УДК 678.8
М.С. Иванов1, Е.А. Вешкин1, Р.А. Сатдинов1, И.Н. Донских1
НОВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТКАНЕПЛЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГИБКИХ ТРУБОПРОВОДОВ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
DOI: 10.18577/2307-6046-2019-0-4-57-66
Проведен анализ информационных источников в области материалов, применяемых для изготовления гибких трубопроводов системы кондиционирования воздуха летательных аппаратов. В результате сформулированы требования и разработан новый отечественный тканепленочный материал марки ВРТ-12 на основе стеклоткани Э1-100 с двухсторонним фторполимерным покрытием - для изготовления гибких трубопроводов системы кондиционирования воздуха летательных аппаратов. Материал имеет массу 1 м2 не более 275 г, отвечает требованиям АП-25 по горючести, выдерживает избыточное давление не менее 0,01 МПа и может эксплуатироваться в интервале температур от -60 до +80°С.
Ключевые слова: гибкие трубопроводы системы кондиционирования воздуха, ткане-пленочный материал, горючесть, герметичность, аналог.
M.S. Ivanov1, E.A. Veshkin1, R.A. Satdinov1, I.N. Donskih1
NEW DOMESTIC COATED TEXTILE MATERIAL FOR FLEXIBLE AIR CONDITIONING DUCTS OF FLIGHT VEHICLES
The analysis of information sources in area of the materials applied to manufacturing of flexible air conditioning ducts of flight vehicles is carried out. Requirements are as a result formulated and the new domestic coated textile material is developed for manufacturing offlexible air conditioning ducts of flight vehicles of the VRT-12 brand on the basis of E1-100 fiber glass textile with bilateral fluoropolymer covering. Research of its properties is conducted. The material has the weight of 1 m2 no more than 275 g, meets the requirements AP-25 of flamma-bility, maintains excess pressure of 0,01 MPa and can be maintained in the range of temperatures from -60 to +80°С.
Keywords: flexible air conditioning ducts, coated textile material, flammability, tightness, analogue.
^Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal State Unitary Enterprise «All-Russian Scientific Research Institute of Aviation Materials» State Research Center of the Russian Federation]; e-mail: [email protected]
Введение
В настоящее время в РФ предусмотрено создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов, а одной из важнейших задач при проектировании пассажирских самолетов является создание системы кондиционирования воздуха (СКВ) [1]. С момента повсеместного внедрения СКВ в авиационной технике, с середины 1960-х годов, основные ее элементы изготавливали преимущественно из металлов.
Однако в настоящее время для оптимизации весовой эффективности все большее число элементов конструкции планера и систем самолетов изготавливается из полимерных композиционных материалов (ПКМ) [2]. Среди приоритетных стратегических направлений развития материалов и технологий существенная роль отведена разработке ПКМ [3-5].
Общая длина трубопроводов СКВ на пассажирских самолетах более 300 м, а масса 500-600 кг, что составляет не менее 40% массы всей системы. Трубопроводы СКВ в зависимости от рабочей температуры изготавливают из титанового сплава ОТ4, стали Х18Н9Т, алюминиевых сплавов АМг или АМц или из ПКМ. В современных самолетах элементы СКВ с рабочей температурой до 200°С изготавливают из ПКМ, так как применение ПКМ позволяет снизить массу элемента по сравнению с алюминием на 20-30% [2, 3]. Трубопроводы СКВ состоят из жестких элементов (тройники, трубы, патрубки) и гибких трубопроводов, которые применяют для соединения жестких элементов в местах изгибов и для подключения индивидуальных систем обдува, что позволяет сэкономить полезное пространство внутри фюзеляжа, - как показано на рис. 1.
Рис. 1. Трубопроводы системы кондиционирования воздуха самолета Boeing 737
Жесткие элементы изготавливают из стеклопластиков, гибкие - из герметичной оболочки в виде рукава и поддерживающего его каркаса - как показано на рис. 2. При этом оболочка изготовлена из тканепленочного материала (ТПМ), а каркас в виде спирали выполнен из металла или полимера [6]. Тканепленочные материалы представляют собой ПКМ, в которых матрица из эластомера армирована материалом в виде ткани, поэтому ТПМ обладают комплексными свойствами силовой основы и эластичного покрытия, а именно - высокой прочностью, гибкостью и герметичностью [7].
