УДК 316.4
DOI 10.34823/SGZ.2022.1.51753
О.И. КАРПУХИН доктор социологических наук, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Специалист в области изучения проблем молодежи и культурной политики, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук), вице-президент Академии российской словесности, почетный работник высшего профессионального образования РФ*
Н.А. ВАСИЛЬЕВ магистр социологии, старший научный сотрудник сектора исследований социокультурных и медиакоммуникаций Института социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Руководитель Исследовательского центра Ассоциации коммуникационных агентств России, Российской ассоциации маркетинговых услуг, Российской ассоциации развития интерактивной рекламы**
Новый социальный мир. Создание основы для разрушения национально-государственных суверенитетов
Впервые в истории новейшие изобретения позволили объединить большинство людей в единую цифровую сеть, новый социальный мир, основа которого - социальные сети и сервисы, а также поисковые ресурсы, музыкальные сервисы, бесплатные игры онлайн в мобайле, мессенджеры, программы для ведения видеоконференций, другие онлайн коммуникаторы и тематические сервисы1. Это постоянно эволюционирующий социально-органи-
* Карпухин Олег Иванович, e-mail: [email protected]
** Васильев Николай Александрович, e-mail: [email protected] 1 Васильев Н.А. Новый социальный мир: Всевластие сети // Знание. Понимание. Умение, 2021, №. 4, с. 133-146.
зационный организм, способный к регулярному самоанализу, имеющий неограниченные возможности по всестороннему слежению за пользователями вплоть до предиктивного анализа их будущего поведения. Новый социальный мир - это беспрецедентный по своему масштабу сверхмощный, разнородный, высококачественный и доступный для всех энтертейнмент. И это только начало всемирного проекта по созданию нового цифрового виртуального мира, который будет существовать параллельно с реальным старым миром.
Ключевые слова: новый социальный мир (НСМ), глобальность, всемирная сеть, социальные сети, медиа, контент, пользователи, новые медиа, санкции, журналисты, блогеры, публицисты, социокультурная динамика, государственная политика, духовно-нравственные ценности, традиционное общество, национально-культурная идентификация.
O.l. KARPUHIN Doctor of Sociology, Professor of the Department of Philosophy, Culturology and Political Science of the Moscow University for the Humanities. Specialist in the study of youth problems and cultural policy, Honored Scientist of the Russian Federation, Academician of the International Academy of Sciences (IAS, Innsbruck), Vice President of the Academy of Russian Literature, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation
N.A. VASILYEV Master of Sociology, Senior Researcher of the Sociocultural and Media Communications Research Sector of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences. Head of the Research Center of the Association of Communication Agencies of Russia, the Russian Association of Marketing Services, IAB Russia - the Association for the Development of Interactive Advertising
New social world. Establishing a foundation for the destruction of national and state sovereignities
For the first time in history, the latest inventions have made it possible to unite the majority of people into a single digital network -new social world - based on social networks and services as well as search resources, music services, free online games in mobile, instant messengers, video conferencing programs, other online communicators and thematic services. It is a constantly evolving socio-orga-nizational organism, capable of regular introspection, having unlimited possibilities for comprehensive monitoring of users up to a predictive analysis of their future behavior. The new social world is an unprecedented scale of super-powerful, diverse, high-quality and accessible to all entertainment. And that's just the beginning of a worldwide project to create a new digital virtual world that will exist in parallel with the real old world.
Keywords: new social world (NSW), globality, worldwide network, social networks, media, content, users, new media, sanctions, journalists, bloggers, publicists, sociocultural dynamics, state policy, spiritual and moral values, traditional society, national and cultural identity.
Новый социальный мир как уже почти сложившаяся система объединенных социальных сетей и сервисов, впервые в истории человечества полностью поглотила весь мир. Впервые увенчалась успехом попытка объединить граждан разных государств и представителей разных народов в единую организацию, которая владеет о них исчерпывающей информацией, влияет на них, формирует их предпочтения, смысложизненные установки и фактически полностью контролирует. Через единую организацию проводится абсолютное большинство коммуникаций личного и бизнес характера, при этом система позволяет себе вести круглосуточную запись этих коммуникаций с последующим хранением. Уже сейчас система, единая организация, которую мы называем Новым социальным миром, знает об отдельном человеке больше, чем он сам о себе. По данным Hootsuite, в 2021 г. 17 самых крупных социальных сетей и сервисов обладали совокупной аудиторией в почти 17 млрд человек. Это подтверждает данные самих сетей, что каждый человек является пользователем нескольких социальных сетей и сервисов одновременно, что еще сильнее подчеркивает силу и мощь
фундамента, на котором в ближайшее время возвысится здание нового миропорядка1. Единственное, что может противостоять НСМ - это национальные государства. Поэтому следующий этап развития НСМ2 - разрушение национально-государственных суверенитетов, условием которого является размывание духовно-нравственных ценностей традиционных обществ с помощью подрыва национально-культурной идентификации3. Не секрет, что НСМ строят США: большинство мировых и социальных сетей и сервисов контролирует именно это государство. Только компания Facebook Inc., недавно переименованная основателем и главой компании Марком Цукербергом в Meta Platforms, контролирует около 11 миллиардов эккаунтов в мире с помощью своих сетевых продуктов - Facebook, Facebook messenger, Instagram и WhatsApp. На октябрьской презентации4 Oculus Connect-2021 Марк заявил о том, что он строит Метавселенную, которая придет на смену современному обществу5. Осталось только перейти на новый технологический уровень виртуальной реальности6.
