Научная статья на тему 'Новый вектор социального партнерства в развитии краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества'

Новый вектор социального партнерства в развитии краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОГРАММА / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СЕТЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ADDITIONAL TOURIST LOCAL HISTORY EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / INFORMALLY EDUCATION / MEDIA EDUCATION / INTERDEPARTMENTAL COOPERATION / METHODICAL PROVIDING / PROGRAM / STUDY OF LOCAL HISTORY / TOURISM / ECOLOGY / PUBLIC CENTERS OF LEGAL INFORMATION / NETWORK ELEMENTS / ELECTRONIC LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидов Алексей Александрович, Смирнов Дмитрий Витальевич

Представлена программа сотрудничества двух социально ориентированных некоммерческих организаций. Изложены цель и задачи комплексного решения многопрофильной социально экономической проблемы. Раскрыты специфические особенности развития и продвижения тематики краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества. Описан процесс формирования сетевых структур, организации доступа к профильной информации, создания и распространения качественных информационных ресурсов и лучших практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New vector of social partnership regional studies in development, tourism and environmental education in the information society

The program of cooperation of two socially focused non-profit organizations is presented. The purpose and tasks of the complex solution of versatile socially economic problem are stated. The specific features of development and advance of subject of study of local history, tourism and ecological education in the conditions of information society are opened. The process of formation of network structures, the organization of access to profile information, the creation and distribution of qualitative information resources and the best practices is described.

Текст научной работы на тему «Новый вектор социального партнерства в развитии краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества»

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

УДК 364.29: 32.019.52

А. А. Демидов, Д. В. Смирнов

НОВЫЙ ВЕКТОР СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЕНИЯ, ТУРИЗМА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Представлена программа сотрудничества двух социально ориентированных некоммерческих организаций. Изложены цель и задачи комплексного решения многопрофильной социально экономической проблемы. Раскрыты специфические особенности развития и продвижения тематики краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества. Описан процесс формирования сетевых структур, организации доступа к профильной информации, создания и распространения качественных информационных ресурсов и лучших практик.

The program of cooperation of two socially focused non-profit organizations is presented. The purpose and tasks of the complex solution of versatile socially economic problem are stated. The specific features of development and advance of subject of study of local history, tourism and ecological education in the conditions of information society are opened. The process of formation of network structures, the organization of access to profile information, the creation and distribution of qualitative information resources and the best practices is described.

Ключевые слова: дополнительное туристско-краеведческое образование, информальное образование, неформальное образование, медиаобразо-вание, межведомственное сотрудничество, методическое обеспечение, программа, краеведение, туризм, экология, публичные центры правовой информации, сетевые элементы, электронная библиотека.

Keywords: additional tourist local history education, informally education, informal education, media education, interdepartmental cooperation, methodical providing, program, study of local history, tourism, ecology, public centers of legal information, network elements, electronic library.

Программа «Краеведение. Туризм. Экология» (далее - Программа) разработана МОО «Академия детско-юношеского туризма

и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» и МОО «Информация для всех» в целях реализации заключенного 23 февраля 2013 года в г. Санкт-Петербурге соглашения о социальном партнерстве этих двух социально ориентированных некоммерческих организаций.

Предлагаемая Программа предполагает разработку механизмов участия Международных общественных организаций как институтов гражданского общества в реализации 5-го раздела «Развитие культуры и средств массовой информации» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года*, а также положений Государственной программы «Информационное общество» в части развития информационного общества и Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы в части развития неформального и информального образования.

Основной упор, по замыслу разработчиков Программы, должен быть направлен на реализацию первого направления Раздела 5 Концепции 2020, в части развития публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации (ПЦПИ). Программа предполагает на базе имеющихся ресурсов МОО АДЮТК и МОО «Информация для всех» создать публичные центры правовой, деловой и социально значимой информации на базе региональных и муниципальных библиотек для продвижения тематики краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества.

Для развития пятого направления Раздела 5 Концепции 2020 в части содействия развитию культурно-познавательного туризма мероприятия Программы предполагают МОО АДЮТК и МОО «Информация для всех» совместное решение вопросов по обеспечению комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия и облика исторических поселений.

Организаторами внедрения Программы должны выступить члены МОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» и МОО «Информация для всех» в регионах России. Предлагается создать опорные площадки на базе филиалов МОО АДЮТК и юридических лиц (коллективных членов Академии) как методических центров реализации Программы в регионах и на муниципальном уровне. Методические центры также будут выступать публичными центрами доступа на-

селения, прежде всего школьников, студенческой молодежи и педагогов, к социально значимой информации - экологической, туристской, краеведческой, профильной правовой и иной специализированной информации. Кроме того, методические центры предполагается создать на базе имеющихся публичных библиотек, заключив с ними договоры о социальном партнерстве и научно-методическом сотрудничестве.

