Научная статья на тему 'Новый формат международной кооперации сша в сфере противоракетной обороны'

Новый формат международной кооперации сша в сфере противоракетной обороны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
685
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА / ЕВРОПРО / ПОЭТАПНЫЙ АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД / НАТО / ПРО НА ТВД СТРАН НАТО (ALTBMD) / ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ACTIVE LAYERED THEATER BALLISTIC MISSILE DEFENSE (ALTBMD) / MISSILE DEFENSE / EUROPEAN MISSILE DEFENSE / PHASED ADAPTIVE APPROACH / NATO / MILITARY COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дегтерева Екатерина Андреевна

В статье анализируются усилия США по формированию обширной международной коалиции в сфере ПРО. Приведены основные форматы военного сотрудничества иностранных государств с США в сфере развертывания глобальной системы противоракетной обороны, указаны принципы данного сотрудничества со стороны США. Дан обзор региональных систем ПРО, создаваемых США в качестве промежуточного этапа на пути к глобальной системе ПРО. Особый акцент сделан на реализации Поэтапного адаптивного подхода развертывания противоракетной обороны в Европе и создании ПРО на ТВД стран НАТО (ALTBMD). Указаны основные этапы и мероприятия в рамках данной программы, а также практические сложности, с которыми сталкиваются США и страны Европы при развертывании ПРО в контексте глобального экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN MISSILE DEFENSE AS A NEW FORM OF INTERNATIONAL COOPERATION OF USA ON MISSILE DEFENSE

This article examines U.S. efforts to build a broad international coalition in the area of missile defense. The basic formats of military cooperation with foreign countries in the deployment of the U.S. global missile defense system are described, as well as the principles of cooperation on the part of the United States. A review of the regional missile defense systems created by the United States as an intermediate step on the way to a global missile defense system is provided. Particular emphasis is placed on the implementation of The Phased Adaptive Approach for Missile Defense in Europe (European Phased Adaptive Approach, EPAA) and the creation of Active Layered Theater Ballistic Missile Defense (ALTBMD). Specified milestones and activities under the program, as well as the practical difficulties faced by the U.S. and European countries to deploy missile defense in the context ofthe global economic crisis are analyzed.

Текст научной работы на тему «Новый формат международной кооперации сша в сфере противоракетной обороны»

ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА

ЕВРОПРО КАК НОВЫЙ ФОРМАТ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ США В СФЕРЕ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ

Е.А. Дегтерева

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье анализируются усилия США по формированию обширной международной коалиции в сфере ПРО. Приведены основные форматы военного сотрудничества иностранных государств с США в сфере развертывания глобальной системы противоракетной обороны, указаны принципы данного сотрудничества со стороны США. Дан обзор региональных систем ПРО, создаваемых США в качестве промежуточного этапа на пути к глобальной системе ПРО. Особый акцент сделан на реализации Поэтапного адаптивного подхода развертывания противоракетной обороны в Европе и создании ПРО на ТВД стран НАТО (ALTBMD). Указаны основные этапы и мероприятия в рамках данной программы, а также практические сложности, с которыми сталкиваются США и страны Европы при развертывании ПРО в контексте глобального экономического кризиса.

Ключевые слова: противоракетная оборона; ЕвроПРО, поэтапный адаптивный подход, НАТО, ПРО на ТВД стран НАТО (ALTBMD), военное сотрудничество.

С1983 г. США последовательно наращивают финансирование программы создания противоракетной обороны, с 2002 г. выйдя на ежегодные объемы в 8-9 млрд долл. США [8]. Активизация процесса развертывания ПРО США в 2000-х гг. связана с выходом из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. Фактически, администрация Дж.Буша-млад-шего пошла на беспрецедентный слом всей системы международно-правового контроля в сфере ПРО и смежных областях. Уже созданы два района ПРО с противоракетами наземного базирования (Аляска и Калифорния), на вооружение ВМС США и Японии поступают корабельные противоракетные системы ИДЖИС, модернизируется парк РЛС предупреждения о ракетном нападении. Наиболее активно, с опорой на структуры НАТО, продвигается создание ЕвроПРО.

