Научная статья на тему 'Новый султан Омана Хейсам бен Тарик: жизненный путь, ориентиры внешней и внутренней политики, вызовы периода его правления и их решение'

Новый султан Омана Хейсам бен Тарик: жизненный путь, ориентиры внешней и внутренней политики, вызовы периода его правления и их решение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Оман / Хейсам бен Тарик / внутренняя и внешняя политика Омана / Видение Омана 2040 / Oman / Haytham bin Tariq / domestic and foreign policy of Oman / Oman Vision 2040

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аль Яфаи Али Салих Хассан

В данной статье раскрывается личность нового султана Омана Хейсама бен Тарика, описаны основные направления его внешнеи внутриполитической стратегий, а также проанализированы вызовы, с которыми может столкнуться Султан в период своего правления. Особое внимание уделяется положениям Видения Омана 2040, в рамках которого осуществляется развитие страны. В заключении статьи приводится ряд сценариев, по которым может пойти Оман для преодоления кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new Sultan of Oman, Haytham bin Tariq: life path, landmarks of foreign and domestic policy, challenges of the period of his reign and their solution

This article reveals the personality of the new Sultan of Oman, Haytham bin Tariq, describes the main directions of his foreign and domestic political strategies and analyzes the challenges that the Sultan may face during his reign. Particular attention is paid to the provisions of the Oman Vision 2040, within which the development of the country is carried out. The article concludes with a number of scenarios that Oman can follow to overcome crisis situations.

Текст научной работы на тему «Новый султан Омана Хейсам бен Тарик: жизненный путь, ориентиры внешней и внутренней политики, вызовы периода его правления и их решение»

Аль Яфаи Али Салих Хассан

Аспирант Кафедры Теории и истории международных отношений Факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Новый султан Омана Хейсам бен Тарик: жизненный путь, ориентиры внешней и внутренней политики, вызовы периода его правления и их решение

11 января 2020 года султан Хейсам бен Тарик Аль Саид в соответствии с Конституцией Султаната и согласно завещанию своего двоюродного брата покойного султана Кабуса бен Саида, умершего в возрасте 79 лет, принес присягу в качестве Султана Омана перед Государственным советом Султаната и Советом обороны. Церемония инаугурации султана Хейсама бен Тарика, о которой оповестили пушечные выстрелы после принятия им присяги в его штаб-квартире во дворце Аль-Бустан, предшествовала похоронам султана Кабуса, которого он сменил на троне.

Происхождение и жизненный путь султана Хейсама бен Тарика

Султан Хейсам бен Тарик родился в городе Маскат 11 октября 1955 г. В то время его отец его высочество Тарик бен Теймур, дядя покойного султана, был премьер-министром.

Хейсам бен Тарик поступил в начальные классы престижной школы «Сайдия» в Маскате. Его покойный отец заботился о том, чтобы дети получали современное образование, поэтому будущий султан был направлен на обучение в одну из ливанских школ - «Высшую школу Бармана», где продолжил учиться в средней школе.

Пребывание султана Хейсама в Бейруте длилось недолго, в 1972 г. он уехал в Великобританию, чтобы закончить школьное образование, а затем поступить в университет. Будущий султан учился в одном из самых престижных вузов мира - Пемброк-колледже Оксфорда.

Султан Хейсам является десятым султаном из династии Аль-Бусаиди Султаната Оман. Он женат на госпоже Ахд бинт Абдулла Аль-Бусаиди, с которой у него четверо детей. Старшего из них зовут Ди Язан.

У Султана Хейсама было множество различных интересов, в т.ч.

в спорте. Он возглавлял первую Федерацию футбола Омана с 1983 по 1986 гг. В течение этого периода Оман принимал У11-ой Кубок Залива, Его Величество возглавлял организационный комитет 11-х Азиатских пляжных игр в 2010 г.

За период своего карьерного роста будущий султан занимал несколько должностей. Неслучайно покойный султан назначал Хейса-ма бен Тарика на те должности, которые могли подготовить человека достойного, способного стать во главе Султаната. Так, Хейсам бен Тарик прошел школу дипломатии, когда приступил к деятельности в министерстве иностранных дел Омана и продвинулся в карьере до должности генерального секретаря министерства.

