Научная статья на тему 'Новый этап полевых испытаний материалов для дорожной разметки'

Новый этап полевых испытаний материалов для дорожной разметки Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ / ПОЛЕВЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / КРАСКА ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ / ТЕРМОПЛАСТИК / ХОЛОДНЫЙ ПЛАСТИК / ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ЛАБОРАТОРИЯ ЦИТИ "ДОРКОНТРОЛЬ" / ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Свежинский В. Н.

Описаны сравнительные испытания материалов (красок, термопластиков, холодных пластиков) для дорожной разметки, проводящиеся в России с 2009 г. в новом формате в четырех регионах РФ (Воронежская, Новосибирская, Ленинградская и Московская области) при поддержке Росавтодора. Приведены свойства материалов, представленных на сравнительные испытания в 2012 г. на автомобильной дороге М-2 «Крым».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый этап полевых испытаний материалов для дорожной разметки»

УДК 625

В.Н. СВЕЖИНСКИЙ, генеральный директор ЦИТИ «Дорконтроль» (Москва)

Новый этап полевых испытаний материалов для дорожной разметки

На страницах журнала «Строительные материалы» [1] уже были опубликованы данные о проведении сравнительных полевых испытаний материалов для горизонтальной дорожной разметки. Целесообразность проведения подобных испытаний обосновывается необходимостью получения информации о сроках эксплуатации разметки, выполненной с использованием различных материалов, как серийных, так и экспериментальных, в реальных условиях, то есть на автомобильной дороге.

По инициативе ЦИТИ «Дорконтроль» при поддержке Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации и одобрении со стороны Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации с 2009 г. возобновлены сравнительные полевые испытания (СПИ) материалов для горизонтальной дорожной разметки.

Эти СПИ принципиально отличаются от тех, которые проводили ранее, прежде всего организационными принципами, а именно: отсутствие бюджетного финан-

сирования, подтверждение серийности выпуска представляемых материалов (по желанию участников), исключительно инструментальный контроль всех параметров и представление отчетной информации в виде таблиц со всеми полученными результатами, но без формирования каких-либо рейтингов.

География СПИ довольно широка — Центральный федеральный округ (с 2009 г. Воронежская область, с 2012 г. Московская обл.), Сибирский федеральный округ (с 2010 г. Новосибирская обл.), Северо-Западный федеральный округ (с 2011 г. Ленинградская обл.).

На испытания помимо материалов для горизонтальной дорожной разметки — красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков в соответствии с [2] также были представлены противоскользящие материалы и штучные формы.

В табл. 1 приведена общая информация о сравнительных полевых испытаниях материалов для горизонтальной дорожной разметки, проводимых с 2009 по 2012 гг. На автомобильной дороге М-2 «Крым» в Московской обл. были нанесены контрольные линии новых СПИ.

Таблица 1

Количество представленных на СПИ материалов (изделий)

СПИ Автомобильная дорога Область РФ Краски (эмали) Холодные пластики Термопластики Противоскользящие материалы Штучные формы Всего В том числе подтвержденной серийности Особенности СПИ

СПИ 2009-2012 гг. М-4 «Дон» Воронежская 18 6 10 34 6 Пролонгация испытаний до трех лет для ряда пластичных материалов

СПИ 2010-2012 гг. на участке с асфальтобетонным покрытием М-51 Новосибирская 10 4 4 1 - 15 26 Проведение СПИ на двух участках, испытание противоскользящих материалов, нанесение линий со структурной

СПИ 2010-2012 гг. на участке с цементо-бетонным покрытием «Байкал» 9 2 - - - 11 поверхностью, тяжелые условия нанесения, пролонгация испытаний до двух лет для некоторых пластичных материалов

СПИ 2011-2012 гг. М-18 «Кола» Ленинградская 13 4 3 - 1 21 17 Испытание штучных форм, двухразовое нанесение краски, тяжелые условия нанесения

СПИ 2012-2013 гг. М-2 «Крым» Московская 15 5 4 - 24 45 12 Нанесение линий со структурной поверхностью, испытание термопластика с микростеклошариками и без них в составе материала

Таблица 2

Рис. 1. Общий вид участка автомобильной доро- Рис. 2. Внешний вид участка сравнительных ги М-2 «Крым», км 37-39, прямое направление полевых испытаний 2012-2013 гг. после нане-(22.05.2012 г., до нанесения контрольных линий) сения контрольных линий 22.05.2012 г.

