Научная статья на тему 'Новый план счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений'

Новый план счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1245
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН СЧЕТОВ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федина Г. М.

В статье подробно рассмотрен новый план счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федина Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый план счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений»

Проблемы учета

НОВЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

Г. М. ФЕДИНЛ,

заведующая отделом методического обеспечения Управления бюджетного учета и отчетности Министерства финансов Московской области

В рамках реализации требований Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-Ф3) Минфином России изданы нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях.

Среди них приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н), который начал действовать с 01.01.2011.

Данным документом установлен порядок применения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями Единого плана счетов бухгалтерского учета. Этот новый порядок введен взамен прежнего, который регламентировался приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (утратил силу).

Приказом Минфина № 157н определено, что в целях организации и ведения бухгалтерского учета субъектом учета утверждаются:

— рабочий план счетов;

— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— формы первичных (сводных) учетных документов;

— порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля.

Инструкция № 157н стала базовой для разработки и издания трех приказов Минфина России по бухгалтерскому учету (по числу типов государственных (муниципальных) учреждений, которые будут действовать после преобразований в рамках требований Закона№ 83-Ф3):

— от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — Приказ № 162н);

— от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

— от23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Для более четкого понимания, какими документами следует руководствоваться учреждению, необходимо внимательно прочитать текст каждого из этих приказов.

Согласно пп. 3,4 Приказа№ 162нинструкция, утвержденная этим приказом, применяется при формировании учетной политики субъекта учета начиная с 01.01.2011 к бюджетным учреждениям до принятия федеральными органами исполни-

тельной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления в отношении бюджетных учреждений решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета РФ.

Иначе говоря, после отмены Инструкции № 148н бюджетные учреждения дореформенного типа работают по Приказу№ 162н с 01.01.2011 идо окончания переходного периода, т. е. до момента изменения их типа на новые бюджетные или автономные. Впоследствии, по мнению автора, инструкция, утвержденная Приказом № 162н, останется в силе. Она будет действовать в отношении государственных (муниципальных) казенных учреждений, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондам, государственных академий наук, иных юридических лиц, осуществляющих согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (участника бюджетного процесса).

Напомним, что новые бюджетные и автономные учреждения в рамках требований действующего с 01.01.2011 законодательства не относятся к числу участников бюджетного процесса.

В целях обеспечения участниками бюджетного процесса единообразного подхода к формированию рабочего плана счетов в составе учетной политики на период с 01.01.2011 Минфином России разработана таблица соответствия плана счетов бюджетного учета, применявшегося в 2010 г., и плана счетов, подлежащего применению с 01.01.2011, в связи с признанием утратившей силу Инструкции № 148н и началомдействия Инструкций № 157н, 162н.

Указанная таблица содержится в приложениях № 1, 2 к письму Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396. Данное письмо издано Минфином России как методический материал для перехода на новый план счетов.

Приложение № 1 содержит счета бюджетного учета разд. 1 «Нефинансовые активы», и разд. 2 «Финансовые активы» для применения бюджетополучателями.

Приложение № 2 представляет собой таблицу соответствия планов счетов, применяемых в 2010 и 2011 гг. в части операций, проводимых по кассовому исполнению бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций органами, осуществляющими указанные полномочия.

Рассмотрим приложение № 1 и основные изменения, внесенные в план счетов. Согласно

ст. 298 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (в редакции Закона № 83-Ф3) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, атакже недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Ав соответствии с пп. 11,12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Закона № 83-Ф3) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ. Виды такого имущества могут определяться соответственно федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ местной администрацией в отношении бюджетных учреждений соответствующего уровня бюджета.

В соответствии с Законом № 83-Ф3 бюджетное учреждение вправе заключать договоры финансовой аренды (лизинга) — ст. 665 ГК РФ.

Аналогичные нормы содержит законодательство и в отношении автономных учреждений. Кроме того, новые бюджетные и автономные учреждения могут отвечать по своим обязательством не только денежными средствами на счетах, как было ранее в отношении бюджетных учреждений, но и имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого. Исключена субсидиарная ответственность учредителя по обязательствам этих учреждений.

Учитывая изложенные изменения в законодательстве, специалисты Минфина России предусмотрели соответствующие изменения в Едином плане счетов.

Согласно п. 37 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

— по объектам имущества:

— 10 «Недвижимое имущество учреждения»;

— 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;

— 30 «Иное движимое имущество учреждения»;

— 40 «Имущество — предметы лизинга»;

— 50 «Нефинансовые активы, составляющие казну»;

— по затратам на производство готовой продукции, работ, услуг:

— 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

— 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

— 80 «Общехозяйственные расходы»;

— 90 «Издержки обращения».

