Научная статья на тему 'Новый источник по истории Решиловского дела'

Новый источник по истории Решиловского дела Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Litterarum
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДМЕТНОЕ ПИСЬМО 1732 ГОДА / РЕШИЛОВСКОЕ ДЕЛО / ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ / АННА ИОАННОВНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крашенинникова О.А.

Предлагаемая публикация представляет собой первое издание считавшегося утраченным «Подметного письма 1732 года». Появление этого анонимного памфлета c критикой церковной политики Священного Синода и иностранного засилья в верховной власти стало резонансным событием общественной жизни в первые годы правления Анны Иоанновны. Оно вызвало многолетнее следствие Тайной канцелярии в 1732-1738 гг., позднее получившее название Решиловского дела, к которому было привлечено и осуждено множество невиновных лиц. Публикация письма поможет понять, чем этот документ был так опасен для властей и почему вызвал такую бурную реакцию в политических кругах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый источник по истории Решиловского дела»

Текстология. Источниковедение. Публикации

DOI: 10.22455/ 2500-4247-2016-1-1-2-360-384

УДК 82.091

ББК 83.3 (2Рос=Рус)

НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РЕШИЛОВСКОГО ДЕЛА

© 2016 г. О. А. Крашенинникова

Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия

Дата поступления статьи: 16 июля 2016 г.

Аннотация: Предлагаемая публикация представляет собой первое издание считавшегося утраченным «Подметного письма 1732 года». Появление этого анонимного памфлета c критикой церковной политики Священного Синода и иностранного засилья в верховной власти стало резонансным событием общественной жизни в первые годы правления Анны Иоанновны. Оно вызвало многолетнее следствие Тайной канцелярии в 1732-1738 гг., позднее получившее название Решиловского дела, к которому было привлечено и осуждено множество невиновных лиц. Публикация письма поможет понять, чем этот документ был так опасен для властей и почему вызвал такую бурную реакцию в политических кругах.

Ключевые слова: Подметное письмо 1732 года, Решиловское дело, Феофан Прокопович, Анна Иоанновна.

Информация об авторе: Ольга Александровна Крашенинникова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия, E-mail: krasheninnikova.61@mail.ru.

NEW SOURCE FOR THE HISTORY OF "RESHILOVSKOE DELO"

Podmetnoe pismo [Anonymous Letter] of 1732 Olga A. Krasheninnikova

А. M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Received: July 16,2016

Abstract: The present publication is the first edition of Podmetnoe pismo [Anonymous Letter] of 1732 which was considered to be lost. The appearance of the anonymous pamphlet criticizing the Holy Sinod church policy and foreign dominance in

the Supreme power became a resonant event in the public life at the beginning of Anna Ioannovna's reign. It caused years of judicial investigation carried out by the Secret chancellery during 1732-1738 later known as "Reshilovskoe delo." Many innocent people were involved in this investigation and many were convicted. The pamphlet's publication will help realize why this document was so dangerous for the state power and why it caused such violent reaction in the political circles of the time.

Keywords: Podmetnoe pismo (anonymous letter) dated by 1732, Reshilovskoe delo, Theophan Prokopovich, Anna Ioannovna.

Information about the author: Olga A. Krasheninnikova, PhD in Philology, Senior Researcher, A. M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 а, 121069 Moscow, Russia. E-mail: krasheninniko-va.61@mail.ru

«Решиловское дело» — это масштабное следственное дело, проводившееся Тайной канцелярией в течение 1732-1738 гг. по поводу подметного письма, подброшенного летом 1732 г. в большом вестибюле царского дворца в Петербурге. Неизвестный автор памфлета критиковал внутреннюю политику императрицы и ее министров, обличал засилье иностранцев в управлении страной. Крайне непочтительно он отзывался о членах Священного Синода, осуждая проводимую ими покровительственную политику по отношению к еретикам (иноверцам).

С самого начала следствие о пасквиле приобрело широчайший размах. Уже в августе 1732 г. по этому делу были арестованы и допрошены живописец Иван Никитин и его брат Роман, чудов-ской архимандрит Евфимий Колетти, архимандрит Ипатьевского монастыря Платон Малиновский, бывший Казанский архиерей Сильвестр, архимандрит Заиконоспасского монастыря Софро-ний, архиепископ Тверской Феофилакт Лопатинский, директор Синодальной типографии Алексей Барсов, секретарь Александр Яковлев и др. [2]. Комиссию по расследованию возглавляли кабинет-министр А. И. Остерман и князь А. М. Черкасский, а также глава Тайной канцелярии генерал-аншеф А. Ушаков и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. История с подметным письмом все более приобретала черты масштабного политического заговора. Так, Феофан Прокопович связывал появление подметного письма, содержавшего обличения в адрес немецкой партии, усилившейся с воцарением императрицы Анны, с недавно вышедшим в Вене латинским памфлетом испанского монаха Б. Рибейры [6], написанным в защиту «Камня веры» (1728) митр. Стефана Яворского от нападок лютеран: «Видеть мощно, что внешняя некиих иностранных факция с внутреннею злодеев наших компаниею имеет согласие» [5, c. 428].

Следствие затянулось на долгие годы. К нему было привлечено и несправедливо осуждено множество невинных людей. Реальный

автор подметного письма так и не был найден, однако следствие бездоказательно обвинило в составлении пасквиля довольно случайное и малозначительное лицо — перешедшего из раскола в православие провинциального иеромонаха Иосифа Решилова, бывшего под началом архиепископа Тверского Феофилакта Лопатинского и назначенного одно время игуменом Клобуковского Николаевского монастыря Тверской епархии, а позднее — насельника Бизюкова монастыря Смоленской епархии. По имени главного обвиняемого дело было названо «Решиловским». В XIX в. оно было подробно исследовано по архивным документам И. А. Чистовичем [4].

Однако Чистовичу не удалось в следственном деле обнаружить полный текст самого подметного письма. Он реконструировал его содержание по разбору, содержавшемуся в бумагах Феофана. «Очень жаль, — писал Чистович, — что это письмо не было приложено к следственному делу и поэтому не дошло до нас. Но зато сохранился судебный разбор его, составленный Феофаном, в трех статьях <...>. Судя по указаниям этих статей, письмо было довольно большое; а пасквиль касался, кроме Феофана, и других высоких особ» [4, с. 19-20].

В наше время, в конце 1990-х гг., список письма был обнаружен петербургским искусствоведом С. О. Андросовым в собрании Российского государственного исторического архива в Петербурге1, когда исследователь занимался историей живописцев Ивана Никитина и его брата Романа, привлеченных к следственному делу 1732 г. [1, с. 123]. Автор в своей монографии привел лишь отдельные выдержки из этого документа. Однако и весь текст письма (которое на самом деле представляет собой конволют из двух писем, адресованных как Синоду, так и лично императрице Анне Иоан-новне), безусловно, представляет собой огромную историческую и художественную ценность. Оно содержит в себе политическую программу, характеризующую взгляды оппозиционной, консервативной партии русского общества, недовольной проводившимися в стране реформами, и помогает лучше понять внутреннюю логику и психологию этого достаточно многочисленного социального слоя. Остается открытым и вопрос о реальном авторе подметного письма. В нашей недавней статье мы попытались дать свой ответ на этот вопрос, основываясь на анализе содержания и стилистических особенностей памфлета [3].

Подметное письмо 1732 г. является выдающимся памятником русской публицистики периода аннинского правления. По разнообразию и остроте поставленных в нем социальных и конфессио-

Известное подметное письмо // Российский Государственный Исторический Архив. Ф. 468. Оп. 39. Д. 17. Л. 20/1-25/11.

нальных проблем, по глубине патриотического чувства и эмоциональной выразительности памфлет не имеет себе аналогов в русской публицистике первой половины XVIII в. Подметное письмо 1732 г., созданное представителем образованного слоя общества, является в то же время уникальным историческим источником, характеризующим особенности народного восприятия и оценки петровских реформ, экономических последствий деятельности царя-преобразователя, а также иностранного влияния в эпоху бироновщины. Предлагаемая публикация существенно расширит наши представления об эпохе начала 30-х гг. XVIII в. и покажет другую, отличную от официальной, точку зрения на последствия петровских преобразований.

(л. 19) Известное подметное письмо 1732 года // РГИА. Ф. 468. Оп. 39. Д. 17. Л. 19-25.

(л. 20/1) О, мно(го)бедная2 Росия, плачися, рыдай горко, Царя3 и патриарха4 не имеешь времени колко, Церковь твоя матка обладаема еретиками, Велящих входить в ню с табаком5, покрывся паруками6.

