половине XX в., коллегах по научному сообществу, соратниках, учителях, друзьях. Бережно Ж.Т. Тощенко описывает этапы становления советской социологии труда, отмечает ее успехи, сожалеет о резком снижении интереса в 1990-х годах. Были годы, когда социология труда представляла передовые рубежи отечественной социологии. Одна за другой выходили в свет книги -«Человек и его работа», «Человек после работы» и др. На 1970-1980-е годы пришелся расцвет промышленной социологии. Автор пишет, что в это время было создано более 500 эффективно работавших заводских социологических служб.
К сожалению, последние десятилетия свидетельствуют скорее об упадке социологии труда в России, чем о ее процветании. В 1990-х годах социологические службы на
предприятиях практически исчезают. Почти сошли на нет и некогда многочисленные исследования в сфере социологии производственного коллектива, решавшие вопросы адаптации и профессионального подбора кадров, стабилизации и текучести кадров, мотивации и стимулирования труда (с. 27). Все это может вызвать только сожаления, как и общая ситуация в отечественной науке.
Но Ж. Т. Тощенко отмечает при общем спаде и позитивные тенденции. Он пишет о новом тематическом сдвиге в исследованиях в начале 1990-х годов. Социологи обратились к изучению трудовых конфликтов и забастовок рабочих, экономической преступности и ее социальных последствий, рынка и поведения потребителей, многообразия форм собственности на производстве, занятости и безработицы, предпринимательства и других новаций отечественной экономической и трудовой жизни.
При всех изменениях в жизни и в социально-экономической ситуации в стране человек не может перестать работать, и этот феномен неизбежно остается предметом изучения представителей разных наук, прежде всего социологов.
Последняя глава книги посвящена вопросу корпоративной культуры. Ж. Т. Тощенко пишет о корпоративной культуре как о философии общей судьбы работников, предприятия, как о поле, на котором развиваются социальная ответственность, социальное партнерство.
В книге Ж. Т. Тощенко, как он сам отмечает в заключении, «сделал попытку ввести читателя в удивительный, красочный мир постоянного, непрерывного поиска наиболее рационального решения актуальных проблем труда и производства» (с. 327). Я полагаю, что это ему вполне удалось, и российский читатель с удовольствием и пользой прочтет книгу.
Т. Ю.СИДОРИНА,
доктор философских наук, Государственный университет — Высшая школа экономики,
Москва