Рис. 2. Схема элемента гибкого трубопровода системы кондиционирования воздуха
Анализ доступной в сети Интернет информации показал, что гибкие трубопроводы СКВ производят такие компании, как BWT Senior Aerospace (Англия), mD/Ther-moid Inc. (США), Flexco Composite (США), Flexfab (США), Technifab (США). В РФ ТПМ для СКВ производят: ОКБ «Аэрокосмические системы», АО «НИИРП» и ООО «Химпродукт» [8-13].
Результаты анализа представлены в табл. 1. Установлено, что для изготовления гибких трубопроводов СКВ летательных аппаратов (ЛА) применяют ТПМ на основе нейлоновой ткани или стеклоткани с односторонним или двухсторонним полимерным покрытием из полиуретанового, силоксанового или неопренового (хлоропренового) ка-учуков. Компания Technifab (США) производит воздуховоды СКВ из закрытоячеистой пены на основе поливинилидендифторида (ПВДФ) торговой марки ZOTEK® F PVDF Foam [11]. Следует отметить, что фторполимеры являются наиболее перспективными с точки зрения пожаробезопасности. Как показано в статье [14], декоративный материал «Полиплекс» на основе стеклоткани Э-1/1-100 с односторонним фторполимерным покрытием соответствует требованиям АП-25, FAR-25 и CS-25 по пожаробезопасным свойствам (горючесть, дымообразование и тепловыделение) и является трудносгорающим.
В АО «НИИРП» производят прорезиненную невулканизованную ткань 51-3Т-111 по ТУ Заг10-198-87 для изготовления гибких труб облегченной конструкции СКВ для самолета Ту-204 [12]. Недостатками этого ТПМ являются большая масса, низкая морозостойкость, необходимость вулканизации для изготовления из нее воздуховода и малый срок службы, поэтому данный материал не нашел широкого применения в конструкции СКВ для современных ЛА.
Таблица 1
Сравнение свойств тканепленочных материалов для гибких трубопроводов _системы кондиционирования воздуха_
Свойства Значения свойств для
российского аналога зарубежного аналога
ткани 51-3Т-111, АО «НИИРП»; ТУ Заг 10-198-87 [12] материала ТСС, ООО «Химпродукт»; ТУ8729-007-99176106-2016 [13] типа U62, Senior Aerospace BWT [8] типа CAT, НВБ/Thermoid Inc. [9]
Основа Стеклоткань Э3-100 Стеклоткань Нейлон Стеклоткань
Покрытие Полихлоропреновый каучук Силикон Полиуретан Неопрен
Масса 1 м2, г 425±25 500-570 - -
Диапазон рабочих температур, °С -30^+80 — -55^+100 -53^+177
Разрывная нагрузка (основа/уток), Н 736/687 1400/1137 - -
Горючесть Соответствие требованиям противопожарных норм для материалов внутренней отделки самолета
Герметичность Материал должен быть герметичен при давлении не менее 0,01 МПа
В результате проведенного анализа сформированы требования к ТПМ для изготовления гибких трубопроводов СКВ для ЛА. Материал должен отвечать следующему комплексу характеристик:
- иметь минимально возможную массу 1 м2 и высокую надежность при эксплуатации - разрывная нагрузка полоски размером 50*200 мм (по основе/утку) не менее 500 Н;
- соответствовать требованиям авиационных правил по пожаробезопасности АП-25
[15];
- быть герметичным при давлении не менее 0,01 МПа;
- сохранять свои свойства в диапазоне температур от -60 до +80°С;
- быть технологичным - покрытие материала должно обеспечивать возможность изготовления и ремонта рукава трубопровода методом сварки;
- быть устойчивым к различным эксплуатационным факторам;
- иметь низкое влагопоглощение [16].
Если в настоящее время в зарубежной авиационной технике стало уже нормой изготовление гибких трубопроводов СКВ самолетов из ПКМ, то в РФ их внедрение откладывается. Поэтому для создания новых отечественных гибких трубопроводов из ПКМ для СКВ в ЛА взамен зарубежных требуется разработка нового ТПМ, отвечающего современным требованиям [17]. Данная работа представляет большой научный интерес и является актуальной, так как без создания подобных материалов (ввиду возможного применения санкций со стороны США к предприятиям авиационной отрасли РФ) под угрозой срыва находится создание парка отечественной современной пассажирской авиационной техники.
Важно отметить, что разработка танепленочных материалов входит в «Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» в рамках реализации комплексной научной проблемы 17.6. «Тканепленоч-ные материалы») [18].
