Научная статья на тему 'Новый персональный журнализм как отражение формы и метода сетевой публицистики'

Новый персональный журнализм как отражение формы и метода сетевой публицистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1449
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИЗМ / PERSONAL JOURNALISM / ЖУРНАЛИЗМ / JOURNALISM / СЕТЕВАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / БЛОГИ / BLOGS / БЛОГОСФЕРА / BLOGOSPHERE / МАСС-МЕДИА / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / NETWORK-PUBLICISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тимофеева Галина Леонидовна

Рассматривается новое социокультурное явление «новый персональный журнализм», который имеет ряд специфических черт, в силу того, что истоки его развития авторские сайты в Интернете. Дается определение этому понятию, описываются его основные признаки. Особое внимание уделено сравнению и дифференциации таких культурологических феноменов, как «персональный журнализм эпохи Возрождения» и «новый персональный журнализм», функционирующий в интернет-среде. Это позволяет выйти на новый уровень осмысления последнего, так как многие его аспекты остаются малоизученными и нуждаются в дальнейших исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new personal journalism as a reflection of form and method of network journalism

The article is devoted to the problem of definition of the new personal journalism's phenomenon. This phenomenon has some specific features that are described in the article. The author gives the definition of «new personal journalism», describes its main features. Formulation of the issue led to a comparison of the traditional and a new personal journalism. Particular attention is paid to the comparison and differentiation of such cultural phenomena as the personal journalism of Renaissance and new personal journalism, the latter of which functions in the Internet environment. Such approach gives new understanding of the new personal journalism's phenomenon. Many aspects of this phenomenon are still not sufficiently studied and require further research.

Текст научной работы на тему «Новый персональный журнализм как отражение формы и метода сетевой публицистики»

УДК 070

НОВЫЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИЗМ КАК ОТРАЖЕНИЕ ФОРМЫ И МЕТОДА СЕТЕВОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

© 2014 г. Г.Л. Тимофеева

Рассматривается новое социокультурное явление - «новый персональный журнализм», который имеет ряд специфических черт, в силу того, что истоки его развития - авторские сайты в Интернете. Дается определение этому понятию, описываются его основные признаки. Особое внимание уделено сравнению и дифференциации таких культурологических феноменов, как «персональный журнализм эпохи Возрождения» и «новый персональный журнализм», функционирующий в интернет-среде. Это позволяет выйти на новый уровень осмысления последнего, так как многие его аспекты остаются малоизученными и нуждаются в дальнейших исследованиях.

Ключевые слова: персональный журнализм, журнализм, сетевая публицистика, блоги, блого-сфера, масс-медиа, коммуникации.

The article is devoted to the problem of definition of the new personal journalism's phenomenon. This phenomenon has some specific features that are described in the article. The author gives the definition of «new personal journalism», describes its main features. Formulation of the issue led to a

Тимофеева Галина Леонидовна -соискатель,

кафедра средств массовых коммуникаций, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 150, г. Ростов-на-Дону, 344006. E-mail: [email protected].

Timofeyeva Galina Leonidovna -Competitor,

Department of Means of Mass Communications, Southern Federal University, Pushkinskaya St., 150, Rostov-on-Don, 344006. E-mail: [email protected].

comparison of the traditional and a new personal journalism. Particular attention is paid to the comparison and differentiation of such cultural phenomena as the personal journalism of Renaissance and new personal journalism, the latter of which functions in the Internet environment. Such approach gives new understanding of the new personal journalism's phenomenon. Many aspects of this phenomenon are still not sufficiently studied and require further research.

Keywords: personal journalism, journalism, Network-publicism, blogs, blogosphere, communications.

Явление нового персонального журнализма наиболее полно отражает формы и методы сетевой публицистики. Нами предпринята попытка определить основные черты и границы понятия, послужившего объектом исследования. Цель - выявить и проанализировать сходные и различные черты классического и нового персонального журнализма.

