Научная статья на тему 'Новый взгляд на привычные термины (описание тканей из гробницы ТТ 23)'

Новый взгляд на привычные термины (описание тканей из гробницы ТТ 23) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древний Египет / Долина вельмож / гробница / археология / текстиль / описание текстиля / текстильные термины / начало ткацкого куска / конец ткацкого куска / боковая кромка / метки. / Ancient Egypt / Valley of the Nobles / tomb / archaeology / textile / textile description / textile terms / starting boarder / finishing boarder / selvedge / marks.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О. В. Орфинская

В ноябре 2019 г. в фиванской гробнице чиновника Чаи (ТТ 23) работала экспедиция Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН). Методика описания такого массового археологического материала, как ткани, уже давно разработана и за прошедшее время хорошо себя зарекомендовала. В ходе изучения древнеегипетского текстиля выявились интересные особенности различных частей ткацкого куска, на которые необходимо обращать внимание. Статья продолжает серию работ, посвященных тканям из гробницы ТТ 23, но в данном случае основной акцент сделан на раскрытии устоявшихся понятий, связанных с технологическими характеристиками текстиля, таких как начало и конец ткацкого куска, боковая кромка и декор. Одни элементы являются датирующими, но дату по ним можно установить лишь примерно и она будет представлять собой большой временной отрезок, другие — нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — О. В. Орфинская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconsidering terms: description of textiles from TT 23

In November 2019 the Centre of Egyptological Studies of the Russian Academy of Sciences (CES RAS) conducted another season of archaeological research in Tjay’s tomb (TT 23). A procedure of describing textiles was developed a while ago and since then has proved its efficiency. While examining them interesting peculiarities of different parts of a woven piece were registered. Continuing a series devoted to textiles from TT 23, this paper is focused on clarifying terms connected with starting and finishing boarders of a woven piece, selvedges and various decorations. Some elements may provide a general, rather broad date of an item, while some are useless from this point of view.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на привычные термины (описание тканей из гробницы ТТ 23)»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Новый взгляд на привычные термины (описание тканей из гробницы ТТ 23)

О. В. Орфинская

Старший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН orfio@yandex.ru

В ноябре 2019 г. в фиванской гробнице чиновника Чаи (ТТ 23) работала экспедиция Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН). Методика описания такого массового археологического материала, как ткани, уже давно разработана и за прошедшее время хорошо себя зарекомендовала. В ходе изучения древнеегипетского текстиля выявились интересные особенности различных частей ткацкого куска, на которые необходимо обращать внимание. Статья продолжает серию работ, посвященных тканям из гробницы ТТ 23, но в данном случае основной акцент сделан на раскрытии устоявшихся понятий, связанных с технологическими характеристиками текстиля, таких как начало и конец ткацкого куска, боковая кромка и декор. Одни элементы являются датирующими, но дату по ним можно установить лишь примерно и она будет представлять собой большой временной отрезок, другие — нет.

Ключевые слова: Древний Египет, Долина вельмож, гробница, археология, текстиль, описание текстиля, текстильные термины, начало ткацкого куска, конец ткацкого куска, боковая кромка, метки.

Разработка терминологии — это создание специальной лексики, общей для людей, профессионально занимающихся одной темой. Такая область археологии, как текстиль и текстильные технологии, не имеет устоявшегося русскоязычного понятийного аппарата. «Словарь текстильных терминов» А. А. Иерусалимской 1 раскрывает содержание некоторых характеристик тканей вообще и древних в частности. Однако для описания конкретных образцов текстиля этого недостаточно. В глоссариях, содержащихся

Электронный журнал

Выпуск 4, 2019

Issue 4, 2019

DOI: 10.24411/2686-9276-2019-00012

1 Иерусалимская 2005.