Объединение систем ПРО европейских членов НАТО в рамках единой системы боевого управления ALTBMD (Active Layered Theater Ballistic Missile Defense) одновременно с реализацией Поэтапного адаптивного подхода США к развертыванию ЕвроПРО, установка американских систем ПРО на Ближнем Востоке и в Восточной Азии являются началом практической реализации плана поэтапного развертывания глобальной противоракетной обороны. Усилия США и других стран НАТО направлены на подрыв существующих основ стратегической стабильности, основанной на концепции гарантированного ядерного уничтожения достижения ассиметричных преимуществ в вопросах развития стратегических наступательных и оборонительных вооружений.

Во внутренних документах США по ПРО прямо признается: администрация США «будет продолжать отвергать какие-либо договорные ограничения на американскую ПРО» [7] и стремиться «возглавлять международные усилия и активизацию сотрудничества в области ПРО» [7, с.8].

Международные партнеры США по ПРО

С целью снижения затрат и ускорения разработки и развертывания отдельных элементов и подсистем глобальной ПРО в 2000-х гг. американцы предприняли усилия по формированию обширной международной коалиции. С национальными лабораториями и исследовательскими организациями Великобритании, Италии, Израиля, ФРГ, Японии был подписан ряд контрактов на разработку элементов ПРО. В настоящее время сотрудничают с США или ведут официальные переговоры о создании и размещении компонентов ПРО целый ряд стран Европы, Азии и др. (см. табл. 1).

Кроме указанных стран, готовность к сотрудничеству с США в области противоракетной обороны выражают Канада, Мексика, ряд стран Центральной и Восточной Европы, страны Закавказья, Вьетнам, Монголия, Сингапур, Малайзия и др.

Принципы международного сотрудничества США в сфере ПРО

Несмотря на тесную кооперацию при разработке отдельных систем ПРО, США обладают монополией на использование и интеграцию системы в целом, а роль остальных поставщиков сводится в поставке в США недостающих ресурсов и технологий [5, с.105-107], а также на предоставление своей территории для размещения элементов глобальной ПРО. Важную роль играет и политическая составляющая - укрепление единства в рядах военных союзников США (в первую очередь из числа стран НАТО) относительно безальтернативности формирования под руководством США глобальной противоракетной обороны [1, с.15].

США стараются добиться синергетического эффекта, создавая интегрированную систему управления глобальной ПРО, в том числе посредством модернизации систем ПВО и ПРО, ранее поставленных союзникам, и последующего их подключения к единой системе управления ПРО С2ВМС либо обеспечения оперативной совместимости с данной системой.

При создании глобальной ПРО и взаимодействии с союзниками в различных регионах мира США руководствуются следующими тремя принципами:

- США работают с союзниками и партнерами для укрепления региональной безопасности на основе тесной кооперации и соответствующего распределения бремени расходов;

- США применяют поэтапный и адаптивный подход к построению ПРО для каждого отдельного региона, учитывающий баланс региональных угроз;

- США делают акцент на разработку мобильных и передвижных средств и систем, сохраняя за собой право перемещать их из одного региона в другой в соответствии со своими национальными интересами [7, с.8, 33-35].

Примечательно стремление США при разработке глобальной ПРО сохранять баланс между индукционным и дедукционным принципами. С одной стороны, многие элементы глобальной ПРО имеют унифицированные системы и централизованно «спускаются» в различные регионы мира. С другой стороны, особое внимание уделяется специфике региональных вызовов и угроз, которые учитываются и закладываются в технические спецификации при развертывании ПРО в отдельных регионах мира. Это позволит создать гибкую систему глобальной ПРО, которая в состоянии реагировать на различные типы угроз.

