Научная статья на тему 'НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ИГР В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОМ САДУ'

НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ИГР В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровые технологии / игра / квест-игры / дети дошкольного возраста / цифровизация образовательного пространства / методика / game technologies / game / quest games / preschool children / digitalization of educational space / methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпина Виктория Андреевна, Мазуренко Оксана Владимировна

В настоящее время существует множество разнообразных игровых технологий, которые направлены на всестороннее, гармоничное развитие дошкольника. Но несмотря на их многообразие, от современного воспитателя ожидают инновационных решений в создании и проведении игровых технологий. Именно поэтому современные педагоги-практики и учёные создают новые форматы проведения такой технологии, как квест-игра, в условиях цифровизации образовательного пространства в детском саду. В статье рассматривается проблема использования новых форматов квест-игры, а также методика создания и проведения данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляпина Виктория Андреевна, Мазуренко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW FORMAT OF QUEST GAMES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL SPACE IN KINDERGARTEN

Currently, there are many different gaming technologies that are aimed at the comprehensive, harmonious development of a preschooler. But despite the variety of games, innovative solutions are expected from a modern educator in the creation and implementation of gaming technologies. That is why modern practitioners and scientists are creating new formats for conducting such technology as a quest game in the context of digitalization of the educational space in kindergarten. The article deals with the problem of using new formats of quest games, as well as the methodology for creating and implementing this technology with children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ИГР В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОМ САДУ»

УДК 373.2

НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ИГР В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В

ДЕТСКОМ САДУ

Ляпина Виктория Андреевна

студент, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

университет имени М.Е. Евсевъева»,

Россия, г. Саранск E-mail: vichka438@gmail.com

Научный руководитель: Мазуренко Оксана Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики дошкольного и

начального образования, МГПУ им. М.Е. Евсевъева,

Россия, г. Саранск E-mail: ovm8vika@rambler.ru

A NEW FORMAT OF QUEST GAMES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL SPACE IN KINDERGARTEN

Lyapina Victoria Andreevna

student, Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev,

Russia, Saransk E-mail: vichka438@gmail.com

Supervisor: Mazurenko Oksana Vladimirovna

candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy of Preschool and Primary Education, Mordovian State Pedagogical University named

after M.E. Evseviev,

Russia, Saransk E-mail: ovm8vika@rambler.ru

Аннотация. В настоящее время существует множество разнообразных игровых технологий, которые направлены на всестороннее, гармоничное развитие дошкольника. Но несмотря на их многообразие, от современного воспитателя ожидают инновационных решений в создании и проведении игровых технологий. Именно поэтому современные педагоги-практики и учёные создают новые форматы проведения такой технологии, как квест-игра, в условиях цифровизации образовательного пространства в детском саду. В статье рассматривается проблема использования новых форматов квест-игры, а также методика создания и проведения данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста.

Abstract. Currently, there are many different gaming technologies that are aimed at the comprehensive, harmonious development of a preschooler. But despite the variety of games, innovative solutions are expected from a modern educator in the creation and implementation of gaming technologies. That is why modern practitioners and scientists are creating new formats for conducting such technology as a quest game in the context of digitalization of the educational space in kindergarten. The article deals with the problem of using new formats of quest games, as well as the methodology for creating and implementing this technology with children of senior preschool age.

Ключевые слова: игровые технологии, игра, квест-игры, дети дошкольного возраста, цифровизация образовательного пространства, методика.

Keywords: game technologies, game, quest games, preschool children, digitalization of educational space, methodology.