В настоящее время у них есть только один достойный противник - это Китай, имеющий собственные большие социальные сервисы и способный эффективно ограничивать доступ иностранных сетей и сервисов на свою территорию, а главное - четкую стратегию сохранения национально-культурной идентичности и политическую волю ее осуществления.
Расцвет и закат национально-государственных суверенитетов.
В XVII веке национально-культурная идентификация становится основополагающим фактором жизнедеятельности европейской цивилизации и главным постулатом европейс-
1 Васильев Н.А., Комиссаров С.Н. Социальные сети. Формирование нового социального мира // Гуманитарий Юга России, 2021, т. 10, №. 4, с. 43-61.
2 Грабельных Т.И. Новый «социальный мир» и новые «законы» устойчивого развития как методологический вызов и объект социологии социальной напряженности // Научный редактор, 2020, с. 27.
3 Голова А.Г. Метаморфозы социальных сетей // Человек, 2013, №. 4, с. 151-161.
4 https://bloomchain.ru/newsfeed/facebook-smenil-nazvanie-i-nameknul-na-zapusk-nft-v-svoei-metavselennoi
5 https://iz.ru/1243440/roman-kildiushkin/metaplany-na-metavselennuiu
6 https://www.theguardian.com/technology/2021/oct/28/facebook-name-change-rebrand-meta
кой философии. XVIII - начало XX вв. прошли под знаменем развития национальных государств. Разрушение основных империй в начале XX в. еще больше усилило национальную идентификацию и мир из нескольких империй стал миром множества национальных государств. Независимость получили многие народы, которые до этого никогда не имели собственной государственности. В 1982 г. на межправительственной конференции по политике в области культуры под эгидой ЮНЕСКО национально-культурная идентификация становится важной государственной установкой, оказывающей влияние на политику большинства государств. В 1986 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН этот основополагающий фактор был признан радикальной идеей. Радикализм идеи заключался в том, что она была явной альтернативой существующим стратегиям развития США и западноевропейских государств, построенных на экономическом и научно-техническом прогрессе, достижениях и показателях в этих областях. Большинство стратегий игнорировали национально-культурную идентификацию, выраженную в особенностях национальных культур, в уникальных обычаях, обрядах и нравственных установках, в особенностях быта и ежедневной жизнедеятельности. Большинство стратегий развития, разработанных в США и Европе, основываясь на техническом прогрессе1, американском понимании демократии и протестантской этике, упускали из виду специфику, в том числе историческую, формирования других государств, не учитывали сформированные потребности и ценности, за скобками полностью оставалась национальная и религиозная идентичность государств, в результате чего стратегии «не работали» в других странах. В попытке построить новую мировую империю, американцы предлагали будущим сателлитам широкий выбор моделей развития с возможностью регулярного субсидирования и прямого финансирования. Нельзя говорить о том, что США действовали исключительно военной и экономической силой, мирные стратегии развития на самом деле существовали и предлагались, включая настройку под индивидуальные особенности той или иной страны. Но «реформы» в государствах, которые, по мнению США и их союзников, «нуждались в реконструкции», буксовали и не
1 Иванов В.В. Социальный мир четвертой промышленной революции // Новая экономическая политика для России и мира, 2019, с. 87-94.
приносили желаемых результатов. Объективность подхода также требует осознания того, что «реконструируемые страны», как правило, не обладали достаточными людскими, физическими и финансовыми ресурсами для организации серьезных реформ. Но они и не просили такой «помощи». В итоге, привнесенные извне стратегии разбивались как волны о скалы. Чтобы как-то обезопасить себя от навязчивых реформаторских идей США и их сателлитов, многие государства осуществили глубочайшие интеграции своих духовно-нравственных ценностей в национально-государственные структуры, в некоторых странах произошло частичное сращивание национальных культур с государственным механизмом. Иначе говоря, государственные институты стали впитывать в себя национальную культуру для сохранения своей национально идентичности1 и проводить протекционистскую политику, направленную на поддержку национальной культуры, самобытности в всех ее проявлениях, вплоть до изменений названий самих государственных институтов «на национальный лад». Это происходило в Европе и латинской Америке, в Африке и Юго-восточной Азии. Примеров, больших и маленьких, множество, даже в России появились «управы», «губернаторы», «градоначальники», а все иностранные названия ресторанов, кафе и прочее по закону получили вывески с русской транскрипцией. Вновь появились уже забытые профессии, например, «сыровар», «кузнец», «ярмарка», т.д. Можно сказать, что в странах с большим историческим опытом произошел национальный ренессанс. Молодые страны, возникшие в результате развала Советского Союза, после 1991 года старались создать свой национальный облик, переписывая историю, вплоть до создания новых национальных слов, обозначающих те или иные явления. Исторический опыт, воплощенный в самобытной среде обитания, пронизанный религиозными, национальными, региональными особенностями, составляет основу любого национального государства, его скелет, без которого само государство перестает существовать. В области экономики и торговли государства также стали принимать протекционистские меры, которые, прежде всего, были направлены на ограничение импорта для сохранения и развития собст-
1 Тихонов О.В. Трансформация феномена идентичности в пространстве сети Интернет. - 2013.