Будущий султан работал в Министерстве наследия и культуры, где он занимал пост министра почти 18 лет. В течение этого времени будущий султан познал наследие и культуру страны и детально познакомился с ее историей.

Так же ушедший султан дал Хейсаму бен Тарику мандат на то, чтобы возглавлять несколько комитетов, в первую очередь - Главный комитет Видения будущего Султаната Омана 2040 года, которая была утверждена указом Султана от 22 сентября 2013 г.

За свою карьеру Хейсам бен Тарик получил несколько наград от первых лиц государств, в том числе Орден признания заслуг, врученный ему султаном Кабусом бен Саидом в ноябре 2010 г., орден Аль-Саида, орден Омана и орден Оманского Возрождения. В марте 2001 г. он был награжден Большим орденом почета за заслуги, оказанные Австрийской Республике. В декабре 2006 г. Королевство Саудовская Аравия наградило его орденом почета короля Абдулазиза первой степени, а в ноябре 2010 г. Соединенное Королевство объявило о награждении его Королевским Викторианским орденом.

Ориентиры внутренней политики султана Хейсама бен Тарика

Придя к власти, новый султан обязался предпринять разнообразные действия для усовершенствования государственного аппарата управления и провести исследования по разработке механизмов принятия государственных решений. Он также взял на себя обязательства пересмотреть работу государственных компаний, чтобы повысить их эффективность и увеличить их вклад в развитие экономической системы.

Высоко оценив прогресс, достигнутый во всех сферах жизни покойным султаном за последние пять десятилетий, новый правитель подчеркнул, что приложит всевозможные усилия для развития наци-

■ ональной системы занятости, поскольку она является одним из стол-

пов экономики в государственном и частном секторах.

В июне 2020 г. новый султан Омана издал два королевских указа, которые включали создание специального кабинета, который находится в его непосредственном подчинении, и инвестиционного органа, который управляет имуществом, активами и инвестициями всего государства. В том же месяце был издан указ о создании Центра электронной защиты, относящегося к системе безопасности, деятельность которого нацелена на обеспечение прозрачности электронных транзакции и борьбу с ИТ-преступлениями.

Султан изучил непростую экономическую ситуацию в стране, связанную с дефицитом бюджета из-за эпидемии коронавируса, а также кризисом цен на нефть и низким уровнем валютных резервов, оцениваемых в 17 млрд долл.

Правительство также пытается привлечь молодых оманцев, ищущих работу в частном секторе, снизить уровень безработицы и сократить долю экспатриантов, число которых превысило отметку в 2,146 млн человек при общей численности населения в 5,031 млн, согласно статистическому бюллетеню Национального статистического центра Султана Оман за апрель 2023 г.

Решением Султана была провозглашена амнистия ряда политических оппонентов за рубежом, которые смогли вернуться в страну. В дополнение к этому были переработаны некоторые уголовные положения, такие как «смертная казнь» - ее применение теперь возможно только через Шариатский комитет, возглавляемый муфтием Султаната, назначаемым самим султаном.

Первый год правления султана Хейсама ознаменовался всесторонней переоценкой статуса государства, разработкой стратегических планов высокого уровня, принятием нескольких новых законов, которые соответствуют экономическому Видению 2040 года и подразумевают уменьшение зависимости Султаната от традиционных источников энергии и его ориентацию на альтернативные ресурсы.

В этом контексте султан Хейсам бен Тарик издал ряд королевских указов, посвященных экономическому аспекту жизни страны. Наиболее важными из которых стали указы о создании Инвестиционного управления Омана, которое должно выступить важнейшим подразделением в системе национальной экономики; обеспечении финансовой и административной независимости для всех провинций Султаната; формировании цифрового правительства; сосредото-_

ченности на инновациях и промышленной революции; сокращении государственных расходов и повышении рейтинга суверенности государства.