Доказано, что игровая деятельность является основной в дошкольном возрасте, и с этим тяжело не согласиться. Это связано с возрастными особенностями детей этого периода. На каждом из этапов ребёнок воспринимает окружающий мир по-разному, и для проведения анализа мы взяли старший дошкольный возраст, так как именно в это время у детей формируются умения и навыки саморегуляции, то есть появляются требования к самому себе, а также особое внимание детей уделяется сфере взаимодействия между сверстниками и взрослыми. Само понятие «игра» в словаре-справочнике по возрастной и педагогической психологии трактуется как: вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе [12, с. 56]. Существует множество игровых технологий, которые мы часто можем увидеть в детских садах, но, по нашему мнению, малоизученной технологией является квест-игра. Квест-игры - это один из популярных способов развития детского творческого мышления и логических навыков. В условиях цифровизации образовательного пространства квест-игры переходят на новый уровень и становятся еще более доступными и интересными для детей. В данной статье мы рассмотрим историю квест-игр, опыт воспитателей-практиков, которые активно используют данную технологию в дошкольных учреждениях, и охарактеризуем новый формат проведения квест-игр в детском саду, выделим достоинства и недостатки использования квест-игр в условиях цифровизации образовательного пространства.

Одним из важнейших направлений развития образования является личностно-ориентированный подход, в котором центральной задачей педагога становится воспитание и развитие личности ребёнка, его познавательного интереса, а также исследовательской деятельности, охватывая разнообразные сферы его жизни. Именно поэтому острой необходимостью становится внедрение инновационных технологий в образовательный, воспитательный и развивающий процессы. Воспитателю важно разнообразить занятия, игры дошкольников, чтобы они не заскучали. На сегодняшний день современное

поколение становится сложнее удивить сюрпризным моментом появления игрушки в группе, поэтому приходится искать новые методы, формы, приёмы для поддержания интереса у дошкольников к процессу познания. Формат квест-игр отлично включается в концепцию, которая прописана в ФГОС ДО. Данная технология становится не просто возможностью увлекательно организовать жизнь детей в дошкольной организации, но и оригинально подать материал, чтобы в большей мере реализовать принцип доступности.

Начнём с того, что квест - это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определённые задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели [3].

Также квест трактуется как некая приключенческая игра, где персонажу (персонажам) требуется выполнить задание (чаще всего, решение логических, умственных задач) для достижения цели игры [4].

История возникновения и развития квест-игр началась в конце 1970 годов в США. Игра была спроектирована для туристов в одном из городов штатов. Квесты были своеобразными играми-головоломками, где участники решали различные задания и головоломки, чтобы добраться до финала. В основном квест-игры применялись в компьютерной сфере, их разрабатывали программисты и выпускали серии игр. Но в 2007 году эту технологию начали широко использовать в реальности в азиатских, европейских странах, а затем и с 2013 года в России. Изначально в России применялся термин «игры-бродилки», так как основной целью комплекса заданий и головоломок стало хождение по станциям и получение ключей.

Изучением проблемы разработки квест-игр и применения данной технологии в дошкольных образовательных организациях занимались многие учёные, педагоги: Ирина Николаевна Сокол, Додж Берни, Том Марч, Ярослав Семенович Быховский, Павел Викторович Сысоев.

На сегодняшний день существует множество видов и типов квест-игр: текстовые, образовательные, графические и т. д. Но в эпоху цифровизации

образования появились и такие понятия, как веб-квесты (на сайте «QuestGarden», который разработал Б. Додж, опубликовано более 30000 разработок веб-квестов), которые проводятся в сети интернет. Сам Берни Додж выделяет основные принципы классификации веб-квестов: по содержанию предмета (монопроектные, интегрированные), по времени (кратковременные, длительные), по месту проведения. В условиях цифровизации образовательного пространства квест-игры становятся еще более доступными и интересными для детей. Они могут проводиться как в офлайн, так и в онлайн формате.

Одним из примеров нового формата проведения квест-игр в детском саду является использование мобильных приложений. Приложение может включать в себя видео-инструкции, аудио-подсказки и интерактивные элементы, что сделает процесс игры еще более увлекательным и интересным.

Кроме того, в новом формате проведения квест-игр можно использовать виртуальную реальность. Например, можно создать виртуальную игру-квест, где дети будут исследовать различные локации и решать задания, используя виртуальные элементы.

Важно отметить, что новый формат проведения квест-игр в детском саду должен быть адаптирован под возрастную категорию детей. Задания и головоломки должны быть не только интересными, но и доступными для понимания детей.

Опыт воспитателей, которые использовали квест-игры с дошкольниками, показывает, что такой подход может быть очень эффективным для обучения и развития детей.