Что же сотворим или како именоватися будем, или к кому прибегнем, ибо светилницы наши угасоша, понеже болшая часть паче же от сигклита7 уже приняли немецкую веру. Аще и называются по природе своей сынове церковнии, но о догматех не радят, бес чево матка наша святая церковь стояти не может. О сицевых глаголет Златоуст8 святыи: нарекованием [рече] христиане, а нравом странни язычницы, и смесившеся со язычники, сиречь с погаными и с еретики и навыко-ша делом их9.<...>, и сия творящим несть никоея же ползы нарицати-ся христианином, зри Маргарит, лист 47310. И что сего лютейше, мни-мии христиане господа сенаторы ратию вооружились на догматы святых постов, на предания и учителские книги наставлением, чрез

2 В круглых скобках заключены реконструированные публикатором фрагменты текста, квадратные принадлежат авторскому оригиналу, угловые скобки отмечают оставшиеся непрочитанными фрагменты текста.

3 19 января 1730 г. от оспы умер последний представитель рода Романовых по мужской линии, внук Петра I и сын царевича Алексея Петровича, российский император Петр II (1715-1730).

4 16 октября 1700 г. умер последний патриарх Московский Адриан (1690-1700), а в 1721 г., в связи с учреждением Петром I Священного Синода, институт патриаршества был окончательно упразднен.

5 Лютеранская мода на нюхательный табак распространилась в петровское время и на верхушку Синода — см. в «Житии еретика Феофана Прокоповича» Маркелла Радышевского: «Вместо книг в кельях и в церквах табакерки в руках держат и непрестанно порошок нюхают» (ЧОИДР. М., 1862, январь-март, кн. I. Дело о Феофане Про-коповиче. С. 4).

6 По традиции восточнохристианской церкви, мужчинам возбранялось входить в церковь с покрытой головой («Всяк муж, молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою» — 1 Кор. 11: 4). И. Т. Посошков в «Зеркале очевидном» (1708) один из первых обличил лютеран в хождении в церковь в париках: «Господь наш Иисус Христос, дая нам образ, како молился, в парике ли, или в шляпе, и стоя или сидя в креслах?... А вы от превысокия своея гордости молитеся в шляпах и шапках и в париках, и то стало не моление, но ругание Богу, — тому же и нас учите».

7 Зд.: Священный Синод.

8 Свят. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (ок. 347-407).

9 Пс. 105: 35.

10 Маргарит — сборник слов свят. Иоанна Златоустого. Цитаты приводятся автором по изданию: Иоанн Златоуст. Маргарит. М.: Печ. двор, 1698. (Слово 13 о лжепророках и ложных учителех, и о безбожных скверных еретиках — л. 464-479 об.). Л. 473.

многие доказы, публикованного еретика, от папы римскаго на сие истое присланного, от всея Росии проклятого человека, или паче рещи диавола же, ада ипископа новгороцкого Феофана11. О, колико червия сей богоненавистны(й) наступник в законы наши напасвал, сиречь ересей, от церкви восточной проклятых, в Росию к нам насеял и возрастил! Которые день от дня тако умножаются, возвышаютца и укрепляютца, что уже сторону православных аще и видят, снизхож-дение свое силою посылаемое во ад, никто противу еретиков говорить не смеют и не токмо не смеют, но научением оного диавологла-голника, подкрепляемаго силною рукою, принуждены все хвалить по реченному: усты благословляху, а сердцем кленяху12. Зде же не без-местно написати, что есть ереси и како от тех благочестивии монархи, наченшии от великаго Константина13, у нас же в Росии от святаго Владимира14 по 203 год, то есть \до смерти/ праведнаго государя царя Иоанна Алексеевича15, церковь Христову и веру святую защищали. Множественные бяху древле ереси, яко ариева, македониева, несто-риева, Евтихиева, севирова16 и протчие, послежде иконоборная17, которые вселенскими и помесными святыми соборами разорены и прокляты. Церков(ь) же святая, аще и толикими обуреваема волнами, не погрязе, основана суще на камени, ей же и врата адова не одолеют18. Ныне же грехов ради наших паки утесняема от ересей римских, лю-торских и калвиских. Римская ересь началася в лето по Рождестве Христове 809 приложением духа Святаго и от Сына19. Потом же мно-

11 Феофан Прокопович (1677/81-1736), архиепископ Новгородский и Великолукский (1725-1736).

Пс. 61: 5.

Константин Великий (272-337), святой, равноапостольный, император Рим-

Владимир Святославич (ок. 960-1015), великий князь Киевский, креститель

12

13

ский.

14

Руси.

15

Иоанн V Алексеевич (1666-1696), сын царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, русский царь в 1682-1696 гг. Дата его смерти — 203 г. (7203) — приводится здесь от сотворения мира: 7203 — 5507 = 1696.

16 Арий (256-336) — александрийский священник, основатель арианской ереси, утверждающей сотворенную природу Бога-Сына; Македоний (342-346, 351-360), архиепископ Константинопольский, основатель ереси духоборцев; Несторий (428-431), архиепископ Константинопольский, основатель диофизитской христологической ереси несторианства; Евтихий (ок. 370 — после 454) — константинопольский пресвитер, основатель монофизитской ереси евтихианства; Севир Антиохийский (465-538), антиохийский патриарх (512-518), основатель ереси севирианства, видоизмененной ереси монофизитов.

17 Иконоборчество — религиозное движение в Византии в VIII — начале IX вв., направленное против почитания св. икон.

18 Мф. 16: 18.

19 В 809 г. испанские епископы направили к папе Льву III триста послов с просьбой разрешить им сделать прибавку АНодие (и от Сына) к Никейскому Символу Веры.

жаишии отступления ко отступлению приложиша, на опресноках служат20, душам умершим третее место вызнавают21, монаси их питаются мясом, в церквах на арганех и с великою музыкою играют, за что от вселенских патриархов прокляты и из диптиков церковных от соединения нашего извержены. Люторы же и калвины22 за едино точию наричются христиане, что Христа Спасителя нашего признали совершенна Бога, в протчем же во всем противницы проклятии и вожди слепия, ни единаго у них таинства23, ниже догматов обретаетца. А понеже в Росии у нас, кроме поляков и бусурманов, все иноземцы во обществе называютца немцы, то есть римляне, люторы и калвины, еретики и отступники, которые до 203 году были, в Москве не токмо в царские чертоги, или в самый дворец не входили, ниже в Кремль приходить дерзали, разве временно в иноземской приказ, или когда позван будет един доктур с лекарствы для охранения от болезни царского здравия, // (л. 20 об./2) на что есть и доныне множество свидетелей, а к церкви Божией и за городом ни на стень тоя пущать было позволено, ниже жителство в соседстве иметь с православными, чему законное Уложенее свидетелствует в 19 главе 40 статья24. А понеже Уложенье сочинено соборне от Священнаго Писания и от преданий, то есть ис правил апостольских и отеческих и от книг учителских, в тройственном заключении: 1. о богопочитании, 2. о правосудии, 3. с еретики не имети общения. А яко сии три завещания во обществе православныя жизни человеческия основателные члены, путеведу-щии в царство небесное, того ради православнии монархи наши, прочитал книги святыи, нощедневно поучалися и яко перстом Божиим на скрижалех сердца своего написанное незабвенне имели, поминая клятву свою, егда восходили на престол самодержавства всеросий-скаго, како Господу Богу при освященном помазании своем обещали-

Папа не удовлетворил их просьбу. Однако ересь стала быстро распространяться среди испанских епископов. Вскоре папа уступил их просьбе и поставил в церкви св. Петра в Риме две серебряные доски: на одной из них Символ Веры был написан по-гречески, а на другой по-латыни, с прибавлением «и от Сына».

20 Опресноки — пресный хлеб (в отличие от квасного), употребляемый католической церковью для совершения таинства евхаристии.

21 Католическое учение о чистилище, т. е. о третьем состоянии, помимо ада и рая, в котором пребывают души людей, умерших в мире с Богом, но нуждающихся в очищении от совершенных при жизни грехов.

22 То есть лютеране и кальвинисты, последователи учения Мартина Лютера (1483-1546) и Жана Кальвина (1509-1564).

23 Лютеране признают только два таинства: крещения и причащения.

24 Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 года в 19 главе 40 статьи запрещало немцам покупать дворовые места у русских в Москве в Китае, в Белом и Земляном городе и строить на немецких дворах в этих местах немецкие кирхи. «А быти им [кирхам] за городом за Земляном, от церквей Божиих в далных местех» — Тихомиров М. Н., Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 года. М.: Изд. Моск. ун-та, 1961. С. 236.