в российских каталогах музейных тканей, выпущенных за последние 20 лет 2, приводятся названия тканей и некоторых техник, фигурирующие в описаниях исторического текстиля. В зарубежной литературе по текстилю, в частности в той, где отражена принятая Международным центром исследований древнего текстиля терминология 3, можно найти больше информации, но для применения английских, французских и иных терминов на практике требуется определенная адаптация.

В англоязычных работах, посвященных древнеегипетскому археологическому текстилю, встречаются термины, обозначающие начало и конец ткацкого куска, а также боковые кромки. Так, в объемной монографии Б. Дж. Кемпа и Г. Фогельзанг-Иствуд, в которой опубликованы результаты раскопок в Амарне 4, присутствует раздел о тканях, где приведены ключевые понятия, необходимые для описания древнеегипетских тканей, такие как «начало» и «конец ткацкого куска», «боковая кромка» и т. д.5

В ходе работы экспедиции Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН) в гробнице ТТ 23 (Долина вельмож, Луксор) у ее участников появилась возможность уточнить некоторые понятия, что позволяет дать более полное описание найденных тканей 6.

Ткацкий кусок

Ткацкий кусок — это ткань, снятая со станка.

Характерной чертой древнеегипетского текстиля, сотканного, как принято считать, на земляном ткацком станке, является наличие начала и конца ткацкого куска, а также боковых кромок. Г. Фогельзанг-Иствуд, ссылаясь на работу «Фараоновские и раннесредневековые египетские ткани»7, перечисляет три разновидности ткацких кусков (рис. 1) 8, первая из которых чаще всего встречается в гробнице ТТ 23. Это простой ткацкий кусок, имеющий начало (нити основы делают петлю) и конец (нити основы срезаны). Вторая разновидность, боковые стороны которой снабжены бахромой, также присутствует среди исследованного материала. Ткани третьей категории изготовлялись следующим образом: на станке ткались два куска подряд, при этом между ними оставалась незатканная полоса. Установить принадлежность находки к этой группе крайне сложно: верхний кусок с начальной кромкой выглядит точно так же, как ткань первого вида, а нижний кусок, имеющий с двух сторон бахрому, невозможно отличить от отрезанного куска ткани с бахромой в начале и конце ткацкого куска.

Поскольку целых текстильным объектов в гробнице ТТ 23 не обнаружено, определить в каждом из случаев точные размеры ткацких кусков не удалось. При этом длина двух сохранившихся бинтов, имеющих на одном конце начальную кромку, а на другом

2 См., например, Белогородская 2015; Вишневская 2007; Кулланда 2007; Сазонова 2004; Шелковый путь 2007.

3 См., например, бюллетени Международного цен-

тра исследований древнего текстиля (CIETA) за

1964, 1971, 1996-1997 гг., а также Burnham 1980;

Desrosiers 2004; Watt, Wardwell 1997; Geijer 1979;

Kuhn 2012 и т. д.

4 Kemp, Vogelsang-Eastwood 2001.

5 Kemp, Vogelsang-Eastwood 2001: 89-144.

6 Про гробницу ТТ 23 и ее изучение см. Ivanov 2018. Методику описания и изучения текстиля из усыпальницы см. в Орфинская, Толмачева 2016.

7 Hooft et al. 1994.

8 Kemp, Vogelsang-Eastwood 2001: 36.

Рис. 1. Схемы ткацких кусков: а — простой ткацкий кусок, имеющий начало (нити основы делают петлю) и конец (нити основы срезаны); b — ткацкий кусок с бахромой по боковым сторонам; с — большой ткацкий кусок с незатканной полосой, по которой его разрезали (по Kemp, Vogelsang-Eastwood 2001: 90, fig. 4.1)

оформленный конец с бахромой, равна 470 (№ 2009-2010/0127/001) и 490 см (№ 20092010/0127/041). Ширина другого фрагмента ткани (№ 2009-2010/0127/003) от кромки до кромки 136 см. Следовательно, мы можем сказать, что ткацкий кусок мог иметь ширину 140 см и длину около пяти метров. Так как ни ширина, ни длина ткацкого куска не были ограничены размерами станка, размер ткани полностью зависел от первоначального замысла автора.

