Научная статья на тему 'Новый взгляд на драматургию ХХ века (журчева О. В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века: монография. Самара, 2007)'

Новый взгляд на драматургию ХХ века (журчева О. В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века: монография. Самара, 2007) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1189
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / ДРАМАТУРГИЯ / АВТОР / ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В ДРАМЕ / ЛИРИЗАЦИЯ / АВТОРСКОЕ СЛОВО В ДРАМЕ / THE AUTHOR'S WORD IN THE DRAMA / REVIEW / PLAYWRIGHT / AUTHOR / TIME AND SPACE IN THE DRAMA / LYRIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терентьева Нина Павловна

Автор рецензирует одну из последних работ, посвященную драматургии, в частности, проблемам выражения авторского сознания в драме, указывает на продуктивность выделения трех ведущих тенденций в драматургии ХХ века и подачи материала по панорамному принципу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new look at the drama of the 20th century (O.V. Zhurcheva. An author in the drama: the forms of expression of the author's consciousness in the 20th century Russian drama: Monograph. Samara, 2007)

The author reviews one of the recent works devoted to the drama, in particular, problems of expression of the author's consciousness in the drama, points to the efficiency of allocation of the three major trends in 20th century drama and presentation of material on the panoramic principle.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на драматургию ХХ века (журчева О. В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века: монография. Самара, 2007)»

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ДРАМАТУРГИЮ XX ВЕКА

(Журчева О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драмеXXвека: Монография. - Самара, 2007)

Любопытно порой складывается литературная ситуация: художественный процесс еще никогда не переживал такого бурного подъема драматургии, никогда не знал такого количества драматургов, как в последние полтора-два десятилетия. Кажется, все литературные силы брошены именно на создание пьес. Современные пьесы заполонили Интернет, они читаются и разыгрываются авторами или актерами на многочисленных фестивалях. И очень редко ставятся - как правило, в немногих «специальных» театрах, созданных специально для постановки именно этих пьес. Пишут о современной драматургии тоже сравнительно немногие: в основном это московские критики, близкие к так называемой «новой драме» (одно из названий, закрепившееся за пьесами последнего десятилетия). Большинство же критиков, не входящих в этот круг, «новейшую драму» не принимают и порой даже как бы не замечают. Так получилось, что жизнь современной драматургии, несомненно, интересная, отмеченная поисками не только новых форм, но и новых смыслов, протекает пока главным образом в узком кругу «посвященных». Но именно эта ситуация заставила историков и теоретиков драмы не только вновь за театром и драматургией пережить драматургический «бум» последнего десятилетия, но и пересмотреть многие ставшие уже классическими и хрестоматийными явления драмы XX века под совершенно новым углом зрения, увидеть то, что долгое время оставалось скрыто.

Недавно вышедшая монография самарского филолога Ольги Журчевой «Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века» как раз и представляет опыт нового взгляда на сложную и неоднозначную историю развития отечественной драматургии. Во введении к книге автор пишет: «Драма XX в. качественно отличается и от античной драмы, и от ренессансной драмы, и даже от классической социальнопсихологической драмы XIX в. В первую очередь, она отличается нарастающей авторской активностью в тексте драматургического произведения». Это отличие требует и другого подхода к анализу и интерпретации не только самых современных пьес, но и тех, что уже признаны классическими.

Автор книги исходит из того, что в современном отечественном литературоведении существует неясность ряда вопросов, которые задает современному литературоведению современная же теория и практика театра и литературы. Это, очевидно, связано с тем, что художественное сознание XX - XXI вв. существенно изменяет драматургические жанровые и родовые формы и для их осмысления требуется изменение и самого категориального аппарата. Драма XX в. (и весь аналитический материал книги это подтверждает) качественно отличается от предшествующей драматургии прежде всего нарастающей авторской активностью в тексте драматургического произведения, что заставляет заново задуматься над проблемами субъектно-объектной организации драмы, над драматургическим хронотопом и другими формами

выражения авторского сознания. Проблемы эти, действительно, практически не исследованы.

О. Журчева, может быть, впервые в большой работе пытается (и вполне успешно) обобщить и сформулировать представление о категории автора в драматургическом произведении. Пытается это сделать дедуктивным методом, т.е. делая обобщения на основе практического анализа достаточно значительных в истории русской драмы XX века текстов.

Аналитический материал дан не по хронологическому, а по панорамному принципу. О.В. Журчева выбрала три, на ее взгляд, ведущие тенденции в драматургии XX века.

Первая из этих тенденций - это активное использование в драматургии XX века образов времени и пространства и придание драме определенных хронотопических характеристик. Эта тенденция рассматривается и как использование эпического начала в драматургии, и как отражение пространственно-временных представлений художественного сознания в XX веке, и как результат трансформации и реформирования театрального представления, связанный с новаторским, режиссерским освоением театрального художественного пространства сцены. Аналитическим материалом, иллюстрирующим это явление, стала сложнейшая и, как ни странно, малоизученная драматургия М. Горького, рассмотренная как некое единое художественное целое.

Второй важнейшей тенденцией автор называет стремление драмы к лиризации, причем, высказана гипотеза, что именно в этом и заключена особенность собственно русской драмы, сформировавшейся в национальную драму и театр еще в середине XIX века в творчестве А.Н. Островского. Отправной точкой для подобных рассуждений становится уже осознанный жанровый синтез, осуществленный в драматургии символистами и их последователями (речь идет о драматургии А. Блока, Н. Гумилева, М. Цветаевой). Данная тенденция наиболее последовательно прослеживается в истории русской драматургии от рубежа XIX - XX веков вплоть до конца XX века и начала XXI. Упоминаются опыты лирической драмы А. Арбузова, достаточно подробно анализируется творчество А. Володина - представителей новаторских творческих и нравственных поисков в эпоху «оттепели». Выявляются общие тенденции проникновения в драму категории лирического в пьесах 1980-х годов Л. Петрушевской, В. Арро, В. Славкина, чье творчество связано с так называемой «новой волной», а также в новейшей драме последних лет.

Третьей тенденцией, выявленной автором книги, становится подробное рассмотрение функционирования авторского и драматургического слова в русской советской комедии 1920-х годов (в качестве материала использованы две пьесы Н. Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца»), его ориентация на устную речевую практику, сказовую форму, словесную стихию народного театра, русского балагурства.

Монография Ольги Журчевой представляет собой несомненно интересное и фундаментальное ис-

следование, по-новому ставящее многие проблемы изучения драматургии. Однако, помимо собственно научного, академического значения этой книги, которая заинтересует филологов и театроведов, хочется отметить и то, что она будет полезна и в школьной практике. Автор, сама в прошлом школьный учитель, много лет работает в Самарском государ-

ственном педагогическом университете. Общаясь со студентами и учителями, она хорошо осознает те трудности, с которыми сталкивается словесник. Книга дает учителю возможность познакомиться и с самыми последними явлениями современной драматургии, и с новыми подходами к анализу классических текстов.

Н. П. Терентьева,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры литературы и МПЛ

Челябинского государственного педагогического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.