Научная статья на тему 'Новый взгляд на систему дополнительного образования взрослых через призму неформального образования'

Новый взгляд на систему дополнительного образования взрослых через призму неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUING EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / WAYS TO INTEGRATE FORMAL AND INFORMAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ройтблат Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности неформального образования, его роль и значение в системе дополнительного профессионального образования, нетрадиционные формы интеграции формального и неформального образования. Представлен зарубежный опыт неформального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new view on adult edication system through non-formal education

The article considers the features of informal education and its role and importance in the system of extra vocational training, non-traditional forms of integration of formal and informal education. Foreign experience of informal education is presented.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на систему дополнительного образования взрослых через призму неформального образования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

УДК 378

О. В. РОЙТБЛАТ

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

НОВЫЙ ВЗГЛЯД

НА СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ

НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности неформального образования, его роль и значение в системе дополнительного профессионального образования, нетрадиционные формы интеграции формального и неформального образования. Представлен зарубежный опыт неформального образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, неформальное образование, способы интеграции формального и неформального образования.

Современное общество, называемое сегодня информационным, обществом знаний, характеризуется большой социальной динамикой и требует адекватного уровня образования. На смену традиционной «знаниевой» модели образования пришла установка на компетентностное непрерывное образование в течение всей жизни.

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» служит лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражает потенциал и задачи неформального образования, которое, в свою очередь, должно стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни. Концепция обучения в течение всей жизни ориентируется на спрос, предъявляемый рынком труда, а не на предложения со стороны системы профессионального образования и обучения.

Формальным в общепринятой терминологии является образование, которое приобретается обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях, осуществляется профессионально подготовленным персоналом, ведет к получению общепризнанного документа об образовании, способствует овладению обучающимися систематическими знаниями, умениями и навыками при их целенаправленной деятельности.

Неформальное образование характеризуется систематизированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся, направленностью на удовлетворение образовательных потребностей граждан, отдельных социальных, профессиональных групп, общества, его результатом является приращение образовательного потенциала [1 ].

Педагогических исследований обучения взрослых в условиях неформального образования не так много. Это характеризуется, прежде всего, отсутст-

вием фундаментальных, теоретико-экспериментальных работ по исследованию процесса обучения взрослых вне специальных учреждений.

В последние годы появились работы отечественных авторов, в которых рассматриваются теоретические основы андагогики и технологий обучения взрослых (М. К. Горшков, С. И. Змеев, Г. А. Ключарев, И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Н. Н. Суртаева, Е. П. Тонконогая и др.). В работах указанных авторов раскрываются представления об обучении взрослых, особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования и практически не рассматриваются вопросы специального обучения взрослых в условиях неформального образования как педагогического процесса, осуществляемого за рамками образовательных учреждений. Необходимо подчеркнуть, что именно неформальное образование может эффективно решать задачу восполнения дефицита профессиональной компетентности взрослого человека.

Мало исследованы и такие вопросы, как варианты отдачи от полученного формального и неформального образования, т.к. с течением жизни акцент перемещается с одного вида образования на другой, однако все виды образования взаимосвязаны, и в конечном итоге преследуют одни и те же цели. Если в обществе отсутствует или плохо развита сфера неформального образования, то ее цели решаются как сопутствующие, а не основные. Это говорит о сложности взаимодействия формальной и неформальной систем образования.

Е. В. Кузьмич отмечает, что недостаточно разработаны вопросы выявления степени воздействия и возможности оценки вклада неформального образования в развитие человеческого капитала, возможностей интеграции формального и неформального образования, специфики маркетинга учреждений неформального образования для взрослых [2].

Роль неформального образования взрослых на достаточно высоком уровне освещена в зарубежных исследованиях.

В Швеции образование взрослых нацелено на расширение имеющихся знаний, сокращение разрыва

в образовании у лиц разных поколений, предоставление им дополнительных возможностей в повышении профессиональной квалификации, конкурентоспособности на рынке труда, улучшении их качества жизни. Шведский опыт образования взрослых, реализуемый посредством учебных кружков и высших народных школ, рассматривается как пример успешного решения комплекса современных проблем на основе свободного подхода к просвещению широких слоев общества. Шведская народная школа рассматривается как главный институт системы неформального образования взрослых, выполняющий компенсаторную, реабилитационную, социальноадаптационную и развивающую роль в обществе [3]. Швеция обязала все вузы оценивать ранее полученное обучение и обучение на опыте, если этого требуют абитуриенты.