Исследуемый термин какое-то время использовался в середине XX в., но широкого распространения не получил и был на долгие годы забыт, до выхода в свет монографии Л.Г. Свитич [1]. Трактуют его, во-первых, как явление эпохи Просвещения, когда авторы в одиночку, собственными силами издавали журналы публицистической направленности; во-вторых, как явление индустриальной эпохи, когда владелец СМИ (газетный магнат) диктовал информационную повестку издания или группы изданий. Практически все газеты находились под влиянием ме-диамагнатов, подчиняясь их деловым и политическим интересам. Этот период длился до 90-х гг. XIX в.

Считается, что на этом эпоха персонального журнализма заканчивается. Новый журнализм, положивший начало журналистике XX в., уже не является персональным, так как информационная повестка изданий диктовалась не одним человеком, а сообществом журналистов, госструктурами и отчасти обществом потребителей информации.

Однако сейчас можно говорить о возрождении персонального журнализма, но чтобы не путать его с классическими видами такового, назовём его новым персональным журнализмом. В отличие от термина «журналистика» понятие «журнализм» наиболее соответствует той коммуникационной среде (Интернету), в которой преимущественно функционирует и в полной мере проявляет себя описываемое явление.

По определению Е.А. Игнатьевой, «журнализм понимается нами как объективно суще-

ствующий самодостаточный феномен, многофункциональное социокультурное явление. Понятие это превышает привычный семантический объём слова "журналистика", является его обобщённо-собирательным аналогом, содержит ореол универсальных ценностных смыслов, условий, явленных и потенциальных, реальных и эталонных признаков, эффектов рецепции журналистики, её влияния на общественное сознание, её функций и указывает на то новое измерение, которое вносит журналистика в жизнь социума, в развитие культуры и, в частности, в литературный ландшафт» [2, с. 4].

На более широкий смысл термина «журнализм» указывает и Л.Г. Свитич: «В XIX в. словом журнализм обозначали журналистскую профессию, род занятий, литературно-публицистическую работу в периодических изданиях. Широко распространенный термин "персональный журнализм" употреблялся именно в таком смысле» [3, с. 54]. Она подчёркивает: «Если слово ЖУРНАЛИСТИКА больше соотносится с термином массовая коммуникация, массовая информация, то слово ЖУРНАЛИЗМ - со специфической профессиональной информационной деятельностью в этой сфере» [1, с. 64]. При этом Свитич отмечает, что к этому термину близки слова «коммуникация» и «медиация».

И если журналистика - это узкопрофессиональная сфера, в практическом виде функционирующая в форме СМИ, то многофункциональное социокультурное явление, существующее в Интернете в виде личных сайтов, относится не столько к журналистике в целом, сколько к новому персональному журнализму, уходящему корнями в эпоху Просвещения.

Несмотря на различия между классическим и новым персональным журнализмом, можно выявить объединяющие черты. Общим является личностное начало автора, его особая роль. С развитием информационных технологий роль личности в коммуникационных процессах воз-

росла. Нередко аудиторию интересует не «имя» СМИ, а имя того, кто пишет. Колумнисты всё чаще формируют лицо издания. Более того, авторы ведут собственные сайты, чтобы полноценно и всеобъемлюще выражать и предъявлять обществу свою точку зрения. Таким образом, новый персональный журнализм можно определить как творческую область деятельности в интернет-пространстве, в которой главную роль играет личность автора на фоне общественно значимых фактов, событий и явлений.

Начало новому персональному журнализму в Рунете было положено авторскими сайтами. Но особенно интенсивное его развитие началось после появления блогов в русскоязычном сегменте Интернета. Поэтому интересно проследить развитие нового персонального журнализма в блогосфере, рассмотрев сетевую публицистику как феномен нового персонального журнализма в русскоязычном Интернете.

Что такое личные сайты публицистов, бло-ги журналистов, писателей, политиков и людей других профессий, размышляющих о важных явлениях, фактах и событиях современности? Фактически это журнал, полностью ведущийся одним человеком. Он в нем -редактор, автор, корректор, иллюстратор, фотограф и т.д. Некоторые исследователи определяют блогинг как «продолжение традиций "персонального журнализма", процветавшего в европейских странах на рубеже XVII -XVIII веков, в эпоху Просвещения» [4].

