Научная статья на тему 'Новый курс лекций по социологии спорта'

Новый курс лекций по социологии спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
441
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологическое обозрение
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кильдюшов Олег

Ansgar T., Seiberth K., Mayer J. Sportsoziologie: Ein Lehrbuch in 13 Lektionen. Aachen: Meyer & Meyer Verlag, 2013. 383 s. (Sportwissenschaft Studieren, 8). ISBN 978-3-89899-639-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Lecture Course on the Sociology of Sport

Review: Sportsoziologie: Ein Lehrbuch in 13 Lektionen by Ansgar Thiel, Klaus Seiberth, Jochen Mayer (Aachen: Meyer & Meyer Verlag, 2013).

Текст научной работы на тему «Новый курс лекций по социологии спорта»

Новый курс лекций по социологии спорта

ansgar t., seiberth k., mayer j. sportsoziologie: ein lehrbuch in 13 lektionen. aachen: meyer & meyer verlag, 2013. 383 s. (sportwissenschaft studieren, 8). isbn 978-3-89899-639-6

Олег Кильдюшов

Научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ НИУ ВШЭ Адрес: ул. Мясницкая, д. 20, г. Москва, Российская Федерация 101000 E-mail: kildyushov@mail.ru

Данный лекционный курс вышел в уникальной издательской серии, в рамках которой уже увидели свет тома, посвященные различным субдисциплинам спортивной науки: экономике спорта1, спортивной психологии* 1 2 и даже философии спорта3. Книга была написана коллективом авторов во главе с профессором Ансгаром Тилем, директором Института спортивных наук Тюбингенского университета4.

Следует сказать, что в последнее время в немецкоязычном пространстве вышел целый ряд обзорных и вводных работ по социологии спорта5. Все они по-своему ценны, поскольку каждое издание обеспечивает оригинальный доступ к теме и ориентируется на различные методологические подходы. Одни из них очень специфичны с точки зрения постановки вопросов в спортивно-социологических исследованиях, другие, напротив, предлагают широкий обзор сложившихся традиций и наметившихся трендов. В этом смысле они хорошо дополняют друг друга, создавая широкое пространство научно-теоретической проблематизации сферы спорта и связанных с ним социальных феноменов. О таком содержательном и методологическом разнообразии отечественному исследователю спорта остается только мечтать.

© Кильдюшов О. В., 2015

© Центр фундаментальной социологии, 2015

1. Trosien G. (2009). Sportokonomie. Ein Lehrbuch in 15 Lektionen. Aachen: Meyer & Meyer Verlag.

2. Alfermann D., Stoll O. (2010). Sportpsychologie: Ein Lehrbuch in 12 Lektionen. Aachen: Meyer & Meyer Verlag.

3. Muller A., Brettschneider W. D., Kuhlmann D. (2013). Sportphilosophie: Ein Lehrbuch in 11 Lektionen. Aachen: Meyer & Meyer Verlag.

4. А. Тиль известен своими исследованиями прежде всего в области социологии тела и здоровья, а также работами на темы телесной стереотипизации и стигматизации, институционального развития спорта высших достижений и управления конфликтами в спорте: Thiel A. (1997). Steuerung im organi-sierten Sport: Ansatze und Perspektiven. Stuttgart: Nagelschmid; Idem. (2002). Konflikte in Sportspielmann-schaften des Spitzensports Entstehung und Management. Schorndorf: Hofmann; Thiel A., Mayer J., Digel H. (2010). Gesundheit im Spitzensport. Eine sozialwissenschaftliche Analyse. Schorndorf: Hofmann.

5. Weifi O. (1999). Einfuhrung in die Sportsoziologie. Wien: UTB; Cachay K., Thiel A. (2000). Soziologie des Sports: Zur Ausdifferenzierung und Entwicklungsdynamik des Sports der modernen Gesellschaft. Wein-heim: Juventa; Heinemann K. (2007). Einfuhrung in die Soziologie des Sports. Schorndorf: Hofmann; Weis K., Gugutzer R. (Hrsg.). (2008). Handbuch Sportsoziologie. Schorndorf: Hofmann; Bette K. H. (2010). Sportsoziologie. Bielefeld: Transcript; Weifi O., Norden G. (2013). Einfuhrung in die Sportsoziologie. Wien: UTB.