Материалы и методы
В связи с жесткими требованиями, предъявляемыми к пожаробезопасности, ТПМ должен изготавливаться преимущественно из негорючих материалов. Основа материала должна сочетать следующий комплекс свойств: низкая масса, негорючесть, инертность. Стеклоткани, благодаря своей структуре, обладают рядом уникальных свойств, таких как гибкость, высокая прочность при низкой массе, устойчивость к воздействию воды и агрессивных сред, жаропрочность и негорючесть, а также имеют отличные диэлектрические и теплоизоляционные качества и экологически безопасны [17].
С учетом доступности и оптимального комплекса механических и физических свойств в качестве основы для изготовления ТПМ опробованы отечественные электроизоляционные стеклоткани марок: Э1-100, Э2-80, Э2/1-80 и Э3/1-100 по ГОСТ 19907-2015. Физико-механические свойства стеклотканей представлены в табл. 2.
Таблица 2
Физико-механические свойства стеклотканей
Стеклоткань Поверхностная плотность, г/м2 Плотность нитей на 1 см (основа/уток) Разрывная нагрузка (основа/уток), Н Относительное удлинение до разрыва (основа/уток), %
Э1-100 112 20/20 890/657 4/3,5
Э2-80 100 20/20 760/713 3,7/3,3
Э2/1-80 85 20/16 771/726 5,2/3,8
Э3/1-100 108 16/16,5 723/670 5,7/4,9
Полимерное покрытие материала должно сочетать следующий комплекс свойств: негорючесть, герметичность, инертность, и обеспечивать возможность сваривания материала. Для обеспечения данных свойств в качестве компонентов полимерного покрытия опробовали полимерные композиции на основе фторкаучуков СКФ-32 или СКФ-264В/5 и кремнийорганического каучука Лестосил-СМ.
Фторкаучуки обладают высокой термостойкостью, стойкостью к агрессивным средам, повышенными механическими, антиадгезионными и другими свойствами,
а также способностью сохранять эти свойства в широком диапазоне рабочих температур и давлений [14].
В качестве наполнителя для фторкаучуков использовали оксид титана (IV). Наполнитель обеспечивает технологичность изготовления полимерной композиции и, кроме того, выполняет функцию пигмента, придавая материалу белый цвет [19].
Кремнийорганические каучуки характеризуются высокой теплостойкостью до 250°С, бензомаслостойкостью, топливостойкостью, хорошей гидрофобностью и эколо-гичностью [20]. Однако кремнийорганический каучук Лестосил-СМ является горючим, поэтому для снижения его горючести применяли галогенсодержащие антипирены. Однако при введении антипирена в Лестосил-СМ композиция приобретает резкий специфический запах, который не исчезает после удаления растворителя. В этой связи данную композицию исключили из дальнейших исследований, так как она оказалась непригодной для изготовления ТПМ для трубопроводов СКВ в ЛА по санитарно-гигиеническим аспектам.
Изготовление ТПМ проводили по технологии прямого послойного нанесения раствора полимерной композиции на текстильную основу при помощи ракельного ножа (шпредингование). Процесс изготовления материала выглядит следующим образом:
- вальцевание компонентов полимерной композиции;
- растворение вальцованной смеси;
- послойное нанесение раствора полимерной композиции на стеклоткань с последующей сушкой каждого слоя на машине для нанесения.
Испытания образцов проводили по следующим методикам определения:
- массы 1 м2 ТПМ - по ГОСТ 17073-71;
- разрывной нагрузки и удлинения при разрыве ТПМ - по ГОСТ 17316-71 (размер рабочего участка 50*200 мм);
- горючести - по АП-25 п. 853в, Приложение F, Часть I;
- влагопоглощения - по ГОСТ 8971-78;
- прочность при расслаивании - по ГОСТ 6768-75.
Оценку степени герметичности материала проводили по специально разработанному СТО 1-595-20-581-2018 на установке по определению пожаробезопасности материалов спасательных надувных трапов. Метод по оценке степени герметичности основан на воздействии заданного избыточного давления, создаваемого внутри герметичного цилиндра, в качестве лицевой стенки которого используется исследуемый образец материала, и определении времени, в течение которого снижение избыточного давления внутри испытательного модуля не превышает допустимое значение [21].
Результаты и обсуждение
С учетом предъявляемых требований во ФГУП «ВИАМ» разработан ТПМ для изготовления гибких трубопроводов СКВ для ЛА.