Как отмечают американские аналитики, в Евразии стремительно увеличиваются ракетные угрозы, развернуты сотни пусковых установок и тысячи ракет, однако 90% из них имеют дальность менее 1 тыс. км. В этой связи США намерены увеличить мощности по производству, а также объемы хранения противоракет ТХААД и 8М-3. При этом речь не идет о том, чтобы сбивать каждую ракету потенциального противника в Евра-

Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Наиболее далеко продвинулось создание ЕвроПРО, ведь оно опирается на высокий уровень региональной интеграции и организационные структуры НАТО. При том, что в долгосрочной перспективе геополитическое и геоэкономическое значение Европейского региона будет ослабевать, именно Европа является уникальной экспериментальной площадкой для «обкатки» технологий развертывания региональных систем ПРО, при этом частично за счет союзников по НАТО. По мнению НГШ ВС РФ В. Герасимова, такая конфигурация ПРО представляет угрозу для российских стратегических сил, размещенных в любом регионе страны: «Развернутые средства американской ПРО уже сегодня имеют потенциал перехвата российских ракет, а информационная подсистема ПРО США в насто-

Таблица1

Междуна родная кооперация США в сфере ПРО

Регион Страна Сотрудничество в разработке и производстве элементов ПРО Сотрудничество в развертывании системы ПРО

НАТО Сотрудничество с ДИВМй для достижения оперативной совместимости С2ВМС (США) и ДИБМй (НАТО)

Великобритания Соглашения о совместных проектах по разработке элементов ПРО Рамочный партнер по ПРО (BMD); РЛС раннего предупреждения в Файлингдейлс

Дания Рамочный партнер по ПРО (BMD); РЛС раннего предупреждения в Туле (Гренландия)

Испания Размещение кораблей с системами ПРО для поддержки усилий НАТО в сфере ПРО

Италия Рамочный партнер по ПРО (BMD)

ВРП Нидерланды Разработка ПРО морского базирования Установлены комплексы ЗРК «Patriot» PAC-3

Польша Размещение систем ИДЖИС наземного базирования

Румыния Размещение систем ИДЖИС наземного базирования

Турция Передвижной радар AN/TPY-2

Франция Обсуждается

ФРГ Установлены комплексы ЗРК «Patriot» PAC-3

Чехия Совместные проекты НИОКР в области ПРО Рамочный партнер по ПРО (BMD)

Бахрейн Обсуждается

Израиль Модернизация противоракет Arrow; разработка систем ПРО малого радиуса действия Противоракеты Arrow

Ближний Восток Катар Обсуждается

Кувейт Обсуждается

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) В рамках программы военных закупок приобретение комплексов ТХААД и ЗРК «Patriot» PAC-3

Саудовская Аравия Приобретены комплексы ЗРК «Patriot» pAc-3

Австралия Соглашения о совместных проектах по разработке элементов ПРО Рамочный партнер по ПРО (BMD)

Азия Республика Корея Обсуждается

Япония Разработка 21-дюймовых противоракет Рамочный партнер по ПРО (БМй); передвижной радар АЫЯРУ-2; 4 корабля с системами ИДЖИС

Источник: US Missile Defense Agency. - http://www.mda.mil/system/international_cooperation.html

зии. Задача заключается в способности защитить важные политические и экономические центры союзников, населенные пункты, военные объекты, функционирование которых критично для победы в локальных конфликтах. Региональные сегменты глобальной ПРО не могут заменить собой систему ПРО территории США, но со временем могут существенно дополнить ее, поскольку в обозримой перспективе угроза ракетного потенциала будет исходить преимущественно из Евразии. Размещаемые на континенте системы ПРО смогут осуществлять перехват данных ракет на начальных участках траектории.

Региональные системы ПРО

В настоящее время США создают региональные системы ПРО в трех регионах мира - в ЕС, в

ящее время обеспечивает охват всей территории России» [6, с.57].