Был учрежден Совет губернаторов провинций Омана, также был модернизирован административный аппарат государства: количество министерств в штате было сокращено, некоторые из них были объединены, другие упразднены. Цель преобразований состояла в том, чтобы создать гибкий аппарат, избавленный от бюрократии и финансовых потерь, повысить производительность и диверсифицировать источники доходов, освобождаясь от полной зависимости от нефтяного экспорта.

В апреле 2021 г. Султанат Оман принял закон о 5% НДС, обеспечивающий большую социальную справедливость, особенно с учетом того, что налог не касался предметов первой необходимости жителей Султаната.

В первую годовщину прихода султана Хейсама к власти в январе 2021 г. был издан королевский указ о внесении новых конституционных поправок в систему управления путем введения титула наследного принца, что означает, что старший сын султана Хейсама, которым является Ди Язан, стал фактически наследным принцем и первым кандидатом на пост преемника.

Ди Язан получил образование в Оксфорде, в 2013 г. поступил на службу в министерстве иностранных дел Омана, идя по стопам своего отца, и работал в посольстве Омана в Лондоне с 2018 г., а после был назначен министром молодежи, спорта и культуры в новом правительстве.

Экономическая стратегия султана Хейсама бен Тарика

Видение Омана 2040 вышла свет в соответствии с распоряжениями султана Кабуса в декабре 2013 г. Покойный султан уполномочил тогда Хейсама бен Тарика контролировать и осуществлять их. Он уделил Видению особое внимание, после того как получил бразды правления, подчеркивая, что Видение Омана 2040 - это ворота Султаната к преодолению вызовов, которыми сопровождаются региональные и глобальные трансформации, путь к укреплению экономической конкуренции, всеобщему благополучию, стимулированию развития во всех областях Султаната и поддержке инвестиций с целью привлечения дополнительного капиталовложения.

Видение включает в себя три основных стержня: человек и общество, экономика и развитие, управление и институциональная дея-

■ тельность. В рамках этих трех основных направлений Султанат Оман

определил перечень национальных приоритетов.

Первое - образование и научные исследования, которые ведут к формированию общества знаний, конкурентоспособному национальному потенциалу и интегрированной системе образования, характеризующейся высоким качеством и общественной солидарностью.

Также приоритетной задачей является создание ведущей по мировым меркам системы здравоохранения путем предоставления всесторонней и доступной медицинской помощи во всех провинциях Султаната.

Видение также направлена на продвижение гражданственности, сохранение самобытности, наследия и национальной культуры и создание сознательного общества знаний, которое обладает достаточными навыками и способностями, чтобы идти в ногу с мировым прогрессом и техническими изменениями, уметь оценивать, критиковать, использовать и распространять знания.

Среди приоритетов можно отметить также обеспечение достойной и устойчивой жизни для всех и гарантию социальной защиты общества, с тем чтобы оно было охвачено эффективной, устойчивой и справедливой системой социальной защиты, а также чтобы общество было социально и экономически сплоченным, что особенно актуально по отношению к женщинам, детям, молодежи, инвалидам и наиболее нуждающимся группам.

Одним из приоритетов Видения является создание динамичного и обновленного экономического аппарата управления, работающего в интегрированной институциональной структуре, который может достигать целей экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей среды, а также быть эффективным лидером с обязательными полномочиями, быстро решающим задачи по удовлетворению требований в области развития в соответствии с конкретными показателями.

С момента запуска Видения в начале 2021 г. для этой программы было предусмотрено многое для того, чтобы она достигла своих целей, а именно: создание подразделения для контроля за реализацией Видения и вместе с тем обеспечение ее работы как независимого органа. В дополнение к этому детально проработаны все этапы ее реализации при участии различных слоев общества, предусмотрена реструктуризация государственного аппарата управления, введение

новых лиц в правительство. Все это увеличит шансы на успех Виде_

ния, учитывая развитость инфраструктуры и готовность к логистическим услугам дорог, морских портов, современных аэропортов, которые модернизировались и строились на протяжении последних нескольких лет.

