Научная статья на тему 'Новый формат публичной библиотеки в свете концепции "третьего места"'

Новый формат публичной библиотеки в свете концепции "третьего места" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / КОНЦЕПЦИЯ "ТРЕТЬЕГО МЕСТА" / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ БИБЛИОТЕК / ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕК / PUBLIC LIBRARIES / CULTURAL CENTERS / THE CONCEPT OF "THIRD PLACE" / SOCIAL FUNCTION OF LIBRARIES / PHYSICAL SPACE OF LIBRARIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нещерет Марина Юрьевна

Перспективы развития библиотек вопрос, который сегодня беспокоит библиотечных специалистов. Наиболее ярко модель публичной библиотеки будущего воплотилась в концепции «Библиотека третье место», в соответствии с которой библиотеки как зарубежные, так и отечественные преобразуются в многофункциональные культурные центры, сохраняя при этом свою традиционную функцию, но, в то же время, давая возможность читателям творчески самореализовываться в более свободном и гибком пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW FORMAT OF THE PUBLIC LIBRARY IN LIGHT OF THE CONCEPT OF "THIRD PLACE"

Today, library specialists are concerned about the problem of library development. The model of the public library of the future is embodied in the concept of "Library as third place". In accordance with this concept foreign and domestic library are transformed into a multifunctional cultural centers. They retain their traditional function, and, at the same time, they enable readers to realize their creative abilities in a freer and more flexible space.

Текст научной работы на тему «Новый формат публичной библиотеки в свете концепции "третьего места"»

НЕЩЕРЕТ М.Ю. НОВЫЙ ФОРМАТ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ «ТРЕТЬЕГО МЕСТА» Перспективы развития библиотек - вопрос, который сегодня беспокоит библиотечных специалистов. Наиболее ярко модель публичной библиотеки будущего воплотилась в концепции «Библиотека -третье место», в соответствии с которой библиотеки - как зарубежные, так и отечественные -преобразуются в многофункциональные культурные центры, сохраняя при этом свою традиционную функцию, но, в то же время, давая возможность читателям творчески самореализовываться в более свободном и гибком пространстве.

Ключевые слова: публичные библиотеки, культурные центры, концепция «третьего места», социальная функция библиотек, физическое пространство библиотек.

Neshcheret M.

THE NEW FORMAT OF THE PUBLIC LIBRARY IN LIGHT OF THE CONCEPT OF "THIRD PLACE»

Today, library specialists are concerned about the problem of library development. The model of the public library of the future is embodied in the concept of "Library as third place". In accordance with this concept foreign and domestic library are transformed into a multifunctional cultural centers. They retain their traditional function, and, at the same time, they enable readers to realize their creative abilities in a freer and more flexible space.

Keywords: public libraries, cultural centers, the concept of "third place", social function of libraries, physical space of libraries.

НЕЩЕРЕТ М.Ю. НОВЫЙ ФОРМАТ ПУБЛИЧНОМ БИБЛИОТЕКИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ «ТРЕТЬЕГО МЕСТА»

Времена бурных дискуссий о жизнеспособности библиотек в условиях замещения традиционной книжной культуры новыми способами получения информации остались в прошлом. Сегодня библиотечных специалистов беспокоит другой вопрос: каковы перспективы развития библиотек? Ни у кого не вызывает сомнения необходимость их трансформации, но единого представления, в каком направлении должны идти преобразования, пока не сложилось. Полагаю, что модель публичной библиотеки будущего с наибольшей определенностью воплотилась в концепции «третьего места».

Рождение концепции связано с выходом в 1989 г. написанной в стилистике социологической публицистики книги Р. Ольденбурга «Третье место» (оригинальное название "The great good place"; на русский язык переведена в 2014 г.) [1]. Основная мысль автора заключалась в том, что унылые и однообразные кварталы «спальных районов», которыми застроены городские окраины, практически лишены мест, которые могли бы стать центром общественной жизни. «Третьи места» в интерпретации Р. Ольденбурга - это места воспроизводства публичности, отделенные от частного пространства семьи (первого места) и корпоративной принадлежности рабочего (или второго) места. Кафе, бары, рестораны, частные магазинчики, пивные, парикмахерские, книжные лавки - все эти «третьи места» делают жизнь насыщенней, дают возможность ощущать себя частью общества, пребывая при этом в комфортных условиях и на нейтральной территории.