В Восточной Азии сложно говорить о подлинно региональной противоракетной обороне, скорее речь идет о ряде двусторонних соглашений США по ПРО. В первую очередь, развивается двустороннее сотрудничество с Японией, в меньшей степени -с Южной Кореей и КНР. Также набирает обороты взаимодействие с Австралией. Значение данного региона будет нарастать в контексте стратегии регионального и глобального сдерживания КНР со стороны США и ее союзников. Представляется, что ракетная угроза со стороны КНДР - это краткосрочная цель развития систем ПРО в регионе. В долгосрочном периоде речь идет о возможности перехвата МБР, запущенных с территории КНР, на начальных участках траектории.

Развитие систем ПРО на Ближнем Востоке, в особенности в Израиле, имеет особое значение в контексте обострения внутриполитической ситуации в Сирии и нагнетания международной напряженности вокруг Ирана. Высокая роль систем ПРО, создаваемых США в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в том числе в Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре, Бахрейне, Кувейте, обусловлена как геоэкономическими причинами, так и наличием значительных американских военных баз на данной территории.

Планы США в отношении региональных систем ПРО подвержены периодам «турбулентности», ревизии ранее принятых решений и договоренностей. Наиболее существенным в этой связи является отказ от создания в Европе третьего позиционного района ПРО (после Аляски и Калифорнии). Причин пересмотра плана 2007 г. несколько. Это и разработка более эффективных и экономичных противоракет 8М-3 (взамен традиционных ГБИ), и переход к более эволюционному развитию ЕвроПРО с постепенным расширением и

оптимизацией архитектуры системы, а также ставка на использование пространственно-распределенных передвижных комплексов.

Поэтапный адаптивный подход

Планы создания ПРО в Европе в настоящее время концептуализированы в виде Поэтапного адаптивного подхода развертывания противоракетной обороны в Европе (The Phased Adaptive Approach for Missile Defense in Europe, European Phased Adaptive Approach, EPAA) [9], который согласно первоначальным декларациям направлен на защиту союзников по НАТО от иранской ядерной угрозы. Подготовленная минобороны США и Объединенным комитетом начальников штабов программа была одобрена президентом Б.Обамой в сентябре 2009 г. и включала в себя четыре основных этапа (см. табл. 2).

В марте 2013 г. в ответ на запуск ракеты КНДР США заявили об отказе от развертывания 4-го этапа ПРО в Европе и намерении установить взамен дополнительные 14 перехватчиков на базе «Форт Грили» (Аляска), разместить в Японии дополнительную РЛС TPY-2, а также начать подготовительные работы по созданию третьего района ПРО (противоракеты шахтного базирования) на Восточном побережье США [2]. Представляется, что, как и в случае с решением НАТО о размещении ПЗРК «Пэтриот» на турецко-сирийской границе в ответ на обострение внутриполитической ситуации в Сирии в 2012-2013 гг., речь идет об использовании локальных конфликтов и напряженностей как поводов для оправдания дальнейшего развертывания элементов глобальной ПРО США.

ЕвроПРО - в интересах Европы или США?

США стремятся показать своим европейским союзникам, что ЕвроПРО создается в первую очередь для обеспечения европейской безопасности. С этой целью, например, они привязали четыре

Таблица 2

Поэтапный адаптивный подход развертывания ПРО в Европе

Этап, годы Ракетные платформы и их количество Модификация противоракет БМ-Э и их количество Радары и боевые системы

1-й (2011 г.) Выполнен В марте 2011 г. в Средиземное море вышел крейсер «Монтерей» с системой ИДЖИС. В 2012 фин. году количество кораблей США с системой ИДЖИС будет доведено до 29. В 2012 фин. году будет поставлено 113 противоракет БМ-3 мод. 1А и 16 противоракет мод. 1В. Продолжают использоваться также БМ-2 мод. IV. Используются РЛС в рамках систем ИДЖИС морского базирования, наземные передвижные РЛС передового базирования AN/TPY-2 (в 2011 г. установлена в Турции). РЛС и перехватчики интегрированы в рамках системы ИДЖИС 3.6.1.

