ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
WWW.APRIORI-JOURNAL.RU
№ 6 2015
УДК 339.9
НОВЫЙ ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН-УЧАСТНИЦ БРИКС: КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ БРИКС BRICS)
Барыкин Сергей Александрович
магистр
Московский государственный университет им. Ломоносова, Москва
Королькова Наталия Андреевна
преподаватель
Российский государственный социальный университет, Москва
Кошкина Наталия Радиковна
магистр
Высшая школа экономики, Москва author@apriori-journal.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема финансово-экономического взаимодействия стран-участниц БРИКС. На основе анализа потенциальных точек роста экономик Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР авторами предлагается концепция Международного Инвестиционного Фонда Развития стран-участниц БРИКС (МИФР БРИКС). МИФР БРИКС предназначен для обеспечения целевого финансирования потенциальных точек роста экономик стран-участниц БРИКС с помощью «длинных денег» и способствует снижению рисков, связанных с прямым иностранным инвестированием.
Ключевые слова: БРИКС; финансовая интеграция; финансирование развития; экономическое развитие; концепция фонда развития.
NEW WAY TO THE DEVELOPMENT OF THE BRICS FINANCIAL INTEGRATION: THE CONCEPT OF THE INTERNATIONAL INVESTMENT FUND OF DEVELOPMENT BRICS (IIFD)
Barykin Sergey Alexandrovich
master
Moscow State University, Moscow
Korolkova Nataliya Andreevna
lecturer
Russian state social university, Moscow
Koshkina Natalia Radikovna
master
Higher school of economics, Moscow
Abstract. This article addresses the problem of financial and economic cooperation between member countries of the BRICS. Based on the analysis of potential points of growth of the economies of Brazil, Russia, India, China and South Africa, the authors propose a concept of the International Investment Fund of Development BRICS (IIFD BRICS). IIFD BRICS is designed to provide targeted funding potential points of growth of the BRICS economies with the help of «long money» and reduce the risks associated with foreign direct investment.
Key words: BRICS; financial integration; development financing; economic development; concept of development fund.
В любой национальной системе хозяйствования можно выделить стабильные отрасли с высокой степенью доходности, а также отрасли, развитие которых сложно оценить как устойчивое, а общий показатель рентабельности данных отраслей находится на уровне среднего и ниже
среднего. Однако если рассмотреть отраслевую структуру национальной экономики, то можно увидеть, что потенциал развития заложен именно в слаборазвитых и недоходных в настоящее время отраслях, а отрасли «дойные коровы» уже давно переинвестированы (Рисунок 1).
тппо/
1 1 80,20' 1 Уо 1 67,70' 1 /о
100,00%
П0/. 0,00% 12,00% 0,00%
ш -
Бразилия -40,00% Россия и Портфел Индия ьные ИИ н Прямь Китай 1е ИИ ЮАР
Рис. 1. Темпы прироста прямых и портфельных инвестиций в экономики стран БРИКС, 2012 (базовый год - 2008) [2]
Таким образом, в настоящее время страны БРИКС характеризуются дефицитом длинных денег и избытком краткосрочных инвестиций, имеющих спекулятивный характер. Если данная тенденция примет долгосрочный характер, то возникает риск замедления темпов экономического роста, а также угроза сужения потенциала данных экономик.
Прямые иностранные инвестиции в БРИКС сосредоточены в отраслях с высокой нормой прибыли, но эта норма имеет тенденцию к понижению. Кроме того, правительства этих стран не отмечают отрасли с наибольшим притоком ПИИ как стратегически важные (Таблица 1).
При этом каждое из исследоваемых государств в своей стратегии развития экономики выделяет наиболее перспективную отрасль, потенциальную точку роста, которая создаст наибольшее число рабочих мест и будет опорным элементом всей экономики. Также, эти отрасли должны
обладать потенциальными конкурентными преимуществами перед прочими секторами экономики, как на национальном уровне, так и с учетом конъюнктуры мировых рынков. Рассмотрим потенциальные точки роста каждой из исследуемых стран.
Таблица 1
Распределение прямых иностранных инвестиций в странах БРИКС по отраслям, 2012 [2]
Страна Отрасли-реципиенты прямых иностранных инвестиций
Китай [121 млрд. долл. США] Обрабатывающая промышленность Недвижимость Финансовые услуги Аренда и бизнес-услуги Оптовая и розничная торговля
Бразилия [66 млрд. долл. США] Сфера услуг Обрабатывающая промышленность
Россия [45 млрд. долл. США] Обрабатывающая промышленность Добыча полезных ископаемых
Индия [26 млрд. долл. США] Программное обеспечение Бизнес-услуги Промышленное машиностроение Финансовые услуги
ЮАР [5 млрд. долл. США] Сектор программного обеспечения Бизнес-услуги Финансовые услуги
Бразилия. Более половины всех ПИИ концентрирует в сфере услуг Бразилии. При этом к качестве потенциальной точки роста данной страны целесообразно выделить металлургию, показывавшую в прошлом неплохие результаты, но теряющую в настоящее время свои позиции в конкуренции с импортом. На долю металлургии приходится только 3% всех ПИИ в обрабатывающую промышленность, и это является признаком явной недооценки потенциала страны в этой отрасли. Бразилия обладает огромными запасами железной руды, высокой технологичностью отрасли, а также недорогой рабочей силой. Металлургическая промыш-
ленность в долгосрочной перспективе является востребованной со стороны различных инфраструктурных проектов, а также ключевой в концепции социально-экономического развития страны.