ся ото всех ересей святую веру защищати и в том неусыпной труд свой прилагати, согласуя силною своею во Господе Бозе помощию отцем своим и богомолцам, Святейшим Патриархам Московским. Где кого уведают хотя мало в вере святей колеблющихся или инако толкуя догматы церковные, таковых сожигали в срубах, без далнего истязания, не давая, яко от искры, ис пепела великому пламени воз-горетися. Таковы были православнии христианстии государи. На Освященное Писание и предания и учителские книги, яко в зерцало [ограждая себе страхом Божиим] смотрели, дабы ни в малом чем пре-ступити, и в том на страшном и нелицемерном суде Христове безответным не явитися, ибо Освященное Писание глаголет: «Днесь аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших во прогневании, блюдите себе от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы25 и грабители». И в вас будут лжеучители, иже внесут ереси погибелные, искуплшаго их владыки отметающеся26. И от вас самех востанут мужие, глаголющии развращенная, еже от-торгати ученики вслед себе27. Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом. И от истинны слух отвратят и к басням уклонятся28. Всяк муж, молитву дея или пророчествуя покрытою главою, срамляет главу свою, и всяка жена, молитву дея или пророчествуя открытою главою, срамляет главу свою29. И паки муж не должен главы своея покрывати, образ и слава Божия сый30, и ниже аз приях от Господа еже предах вам. И инде еретика человека по первом и втором наказании отрицай-ся31, и паки в научения странна и различна не прилагайтеся. До зде от Писания. Не умолчим же и от правил святых, на них же церковь восточная утверждаетца. Собор поместный иже в Гангре32 в правиле 18 сице глаголет: аще кто от воздержащихся, кроме телесныя нужды, гордится и преданныя посты во общину хранимыя церковию разрешает, якоже се тверду имущу в нем совершенному помыслу, да будет проклят33. Собора Лаодикийскаго34 правило 6, еретиком святилище

25 Мф. 7: 15.

26 2 Пет. 2: 1.

27 Деян. 20: 30.

28 2 Тим. 4: 3-4.

30

29 1 Кор. 11: 4-5.

1 Кор. 11: 7.

31 Тит 3: 10.

32 Поместный собор в Гангре (Пафлагония, 340 г.) осудил ересь Севастийского епископа Евстафия, отрицавшего законный брак.

33 Правило 19 Гангрского собора.

34 Лаодикийский поместный собор (ок. 360 г. в г. Лаодикии, Малая Азия).

не входно35, того же правило 10 с еретики в сватовство не сходитися36, того ж правило 31: не подобает еретиком даяти на сочтание чад своих, но поимати от них, аще православнии быти обещаются37. Шестаго вселенскаго собора в 19 главе 40 ст. правило 7238: не тверди с еретики брак, совокуплшиися же прежде сего правила, аще хотят, да пребывают. Паки от собора иже в Гангре правило 19: аще кто вину полагает гордо // (л. 21/3) гордо помышление имея, гнушается соборов и прочая, да будет проклят39. Сице от преданий. По сих оставим множественная свидетелства богоносных учителей. Довлеет нам приступити к единому духовнаго витийства трубе, всея вселенныя учителю святому Иоанну Златоусту, како сей небошественник поучает в Маргарите своем, в Слове о лжеучителех: «Услышите [рече] вси вы, иже с еретики вкупе ядущии, болезненный сей ответ, яко вы Христовы врази бы-сте»40. И паки: «Послушайте, православнии, и с еретики не смешивай-теся, да не сведени будете в вечныя муки с ними»41. И паки: «Глаголете бо, никого же обижу, власть имам своим имением, а егда безбожных кто еретик явится, глаголя развращенная, тогда никтоже отвещая, ник-тоже сопротив глаголяй обрящется, вси убози будут, вси молчаливы, вси бегуны, питающеся ли, и упивающеся и веселящеся. Хощете одоле-ти ересем, никако убо»42. Но еще повем другаго учителя. Ефрем43 свя-тый, союзник великаго Василия44, в книге своей о покаянии, в слове 107-м глаголет: «Горе досаждающим Божиим книгам... горе сквернящим святую веру ересми, или смешающимся с еретики»45. А понеже

35 Правило 6 Лаодикийского собора: «Не попускай еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий».

36 Правило 10 Лаодикийского собора: «Не должно церковным [людям] без разбора своих детей совокуплять с еретиками брачным союзом».

37 Правило 31 Лаодикийского собора: «Не подобает со всяким еретиком заключать брачный союз или отдавать таковым сынов или дщерей, но допустимо брать от них, если обещаются христианами быть».

38 Правило 72 Шестого Вселенского собора (Константинополь, 680-681): «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться».

39 Правило 20 Собора в Ганграх: «Аще кто, пришедше в надменное расположение, гнушаясь, осуждает собрания в честь мучеников и совершаемыя в оных служения и памяти их: да будет под клятвою».

40 Маргарит, л. 468 об.

41 Маргарит, л. 469 об.

42 Маргарит, л. 472-472 об.

43 Св. преп. Ефрем Сирин (ок. 306-373), учитель церкви, христианский богослов и поэт.

44 Св. Василий Великий (ок. 330-379), архиепископ Кесарии Каппадокийской, святитель, отец церкви, богослов и церковный писатель.

45 Цитаты приводятся автором по изд.: Ефрем Сирин и авва Дорофей. Богоугодные труды. М.: Печ. двор, 1701. (Наказание о покаянии и спасении души в неделю мясопустную). Л. 276-276 об.

Феодосий46 и Феофан сию книгу святаго Ефрема порицают, не могу-ще сопротиву тоя, аки противу рожну прати, указами оную богодух-новенную книгу в церквах читать запретили47. Оле слепоты пребез-умныя, оле ереси своеволныя, кого паче слушати подобает, ваших ли розсказов, полуверцы нечистии, или вселенскаго учителя Златоуста святаго? Той бо на книгах святаго Ефрема утверждается. В Маргарите своем в вышереченном же слове глаголет: «Где Ефрем великий, поучение ленящимся, многое утешение скорбящим, наказание юных, кающимся вождь, благонравия сосуд, копие на еретики, жилище свя-таго духа»48. Зрите, суевернии феодосиане, внушите глаголемым, без-мозгии феофанисты, како Златоуст святый преподобнаго Ефрема во едином достоинстве с протчими святыми учители почитает и ублажает, яко Еувода49, Игнатия50, Дионисия51, Ипполита52, Василия53, Афона-сия54 и Григория Богослова55, присовокупя с теми и сего святаго, на-рицая его великим учителем56: «Сде [рече] Ефрем Великий». Та же во обществе глаголет: «Зри [рече] различие мужей паче нынешних, они бо души своя положиша за овцы, а сии оставляюща бегают от овец. Они силны словом и делом, сии же имением57, селами и повары, и красными трапезами, сластолюбия ядением и питием исполнены, и о сих точию беседуют, а о словеснем стаде безсловесни суще, о немже имут слово воздати в день он великий судный»58. До зде Златоуст. Что противу сего речете, господие мои, кто вас в архиереи избирает и

46 Феодосий Яновский (1673-1725), архиепископ Новгородский и Великолукский, единомышленник Феофана Прокоповича.

47 Указ Синода 1723 г. «О чтении в церквах в великий пост вместо прежних от книг Ефрема Сирина и от соборника и прочих чтения, читать новопечатные буквари с толкованием заповедей Божиих» — ПСЗ Российской империи с 1649 г., [СПб], 1830. Т. VII, № 4172. С. 26.

48 Маргарит, М.: 1698 г. Л. 471 об.

49 Евод (+ 66), епископ Антиохийский, апостол от 70-ти, святитель, священно-мученик.

50 Игнатий Богоносец (I — нач. II в.), епископ Антиохийский, один из мужей апостольских, священномученик Древней Церкви.

51 Дионисий Ареопагит (I век) — афинский мыслитель, обращенный ап. Павлом в христианство, первый епископ г. Афин, христианский святой.

52 Ипполит (III в.), епископ Римский, священномученик, апологет, церковный писатель.

53 См. прим. 44.

54 Афанасий Великий (ок. 298-373), архиепископ Александрийский, греческий отец церкви.

55 Григ

тель, отец церкви, один из Великих каппадокийских философов.

56 Перечисление св. уста: Маргарит, л. 471 об

57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58 Маргарит, л. 471 об. — 472.

55 Григорий Богослов (ок. 329-390), архиепископ Константинопольский, святит

56 Перечисление св. отцов церкви взято из цитируемого слова св. Иоанна Злато-Л

57 Выпущено: «и скотом и коньми и стады» (л. 472).