Ранее в Российской Федерации лидерами по созданию центров доступа к экологической информации были публичные библиотеки Брянска, Бурятии, Вологды, а главным методическим центром выступала Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ). Деятельность, реализуемая РГЮБ с 80-х годов ХХ века по экологическому воспитанию молодежи, а также работа созданного в начале 2000-х годов Координационного совета по формированию молодежной информационной политики, деятельность по развитию экологической культуры и туризма была признана приоритетным направлением. В настоящее время Российская государственная библиотека для молодежи развивает данное направление в рамках проекта «Экокультура» http://www. есосиИше. ш.

Программа учитывает и тот факт, что Концепция 2020 содержит также раздел «Информационно-коммуникационные технологии», определяющий цели государственной политики Российской Федерации в области развития информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), как ориентированных на создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг.

Второе направление раздела «Информационно-коммуникационные технологии» Концепции 2020 ориентировано на повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой коммуникации на основе ИТТ, в том числе: содействие подключению к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций; расширение использования ИТТ для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования.

Предлагаемые программой мероприятия предполагают, что при их реализации в регионах и муниципалитетах максимально полно будет использоваться потенциал медиаобразования и дистанционного обучения, в первую очередь для подготовки и повышения квалификации специалистов в предметных областях: туризм, краеведение, экологическое образование, физическое воспитание, оздоровление, культурное наследие и др., а также для подготовки добровольцев к реализации Программы. Работу по подготовке добровольцев планируется осуществлять с использованием возможностей портала «Вектор добровольчества» http://www.kdobru.ru, созданного партнером МОО «Информация для всех» и Благотворительным обществом «Невский Ангел» при поддержке Минэкономразвития России.

При разработке Программы было учтено содержание выступления Президента России В. В. Путина 25 сентября 2012 года на заседании Государственного совета по культуре и искусству, заявившего: «Школа, дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций - они должны воспитывать личность, учить критически самостоятельно мыслить, чётко проводить грань между добром и злом. Убеждён, важнейшая задача образования - формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение».

Данный посыл предполагает необходимость обеспечения социального партнерства государства и общественных организаций, усиления межведомственной координации деятельности по вопросам гражданского, патриотического, духовно-нравственного, экологического и правового образования подрастающего поколения россиян.

При разработке Программы авторы учитывали, что принятая Правительством РФ 15 мая 2013 года Государственная программа «Развитие образования» содержит положение о том, что государственная образовательная политика России традиционно в незначительной мере затрагивает процессы неформального образования, происходящие вне организаций, и не охватывает сферу информаль-ного образовани (медиасфера, сеть Интернет, музеи, индустрия досуга). В то же время в ведущих странах-конкурентах России на современном этапе социально-экономического и политического развития существенно усиливается внимание государственных органов к возможностям этой сферы в социализации подрастающего поколения. Ярчайший пример тому - информационная война, развязан-

ная странами Запада в медиаресурсах против России в 2008 году по военной операции по принуждению Грузии к миру, организовавшей агрессию против народов Южной Осетии и Абхазии.

Данный посыл предполагает усиление в Программе и при реализации мероприятий внимания к неформальному и инфор-мальному образованию, сфере культуры и массовых коммуникаций, так как формат «образование для всех на протяжении всей жизни» предполагает работу не только в социокультурной среде в стенах дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, но также и в неформальных объединениях, в том числе и представителей старшего поколения, пенсионеров (ветеранов), а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Разработчики Программы «Краеведение. Туризм. Экология» пришли к пониманию необходимости создания площадок сети на базе организаций дошкольного образования, общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования, учреждений среднего и высшего профессионального образования, социально ориентированных некоммерческих организаций, природоохранных и экологических структур, организаций физической культуры, спорта и туризма, туристского бизнеса, индустрии досуга и развлечения, летнего оздоровительного отдыха и рекреации детей и молодежи. Предполагаются организация и проведение мероприятий по заключению договоров, широкому обсуждению Программы и корректировки ее с учетом местной, региональной специфики в каждом конкретном случае при сохранении общей стратегии и тактики в реализации.

Основные положения Программы и пути её реализации были обсуждены и скорректированы на Международной научно-практической конференции «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в образовательных учреждениях средствами спорта, туризма и краеведения», прошедшей 2-3 апреля 2013 года в г. Воронеже. Организаторы конференции МОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешнико-ва», Воронежский региональный филиал Академии (Председатель А. Н. Юрасов) и МКОУ Воронежской области «Школа интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (директор В. Н. Ильин) при участии МОО «Информация для всех» сумели обеспечить заинтересованное обсуждение проблема-

тики Программы ученых и общественности из России, Украины, США и Казахстана.

Результатом реализации Программы должны стать общедоступные комплексы методических рекомендаций по организации ту-ристско-краеведческой, туристско-оздоровительной, туристско-поз-навательной и экологической деятельности на базе образовательных учреждений и общественных организаций.

СВИДЕТЕЛЬСТВО № ПЦПИ/КТЭ-0001

об открытии в рамка* Программы ПЦПИ Центра социально значимой информации на базе

Международной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А А. Остапца-Свешникова»

программа

Премщенг Международной Предсждитет. СовстаКоо[*цинягоров

общественной организации I I I I Ж I Программы ГЩ| 111.