Развитие этой отрасли требует значительных инвестиций, но также даёт толчок к наращиванию производства энергоёмких продуктов и к развитию смежных отраслей: отрасли машиностроения, сельское хозяйство, строительство.
Россия. Точкой раскрытия экономического потенциала России может стать электроэнергетика. Проблема электроэнергетической отрасли России заключается в низкой степени финансирования: за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60 процентов от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России на период до 2020 года. Основной барьер, возникающий в процессе поиска инвестиций, это стремление инвесторов вернуть вложенные средства в максимально короткий срок, повышая цены и сдерживая их исключительный контроль со стороны инфраструктурных организаций. Правительство РФ активно проводит либерализацию цен на электроэнергетику, для того чтобы привлечь инвесторов, которые в свою очередь обязались вложить в строительство новой генерации 5,5миллиардов евро, при этом их доходность составит 14-15 процентов в течение десяти лет.
Индия. Наибольший объем ПИИ в Индию сосредоточен в сфере программного обеспечения и ИТ-услуг. Опубликованный Плановой комиссией доклад «Индия. Образ 2020 г.» ключевой отраслью определяет агропромышленный комплекс. Для ускорения развития этой сферы намечается комплекс мер, включающих внедрение передовых агротех-нологий, создание высокотехнологичных агромашин. Таким образом, потенциальной точкой роста экономики Индии мы видим в сельскохозяйственном машиностроении. В этой сфере Индия обладает необходимыми конкурентными преимуществами (квалифицированной рабочей си-
лой, технологиями, капиталом). Развитие агропромышленного машиностроения окажет стимулирующее влияние на смежные отрасли: сельское хозяйство, металлургию, точное машиностроение и др. Также, это вызовет рост производительности труда в сельском хозяйстве, что может помочь в разрешении проблемы дуалистичной экономики.
Китай. Явной потенциальной точкой роста экономики Китая является автомобилестроение. К 2016 году как минимум один китайский автопроизводитель должен войти в первую десятку крупнейших мировых автоконцернов. Например, SAIC планирует увеличивать экспорт своих автомобилей более чем на 130 % в год, чтобы уже в 2015 году продавать 800 тыс. автомобилей за рубеж. КНР, являясь крупным рынком сбыта легковых автомобилей, не хочет оставаться таким и планирует активно экспортировать продукцию собственного автопрома. Таким образом, подъем автомобилестроительной отрасли в Китае будет стимулировать мультипликативный эффект роста смежные отраслей, таких, как отрасли, производящие комплектующие для автомобилей, металлургия, станкостроение, приборостроение и другие отрасли народного хозяйства.
Одной из особенностей автомобилестроения является большая роль иностранного капитала. Шесть крупнейших автомобильных корпораций, производящих более 70 % продукции, являются совместными предприятиями в лице крупнейших мировых автогигантов. Из-за этого возникают риски, связанные с давлением на автомобильную промышленность мировых лидеров, «американизация» Китая и так далее. Государственные меры по поддержке автопрома в большей степени включают диверсифицированный пакет мероприятий, охватывающий как вопросы поддержки экспорта и налогообложения, так и проблемы разработки и внедрения инноваций, а также приобретения интеллектуальной собственности у иностранных компаний.
ЮАР. В 2011 году страна испытала инвестиционный бум, при этом основными отраслями приложения иностранного капитала явились ПО и
ИТ-услуги, бизнес-услуги, финансовые услуги, добывающая отрасль. Потенциальной точкой роста ЮАР также можно назвать электроэнергетику, где страна может стратегически сотрудничать с Россией. В марте 2011 года в ЮАР был одобрен новый долгосрочный План развития национальной энергетики, который предусматривает доведение к 2030 году доли атомной энергии в энергобалансе страны до 25 %.
Электроэнергетика ЮАР нуждается в значительных первоначальных инвестициях. Из-за возросшего промышленного спроса на электричество, который не могли удовлетворить стареющие и нуждавшиеся в расширении сети ведущей энергетической компании Eskom, которая поставляет 95 % электроэнергии, в ЮАР вернулась забытая проблема энергодефицита. По оценкам Eskom, в ближайшие годы нагрузка на сети вырастет до максимально допустимого уровня.
