Научная статья на тему 'Новый учебник по географии туризма'

Новый учебник по географии туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый учебник по географии туризма»

72

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 5. ГЕОГРАФИЯ. 2008. № 6

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА География туризма / Под ред. А.Ю. Александровой. — М.: КНОРУС, 2008. 592 с. Тираж 3000 экз.

Во второй половине ХХ в. в развитых странах мира наступил туристский бум, ставший характерной чертой современности. Туристское движение приобрело подлинно массовый характер и поистине глобальный размах. С начала 90-х гг. Россия активно втягивается в мировое туристское пространство. Бурное развитие отечественной индустрии туризма потребовало профессиональной подготовки кадров. К числу важнейших требований, предъявляемых к специалистам в области туризма, относится углубленное знание географии, в частности географии туризма. Отвечая на запросы времени, многие вузы страны открыли кафедры географии туризма и включили в учебные планы одноименную дисциплину. Однако до сих пор среди специалистов нет единого мнения о географии туризма. Рецензируемый учебник вносит вклад в становление сравнительно молодой, но имеющей большой потенциал географии туризма.

Издание подготовлено на кафедре рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В работе над ним приняли участие известные специалисты в области географии туризма из ведущих университетов России, стран СНГ, а также Европейского союза. Столь масштабный коллектив авторов, возглавляемый профессором А.Ю. Александровой, проделал большую работу по выработке консолидированной позиции в отношении географии туризма. Учебник вобрал последние достижения отечественной и зарубежной теоретической мысли в соответствующей области географических знаний. Актуальность международного сотрудничества в сфере образования, создание подобного рода коллективов возросли в последнее время, когда Россия стала участником Болонского процесса.

В России научная почва для возникновения географии туризма была подготовлена советской школой рекреационной географии в конце 60-х — 70-е гг. Новое осмысление территориальной самоорганизации туристской деятельности, предложенное в учебнике, связано со структурной перестройкой туризма в стране в условиях рыночных отношений, а также с освобождением науки от идеологических канонов. Между тем современная география туризма сохраняет преемственность с рекреационной географией, что заключается в антропоцентризме, гуманистической направленности всего построения. Это имеет особое значение, поскольку область профессиональной деятельности специалистов по туризму — удовлетворение потребностей клиентов в туристских услугах.

Учебник написан на высоком научном уровне, в нем отражен проблемный подход к изучению географии туризма, что актуально в настоящее время, он посвящен проблеме пространственной организации жизни общества в сфере туризма. Учебник дает целостное представление о территориальных туристских системах мира, условиях и факторах их формирования, закономерностях

и тенденциях развития, обладает своеобразным интеграционным потенциалом. Системный подход, пронизывающий работу, способствует преодолению разрыва между физической и социально-экономической географией и усиливает методологическое единство в географической науке.

Учебник состоит из трех частей. Первая часть посвящена теории и методологии географии туризма. В ней большое внимание уделено предмету географии туризма, месту дисциплины в системе наук, стоящим перед ней задачам, а также понятийному аппарату. Специальная глава посвящена истории географии туризма в мире, в ней обобщен уникальный материал об эволюции туристско-географической мысли с середины XIX в.

Центральное место занимает модель пространственной поляризации глобального рынка туризма. Она отражает новый центро-периферический подход в географии туризма, лежащий в русле фундаментальных знаний в области территориальной самоорганизации туризма и отвечающий современному уровню развития всей географической науки. В учебнике туристское пространство предстает как система, в которой выделяются туристские территории разных иерархических уровней развития (Центр, Полупериферия, Периферия) и связи между ними. Все это способствует утверждению географии туризма в качестве самостоятельной области знаний, дочерней географической дисциплины.

Туристскому страноведению посвящена вторая часть учебника. От накопления справочной информации авторы переходят к образам туристских территорий. Соответствующие главы написаны учеными в области географии туризма из описываемых стран или отечественными географами-страноведами, работавшими в этих странах и изнутри знающих проблемы развития туризма в них, что придает глубину характеристикам и делает чтение подчас увлекательным, а учебный материал легкозапо-минающимся.

Заключительная часть книги содержит информационно насыщенный материал о географии новых, динамично развивающихся видов туризма (делового, экологического, сельского, спортивного и др.), которые вписаны в контекст устойчивого развития территории. Несомненным достоинством учебника является оптимальное сочетание теоретических и прикладных выкладок.

Учебник нацелен на формирование набора компетенций, необходимого специалистам по территориальному развитию туризма и стратегическому управлению предприятиями туристской индустрии. Благодаря системности подачи материала, глубине проработки учебных вопросов и новизне учебник "География туризма" под редакцией А.Ю. Александровой занял достойное место в ряду работ по туризму. В течение одного года он выдержал два полноценных издания тиражом 3 тыс. экземпляров каждый.

Ю.А. Веденин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.