Научная статья на тему 'Новый уровень социального партнерства и корпоративной ответственности средней школы и вуза'

Новый уровень социального партнерства и корпоративной ответственности средней школы и вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ / РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / UNIVERSITY’S EDUCATIONAL AREA / COOPERATION OF UNIVERSITY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS / DEVELOPMENT OF CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева Ирина Васильевна

Статья посвящена анализу особенностей процесса интеграции различных уровней и организационных форм образования и науки. В ней университетский образовательный округ рассматривается как региональная исследовательская и педагогическая площадка, анализируется роль базовых школ, лицеев КФУ. В материале представлены формы взаимодействия высшей и средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терентьева Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW LEVEL OF SOCIAL PARTNERSHIP AND CORPORATE RESPONSIBILITY OF HIGH AND HIGHER SCHOOLS

The article deals with integration specifics of different levels and forms of education and science. The author considers the university’s educational environment as a regional area for research and education, and analyzes role of basic schools and lyceums under the Kazan State University. The paper overviews forms of cooperation between the high school and the university.

Текст научной работы на тему «Новый уровень социального партнерства и корпоративной ответственности средней школы и вуза»

УДК 378

Терентьева Ирина Васильевна

доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений Института международных отношений, истории и востоковедения, заместитель директора

Института непрерывного образования Казанского (Приволжского) федерального университета

НОВЫЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И ВУЗА

Terentyeva Irina Vasilyevna

D.Phil. in Education Science, Assistant Professor, International Relations Department, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Deputy Director, Institute of Continuing Education, Kazan (Volga) Federal University

NEW LEVEL OF SOCIAL PARTNERSHIP AND CORPORATE RESPONSIBILITY OF HIGH AND HIGHER SCHOOLS

Аннотация:

Статья посвящена анализу особенностей процесса интеграции различных уровней и организационных форм образования и науки. В ней университетский образовательный округ рассматривается как региональная исследовательская и педагогическая площадка, анализируется роль базовых школ, лицеев КФУ. В материале представлены формы взаимодействия высшей и средней школы.

Ключевые слова:

сотрудничество университета и образовательных учреждений, университетский образовательный округ, развитие непрерывного образования.

Summary:

The article deals with integration specifics of different levels and forms of education and science. The author considers the university’s educational environment as a regional area for research and education, and analyzes role of basic schools and lyceums under the Kazan State University. The paper overviews forms of cooperation between the high school and the university.

Keywords:

cooperation of university and educational institutions, university’s educational area, development of continuing education.

Процесс интеграции различных уровней и организационных форм образования и науки -это тенденция, которая постепенно охватывает все страны мира, в том числе и Россию. Именно с их помощью решаются важнейшие проблемы на методологическом, теоретическом и практи-ко-прикладном уровне. Поэтому неслучайно, что в последние годы все чаще говорится о создании форм, способных объединить научно-образовательный потенциал. Одной из организаций, призванной объединять людей вокруг общего дела, представляющей собой инновационную форму интеграции науки, образования и практики, является, на наш взгляд, университетский образовательный округ.

Следует подчеркнуть, что в условиях реформирования значительно актуализируется роль университетов в решении важнейшей задачи - формировании открытости сферы образования перед обществом, тем более что вне образовательной системы не решить проблемы подготовки человека к жизни, развить его ориентационные и адаптационные качества, необходимые в современных реалиях [1, с. 19]. Это диктует свои правила - правила сотрудничества. Тем самым деятельность университетских образовательных округов подталкивает общество с помощью университетов поднимать уровень образования во всех его звеньях, вовлекать высшие учебные заведения в решение крупных проблем, разработку инновационных технологий. Следовательно, в формирование инновационного пути развития отечественной экономики и общества в целом.

Казанский университетский образовательный округ признан по праву региональной исследовательской, педагогической, экспериментальной общественно-дискуссионной площадкой, что позволяет надеяться на решение многих насущных проблем образования и гражданского общества и в последующем. Началом этой деятельности послужил следующий факт. Студенты, преподаватели и сотрудники университета, его выпускники, абитуриенты, школьники, родители - все вместе составляют серьезный социальный пласт, ориентированный на проблемы образования, заинтересованный в их оптимальном решении. Поэтому в определенной степени университет должен был брать на себя ответственность за уровень образованности населения региона, его складывающийся интеллектуальный потенциал, а потому и социальный настрой. Именно оценка перспектив развития этого настроя и осознание единства решаемых проблем и острой необходимости совместных усилий подвигло в 2003 г. на образование на базе тогда Казанского государственного университета Ассоциации «Университетский образовательный округ». В составе Ассо-

циации 53 учредителя: два министерства, ряд государственных и коммерческих вузов, НИИ, техникумы, гимназии, лицеи, школы, а также национальный государственный музей и некоторые общественные организации [2, с. 221].

За эти годы совместная работа позволила разработать и активно использовать такие технологии как дистанционное образование, создание мультимедийных образовательных программ, электронных учебников, словарей. Возникла серьезная потребность в организации Ресурсного центра образовательного округа. Учитывая то, что одной из важнейших задач Ассоциации является выявление одаренных детей, раскрытие способностей, активизация их самостоятельной и аналитической деятельности, в рамках образовательного округа начата работа по созданию Малой Академии наук для учащихся средних и средне-специальных учебных заведений. Объединению усилий способствовало открытие сайта, издание газеты «Информационный вестник».