Начало ткацкого куска

Критерием начала ткацкого куска является поворот нитей основы по краю вдоль нитей утка. Возможны следующие варианты:

1. Начало с одной полосой, состоящей из нескольких рядов толстых нитей утка (рис. 2). Все нити льняные неокрашенные. Число рядов в полосе может быть от двух до 10 (рис. 3). Чаще всего встречаются полосы из трех, четырех и пяти рядов. Вероятно, это наиболее целесообразное их количество, позволяющее надежно зафиксировать основу, так как начальная кромка в процессе ткачества подвергается большим нагрузкам.

2. Начало ткацкого куска с полосой из толстых нитей утка и полосой разреженной ткани (рис. 4.А).

3. Начало ткацкого куска с цветными полосами. Декор может включать две полосы, одна из которых выполнена толстыми неокрашенными нитями утка, а вторая — синими (рис. 5А). При этом нити в синей полосе могут быть парными (неокрашенная и синяя или две синих) либо одиночными (синяя) (рис. 5Б). Другой вариант декора — две полосы, одна из которых выполнена толстыми неокрашенными нитями утка, а вторая — красными (рис. 6). Также можно встретить сочетание цветных полос. В этом случае одна из них сделана из толстых синих нитей, а другая — из нитей утка красного цвета (рис. 7).

4. Начало ткацкого куска с бахромой. Нити основы в бахроме делают петлю и уходят обратно в ткань (рис. 8). Можно предположить, что ряды толстых нитей утка, составлявшие начальную кромку, были удалены. Однако нельзя исключить, что в данном случае имел место другой вариант заправки ткацкого станка, при котором нити основы, вероятно, укреплялись на специальной планке. Можно выделить два варианта начала ткацкого куска с петлями — с дополнительным декоративным оформлением, представленным несколькими рядами толстых нитей утка (рис. 8.Б), и без такового (рис. 8.А).

Кроме того, был обнаружен фрагмент текстиля с имитацией начала ткацкого куска. Украсив ткань несколькими рядами толстых нитей утка, ее срезали со станка и подшили плотным «валиком» (рис. 9). Вероятно, это было сделано, чтобы начало и конец ткацкого куска в изделии выглядели одинаково.

Конец ткацкого куска

Срезанный край, имеющий бахрому, указывает на то, что перед нами конец ткацкого куска. Наличие полосы из толстых нитей утка, выполненной по краю (рис. 10) или на небольшом расстоянии (обычно не более 15 см) от границы между тканью и бахромой (рис. 11), подтверждает: это не просто произвольный срез, который распустили и превратили в бахрому. О различных вариантах оформления конца ткацкого куска будет сказано ниже, в разделе, посвященном декору. В основном ткалась одна (рис. 11.Б) или несколько полос (рис. 11.А) из толстых неокрашенных нитей утка. При этом пространство между этими полосами могло быть заткано цветным утком красного и (или) синего цвета (рис. 12). Полосы из толстых нитей утка являются не только декором, но и элементом, укрепляющим ткань.

Конец ткацкого куска, вероятно, оформлялся так же, как и его начало. Например, началу, снабженному разреженной полосой (см. рис. 4.А), соответствует конец с аналогичной полосой, обрамленной с двух сторон несколькими рядами толстых нитей утка (см. рис. 4.Б).