Современные блоги Рунета чаще похожи не на личные дневники, а на массовые издания: искусствоведческие, педагогические, экологические, общественно-политические и т.п. Эту черту подмечает Е. Давыдова: «В Америке, да и в большинстве стран мира, Ь1уе1оигпа1 - игрушка для подростков, форма обсуждения насущных сексуальных, сугубо личных проблем в рамках реально существующей закрытой тусовки. В нашей стране ЖЖ стал площадкой для выражения и отстаивания политических взглядов, демонстрации плодов своего творчества и местом встреч профессионалов в какой-либо области. Для журналистов, писателей, художников, фотографов, программистов, политологов, дизайнеров он является многофункциональным карьерным инструментом» [5, с. 38].

К блогам, которые можно причислить к явлению персонального журнализма, мы от-

носим ресурсы, на чьих страницах отражаются, анализируются и обсуждаются актуальные проблемы и факты общественно-культурной жизни. При этом важен не столько объём публикаций, сколько публицистический масштаб и стиль подачи.

В настоящее время ведётся немало дискуссий о том, заменят ли блоги СМИ. Вполне очевидно, что ставить знак равенства между блогингом и журналистикой нельзя. Есть некоторые отличия классической журналистики и любительской (её также называют бло-говой, блогерской или гражданской), которые не позволяют приравнять последнюю к профессиональной деятельности журналиста. И всё же следует отметить, что некоторые исследователи ставят знак равенства между профессиональной и блог-журналистикой. Так, например, К.Б. Гетманский приводит в качестве примера съезд Демократической партии США в Бостоне в августе 2004 г., на котором в числе 15 тыс. журналистов, представляющих корпоративные СМИ, были аккредитованы 35 популярных американских блогеров. Из чего он делает вывод, что бло-гинг является «новым типом журналистики, новым каналом распространения печатного слова» [6, с. 33].

Однако для нас важны не единичные факты признания блогинга как журналистики, а сам факт, что блогеров, аккредитованных в качестве равноправных коллег журналистов, сравнивают с памфлетистами, чьё творчество было популярно во времена становления Соединенных Штатов, т.е. с проявлением всё того же персонального журнализма, близкого по типу к персональному журнализму эпохи Просвещения. И хотя Гетманский называет это явление «информационным блогингом», на наш взгляд, точнее было бы называть его новым персональным журнализмом, поскольку в основе стиля этих блогеров не новостная подача информации, а в первую очередь анализ, авторский взгляд на события. Гетманский и сам отмечает эту особенность, возводя явление авторских публицистических блогов к традициям персонального журнализма эпохи Просвещения, к изданиям французов П. Бей-ля, Ж. Леклерка, Ж.Д. де Визе, англичан Д. Дефо, Д. Свифта, Д. Аддисона, Р. Стиля, немца Г. Лессинга и др. Все эти просветители были и авторами, и редакторами, и издателями своих журналов.

Но между классическим и новым персональным журнализмом много разного. Как отмечает К.Б. Гетманский, «блоги, в отличие от изданий эпохи Просвещения, подвергавшихся гонениям со стороны государства за распространение памфлетов и других сатирических произведений, а также за публикацию неугодных научных произведений социального, политического и философского характера, практически свободны от какой-либо цензуры» [6, с. 33].

Впрочем, есть и более важные различия концептуального, контентного, коммуникативного и технологического характера.

В эпоху классического персонального журнализма авторские издания носили элитарный характер. Их язык, темы были понятны не каждому. Язык нового персонального журнализма ориентирован на массовую аудиторию. Впрочем, и уровень образованности современной аудитории выше, чем в эпоху Просвещения.

В эпоху классического персонального журнализма автор был профессионалом: научные журналы вели действительно учёные, литературные - литераторы и т.д. Сейчас не обязательно быть медиком, чтобы вести медицинский блог, что, конечно, отражается на качестве контента.