Цели Видения Султаната Оман до 2040 года

Султанат Оман стремится достичь ряда целей своего экономического Видения к 2040 г., включая:

- улучшение рейтинга Султаната в Глобальном индексе инноваций, чтобы войти в число 20 лучших стран мира;

- повышение рейтинга Омана по показателям глобального управления - по показателям эффективности государственного управления, чтобы войти в число 10 лучших стран;

- увеличение доли рабочей силы из Султаната Оман в общем количестве рабочих мест, созданных в частном секторе, до 40 %;

- улучшение рейтинга Султаната Оман в рамках Глобального индекса конкурентоспособности - по показателям профессиональных навыков, войдя в число 10 лучших стран;

- рост ВВП на душу населения на 90%;

- повышение рейтинга Султаната в Глобальном индексе конкурентоспособности, чтобы Оман вошел в число лучших 20 стран;

- увеличение доли найма граждан Султаната Оман, занятых в частном секторе, до 42 % к 2040 г.;

- улучшение рейтинга Султаната в Индексе экологических показателей, что сделает Оман одной из 20 лучших стран;

- увеличение доли иностранных инвестиций от ВВП до 10 %;

- увеличение вклада ненефтяных секторов в ВВП более чем до 90 %;

- увеличение доли рабочей силы Султаната Оман в общем количестве рабочих мест, созданных в частном секторе, до 40 %.

Видение 2040 нацелено также на создание рынка труда, привлекательного для компетентных кадров и реагирующего на демографические, экономические, когнитивные и технические изменения. Предполагается, что это будет рынок человеческих ресурсов, отличающийся рабочей силой с высокой квалификацией и производительностью, позитивной культурой труда и способный привлекать квалифицированные кадры в рамках четко определенной политики и стандартов, а также системы стимулов, учитывающих уровень квалификации, производительность и подпитывающих дух конкурентноспособности и инициативы.

■ Указанное Видение направлена на создание благоприятной сре-

ды частного сектора, который проводит конкурентоспособную и интегрированную с глобальной экономическую политику, обеспечивает привлекательную деловую среду, в которой правительство выполняет регулирующую роль в сочетании с эффективным и плавным управлением, формирует эффективное партнерство между правительством и частным сектором для повышения эффективности производительности и создания схемы, регулирующей приватизацию государственных проектов и услуг.

Также данное Видение акцентирована на разработку глобального подхода к решению проблем, польза которого будет ощущаться не только в крупных городских центрах, но и на устойчивое землепользование, сбалансированное и справедливое развитие, которое усиливает конкурентные преимущества провинций, развитие локальных общин, способных самостоятельно обозначать свои социальные, экономические и экологические приоритеты и действовать в рамках административной и экономической децентрализации и эффективной системы иерархии управления. Все это стимулирует устойчивое городское развитие с учетом растущего роста населения и гарантирует обеспечение населения основными услугами и товарами.

Среди приоритетов Видения Султаната Оман до 2040 года - создание эффективных, сбалансированных и устойчивых экосистем для защиты окружающей среды и сохранения ее природных ресурсов в поддержку национальной экономики. Программа стремится уравновесить экологические, экономические и социальные требования современности и нормы устойчивого развития, а также привлекает инвестиции в природные ресурсы для обеспечения получения высокой добавленной стоимости в дальнейшем.

Кроме того, Видение направлено на создание законодательной системы, основанной на широком участии сторон, независимости судебной системы, эффективном и прозрачном надзоре, гибком законодательстве и полноте полномочий соответствующих органов. Видение опирается на то, что судебная система, использующая продвинутые технологии, а также всеобъемлющая система надзора защищают национальные интересы и обеспечивают соблюдение принципов подотчетности, прозрачности и гласности, выполняя свою эффективную контролирующую роль.

В заключение отметим, что данное Видение нацелена на создание гибкого, инновационного и ориентированного на будущее административного органа, основанного на принципах мудрого управления, _

эффективного государственного сектора в области планирования, организации, контроля, последующей деятельности и оценки, сбалансированное и устойчивое партнерство государственного и частного секторов и гражданского общества и индивидов, гарантирующее эффективную организационную работу.