Рис. 2. Участок ткани с начальной кромкой, состоящей из одной полосы из пяти рядов толстых нитей утка (№ 2009/0005/025): А — общий вид; Б — микрофотография

30

123456789 10

Число рядов в полосе

Рис. 3. Распределение фрагментов тканей с начальной кромкой, оформленной полосой из толстых нитей утка, в зависимости от числа рядов в этой полосе

Рис. 4. Участки ткани с началом и концом ткацкого куска (№ 2006/0049/202). Начальная кромка состоит из четырех рядов толстых нитей утка и полосы с небольшой (относительно основного полотна) плотностью нитей утка, ограниченной еще тремя рядами толстых нитей утка. Конец ткацкого куска имеет бахрому,

скрученную в жгуты с узелками на границе ткани и широкую полосу с незначительной

плотностью нитей, ограниченную с двух сторон тремя рядами толстых нитей утка: А — начало ткацкого куска; Б — конец ткацкого куска: а — полоса из нитей утка небольшой плотности; б — основное полотно

Рис. 5А (слева). Участок ткани с начальной кромкой, состоящей из двух цветных полос (№ 2009/0005/005). Синяя полоса разделена узкими (по два ряда нитей в каждой) полосами из толстых нитей утка. В синей полосе, исключая первые три ряда (после крайней неокрашенной полосы), где задействованы две синие нити, помимо синей нити используется неокрашенная нить: А — общий вид ткани с начальной кромкой; Б — микрофотография участка ткани с начальной кромкой

Рис. 5Б (справа). Участок ткани с начальной кромкой, состоящей из двух цветных полос (№ 2009/0027/15), выполненных с использованием одиночных синих нитей утка

Рис. 6. Участок ткани с начальной кромкой, состоящей из двух цветных полос (№ 2006/0064/002): крайней — неокрашенной, из трех рядов толстых нитей утка, и следующей за ней красной, где «работают» одиночные и парные цветные нити утка: А — общий вид; Б — микрофотография

Рис. 7. Участок ткани с начальной кромкой, состоящей из двух цветных полос (№ 2007/0053/002): крайней из толстых синих нитей и следующей за ней красной. В красной полосе «работают» одиночные, парные и тройные красные нити утка: А — общий вид; Б — микрофотография

Рис. 8 (слева). Участки двух тканей с начальной кромкой, имеющей петли: А — общий вид ткани № 2010/0103/015; Б — общий вид ткани № 2008/0151/070 (помимо петель кромка оформлена четырьмя рядами толстых нитей утка)

Рис. 9 (справа сверху). Участки двух тканей с имитацией начальной кромки: А — общий вид ткани № 2006/0049/075 (а — участок, где виден срез ткани); Б — общий вид ткани № 2006/0049/092

Рис. 10 (справа снизу). Конец ткацкого куска с полосами из толстых нитей утка по краю: А — микрофотография ткани (20011/0004/001) с семью рядами толстых нитей утка и бахромой, укрепленной дополнительной нитью; Б — микрофотография ткани (№ 2010/0164/009) с простой бахромой и полосой из трех рядов толстых нитей утка

Рис. 11 (слева). Концы ткацких кусков двух тканей: А — конец ткацкого куска с простой бахромой и двумя декоративными полосами, каждая из которых состоит из двух рядов толстых нитей утка (№ 2010/0127/012); Б — конец ткацкого куска с простой бахромой и одной полосой из четырех рядов толстых нитей утка (№ 2010/0164/009)

Рис. 12 (справа). Конец ткацкого куска с простой бахромой и декоративной полосой из синих нитей утка (один проброс — две нити: синяя и неокрашенная). Непосредственно за синей полосой выткана еще одна — из двух рядов толстых неокрашенных нитей. Аналогичная тонкая полоса из толстых уточных нитей делит на (две равные?) части широкую синюю полосу (№ 2010/0127/040)

Бахрома

Согласно словарю современного русского языка бахрома — это:

1. Тесьма с рядом свободно свисающих нитей, кисточек и т. п., служащая для отделки, украшения одежды, мебели и т. п.

2. Нити по краям скатерти, платка и т. п. как украшение 9.