2-й (до 2015 г.) В Румынии будут развернуты системы ИДЖИС наземного базирования (1 радар БРУ-1 и 24 противоракеты ¿М-3). Упор будет сделан на противоракету БМ-3 мод. 1В, которых будет закуплено 100 шт. Будут использоваться усовершенствованные версии систем ИДЖИС (4.0.1 и 5.0).

3-й (до 2018 г.) Будет установлен еще один наземный комплекс ИДЖИС в Польше схожей комплектации. Количество кораблей США с ИДЖИС будет доведено до 32. Принятие на вооружение 19 противоракет БМ-3 мод. 2А позволит защитить от ракетной угрозы почти всю территорию Европы. Будет развернута космическая система корректировки траектории (Precision Tracking Space System, PTSS) и система инфракрасного обнаружения (AirBorne Infrared, ABIR). Будет использоваться система ИДЖИС 5.1.

4-й (до 2020 г.) Отменен Будет осуществлена модернизация двух наземных комплексов ПРО в Польше и Румынии, а также систем ПРО морского базирования. Будут приняты на вооружение ракеты БМ-3 мод. 2В (количество пока не определено). Ключевую роль станут играть радары космического базирования.

Источник: US Missile Defense Agency. Public Release 11/2012 13-MDA-7128 (15 January 2013). - http://www.mda.mil/system/paa.htmk Collina T. The European Phased Adaptive Approach at a Glance. Arms Control, February 2013. - http://www.armscontrol.org/factsheets/Phasedadaptiveapproach

этапа модернизации зенитной управляемой ракеты «Стандарт-3» (Standard Missile-3, SM-3), предназначенной для заатмосферного перехвата на среднем участке полета баллистических ракет малой и средней дальности, к реализации Поэтапного адаптивного подхода (см. рис. 1). Противоракеты SM-3 развиваются по модификациям («блокам») 1A, 1B, 2A, 2B, позволяя поэтапно улучшать эффективность системы ИДЖИС-ПРО. Каждая из модификаций разрабатывается в рамках соответствующего этапа адаптивного подхода.

Данный факт выступает дополнительным аргументом на переговорах по разделению финансового бремени на развертывание ЕвроПРО.

Другим шагом, призванным подчеркнуть, что создание системы ЕвроПРО - это настоятельная потребность самих европейцев, являются усилия НАТО по программе создания активной эшелонированной системы боевого управления ПРО на ТВД стран НАТО - ALTBMD (Active Layered Theater Ballistic Missile Defense). Данная программа, начатая в 2005 г., предполагает интеграцию радаров и противоракетных систем стран НАТО в единую систему. Предупреждение о ракетном пуске, которое получит ПРО одной из стран альянса, будет передана системам управления противоракетами в других странах НАТО. На американской авиабазе Рамштайн в ФРГ открыт Центр управления ПРО ALTBMD на основе американской информационной системы C2BMC.

Союзники США по НАТО теперь могут участвовать как в развитии программы АЕТвМЭ, так и принимая на своей территории элементы американской ПРО либо комбинируя оба варианта. Гибкая совместимая конструкция АЕТВМЭ-ЕРАА позволяет органично вписать ПРО стран Европы в глобальную систему ПРО, создаваемую США, и разделить финансовое бремя расходов на ее развертывание.

Создание противоракетной обороны стран НАТО приобретает особое значение в контексте расползания зоны ответственности альянса. В современной стратегии НАТО институирована политика новых азимутов вне атлантической зоны ответственности, «свобода рук» в географических координатах от Японии до Австралии и Новой Зеландии. К политике «эффективного и гибкого партнерства», своего рода «инновационной системе» в рамках продвигаемой доктрины «кооперативной безопасности», предполагается подключить эвентуальных партнеров по всему миру, включая Монголию» [3, с.3].

Разногласия США и европейских партнеров

В настоящее время между союзниками по НАТО идут достаточно ожесточенные дебаты относительно справедливого распределения финансового бремени, в том числе по вопросам разработки новых вооружений и военной техники. Доля США в финансировании расходов

Рис. 1.