RUSSIAN SOCIOLOGICAL REVIEW. 2015. VOL. 14. NO 1

299

В данном курсе лекций спорт предстает в качестве сферы общественной практики, которой поразительным образом удается, с одной стороны, провоцировать людей на собственную телесную активность, а с другой — привлекать и развлекать их в качестве пассивных зрителей и потребителей. Концептуально охватить и аналитически описать этот уникальный феномен современного общества авторы пытаются с помощью тех теорий и методологических подходов, что уже (относительно) давно применяются многими исследователями для социологического анализа спорта. Изложение начинается с отцов-основателей социологии спорта, далее описываются основные этапы ее институционализации как научной дисциплины, с демонстрацией теоретических влияний на нее со стороны общего процесса социологизации дискурса спорта и иных социальных мотивов и вызовов для ее развития. При этом удачно структурированы уровни исследования и основные теоретические концепты, указаны возможности и пределы их применения в исследовательской практике.

В рецензируемой книге спорт рассматривается из различных социологических перспектив. Наиболее релевантной в социально-теоретическом смысле является первая лекция — «Предмет социологии спорта», в которой обсуждается сама предметная область этой относительно новой социологической субдисциплины. Авторы предлагают читателю систематическое введение, знакомящее со способами концептуализации и важнейшими теоретическими подходами, применяемыми в «большой» социологии и заимствованными у нее социологией спорта как специальной дисциплиной, а также краткий экскурс в историю развития данной отрасли знания6.

При этом авторы прямо признают, что «определение ее предмета до сих пор представляет сложность», поскольку — как это обычно бывает и в большой социологии — «социологии спорта не удалось разработать общепризнанной дефиниции спорта», поскольку применяемое понятие является слишком дифференцированным и многоаспектным (S. 31). Они даже ссылаются на Клауса Хайнемана, предложившего в ситуации терминологического многообразия различать между двумя видами понятия «спорт» — номиналистическим и реалистическим. «Реализм» означает здесь ориентацию на эмпирические данные, связанные с феноменом спорта, тогда как «номинализмом» в данном контексте является попытка упорядочивания различных свойств и признаков в комплексный социальный фе-номен7.

А. Тиль и его соавторы признают, что «поскольку социология спорта не разрабатывает собственных теорий и методов, то она отличается от общей социологии лишь спецификой своего предмета» (S. 36). Главным выводом теоретического

6. В частности, они указывают на то, что предметная область спорта затрагивается уже у классиков социологии Георга Зиммеля и Макса Вебера, хотя и на полях их работ. Первая книга под названием «Социология спорта» вышла еще в 1920-х годах: Risse H. (1921) Soziologie des Sports. Berlin: August Reher.

7. Heinemann K. (1990). Einheit und Vielfalt des Sports: Daten zum Selbsverstandnis von Sportlehrern // Fur einen bessen Sport / Hrsg. von H. Gaber, U. Gohner. Schorndorf: Hofmann. S. 114-134.

введения в дисциплину можно считать следующий тезис: «То, что понимается под „спортом“ и чем он отличается от других практик, в значительной мере зависит от перспективы тех, кто говорит о спорте. Таким образом, „спорт“ в значительной мере является понятием, зависящим от наблюдателя» (S. 31).

Исходя из данных в начале определений, весь материал далее структурируется в виде 12 центральных тематических комплексов, представленных на материале актуальных спортивно-социологических исследований. В каждой лекции, посвященной группе связанных рамочной темой вопросов, читатель получает дифференцированный ответ на основополагающие проблемы современного спорта. Для удобства читателя они сформулированы в кратком виде в начале каждой лекции. Не менее удачным следует признать решение авторами проблемы научного аппарата — немногочисленные врезки с ключевыми цитатами и библиографические ссылки не перегружают изложение, зато в конце каждой главы читателя ждет обширный список литературы по теме, включая новейшие работы.

Основной текст состоит из трех неравных как по объему, так и по социально-теоретической релевантности частей. Первая часть (лекции 2-6) посвящена динамике развития спорта как уникального социокультурного феномена современности. Здесь рассматриваются вопросы социальной дифференциации спорта как общественной подсистемы, социального конструирования тела посредством спортивных практик, изменения представлений о здоровье и влиянии на него физических упражнений, а также вопросы, связанные с возникновением профессионального спорта и новейшими трендами. В этой части речь идет прежде всего о выделении спорта в отдельную общественную подсистему. В частности, показано, как в ходе функциональной дифференциации «спортивные» формы движения и иной телесной активности выделились из культурно-смысловых контекстов, превратившись в «спорт» в современном значении как особой сферы общественной практики. Здесь же авторы затрагивают центральные проблемы развития современного спорта, в том числе массовый и профессиональный спорт. Кроме того, они специально анализируют усиливающуюся интеграцию сферы спорта и системы здравоохранения.