Внешние ориентиры политики султана Хейсама бен Тарика

Что касается внешней политики, то султан Хейсам указал, что он следует заветам покойного султана. Он подчеркивает, что принципы, которые положены в основу внешней политики страны, основаны на мирном сосуществовании народов, добрососедстве, невмешательстве во внутренние дела других, уважении суверенитета государств, а также на взаимовыгодном сотрудничестве в различных областях. По словам нового правителя страны, Султанат Оман и впредь будет таким, каким доверил ему покойный султан Кабус бен Саид - поддерживающим мир и способствующим мирному разрешению споров, прилагающим усилия для поиска удовлетворительных для сторон решений в духе гармонии и взаимопонимания.

Учитывая исторические факторы, которые способствовали кристаллизации дипломатии Омана как государства, свободного от ограничений арабской региональной системы, а также учитывая структурные факторы, которыми характеризуется Оман как малая страна в целом, а также их переплетение и отражение в политике позитивного нейтралитета, которой следовал Султанат Оман в эпоху султана Кабуса, не стоит ожидать каких-либо коренных изменений во внешней политике Омана при существующей его государственной структуре и истории. Такое видение подтвердил сам султан Хейсам бен Тарик, когда взял на себя обязательство следовать внешнеполитическому пути Кабуса и «соблюдать политику мирного сосуществования, добрососедства и невмешательства во внутренние дела других государств».

Вызовы на пути султана Хейсама бен Тарика

Султанат Оман является крупнейшим экспортером нефти на Ближнем Востоке, не входящим в ОПЕК. Султанат обладает немногочисленными запасами углеводородов по сравнению с соседними государствами Совета сотрудничества арабских государств Залива. В то время как установленные запасы нефти в Султанате Оман оценивались примерно в 5 млрд баррелей, за последние годы было произведено около 8 млрд, что означает, что оставшееся количество скрытой

■ нефти составляет всего 42 млрд баррелей. Однако, по учетным дан-

ным Компании по разработке нефти Омана, которая является самой крупной компанией производства и разработки нефтяного сырья в стране, пригодный к производству запас не превышает 10% от общего объема скрытой нефти, что свидетельствует о том, что пригодный для производства запас нефти в Султанате Оман составляет от 5 до 5,4 млрд баррелей, то есть 0,3 % от общемирового запаса. Этих запасов нефти будет недостаточно для экономики Султаната Оман в ближайшие 20-30 лет, учитывая ориентацию западных стран и всего мира на переход к экологически чистой энергии и отказ от ископаемого топлива, в частности нефти, по причине ее негативного воздействия на климат и глобальное потепление.

Это может отразиться отрицательно на развитии Султаната при отсутствии прогресса за пределами нефтяного сектора, которое наблюдалось со времен правления Кабуса бен Саида при ограниченной институциональной структуре, типичной для большинства стран-рантье. Таким образом, главной дилеммой внешней политики Омана, не считая внешних вызовов, по-прежнему остается дефицит эффективных учреждений, альтернативных харизматичных лидеров, способных не допустить в государственную систему пагубную лояльность отдельных лиц и попытки взяточничества. Кроме того, несмотря на преемственность, обеспеченную теми кругами, которые десятилетиями контролировали внешнюю политику Омана, региональный и международный факторы в настоящее время навязывают Султанату преобразования, сопровождаемые большей социальной и институциональной модернизацией, которые сами по себе обеспечат формирование более сильной и независимой внешней политики среди соседей.

Можно сказать, что поляризация, основная причина которой -растущая роль ОАЭ в Совете сотрудничества арабских стран залива после событий Арабской весны и на фоне их последствий, бросают султану Хейсаму вызов, который усугубляется расхождением между эмиратской и оманской моделями развития и разнонаправленностью их траекторий за последние два десятилетия. Следовательно, невозможно представить, чтобы долгосрочная внешняя политика Омана, которая может обеспечить баланс сил в регионе, кристаллизовалась без появления новой модели развития страны, подразумевающей закрепление социальной модернизации и более глубокие институциональные изменения. При этом подобные преобразования вполне по силам Оману благодаря хорошей демографии, по сравнению с _

малыми государствами Совета сотрудничества арабских государств Залива, богатому историческому наследию, способному к адаптации к новому в сравнении с более молодыми в историческом измерении монархиями ССАГЗ.