Эволюция противоракеты «Стандарт-3» (SM-3) противоракетной системы ИДЖИС-ПРО

Мод. 1А (1-й этап, выполнен)

Мод. 1B (2-й этап)

Мод. 2А (3-й этап)

Мод. 2B4 (4-й этап, отменен)

Боевая часть

-1цветный датчик

- система DACS

Ступени 2 и 3:

13,5 дюймов

Ступень 1

- Двигатель МК-72

- Система верт. пуска

МК-41

Боевая часть

-2цветный датчик

- ОАСБ

- сигнал. процессор

Ступени

2 и 3:

13,5 дюймов

Ступень 1

-Двигатель МК-72

- Система верт. пуска МК-41

Крупно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

калиберная

боевая часть (21 дюйм)

- ОАСБ

- диффер. датчик

Ступени

2 и 3:

21 дюйм

Ступень 1

-Двигатель

МК-72

- Система верт. пуска МК-41

Улучшенная

боевая

Ступень 2:

21 дюйм

Ступень 1

Двигатель

МК-72

Источник: Обзорный доклад министерства обороны США по программе ПРО (Ballistic Missile Defense Review Report), февраль 2010. Перевод с англ. Кубышкин А.В., Степанов В.М. М.: ФГУП «Институт стратегической стабильности», Госкорпорация по атомной энергии «Росатом», 2010. С.31.«Росатом», 2010. c.31.

НАТО из-за финансово-экономического кризиса, особенно остро затронувшего страны ЕС, непрерывно растет. Кроме того, военно-политические решения американского руководства в отношении союзников в ряде случаев, как представляется, не совсем последовательны и связаны, по-видимому, с конкуренцией между крупнейшими оборонными подрядчиками. Так, в 2012 г. США отказались от продолжения программы МЕАДС (Medium Extended Air Defense System, MEADS) по разработке систем для поражения воздушных целей, которые могли бы прийти на замену ПЗРК «Пэтриот», не желая финансировать последний год разработки системы в размере 400,9 млн долл. США. В программе с 2005 г. участвовали США (58% финансирования, компания Lockhead Martin), ФРГ (25% финансирования, компания EADS) и Италия (17% финансирования, компания Alenia Marconi). На программу было истрачено более 4 млрд долл. США, в ее рамках одновременно работало до 2 тыс. человек.

Альтернатива данной программе от другого подрядчика Пентагона, компании ИауЛеоп, заключается в дальнейшей модернизации ПЗРК «Пэтриот», стоящего на вооружении с 1982 г. Отказ США от участия в программе делает неопределенным ее перспективы, ведь предполагалось развернуть системы МЕАДС не только в рамках ЕвроПРО, но и в ряде стран Восточной Азии. «Непартнерская» позиция США вызвала недоумение ФРГ и Италии, которые потратили значительные финансы на разработку данной системы. Данный пример наглядно показал, что США ставит интересы собственного ВПК и бюджетные ограничения выше союзнических обязательств.

По мере дальнейшего сокращения военных расходов в США и странах ЕС в ближайшие 3-5 лет ситуации подобного рода будут возникать все чаще [4, с.9-10]. Критическая масса таких «недоразумений» в рядах союзников по НАТО увеличивает вероятность их сотрудничества (в первую очередь ФРГ и Италии) с Российской Федерацией в военной сфере.

Список литературы

1. Анин А. ПРО США-подрывающий доверие потенциал// Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3.

2. Белянинов К., Черненко Е. США меняют прописку ПРО // Газета «Коммерсантъ». №45/П (5076). 18.03.2013. -http://www.kommersant.ru/doc-y/2148848

3. Воронин Е.Р. Отношения Россия-НАТО: состояние и перспективы. Аналитическая записка ИМИ МГИМО. 2012. Декабрь.

4. Дегтерева Е.А. Особенности промышленной консолидации в ВПК США и оборонном секторе Европейского союза// Вестник Концерна ПВО «Алмаз-Антей». 2013. №1.