Одним из примеров успешного использования квест-игр является опыт воспитателя дошкольной группы, который организовал игру «В поисках сокровищ» с использованием ИКТ-технологий [5, с. 48]. Дети выполняли различные задания, связанные с правильным питанием, физической активностью и гигиеной, и получали за них баллы. По итогам игры был определен победитель, который получил приз. При разработке квеста были использованы материалы статьи Л.Ю. Лосевой и И.В. Колесниковой «Игра-

квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками» [8, с. 2]. В данной статье описан план подготовки квест-игры, а также авторы раскрывают задачи данной технологии, что позволяет понять алгоритм разработки квест-игр.

Сам воспитатель отмечал, что игра стимулировала интерес детей к теме здорового образа жизни и мотивировала их к соблюдению правил здорового питания и гигиены. Кроме того, игра способствовала развитию коммуникативных навыков (так как большинство заданий нужно было выполнять в команде, сообща), логического мышления и творческих способностей детей.

Перед тем, как создать сценарий квест-игры, нужно выбрать вид самой игры: линейный (когда все задания выстроены в одну цепочку и одна станция следует за другой), штурмовые (дети получают проблемную ситуацию, затем сами ищут пути решения), кольцевые (данный вид квест-игры похож на технологию проведения линейных квестов, только в этом случае участники начинают играть с разных точек) [1, с. 156].

Несмотря на то, что квест-игры являются эффективным инструментом для обучения и развития детей в дошкольных организациях, они имеют и некоторые недостатки.

Во-первых, квест-игры могут быть довольно сложными для маленьких детей, особенно если они не имеют достаточного опыта работы с технологиями. Это может привести к тому, что дети не будут понимать, что нужно делать, и игра потеряет свою эффективность.

Во-вторых, использование технологий в дошкольных организациях может вызывать определенные опасения у родителей. Например, они могут опасаться, что дети будут слишком много времени проводить за компьютером или могут быть подвержены влиянию неподходящего контента.

В-третьих, квест-игры могут требовать значительных финансовых затрат на приобретение необходимого оборудования и программного обеспечения.

Это может быть непосильной нагрузкой для некоторых дошкольных организаций с ограниченным бюджетом.

Таким образом, нами были обозначены общие недостатки квест-игр, которые выделены в контексте дошкольного образования. Однако, с правильной организацией и адаптацией игр под возраст и интересы детей, чутким и конструктивным руководством педагога эти недостатки можно существенно снизить, а преимущества использования технологий в образовании станут более очевидными.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что квест-игры с использованием ИКТ-технологий - это отличный способ развития логического мышления и творческих способностей детей. Новый формат проведения квест-игр в условиях цифровизации образовательного пространства дает возможность сделать игру еще более интересной и доступной для детей. Важно помнить, что игра должна быть адаптирована под возрастные особенности детей и иметь познавательную или развлекательную тематику, чтобы вызвать интерес и мотивацию к участию в ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. - М.: НОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», 2004. - С. 100-238.

2. Гарипов Л.Ф. Формирование культуры досуга младших школьников в процессе компьютерных игр: дисс. ... канд. пед. наук. - Киров, 2015. - 150 с.

3. Жебровская О.О. Международный вебинар «"Живые" квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. - URL: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html (дата обращения: 26.02.2023).

4. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25517 (дата обращения: 26.02.2023).

5. Колесникова И.В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 2. -С. 48-59.

6. Комарова Т., Зацепина М. Интеграция в системе воспитательно -образовательной работы детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144 с.

7. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2015. - 208 с.

8. Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma-obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami (дата обращения: 26.02.2023).

9. Новиков А.М. Введение в методологию игровой деятельности. - М.: Эгвес, 2007. - 48 с.

10. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е.И. Изотова [и др.]; под ред. Е.И. Изотовой. - М.: Изд-во Юрайт, 2023. - 222 с. - URL: https://urait.ru/bcode/511241 (дата обращения: 26.02.2023).

11. Склезнева И.В. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. - № 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 26.02.2023).

12. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Карельская гос. пед. акад.» ; сост.: Е.О. Бурачевская, Н.Ю. Скороходова. - Петрозаводск: Изд. дом ПИН, 2011. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.