благословляет, ибо не токмо патриарха, ниже единаго митрополита, своеволники, имате59, и что есть Святейший Синод и хто вас выше всех святых святейшими посвятил? Синод есть греческим наречением со-бор60 по-нашему. Были вселенстии святии соборы у греков, они сде святейшими не именуютца: 1. в Никеи, 2. в Константинополе, 3. во Ефесе, 4. в Халкидоне, 5 и 6 паки в Константинополе, 7. второе в Ни-кеи61, на них же собраны были от всея вселенныя отцы, в посте проси-явшии, трудолюбныи Христова стада пастыри, которые еретиков из-вергнули и предали соборне анафеме и написали освященные правила. Паки во своя си // (л. 21 об./4) разыдошася. Вы же на которые ереси собраны, рцыте ми? Аще сде безответни будете, то аз за вы отвещаю. Неслыханная новина Святейший Синод собранием своим учинили:

1. главу нашу, апостолских престолов четверицу, святейших патриархов православных константинополскаго, александрийскаго, ан-тиохийскаго, иеросалимскаго из диптихов церковных изгладили, уже за тех во всеи Росии по церквам не упоминаютца62,

2. таинство святаго крещения обругали, нарицая римское свое обливание равносилно с трикратным погружением, о чем и книги выдали63 и, на соблазн простейшим напечатав, по лицу всея России разсеяли,

3. с еретики в брак по всему вступить допустили64,

и входом онех святилище Божие осквернили,

4. самоизволно ся обнажили, мантии65 сложили,

59 С 1709 г. Петр I начал понижать в должности старых митрополитов, стремясь упразднить не только патриаршество, но и митрополичьи должности. После учреждения Синода чин митрополита был окончательно упразднен.

60 От греч. 8упо^8 — собрание.

61 I Вселенский собор в Никее (325 г.) осудил ересь Ария, II Константинопольский собор (381 г.) — Македония, III Ефесский собор (431 г.) — Нестория, IV Хал-кидонский собор (451 г.) — ересь Евтихия, V Константинопольский собор (553 г.) — Нестория, VI Собор в Константинополе (680 г.) — ересь монофелитов, VII в Никее (787 г.) — иконоборческую ересь.

62 См. Высочайшая резолюция на доклад Синода — о возношении в церковных служениях вместо Патриаршего имени, Синода от 14 февраля 1721 г. // ПСЗ, т. VI, № 3734. С. 355, а также трактат Феофана Прокоповича «О возношении имене патриар-шаго в церковных молитвах. Чесо ради оное ныне в церквах Российских отставлено». СПб., 1721.

63 См. трактат Феофана Прокоповича «Истинное оправдание правоверных христиан, крещением поливателным во Христа крещаемых». СПб., 1724.

64 См. указ 23 июня 1721 г., разрешающий иностранцам жениться на русских без перемены веры (ПСЗ, т. VI, № 3798, с. 401). Вскоре было издано сочинение Феофана Прокоповича «О браках правоверных лиц с иноверными», СПб., 1721, которое было разослано по всем епархиям в виде «Послания Святейшего Синода к православным 18 авг. 1721 г. о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами» // ПСЗ, т. VI, № 3814. С. 413.

65 Верхнее одеяние для всех монашествующих — как архиереев, архимандритов и

посты разрешили66, на иконы книги положили,

5. в ангельский образ, наченший от Предотечи Господня, постригать запретили67, яко бы взято сегодня.

6. Чем римскому престолу и папе угодити тщатся, бернадынов, езувитов подражая, веселятся68,

7. с того ж вымыслу монахом юным женитце, монахиням пося-гать69 повелели, как то уже и доведено, не токмо в архиереи, но и в ыгумены, кроме иноземцов70, выбрат не ис ково.

8. церкви шпицами по подобию кирки строить благословили,

9. иконы местные на полотне писать установили, а с прочих оклады одирать не возбранили,

10. на церквах, вместо арганов, в колоколы играть узаконили71, напоследок со всеми немцами на унею соединитися вразумили,

нарицая все их ереси от нашей веры яко не в далном разнствии и дабы о том православнии с еретики никакой распри в розговорах, ниже диспутов простирать отнюдь не дерзали.

Понеже тако Святейший Синод разсудили за благо, то их святейшества предания десети правил изложили, совершили и утвердили, протчии же уставляют, а имянно: хто табаку не пьет, расколщик, хто посты, хранимые церковию, держит, и то расколщик72, церковники, которые ходят з бородами и не в немецком платье, не достойни быть в церковном служении. Таковы синодалные уставы, яко на них испол-нитися писанию: «Пастыри мнози растлиша виноград мой, потопта-

73

ша часть мою, даша часть мою вожделенную в пустыню запустения»73. Сия глаголются не о православных архиереах, великороссийских от-

иеромонахов, так и простых монахов.

66 В апреле 1716 г. Константинопольский Патриарх Иеремия прислал грамоту с разрешением Петру I мясоястия во все посты (см. ПСЗ, т. V, № 3020), а 7 марта 1718 г. — грамоту об отмене постов православному воинству во время походов за границу (см. ПСЗ, т. V, № 3178).

67 В «Прибавлении к Духовному регламенту о монахах» (1722) запрещалось постригать мужчин моложе 30, а женщин — моложе 50 лет; запрещалось постригать военнослужащих и чиновников, крепостных крестьян без разрешения помещика, а также лиц, состоящих в браке и имеющих несовершеннолетних детей.

68 См. в «Житии еретика Феофана Прокоповича»: «музыки и разныя игры и ка-медии у себя завели» (с. 4).

69 Посягать — зд.: «вступать в брак». См. в «Житии...»: «молодым монахам жениться и молодым монахиням замуж посягать благословляли» (с. 4).

70 То есть выходцев из Малороссии.

71 См. в «Житии...»: «В России, де, во всех, де, церквах должна быть музыка, и того ради товарищ его, Гавриил (Бужинский. — О. К.), по его согласию и собою, писал о том пространно» (с. 8).

72 Ср. в «Житии...»: «Кто же хотя мало постник, или воздержник и богомольной человек, тот у них зван был раскольщиком, и лицемером, и ханжею, и безбожным, и весьма недобрым человеком» (с. 3).

73 Иерем. 12: 10.

цех, принужденных сему последовати запрещениями, извержения, изгнания, других же страхом смертнаго наказания. Глаголю же о ино-земцах74, пришедших к нам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы и грабители, яко Феодосий, Гавриил75 и ненавистный Кролик76, горший же над всеми Феофан Прокопович, сущой римлянин, оригеново77 велеречие, ненасыщенное брюхо, от сего соблазны и мятежи и вся злая пр(о)зябают. Да не смущается сердце ваше, православнии читатели, ниже да соблажняетеся, истину повем, что есть Феофан и чего ради к нам прииде. //

(Л. 22/5) В лето 1719, бывшу ми в литовстем граде Вилне, и по случаю приидох в дом тамошнево бискупа78 и беседовах с тем довол-но. Таже по многом разглаголствии дойде нам речь до сего Феофана, с которым той бискуп во единых школах в Риме учились79 и называет его Феофана твердым защитником веры своея, чрез которова надеемся [рече] и его союзников Якова Брюса80, Острамана81 и прочих веру нашу в Росии соединити82, понеже о том у папы нашего с царем московским трактовать уже согласие есть. Да притом оной бискуп объявил нам копию с привилии83, писанную от папы (от папы) рим-скаго ко оному Феофану в Росию по латыне, с которой для случая нашего оной бискуп повелел перевесть на полской язык того же часа прилучившемуся при нем из местечка Трок84 приезжему ксензу Тра-

74

То есть о малороссиянах.

75 Гавриил Бужинский (1680-1731), с 1726 г. — епископ Рязанский и Муромский, церковный деятель, писатель и переводчик, единомышленник Феофана Прокоповича.

76 Феофил Кролик (+ 1732) — архимандрит Новоспасского монастыря, писатель, переводчик и общественный деятель, единомышленник Феофана Прокоповича.

77 Ориген (ок. 185 — ок. 254) — греческий христианский теолог и философ, учение которого было осуждено как еретическое эдиктом императора Юстиниана в 543 г., на поместном соборе в Константинополе в 553 г. и предано анафеме на 5 Вселенском Соборе.

78 Католический епископ.

79 Феофан Прокопович прослушал полный курс в иезуитской коллегии св. Афанасия в Риме ок. 1700-1704 гг. и был так успешен в науках, что получил от папы Климента XI приглашение остаться в Риме.

80 Яков Брюс (1669-1735) — шотландец по происхождению, лютеранин по вероисповеданию, русский государственный деятель, сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал, дипломат, инженер и ученый.

81 Остерман А. И. (1687-1747) — граф, сын лютеранского пастора в Вестфалии, сподвижник Петра I, обер-гофмейстер Петра II Алексеевича, при импер. Анне Иоан-новне — первый кабинет-министр.