Как оказалось, идея Р. Ольденбурга пришлась ко времени - первоначально о ней заговорили в интеллектуальных кругах, а впоследствии ее популярность приняла массовый характер. Концепция «третьего места» нашла отражение практически во всех областях социальных наук и в междисциплинарных исследованиях. В период угасания интереса к библиотекам, когда стала очевидной необходимость кардинального преобразования всей библиотечной деятельности, особое внимание к концепции проявило библиотечное сообщество. Первыми под лозунгом «Библиотека -"третье место"» выступили зарубежные публичные библиотеки. Новое видение библиотеки выразила одной лишь фразой Мадлен Лефевр, главный библиотекарь научной библиотеки Университета Райерсона (Торонто, Канада): «Библиотека - это не ресурс. Это сообщество» [2]. Это означает, что в организации пространства библиотеки функциональный фактор уже не играет доминирующей роли, ведущее значение придается созданию комфортной атмосферы, располагающей к общению и творчеству.

В качестве примера библиотеки, которая уверенно может претендовать на звание «третьего места», можно назвать публичную библиотеку г. Орхуса (Дания). Библиотека является системообразующим ядром крупного культурного центра - своеобразной «городской гостиной», ориентированной на

культурные потребности человека. Библиотека обслуживает более 4000 посетителей в день. Здесь проходят творческие встречи, детские мероприятия, арт-инсталляции и пр. [2].

Библиотеки, преобразующие свое пространство в соответствии с концепцией «третьего места» порой изменяются до неузнаваемости. Так, войдя в публичную городскую библиотеку Солт-Лейк-Сити (Юта, США), посетитель обнаружит цветочный магазин, художественную галерею, парикмахерский салон, магазин, кафе и едва ли сразу догадается, что он оказался именно там, куда шел. Данное обстоятельство ни в малой степени не смущает администрацию библиотеки. Напротив, она гордится таким соседством, благодаря которому библиотека стала точкой притяжения для местного населения. В частности, благодаря наличию цветочного магазина, при библиотеке действуют курсы икебаны и садоводства. Свои отношения с библиотекой владелец магазина в шутку называет «симбиотическими»

[3].

Библиотеки заинтересованы в привлечении читателей, а сами читатели готовы приходить в библиотеку, если она обеспечивает им комфортные условия - для работы, учебы, интеллектуального отдыха. Например, администрация библиотеки Университета штата Северная Каролина (США), действуя в интересах своих пользователей, пересмотрела правила для читателей и сняла ограничения, связанные с приемом пищи. Теперь студентам разрешается приносить еду и напитки в помещение библиотеки [3].

В 2017 г. открылась городская библиотека в г. Остин (Техас, США), с первых дней ставшая излюбленным местом посещения местных жителей. Она вобрала в себя целый комплекс общественных пространств: социальный центр на 350 мест, предназначенный для проведения образовательно-культурных мероприятий (публичных чтений, лекций, тренингов, кинопоказов, мини-спектаклей); художественную галерею с картинами местных художников; детскую творческую лабораторию; коворкинг-зону для совместного обучения; кафе, в котором готовятся блюда по рецептам кулинарных книг из фонда библиотеки и проводятся мастер-классы [4]. И вдобавок ко всему, на крыше библиотеки, с которой открывается великолепный вид на город, разместился сад.

Помимо создания библиотечных пространств самого разного функционального назначения, библиотеки, стремящиеся быть «в тренде», расширяют диапазон предоставляемых пользователям услуг - преимущественно, за счет имеющих социальную направленность. С этой целью библиотеки активно взаимодействуют с органами местной власти и общественными организациями, которые в большинстве случаев охотно принимают на себя роль патронов. Благодаря партнерским отношениям, библиотеки получают возможность предлагать бесплатные библиотечные услуги представителям так называемых «уязвимых групп», а также обеспечивать своих пользователей актуальной медицинской информацией.

Сегодня библиотекари прилагают колоссальные усилия для того, чтобы изменить укоренившийся в сознании людей негативный образ библиотеки. Они стремятся продемонстрировать открытость и дружелюбность, оказывают содействие в решении социальных проблем, предлагают своим пользователям специальные обучающие программы, юридические и психологические консультации. Для людей с особыми потребностями (ветеранов, мигрантов, инвалидов, безработных, бездомных) библиотека нередко становится «спасательным кругом», дающим возможность обрести свое место в

обществе.