Адрес пункта учета интенсивности движения Интенсивность движения, автомобилей, сут

среднесуточная годовая максимальная пиковая

2011 г.

км 25+250 93785 154378

км 37+980 91005 111382

км 41+600 97063 158501

Май 2012 г.

км 37+980 104967 -

Регламент проведения полевых испытаний был подготовлен специалистами ЦИТИ «Дорконтроль», согласован с Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ и одобрен Департаментом обеспечения безопасности дорожного

движения Министерства внутренних дел РФ. СПИ проводятся в соответствии с «Рекомендациями по проведению сравнительных испытаний дорожной разметки на федеральных автомобильных дорогах» (введены в действие письмом Государственной службы

Таблица 3

Наименование материала № контрольной линии Время высыхания до степени 3 (с нанесением краски слоем толщиной 300+30 мкм при невысохшей пленке), мин Стойкость к статическому действию, ч Коэффициент яркости, РУ Условная вязкость (диаметр сопла 4 мм), с Адгезия (к стеклу), балл Плотность, г/см3 Степень перетира, мкм Массовая доля нелетучих веществ, % Координаты цветности, -у-

Воды Насыщенного раствора хлорида натрия 3% раствора хлорида натрия 10 % раствора гидроксида натрия

Эмаль АС-5307М «Линия-Класс» 1-2 10 >48 >48 >48 >48 86 55 2 1,58 30 76 0,3157 0,3342

Эмаль АС-5307 «Линия-Класс» 3-4 12 >48 >48 >48 >48 89 100 2 1,58 30 75 0,3146 0,3332

Краска АК-075 5-6 10 >48 >48 >48 >48 88 141 2 1,49 30 75 0,3144 0,3331

Краска АК-539 7-8 16 >48 >48 >48 <48 86 107 2 1,63 50 81 0,3162 0,3346

Краска «Индор™» 9-10 5 >48 >48 >48 <48 84 136 1 1,59 30 77 0,3145 0,3328

Краска «Стимул» 11-12 6 >48 >48 >48 <48 86 108 1 1,57 30 75 0,3153 0,3335

Эмаль «ЕтрЬ> 13-14 9 >48 >48 >48 <48 85 117 1 1,48 30 73 0,3139 0,3325

Эмаль АК-505 15-16 16 >48 >48 >48 >48 89 122 2 1,54 30 75 0,3157 0,3342

Краска Ак-Дор-Вега 17-18 14 >48 >48 >48 <48 85 132 3 1,58 30 76 0,3141 0,3327

Эмаль АК-511 «Спринтер» 19-20 8 >48 >48 >48 <48 88 129 1,58 1 30 77 0,315 0,3322

Краска Штоллрефлекс Д1163 21-22 12 >48 >48 >48 >48 86 153 1,64 1 50 79 0,3157 0,3341

Краска АК-503 «Колор-М», экспериментальная 23-24 7 >48 >48 >48 >48 89 107 1,61 1 30 77 0,3166 0,3346

Краска АК-503 «Колор-М» Р 25-26 6 >48 >48 >48 >48 89 100 1,63 1 30 76 0,3163 0,3339

Эмаль АК-511 27-28 11 >48 >48 >48 <48 88 69 1,49 2 30 71 0,314 0,3326

Краска АК-511 «Полифан» 29-30 13 >48 >48 >48 <48 89 76 1,45 2 30 70 0,3148 0,3335

Примечание. Выделены строчки, где указаны материалы, имеющие подтверждение серийного производства.

