В настоящее время на территории Амурской области трихинеллез представляет собой природную диффузно распространенную инвазию. Трихинеллы циркулируют в естественных биоценозах среди диких млекопитающих, которые являются основным резервуаром трихинеллеза и первичным его источником. Очаги трихинеллеза человека возникают вторично. За последние два года (2009-2010 гг.) не было зафиксировано ни одного случая заболевания трихинеллезом людей. Однако регистрация случаев заражения домашних собак и барсуков, обитающих вблизи населенных пунктов, указывает на то, что эпизоотическая и эпидемиологическая ситуация может обостриться в любой момент.
На основании полученных данных актуальной является корректировка профилактических мероприятий. Во-первых, для обеспечения благополучия по трихинеллезу на территории Амурской области необходим постоянный эпизоотологический и эпидемиологический мониторинг данного заболевания. Во-вторых, необходима активная пропаганда среди населения об опасности трихинеллеза и мерах его профилактики.
Литература: 1. Василинин М.Г., Ковтун А.Г. //Сб. науч. тр. ВАСХНИЛ, Сиб. отд-е. - Новосибирск, 1986. - С. 40-43. 2. Городович Н.М. // Сб. науч. трудов, посвящ. 70-летию ДальЗНИВИ. - Благовещенск, 2005. - С. 152-155. 3. Губа Л.А. //Сб.мат. науч. конф. «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями». - М., 2003. - вып. 4. - С. 29-30. 4. Губа Л.А. //Сб.мат. науч. конф. «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями». - М., 2008. - вып. 9. - С. 162-163.
Trichinella infection at the territory of the Amur Region. Samsonenko I.A., Truchina T.I. Far-East Zonal Scientific Research Veterinary Institute.
Summary. The main source of infection of humans by Trichinella is consumption of wild animal and dog meat. The problem is that these meat types are not exposed to obligatory control examination on Trichinella. The current prophylactic measures appear to be ineffective. The constant epizootic and epidemic monitoring of this disease and active propagation among population are needed for resolution of the above problem.
НОВЫЙ ПРЕПАРАТ ПРОТИВ ООЦИСТ КОКЦИДИЙ СВИНЕЙ
Сафиуллин Р.Т., Худяков А.А.
ГНУ ВНИИ гельминтологии им.К.И.Скрябина
Введение. Из опыта развития свиноводства в условиях плановой экономики известно, что увеличению поголовья и повышению продуктивности животных часто препятствуют различные паразитарные болезни, среди них у свиней особое место занимают паразитические
357
простейшие, кишечные нематоды и эктопаразиты, которые имеют достаточно широкое распространение. Среди паразитических простейших наиболее часто встречаются кокцидиозы (эймериоз, изоспороз) и балантидиоз, которые поражают свиней разного возраста, но наибольшее отрицательное действие на организм они оказывают у молодняка. Чаще заражаются и более тяжело переболевают изоспорозом поросята 7-30-дневного возраста, эймериозом - до 2-месячного возраста. Свиньи старших возрастных групп болеют в легкой форме. Переболевшие поросята остаются носителями возбудителей болезни. К болезни восприимчивы все породы свиней. Балантидиозом в основном болеют поросята-отъемыши, но восприимчивы и поросята в конце подсосного периода и взрослые свиньи.
Заражение кокцидиями и балантидиями происходит при заглатывании поросятами спорулированных ооцист, цист и вегетативных форм вместе с кормом и питьевой водой. Возможно заражение поросят при сосании инвазированных свиноматок. После попадания в желудочно-кишечный тракт оболочки ооцист кокцидий разрушаются, а высвободившиеся спорозоиты внедряются в эпителиальные клетки стенки кишечника, где происходит их дальнейшее развитие. Патогенное действие кокцидий обусловлено массовой гибелью инвазированных эпителиальных клеток, поскольку они внутриклеточные паразиты, воспалением стенки кишечника, нарушением всасывания питательных веществ из кишечника, что ведет к ослаблению организма и изменению состава микрофлоры кишечника.
Справедливости ради следует отметить, что до последнего времени мероприятия при кокцидиозах свиней состояли из назначения препаратов, действующих на эндогенные стадии кокцидий, а из средств дезинвазии использовали 7%-ный раствор аммиака, 2%-ную эмульсию ортохлорфенола, 10%-ный раствор однохлористого йода, 4%-ный раствор едкого натрия, которые должны иметь температуру не ниже 800С. Однако эффективность отмеченных средств дезинвазии желает лучшего. Исходя из отмеченного, а также широкое распространение и патогенность кокцидий, особенно для поросят, перед собой поставили задачу испытать эффективность нового препарата для дезинвазии кенококса в условиях производства против ооцист кокцидий свиней.
