Научная статья на тему 'Новый стандарт учета лизинговых сделок в международных стандартах финансовой отчетности (IFRS, GAAP). Влияние изменений на отчетность ведущих российских авиакомпаний'

Новый стандарт учета лизинговых сделок в международных стандартах финансовой отчетности (IFRS, GAAP). Влияние изменений на отчетность ведущих российских авиакомпаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / МСФО / LEASING / AIRCRAFT / IFRS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьев Антон Николаевич

В текущих условиях многие российские авиакомпании переходят на международные стандарты ведения финансовой отчетности с целью привлечения капитала на фондовом рынке, получения возможности финансирования у иностранных кредитных и лизинговых компаний. Трансформация финансовой отчетности приводит к тому, что такие показатели как прибыль, доход до вычета процентов и амортизации, валюта баланса претерпевают изменения. В этих условиях необходимо проанализировать последние нововведения в методах учета лизинговых сделок, а также оценить степень влияния введения международных стандартов на финансовые показатели авиаперевозчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терентьев Антон Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW STANDARD OF THE LEASING TRANSACTIONS ACCOUNTING IN THE INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS, GAAP). INFLUENCE OF CHANGES ON THE REPORTING OF THE LEADING RUSSIAN AIRLINES

In the current conditions many Russian airlines adjust the financial accounting to the international standards in order to attract the stock market capital and to receive the foreign credit and leasing resources. The transformation of the financial statements determines changes in such financial performance as profit, earnings before interest and amortisation, and balance sheet total. In these conditions it is necessary to analyze the latest innovations in methods of the leasing transactions accounting, and also to estimate the influence degree of the international standards introduction on the financial performance of the air carriers.

Текст научной работы на тему «Новый стандарт учета лизинговых сделок в международных стандартах финансовой отчетности (IFRS, GAAP). Влияние изменений на отчетность ведущих российских авиакомпаний»

УДК 336.6 Терентьев Антон Николаевич dom-hors@mail.ru

НОВЫЙ СТАНДАРТ УЧЕТА ЛИЗИНГОВЫХ СДЕЛОК В МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IFRS, GAAP). ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ НА ОТЧЕТНОСТЬ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ

Terentyev Anton Nikolaevich dom-hors@mail.ru

NEW STANDARD OF THE LEASING TRANSACTIONS ACCOUNTING IN THE INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS, GAAP). INFLUENCE OF CHANGES ON THE REPORTING OF THE LEADING RUSSIAN AIRLINES

Аннотация:

В текущих условиях многие российские авиакомпании переходят на международные стандарты ведения финансовой отчетности с целью привлечения капитала на фондовом рынке, получения возможности финансирования у иностранных кредитных и лизинговых компаний. Трансформация финансовой отчетности приводит к тому, что такие показатели как прибыль, доход до вычета процентов и амортизации, валюта баланса претерпевают изменения. В этих условиях необходимо проанализировать последние нововведения в методах учета лизинговых сделок, а также оценить степень влияния введения международных стандартов на финансовые показатели авиаперевозчиков.

Ключевые слова:

лизинг, воздушное судно, МСФО.

Summary:

In the current conditions many Russian airlines adjust the financial accounting to the international standards in order to attract the stock market capital and to receive the foreign credit and leasing resources. The transformation of the financial statements determines changes in such financial performance as profit, earnings before interest and amortisation, and balance sheet total. In these conditions it is necessary to analyze the latest innovations in methods of the leasing transactions accounting, and also to estimate the influence degree of the international standards introduction on the financial performance of the air carriers.

Keywords: leasing, aircraft, IFRS.

В соответствии с действующим международным стандартом IAS 17 «Аренда» [1] существует два способа отражения лизинговых договоров в зависимости от вида аренды: финансовый или операционный (на данный момент отчетность по МСФО ведут две российские авиакомпании -Аэрофлот и ЮтЭйр). Финансовый лизинг предусматривает следующие особенности:

- длительный срок (для воздушного судна (далее - ВС) срок равен периоду до 15 лет эксплуатации);

- по окончании срока договора ВС переходит в собственность лизингополучателя;

- при заключении договора ВС сразу ставится на баланс получателя и амортизируется, лизингополучатель несет финансовые расходы;

- при прочих равных условиях повышает долговую нагрузку компании;

- обязательства ставятся на баланс по дисконтированной стоимости.

Операционный лизинг ВС характеризуется:

- срок договора значительно меньше срока полезного использования;

- по окончании договора ВС возвращается лизингодателю, договор возобновляется;

- расходы по лизингу относятся на себестоимость;

- обязательства по договору являются забалансовыми и приводятся в примечаниях к отчетности по недисконтированной стоимости.

