новый облик и новый этап развития ниу мгсу
NEW IMAGE AND A NEW STAGE OF DEVELOPMENT OF NRU MGSU
Новый учебный год Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) встречает масштабными изменениями: вместе с новым визуальным имиджем университет приобретает и новое понимание отрасли.
национальный исследовательский
московский государственный
СТРОИТЕЛЬНЫМ УНИВЕРСИТЕТ
Актуальность изменения позиционирования современных университетов во внешней среде во многом обусловлена ситуацией, сложившейся на образовательном ландшафте высшей школы в связи с масштабными реформами в новейшей истории. Процессы реновации и смены существующих шаблонов затронули и эту часть нашей жизни. Складывается абсолютно новая, в известной степени рыночная ситуация, поменялись привычные ценностные ориентиры, в системе высшего образования возникли федеральные и национальные исследовательские университеты, активно воплощается в жизнь проект создания опорных университетов в регионах. Нельзя не отметить, что это действительно новые и по форме, и по содержанию, а также по векторам стратегии развития, образовательные организации, понимание сути, смысла и масштабов деятельности которых мы вместе формируем лишь в новом XXI в. Отдельного, самого пристального внимания и совершенно особенной ответственности заслуживает образование отраслевое, в частности — строительное. По всему очевидно, что в будущем строительное образование станет развиваться преимущественно в рамках более масштабной политехнической модели, а отраслевые университеты, несмотря на стратегическую перспективу и соответствие подобного подхода мировому тренду, рискуют утратить собственную идентичность и качество подготовки кадров на переходном этапе. Но этого никак нельзя допустить! И именно теперь наступил исключительно важный и ответственный этап развития для каждого отраслевого университета, в рамках которого разумное соотношение количественных и качественных изменений, активная профессиональная позиция и компетент-
ность, инновационный потенциал и, в немалой степени, мудрость и неравнодушие коллектива определят его путь и судьбу на следующие десятилетия.
На современные университеты возложена новая задача — стать проводником научного и социального прогресса, центром трансляции новых знаний в области профессиональной ответственности, необходимость быть местом притяжения академического сообщества и талантливой молодежи, молодых специалистов и признанных профессионалов, готовых передавать свой опыт. Тема формирования новых брендов и управление брендом образовательной организации в связи с этим приобретают особое значение.
Только в последние 5-10 лет изменились культурные коды десятков ведущих университетов, выраженные в инфографике, формирующие их информационное и коммуникационное пространство, меняются рекламные дискурсы и визуальные элементы. Все они должны привлекать внимание главных людей: тех, кто должен приходить туда со своими мечтами и устремлениями за образованием, повышением квалификации, решением сложных и уникальных научно-технических задач, особенной профессиональной культурой и общением, обменом
m
ф
0 т
1
s
*
о
У
Т
0 s
1
К)
В
г
3 У
о *
9
о 00
СО
о
№
о >
с во
N
опытом и знаниями. Привлекательный бренд важен и для самих студентов и сотрудников, ведь он ассоциируется с личным статусом, избранностью и престижностью профессии посредством всей системы внутренних и внешних коммуникаций.
Бренд имеет знаковую природу, и его стоимость как комплекса представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик в настоящем очень высока. Процесс формирования бренда близок понятию строительства, так как весь этот комплекс понятий и ассоциаций проектируется, как и любое здание, имеет собственную опору (или фундамент), заключающуюся в истории, накопленных достижениях, традициях, а также привлекательную внешнюю оболочку, или фасад, который удерживает внимание окружающих.
Бренд является абстрактным названием; физической составляющей (носителем) бренда является весь комплекс элементов фирменного стиля: название, логотип с принципами его построения, палитра фирменных цветов, поддерживающая фирменный стиль оригинальная графика, набор фраз, торговая марка и пр. Сегодня, когда у самой скромной компании есть узнаваемый стиль, важно, чтобы основной «посыл» образовательной организации (образ, который отображает бренд) совпадал с ожиданиями тех, кто этот бренд и логотип встречает. НИУ МГСУ сделал акцент на основополагающие понятия: СТРОИТЕЛЬСТВО, СОЗИДАНИЕ, СТРОЙКА. С этими словами уже почти целый век ассоциируется ведущий строительный университет страны.
Бренды уже давно являются показателем качества, престижа, успеха. Сейчас, когда более 60 % абитуриентов — представители различных регионов страны, именно бренд и логотип помогают поступающим определиться с выбором учебного заведения, делают его облик узнаваемым, современным и актуальным. Одна из целей НИУ МГСУ — вхождение в ведущие мировые рейтинги, в т. ч. зарубежные, что невозможно без повышения узнаваемости логотипа и информационных материалов. Для нового бренда поставлены амбициозные задачи — масштабный охват реальной и виртуальной территории, продвижение в социальных сетях и информационном проРектор НИУ МГСУ
странстве, использование новых символов во всех аспектах жизни университета: учебной, научной, студенческой, творческой, молодежной.
Новый бренд должен отражать и наши традиции, и одновременно устремленность в будущее, инновационный накал и прорыв. Кто-то увидит в нашем новом логотипе связь со строительными конструкциями вообще, а кто-то — с архитектурным наследием, отсылки, быть может, к Шуховской башне, к конструктивистским опытам Константина Мельникова, который, кстати, преподавал в нашем университете.
Новая версия бренда, логотипа и позиционирования университета была представлена коллективу на завершающем учебный год Ученом совете. Вносились коррективы, решения оттачивались, упрощались, становились более универсальными. Сейчас система активно внедряется, чтобы следующий год НИУ МГСУ встретил уже в обновленном дизайне. Логотип «открытого типа» был выбран не случайно, а с тем чтобы в концепцию в дальнейшем можно было вписывать различные элементы, делая научные, студенческие и любые иные мероприятия университета его частью. Кроме этой задачи, стоит также другая — необходимость систематизировать визуальную коммуникацию, сформировать единую систему и масштабировать логотип под различные носители. Также сознательно был выполнен отход от наиболее распространенной и уже, пожалуй, устаревшей формы — изображения на логотипе учебного корпуса и названия университета. Сейчас символ стал современным, лаконичным, легко преобразуемым. Оставлена возможность появления суббрендов и сублоготипов для подразделений, спортивных команд и других подразделений, основанных на первоначальной концепции. Носителями фирменного стиля станут информационные материалы, навигация по университету и его учебным корпусам, сайт и страницы в социальных сетях, спортивная форма и сувениры. Вскоре основной бренд начнет стремительно развиваться, и обязательно возникнет необходимость расширить линейку продвижения, при этом учитывая и четко ориентируясь на выбранные направления и конкретную аудиторию.
2 о
н *
о
X 5 I н
о ф
ю