Материалы и методы. Испытание эффективности кенококса против ооцист кокцидий проводено в ОАО «Аграрная группа «РОСТ» Московской области с июня по сентябрь 2011 года в двух аналогичных свинарниках-маточниках с охватом 120 свиноматок и 1315 поросят.
На первом этапе проводили испытание лечебно-профилактической эффективности салиномицина при кокцидиозах и балантидиозе свиноматок. Необходимость данного этапа была вызвана тем, что свиноматки являются основными источниками инвазии, переболевают субклинически, постоянно выделяют заразное начало в большом количестве, тем самым загрязняют объекты внешней среды. Из отмеченного вытекает необходимость комплексного подхода к борьбе с кокцидиозами свиней с учетом эндогенной и экзогенной стадий. По результатам наших исследований за предыдущие годы
358
в хозяйствах Московской области, как у свиноматок, так и у поросят были установлены следующие паразитические простейшие: Eimeria spp., Isospora suis, Balantidium coli. В этой ситуации была необходимость в санации супоросных свиноматок, чтобы на опорос они подходили свободные от инвазии. Наиболее подходящим препаратом для этой цели является сакокс, который является известным кормовым антибиотиком, противопаразитарным средством и универсальным в отношении всех видов кокцидий у многих видов животных, его действующим веществом (ДВ) является салиномицин натрия и его концентрация 12%-ная, то есть в 1 кг препарата содержится 120 г ДВ. Салиномицин представляет собой продукт ферментации грибка Streptomyces albus и относится к группе полиэфирных антибиотиков. Препарат предназначен для профилактики и лечения кокцидиозов у свиней разного возраста. Кроме того, салиномицин проявляет выраженное губительное действие на грамположительных бактерий, анаэробы типа клостридий -Clostridium perfrigens и трипонем - Triponema hyodysenteriae. Благодаря ликвидации нежелательных микроорганизмов в пищеварительном тракте повышается степень усвояемости питательных веществ, за счет чего животные лучше развиваются и более эффективно используют корма. Следует отметить, что, несмотря на наличие наставления по его применению в свиноводстве, (1998) сакокс не так широко используют в этой отрасли, чему способствует малое количество публикаций о пригодности препарата при принятой в нашей стране технологии производства свинины. В этой связи перед нами стояла задача использовать известный препарат сакокс для санации супоросных свиноматок и определить его лечебно-профилактическую эффективность при кокцидиозах и балантидиозе свиноматок.
На втором этапе было проведено производственное испытание эффективности кенококса против ооцист кокцидий свиней, а перед этим была установлена исходная загрязненность объектов внешней среды свинарников-маточников инвазионными элементами, проведена заключительная очистка, мытье и дезинфекция с использованием 0,5%-ного раствора вироцида. Дезинвазия пола, всех перегородок станков и стен на высоте до 1 м в опытном свинарнике проводили 4%-ным раствором кенококса при норме расхода 0,5 л на 1 кв.м, при экспозиции 2 часа, а в контрольном свинарнике -рекомендованной дозой едкого натрия.
Для оценки первоначальной эффективности проведенной дезинвазии свинарников-маточников проводили взятие и исследование соскобов из разных участков пола через 24 часа после обработки по сравнению с исходными данными.
Результаты исследований. Выборочные копроскопические исследования свиней разного возраста в этом хозяйстве показали, что супоросные свиноматки были заражены аскаридами на 30%, эймериями на 25%, балантидиями на 15%. Свиноматки подсосные были инвазированны аскаридами на 10%, трихоцефалами на 5%, эймериями на 20% и балантидиями на 10%. Хряки в данном хозяйстве были заражены аскаридами на 35%, трихоцефалами на 10%, эймериями на 20% и балантидиями на 15%. Поросята
359
2-4-месячного возраста были инвазированны аскаридами на 10%, эймериями на 20% и балантидиями на 15%. Тогда как поросята 0-2-месячного возраста были заражены эймериями на 35%. Из краткого анализа проведенных исследований видно, что в данном хозяйстве свиньи всех возрастных групп заражены паразитическими простейшими - эймериями, балантидиями и наибольшая инвазированность отмечена у поросят 0-2-месячного возраста. Достаточно высокая зараженность эймериями была у супоросных и подсосных свиноматок на 25 и 20% соответственно, что подчеркивает правильность выбранной нами тактики по санации супоросных свиноматок, которые на опорос должны поступать свободными от инвазии.
По данным ежедневных общеклинических наблюдений супоросные свиноматки, получавшие салиномицин практически не отличались от животных, которые препарат не получали, что дает нам основание заключить о хорошей переносимости кормового антибиотика салиномицина супоросными свиноматками в течение 30 дней вплоть до опороса.