82 Коллегия св. Афанасия в Риме, в которой учился Прокопович, была учреждена для греков и славян с целью католической пропаганды. Ее учащиеся клятвою обязывались содействовать соединению греческой и латинской церквей.

83 От польск. ргеудаИе] — жалованная грамота, исключительное право, дававшееся князьями или королями в Польше и Литве отдельным лицам или сословиям.

84 Тракай, польск. ТгоЫ — город в Литве.

яну. А потом тот же список своею рукою оной бискуп в трех местах чернил и промеж строк приписал своею рукою и отдал нам, ис чево сколко могли уже зде по русские написуем.

Бенедикт85 з ласки Божой86 папа Старого Рима и протчая.

Наимилшему сыну нашему Феофану Прокоповичю, апостолско-го престола и нашея можности благословенство. Динкую87 за твое написанье, полученное в Риме августа в 22 сего року88, по которому известихомся, яже и от союзников наших, что ты в России день от дня в ласку царскую успеваешь и уже на месте кардинала заседаешь89. Притом прошу, милый сыну мой, не запомни, не запомни обещания своего, како входя в школы наши Святому Петру и нам кленулсе за отеческую свою веру поборати, а на в(о)сточную же ратовати. Раз-мотри, коханый90 мой, лутче не обещатися, нежели обещавшуся, не исправлятися. Ныне время благоприятно, ныне день надеи нашея91. Ибо царь Московской отеческие свои законы поломал и весма преклонен в немецкие законы. Сие содеяся чрез прилежное трудолюбие добраго нашего союзника и всей западной церкви благодетеля Господина Лефорта92, которой за молитвами святаго Костела в великой тогда милости у государя Московского был. И хотя едино противно Костелу учинено, но ис того всему Западу потребность и доброе по-спешение произыде, егда законную свою царицу нуждею послал до кляштора93, а в тоя место поял другую, от исповедания люторского94. И за прозбу тоя патриарху уже в Росии быть не велел. Сына своего95, из свободныя рожденнаго, в греческом исповедании обученаго, убил

85 Папа Бенедикт XIII (1649-1730) — папа римский с 29 мая 1724 г. по 21 февраля 1730 г.

86 Польск. милостью Божьей.

87 От польск. dzi§kuj§ «спасибо».

88 Сего года.

89 2 июня 1718 г. Феофан Прокопович был рукоположен в епископа Псковского и Нарвского.

90 Укр. возлюбленный, любимый.

91 «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» — 2 Кор. 6: 2.

92 Лефорт Франц Яковлевич (1656-1699), швейцарец по происхождению и кальвинист по вероисповеданию, был принят на российскую службу, стал близким другом и сподвижником Петра I, имел чин генерала и адмирала.

93 Кляштор — монастырь (от польск. klasztor — монастырь). Царица Евдокия Федоровна Лопухина (1669-1731), первая супруга Петра I, мать царевича Алексея, 23 сент. 1698 г. была пострижена в Суздальском Покровском монастыре под именем Елена.

94 Екатерина I (1684-1727), вторая супруга Петра I, урожденная Марта Самуиловна Скавронская (Крузе), была лютеранкой, родом из Литвы.

95 Царевич Алексей Петрович (1690-1718), наследник престола, был объявлен изменником, осужден на смерть и был убит в камере Петропавловской крепости, как полагают, по приказу Петра I.

до смерти, которые три главизны96 в настоящем деле нашем великие были помешатели. Патриарх сильной сильной в догматех, царица едино тело, сын естество любителное. Ныне же к тому уже никто про-тиву говорить не смеет. Ибо ясно слышим, что оный государь вернаго своего служителя, нашего же благодетеля Господина Лефорта вписал в вечнодостойную себе жалость и прошение ево соде(р)жит в неусыпной памяти, паче же другой жены своей, чрез которыя отеческие ему уставы тако омерзели, что ни слышати про тех хощет. А понеже улюбил люторскую веру, того ради и жестокаго греческаго правила, на посредстве нашег(о) исповедания легко удержать возможно. Гнусно бо нам еще едино, // (л. 22 об./6) как слышим, что злейшие наши неприятели, патриархи восточные, в Росии из диптихов церковных еще не выключены97. Ты же пребывай и успевай, в нем же научен еси. Потщися известно твое звание сотворити. Да будет слово твое солию растворено, здравствуйте.

Писано в Риме ноебря в 25 1718 року.

Список с копии, в немже припись руки виленского бискупа, аще Бог повелит, об(ъ)явим публично при исповедании веры нашея. За тую святии мученицы кровь свою излияша, и если сподобит Господь Бог, и нас законно венчатися, о чем уже у нас в Муром, в Нижней, в Ерославль, на Вологду писано. Да послушают Христа, не убойтеся [рече] о убивающих тела, души же убити не могущих98. Мы надея-хомся, что государыня наша, дщерь святых родителей99, дедовские и отеческие законы возобновит, еретические же новонанесенные прож-нет100. Но сие наше надеяние суетно, успевающее на горшая. Како неволила князя Черкасково дочь отдать в брак еретику Леволду!101 Коли так в Росии было? Которые книги повелевают телоса соединитися, а духом разнствовать? Но вемы от душевреднаго научения Феофанова,

96 Три главы.

97 Дискуссия о поминании за богослужением восточных патриархов развернулась между Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским в 1721 г. — см. прим. 62.

98 Мф. 10: 28.

99 Императрица Анна Иоанновна была дочерью Иоанна V Алексеевича (16661696) и царицы Прасковьи Федоровны, урожд. Салтыковой (1664-1723).

100 В допетровской Руси браки с иностранцами были запрещены. Петровские указы 23 июня и 18 августа 1721 г. разрешали браки православных с иностранцами без перемены последними веры. В 1729 г. член Священного Синода Архиепископ Ростовский Георгий Дашков выступил с предложением издать новый закон, чтобы впредь ни один русский не вступал в брак с кем-либо другого вероисповедания, а всех, находившихся в таковом браке, развести. Из членов Синода против такого предложения был один Феофан Прокопович, и оно принято не было — см.: Сборник РИО. СПб., 1870. Т. 5. С. 327.

101 По инициативе императрицы Анны Иоанновны в ноябре 1730 г. состоялось обручение дочери князя А. М. Черкасского Варвары с обер-гофмаршалом графом К. Г. Левенвольде, на котором Анна Иоанновна обменяла им кольца. Венчание же их впоследствии так и не состоялось.

яже он, в свою веру привлекая, наводит словеса Паулова «о жене вер-не святится и муж неверен, а о муже верне святится жена неверна»102. Но кде у нас Наталия, еяже ради свят бысть Адриан103, кде же Иулиан, имже освятися Василия?104 У нас же Долгорукова ли ради дочери свят будет Брюс105, Василий ли Олсуфеву освятил лютерску106, с нею же венчалсе в Филипов пост по-немецки, и такое долговременное прелю-бодейство с нечистою (в) богоборстве смерть разлучила /смерть/. Но ведати подобает о таинстве слов апостолских, иже он рече: «О жене верне святится муж неверен». Сия словеса Пауел святый, языков апостол, писа к Коринфяном, о(т) еллинского нечестия ко Христу обратившимся, бывшим прежде идолопоклонником, видя в них которые прежде того апостолского послания, верные с неверными совокупились. Не возлагая на таковых новопросвещенных тяготы, да тем уловит уловит в познании веры Христовы, и абие наводит, аще брат верен имать жену неверну, да не оставляет ея, и аще жена верна имать мужа неверна, да не оставляет его. Но нам уже что от Писания, ниже от предания, ибо новоявлшихся апостолов имеем господ немец. Силно тех предания всем государством завладело, и у которова дела оны еретики нами бедными безголовными сиротами не кумандруют! Не токмо в войске или в судных заседаниях, но и в малых работах, в огородах, в строениях, в присмотрех, во всяком месте начало надо всеми православными имеют немцы. Но и паче всего ужасно бы и помыслить, тайные действителные советники, ковалеры и сенаторы — немцы [ис тово числа другие дома ходили за коровами107], ныне кто противу тех го-ворити может. Еще же ужаснейшее всего, со излиянием слез изрещи, и церковь святая, искупленная безценною кровию Спасителя нашего, под кумандою у немец. // (л. 23/7) Таков есть Прокопович со всеми

102 1 Кор. 7: 14.

103 Адриан и Наталья — раннехристианские мученики (н. IV в.). Наталья была тайной христианкой, вдохновлявшей своего мужа Адриана переносить мучения за Христа от римского императора Максимиана.

104 Иулиан и Василия — египетские святые-мученики. Св. Иулиан обратил свою жену Василиссу в христианство, после чего супруги стали жить в целомудрии, как брат и сестра.