венной промышленности. Этот, можно сказать, повсеместный возврат к корневой составляющей любого государства, это сознательное углубление национально-культурной идентификации принесло свои плоды. Важным показателем этого процесса стало возрождение национального кинематографа, поднялся из пепла национальный книгоиздательский бизнес, откуда-то появились национальные артисты, музыканты, певцы и даже местная индустрия моды зачерпнула немного из огромного водоема национальной одежды и быта. Даже в экономике многих стран процесс борьбы за национально-государственный суверенитет получил самовыражение в виде большого числа национальных брендов, которые на локальных рынках успешно потеснили продукцию транснациональных корпораций. Национальный культурный код, казалось бы, никуда не пропал и не размылся в потоке глобализации. Таким образом, на рубеже веков была сделана попытка войти в мировую экономику и политику, сохраняя национально-культурную идентичность. Однако от дальнейшего поглощения национальных государств стратеги глобализации отказываться и не собирались. Первое двадцатилетие XXI в. ознаменовалось небывалым взрывом либеральной идеологии, направленной на прямое и повсеместное насаждение идеологии американизма и ее атрибутивной составляющей - поп-культуры в рамках информационной войны или гибридной войны с помощью «мягкой силы». При этом размывание сложившихся государственных институциональных систем и национальных культур приобрело прямой насильственный характер в виде цветных революций, а также прямых военных вторжений. На примере Ирака и Афганистана особенно хорошо видно, как силой навязывались американский политический официоз и образ жизни, поп-культура и «духовные ценности», с национальными не совместимые. Одновременно эти страны становились бесплатными поставщиками ресурсов. Неоколониальная политика по откачке природных богатств благоприятно сказывается на экономике. С момента разгрома Ливии в 2011 г. бензин в Евросоюзе не дорожает в течение 10 лет, «крутится» вокруг цифры 1 евро за литр. Тоже самое происходит в США после разгрома Ирака. Стоимость 1 литра бензина в США за последние 10 лет колеблется +/-20 центов к 60 центам. Россия тоже оказалась под тяжестью безответного удара и по национальной экономике, и по своей национально-культурной идентичности. В ежед-
невном режиме мы подверглись массированному удару Голливуда, когда в день нам стали показывать более ста американских фильмов разного жанра, не говоря уже о радио, которое в какой-то момент стало полностью англоязычным, и только потом появилось Русское радио и другие станции с большим национальным контентом. Но и здесь мы наткнулись на мощные внутренние установки, сформированные в советский период; русская национальная песня осталась на обочине мейнстрима, который, по сути, разделся на две большие части - песни на русском языке, но калька с американской поп-культуры, с преобладанием рэпа, и песни на русском языке, но калька с кабацких песен, с преобладанием шансона. Русский язык наполнился англицизмами и просто исковерканными английскими словами, крайне слабо передающими истинный смысл и предназначенными только для прямого «примыкания» к «передовому» англо-саксонскому миру.
Коммуникационная революция и создание нового социального мира.
Начиная со второго десятилетия XXI в. произошла коммуникационная революция - новые интерактивные технологии и созданные на их основе коммуникационные продукты стали ошеломительными темпами проникать во все уголки планеты. С помощью интернета Новый социальный мир охватил всё население Земли, а внутри него родились и стали развиваться семимильными шагами социальные сети, поглощающие всё на своём пути1. Если раньше протекционизм охватывал реальную территорию государств и успешно противостоял в реальном обществе экономическому, политическому и культурному давлению извне, после 2010 г. в информационно-культурном пространстве всего мира произошла ломка государственных границ на дид-житальном, цифровом уровне2. Начался главный, основной период размывания духовно-нравственных ценностей традиционных обществ с помощью подрыва национально-культурной идентификации социальными сетями и сервисами с
1 Мартынов К. От слактивизма к республике: почему интернет-революции становятся реальностью // Философско-литературный журнал «Логос», 2012, № 2(86).
2 Федоренко О.Ю. Самоидентификация личности в информационно-коммуникационном пространстве сети Интернет personal self-identification in the information and communication space of the Internet //- С. 266.2
целью разрушения национально-государственных суверенитетов. Революция в сфере коммуникаций для многих государств имела неожиданный характер, хотя, казалось бы, все тенденции развития интерактивного мира были видны еще в конце XX в. Многие государства, в том числе и Россия, не смогли вовремя оценить скорость и уровень воздействия НСМ на общество. В этом материале мы не рассматриваем причины сложившейся ситуации, авторский взгляд на этот процесс предполагает написание отдельной статьи на эту тему с рассмотрением комплекса причин, начиная от негласной поддержки НСМ агентами влияния и прямыми сотрудниками иностранных спецслужб, до психологических, профессиональных и возрастных факторов, связанных со старением и не пониманием новых интерактивных продуктов руководящим составом служб и ведомств, ответственных за защиту национальных интересов. Мы дадим определение явлению, которое почти полностью завоевало Мир - Новый социальный мир1. Новый социальный мир (НСМ) - это новые виды социальных и культурных коммуникаций, включая социальные сети, поисковые ресурсы, музыкальные сервисы, бесплатные игры онлайн в мобайле, мессенджеры, программы для ведения видеоконференций, другие онлайн коммуникаторы и тематические сервисы.2 Это система взаимоотношений и взаимодействий между людьми, понятий и смыслов, ценностей и вкусов, охватывающая весь реальный человеческий мир, все виды человеческой деятельности, все социальные группы, формирующая новое сознание и поведение людей на основе жестких законов и правил, навязываемых социальными се-тями3. Это постоянно эволюционирующий социально-организационный организм, способный к регулярному самоанализу, имеющий неограниченные возможности по всестороннему слежению за пользователями вплоть до предиктив-ного анализа их будущего поведения. НСМ позволяет иметь онлайн информацию о любом пользователе, группе пользователей и формировать абсолютный и достоверный
1 Отрешко Н.Б. Картины социального мира в современной социальной теории // Вопросы социальной теории, 2009, т. 3, с. 125-140.