Для характеристики археологического текстиля подходит второе определение с небольшими уточнениями: в данном случае бахрома — это свободные нити по краям ткани. Бахрома может быть естественной, полученной в ходе формирования изделия на ткацком станке (незатканные нити основы), и искусственной, образованной путем удаления нитей утка или основы либо при помощи дополнительной нити.

Выделяются следующие разновидности бахромы:

I. Бахрома на конце ткацкого куска:

1.1. Бахрома из свободных нитей основы, выходящих за пределы ткани. Такая бахрома может быть:

1.1.А. Простой (см. рис. 10-12), неоформленной. В этом случае граница между ней и тканью бывает четкой (рис. 13) или размытой (см. рис. 11), когда плотность нитей утка возле края резко уменьшается. Подобный результат можно получить при завершении работы на ткацком станке, или же изделие приобретает такой вид в процессе его использования.

1.1.Б. Укрепленной дополнительной нитью, свободно, крупными стежками проходящей через край ткани и не позволяющей распускаться нитям утка. Укрепляли уже снятую со станка ткань. На данный момент край только одного из 1500 найденных текстильных фрагментов был укреплен таким образом, что, возможно, является результатом ремонта (рис. 14).

1.2. Бахрома с кистями. Они могут быть сформированы при помощи:

1.2.А. Узелков, завязанных на границе ткани и бахромы (рис. 15). Кисти создавались на снятой со станка ткани или в процессе срезания. Такая бахрома встречается крайне редко, несмотря на то что это самый простой способ формирования кистей. Кисти могут самопроизвольно скручиваться в жгуты

1.1.Б. Дополнительной нити, которую можно назвать уточной, так как она вводится до того, как ткань сняли с ткацкого станка. В основном использовался простой узел (рис. 16).

1.3. Бахрома, скрученная в жгуты или косички.

Существует несколько разновидностей крученой (свитой) бахромы в зависимости от числа соединяемых нитей.

Чаще всего соединяются две пары соседних нитей основы, каждая из которых имеет S-крутку (рис. 17). Возможно соединение двух и трех пар нитей

в жгут на одной ткани. Менее распространен более простой тип, когда скручиваются две соседние нити это естественное соединение, которое часто происходит само

и держится без дополнительного укрепления.

9 См. https://dю.academic.m/dю.nsf/efremova/140323/Бахрома (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой; дата обращения — 01.10.2019).

Рис. 13. Конец ткацкого куска с простой бахромой и четкой границей между тканью и бахромой (№ 2013/0049/072)

Рис. 14. Конец ткацкого куска с простой бахромой и краем, подшитым швом «через край» крупными стежками (№ 2010/0127/014): А — общий вид ткани; Б — микрофотография участка ткани

Рис. 15 (слева). Участок ткани с бахромой, сформированной в кисти с помощью простых узлов (№ 2006/0049/052)

Рис. 16 (справа сверху). Участок ткани с бахромой, сформированной в кисти с помощью дополнительной нити (№ 2006/0049/052): А — лицевая сторона ткани; Б — оборотная сторона ткани; В — схема простого узла, которым укреплялась бахрома

Рис. 17 (справа снизу). Конец ткацкого куска с бахромой, скрученной в жгуты: А — общий вид ткани (№ 2006/0049/243); Б — микрофотография ткани (№ 2006/0049/036)

Кроме того, известны следующие виды скрученной бахромы:

1.3.А. Скрученная бахрома с узелками в начале и конце жгута, причем для ее создания могли использовать более четырех нитей основы.

1.3.Б. Дополнительная нить утка укрепляет границу между тканью и скрученной в жгуты бахромой. Особенно важно такое укрепление, если ткань на концах растягивалась в направлении нитей утка, причем в основном использовался один из вариантов простого узла (рис. 18) и перевива в два оборота (рис. 19). В зависимости от толщины укрепляющих нитей такое оформление может выглядеть различно.

1.3.В. Скрученная бахрома с плетеной полосой на границе ткани и бахромы (рис. 20), которая надежно укрепляет край и является элементом декора.