105 Дочь тайного советника князя М. В. Долгорукова и племянница генерала-фельдмаршала В. В. Долгорукова Анастасия 26 июля 1729 г. вышла замуж за Александра Романовича Брюса, племянника Я. Брюса. Незадолго до этого архиепископ Ростовский Георгий Дашков просил фельдмаршала В. Долгорукого отменить свадьбу его племянницы с Брюсом, но фельдмаршал отказал ему и объяснил, что иностранцы такие же хорошие люди, как и русские — см.: Сборник РИО. СПб., 1870. Т. 5. С. 327.

106 Василий Дмитриевич Олсуфьев (+1723), обер-гофмейстер при Петре I, был женат на Еве Ивановне, урожд. Голендер, шведке по происхождению. Умер через три года после женитьбы.

107 Возможно, намек на Э. И. Бирона (1690-1772), фаворита императрицы Анны Иоанновны, бывшего конюшенного и известного ценителя лошадей.

феофанисты своими. Где родились и крестились и от кого присланы, и како научили, да яко же кто хощет, тако и верует, вси христиане, едина вера108. Оле неволи нашия, оле прелести душегубныя, влекущия в геену огненную! Еще есть нецы(и), пребывают доселе свидетели на царствование государя царя Алексея Михайловича109, на царство же детей его, православных государей царей Феодора Алексеевича110, Иоанна Алексеевича111 множество, ибо в та времена не толко при их государевых дворах или в домех у ближних людей, но изо всех чинов православнии ничем, паче же трапезами, со всеми немцами отнюд не сообщалися, яко еретиками и отступниками теми гнушалися. Ныне же без немец ни на единую минуту быть не могут, каков то есть потаенный господин Бирон112. Вся бо обличаема от света являются, все бо являемо свет есть113, и несть тайно, еже в явление не приидет, ниже утаено, еже не открыется114. Уже вси разумеют, для ково то ныне учинена прися-га115, кто будет государь, аще не еретик. Уже вся готова суть, в ту веру уклонилися. Тогда уже с великим воплем восплачемся и возрыдаем горко, поюще песнь святых триех отроков116: «Благословен еси Господи, яко вся сия истинною и судом навел еси на ны грех ради наших, и предал еси нас в руки врагов беззаконных, и цареви неправедному и лукавнейшему паче всея земли»117. Сия видевше, о возлюбленнии, потщимся за веру святую и за отеческия законы пострадати мужески и внити в славу вечную. За законы отеческия в Вавилоне юноши пред-бедствующе царюющаго оплеваша беззаконное веление118. За законы отеческие оны храбрии Маккавеи подвизахуся Антиохову гордыню

108 «Един Господь, едина вера, едино крещение» — Еф. 4: 5.

109 Алексей Михайлович (1629-1676) — второй русский царь из династии Романовых (1645-1676).

110 Феодор Алексеевич (1661-1682) — сын царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, русский царь с 1676 г., родной старший брат Иоанна V и единокровный брат Петра I.

111 См. прим. 15.

112 По свидетельству современников, Анна Иоанновна не разлучалась с Бироном ни на минуту.

113 Ефес. 5: 13.

114 Лк. 8: 17.

115 Указ Петра I «О учинении присяги на каждой чин, как военным и гражданским, так и духовным лицам» от 10 ноября 1721 г. // ПСЗ, т. VI, № 3846. С. 452.

116 Трое иудейских юношей Анания, Азария и Мисаил (VI в. до н. э.) были брошены в огненную печь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были чудесно сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми (Дан. 1: 7).

117 Неточная цитата из Дан. 3: 26, 28, 32.

118 Начало ирмоса 8 песни канона утрени в Великий Четверг: «За законы отече-ския блаженнии в Вавилоне юноши предбедствующе, царюющаго оплеваша повеление безумное, и совокуплени имже не сваришася огнем, державствующему достойную вос-певаху песнь: Господа пойте дела и превозносите во вся веки».

низложиша119 и венцем мученичества украсившеся. За законы право-славныя новоблагодатнии святии Феодор Студийский120, Феодор и Феофан Начертанныи121, Стефан Новый122, Максим123 и Феофилакт124 /Исповедники/ и множайшии святии пострадаша и неизреченная претерпеша, ныне же утешаются в радостех неизглаголанных безко-нечнаго наслаждения, идеже око не виде, и ухо не слыша и на сердце человек земнородных не взыде, яже уготова Бог [страдалцем своим], любящим его125. Сего ради изыдем мужественно и ополчимся противу диавола. Храбрии воини, не пощадим тела нашего, егда узрим е ранами раздробляемо: то бо и не хотящим нам по времени во гроб вселится и в персть обратится. Егда же изведени будем на суд пред мучителей [то есть пред сенаторов], глаголющиих нама: «Вы ли развращаете Россию?», тогда со дерзновением отвещати будем словесы Илии ревнителя: «Не развращаем мы, но вы и домы ваша, внегда остависте законы отеческия и вслед Лютора126 поидосте». Паки рекут нам: государыня указала, помазаница Божия. Отвещаем: аще и помазана, но неправил-но, рукама еретическима127, обаче и святою кровию коронована дщерь и внука царей благочестивых. Еще рекут нам: подобает всячески пови-новатися, паче же по писанному [раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым128, и паки: вся-ка душа властем предержащим да повинуетца: несть бо власть, аще не от Бога129]. // (л. 23 об./8) Отвещаем: вемы, от Бога всяка власть, яко

119 Семь святых мучеников Маккавеев, учеников св. Елеазара, пострадали в 166 г. до н. э. от Сирийского царя Антиоха Эпифана (2 Мак. 6: 18; 7: 42).

120 Преп. Феодор Студит (759-826), игумен Студийского монастыря в Константинополе, защитник иконопочитания.

121 Свв. братья Феодор (+ ок. 841) и Феофан (+ ок. 850) Начертанные, исповедники, прославились как поборники иконопочитания. За отказ от причастия у иконоборцев на их лицах были выжжены ямбические стихи.

122 Стефан Новый (715-767), преподобномученик и исповедник, погибший в Константинополе в иконоборческое гонение императора Константина Копронима.

123 Максим Исповедник (580-662) — христианский монах, богослов и философ, защитник учения о двух волях во Христе (диофелитства), многократно исповедовал свое учение на судах, за что у него был вырезан язык.

124 Феофилакт Исповедник (+ ок. 845), епископ Никомедийский, обличитель императора-иконоборца Льва Армянина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

125 1 Кор. 2: 9.

126 Мартин Лютер (1483-1546), христианский богослов, инициатор Реформации, основатель лютеранства.

127 Императрица Анна Иоанновна была помазана на царство Архиепископом Новгородским Феофаном Прокоповичем 28 апреля 1730 г. в Успенском соборе Кремля, он же возложил на нее царский венец.

128 1 Петр. 2: 18.

129

Рим. 13: 1.

Давид130, потом Иеровоам131, таже Константин132, потом Иулиан133, Давид и Константин святы(и), Иеровоам же, Иулиан отступники, то же подобает рещи о всяком началстве. О ви, богоугодни, о ви же, богопро-тивни, но повиноватися властем [паче же преддержащим] подобает в делех, не в противных Богу, ни вреждающих спасения, а к темным и неподобным [богопротивным] делом не приобщатися, паче же и обли-чати подобает134 [якоже святый апостол Пауел глаголет]: аще же будут претить нам клятвами, имамы утешителя богодухновеннаго Давида, вещающаго к Богу: прокленут тии, ты же благословиши135. А яко они будут у нас вопрошати, но Бог всемогий силен есть дати время и нам у них вопросити сице. Православный архиерей Стефан, митрополит Резанской, подал государю доношение на сего Прокоповича, нарицая его чужда священства за явные на церковь противости [и на поставле-нии его в архиереи быть отрекся]136, но вы в том государю оговорили, яко бы резанской написал по зависти, ведая сего Прокоповича вышша себе наукою. Потом синоцкой секретарь Герасим Семенов137 вам в Сенате подал доношение, что Феодосий производил иконоборство и протчие ереси наставлением сего Прокоповича, понеже Феодосий человек был неучоной, ничего действовать без оного Прокоповича не мог. И хотел все ево Прокоповичовы ереси обличить явно тот секретарь Семенов, но вы ево, секретаря, назвав мятежником, безо всякого вида велели ему голову отсечь. После того иеромонах Радышевский, бывый прежде архимандрит Псково-Печерского монастыря, вам же подал доношение на сего Прокоповича, в котором написано близ пя-тидесять пунктов, во всех объявлен еритиком великим138, но вы то до-

130 Давид (ок. 1005-965 до н.э.) — второй царь Израиля, образ идеального властителя.

131 Иеровоам (X в. до н.э.) — библейский царь первого Израильского царства, ввел поклонение идолам золотых тельцов.