Г; научно-технический и производственный журнал

М ® октябрь 2012 35

Таблица 4

Стойкость к статическому действию, ч > о

Наименование материала № контрольной линии Время отверждения, ми Воды Насыщенного раствора хлорида натрия 3% раствора хлорида натрия 10% раствора щелочи гидроксида натрия Коэффициент яркости, в Плотность, г/см3 Температура размягчения, Координаты цветности, --

П-ПЛ-502-200«Экватор» 41-42 7 >72 >72 >72 >72 77 2,07 100 0,3228 0,3421

П-ПЛ-502-200 «Экватор», без микростеклошариков 43-44 6 >72 >72 >72 >72 81 2,08 98 0,3204 0,3396

«Новопласт» Р 45-46 7 >72 >72 >72 >72 73 2,02 98 0,338 0,3586

«Коломна-Терм» 47-48 6 >72 >72 >72 >72 76 2 95 0,3311 0,3512

Примечание. Выделены строчки, где указаны материалы, имеющие подтверждение серийного производства.

Таблица 5

Стойкость к статическому действию, ч > х Ь^

Наименование материала № контрольной линии Время отверждения, Воды Насыщенного раствора хлорида натрия 3% раствора хлорида натрия 10% раствора гидроксида натрия Коэффициент яркости, | Плотность, г/см3 Координаты цветности,-

Б-АК-52-Т «Стрела» 31-32 19 >72 >72 >72 >72 82 1,86 0,3211 0,3387

Б-АК-52-Т «Стрела», структурное нанесение 33-34 17 >72 >72 >72 >72 82 1,85 0,3194 0,3374

Штоллрефлекс Д1135 35-36 10 >72 >72 >72 >72 80 1,82 0,3316 0,3481

«Технопласт-Спрей» 37-38 8 >72 >72 >72 >72 85 1,85 0,3264 0,3412

«Технопласт» (желтый) 39-40 17 >72 >72 >72 <72 51 2,07 0,4882 0,458

Примечание. Выделены строчки, где указаны материалы, имеющие подтверждение серийного производства.

дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ (Росавтодор) от 22.01.2004 г. № ОС-28/352-ис) и ГОСТ Р 51256-99 [3].

Все проводимые с 2009 г. СПИ состоят из следующих этапов: нанесение материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки; оценка первоначального состояния контрольных линий (до открытия движения транспортных средств); лабораторные испытания материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки и эксплуатационный контроль качества контрольных линий. Результаты каждого этапа оформляют в виде отчетного материала (отчета или справки) и передают членам комиссии, участникам, в Министерство транспорта РФ, Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, ассоциацию РАДОР, а также публикуют на сайтах Росавтодора, ЦИТИ «Дорконтроль», в отраслевых средствах массовой информации.

Сроки испытаний 2012-2013 гг.

1. Нанесение материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки: 15.05.2012 г. — 25.05.2012 г. Нанесение осуществлено 22.05.2012 г. Оценка первичного состояния линий выполнена 22.05.2012 г. (до открытия движения по участку).

2. Лабораторные испытания материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки: 25.05.2012 г. — 25.06.2012 г.

3. Эксплуатационный анализ качества контрольных линий материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки после нанесения:

— для контрольных линий, нанесенных красками (эмалями):

• 15.06.2012 г. — 25.06.2012 г. (через 1 мес);

• 15.08.2012 г. — 25.08.2012 г. (через 3 мес);

• 15.11.2012 г. — 25.11.2012 г. (через 6 мес);

— для контрольных линий, нанесенных спрей-пластиками (холодными и термопластичными) методом распыления:

• 15.08.2012 г. - 25.08.2012 г. (через 3 мес);

• 15.11.2012 г. - 25.12.2012 г. (через 6 мес);

• 15.05.2013 г. - 25.05.2013 г. (через 12 мес);

- для контрольных линий, нанесенных долговечными материалами - холодными и термопластиками с толщиной нанесения более 1,5 мм:

• 15.08.2012 г. - 25.08.2012 г. (через 3 мес);

• 15.11.2012 г. - 25.12.2012 г. (через 6 мес);

• 15.05.2013 г. - 25.06.2013 г. (через 12 мес);

• 15.11.2013 г. - 25.11.2013 г. (через 18 мес).

В случае неблагоприятных погодных и других условий для проведения эксплуатационной оценки состояния нанесенных контрольных линий сроки проведения работ могут быть изменены по согласованию.