Одной из главных функций округа является обеспечение взаимодействия с входящими в округ органами и учреждениями образования, учитывающего интересы всех сторон и имеющего устойчивый и уже традиционный характер. Но и для университета деятельность округа стала серьезной инновационной площадкой. За эти годы прошло становление Института непрерывного образования, который, развивая многопрофильные направления, внедряя в свою систему гибкий подход, учитывает, прежде всего, интересы школьников, студентов и способен реализовать любую потребность в подготовке по избранному направлению, помочь сформировать свободный и ответственный выбор, в том числе и профессиональный. Кроме того, появляется большая возможность апробировать в практической деятельности новые разработки ученых. Для преподавателей университета работа в базовых инновационных школах - кратчайший путь внедрения результатов научного поиска в практику, привлечение к исследовательской работе не только студентов, но и учащихся, учителей.

Главная характеристика современности - построение на разных уровнях образовательных практик с такой организационной культурой, когда элементы новой общей и высшей школы, полученные в экспериментальном режиме, осваиваются образовательными учреждениями на инновационном уровне, а затем внедряются в массовую практику [3, с. 153]. Убедительным доказательством этого служит сложившаяся практика работы Лицея им. Н.И. Лобачевского и 1Т-Лицея-интерната, входящих в структуру Казанского федерального университета. Образовательный процесс лицеев интегрирован в образовательное пространство университета. Важнейшей чертой их деятельности является развитие индивидуальных способностей личности, творческих задатков, умения самостоятельно ориентироваться в проблемах современных знаний, полноценно владеть информационными технологиями. С этим тесно связано привитие навыков использования современной компьютерной технологии самообучения и решения проблемных и прикладных задач изучаемых областей знаний, а также изучение двух иностранных языков (одного из европейских и одного из восточных).

Сегодня здесь установлены крепкие связи с профессорско-педагогическим составом институтов и факультетов, продуктивно используется их материально-техническая база, ежегодно около 80 % талантливых выпускников становятся студентами университета.

С целью расширения поля конструктивного взаимодействия и повышения качества образования два года назад утверждены на заседании Ученого совета как базовые общеобразовательные школы КФУ (научно-педагогические экспериментальные площадки) еще четыре образовательных учреждения. Создание базовых учебных площадок КФУ дает возможность эффективно использовать ресурсы университета; создавать единую информационнообразовательную сферу. Кроме того, осуществлять совместную инновационную образовательную деятельность; поддерживать одаренных детей; проводить диагностику и мониторинг состояния образовательного процесса; содействовать в профессиональной ориентации и в продолжении образования учащимися с творческими и исследовательскими способностями, стремящимися к интеллектуальному развитию, самореализации и научной деятельности, обеспечивать повышение квалификации педагогических кадров.

Следует отметить, что такая деятельность позволяет формировать условия обеспечения качественного образования в области развития практических умений, творческого потенциала и интеллектуальных способностей одаренных школьников Республики Татарстан, Приволжского округа и других регионов Российской Федерации. Возможность реализации этой задачи обеспечивается высоким научным, педагогическим и материальным уровнем Казанского федерального университета.

Нынешние изменения, происходящие в системе школьного образования, его усиливающаяся дифференциация, а также переход на многоуровневую структуру высшего образования также открывают новые возможности взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, способствуют совершенствованию системы непрерывного образования.

В настоящее время развитие взаимоотношений университета с различного типа и уровня образовательными учреждениями складывается на основе кластерного подхода по вертикали «школа-СПО-вуз». Это укрепляет преемственность предпрофессиональной, начальной, высшей профессиональной и постпрофессиональной подготовки [4, с. 11]. Так, первые два уровня подготовки осуществляются в рамках базовых гимназий, лицеев и входящих в кластер колледжей и техникумов. Высшая профессиональная подготовка организуется через созданные внутри федерального университета профильные учебные институты. Постпрофессиональная подготовка ориентирована на систему дополнительного и дистанционного образования. В основу деятельности кластера закладывается формирование прогнозов потребностей в кадровых ресурсах, тщательное изучение тенденций развития рынка труда на ближайшие десятилетия. В этой связи совместно с министерствами труда, занятости и социальной защиты, образования и науки Республики Татарстан, Центром экономических и социальных исследований была проведена серьезная аналитическая работа по прогнозам кадровых потребностей на данную перспективу.

Дальнейшее активное осуществление взаимодействия высшей и средней школы будет также направлено на результативное освоение и внедрение передовых технологий и методик обучения.

Таким образом, сотрудничество университета и образовательных учреждений, а также общественных структур приносит ощутимую пользу воспитанникам и воспитателям, учащимся и учителям, преподавателям и студентам, а в итоге, обществу в целом.

Ссылки:

1. Князев Е.А., Марган А. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1 (24). С. 17-29.

2. Терентьева И.В. Особенности государственно-общественного управления высшей школой в регионе / под ред. Л.А. Бургановой, А.Р. Тузикова // Регионы России: инновационное развитие и модернизация системы социального управления: моногр. Казань, 2011. 308 с.

3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб., 2001. 304 с.

4. Терентьева И.В. Совет ректоров как форма государственно-общественного управления высшей школой. Казань, 2008. 114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.