Результаты проведенных исследованных исследований показали, что зараженность свиноматок до назначения салиномицина кокцидиями колебалась от 16,7 до 21,7%, балантидиями на 13,3 до15%. Через 10 дней с момента назначения препарата инвазированность кокцидиями составила -11,7%, балантидиями 8,3-10,0%. Через 30 дней с начала назначения салиномицина перед опоросом свиноматки были свободны от кокцидий и на 1,6% заражены балантидиями.
Проведенные исследования показали наличие остаточного количества инвазионных элементов. Так, в свинарнике №4 при обследовании 10 проб из пола яйца аскарид выделены в одной, ооцисты эймерий в одной и цисты балантидий в одной. В свинарнике №3 из 10 анализируемых проб яйца аскарид обнаружены в одной, ооцисты эймерий в двух и цисты балантидий в одной.
Анализ результатов исследований показывает, что в этом хозяйстве принятая технология подготовки свинарников не обеспечивает полной очистки от инвазионных элементов. В обоих свинарниках независимо от того, чем проводили дезинвазию, имело место остаточное количество паразитарных агентов - яиц аскарид, ооцист эймерий и цист балантидий.
Следует подчеркнуть, что в этой ситуации, когда, имеется остаточное количество инвазионных агентов, качество использованного для дезинвазии средства имеет определяющее значение. Кенококс в процессе дезинвазии оказывает губительное действие на ооцист и цист паразитических простейших, и возможно на яйца нематод. Однако заметить это сразу под микроскопом невозможно, для окончательного ответа нужна биопроба или там выращивать полученый от опытных свиноматок молодняк.
В опытный свинарник после дезинвазии кенококсом, где имело место остаточное количество инвазионных элементов ставили свиноматок на опорос, которые в течение 30 дней супоросности перед опоросом получали салиномицин и были свободны от кокцидий. В контрольном свинарнике после дезинвазии едким натрием также имело место остаточное количество
360
паразитарных агентов, туда переводили санированных салиномицином свиноматок.
Эффективность кенококса 4%-ного для дезинвазии объектов внешней среды против ооцист кокцидий в условиях производства по сравнению с базовым препаратом устанавливали исходя из наличия зараженности паразитическими простейшими среди поросят, полученных от опытных и контрольных свиноматок в разные сроки в динамике.
Результаты проведенных нами копроскопических исследований молодняка, полученного от опытных свиноматок и содержащихся в опытном свинарнике, где дезинвазию проводили Кенококсом в 7; 14; 21; 30 и 45дневном возрасте показали, что они были свободны от кокцидий, балантидий и нематод. Тогда как молодняк, полученый от контрольных свиноматок и находящийся в свинарнике, где дезинвазию пола и станков проводили едким натрием в 7-дневном возрасте были заражены кокцидиями (изоспорами) на 10%, в 14-дневном на 25%, в 21-дневном на 35%, в 30-дневном на 40% и в 45дневном на 30%. Заключительное обследование молодняка проводили перед их переводом в другой свинарник в 60-дневном возрасте. По их данным поросята из опытного свинарника были заражены эймериями на 10%, балантидиями и аскаридами на 5%. Молодняк из контрольного свинарника инвазирован эймериями на 35%, балантидиями на 25% и аскаридами на 20%.
В результате проведенной работы данное хозяйство значительно улучшило уровень биозащиты свинарника-маточника, что отразилось на производственно-экономических показателях. Проведенные исследования показали, что поросята, полученные от обработанных салиномицином свиноматок и находящиеся в свинарнике, где дезинвазию проводили кенококсом, были до 45-дневного возраста свободны от кокцидий.
Литература: 1. Вершинин И.И. Кокцидиозы животных и их
дифференциальная диагностика. - Екатеринбург, 1996. - 264 с. 2. Колабский Н.А., Пашкин П.И. Кокцидиозы сельскохозяйственных животных. -Л."Колос", 1974. - 159 с. 3.Методические рекомендации по борьбе с эймериозами и изоспорозами животных. - М., 1994. - 30 с. 4. Крылов М.В. Опредедитель паразитических простейший, - С.-Петер., 1996. - 602 с. 5. Сафиуллин Р.Т. Кокцидиозы и балантидиоз свиней - распространение по зонам страны // Перспективное свиноводство. - Тольятти, 2011. - №2. - С. 3335.
Novel agent against Coccidia oocysts in swine. Safiullin R.T., Hudyakov A.A. All-Russian K.I. Skryabin Scientific Research Institute of Helminthology.
Summary. As a result of the performed experiments it had been shown that pigs from sows treated by salinomycine (250 g per 1 tone of feed - 30 days) and housed in hogcote disinfected by Kenocox 4% (0,5 l per 1 m with exposition of 2 hours) during period of preparation of hogcote were free of Coccidia up to 45 day age.
361