СПИ проводят на участке автомобильной дороги М-2 «Крым» в Московской обл. с асфальтобетонным покрытием - 37-39-й км, обратное направление (рис. 1).

Верхний слой покрытия уложен летом 2011 г. с использованием щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси ЩМА-20. Параметры участка автомобильной дороги соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 [4].

Годовая среднесуточная интенсивность движения транспортных средств по участку автомобильной дороги (в обоих направлениях) приведена в табл. 2.

В процессе нанесения каждой контрольной линии фиксировали следующие параметры:

- температура воздуха;

- относительная влажность воздуха;

- температура покрытия.

Работы проводили в солнечную погоду. Данные по температуре воздуха, покрытия и по относительной влажности воздуха заносили в соответствующие акты нанесения материалов и изделий (рис. 2).

В ходе нанесения контрольных линий были отобраны пробы красок (эмалей), холодных пластиков и термопластиков, которые были доставлены в лабораторию ЦИТИ «Дорконтроль».

Требования к материалам для горизонтальной дорожной разметки содержатся в [2]. Испытания проводили в соответствии с ГОСТ Р 52576-2006 [5].

Результаты испытаний красок представлены в табл. 3, термопластиков - в табл. 4, холодных пластиков - в табл. 5.

Результаты испытаний всех красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков соответствуют требованиям [2] за исключением стойкости к статическому воздействию щелочной среды. Восемь из пятнадцати испытанных красок (эмалей) (табл. 3) и один из пяти холодных пластиков (табл. 5) не выдержали испытаний. Термопластики (табл. 4) полностью выдержали испытания. Целесообразно учитывать эти результаты при выборе материалов для горизонтальной дорожной разметки цементобетонных покрытий.

Полученные результаты сильно отличаются друг от друга. У красок (эмалей) были зафиксированы единичный случай низкого значения величины адгезии и три случая содержания нелетучих веществ менее 75%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В июне 2012 г. выполнен первый эксплуатационный контроль линий, нанесенных красками (эмалями), а до конца 2012 г. планируется оценка состояния всех линий.

Анализ полученных в ходе СПИ результатов позволяет повысить объективность выбора материалов, повысить качество технических заданий на выполнение горизонтальной дорожной разметки.

Данные полевых испытаний 2009-2012 гг., 2010-2012 гг. и 2011-2012 гг. были использованы при разработке новой редакции ГОСТ Р 51256-99 -ГОСТ Р 51256-2011 [6], а также были переданы в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ и в определенной степени нашли отражение

в письме заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ С.Ю. Потапова от 26.12.2011 г. № 01-28/18719 «О рекомендуемом подходе при нанесении горизонтальной разметки автомобильных дорог».

Ключевые слова: материалы для дорожной разметки, полевые сравнительные испытания, краска для дорожной разметки, термопластик, холодный пластик, лабораторные испытания, лаборатория ЦИТИ «Дорконтроль», выбор материалов для дорожной разметки.

Список литературы

1. Свежинский В.Н. Полевые испытания разметочных материалов // Строительные материалы. 2011. № 10. С. 67-71.

2. ГОСТ Р 52575-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования.

3. ГОСТ Р 51256-99. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

4. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

5. ГОСТ Р 52576-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний.

6. ГОСТ Р 51256-2011. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования.

В.И. Корнеев, П.В. Зозуля

СУХИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ СОСТАВ, СВОЙСТВА

М.:РИФ «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ», 2010. 320 С.

Изложены основы современных представлений о сухих строительных смесях и растворах.

Приведены основные определения и классификации сухих смесей. Охарактеризованы составляющие: вяжущие, заполнители, наполнители, функциональные добавки. Показана методика проектирования составов. Описаны основные группы ССС, их состав и свойства. В приложении даны основные применяемые термины и определения, наиболее употребляемые единицы измерения, перечень российских и зарубежных стандартов и др.

Допущено учебно-методическим объединением в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов».

Стоимость одного экземпляра 900 р. без учета доставки

По вопросам приобретения книги обращаться по тел./факсу: (499) 976-22-08, 976-20-36 E-mail: mail@rifsm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.