В соответствии с п. 3 Инструкции № 162н разд. 1 «Нефинансовые активы» плана счетов бюджетного учета включает следующие группи-ровочные счета:

— 010100000 «Основные средства»;

— 010200000 «Нематериальные активы»;

— 010300000 «Непроизведенные активы»;

— 010400000 «Амортизация»;

— 010500000 «Материальные запасы»;

— 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

— 010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

— 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»;

— 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг.

Для учета операций учреждений с основными средствами по-прежнему применяется счет 0 101 00 000 «Основные средства». К данному счету согласно пп. 4, 5 Инструкции № 162н предусмотрены группировочные счета:

— 010110000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения»;

— 010130000 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения»;

— 010140000 «Основные средства — предметы лизинга»;

а также следующие счета аналитического учета:

— недвижимое имущество:

— 010111000 «Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения»;

— 010112000 «Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения»;

— 010113000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения»;

— 010115000 «Транспортные средства — недвижимое имущество учреждения»;

— 010118000 «Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения»;

— иное движимое имущество:

— 010131000 «Жилые помещения — иное движимое имущество учреждения»;

— 010132000 «Нежилые помещения — иное движимое имущество учреждения»;

— 010133000 «Сооружения — иное движимое имущество учреждения»;

— 010134000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения»;

— 010135000 «Транспортные средства — иное движимое имущество учреждения»;

— 010136000 «Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения»;

— 010137000 «Библиотечный фонд — иное движимое имущество учреждения»;

— 010138000 «Прочие основные средства

— иное движимое имущество учреждения»;

— предметы лизинга:

— 010141000 «Жилые помещения — предметы лизинга»;

— 010142000 «Нежилые помещения — предметы лизинга»;

— 010143000 «Сооружения — предметы лизинга»;

— 010144000 «Машины и оборудование

— предметы лизинга»;

— 010145000 «Транспортные средства — предметы лизинга»;

— 010146000 «Производственный и хозяйственный инвентарь — предметы лизинга»;

— 010147000 «Библиотечный фонд — предметы лизинга»;

— 010148000 «Прочие основные средства

— предметы лизинга».

Основанием для новой группировки и новой аналитики являются требования пп. 37, 53 Инструкции № 157н:

— группировка основных средств осуществляется по группам имущества (недвижимое имущество учреждения, особо ценное движимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество — предметы лизинга) и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ;

— объекты основных средств учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 20, 30, 40) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

• 1 «Жилые помещения»;

• 2 «Нежилые помещения»;

• 3 «Сооружения»;

• 4 «Машины и оборудование»;

• 5 «Транспортные средства»;

• 6 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

• 7 «Библиотечный фонд»;

• 8 «Прочие основные средства».

С учетом этих требований в таблице соответствия приведен план счетов 2011 г. Анализ изменений, внесенных в нумерацию аналитических счетов к счету 0 101 00 000 «Основные средства», показывает, что наряду с привычной нам группировкой основных средств (0 101 01 000 «Жилые помещения», 0 10102 000 «Нежилые помещения», 0 101 03 000 «Сооружения» и т. п.) выделены три новые группы:

— 0 101 10 000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения»;

— 0 101 30 000 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения»;

— 0 101 40 000 «Основные средства — предметы лизинга».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И внутри этих счетов соответствующая аналитика:

— 0 101 11 000 «Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения»;

— 0 101 31 000 «Жилые помещения — иное движимое имущество»;

— 0 10141 000 «Жилые помещения — предметы лизинга».

Одновременно следует обратить внимание, что в перечне счетов 2011г. среди наименований счетов аналитического учета основных средств нет счета для учета драгоценных металлов. Такой счет предусмотрен в составе счетов для учета имущества казны, и на нем, по мнению специалистов Минфина России, должны учитываться золото и драгоценные металлы в составе казны РФ.

Что касается золота и драгоценных металлов, например, для зубопротезирования в медицинских учреждениях, то они учитываются в составе расходных материалов.

Таким образом, изменения нумерации счетов сводятся к тому, что вводятся дополнительные отличительные признаки в соответствующих разрядах номера счета, позволяющие вести обособленный учет по каждой из группировок.

Аналогичные изменения коснулись счетов для отражения начисленной амортизации (счет 104) и вложений в нефинансовые активы (счет 106).

В составе счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» в 2011 г. вместо счета 0 106 04 000 «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» в части изготовления материальных запасов появился счет «Вложения в материальные запасы» с аналитикой:

— 0 106 34 000 «Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»;

— 0 106 44 000 «Вложения в материальные запасы — предметы лизинга».