132 См. прим. 13.

133 Юлиан Отступник (331/332-363), римский император из династии Константина, противник христианства, реставратор язычества.

134 Ефес. 5: 11: «И не приобщайтесь к делом неплодным тмы, паче же и обличайте».

135 Пс. 108: 28.

136 Стефан Яворский (1658-1722), митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола, перед епископской хиротонией Феофана Прокопо-вича в 1718 г. подал царю протест с перечислением еретических искажений православной догматики у Феофана.

137 Секретарь Синода Герасим Семенов, в 1725 г. привлеченный к судебному делу над Феодосием Яновским, доносил о неправославных мнениях в «Букваре» Феофана Прокоповича и о его иконоборчестве. Был обвинен в бунтовщичестве и казнен в Петропавловской крепости 9 сентября 1725 г.

138 Маркелл Радышевский (+ 1742) — бывший архимандрит Псково-Печерского, а затем Новгородского Юрьева монастыря, в 1726 г. представил в Преображенскую канцелярию 47 пунктов о «противностях» Феофана православной церкви.

ношение велели к слушанью в реэстр написать, а доносителя назвав меленколшиком, велели отвесть в ссылку139, чему уже третей год. За такими публикациями надо всем духовенством в Росии патриаршу власть имеет, паче же противу канонов, в архиереи посвещает об(ъ) явленной еретик, а понеже произвели в честное из недостойново, из блата обратили в злато, кончим зде и мы словесы препод(о)бнаго отца нашего Ефрема Сирина: «Кии бо [рече] болий сего грех есть, еже тво-рити горкое сладко, и сладкое горко, и свет нарещи тму, и тму свет», Слово 90 о целомудрии и о терпении140. Терпение соделовает спасение, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на началника веры и совершителя Иисуса141, емуже слава во веки, аминь.

Из Москвы, майа в 29. 1732.

(л. 24/9) Всемилостивейшая государыня императрица, Просим Вашего Величества, вонми написанию сему, послушай истории, каковы были христианстии государыни к подданным своим милосерды: Елена142, Пулхерия143, Феофана144, Ирина145, Фео-дора146, Олга147, нареченная во святом крещении Елена, населницы царствия Божия. Вопреки тому Езавель148 древняя и новозаконная

139 Здесь: в заключение. 15 февраля 1728 г. Радышевский был схвачен людьми Феофана и заключен в Преображенскую канцелярию, а с марта 1729 г. находился под домашним арестом в московском Симоновом монастыре. «Третий год» — косвенное указание на датировку документа 1731 г.

140 Преп. Ефрем Сирин и авва Дорофей. Богоугодные труды. Слово 90 (Наказание о целомудрии, и о терпении, и о покаянии. Л. 193 об. — 199.). Л. 194.

141 Евр. 12: 1-2.

142 Царица Елена Константинопольская (ок. 250-330), св., равноапостольная, мать импер. Константина, распространительница христианства, прославилась обретением христианских святынь в Иерусалиме.

143 Пульхерия (399-453), регент Византийской империи с титулом августы при своем младшем брате императоре Феодосии II (414-421). Канонизирована в лике благоверных за борьбу с ересью Нестория.

144 Феофана (+892) — византийская царица IX в., супруга византийского императора Льва VI Философа. Канонизирована церковью как идеал супруги и христианской царицы-подвижницы.

145 Ирина (ок. 752-803) — византийская императрица, канонизированная в лике святых за восстановление иконопочитания на Втором Никейском соборе в 787 г.

146 Феодора (815-867) — византийская императрица, жена императора-иконоборца Феофила, прославлена в лике святых за восстановление иконопочитания в Византии 19 февраля 843 г. (день «торжества православия»).

147 Ольга (ок. 890-969), в крещении Елена — древнерусская княгиня, святая, равноапостольная, бабка св. кн. Владимира, первая христианка из русских правителей, принявшая христианство до крещения Руси.

148 Иезавель, царица, жена израильского царя Ахава, ввела в израильском народе культ идолопоклонства, построила в Самарии храм и жертвенник Ваалу. Против нее выступал пророк Илия (3 Цар. 18-19).

Евдоксия149, за что пострадали и мучатся бесконечно. Вам же, государыня, откуду привниде Богом данные в Росии отеческие уставы разоряти, а немецкая предания утверждати? Не смеютца ли государству российскому иноземцы? Не служащим даны военные ранги, многим же и ковалерии, и все недостойные награждены великим жалован(и)ем. Не от немецкаго ли вымыслу на разорение государственное единых обогатить, а тысещи разорить? Колико было с десяти дворов, толикое число ныне с одной души. А понеже истинно есть и неложная записка в приказех, по коликому числу сходило з дворового числа до смерти родителя твоего государя всяких поборов, ныне же с одной души окладных по семи гривен, в рекруцкую склатку по полтине, в подводы, в работники, в мостах, в бечевниках, бесконечные и в протчем, и уже на тех работах они пали и многие померли. Другие от нестерпимых правежей150 за литовской рубеж розбежались. Того ради остаточные за пять и за шесть душ и бол-ше оплачивают, продают хлеб и скотину на искупление правежей дешевою ценою. Вашему же величеству доносят ли о том немцы? Но ниже руские, не отеческими стопами следующии, не токмо му-жие, но и жены и девки, с кровавого слезоточнаго з бедных собрания пожалованы не по достоинству своему, всегда веселят, всегда утешают, якобы нужды и тягот и нигде нет, везде счастием Вашего Величества исправно и легко. А что по пятидесять тысещ человек з голоду умирают, о том и слышати не хощут. Тако в разорение бедных влакомились, ибо поставили лучше души своея — пищу, а тела — одежду, не в Бога богатеют, но во свою мамону. Надеемсе, еще есть ис приказных людей, которые помнят царствование деда вашего государя151, а отца вашего государя152, и многие могут подать известие правдивое, когда давалося жалованье. Кроме воинских людей никако, убо ни самим полководителям, имеющим за собою многие вотчины. Помысли, государыня, дядя твой, государь153, положил какие тягости на люди Божия, [слушая прибылщиков], не токмо на кресьянство, но и на шляхетство убогое: бани, мелницы, рыбные ловли, котлы клейменые. В котором государстве такая неволя, и разве древле у фараона! Мужа на службе, а з жен правят, мучат без милости, возят за караулами. Не утешаютца ли, на сие смотря, немцы, что от их вымыслу такое мучение и разорение, на попрание святой веры происходит. А кресьянство бедное [не знают

149 Евдоксия, жена императора Аркадия (395-408), главная гонительница свят. Иоанна Златоуста (ок. 347-407), в 404 г. изгнавшая святителя из Константинополя.

150 Правеж— взыскание долга истязанием, битьем.

151 Царя Алексея Михайловича.

152 Царя Иоанна V Алексеевича.

153 Петр I.

празника, ни дня воскресного, ниже прибегнут к церкви Божией] всегда в работах, в наймах, в казаках, на плате ж бесконечных фа-раоницких тягостей. Каков поминок дяде твоему государю: всегда со воздыханием, со излиянием слез изрекают: помяни, господи, государя нашего! Отнял все наше убогое имение, пустил в нищецком образе, все питаемся травою и сол(ь) купим ис казны государевой. Не знаем, когда будет конец правежам нашим, з голоду и с холоду з женами и з детми помираем. Но что воспоследовало? Еще от живого отступила благодать спасителная. Егда возгнушалсе титлою от Бо-жия имени, идеже написано Царю веков, нетленному и невидимому единому премудрому Богу, и паки Иисус Назарянин, Царь Иудейский, и паки Царю Небесный, Утешителю, Душе истинный и Царствию его не будет конца, ему же мало то возмнилось. Велел себя в церковных диптихах поминать императором154. О святая свойство, о имени царя царей! Ниже воспоминая древнее, первый монарх христианский Константин Великий, // (л. 24 об./10) востока и запада кесарь, в церковном служении написано царь Константин, царица Елена, а не император и не императрица. Ибо церковь восточная гнушаетца латинским заблуждением. Неприятное прошение к Богу. Много ли дядя твой государь после того пожил? Но и по смерти не сподобил Бог христиансково погребения, и с прелюбодейною супругою, от живой жены поятою [яко осужденники] повергнуты наверх земли, в посмех Божию повелению155. Или он лучше глаго-лющаго: земля еси и в землю пойдеши, отдаждь персть персти, и матери своей земли отходяй всяк паки разрешается. Не от того будет незабвенная память умершим человеком, но его же Бог прославит по реченному: «Прославляющаго Мя прославлю»156. Что убо предре-че, видим, приступи к нему жена, сткляницу мира имущи многоценна и возлия на него. Воспретиша же ученицы бывшему глаголюще: почто не продано бысть миро сие на трехстех пенязь и дано нищим? Негодуя убо той сице рече: что труды даете жене, дело бо добро со-дела о мне. Глаголю бо вам: идеже аще проповестся еуангелие сие по всей земли, и еже сотвори сия, возглаголется в память ея157. Во-истинну не солгалося пророчество то, ниже отпаде, ибо в церквах

154 Титулом Императора Петр I был награжден 22 октября 1721 г. за победу в Северной войне.