5. Дегтерева Е.А. Особенности военно-политических решений при угрозе национальной безопасности США (на примере кризиса на рынке редкоземельных металлов) // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 8. C.105-112.

6. Козин В. Точка невозврата // Вестник Концерна ПВО «Алмаз-Антей». 2012. № 2.

7. Обзорный доклад Министерства обороны США по программе ПРО (Ballistic Missile Defense Review Report), февраль 2010. Пер. с англ. Кубышкин А.В., Степанов В.М. М.: ФГУП «Институт стратегической стабильности», Госкорпорация по атомной энергии «Росатом», 2010.

8. Подберезкин А.И. Евразийская воздушно-космическая оборона идея и проект // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 61-67.

9. Официальный сайт Агентства США по ПРО, 2012. - http://www.mda.mil/system/paa.html

Об авторе

Дегтерева Екатерина Андреевна - к.э.н., доцент кафедры мировой экономики, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО(У) МИД России. E-mail: degseb@mail.ru

EUROPEAN MISSILE DEFENSE AS A NEW FORM OF INTERNATIONAL COOPERATION OF USA ON MISSILE DEFENSE

E.A. Degtereva

Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: This article examines U.S. efforts to build a broad international coalition in the area of missile defense. The basic formats of military cooperation with foreign countries in the deployment of the U.S. global missile defense system are described, as well as the principles of cooperation on the part of the United States. A review of the regional missile defense systems created by the United States as an intermediate step on the way to a global missile defense system is provided. Particular emphasis is placed on the implementation of The Phased Adaptive Approach for Missile Defense in Europe (European Phased Adaptive Approach, EPAA) and the creation of Active Layered Theater Ballistic Missile Defense (ALTBMD). Specified milestones and activities under the program, as well as the practical difficulties faced by the U.S. and European countries to deploy missile defense in the context of the global economic crisis are analyzed.

Key words: Missile Defense; European Missile Defense; Phased Adaptive Approach; NATO; Active Layered Theater Ballistic Missile Defense (ALTBMD); Military Cooperation.

References

1. Anin A. US Antimissile defense - The potential of undermining confidence. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia [World Economy and International Relations], 2012, no. 3, pp. 12-19. (in Russ.).

2. Belianinov K., Chernenko E. US Antimissile defense changes residence. Kommersant, March 18, 2013, no. 45/P (5076). Available at: http://www.kommersant.ru/doc-y/2148848. (in Russ.).

3. Voronin E.R. NATO - Russia relations: Status and prospects. Analytical note of the Istutute of International Research, MGIMO University. December 2012. (in Russ.).

4. Degtereva E.A. Features of industry consolidation of the U.S. and EU defense sector. Vestnik Kontserna PVO "Almaz-Antei" [Bulletin of "Almaz-Antei" Air Defense Concern], 2013, no. 1. (in Russ.).

5. Degtereva E.A. Characteristics of decision-making in the context of U.S. national security threats (the case of the crisis at the rare-earth metals market). SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [USA vs Canada: Economics, Politics, Culture], 2012, no. 8, pp. 105-112. (in Russ.).

6. Kozin V. Point of no return. Vestnik Kontserna PVO "Almaz-Antei" [Bulletin of "Almaz-Antei" Air Defense Concern], 2012, no. 2. (in Russ.).

7. Ballistic Missile Defense Review Report, February 2010. USA Department of defense. (Russ. ed.: Obzornyi doklad Ministerstva oborony SShA po programme PRO. Moscow, Inst. of Strategic Stability, State Corp. for Atomic Energy "Rosatom" Publ., 2010.).

8. Podberezkin A.I. Eurasian aerospace defense: Design and concept. Vestnik MGIMO-Universiteta [Bulletin of MGIMO-University], 2012, no. 6, pp. 61-67. (in Russ.).

9. Missile Defense Agency, 2012. Available at: http://www.mda.mil/system/paa.html

About the author

Ekaterina A. Degtereva - Phd in Economics, Associate Professor of Department of world economy, Expert of the Centre of military-political research of MGIMO University. E-mail: degseb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.