В составе нематериальных активов (счет 0 102 00 000) выделены счета:

— 0 102 30 000 «Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»;

— 0 102 40 000 «Нематериальные активы — предметы лизинга».

Исключен из перечня счетов 2011г. счет 0 107 00 000 «Нематериальные активы в пути». Аналога данному счету в плане счетов на 2011г. не предусмотрено.

Материальные запасы, как и прежде, учитываются на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» с выделением двух групп:

— 0 105 30 000 «Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»;

— 0 105 40 000 «Материальные запасы — предметы лизинга».

Есть изменения и в части группировки материальных запасов.

В перечне счетов, предназначенных для учета материальных запасов, появились новые счета, которые не имеют аналогов в прежнем плане счетов:

— 0 105 38 000 «Товары»;

— 0 105 39 000 «Наценка на товары». Согласно п. 117 Инструкции 157н объекты

материальных запасов учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета, в соответствии с п. 37 Инструкции 157н, и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

• 1 «Медикаменты и перевязочные средства»;

• 2 «Продукты питания»;

• 3 «Горюче-смазочные материалы»;

• 4 «Строительные материалы»;

• 5 «Мягкий инвентарь»;

• 6 «Прочие материальные запасы»;

• 7 «Готовая продукция»;

• 8 «Товары»;

• 9 «Наценка на товары».

Таким образом, вместо прежних счетов 0 105 01 000, 0 105 02 000 и др. введены следующие счета: 0 105 31 000, 0 105 32 000, 0 105 44 000, 0 105 46 000 и др.

Одновременно следует обратить внимание на новый счет 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» со следующей группировкой:

— 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

— 0 109 70 000 «Накладные расходы»;

— 0 109 80 000 «Общехозяйственныерасходы»;

— 0 109 90 000 «Издержки обращения».

В аналитическом учете себестоимость готовой продукции (прямые затраты), в свою очередь, учитывается по видам затрат:

— на заработную плату 0109 61211;

— на прочие выплаты 0 109 61 212;

— на начисления на выплаты по оплате труда 0 109 61 213;

— ит. д. до прочих затрат 109 61 290. Рассмотрим разд. 2 «Финансовые активы».

Здесь учтены внесенные в законодательство новые положения о порядке открытия счетов государственным (муниципальным) учреждениям.

Денежные средства по новым правилам следует учитывать на аналитических счетах к счету 0 201 00 000 «Денежные средстваучреждения»:

— 0 201 10 000 «Денежные средства на лицевых счетахучреждения в органе казначейства»;

— 0 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;

— 0 201 30 000 «Денежные средства в кассе учреждения».

Кроме того, предусмотрена дальнейшая детализация. Согласно п. 155 Инструкции № 157н группировка операций по счетам осуществляется в разрезе следующих кодов:

— 10 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;

— 20 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;

— 30 «Денежные средства в кассе учреждения». Денежные средства учреждения учитываются

на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

• 1 «Денежные средства учреждения на счетах»;

• 2 «Денежные средства учреждения, размещенные надепозиты»;

• 3 «Денежные средства учреждения в пути»;

• 4 «Касса»;

• 5«Денежныедокументы»;

• 6 «Аккредитивы»;

• 7 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».

Так, к счету 0 201 10 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства» ведутся аналитические счета:

— 2 201 11 000 «Денежные средства на счетах учреждения»;

— 3 201 11 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение»;

— 0 201 13 000 «Денежные средстваучреждения в пути».

Введены два аналитических счета для учета денежных средств в кассе вместо одного прежнего 0 201 04 «Касса»:

— 0201 34 000 «Касса»;

— 0201 35 000 «Денежныедокументы».

Изменения имеют место и в аналитике к счету 205 00 000 «Расчеты по доходам». Разобраться в этих изменениях достаточно просто. Так, счет 205 10 000 «Расчеты по налоговым доходам» соответствует прежнему счету 205 01 000 (код 110). Счет 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» соответствует счету 0 205 05 000 (код 150) и т. п.

Следует отметить, что у аналитических счетов по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» и 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» поменялись аналитические коды. Теперь у каждого из этих счетов своя нумерация аналитики, а не сквозная, т. е. полностью идентичная по всем трем счетам, как было принято ранее.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.11.1996 № 14-ФЗ.

4. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

5. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3.

9. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н.

Ю.О некоммерческихорганизациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

11.0 направлении таблицы соответствия планов счетов бюджетного учета, применяемых в 2010 и 2011 годах: письмо Минфина России от 29.12.2010 № 0206-07/5396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.