2 (CYBERLENINKA. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества?[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru ( дата обращения, март 2021) б.д.)
3 Тихонова С.В. Социальные сети: проблемы социализации Интернета // Polis: Journal of Political Studies, 2016, №. 3.
портрет любого пользователя или группы пользователей на основе математических моделей высокой точности1. НСМ знает все о каждом пользователе не только за счет информации самого пользователя, но и за счет информации о пользователе из других источников, взаимодействующих в НСМ. Это не только социальные сети Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, Мой Мир, TikTok, Twitter, Instagram, YouTube и другие, но и развитые социальные сервисы и мессенджеры Telegram, WhatsApp, Viber, музыкальные сервисы и кино- и видеосервисы Apple TV, Netflix и другие, включая мощнейшие почтовые сервисы и поисковики Google, Yandex, Mail, Rambler, сетевые платежные системы PayPal, Apple Pay и другие, систематизированные базы данных и электронных энциклопедий Wikipedia, а также образовательные и бизнес платформы LinkedIn и другие ресурсы, объединенные в отдельные экосистемы, предоставляющие пользователю получить максимум услуг. Благодаря такому мощному «лазерному» просвечиванию перестало существовать не только таинство внутреннего мира человека, но и нарушена целостность этого мира, ставшего бессильным предметом манипулирования извне.
В результате успешного продвижения НСМ, ускорился процесс глобализации и денационализации, усиленными темпами происходит формирование глобальной экономики и единого «открытого» коммуникационного мира с единым центром, контролирующим и властвующим, осуществляющим политическое руководство всем миром. Национальные культуры одна за другой растворяются в НСМ как в сверхсильной кислоте, сметаются волной всемирного энтертейн-мента, всемирного видео, всемирной моды, всемирной рекламы, всемирных товаров и услуг, поп-культуры, которую, несмотря на явный примитивизм, также уже можно назвать всемирной. Всего десять международных телекоммуникационных холдингов формируют 86% мирового рынка телекоммуникационных услуг, который эксперты оценивают в почти 300 млрд долларов. «Глобализация, пишет американский эксперт Глейзер, - это распространение во всемирном масштабе регулируемой Западом информации и
1 (CYBERLENINKA. Исследование портрета активного пользователя сети Интернет. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-portreta-aktivnogo-polzovatelya-seti-internet( дата обращения. март 2021) б.д.)
средств развлечения, которые оказывают соответствующий эффект на ценности тех мест, куда эта информация про-никает»1. С такими процессами человечество еще не сталкивалось и оценка их последствий - решающее условие для будущего национальных государств и культур, рискующих иначе превратиться в отсеки американской глобальной казармы, лишенные даже надписи на национальных языках. Суть происходящего не меняет искренность, с которой на протяжении длительного времени многие американские исследователи, политологи, историки, социологи и даже маркетологи выступают с позиции нескрываемой гордости за свою страну, которая как «луч света в темном царстве» несёт миру свободу, демократию, равенство и братство. Результат американизации мира один - аннигиляция его национально-культурного многообразия, его «цветущей сложности» (К. Леонтьев), составляющий сущность и внутренний «движитель» человеческой цивилизации. Показательно в этом плане высказывание американского социолога Р. Стила2: «Мы построили культуру, базирующуюся на массовых развлечениях и массовом самоудовлетворении... Культурные сигналы передаются через Голливуд и «Макдональдс» по всему миру - и они подрывают основы других обществ... в отличие от обычных завоевателей, мы не удовлетворяемся подчинением прочих: мы настаиваем на том, чтобы нас имитировали». И американцы достигают своих целей. Если посмотреть на массовую молодежную культуру, она проникла в самые отдаленные от США страны и выражается не только в том, что местная молодежь слушает американскую музыку, но и во всех остальных видах: одежда, электронные гаджеты, потребляемые бренды - всё, как правило, американское или имитирует американское. В современном обществе, в условиях Нового социального мира, культура трансформируется в информацию, выходит за границы собственно культурной и образовательной сфер и становится энтертейнментом, мировой «мясорубкой», перемалывающей в одно целое искусство, бизнес, производство, технологии. Казалось бы, процесс не только неизбежный с учетом возможностей новых инфор-
1 Иван Сапрыкин «Американская медийная трагедия» // Новая газета, 06.10.2001 https://www.ng.ru/events/2001-10-06/1_tragedy.html
2 Роман Колесниченко «Рабы системы. Философия современного рабства» // 5042563296, 9785042563294, Litres, 2020 стр. 149
мационно-коммуникационных технологий, но и продуктивный. Однако, чем большие масштабы обретают указанные процессы, тем очевиднее становится, что результат их прямо противоречит самой сути культуры как способа очеловечивания мира и самого человека. В современном мире культура становится основополагающим элементом новой социальной жизни, скроенной по американскому лекалу, впитывая в себя потребительские, социальные, экономические и даже исторические ценности цивилизации, природа которой не соответствует гуманистическим идеалам европейской, православной, восточной культуры. Культура американизма формирует соответствующие мировоззренческие установки, способы социализации и характер образования, качество и стиль жизни. Расширяясь, культура рождает новые сферы деятельности, новые направления работы и отдыха. Новейшие технологии, основанные на новом понимании культуры, создают новые системы городского планирования, новые технологии урбанизации и учебы, образования, в том числе помогают перестраивать окружающую среду для создания новых экосистем, порождая неотуризм1. Известный представитель франкфуртской школы, Т. Адорно, проанализировав процессы массовизации2 в США, еще в середине 50-х гг. XX в. пришел к выводу, что массовая культурная стандартизация, массовая трансформация художественных ценностей в новые продукты культуры создает новую потребительскую ценность. О «культурной революции» заговорил весь мир, прежде всего, французские социологи, изучавшие трансформацию городской среды: массовое создание центров развлечений, клубов по интересам, театров, музыкальных и художественных групп, других видов социально-культурной жизни, формируется инфраструктура досуга и новая культура развлечений. Разделяя идеи французских социологов, Дж. Риф-кин в своей работе «The Agee of Access»3 («Эра доступа») сформулировал определение: «Культурный капитализм -это бизнес инициатива и культура мнений в условиях
1 Зуев С. Новый культурно-экономический курс? // Российское экспертное обозрение, 2006, № 3, с. 14.