На первом этапе разработки материала выбрана ткань основы для ТПМ. Анализ результатов исследования разрывной нагрузки и относительного удлинения стеклотканей, представленных в табл. 2, показывает, что ТПМ на основе этих тканей будет иметь разрывную нагрузку выше, чем у иностранных аналогов; при этом поверхностная плотность этих тканей позволит обеспечить требуемую массу 1 м2 разрабатываемого ТПМ - не более 300 г.
На втором этапе работы в целях выбора полимерного покрытия разрабатываемого ТПМ изготовлены и исследованы экспериментальные полимерные композиции на основе фторкаучука СКФ-264В/5 или СКФ-32 с различным содержанием фторполимера и наполнителя ТЮ2.
Для выбора состава ТПМ изготовлены экспериментальные образцы и проведено исследование их основных свойств. Нанесение выбранных для исследований полимерных композиций на образцы стеклотканей (табл. 2) проводили в лабораторных условиях ручным способом по описанному ранее методу с применением шпателя. Нанесение каждого слоя полимерной композиции производили поочередно на лицевую и изнаночную сторону стеклотканей. Для удаления растворителя проводили сушку образцов в термошкафу в диапазоне температур от 80 до 110°С, продолжительность сушки 1-2 мин. Количество слоев и привес от одного слоя покрытия подбирали таким образом, чтобы обеспечить массу 1 м изготовленных образцов ТПМ - не более 300 г.
В результате установлена зависимость герметичности ТПМ от плотности укладки нитей в стеклотканях и соотношения компонентов в рецептурах полимерных композиций на основе фторкаучуков. Исследования показали, что экспериментальные образцы ТПМ на основе чистого фторкаучука СКФ-264В/5 не герметичны из-за низкой герметичности чистого каучука, а также плохой совместимости каучука и фторполимера. Ткани Э2/1-80 и Э3/1-100 характеризуются разреженной структурой - меньшей плотностью нитей на 1 см, по сравнению с тканями Э1-100 и Э2-80, поэтому образцы ТПМ на их основе не соответствовали требованиям по герметичности.
При дальнейших исследованиях образцы ТПМ изготавливали на основе стеклотканей Э1-100 и Э2-80. Обнаружено влияние величины содержания ТЮ2 и соотношения фторкаучука и фторполимера в полимерном покрытии на герметичность ТПМ. При высоком содержании ТЮ2 и фторкаучука образцы ТПМ не сохраняли герметичность; при низком содержании ТЮ2 - ТПМ не технологичен, так как имеет повышенную липкость. В результате исследований выбрана оптимальная полимерная композиция для формирования покрытия, разрабатываемого ТПМ.
Изготовлены образцы ТПМ на основе стеклотканей Э1-100 и Э2-80 с покрытием на основе фторкаучука СКФ-32 и проведены исследования степени герметичности, массы 1 м2, толщины, физико-механических свойств и горючести - результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Свойства образцов из тканепленочного материала на основе стеклотканей Э1-100 и Э2-80 _с полимерным покрытием на основе фторкаучука СКФ-32_
Тканепленочный материал Масса 1 м2, г Толщина, мм Степень герметичности, %, при давлении 0,02 МПа* Разрывная нагрузка, Н Удлинение при разрыве, % Горючесть по АП-25, Приложение F, Часть 1
по основе по утку по основе по утку
Стеклоткань Э1-100 280 0,17 97 932 583 5,9 5,8 Трудносгораю-щий
Стеклоткань Э2-80 272 0,15 94 864 653 3,6 3,2
* Продолжительность испытания 15 мин.
Исследование показало соответствие свойств образцов ТПМ предъявляемым требованиям по массе, прочности, горючести и герметичности.
Однако в дальнейшем при входном контроле стеклоткани Э2-80 обнаружены следующие дефекты - неравномерность структуры из-за наличия нитей другой линейной плотности по утку и раздвижка нитей утка, которые могут оказать негативное влияние на прочность и герметичность материала при его серийном производстве. В результате проведенных исследований в качестве оптимального варианта выбран состав ТПМ на основе стеклоткани Э1 -100.
На следующем этапе работы для проведения расширенных исследований и отработки воспроизводимости процесса на производственном оборудовании изготовлены три партии ТПМ на основе стеклоткани Э1-100 с двухсторонним наполненным фтор-полимерным покрытием белого цвета гладкой фактуры. Ширина материала составляла 90 см. Разработанному материалу присвоена марка ВРТ-12, его внешний вид представлен на рис. 3.
