Научная статья на тему 'Новый способ дренирования общего желчного протока в эксперименте'

Новый способ дренирования общего желчного протока в эксперименте Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
62
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Волова Т. Г., Винник Ю. С., Черданцев Д. В., Зыкова Л. Д., Маркелова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый способ дренирования общего желчного протока в эксперименте»

НОВЫЙ СПОСОБ ДРЕНИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЖЕЛЧНОГО ПРОТОКА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Т.Г.Волова, Ю.С.Винник, Д.В.Черданцев, Л.Д.Зыкова, Н.М.Маркелова, Е.И.Шишацкая, Е.С.Гавриленко, О.В.Барсуков, Е.С.Черепанова.

ГОУ ВПО КрасГМУ имени проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Росздрава, кафедра общей хирургии, Институт биофизики СО РАН, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Несмотря на впечатляющие результаты реконструктивной билиарной хирургии, сохраняется множество ограничивающих моментов, не позволяющих в полной мере решить проблему лечения больных с механической желтухой. В такой ситуации выходом из положения становятся малоинвазивные эндобилиарные вмешательства, основным из которых является эндопротезирование желчевыводящих путей. Успех оперативного вмешательства во многом зависит от свойств конструкции, которая должна обеспечить адекватный пассаж желчи. Наиболее используемыми синтетическими материалами для изготовления эндобилиарных стентов являются силикон, тефлон, полиуретан, полиэтилен и перкуфлекс. Клиническое использование синтетических стентов выявило ряд недостатков, основными из которых выявлены быстрая обтурация в течение 3-6 месяцев, их частая миграция, повышенная травматичность чреспеченочного вмешательства. Более широко применяемые расширяющиеся металлические стенты также выявили ряд ограничений (прорастание сетчатых стентов опухолевыми тканями, сопровождающиеся развитием рецидива МЖ [12], невозможность хирургического удаления стента после прорастания и закупорки [13], явления некроза слизистой желчных протоков). В последние годы в связи с успехами в области синтеза полимеров поиски оптимального материала для конструирования эндобилиарных протезов активизировались. Но, к сожалению, сегодняшний день не существует идеального материала для изготовления стентов и протезов, соответствующего современным требованиям билиарной хирургии.

Активно изучаемые в настоящее время линейные полиэфиры полигидроксиалканоаты (ПГА) - биосовместимые и биодеградируемые полимеры микробного происхождения, перспективные для широкого применения в медицине. Целью работы явилось изучение биологических свойств экспериментальных моделей стентов, изготовленных из ПГА, для эндобилиарного протезирования, а также исследование биологических свойств полимерного шовного материала для наложения билиодигестивных анастомозов.

Материалы и методы. Работа носила экспериментальный характер, выполнена на базе кафедры общей хирургии и кафедры патологической анатомии на 20 взрослых беспородных собаках, весом 10-12 кг. В группу сравнения вошли 7 интактных животных, в 1 группу вошли 8 животных, которым был установлен эндобилиарный стент из силикона, выполнен холецистодуоденоанастомоз, во 2 группу вошли 8 животных, которым был установлен эндобилиарный стент из полигидроксиалканоата, выполнен холецистодуоденоанастомоз.

Животные были оперированы при комнатной температуре в стерильных условиях. Премедикация осуществлялась при помощи калипсола. (Доза калипсола на этапе вводного наркоза 2 мг/кг массы, поддерживающая доза - 1 мг/кг массы.

В ходе эксперимента до операции, на 7-е, 30-е, 60-е и 100-е сутки проводили общий развернутый анализ крови (содержание гемоглобина крови, цветной показатель, СОЭ, форменные элементы крови). Определяли общий белок крови, сахар, мочевину, общий билирубин; активность амилазы крови; уровень АЛТ и АСТ. Показателем состояния неспецифического звена иммунитета животных служила фагоцитарная активность лимфоцитов, определяемая с использованием НСТ-теста, и спонтанная и стимулированная люминолзависимая хемилюминесценция лимфоцитов - регистрировалось время выхода на максимум интенсивности (ьшах) и площадь кривой (Б-шах) хемилюминесценции.

Морфологические методы исследования тканей включали макроскопическое описание и морфометрическую характеристику препаратов тканей.

Статистический анализ производился при помощи критерия 1 Стьюдента

Результаты и их обсуждение. Все животные по истечении 100 суток были живы. Содержались на стандартной диете.

Анализ состава периферической крови, а также биохимических показателей, в контрольной и исследуемых группах показал, что в основном эти показатели находились в границах физиологической нормы.

Показатели неспецифического иммунитета у животных исследуемых групп характеризуются умеренным повышением активности, о чем свидетельствует незначительное увеличение уровня фагоцитоза (58±5,4 в 1-й группе 53±4,3 во 2-й) и стимулированной хемилюминесценции (1-шах - 341±12,4 в 1-й группе и 240±10,5 во 2-й), а также ьшах 3248±56,9 в 1-й группе и 1457±27,9 во 2-й группе. Площадь кривой хемилюминесценции составляла в 1 группе - 3,88±0,9Х105, во 2 группе 1,67±0,6х105.

У животных группы сравнения на аутопсии патологии в брюшной полости выявлено не было. У животных 1 исследуемой группы у 3-х животных отмечено незначительное количество серозного выпота в брюшной полости (до 30-40 мл). При исследовании холедоха в области установки стента определялась инфильтрация, расширение протока, рубцовые изменения. У 2-х животных этой группы произошла миграция стента в область фатерова сосочка. У 2-х животных имели место гиперемия, инфильтрация, рубцовая деформация в области анастомоза. У 2-х животных отмечена умеренная гепатомегалия. При вскрытии просвета холедоха у всех животных стенка его была утолщена, отмечалось разрастание соединительной ткани, инфильтрация. Слизистая холедоха в месте контакта со стентом имела бледно-розовый цвет, отмечались участки атрофии, просвет стента у 3-х животных был сужен на 40-50% от исходного вследствие отложений сладжа и компонентов желчи.

Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

У животных 2 группы по результатам аутопсии выпот и спаечные изменения в свободной брюшной полости отсутствовали. Миграции стентов не было. Холедох в месте установки стента имел обычный вид. Макроскопических изменений при осмотре печени и двенадцатиперстной кишки не обнаружено.

Просвет холедоха в месте установления стента у всех животных был сохранен, имел обычные размеры (0,4-0,5 мм), деформаций, стриктур, рубцовых и воспалительных изменений в зоне имплантирования стентов не отмечено. При извлечении стентов зафиксировано неплотное сращение со слизистой холедоха. Стенты сохраняли первичные физические свойства, не были подвержены процессам кальцификации, не отмечено сужения просвета стентов, диаметр их составил 3,5±0,1 мм. При макроскопическом исследовании анастомозов со стороны слизистой данных за наличие воспалительных, и рубцовых изменений не отмечено, все анастомозы функционировали. Просвет в среднем составил 12,3±4,3 мм. Следов шовного материала на основе ПГА в месте наложения однорядного непрерывного шва анастомоза ни в одном случае обнаружено не было.

В целом, при морфологическом исследовании не выявлено данных, свидетельствующих о том, что стенты и моножильные волокна на основе ПГА вызывают патологические реакции тканей желчевыводящих путей. Эти положительные результаты дают основание предполагать, что применение ПГА в качестве эндобилиарных стентов в реконструктивной хирургии желчевыводящих путей, а также шовного материала на их основе является перспективным направлением и требует дальнейшего изучения.

Работа выполнена при финансовой поддержке Роснауки (Грант Президента РФ МК-6025.2008.7)

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.