Решения и альтернативы

Решение Касуса бен Саида выбрать своим приемником двоюродного брата Хейсама бен Тарика не было неожиданностью, поскольку именно на него была возложена ответственность за стратегическое Видение социально-экономического будущего Омана. Важность Видения 2040 возрастала с учетом ожиданий снижения зависимости оманской экономики от нефти после 2040 г. Следовательно, для снижения кризисных последствий представлялось несколько сценариев, а именно: обращение ко Всемирному банку с целью получения государственного кредита. Последствием при этом будет переход к более широкой налоговой системе, что послужит риском для снижения уровня жизни и усугубит экономический кризис, который длится с 2014 г. В том числе есть возможность обращения за помощью к соседним странам ССАГЗ аналогично 2011 г., когда Султанат получил субсидию в размере 10 млрд долл. от вышеуказанных стран. Тогда Оман был вынужден скорректировать свою внешнюю политику в соответствии с финансовыми обязательствами министерства иностранных дел и урегулировать разногласия с Саудовской Аравией и ОАЭ. Третий сценарий - это курс на сближение с администрацией США, который подразумевает принятие «удушающих» жестких санкций США на соседнее государство - Республику Иран и возобновление тупикового мирного процесса между Палестиной и Израилем. Однако вполне вероятно, что Оман будет склоняться к первому сценарию вместо конфронтации с соседями, что и так оборачивается стратегической проблемой в последние годы, и подчинения жестким условиям США.

Выводы

Султан Хейсам унаследовал суверенное и независимое государство с региональной и международной сбалансированной политикой и сложившейся институциональной системой, в которой доминируют закон и дух гражданственности, государство, которое отказалось от племенного, религиозного и партийного доминирования. Однако султан также унаследовал в начале 2020 г. большой государственный долг в размере порядка 44 млрд долл. США, большое число безработ-

■ ных поданных, коррупционные кейсы, неэффективность и косность

государственных организаций.

Новому султану придется столкнуться с разноуровневыми проблемами, которые предстоит решить в рамках Видения 2040. Задачи внутренней политики заключаются в следующем: борьба с административной и финансовой коррупцией, контроль над группой влиятельных бизнесменов, установивших монополию на рынке, решение проблем с деятельностью бизнесменов из Азии, контролирующих рынок Омана, а также образовавших свой сектор трудоустройства для экспатов в частных организациях за счет сокращения рабочих мест для поданных Султаната. За последние 10 лет возникли новые вызовы во внешней политике: растущий вес ОАЭ в регионе Совета сотрудничества арабских государств Залива и на Ближнем Востоке и трудности, которые в результате этого создаются для Омана, стремящегося играть свою традиционную и историческую роль в регионе. Кроме этого - набирающий силу союз между ОАЭ и Саудовской Аравией и возникающие в связи с этим сложности в Йемене, Египте, Ливии, Сирии и Тунисе, а также тесные отношения вуз монархий с администрациями США и Израиля.

Для того чтобы государство Султанат Оман нашло жизнеспособное решение данных проблем, ему потребуется поддержка США в отношении своего суверенитета больше, чем когда-либо прежде, что повлечет за собой корректировку его нейтралитета в определенных вопросах и более тесное согласование с позициями администрации США. Выбор приблизиться на шаг к американцам был бы менее обременительным для Султаната, чем прибегнуть к поддержке стран ССАГЗ, которые наложат серьезные дипломатические ограничения на Оман в Йемене и Иране, что не примут в Маскате. Немаловажно, что обращение во Всемирный банк наложит на государство дорогостоящие расходы. Напротив, американская гарантия не будет Маскату дорогостоящей, тем более принимая во внимание тот факт, что сложившиеся отношения Маската с Тегераном по-прежнему необходимы для США или, по крайней мере, понятны в Вашингтоне. В палестинском вопросе Оман продолжает поддерживать связи со сторонами конфликта, включая Израиль, что повышает роль Султаната Оман в принятии мирового соглашения между Палестиной и Израилем. Таким образом, Оман сможет избежать вероятности того, что Израиль станет камнем преткновения на пути складывания отношений между ним и Соединенными Штатами, особенно в то время,

когда Султанат нуждается в поддержке Штатов, чтобы сбалансиро-_

вать свои отношения с Ираном с одной стороны, и Объединенными Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией с другой.