Рис. 3. Внешний вид тканепленочного материала марки ВРТ-12
Результаты испытаний прочностных свойств ТПМ при непосредственном воздействии температур -60, +20, +80 и +105°С представлены на рис. 4. Из приведенных данных видно, что хотя с увеличением температуры испытания происходит снижение значений прочности материала, однако они находятся на высоком уровне и соответствуют предъявляемым требованиям. Изменение температуры не влияет на относительное удлинение ТПМ.
20 80 10:1 -60 20 80 105
Температура, °С Температура, °С
Рис. 4. Механические свойства тканепленочного материала марки ВРТ-12 по основе (■) и утку (■) при температурах от -60 до +105°С
Исследование гигроскопичности материала в течение 24 ч показало, что разработанный материал обладает низким влагопоглощением: 0,3% за 24 ч.
Основные свойства ТПМ марки ВРТ-12 в сравнении с российским аналогом представлены в табл. 4.
Из представленных данных видно, что свойства, полученные при испытаниях ТПМ марки ВРТ-12, удовлетворяют предъявляемым требованиям.
Материал ВРТ-12 на 65% легче российского аналога - ткани прорезиненной не-вулканизованной 51-3Т-111, и превосходит аналог по разрывной нагрузке: по основе -на 51%, по утку - на 20%.
Таблица 4
Основные свойства тканепленочного материала ВРТ-12 в сравнении с аналогом
Свойства Значения свойств для
тканепленочного материала ВРТ-12 российского аналога -ткани 51-3Т-111
Масса 1 м2, г 258 425±25
Разрывная нагрузка (основа/уток) при 20°С, Н 1507/864 736/687
Удлинение при разрыве (основа/уток) при 20°С, % 3,5/3,6 -
Горючесть Трудносгорающий (по АП-25, Приложение F, Часть I) Огнестойкое резиновое покрытие
Степень герметичности Сохранение избыточного давления 0,02 МПа в течение 15 мин - не менее 97% Герметична при давлении 0,01 МПа
Гигроскопичность, %, в течение 24 ч при ф=98% 0,3 -
Одной из технологических особенностей процесса изготовления гибкого рукава трубопровода СКВ является образование соединения в виде шва. Для сокращения трудоемкости и материалоемкости при создании соединения в виде шва предложен метод термосваривания ТПМ. В этой связи проведено исследование способности покрытия ТПМ к свариванию. Методом термосваривания в прессе получены образцы для исследования прочности сварного шва на отрыв и на сдвиг при нахлесте шва 20 мм и размерах рабочих участков образцов 25*100 мм. Исследование показало (табл. 5), что механизм расслоения образцов является адгезионным. Тканепленочный материал марки ВРТ-12 превосходит аналог - ткань 51-3Т-111 - по прочности при расслоении в ~4 раза.
Таблица 5
Адгезионные свойства тканепленочного материала ВРТ-12_
Свойства Требования по ТЗ Значение свойств для
тканепленочного материала ВРТ-12 российского аналога -ткани 51-3Т-111
Прочность сварного шва при отрыве, Н/мм Полимерное покрытие должно обеспечивать возможность сваривания материала 0,4-0,6 0,1 (прочность клеевого шва)
Прочность сварного шва при сдвиге, Н 707 (разрушение по материалу)
800
5 10 15 20
Величина нахлеста, мы
Рис. 5. Зависимость прочности сварного шва тканепленочного материала от величины нахлеста
Прочность сварного шва при сдвиге при величине нахлеста шва >10 мм больше прочности материала, при испытании происходит разрушение образца по материалу (рис. 5), поэтому полимерное покрытие обеспечило возможность термосваривания материала.
Заключения
Проведен анализ научно-технических информационных источников в области ТПМ, применяемых для изготовления гибких трубопроводов СКВ для ЛА. В результате сформулированы требования к разрабатываемому отечественному ТПМ.
Проведенные исследования по разработке ТПМ для изготовления гибких трубопроводов СКВ показали, что наилучший комплекс свойств имеет ТПМ, изготовленный на основе стеклоткани Э1-100 с двухсторонним наполненным фторполимерным покрытием. Материалу присвоена марка ВРТ-12.
Исследование основных свойств опытных партий материала ВРТ-12 показало соответствие предъявляемым требованиям: по горючести соответствует требованиям АП-25, Приложение F, Часть I; выдерживает избыточное давление 0,02 МПа; имеет низкое влагопоглощение 0,3% за 24 ч. Тканепленочный материал на 40% легче российского аналога - ткани прорезиненной невулканизованной 51-3Т-111, и превосходит аналог по разрывной нагрузке: по основе - на 51%, по утку - на 20%.