***

В последние годы, следом за библиотеками зарубежными, претендовать на звание «третьего места» стали и российские публичные библиотеки. Не составляют исключения и московские библиотеки, которые находятся в поисках своего нового образа, отвечающего веяниям времени.

Кстати, существует мнение, что идея библиотеки - культурного центра не так уж и нова. Истоки многофункциональности библиотек обнаруживаются в античном прошлом. Известно, что в Александрийском мусейоне (III в. до н.э.), «кроме собственно библиотеки, располагались помещения для научных занятий и чтения лекций, обсерватория, лаборатории, помещения для хранения различных коллекций, комнаты для приезжавших на работу ученых, столовая, территория для прогулок» [6].

В век информационных технологий способность библиотеки быть культурным центром приобретает особое значение, обеспечивая ее существование как физического пространства. Современные

московские библиотеки предстают в самых необычных форматах, каждый из которых индивидуален и, в то же время, обладает визуальным и смысловым единством. Разнообразие «лиц» и «характеров» библиотек позволяет читателям сделать выбор в соответствии с личными интересами и потребностями.

Учащихся и студентов привлекает Библиотека им. Ф.М. Достоевского -интеллектуальный центр с мультимедийным залом, коворкинг-зоной, книжным магазином и кафе. Ценителей истории ждут в гости Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева и им. А.С. Пушкина, в которых, даже при наличии современных информационных технологий, бережно хранятся свидетельства прошлого - архивные документы, фото, автографы. Здесь читатели могут не только поработать в читальном зале, но и посетить музыкальные и литературные вечера. Библиотека им. М.А. Волошина специализируется на изучении восточных культур. В ее стенах проходят выставки восточного искусства, читают лекции известные востоковеды. Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна - первая в Москве и России публичная специализированная библиотека, в которой можно познакомиться с изданиями по кино и

другим видам искусства.

***

Нельзя утверждать, что изменения, происходящие в публичных библиотеках, вызывают единодушное одобрение. Идея преобразования библиотек в культурные центры встречает активное неприятие со стороны тех, кто выступает за сохранение библиотек в их «классическом» облике. Ответ скептически настроенным оппонентам дал в своем интервью директор одной из городских библиотек Хельсинки (Финляндия) Кари Лямся: «Знаете, какой у нас лозунг? "Пока другие библиотеки ещё планируют, мы уже успели сделать ошибки в этом направлении!" Мне кажется, всегда можно пробовать, ошибаться, экспериментировать. В конце концов, мы же не доктора, можем и ошибиться, никто не умрёт от этого»

[5].

Публичные библиотеки переживают «второе рождение»: из книгохранилищ и пунктов книговыдачи они превращаются в многофункциональные учреждения, «лаборатории знаний», медиацентры -пространства для творчества и общения. Популярность концепции «третьего места» способствует появлению библиотек-эталонов, библиотек-брендов, которые пользуются известностью и признанием. Благодаря особой атмосфере комфорта, уникальным библиотечным услугам и культурным программам, они становятся центром притяжения горожан.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / [пер. с англ. А. Широкановой]. Москва : Новое лит. обозрение, 2014. 454, [1] с.

2. Morehart Ph. IFLA forum examines library designs that embrace the community / by Phil Morehart // American libraries. 2016. August 17. URL: https://americanlibrariesmagazine.org/blogs/the-scoop/library-design-moving-beyond-third-place (14.02.2018).

3. A Balancing Act: Shared spaces in libraries / by Kaitlin Throgmorton // American libraries. 2016. November 1. URL: https://americanlibrariesmagazine.org/2016/11/01/balancing-act-shared-spaces-libraries (14.02.2018).

4. About Austin's New Central Library // The Library Foundation : [сайт]. URL: http://austinlibrary.org/new-central-library (14.02.2018).

5. Давыдова А. Иностранный опыт: Как библиотека в Хельсинки стала «третьим местом» // Village [сайт]. URL: http://www.the-village.ru/village/city/abroad/121859-helsinki-library (15.02.2018).

6. Новый формат Научной библиотеки РГСУ: площадка для самореализации, «Третье место» и Александрийский мусейон // Российский государственный социальный университет : [сайт]. URL: http://rgsu.net/press-centre/news/news_4944.html (15.02.2018)._

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Нещерет Марина Юрьевна - ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук, mner@rsl.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.