Библиографический список / References

1. Alsaaeat alsukaania [«Часы населения»] // Национальный центр статистики и информации Султаната Оман. // URL: https://ncsi.gov.om/Pages/NCSI.aspx (22.04.2023)

2. Alsaltanat fi aldhikraa alkhamsin lieidiha alwatanii almajidi.. nhdt mtjdddt wtmwhat ealy [Султанат в пятидесятую годовщину своего славного Национального дня: новое возрождение и высокие устремления] // National day of Oman. // URL: https://www. national-day-of-oman.info/wp-content/uploads/2020/11/f^»-IJ^i^-IJ>^ui^-50-MlJJ£s-U^jMi/'.docx (23.04.2023)

3. Alsiyrat aldhaatiat sahib aljalalat alsultan haytham bin tariq bin taymur al saeid [Биография Его Величества Султана Хейсама бен Тарика бен Теймураз Аль Саида // Sultan Haitham. // URL: https://hmhaitham.om/biographie/ ( 22.04.2023)

4. Bawaabat alsaltanat lieubur altahadiyat - ruyat euman 2040 marjie 'asasiun li'aemal al-takhtit fi aleaqdayn alqadimayn [Путь Султаната к преодолению вызовов - Видение Омана 2040 - это основной ориентир для планирования деятельности на следующие два десятилетия] // Oman Daily. // URL: https://www.omandaily.om/ampArticle/5158 (23.04.2023)

5. Daribat alqimat almudafa [Налог на добавленную стоимость] // Omantel. // URL: https://www.omantel.om/Personal/vat/!ut/p/z1/04_iUlDg4tKPAFJABjKBwtGPykssy0x-PLMnMz0vM0Y_Qj4wyizdwN3D0cLIw8nH39XQ0CDQNMva0MPb18Qk21vfSj8KvI-DixSL8gO1ARABPunxs!/ (22.04.2023)

6. Dual alkhalij tuqadim 20 milyar dular daeman lieaman walbahrayn [Государства Персидского залива выделяют 20 миллиардов долларов на поддержку Омана и Бахрейна] // Reuters. // URL: https://www.reuters.com/article/oegtp-gulf-mn6-idARA-CAE72919V20110310 (23.04.2023)

7. Jlalt alssultan yusdr marsumayn sultanyyn samiayn [Его Величество Султан издает два королевских указа] // Oman News Agency. // URL: https://omannews.gov.om/topics/ ar/85/show/398641 (22.04.2023)

8. Khitab hadrat sahib aljalalat alsultan haytham bin tariq almueazam - hafizah allah waraeah - 23 fibrayir 2020m [Речь Его Величества Султана Хейсама бен Тарика (да хранит его Аллах) от 23 февраля 2020 г. // Маджлис Аттаалим. // URL: https://www.educouncil.gov. om/sultan_detail.php?scrollto=start&id=193 (22.04.2023)

9. Mustaqbal alnaft aleumanii [Будущее оманской нефти] // Alkhaleej. // URL: https://

(23.04.2023)

10. Ruyat Oman 2040 [Видение Омана 2040] // Группа контроля за осуществлением Видения Омана 2040. // URL: https://www.oman2040.om/index.html (22.04.2023)

11. Taeyin dhi yazin wlyaan lileahd lijalalat alsultan haytham bin tariq [Назначение Дхи Язана наследным принцем Его Величества Султана Хайсама бин Тарика] // Alwatan. // URL: https://alwatan.ae/?p=728809 (23.04.2023)

12. Wathiqat alruwya [Положения Видения] // Ministry of Finance of the Sultanate of Oman. // URL: https://www.mof.gov.om/ar/PDF/Vision_Documents_Ar.pdf (23.04.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.