В условиях возросшей конкуренции и ужесточения финансовых требований банковских учреждений операционный лизинг стал достаточно востребованным способом пополнения парка ВС. Ниже на рисунке 1 показана тенденция к увеличению операционного лизинга на рынке аренды ВС.

Рисунок 1 - Операционный лизинг ВС в мире [2]

Участники рынка, игроки в данной ситуации в рамках оценки акций и бизнеса авиакомпаний учитывают значение мультипликатора EVR/EBITDAR (прибыль до налогообложения, процентов, износа, амортизации и аренды).

В 2009 г. регуляторы международных стандартов FASB (GAAP) и IASB (IFRS) начали разработку стандарта по нивелированию разницы в отражении финансового и операционного лизинга. На 2-й квартал 2013 г. было запланировано утверждение первой версии стандарта по единому методу учета лизинга в отчетности любой компании. Далее планируется 4 месяца - на получение комментариев, 1 месяц - на их анализ, время на обсуждение и изменение документа. В 2014 г. планируется утверждение единого стандарта.

Основные задачи, которые были поставлены для разработки единого стандарта учета лизинговых контрактов:

- включение операционного лизинга со сроком договора более 12 месяцев в отчет о финансовом положении компании (баланс);

- нивелирование разницы в отражении финансового и операционного лизинга;

- отражение лизингового ВС в активах арендатора: права использования (right-of-use approach).

В новом стандарте в отчете о прибылях и убытках расходы по лизингу могут учитываться по одному из указанных способов (материалы встречи FASB и IASB в июне 2012 г.):

- первый метод: за срок договора потребляется значительная часть актива - расходы выше в начале договора;

- второй метод: за срок договора потребляется незначительная часть актива - расходы равномерны на протяжении всего договора (для земельных участков и определенных видов недвижимости).

Для ВС будет применяться первый способ в связи с ограниченностью срока отношений по аренде. Пример баланса и отчета о прибылях и убытках приведен ниже. Обязательства отражаются как дисконтированная стоимость будущих платежей, права пользования отражаются за минусом амортизации по периодам (таблица 1).

Таблица 1 - Пример отражения операционного лизинга на балансе авиакомпании [3]

Периоды 0 1 2 3 4 5

Баланс - - - - - -

Права пользования 253 202 152 101 51 0

Обязательства 253 208 160 110 57 0

Отчет о прибылях и убытках - - - - - -

Периоды - 1 2 3 4 5

Проценты по лизинговым платежам - 15 12 10 7 3

Амортизация - 51 51 51 51 51

Применение данного стандарта приведет к следующим очевидным изменениям в отчетности ведущих российских авиакомпаний. У ряда перевозчиков возрастут активы на сумму прав

использования ВС в операционном лизинге. При этом вырастут обязательства (сумма дисконтированных платежей по лизингу), рост которых превысит рост активов. Таким образом, произойдет падение чистых активов авиакомпаний.

В рамках изменения отчета о прибылях и убытках произойдет рост амортизации, что приведет к росту показателя EBITDA. При этом за счет исключения затрат по операционной аренде из себестоимости, прибыль по текущей деятельности упадет. За счет появления процентов по операционному лизингу произойдет рост затрат по финансовой деятельности. Таким образом, прибыль до выплаты налогов снизится на определенную величину. Помимо снижения ряда показателей прибыльности, произойдет рост показателя ND/EBITDA. Все это в результате скажется на показателях финансовой отчетности, а в итоге на возможности авиакомпаний в новых заимствованиях.

По мнению автора, введение данного стандарта позволит пользователям отчетности выявить реальное финансовое положение авиакомпании, так как на балансе в активах появится величина прав пользования по существующим единицам ВС, в обязательствах отобразятся долги по будущим платежам лизинга. Таким образом, повысится прозрачность и понятность деятельности ряда авиакомпаний, которые по большому счету до этого занижали прибыль, не показывая реальные расходы и активы перевозчика. При этом у крупных авиакомпаний России произойдет падение финансовых показателей (кроме EBITDAR). Снижение финансовых результатов и повышение показателя ND/EBITDA в краткосрочной перспективе повлияют на рыночную ситуацию. Однако коррекция продлится недолго с учетом массового перехода в дальнейшем на данный стандарт авиакомпаний.

Ссылки:

1. IAS 17 - Международный стандарт финансовой отчетности (в ред. МСФО (IFRS) 13, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 г. № 106-н).

2. Air Finance journal. 2013. № 10 (3).

3. URL: www.boeing.com (дата обращения: 03.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.