Коллектив авторов настаивает на том, что «развитие спорта не является точной копией специфических исторических событий или процессов общественного развития», поскольку «в ходе своего развития спорт выработал различные формы и программы, которые очень по-разному реагировали на конкретные общественные события и изменения». Этот исторический опыт затрудняет для социологов спорта реализацию социально-прогностической функции, поскольку дальнейшее развитие данной культурной практики может быть предсказано лишь с большим числом оговорок (S. 67).

Вторая часть (лекции 7-9) посвящена проблемам организации и управления спортом. В лекциях этого раздела затрагиваются такие темы, как нынешние формы организованного спорта, развитие спортивных клубов и обществ, а также вопросы спортивного менеджмента. Вероятно, эта часть пособия будет представлять

ценность скорее для узкой группы интересующихся проблемами функционирования современного спорта как предприятия. В основном здесь речь идет об институциональном порядке в современном спорте, то есть о формах его социальной организации, о властных институтах спорта и важнейших структурах, определяющих все развитие поля спортивного производства и потребления. Тем не менее, по словам авторов, эта проблематика также нуждается в социологическом анализе: «Изучение важнейших структурных условий функционирования возникшего по всему миру клубка спортивных организаций является базовой предпосылкой понимания и актуальных тенденций в развитии спорта как на национальном, так и интернациональном уровне» (S. 236).

И, наконец, в третьей части (лекции 10-13) обсуждаются темы участия и потребления спорта, традиционно вызывающие значительный общественный интерес: социализация в и через спорт, социальное неравенство в спорте, проблемы миграции и интеграции и спорт, а также социальные конфликты в спорте. Целая группа затрагиваемых здесь вопросов связана с проблематикой вовлечения и участия в спортивных практиках. Этот раздел книги также представляет собой систематический обзор по одной из ключевых проблем социологии спорта и исследовательских подходов к ней. В нем подробно рассматриваются проходящие в спорте основные социальные процессы: социализация, девиация, социальная интеграция и социальная мобильность. Особое внимание уделено социально значимым проблемам, возникающим в ходе активных занятий спортом, в том числе конфликтам. В отдельной лекции специально затрагиваются вопросы, связанные с групповой (гендерной, этнической, социально-классовой) принадлежностью спортсменов и влиянием среды первичной социализации на формы и интенсивность их вовлечения в спортивные и околоспортивные культурные практики. При этом авторы исходят из посылки, что спорт может быть описан как «важное пространство социальной коммуникации, оказывающее совершенно специфическим образом воздействие на участников и их действия» (S. 282).

Современный спорт притягивает миллиарды людей по всему миру, являясь для многих своеобразным эрзацем религии8. При этом он предстает в качестве модели идеального общества, в котором ощутимы и значимы собственные достижения и результаты. Более того, он предоставляет многим людям уникальную практическую возможность для самореализации и достижения признания9. Именно эти и иные аспекты современных телесных практик интересуют социологию спорта, изучающую социальные взаимодействия и значение спорта для обществ совре-

8. Примечательно, что инициатор возрождения Олимпийских игр по античному образцу барон Пьер де Кубертен говорил в этой связи о religio athletae. Под нею им понималась этическая система, которая хотя и была лишена божественного откровения или иной сверхъестественной санкции и тем самым не являлась религией в строгом смысле слова, но тем не менее обладала некоторыми признаками квазирелигиозного культа, представляющего собой специфическую форму почитания выдающихся спортсменов и их достижений, обусловленного верой в олимпийские идеалы.

9. В этом смысле спорт может рассматриваться как идеальная форма замиренной, нормированной и ритуализированной «борьбы за признания» (Гегель).

менного типа. Именно этому посвящен данный курс лекций, представляющий собой удачное введение в теоретический контекст и сферу практического приложения спортивной социологии. Рамочной здесь является идея взаимовлияния спорта и общества, причем в двух направлениях: если представление о социокультурной обусловленности современного спорта довольно распространено и даже банально, то социологическая фиксация феноменов индустриализации и сциен-тификации телесных практик, а также обратный процесс спортивизации общекультурных практик и образцов (Норберт Элиас) может многое рассказать нам об обществе, в котором мы живем. Важнейшими проблемными полями здесь выступают вопросы взаимосвязи спорта и средств массовой коммуникации, спорта и (пост)индустриальной экономики, спортивной социализации и потребления спорта различными социальными группами.