1.3.Г. Бахрома (рис. 21), сформированная из двух нитей, одна из которых расположена прямо, а вторая очень плотно ее обвивает. Длина второй пряди резко уменьшается, в то время как длина первой — центральной — остается неизменной. Чтобы жгут не распускался, на конце завязан узелок, ниже которого может располагаться длинная (не срезанная) или короткая (срезанная) кисть.

1.3.Д. Бахрома, сплетенная в косички с узелками на конце.

1.3.Е. Бахрома, сплетенная в косички с введением дополнительной нити утка.

1.4. Бахрома с петлями из нитей основы. Такая бахрома свидетельствует о том, что ткань снимали со станка, не разрезая нитей основы; следовательно, это начало ткацкого куска. Разновидность бахромы с петлями встречается в скандинавском материале, причем ее наличие обусловлено конструкцией ткацкого станка. Делать предположение о существовании такого типа станка в Египте из-за одних только петель неразумно. Оснований считать эти ткани импортными тоже нет, так как по всем остальным характеристикам, в частности по направлению крутки нитей, они древнеегипетские.

II. Бахрома, пришитая или сформированная из отдельных нитей по краю в направлении нитей утка. Вероятно, в некоторых случаях она использовалась для оформления края изделия, противоположного краю с естественной бахромой. Также бахрома могла наращиваться из отдельных нитей в процессе ремонта (рис. 22).

III. Бахрома по боковой кромке, сформированная дополнительной нитью утка (рис. 23).

Помимо всего вышеперечисленного, в некоторых случаях на одном из углов ткацкого куска бахрома могла быть связана узлом или системой узлов (рис. 24). Кроме того, ее могли собирать в более толстые жгуты или косички (рис. 25).

Боковая кромка

В методическом пособии «Строение и образование кромок» сказано: «Кромками называют краевые полоски ткани. Пространство между кромками называют фоном ткани. Кромки воспринимают ударные воздействия при выработке ткани на станке, растягивающие усилия при отделке тканей, предупреждают сужение ткани на станке и закручивание при раскрое. Кромки предназначены для уменьшения обрывности крайних нитей основы в процессе ткачества, предупреждения повреждений краев ткани при отделке и закручивания краев при раскрое»10.

10 Строение кромок 2000.

Рис. 18 (слева). Участок ткани с бахромой, укрепленной простыми узлами с помощью дополнительной нити (№ 2008/0109/043)

Рис. 19 (справа). Две ткани с бахромой, сформированной в жгуты и укрепленной двойными оборотами с помощью дополнительной нити: А и Б — две стороны ткани (№ 2010/0199); В — микрофотография ткани (№ 2010/0179/012); Г — схема двойного оборота

Рис. 20. Участок ткани с бахромой, сформированной в жгуты и укрепленной плетением (№ 2010/0199/024): А — участок ткани с бахромой; Б — микрофотографии участка с плетением (одна и вторая сторона); В — схема плетения

Рис. 21. Ткань (№ 2006/0049/130) с «обкрученной» бахромой: А — участок ткани с бахромой; Б — микрофотография бахромы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 22 (слева). Бахрома, укрепленная на ткани: А — участок ткани со следами ремонта; Б — микрофотография края ткани (срез и шов «валик») с укрепленной бахромой из отдельных нитей (№ 2009/0027/001)

Рис. 23 (справа). Бахрома по боковой кромке ткани (№ 2008-2009/0005/007): А — одна сторона ткани, Б — вторая сторона ткани

А Б

Рис. 24. Участки тканей, где бахрома частично связана между собой в узлы: А — ткань № 2008-2009/0074/031; Б — ткань № 2007/0058/006

Рис. 25. Участки тканей: А — четыре жгута, расположенные ближе к углу ткани, сплетены в две косички и связаны вместе (№ 2008-2009/0109/040); Б — пять сильно скрученных толстых жгутов, связанных вместе (№ 2007/ 0058/005)

0 Зсм

Б

О том, что перед нами боковая кромка, свидетельствует поворот нитей утка по краю ткацкого куска. Боковые кромки могут быть:

1. Простыми. В этом случае невозможно зафиксировать переход фона ткани в кромку. Нити утка огибают крайние нити основы, которые ничем не отличаются от нитей основы в других частях ткани. Средняя плотность нитей в кромке равна или незначительно превышает плотность нитей основы и утка в центральной части полотна (рис. 26.А).