Анализ показал, что ни одна из исследуемых стран самостоятельно (обособлено) не может обеспечить создание условий для комплексного полноценного развития своей потенциальной точки. Поэтому рациональным выход из сложившейся ситуации станет создание Международного инвестиционного фонда развития стран-участниц БРИКС (IIFD BRICS), который обеспечит:
- целевое финансирование потенциальных точек роста экономик стран-участниц БРИКС;
- наличие «длинных денег» в экономиках;
- позволит снизить риски, возникающие при осуществлении стандартного прямого иностранного инвестирования;
- обеспечит обход ограничений со стороны регламентов международных объединений.
В основу построения и функционирования МИФР БРИКС необходимо положить следующие постулаты.
1. МИФР БРИКС должен обладать наднациональным статусом, и не предполагает участников не входящих в состав БРИКС.
2. МИФР БРИКС предполагает двухуровневую структуру. Первый уровень (стратегический) - непосредственно Фонд, который выполняет функции: стратегического планирования, агрегирования и первичного распределения инвестиционного потока, координации, а также функция формирования потенциалов (повышение эффективности поток). Второй уровень (тактический) - национальные представительства, на которые возложены функции текущего планирования, вторичного распределения (принцип открытой кредитной линии), текущего контроля, а также адаптации инвестиционного потока.
3. Формирование фонда инвестиционных средств происходит в унциях золота (речь идет не о физическом золоте, а о принципе обезличенных металлических счетов), что обеспечивает нивелирование валютных рисков.
4. Приоритетность проектов определяется, прежде всего, соответствием их долгосрочному развитию потенциальных точек роста экономик стран-участниц БРИКС.
5. Построение инвестиционного потока основывается на особом алгоритме проектного финансирования.
6. МИФР БРИКС предполагает вложение «длинных денег», гарантия возврата которых обеспечивается государством и выдается только национальным корпорациям.
7. Система распределения средств МИФР БРИКС - двухступенчатая. Первая ступень - национальные представительства (счета в унциях золота). Вторая ступень - корпорации, осуществляющие непосредственную реализацию отобранных проектов долгосрочного развития потенциальных точек роста в соответствующих экономиках.
Все вышеизложенное ложится в основу общего алгоритм организации инвестиционных потоков в рамках функционирования МИФР БРИКС (Рисунок 2 (разработано авторами проекта)).
Рис. 2. Общий алгоритм организации инвестиционных потоков в рамках функционирования МИФР БРИКС
Таким образом, МИФР БРИКС на данном этапе развития мировой системы хозяйствования, с одной стороны, не имеет полных аналогов, с другой - доказывает целесообразность своего создания в связи с потенциальной ликвидацией «провалов» в построении международных инвестиционных потоках, а также с позиции взаимопроникновения экономик стран-участниц БРИКС.
Инвестирование в развивающиеся страны чаще всего связано, как правило, с использованием дешевых природных или трудовых ресурсов, а не с эксплуатацией внутреннего рынка. С этой точки зрения страны БРИКС являются «клубом конкурентов» как по привлечению инвестиций, так и по списку отраслей приоритетного развития. Создание надгосудар-ственного органа, координирующего либо генерирующего инвестиционные потоки, позволит упорядочить спонтанное развитие этих стран и даже сделать его взаимовыгодным, синергичным.
Развитие высокотехнологических и энергетических отраслей, способных генерировать высокую добавленную стоимость, позволит снизить экономическую и политическую зависимость от развитых стран, а также сформировать собственный межгосударственный рынок на основе развития внутреннего потребительского рынка.
Существующий коррупционный риск, свойственный в разной степени каждой из стран группы БРИКС, может быть нивелирован взаимным контролем за инвестиционными проектами со стороны других стран, и такой механизм может стать стимулом для развития системы гражданского контроля за национальной бюрократией уже внутри наших стран.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно говорить о том, что проблему развития потенциальных точек роста стран-участниц БРИКС можно решить путем создания МИФР БРИКС, что является новым подходом к финансово-экономическому взаимодействию в условиях интеграции.
Список использованных источников
1. БРИКС: сотрудничество в целях развития: матер. IV Междунар. науч. конф. Москва, 28 мая 2014 г. М.: Российский университет дружбы народов, 2014. 178 с.
2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ wir2013_en.pdf (дата обращения: 10.09.2015).
3. Полоцкий А., Котов А. Китайский автопром захватит мир за десять лет // Еженедельная деловая газета РБК daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rbcdaily.ru/world/562949989200036 (дата обращения: 15.09.2015).
4. Информационно-аналитический портал «Polpred.com» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polpred.com/?ns=1&cnt= 58&sortby=date&page=3 (дата обращения: 08.09.2015).