«Академия детско-юношеского I I I I Ж I Председатель Правления

туризма и краеведения III I Ж I МООВПП ЮНЕСКО

Также результатом Программы должны стать материалы мемориальных электронных библиотек, посвященных деятельности Сигурда Оттовича Шмита, на протяжении многих лет бессменного руководителя российского краеведческого движения; Александра Александровича Остапца-Свешникова, яркого лидера, создателя научно-педагогической школы «детско-юношеского туризма и краеведения» и отечественной системы туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях; Ольги Владимировны Покровской, долгие годы возглавлявшей отдел экологической культуры РГЮБ и создавшей фактически новую российскую школу экологического воспитания детей и молодежи, и других видных ученых и практиков туризма, краеведения и экологического воспитания.

МОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» объединяет сегодня вокруг себя ведущих экспертов России, дальнего и ближнего зарубежья, занимающихся вопросами развития дополнительного туристско-краевед-ческого образования. Постоянно проводимые Академией профильные форумы, конференции, семинары в различных регионах России, Республике Казахстан и на Украине активизируют научно-исследовательскую работу ученых, членов Академии, и образовательную и просветительскую деятельность, диалог ученых и практиков в поиске эффективных педагогических методик. Выпускаемый Академией рецензируемый журнал «Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения», по нашему мнению, становится сегодня навигатором и информационным ресурсом в области решения актуальных проблем теории и практики детско-юношеского и молодежного движения в краеведении, туризме и экологии.

В рамках Программы МОО «Информация для всех» подготовила и издала книгу «Доступ к экологической информации: правовые аспекты», материалы которой объединены тематикой «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития». К книге прилагаются два компакт-диска с текстовыми и видеоматериалами.

Члены Экспертного совета МОО «Информация для всех» активно занимаются вопросами краеведения, туризма и экологии, оказывая поддержку и сопровождение созданных публичным Центром правовой и иной социально значимой информации в рамках Программы.

Созданные ПЦПИ в регионах ориентированы на работу с профильной экологической и туристско-краеведческой тематикой. Приведем лишь несколько ярких примеров: Программа «Красная книга культуры России» (http://www. ifap. ru/projects/redbook. htm) под руководством Ирины Комаровой с начала реализации имеет ярко выраженную краеведческую направленность; проект «Хранители озера» (http://www. hraniteliozera. ru), руководитель Евгений Веселовс-кий, реализует экологические программы к вершинам Горного Алтая в Алтайском государственном природном биосферном заповеднике; программа «Краеведение. Туризм. Экология», руководитель Олег Латышев, реализует информирование общества о подготовке, ходе проведения и результатах мероприятий туристско-краеведчес-кой и эколого-просветительской направленности и др.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

1. Получение государственной поддержки на реализацию программы в виде субсидий из государственного бюджета.

2. Создание сети взаимодействующих центров доступа к социально значимой информации по теме «Краеведение. Туризм. Экология» (ПЦПИ-КТЭ).

3. Согласованная сетевая деятельность ПЦПИ-КТЭ, выражающаяся в многократном увеличении продуктивности их работы.

4. Создание и продвижение инновационных электронных образовательных ресурсов в ПЦПИ для пропаганды культурных ценностей средствами краеведения, туризма и экологического просвещения.

5. Внедрение средств дистанционного обучения и медиаобра-зования.

6. Организация, пополнение и постоянное обновление на сетевой странице Программы копилки научно-методических рекомендаций и учебных материалов, научных трудов по дополнительному туристско-краеведческому образованию и экологическому просвещению.

7. Публикация результатов Программы в сборниках научных трудов и материалах конференций, конгрессов, симпозиумов и иных научно-педагогических и общественных собраний.

8. Привлечение новых единомышленников, добровольцев и соратников.

9. Целесообразно организованное социальное партнерство с государственными структурами, научными, образовательными, туристскими, экологическими, краеведческими и иными организациями и учреждениями, в том числе общественными.

10. Создание и развитие международных и региональных образовательных кластеров дополнительного профессионального турист-ско-краеведческого образования для подготовки научно-педагогических кадров, добровольцев, туристской и краеведческой общественности, в том числе активистов детско-юношеских движений.

Партнёрами МОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» и МОО «Информация для всех» в реализации Программы сегодня выступают:

1. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

2. Федеральное государственное научное учреждение «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования.

3. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России.

4. Фонд поддержки образования.

5. Детское военно-патриотическое движение «Юные карбы-шевцы».

6. Музей истории образования и духовной культуры (г. Москва, Зеленоград).

7. Неформальное сообщество интернатных учреждений России «Детдомовская общая семья».

8. Ресурсный центр общественных наблюдательных комиссий Южного федерального округа - совместный проект Уполномоченного по правам человека РФ и Совета Европы.

9. Телекоммуникационный образовательный проект «Мари-инская галерея имени М. Д. Шаповаленко».

Примечания

* «Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, и в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития достижение этой цели становится особенно важным.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления:

Первое направление - обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, в том числе:

- выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;

- развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек;

- формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.)...

Пятое направление - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры, в том числе:

содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений...»

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». 5. Развитие культуры и средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.