Финляндия считается одной из стран, имеющих богатую историю неформального образования, где термин «неформальное образование» включает возможности общего образования для взрослых, предоставляемые им образовательными заведениями. Особенностью неформального образования является разнообразие учебных программ, добровольный характер участия и использование личностно ориентированных методов. Причем Финляндия является одной из немногих европейских стран, в которых существует поддерживаемая государством постоянно действующая система признания образования, полученного неформальным и информальным путями [4].

В зарубежных странах давно ведутся научные дискуссии о методах подтверждения компетенций, приобретенных с помощью неформального образования. В Великобритании приняты законодательные нормы с целью признания неформального обучения. В 1989 г. была введена «Национальная система профессиональных квалификаций», в которой речь идет о гибкой модульной системе, ориентированной на конечный результат и открытой для всех форм и мест проведения обучения; она предполагает реальную альтернативу школьному образованию и обучению и уделяет особое внимание практическому обучению на рабочем месте.

Обобщение анализа международного опыта неформального образования взрослых позволяет выделить его существенные характеристики:

— ориентация на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения;

— отсутствие принудительного характера, осно-ванность на собственной мотивации взрослых людей;

— высокий личностный смысл обучения;

— внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности;

— развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной личной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой жизни;

— развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;

— гибкость в организации и методах обучения;

— высокий уровень активности обучающихся;

— самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев [4].

Неформальное образование реализуется в разных пространствах, таких как обучение дома, на работе и т.д. через ежедневное взаимодействие и взаимосвязи с членами социума. Для многих обучающихся это включает освоение языка, усвоение

культурных норм, форм поведения. Неформальное обучение для молодежи означает множество мест помимо школы, таких как молодежные программы, спортивные секции, клубы и т.д.

В контексте корпоративного обучения термин «неформальное образование» широко используется для объяснения многих форм обучения, независимых от форм обучения с преподавателями: книги, программы саморазвития, материалы и системы поддержки деятельности, коучинг, сообщества специалистов, справочные материалы.

Сегодня необходимо учитывать и принимать неформальные, случайные пересечения обучения и деятельности. Учреждения дополнительного профессионального образования должны понимать, что неформальное обучение требует реальных действий людей в реальном времени: менторов, коучей, наставников, мастеров, руководства, опытных специалистов, предметных экспертов, методологов, сообществ практиков. Поэтому возникает необходимость поощрять случаи трансформации формальных знаний в неформальные. Один из путей достижения этого — создавать сферы совместного обучения, где формальное и неформальное уживается между собой. Технологии: через встречи с экспертами, электронную почту, совещания/встречи в Интернете, виртуальные группы поддержки, программы мгновенного обмена сообщениями, сети экспертов, коучей, чаты и т.п. [5].

В докладе «Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», подготовленном группой представителей ГУ-ВШЭ и Всемирного банка, отмечается, что развитие неформального образования предполагает:

— активизацию внутрифирменного образования через налоговые льготы (отнесение расходов на внутрифирменное обучение к себестоимости);

— поддержку частно-государственного партнерства (в форме софинансирования услуг неформального образования, оказываемых образовательными организациями бизнесу и гражданам);

— грантовую программу для повышения качества программ неформального образования, реализуемых успешными образовательными организациями;

— распределение среди негосударственных организаций государственных заказов на услуги дополнительного образования молодежи, на летние программы;

— ваучерное финансирование программ повышения квалификации в бюджетной сфере и программ переобучения безработных (с возможностью использования этих ваучеров в негосударственных образовательных организациях), что позволит разрушить монополию институтов повышения квалификации и существенно расширить выбор для потребителей;

— формирование корпуса образовательных консультантов, которые смогут оказывать гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий;

— создание независимых центров присвоения квалификаций, которые будут аккредитовываться работодателями.

В практике работы ТОГИРРО выделены ключевые положения по интеграции формального и неформального образования. К ним мы относим, прежде всего, обучение с учетом потребностей слушателей, означающее ориентацию учебных программ, прежде всего, на удовлетворение их актуальных потребностей. Для того, чтобы реализовать на практике

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

этот принцип и оправдать ожидание взрослой аудитории, опытный специалист-андрагог перед началом обучения выясняет у слушателей мотивы, побуждающие их к обучению, цели, которые они ставят перед обучением, а также оценивает их предшествующий опыт по самообразованию.