2. Уплотненными. Нити основы в таких кромках существенно плотнее, чем в центральной части. Кромки хорошо видно за счет границы, разделяющей участки с разной плотностью. Их ширина в среднем около 1 см (рис. 26.Б).

3. Снабженными цветными полосами (рис. 27): просто синей; синей с двумя светлыми или красными полосками, с четырьмя светлыми полосками, с шестью или восемью красными полосками, с шестью светлыми полосками и косичкой, с 11 светлыми полосками; розовой.

4. Снабженными бахромой (см. раздел «Бахрома», п. III).

Декор ткацкого куска

1. Полосы из толстых нитей утка. Ткацкий прием, при котором к базовому утку при пробросах добавляют несколько нитей дополнительного утка, получая таким образом толстую нить, создающую на поверхности ткани горизонтальный валик. Подобный декор часто размещался в начале и в конце ткацкого куска, а также в центральной части полотна.

Ткани из гробницы ТТ 23 имеют декор следующих типов:

— одна полоса из толстых нитей утка (от одного до 10 рядов);

— две полосы из двух рядов толстых нитей утка; между полосами проходит два, три, четыре или шесть рядов базового (тонкого) утка;

— две полосы, в одной из которых два ряда толстых нитей, во второй — три ряда; между полосами проходит два ряда базового (тонкого) утка;

— две полосы по три ряда толстых нитей утка в каждой; между полосами — два ряда базового утка;

— две полосы, в одной из которых один ряд толстых нитей утка, во второй — два ряда; между полосами 10 рядов базового утка;

— три полосы по два ряда толстых нитей утка в каждой; между всеми полосами проходят два ряда базового утка;

— отдельные полосы на полотне, в каждой из которых по два ряда.

На двух фрагментах на небольших участках зафиксировано объединение нескольких рядов толстых нитей утка в один (рис. 28).

2. Метки. Они могут быть сотканы (рис. 29) или вышиты (рис. 30). Чаще всего метки располагались в конце ткацкого куска.

3. Роспись. Ее могли выполнять красками по грунту или без него, а также чернилами.

Рис. 27. Микрофотография боковой кромки с синей полосой (2009/0027/043)

Рис. 29. Микрофотография ткани с меткой, выполненной в процессе ткачества (№ 2007/0058/006)

Рис. 30. Микрофотография ткани с меткой, выполненной вышивкой (№ 2011/0079/002). А — лицевая сторона; Б — оборотная сторона

Заключение

Несмотря на кажущееся единообразие тканей, обнаруженных в гробнице ТТ 23, нам удалось выделить различные варианты оформления начала и конца ткацкого куска, а также выявить системы декора и уточнить структуры боковых кромок. Датирующими являются особенности формирования начала ткацкого куска, обусловленные использованием в Древнем Египте земляного горизонтального ткацкого станка. К Новому царству относятся кромки синего цвета, хотя не ясно, зависит ли число красных нитей внутри синей полосы от точного времени создания ткани.

Ткани с бахромой по боковой кромке также могут быть датирующим материалом. Так, на росписях из гробницы Хнумхотепа эпохи Среднего царства (Бени-Хасан) изображен простейший вариант горизонтального ткацкого станка, на котором натянуто полотно с четко прорисованной бахромой по боковой кромке п. Ткани с бахромой, сформированной некоторыми из упомянутых способов, имеют аналоги среди материала из Амарны. Пока не все выявленные особенности можно связать с определенными аналогами и сделать выводы о том, менялось ли оформление ткацкого куска на протяжении династической эпохи. На данном этапе проводятся интенсивный сбор и детальное описание всех тканей для дальнейшего анализа полученного материала.