Есть отличия и коммуникативного характера. Читателям сайтов нередко предоставлена возможность на равных общаться с автором: на форумах, в комментариях, в виде публикации гостевых постов и т.д. В эпоху Просвещения редко кому из читателей удавалось пообщаться с автором и уж тем более опубликоваться в журнале.

Так же имеется целый ряд технологических отличий. В эпоху классического персо-

нального журнализма тираж изданий был небольшим и всегда ограниченным. В Сети нет ограничений по тиражу. Аналогом тиража могло бы быть количество посетителей за определённый срок, но этот показатель не статичен, меняется в зависимости от различных факторов (индексируемость публикаций, место в выдаче поисковых систем, актуальность и популярность темы и пр.).

С технологией связаны и физические ограничения распространения продукции классического персонального журнализма (тираж, язык, география, подписка, плата за доступ к изданию) и практически полное отсутствие ограничений в доступе к интернет-изданиям.

Лёгкость издательского процесса имеет и обратную сторону, что негативно отражается на качестве контента. Зачастую это выражается не только в низком профессиональном уровне, но и в полном отсутствии профессионализма: неосведомлённость в освещаемых темах, некачественная редактура и т.п. Причём не специалисту в данной сфере довольно сложно определить, насколько качественным является издание, так как зачастую в Интернете неполно предоставлены или вовсе отсутствуют выходные данные, не имеется репрезентативной информации об авторе, редакторе сайта (данных об образовании, профессии, специализации, профессиональном опыте и достижениях). К тому же если используется копипаст или рерайт, далеко не всегда есть ссылки на первоисточники.

Нами проанализировано множество сайтов, которые можно отнести к категории персонального журнализма, выделены типичные черты и отмечен ряд различий между классическим и новым персональным журнализмом (таблица).

Различия классического и нового журнализма

Типичные черты персонального журнализма

Классический Новый

Элитарность Массовость

Профессиональный уровень Любительский уровень

Ограниченный тираж Понятие тиража отсутствует

Фиксированная периодичность Отсутствие чёткой периодичности

Наличие редактуры Зачастую отсутствие редактуры

Наличие цензуры Отсутствие цензуры

Наличие выходных данных Выходные данные отсутствуют/представлены неполно

Чётко обозначенные цели и задачи Чаще всего не сформулированы

Чёткая тематика издания Тематика расплывчатая

Просветительский характер издания Развлекательный характер

Окончание табл.

Типичные черты персонального журнализма

Классический Новый

Доминирующая позиция автора Позиции автора и читателя равны

Язык издания, как правило, один Нередко присутствуют материалы на иностранном языке /функция перевода

Доступ, как правило, платный Доступ преимущественно бесплатный

Отсутствие рекламы Чаще всего реклама есть

Персонализированность информации Зачастую полная анонимность

Только авторские материалы Распространён копипаст и рерайт

Анализ показал, что новый персональный журнализм, хотя генеалогически и восходит к персональному журнализму эпохи Просвещения, фактически имеет немного общих с ним черт. Поэтому с полным правом можно назвать сетевой персональный журнализм новым социокультурным явлением, нуждающимся во всесторонних исследованиях, хотя бы по причине его масштабности и объёму взаимодействия с традиционной профессиональной журналистикой.

У нового персонального журнализма большие перспективы. Даже если он и не станет основой журналистики будущего, то определённо будет являться одной из её немаловажных частей.

Поступила в редакцию

Литература

1. Свитич Г.Л. Феномен журнализма. М., 2000. 252 с.

2. Игнатьева Е.А. Явление журнализма в творчестве Гоголя: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2008.

3. Свитич Л.Г. Профессия журналист. М., 2003. 255 с.

4. Гетманский К.Б. Блог-пост на пути к успеху // Карьера. 2005. № 9. С. 32 - 37.

5. Давыдова Е. Персональный журнализм // Там же.

6. Гетманский К.Б. «Живой журнал» - возрождение персонального журнализма? (на примере американского сектора Интернета) // Профиль. 2003. № 5.

11 марта 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.