2 Массовизация - Объединение масс вокруг определенных идей, в том числе моделей потребления.
3 Ильяшов М.А., Левит В.В., Череватский Д.Ю. Трёхмерные индустриальные парки: определение, особенности и направления развития // Экономика промышленности, 2015, №. 1(69).
глобализации массовых коммуникаций». Иначе говоря, культура взаимоотношений между товаром, услугой и обслуживанием этого товара или услуги, взаимоотношения между потребителем и производителем, становятся одним из главных условий успешности бизнеса. Предметом продажи становится стиль и образ жизни. Возникает такое понятие как «позиционирование» товара, полностью направленное на удовлетворение социально-культурных характеристик определенных целевых аудиторий, которые, по замыслу производителей и маркетологов, являются главной потребительской аудиторией данного товара и услуги. Появляется понятие «бренд» и «брендинг», которые неразрывно связаны с получением целевой аудиторией удовольствия от приобретения товара. Не только потребительского удовольствия, но и эстетического, эмоционального, связанного с определенной культурой потребления. Это очень важный момент, формирующий отношение к культуре как к одному из критериев эффективности бизнеса. Вместе с брендом продается стиль, образ, качество жизни. Вместе с брендом продаются многочисленные ассоциации, которые связаны с этим брендом у большинства людей, не только с теми, кто потенциально может купить этот бренд. Об этом писало много американских социологов, в том числе К. Тайлер в книге "In Praise of Commercial Culture" («Ура» коммерческой культуре»)1. «Культурный капитализм» определяется как существенная характеристика общества постмодернизма, в котором исторические эпохи, явления, выдающиеся люди, культуры разных народов и сами народы становятся предметом коммерциализации, товаром массового спроса.
Многие ученые, социологи, публицисты негативно высказывались по отношению к массовой культуре, коммерциализации и массовизации культуры. Некоторые пытались распределить важность массовизации по категориям, указывая, что основной процесс коммерциализации культуры непосредственно связан с самими создателями культурной среды и, большинство из них, воспринимает эти процессы позитивно, так как это непосредственно и быстро сказывается на росте их текущих доходов. Примером может быть Голливуд, один из главных двигателей коммерциализации
1 Карпухин О.И., Комиссаров С.Н. Глобализация как "новая культурная революция" // Социально-гуманитарные знания, 2019, №. 6.
массовой культуры, и здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда исторические события и персонажи становятся широко известными во всем мире именно благодаря Голливуду и массовизация позволяет людям получить хотя бы такую информацию, чем так никогда и не узнать об этих исторических временах и событиях. Благодаря создателям новой массовой культурной среды многие важные исторические события продолжают жить и интересовать людей. Интересным является факт, что многие книжные издательства внимательно изучают даты выхода в прокат новых голливудских фильмов и привязывают к ним выход в тираж книг, связанных с главной темой кинофильмов. Например, широко растиражированное с помощью Голливуда историческое событие вызывает высокий, но краткосрочный рост интереса к этому событию и книги об этом событии имеют высокий уровень продаж. Благодаря серьезным экономическим и социальным изменениям в жизни общества большинство людей во второй половине XX в. получили доступ к свободному времени. Это было связано, прежде всего, с трендом большинства западных демократий в сторону повышения социальной защиты населения. Советский Союз сыграл в этом процессе значительную роль. Большинство стран изменило трудовое законодательство в сторону повышения социальной защищенности работников, чего только стоит ограничение трудового дня, введение выходных дней, переход на выплату больничных листов, пособий по безработице и инвалидности, т.д. Наличие свободного времени требует его использования. Досуг стал неотъемлемой частью жизни большинства населения, что не могло не сказаться на желании заработать на досуге. Несомненно, причины и последствия, досуг и свободное время - огромная тема для отдельного материала, мы не будет останавливаться на деталях. Для нас сейчас главное понять и определиться с тем, что свободное время в массовом проявлении было катализатором многих процессов оформления, организации проведения и капитализации массовых культурных мероприятий. У человека появилась свобода выбора досуга, возникла конкуренция за свободное время граждан. Все это проявилось в создании инфраструктуры массовых культурных мероприятий и досуга как такового. Конкуренция за свободное время людей приобрела жесткий характер и расслоилась по социально-демографическим и социальным группам, прежде всего дифференцируя людей