155 Тело Петра I после его кончины было заключено в медный гроб и поставлено, вместе с гробом его дочери Натальи, в недостроенном Петропавловском соборе, внутри которого по проекту Д. Трезини была сделана временная деревянная церковь. Оба гроба были установлены там на катафалке под балдахином. В 1727 г. туда же был поставлен и гроб Екатерины I. Лишь в мае 1731 г., при императрице Анне Иоанновне, гробы были опущены в землю в Петропавловском соборе.

156 1 Цар. 2: 30.

157 Мф. 26: 7-13.

всех слышим жену поведаему158: и стоят упаты159 и воеводы, мужие и жены ведомии и нарочитии, и светлии во всех градех. Та же ко-лицы царие многа и велика содеяша благая: грады создаша и брани исправиша, и победы многи поставиша, и языки утолиша, и здания воздвигоша, и приходы тмами соделаша. Но обаче умолчани быша своими исправленми и царицы многи, и великия жены, тмами на-чалствулствуемых облагодетелствоваше, ниже по имени суть ведомы. Худая же сия жена, елей возлиявши точию, всюду по вселенней глаголется, времени множество толико не угасит тоя память, ниже угасит когда. Пространнее о том написася в Маргарите Златоусто-ве, в слове трет(ь)ем на иудеи, лист 80, изволяяй, да чтет тамо. А хотящим прославитися, кроме Божия промысла, сице во знамение. Во времена фараонова быша мерзския волхвы, братья себе Янний и Иамврий160. И хитрости ради волшебства своего первейшую честь <...> фараона <...>, жита во всем Египте, создаста на месте особном в пустыне вертоград [нарицаемый Кипотафион] от камений четве-роуголных, а в нем гробе себе устроиста делом предивным. И множество тамо злата положиста и насадиста древес всякого рода, и великий ископаста кладезь. Бе бо место оно лужно и влажно. Вся же та содеяста, надеющеся по своем от тела исхождении тамо душами своими вечне жителствовати и онех благ, аки в раи наслаждатися. Но тамо сотворися бесовское жилище, непроходимое человеком, веселящее о вечном мучении украсивших место оно, в молитву и хвалу погибели их, в радость же и насыщение диаволу и аггелом его161.

Напоследок же и сие вместити дерзаем. Да весть Ваше Величество, не треба тамо стыдитися и боятися лица царска, идеже Бог от царя земнаго прогневаный бывает. Потщися утвердити святую веру, а патриаршеский престол, яко апостольское законоположение паки обновити, еретиков же немец, разоряющих не токмо государство, но и веру православную гонящих, из державы вашея изгнати и тем увесели матер(ь) свою, святую церковь, от нея же двема сладчайшима сосцама, млеком ветхого и новаго заветов воспитана еси и твердою пищею тела и крове Христовы возращена еси. Да во всем поспешит ти Господь Бог и царство твое да управит мирно. Аще ли же не тако, то вскоре отимет Бог благословение свое от тебе и пролиет праведный гнев свой на тя и возставит междоусобныя брани, глады же и пагубы

158 Это евангельское чтение читалось в церкви только два раза в год в Страстную седмицу: на литургии Преждеосвященных даров в Великую среду и на литургии в Великий четверг.

159 Упат (ц.-сл.) — предводитель ( от греч. Upatos — старший, высший правитель).

160 Янний и Иамбрий — египетские волхвы, соревновавшиеся своими чарами с Моисеем и Аароном (Исх. 7: 11-12; 22; 8: 7, 18).

161 Рассказ взят из жития преп. Макария Александрийского (295 — ок. 395), память 19 января (1 февраля).

за общение с еретики. Како бо с таковыми сообщатися? От них же Царь Небесный // (л. 25/11) во иконах своих безчествуемый зрится, а в служителех его, за благочестие неправедне озлобленных, обидим есть. Бог отмщение Господь, Бог отмщение не обинулся есть162. Уже множество, гладом тающии [яко же предрекохом] погибают, ибо во дни царствования вашего хлебные востали недороды, а имянно, в 730 от бездождия и великого жару згорели. В 731 не токмо хлебы, но и травы не выросли. А в других местех хлебы прозябли, в Петров пост были великие снеги. А понеже неложно повели разсмотреть ближние уезды Кексголма163 и како в Олонец. И на нынешнее лето планеты по-казуют некоторые вреды. Но что более, и скот всякой з голоду умирает, понеже в лете токмо четыре месяцы пасутца: июнь, июль, аугуст, сентябрь. А в майе от великия стужи ни всхода травы не видим, октября с 1 нападает зима. И тако на восем месяцов скотинново корму не достанет. Убо грядет гнев Божий на сыны противления164.

Паче же родителю твоему, государю святу, прогнати из России немецкую веру прокляту, купно же да и феофанистов, иереов студных, учащих ересем, розкащиков, табачников гнусных165.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Андросов С. О. Живописец Иван Никитин. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. 206 с.

2 Бумаги кабинета министров императрицы Анны Иоанновны. 1731-1740 гг. / Собраны и изданы под ред. А. Н. Филиппова. Т. I (1731-1732) // Сборник императорского русского исторического общества. Юрьев: 1898. Т. 104. С. 359-477.

3 Крашенинникова О.А. Подметное письмо 1732 года — выдающийся памятник русской публицистики XVIII в. // Вестник славянских культур. 2015. № 4 (38), декабрь. С. 81-97.

4 Чистович И. А. Решиловское дело: Феофан Прокопович и Феофилакт Лопатин-ский: Материалы для истории первой половины XVIII столетия. СПб.: Тип. духов. журн. «Странник», 1861. 64, 31 с.

5 Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб.: Имп. Акад. Наук, 1868. 762 с.

6 Ribera B. F. Responsum antapologeticum ecclesiae catholicae contra calumniosas blasphemias Joannis Francisci Buddei nomine evulgatas in orthodoxos latinos et graecos. Viennae, 1731.

163

164

165

Город Выборгской губернии, ныне г. Приозерск.

Кол. 3: 6.

Приписка внизу листа.

162 Пс. 93: 1.

Studia Litterarum. Tom 1, № 1-2 TeKcmrorHH. HcTOMHHKOBegeHHe. ny6jH^HH

REFERENCES

1 Androsov S. O. Zhivopisets Ivan Nikitin [Ivan Nikitin the Painter]. St. Petersburg., "Dmitriy Bulanin" Publ., 1998. 206 p. (In Russ.)

2 Bumagi kabineta ministrov imperatritsi Anny Ioannovny [Papers of Empress Anna Ioannovna's cabinet of ministers]. 1731-1740 gg., Sobrany i izdany pod red. A. N. Filippova. [Collected and published under edition of A. N. Filippov]. Vol. I (1731-1732). Zbornik imperatorskogo russkogo istoricheskogo obshchestva [The Russian Imperial Historical Society collection]. Juriev, 1898, vol. 104, pp. 359-477. (In Russ.)

3 Krasheninnikova O. A. Podmetnoye pismo 1732 goda — vydayushchiysa pam'atnik russkoi publitsistiki XVIII v. [The anonymous letter (podmetnoye pismo) dated by 1732 is an outstanding record of Russian 18th century essayism]. Vestnik slav'anskih kultur [Bulletin of Slavic Cultures], 2015, no 4 (38), december, pp. 81-97. (In Russ.)

4 Chistovich I. A. Reshilovskoye delo: Feofan Prokopovich i Feofilakt Lopatinskiy: Materialy dlya istorii pervoy poloviny XVIII stoletiya [Reshilovskoye affair: Theophan Prokopovich and Theophilakt Lopatinskiy: Materials for the history of the first half of the 18th century]. St. Petersburg, duhovn. zhurn. "Strannik" Publ., 1861. 64, 31 p. (In Russ.)

5 Chistovich I. A. Feofan Prokopovich i yego vremya [Theophan Prokopovich and his time]. St. Petersburg, Imp. Akademia Nauk Publ., 1868. 762 p. (In Russ.)

6 Ribera B. F. Responsum antapologeticum ecclesiae catholicae contra calumniosas blas-phemias Joannis Francisci Buddei nomine evulgatas in orthodoxos latinos et graecos. Viennae, 1731.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.