Консультирует «М3»
От редакции:
В 6-м номере нашего журнала в данной рубрике был опубликован материал Хайруллиной И.С., в котором была дана информация о том, какие основные вопросы, касающиеся нового статуса учреждений, должны быть конкретизированы в подзаконных актах. Нынешний наш материал посвящен уже вышедшим подзаконным актам.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
НОВЫЙ СТАТУС УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИОБРЕТАЕТ БОЛЕЕ КОНКРЕТНЫЕ ОЧЕРТАНИЯ ЧЕРЕЗ ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
КОНСУЛЬТИРУЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 296-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 15.07.2010 №1175-р) утвержден План мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений. В нем приведены основные мероприятия и вопросы, которым должны быть посвящены подзаконные акты, указаны виды нормативных документов, сроки выполнения, ответственные исполнители.
Соответствующий план мероприятий разработан и Мин-здравсоцразвития России. План мероприятий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. № 348.
Дадим краткий обзор некоторых нормативных актов, принятых в рамках реализации указанных планов.
NP9
ЗОЮ
Менедже1
Консультирует «М3»
1. Постановление Правительство Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения».
Постановлением утверждены:
— Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения;
— Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения;
— изменения, вносимые в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2007 г. №662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения».
Функции и полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного и казенного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения осуществляются федеральным органом исполнительной власти, указанным в решении о создании федерального автономного учреждения и в уставе федерального автономного учреждения.
Функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, созданного путем изменения типа федерального бюджетного учреждения, исполняет федеральный орган исполнительной власти, осу-
ществлявший функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, тип которого был изменен.
Указанные функции и полномочия в отношении различных типов государственных учреждений приведены в табл. 1.
Обращаем внимание, что в таблице дана обобщенная характеристика функций и полномочий соответствующего органа. Конкретные формулировки ряда функций и полномочий применительно к учреждениям различных типов в тексте постановления в некоторых случаях несколько отличаются от указанных в таблице.
Решения по ряду указанных вопросов принимаются по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
2. Постановление Правительство Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»
Виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений могут определяться:
а) Минздравсоцразвития России — в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в его ведении;
б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
в) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений.
1енеджер №3
здравоохранения ЗОЮ
Консультирует «М3»
Таблица 1
Сравнительная характеристика функций и полномочий органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении
различных типов учреждений
Функции и полномочия Авто- номное Бюджет- ное Казен- ное
выполняет функции и полномочия учредителя федерального учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации; + частично + +
утверждает устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения; + + +
назначает (утверждает) руководителя федерального учреждения и прекращает его полномочия; + + +
заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального учреждения; + + +
формирует и утверждает государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам (далее — государственное задание) в соответствии с предусмотренными уставом федерального учреждения основными видами деятельности; + + +
определяет перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным учреждением учредителем или приобретенного федеральным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее — особо ценное движимое имущество); + + -
предварительно согласовывает совершение федеральным учреждением крупных сделок; - (Наблюдательный совет) + -
принимает решения об одобрении сделок с участием федерального учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными в статье 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях»; + + -
устанавливает порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания; - + -
определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального учреждения и об использовании закрепленного за ним федерального имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином РФ; - + +
согласовывает распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным учреждением учредителем либо приобретенным федеральным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества; + + -
согласовывает распоряжение недвижимым имуществом федерального учреждения, в том числе передачу его в аренду; + + +
№9 Менеджер
2010 здравоохранения
Консультирует «М3»
Функции и полномочия Авто- номное Бюджет- ное Казен- ное
согласовывает внесение федеральным учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника; + + -
согласовывает в случаях, предусмотренных федеральными законами, передачу некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным учреждением собственником или приобретенного федеральным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества; + + -
осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания; - + +
определяет порядок составления и утверждения плана финансовохозяйственной деятельности федерального учреждения в соответствии с требованиями, установленными Минфином РФ; - + -
определяет предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности федерального учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального учреждения по инициативе работодателя в соответствии с ТК РФ; - + -
осуществляет контроль за деятельностью федерального учреждения в соответствии с законодательством РФ; - + +
осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; + + +
определяет на основании правового акта перечень федеральных учреждений, которым устанавливается государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам; - - +
устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином РФ; - - +
определяет перечень мероприятий, направленных на развитие федерального учреждения; + - -
рассматривает предложения руководителя федерального учреждения о создании или ликвидации филиалов федерального учреждения, открытии или закрытии его представительств; + - -
представляет на рассмотрение наблюдательного совета федерального автономного учреждения предложения: — о внесении изменений в устав федерального автономного учреждения; — о создании или ликвидации филиалов федерального автономного учреждения, открытии или закрытии его представительств; — о реорганизации или ликвидации федерального автономного учреждения; — об изъятии имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением на праве оперативного управления + - -
енеджер №3
здравоохранения ЗОЮ
60
Консультирует «М3»
Перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются:
а) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
в) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
При определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:
а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
— для федеральных автономных и бюджетных учреждений — в интервале от 200 до 500 тыс. рублей;
— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации — от 50 до 500 тыс. рублей;
— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — в интервале от 50 до 200 тыс. рублей;
б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет
существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества;
Обращаем внимание, что данные интервалы в ряде случаев могут быть изменены.
Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
Признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. №337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».
3. Постановление Правительство Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»
Федеральное учреждение может быть создано путем его учреждения в соответствии с настоящим разделом или путем изменения типа существующего федерального учреждения.
Решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.
Обращаем внимание, что предельная штатная численность работников устанавливается только при принятии решения о создании казенного учреждения.
Реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения.
№9 Менеджер
2010 здравоохранения
Консультирует «М3»
Решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения.
Решение о реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения, за исключением случаев, указанных в предыдущем абзаце, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
В случае, если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством Российской Федерации.
Здравоохранение-gQI□______________
Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.
Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального бюджетного или автономного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И ЦЕНТРОВ ВЫСОКИХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
егионы должны принять исчерпывающие меры, чтобы не сорвать сроки строительства перинатальных центров и центров высоких медицинских технологий. Об этом Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил на совещании по вопросу о строительстве и вводе в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров. «В регионы было направлено 11,5 млрд. рублей, остальные 2,5 млрд. поступят до конца текущего года», — уточнил председатель правительства.
В. Путин также поручил Минфину, Минздравсоцразвития и госкорпорации «Ростехнологии» представить расчеты по дополнительным финансовым ресурсам, которые необходимы для полного завершения строительства центров высоких медицинских технологий. Эти средства должны быть зарегистрированы в федеральном бюджете на 2010-2011 гг.
1енеджер №3
здравоохранения ЗОЮ
Источник: АМИ-ТАСС