по уровню дохода. Появился массовый недорогой отдых, появилось множество предложений для отдыха среднего класса, возникли клубы элитного отдыха, которые существуют и сейчас. Массовая культура сейчас - это не только Макдональдс и «про поесть», это и «про посмотреть», «куда сходить» или «съездить», «что надеть», «где посидеть», т.д. Массовизация и коммерциализация культуры была бы невозможна без наличия массового свободного времени. При этом социологи говорят о потере идентичности в Новом социальном мире, а идентичность является одним из универсальных ресурсов экономического, социального и культурного развития. Потеря идентичности - несомненный вред для любого традиционного общества. Новый социальный мир превращает «культурный капитализм» в «культурный империализм», что означает агрессивную дистрибуцию товаров поп-культурного производства. Их количество дополняется их специфическими качествами, т. е. способностью эффективно влиять на эмоционально-чувственную сферу человека благодаря новым интерактивным технологиям. Например, Индия занимала первое место в мире по объемам производства художественных фильмов - 787 кинофильмов в 1998 г. А США выпустили за тот же период 591 фильм. Но средняя стоимость американского фильма составила около 14 млн долларов, а стоимость индийского фильма - около 100 тыс. долларов. Влияние американского кино на зрителя, несомненно, более эффективно при относительно меньшем количестве снятых фильмов1. Но культурно-ценностные трансформации не укладываются в арифметические выкладки. Львиная доля индийского кино делается исключительно под внутренний рынок. Соответственно сюжеты, одежды, сценарии имеют ярко выраженный индийский характер. Любители индийского кино есть во многих странах. Стоит отметить, что в Советском Союзе и России есть много поклонников индийского кино, есть даже несколько тематических каналов, контент которых - индийское кино разных лет. Однако национальная специфика индийского кино является явным ограничителем его распространения. Американское кино, под которым мы имеем ввиду фильмы, произведенные в США, гораздо более интернационально по всем показателям, в том числе по
1 См.: Зуев С. Новый культурно-экономический курс? // Российское экспертное обозрение, 2006, № 3, с. 42-47.
восприятию разными народами и даже расами. Американское кино значительно сложнее индийского не только по техническому производству, но и по всем остальным процессам, включая детальную проверку сценария и его тестирование среди потенциальных зрителей. Американское кино значительно сильнее индийского по всем показателям, включая бюджеты, но это не вопрос отсутствия денег у индусов. Уровень качества контента индийских фильмов соответствует аудитории, которая смотрит эти фильмы и сериалы, соответственно, нет смысла вкладывать больше денег в то, что и так отлично отработает на рынке. Это и многое другое точно также относится к африканскому кино. В Африке снимается не меньше фильмов, чем в Болливуде и Голливуде, однако это фильмы для Африки, для местных жителей. Большинство африканских фильмов мы, в прочем, как и индусы, смотреть не будем. Здесь очень важно понимать, что именно американская массовая культура и американские способы достижения и коммерциализации досуга достигли наибольшего прогресса и фактически стали эталоном в этом направлении.
Когда мы говорим о коммерциализации культуры, обязательно следует рассмотреть вопрос детского досуга и развлечений. Американцы достигли в этом направлении небывалых высот. Все лучшие парки развлечений - американские. Это и многочисленные Диснейленды, Леголенды, Бушгар-денс, Юниверсал и многие другие. Многочисленные американские мультфильмы становятся любимыми детскими «мультиками» с раннего детства. США уделяет огромное внимание досугу малолетних и подростков. Это огромная индустрия, приносящая миллиарды. Восприятие человеком духовных ценностей как информации подчиняется известным психологическим закономерностям коммуникации. Эти закономерности соединены с вопросами внимания, мышления, давления стереотипов на восприятие информации, динамикой изменений установок личности под влиянием духовной информации, проблемами внушения убеждения в процессе коммуникационного воздействия на человека. Процесс духовного потребления, который является частью более общего процесса «обработки человека человеком», ныне стал предметом научного анализа. Идентичность человека, особенно национально-культурная идентификация, это определенная мировоззренческая позиция, формирующая духовное потребление, выраженное в виде отношения к истори-
ческому прошлому, в виде национальных художественных образов, обогащенная идеями и взглядами. Люди с одинаковой национально-культурной идентификацией, с одинаковым культурным кодом, объединены в общество, имеющее единую систему духовно-нравственных ценностей, ориентиров, взглядов на прошлое, настоящее и будущее. Общества, обладающие такими признаками, формируют национально-государственные системы, способные к продолжительному существованию. При этом любое национальное государство создает институты, наделенные определенными полномочиями по сохранению, поддержке и защите национальных интересов. К таким институтам, в первую очередь, относится система воспитания и обучения, средства коммуникаций и медиа, институты здравоохранения, культуры, внутренней и внешней безопасности. Но этого, как правило, недостаточно. Необходимо продвигать, поощрять, производить, развивать национальный культурный код, обогащать его на основе современных знаний и технологий. Иначе говоря, необходимо вкладывать значительные материальные и нематериальные средства в развитие национально-государственных суверенитетов, а, соответственно, в развитие духовно-нравственных ценностей для поддержки и развития основы, почвы, фундамента - национально-культурной идентификации. Новый социальный мир нашел слабое, вернее, плохо охраняемое место - интернет. Через него в страны быстро и безболезненно ворвались социальные сети и сервисы, которые быстро стали набирать подписчиков. Бесплатный доступ в социальные сети и мессенджеры с огромным и разнообразным контентом быстро сломил сопротивление плохо подготовленных государственных организаций и разлился по стране, практически не оставляя места, свободного от его присутствия.