Связь обучения с практикой — второе ключевое положение в процессе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Она проявляется в направленности на обучение жизненным навыкам и подготовку к активному участию в жизни общества и применению методов, актуализирующих опыт субъектов, включающих их в деятельность. Действие этого принципа воплощает технология наставничества, характерная для обучения на рабочем месте — «от деятельности к знанию», позволяющая успешно решать одну из острых образовательных проблем — проблему мотивации или стимулирования обучающихся к получению все новых и новых знаний.

Связь обучения с активностью слушателей обеспечивается ориентацией на реальные жизненные ситуации и рассмотрение актуальных (назревших) проблем, требующих разрешения. Обучение взрослых начинается с объяснения значимости предлагаемой программы. Без встречной активности аудитории неформальный процесс образования обычно прекращается, едва начавшись. Для ее поддержки широко применяются специальные методы формирования и передачи знаний, а процесс обучение включает практические действия.

В рамках других способов дополнительного профессионального образования для развития профессиональных качеств педагогических работников используются и нетрадиционные формы, которые требуют теоретического осмысления. К ним можно отнести следующие:

— обмен знаниями между слушателями. Это — мероприятия по обмену знаниями (корпоративные конференции, рабочие группы, межфункциональные обучающие встречи, семинары внутренних экспертов, профессиональные «кружки знаний»). Все они требуют профессиональной фасилитации и модера-ции, чтобы процесс обмена знаниями достиг своей цели — взаимного обучения и развития;

— однодневные тренинги, мини-тренинги «повышенной» плотности или серия коротких (возможно, на несколько часов) модулей, увязанных в одну программу. Еще одна востребованная форма — выступление тренеров, консультантов на корпоративных конференциях;

— «обучающиеся сообщества (1еаттдсоттиш-1у)» — это, как правило, неформальная группа педагогов, которые временно объединены в рамках изучения одной предметной области (учебного курса). Эти люди могут пересекать организационные границы. Они собираются, чтобы обсудить лучшие практики, различные вопросы или навыки, о которых группа стремится побольше узнать. Члены группы могут встречаться непосредственно или же общаться опосредованно (форумы, чаты). Основной идеей, реализованной в обучающихся сообществах, является идея совместного (взаимного) обучения;

— «сообщество практиков» — это группа практиков, которые разделяют общие интересы в определенной области знаний и стремятся вместе работать.

Таким образом, в современных условиях место и роль неформального образования требуют дополнительного теоретического обоснования в силу своей актуальности для решения социально-экономических задач развития общества.

Библиографический список

1. Бычкова, Н. И. Социальное обучение взрослых в условиях неформального образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. И. Бычкова Пятигорск, 2004. — 322 с.

2. Кузьмич, Е. В. Экономическая роль, механизм функционирования и тенденции развития неформального образования взрослых : дис. .канд. эконом. наук : 08.00.05 / Е. В. Кузьмич. — СПб., 2002. - 186 с.

3. Зотова, Т. Шведский опыт неформального образования взрослых. Перспективы использования в российской педагогической системе / Т. Зотова. — М. : Книга по требованию, 2011. — 192 с.

4. Мухлаева, Т. В. Международный опыт неформального образования / Т. В. Мухлаева // Человек и образование. — 2010. — № 4. — С. 158 — 162.

5. Шафферт, С. Неопубликованная рукопись [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.hr-porta1.ru/vartic1e/neforma1 пое-оЬисИеше (дата обращения 03.10.2012).

РОЙТБЛАТ Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования.

Адрес для переписки: natamil2004@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2012 г.

© О. В. Ройтблат

Книжная полка

Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита : учеб. пособие / В. В. Беляев [и др.] ; под ред. В. И. Беляева. - М. : КНОРУС, 2012. - 262 с. : рис. -ISBN 978-5-406-00961-1 .

Посвящено методологическим основам квалификационной работы выпускников магистратуры и ключевым аспектам их подготовки. Раскрываются практически все секреты хорошей магистерской диссертации. Дано подробное разъяснение того, что представляет собой магистерская диссертация, как грамотно построить работу над ней, как организовать научное исследование, сбор и обработку данных, оформить полученные результаты, на чем следует заострить внимание при ее защите. Для выпускников магистратуры по направлениям: экономика, менеджмент, торговое дело, реклама и связи с общественностью, а также для преподавателей перечисленных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.