Научная статья на тему 'НОВЫЙ СПОСОБ ЛИТЬЯ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ С ГЕРМЕТИЗАЦИЕЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ'

НОВЫЙ СПОСОБ ЛИТЬЯ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ С ГЕРМЕТИЗАЦИЕЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЬЕ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ / ГЕРМЕТИЗАЦИЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ / FOUNDING FOR SMELTED MODELS / SEALING UNDER PRESSURE

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Фролченков Д.С., Кашубский И.Н.

Автор исследует новый способ литья по выплавляемым моделям с герметизацией под давлением, рассматривает особенности данного способа и дает оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHOD OF FOUNDING FOR SMELTED MODELS WITH SEALING UNDER PRESSURE

The author examines the new method of founding for smelted models with sealing under pressure, reviews the features of this method and evaluates them.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ СПОСОБ ЛИТЬЯ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ С ГЕРМЕТИЗАЦИЕЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ»

УДК 675.92.027.62

НОВЫЙ СПОСОБ ЛИТЬЯ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ С ГЕРМЕТИЗАЦИЕЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Д. С. Фролченков*, И. Н. Кашубский Научный руководитель - Л. А. Оборин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: frolchenkov87@mail.ru

Автор исследует новый способ литья по выплавляемым моделям с герметизацией под давлением, рассматривает особенности данного способа и дает оценку.

Ключевые слова: литье по выплавляемым моделям, герметизация под давлением.

NEW METHOD OF FOUNDING FOR SMELTED MODELS WITH SEALING

UNDER PRESSURE

D. S. Frolchenkov*, I. N. Kashubskiy Scientific supervisor - L. A. Oborin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: frolchenkov87@mail.ru

The author examines the new method of founding for smelted models with sealing under pressure, reviews the features of this method and evaluates them.

Keywords: founding for smelted models, sealing under pressure.

Механические свойства стальных деталей зависят от скорости затвердевания отливок. Скорость затвердевания отливки является комплексным параметром процесса литья, ее конфигурации, размеров, толщины конструктивных элементов, а также теплофизических свойств сплава и формы.

Особенности конструктивного оформления литых деталей в соответствии с их назначением предусматривают наличие тонких стенок, массивных фланцев крепления, каналов и других элементов. В связи с этим не всегда возможно обеспечить достаточное питание всех участков отливки даже при наличии литниковой системы, близкой к оптимальной. Несоблюдение этих условий способствует созданию в процессе кристаллизации тепловых узлов и образованию дефектов в виде усадочных раковин и микрорыхлот, которые приводят к нарушению герметичности и снижению выхода деталей требуемого качества.

В свете современных требований к изделиям одной из важнейших задач при изготовлении деталей методами литья выступает обеспечение их высокой герметичности. Одним из способов обеспечения герметичности деталей является способ нанесения покрытий, способных проникнуть в неплотности литых деталей, методом пайки с использованием порошковых припоев [1].

Проведенные исследования и разработка типового технологического процесса герметизации пайкой литых деталей с микродефектами приводят к получению следующих результатов:

- повышение коррозионной стойкости;

- обеспечение повышенной герметичности;

- улучшение товарного вида;

- устранение поверхностных микродефектов.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 1

Исследование и разработка процесса нанесения покрытия методом пайки проводились на отливках из материалов ВНЛ-1, ВНЛ-6 с использованием порошкового припоя 5ВА следующего химического состава в %: С (углерод)-0,08; 81 (кремний)-7,75...9,0; Сг (хром)-12...14; W (вольф-рам)-22; В (бор)-0,35...0,5; Бе (железо)-4,6...6,0; 8 (сера)-0,1; N1 (никель)-0,01.

Из существующих способов защиты от окисления поверхности детали при нагреве под пайку для герметизации микродефектов наиболее приемлемым является вакуум. В этом случае создаются оптимальные условия для полного заполнения расплавленным припоем сквозных и несквозных микродефектов.

Для обеспечения условия растекания по поверхности литых деталей на них должны отсутствовать окислы и загрязнения. Этим требованиям в полной мере отвечает принятая в производстве литья обработка поверхности обдувкой металлическим песком и электрокорундом.

При пайке в среде аргона имеются необлуженные участки и капли припоя. При пайке в вакууме (5 10—4 мм рт. ст.) образуется равномерное покрытие без стекания припоя и образования наплывов.

При герметизации в вакууме пассивированных деталей наблюдается картина, аналогичная пайке в аргоне. Рентгеноспектральным анализом установлено взаимодействие с основными легирующими элементами основного металла, что подтверждает получение достаточно качественного соединения между припоем 5М и сплавом ВНЛ-1.

Таким образом, проведенные исследования показали, что обязательным условием для надежной герметизации микродефектов и получения качественного покрытия на детали является полное удаление остатков литейной формы. При наличии механического прогара необходима зачистка механическим способом с последующей пескоструйной обработкой.

Герметизацию пайкой следует проводить в вакууме мм рт. ст. с использова-

нием припоя 5ВА при температуре пайки 1220+10 °С. Время выдержки определяется массой детали и составляет 10.20 мин. При этом не допускается герметизация деталей, прошедших пассивацию. При герметизации сквозных дефектов для повышения надежности следует наносить припой с двух сторон.

Следует обратить внимание на ещё один возможный механизм зарастания раковин. При высокой температуре (около 1300 К) происходит не только диффузия газа, но и диффузия атомов металла по стенкам и через газовую раковину. Это также ускоряет процесс зарастания раковин [2].

Для ВГО (высокотемпературная газостатическая обработка) отливки необходимо создать на поверхности отливки минимальное давление Н2, О2 и N2 чтобы ускорить выведение этих

газов из раковин отливки. В связи с этим рассмотрели и отработали два способа создания атмосферы над отливкой:

- создание высокого вакуума;

- применение высокочистого аргона или гелия.

Результаты исследования показали, что после ВГО микроструктура и химический состав образцов не изменились, а плотность материала, механическая прочность и герметичность изделия повысилась.

Отливку сжали давлением аргона около 200 кг/см2 и получили ощутимый эффект от ВГО.

В процессе экспериментов исследовано влияние ВГО на герметичность и механическую прочность литых корпусных деталей ТНА ракетных двигателей [3].

По результатам металлографического анализа, рентгенографического контроля, испытаний деталей на прочность и герметичность установлено, что устранение микронеплотностей (рыхлот, пор) в отливках, выполненных из сталей ВНЛ-1 и ВНЛ-2, после ВГО составляет более 50 %, а в отливках, изготовленных из сплава ВЖА-14 более 80 %, что способствует повышению механической прочности и герметичности конструкции и обеспечивает высокое качество корпусных деталей и сборочных единиц ТНА ЖРД. Разработанная технология ВГО отливок может найти применение также при использовании других сталей и сплавов в ракетно-космической промышленности и общем турбостроении.

Библиографические ссылки

1. Оборин Л. А. Научно-технологические основы производства литых деталей по выплавляемым моделям для силовых установок летательных аппаратов : монография. 2-е изд., доп. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. 242 с.

2. Оборин Л. А., Чернов Н. М.. Технологические основы процессов изготовления литых деталей для специального машиностроения : монография ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016. 348 с.

3. Оборин Л. А., Колмыков В. А., Назаров В. П. Высокотемпературная газостатическая обработка литых корпусных деталей турбонасосных агрегатов. Красноярск, 2012.

© Фролченков Д. С., Кашубский И. Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.