Рецензируемая книга позволяет углубить представления о предмете даже тем, кто, так или иначе, занимается теоретической рефлексией по поводу феномена современного спорта — например, исследователям и преподавателям дисциплин, связанных с телом и движением в современной культуре. В этом смысле данное издание — помимо функции учебного пособия — играет роль отличного введения в социологию спорта, способствующего углублению представлений о предмете даже у подготовленного читателя.

Еще большую эвристическую значимость данный курс лекций может представлять для тех читателей, которым пока трудно увязать спорт и социологию в единое поле общественной практики10. Хотя сегодня совершенно очевидно, что любая попытка адекватной макросоциологической концептуализации важнейших сегментов реальности современных обществ не может обойти вниманием сферу спорта, ставшего не только основной телесной практикой эпохи модерна, но и важнейшей областью производства культурных смыслов и образцов, не говоря уже об экономическом измерении мировой спортивной индустрии.

При этом понятно, что при огромном многообразии форм спортивной активности и связанных со спортом социально релевантных феноменов просто физически невозможно в одной работе охватить весь спектр проблем, что вынуждает автора любого обобщающего труда концентрироваться на ряде избранных тем, некоторые из которых трудно обойти. Например, особую актуальность имеют разделы книги, посвященные проблемам взаимодействия спорта и медиа, институту героев спорта или новейшим трендам в экстремальных видах, не говоря уже о проблеме допинга в спорте высших достижений. Вся эта топика рассматривается авторами в контексте процессов общественной модернизации, что позволяет им с помощью специфически социологической оптики дифференцированно осуществить ценностно-нейтральное наблюдение, внутренне непротиворечивое фено-

10. Еще хуже дело обстоит с философской рефлексией по поводу спортивизации общественно релевантных практик и культурно-телесных образцов (особенно в русском культурном пространстве). Об этом см.: Кильдюшов О. В. (2013). Спорт как дело философии: об эвристической ценности новой аналитической оптики // Логос. № 5. С. 43-60.

менологическое описание и аналитическую реконструкцию внешне хаотичного и не поддающегося категориальному упорядочиванию социального поля спорта.

С помощью подобного дифференцированного подхода авторы лекционного курса на широком теоретическом и эмпирическом материале подтверждают тезис о структурной встроенности спорта в современное общество, убедительно демонстрируя тем самым эвристический потенциал социологии спорта для решения практических задач в данной сфере общественной практики.

Данное — лучшее, по оценке многих рецензентов — издание по социологии спорта на немецком языке удачно сочетает в себе развернутый систематический обзор дисциплины и ознакомление с актуальным состоянием спортивно-социологических исследований. Посредством удобно организованного материала авторы пытаются ответить на центральные вопросы, конститутивные для этой отрасли знания: какова специфика культурной и социальной истории современного спорта? какие социальные структуры характерны для него? как осуществляется социальное действие в спорте? какие модели спорта типичны для обществ современного типа? Предложенные авторами дифференцированные ответы на эти основополагающие для дисциплины вопросы могут не только представлять познавательную ценность для всех тех, кто изучает или обучает спортивным дисциплинам (в том числе для социологов спорта), но и являются ценным знанием, релевантным для ориентации практических действий, а также тех, кто его практикует в различных позициях — спортивных функционеров и политиков, не говоря уже о самих любителях спорта.

В заключение этого краткого обзора можно сказать, что использованный в рецензируемом курсе лекций язык поликонцептуального описания вполне «изоморфен» его предмету, ведь спорт сегодня также чрезвычайно комплексное и многоаспектное явление, многое говорящее нам о самом обществе. Избранная авторами стратегия проблематизации позволяет аналитически описать многогранные феномены современного спорта, выявить его центральные проблемы и динамику основных трендов в развитии. Тем самым они подтверждают социально-диагностическую значимость научной рефлексии реальных культурных процессов, осуществляемой из перспективы эмпирически ориентированной социологической теории.

New Lecture Course on the Sociology of Sport

Oleg Kildyushov

Researcher, National Research University Higher School of Economics Address: Myasnitskaya str., 20, Moscow, Russian Federation 101000 E-mail: kildyushov@mail.ru

Review: Sportsoziologie: Ein Lehrbuch in 13 Lektionen by Ansgar Thiel, Klaus Seiberth, Jochen Mayer (Aachen: Meyer & Meyer Verlag, 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.