Важным элементом защиты национально-культурной идентификации является производство национально-культурного качественного контента. И не надо говорить о том, что всё это требует гигантских вложений и сложно выполнимо в современных условиях. Как показывает практика, американский кинематограф, который пока еще не привел к размытию русской национально-культурной идентификации, начинает работать под «национальный», как бы мимикрируя под местный контент. Это мы наблюдаем в разных странах, когда выходит кинематографическая продукция местного «разлива», полностью проспонсированная
американским капиталом. Такие вроде бы российские, китайские, японские фильмы, снятые на хорошем уровне с привлечением известных актеров, но что-то здесь «не вяжется» - есть национальная картинка, есть национальная одежда, есть национальный язык, но идентификации нет. Можно подставить вместо главного героя, например, русского князя, любого другого - польского, австрийского, французского - и ничего не изменится. Происходит подмена духовных ценностей внешними атрибутами, например, качественно реконструированной национальной одеждой. А национального характера и духовной основы нет. Вместо нее - интернационализированная борьба добра со злом. Качественного национального контента не хватает по все направлениям, прежде всего, не хватает современного видео и аудио контента. Духовное потребление зависит от духовного контента: насколько насыщенным будет производство духовного контента, настолько насыщенным будет духовное потребление. Можно долго описывать каким должен быть контент и как его не хватает, правильно было бы создать национальную карту контента, содержащую все знаковые для национально-духовного самосознания события за последнюю тысячу лет. Это должна быть многомерная интерактивная карта, связывающая отдельные исторические события с конкретными героями, карта должна иметь четкие пересечения по времени, людям, их действиям и полностью описывать происходившие явления в различных областях. Естественно, это военные события, войны, выраженные в определенных победных сражениях и полководцы, это искусство во всех его проявлениях и авторы, создатели, художники, поэты, экономика и ее реформаторы, политика и отечественные дипломаты, промышленность и русские промышленники, торговля и отечественные купцы, т.д. Это не только области жизнедеятельности, наука искусство, это новые географические открытия, строительство новых городов, освоение новых земель, транссибирская магистраль и северный морской путь, т.д. именно такая карта позволит понять, зафиксировать, посчитать и оценить качество, объемы, сроки и стоимость необходимого видео и аудио контента. Именно такой подход позволяет четко оценить время, необходимое на создание контента и расставить приоритеты. Помимо карты контента требуется организация программы исследований, направленных на выяснение текущих запросов разных
аудиторий. Эта программа должна всеобъемлюще ответить на вопросы, что хотят видеть отечественные зрители разных аудиторий, как, что «затрагивает душу», что нет, что хочется увидеть в первую очередь. Это очень важный компонент общей системы культурного кода, единой системы духовно-нравственных ценностей нашего народа. Неотъемлемой частью этой системы также должен быть документ, фиксирующий принципы создания и распространения контента. Это означает, что все, кто причастен к созданию, производству, дистрибуции аудио и видео контента должны действовать на основе единых принципов, позволяющих проводить все работы на высоком уровне и скоординировано. То, что на самом деле происходит сейчас - это несистемная, разнокалиберная, малоэффективная работа. Государство идет на большие затраты, в результате мы видим тройку неплохих, достойных фильмов про Вторую мировую, пару достойных лент про космос и несколько качественных работ в национальной мультипликации.
Остальное - это, к сожалению, многокилометровая лента мусора, примитива, «отработанных» бюджетов и просто некачественной продукции, которую, на самом деле, стыдно показывать. Но ее показывают. Потому что просто не хватает контента. И всё это зря потраченные, нередко просто разворованные бюджеты, нереализованные задачи и не выполненные обещания. Казалось бы, есть правильный вектор, нацеленный на вполне осязаемые цели. Например, патриотическое воспитание молодежи. Но, пока не будет национального контента, который по своему качеству и уровню сравнимого с американским, невозможно ожидать положительных изменений и в этой сфере. Именно качественный отечественный контент может сыграть роль прививки необузданного танца американской поп-культуры на просторах страны. В своем стремлении открыться миру, в своих желаниях позитивно воспринимать культуру других народов мы провалились в очередную интернациональную пучину, в которой не остается места для собственной культуры. Научно-технический прогресс производит все новые и новые продукты, это в настоящее время процесс необратимый. Нужно брать от него всё положительное, что можно взять и переводить на русский язык, ставить на рельсы русской культуры.