Полимерное покрытие ТПМ обеспечивает возможность термосваривания материала.
На основе полученных результатов материал рекомендован к опробованию в конструкции гибких трубопроводов СКВ для ЛА.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сатдинов Р.А., Вешкин Е.А., Постнов В.И., Стрельников С.В. Воздуховоды низкого давления из ПКМ в летательных аппаратах // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №8 (44). Ст. 08. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 15.02.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-8-8-8.
2. Каблов Е.Н. Материалы для изделия «Буран» - инновационные решения формирования шестого технологического уклада // Авиационные материалы и технологии. 2013. №S1. С. 3-9.
3. Каблов Е.Н. Композиты: сегодня и завтра // Металлы Евразии. 2015. №1. С. 36-39.
4. Каблов Е.Н. Материалы и химические технологии для авиационной техники // Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. №6. С. 520-530.
5. Каблов Е.Н. Авиакосмическое материаловедение // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2008. №3. С. 2-14.
6. Вешкин Е.А., Сатдинов Р.А., Постнов В.И., Стрельников С.В. Современные полимерные материалы для изготовления элементов системы кондиционирования воздуха в летательных аппаратах // Полимерные композиционные материалы и производственные технологии нового поколения: сб. докл. конф. М.: ВИАМ, 2017. С. 16.
7. Ветрова Л.Е., Ионова В.Ф., Таскаева П.В., Титаренко А.Т., Шпаков В.П. Ткани с эластомер-ным покрытием для мягких оболочных конструкций. М.: Весь Сергиев Посад, 2012. 304 с.
8. Ultra-lightweight air distribution & insulation systems. URL: http://www.senioraerospacebwt.co.uk (дата обращения: 15.02.2019).
9. Aeroduct. URL: http://www.hbdthermoid.com (дата обращения: 15.02.2019).
10. Herber Aircraft - a Flexfab Distributor. URL: http://www.herberaircraft.com (дата обращения: 15.02.2019).
11. High performance foam solutions for specialist markets worldwide. URL: http://www.zotefoams.com (дата обращения: 15.02.2019).
12. Прорезиненные ткани. URL: http://www.niirp.com (дата обращения: 15.02.2019).
13. Стеклоткани с силиконовым покрытием. URL: http://www.chemproduct.ru (дата обращения: 15.02.2019).
14. Нестерова Т.А., Барботько С.Л., Николаева М.Ф., Гертер Ю.А. Многослойный защитно-декоративный материал для декорирования деталей в салонах самолетов и вертолетов // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журнал. 2013. №8. Ст. 04. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 15.02.2019).
15. Барботько С.Л. Развитие методов оценки пожаробезопасности материалов авиационного назначения // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 516-526. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-516-526.
16. Каблов Е.Н., Старцев В.О., Иноземцев А.А. Влагонасыщение конструктивно-подобных элементов из полимерных композиционных материалов в открытых климатических условиях с наложением термоциклов // Авиационные материалы и технологии. 2017. №2 (47). С. 56-68. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-2-56-68.
17. Иванов М.С., Вешкин Е.А., Сатдинов Р.А., Донских И.Н. Тканепленочный материал для изготовления гибких элементов системы кондиционирования воздуха в летательных аппаратах // Полимерные композиционные материалы и производственные технологии нового поколения: сб. докл. конф. ВИАМ: Москва, 2018. С. 147.
18. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3-33. DOI: 10.18577/20719140-2015-0-1-3-33.
19. Платонов М.М., Нестерова Т.А., Назаров И.А., Бейдер Э.Я. Пожаробезопасный материал на текстильной основе с полиуретановым покрытием для надувной оболочки спасательного трапа // Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 50-54.
20. Венедиктова М.А., Наумов И.С., Чайкун А.М., Елисеев О.А. Современные тенденции в области фторсилоксановых и силоксановых каучуков и резин на их основе (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2014. №S3. С. 17-24. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-s3-17-24.
21. Нестерова Т.А., Платонов М.М., Назаров И.А., Барботько С.Л. Исследования по разработке нового материала для баллонета пневматического трапа для аварийного покидания кабины вертолета // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журнал. 2016. №12 (48). Ст. 07. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 15.02.2019) DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-12-7-7.