11 Варианты прорисовок сцены: Rot:h 1913: Fig. 1-6.

Библиография

Белогородская 2015

Вишневская 2007 Иерусалимская 2005 Кулланда 2007

Белогородская Р. М., Персидские и турецкие ткани XVI-XVII веков в собрании Исторического музея (Москва, 2015). Вишневская И. И., Драгоценные ткани (Москва, 2007).

Иерусалимская А. А., Словарь текстильных терминов (Санкт-Петербург, 2005). Кулланда М. В., Художественный текстиль Османской империи XVI — начала XX в. (Москва, 2007).

Орфинская, Толмачева 2016 Орфинская О. В., Толмачева Е. Г., Предварительные результаты исследования текстильного материала из фиванской гробницы Чай (ТТ 23) к вопросу о выборе методики изучения древнеегипетского археологического текстиля // Египет и сопредельные страны 4 (2016): 64-110.

Сазонова Н. В., Мир сефевидских тканей XVI-XVII вв. (Москва, 2004). Строение и образование кромок: методические указания / Сост. Г. С. Шипилова; Волгоград. гос. техн. ун-т. (Волгоград, 2000). Электронный ресурс, режим доступа: https://pandia.ru/text/78/162/80000.php.

Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка: каталог выставки (Санкт-Петербург, 2007).

Burnham D. K., Warp and weft: a textile terminology (Toronto, 1980). Desrosiers S., Soieries et autres textiles de I'Antiquité au XVI siècle (Paris, 2004). Geijer A., History of textile art (Stockholm, 1979).

Hooft P. M. van et al., Pharaonic and early medieval Egyptian textiles (collections of the National Museum of Antiquities at Leiden) (Leiden, 1994). Ivanov S. V., The tomb of Tjay (TT 23). Progress report // Egypt and neighbouring countries 2 (2018): 1-17. DOI: 10.24411/2686-9276-2018-00007. Kemp, Vogelsang-Eastwood 2001 Kemp B. J., Vogelsang-Eastwood G., The ancient textile industry at Amarna (London, 2001).

Kuhn D., Chinese silks (London, 2012). Roth H. L., Ancient Egyptian and Greek looms (Halifax, 1913). Watt J. C. Y., Wardwell A. E., When silk was gold: Central Asian and Chinese textiles (New York, 1997).

Сазонова 2004 Строение кромок 2000

Шелковый путь 2007

Burnham 1980 Desrosiers 2004 Geijer 1979 Hooft et al. 1994

Ivanov 2018

Kuhn 2012 Roth 1913

Watt, Wardwell 1997

Reconsidering terms: description of textiles from TT 23

O. V. Orfinskaya

In November 2019 the Centre of Egyptological Studies of the Russian Academy of Sciences (CES RAS) conducted another season of archaeological research in Tjay's tomb (TT 23). A procedure of describing textiles was developed a while ago and since then has proved its efficiency. While examining them interesting peculiarities of different parts of a woven piece were registered. Continuing a series devoted to textiles from TT 23, this paper is focused on clarifying terms connected with starting and finishing boarders of a woven piece, selvedges and various decorations. Some elements may provide a general, rather broad date of an item, while some are useless from this point of view.

Keywords: Ancient Egypt, Valley of the Nobles, tomb, archaeology, textile, textile description, textile terms, starting boarder, finishing boarder, selvedge, marks.

Ссылка для цитирования:

Орфинская О. В. Новый взгляд на привычные термины (описание тканей из гробницы ТТ 23) // Египет и сопредельные страны 4 (2019): 32-54. DOI: 10.24411/2686-92762019-00012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.