Развитие национального контента неразрывно связано с развитием национального производства, с развитием элект-
ронной, высокотехнологической промышленности. С другой стороны, это развитие должно иметь долгосрочную образовательную концепцию, охватывающую молодежь со школьной скамьи до высших учебных заведений. И здесь важным элементом концепции является придание научно-техническому прогрессу в области интернета и социальных сетей национально-просветительской направленности. Отдельные положительные элементы такого рода работы мы видим на примере электронного доступа в библиотеки и музеи. Очень важно развивать это направление в сторону интерактивных возможностей для детей и подростков знакомиться с произведениями культуры, науки, народных промыслов непосредственно с помощью интерактивных возможностей. Национальный контент как часть духовного производства является основой для защиты национально-культурной идентификации любого народа. Не секрет, что с помощью новых технических и технологических изобретений общество становится всё более зависимым от наличия гаджетов, которые являются главным предметом получения информации, досуга, учебы, т.д. Это означает, что национально-культурная идентичность1 зависит не только от передачи информации и энтертейнмента как такового, а еще и непосредственно от продуктов, приборов, инструментов, технических приспособлений, способных доставлять информацию до конечного потребителя. Нас сегодняшний момент наиглавнейшим гаджетом - прибором такого рода является смартфон. Телефон, в котором есть простая голосовая связь, уже давно устарел. Сегодня многофункциональный смартфон - абсолютно необходимый и ничем не заменимый прибор, сопровождающий жизнь 90% населения Земли. Именно через смартфон происходит выход в интернет у большинства юзеров в мире. Именно сейчас произошел перелом, при котором мобайл (использование смартфона в виде коммуникатора в интернете, социальных сетях и сервисах, т.д.) обогнал и значительно вырос по сравнению с десктопом (использование настольных компьютеров). Именно сейчас мобайл стал настоящим мобильным устройством для полноценной коммуникации везде и со всеми. Теперь нет барьера в виде ограничений
1 Тихонов О.В. Интернет как пространство конструирования идентичности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2011, т. 100, № 8.
доступа, в любом месте в любое время большинство юзеров интернета могут спокойно войти в сеть, переговорит по коммуникатору, например, используя WhatsApp, Telegram или Viber. А кроме них: Skype, Signal, FB messenger, т.д. Все социальные сети дают возможность быстрой и прямой коммуникации: Facebook, Instagram, Одноклассники, ВКонтакте, TikTok, т.д. Не забываем, что коммуникационные видео возможности нам бесплатно предоставляют американские бренды Zoom, Teams, Discord, т.д. Также мы можем осуществлять межличностные коммуникации с помощью электронных приложений крупных сервисов, как, например, Сбер. Но это коммуникационное разнообразие создано не нами, не в России. Мы даже близко не продвинулись к созданию собственного смартфона, не смотря на многочисленные обещания наших олигархов и крупных чиновников. Существующие отечественные сети и сервисы, по сути, также иностранные, так как сделаны на основе интеллектуальных продуктов других стран, прежде всего США. Перед тем, как критиковать американцев, посмотрите на нашу российскую сто процентную зависимость в области разработки и создания коммуникационных продуктов и гаджетов. Наоборот, нужно сказать «спасибо» нашим американским партнерам, что, благодаря их коммуникаторам и коммуникационным инструментам в период пандемии мы не остаемся без связи: российская школа пользуется Microsoft Teams, а российский бизнес полностью «сел» за переговорный стол Zoom. Интерактивные решения, коммуникационные возможности двадцать первого века позволяют говорить о новых формах управления на учебе, в бизнесе, в государственном управлении. Именно поэтому мы заостряем внимание на вопросах, напрямую связанных с национальной безопасностью. Фактически нас можно просто выключить - не будет работать ничего, ни электронная пота, ни интернет, ни мобильная связь.
Мы уже не стоим на пороге глобальных социальных изменений. Мы уже перешагнули порог в этот мир, когда большинство граждан стали пользователями всемирных социальных сетей, при этом большинство стало пользователями двух и более сетей. Мы стали не просто пользователями, мы стали адептами нового социального мира, который предоставляет нам большинство услуг онлайн. Новый социальный мир затянул большинство граждан своим «удобством» использования, быстротой реагирования, мни-
мой прозрачностью и всезнанием. Играя на наших слабых чертах, прежде всего, обычной человеческой лени, новая социальная лава растеклась и застыла намертво, привязывая представителей разных поколений к новому порядку, который предлагает нам универсальную модель жизнедеятельности в виде виртуального окна, в котором мы получаем всё, что хотим, миллиарды видеороликов, гигабайты фильмов, тысячи игр, всё, что известно под словом энтер-тейнмент1. В окошко нам передают тысячи информационных сообщений на любые темы, нас снабжают всем необходимым для дальнейшего привыкания к новому социальному порядку, который, в свою очередь, будет активно менять правила игры, когда будет окончательно понятно, что деваться большинству потребителей уже некуда. И эти новые правила, прежде всего, будут касаться создания нового социального общества, в котором не будет места для национально-государственных и духовно-нравственных ценностей традиционных обществ. Их место займет единый социальный мир2, превращающий каждого отдельного человека в прозрачного юзера, о котором известно абсолютно всё, которого можно приструнить за несколько секунд, наказать, отключить, изменить к нему отношение окружающих. Перед нами мир нового социально-физического рабства, о котором только могли мечтать тираны прошлого - полноценный, всеохватывающий ежедневный контроль над каждой человекообразной единицей с огромными возможностями влияния, от легкой коррекции поведения до полного отключения из «общества». Марк Цукерберг3, владелец компании Facebook inc., 28 октября 2021 г. на онлайн-пре-зентации Oculus Connect 2021 переименовал компанию в Meta (Meta Platforms4) и объявил на весь мир, что Meta — это гораздо больше, чем социальные сети и сервисы, это компания по созданию метавселенной, нового виртуального мира, в котором будут жить все люди. А управлять мета-вселенной будет конечно же он, Марк Цукерберг.
1 Самойленко Н.С., Кушнир К.И. Традиционные СМИ и новые медиа: развлекательный контент против оппозиционного // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики, 2020, № 1(36).
2 Тощенко Ж.Т. Прекариат-новый социальный класс // Социологические исследования, 2015, № 6, с. 3-13.
3 https://ru.wikipedia.org/wiki/Цукерберг,_Марк
4 https://www.meta.com