Научная статья на тему 'Новый энциклопедизм (тезаурусный анализ)'

Новый энциклопедизм (тезаурусный анализ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
338
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ТЕЗАУРУСНЫЙ АНАЛИЗ / МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / NEW ENCYCLOPAEDISM / INFORMATION RESOURCES / THE THESAURUS ANALYSIS / MOSCOW UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луков Валерий Андреевич, Луков Владимир Андреевич

В статье освещается концепция Нового Энциклопедизма, объединяющая различные формы проводимой в этом направлении деятельности Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Encyclopaedism (The Thesaurus Analysis)

The article illustrates the conception of New Encyclopaedism, which combines various forms of activity of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities.

Текст научной работы на тему «Новый энциклопедизм (тезаурусный анализ)»

ТЕЗАУРУСНЫЙ АНАЛИЗ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

Новый Энциклопедизм (тезаурусный анализ)*

Вал. А. Луков, Вл. А. Луков (Московский гуманитарный университет)

В статье освещается концепция Нового Энциклопедизма, объединяющая различные формы проводимой в этом направлении деятельности Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета.

Ключевые слова: Новый Энциклопедизм, информационные ресурсы, тезаурусный анализ, Московский гуманитарный университет.

Понятие «Новый Энциклопедизм» появилось совсем недавно (Программа научнообразовательного информационного поля: концепция Нового Энциклопедизма, 2012: Электр. ресурс) для объяснения особенностей работы Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета над серией электронных информационных ресурсов с 2004 г. (года основания института, до 2008 г. называвшегося Институтом гуманитарных исследований) до настоящего времени. Собственно, это характеристика части весьма масштабной работы Московского гуманитарного университета в направлении реализации «Программы научно-образовательного информационного поля», которая включает: 1) обеспечение открытости информации о вузе; 2) создание информационного поля в электронных средствах информации для решения практических задач по организации учебной, социально-культурной деятельности вуза; 3) создание информационного поля в Интернете для проведения и сообщения о результатах научно-исследовательской, научно-методической работы, создания в МосГУ крупного и широко признанного центра фундаментального гуманитарно-

го знания и системы интернет-ресурсов образовательной, просветительской информации для студентов университета, населения страны, гуманитариев мира.

Один из блоков этой программы, ныне обретший название «Новый Энциклопедизм», является расширяющейся системой интернет-ресурсов, обеспечивающих: 1) представление научной деятельности МосГУ для российского и международного научного сообщества; 2) задачи просвещения интернет-пользователей в стране и за рубежом; 3) практическую задачу создания интернет-базы для обеспечения учебного процесса в университете, предполагающего соединение образования и науки.

В блок «Новый Энциклопедизм» на сегодняшний день входят интернет-ресурсы двух типов: 1) электронные периодические издания (со свободной структурой): информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» (гл. ред. Вал. А. Луков) (www. zpu-joumal.ru); электронный журнал «Новые исследования Тувы» (гл. ред. Ч. К. Ламажаа) (www.tuva.asia); 2) структурированные ресурсы — электронные энциклопедии и информационные базы данных: а) по комплексным проблемам гуманитарных наук: информаци-

* Выполнено по проекту «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании» (грант РГНФ № 12-33-01055).

онно-исследовательский портал «Человеческий потенциал России» (под ред. Вал. А. Лукова) (www.hdirussia.ru); информационно-аналитическая база данных «Социология молодежи» (рук. В. А. Гневашева, БД размещена на сайте МосГУ); научно-информационный портал «Естественно-научные исследования творческого процесса» (под ред. Г. Ю. Канар-ша) (www.characterology.ru); б) энциклопедическому представлению феноменов культуры: «Французская литература от истоков до начала новейшего периода: электронная энциклопедия» (под ред. Вл. А. Лукова) (www.litde-france.ru); «Современная французская литература: электронная энциклопедия» (под ред. Вл. А. Лукова) (www.modfrancelit.ru); в) выделению в мировом и отечественном культурном процессе персоналий, играющих роль культурных констант: информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» (под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина) (www. rus-shake.ru); электронная энциклопедия «Мир Шекспира» (под ред. Н. В. Захарова) (www. world-shake.ru); информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: электронное научное издание» (рук. Н. В. Захаров) (www.around-shake.ru); электронное научное издание «В. Г. Белинский» (рук. Б. Н. Гайдин) (www.vgbelinsky.ru); электронное научное издание «Н. Г. Чернышевский» (рук. Б. Н. Гайдин) (www.ngchernyshevsky.ru).

Система интернет-ресурсов МосГУ не замкнута и предполагает расширение по тезаурус-ному принципу, обеспечивающему надежные основания для реализации концепции «Нового Энциклопедизма», развиваемой в МосГУ. Все электронные ресурсы доступны аспирантам и студентам университета и используются в образовательном плане как учебные пособия.

В чем же концептуальная специфика данной программы как ориентированной на энциклопедический способ организации знания? Изложенное выше скорее свидетельствует о фрагментарности представленных ресурсов. Их связь, конечно, видна, но объединяющий принцип в большей мере просматривается в научно-организационной стороне проектов, включенных в программу, нежели в их содер-

жательной связи. Об особой концепции было преждевременно говорить, когда существовало небольшое количество интернет-ресурсов; рассматриваемый термин носил рабочий характер, что внешне было отмечено кавычками. Только сейчас созрели условия проведения тезаурусного анализа понятия (см.: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008; Ламажаа, 2012; Захаров, Луков Вл. А., 2012; и др.).

Концептуальность Нового Энциклопедизма выявляется при сопоставлении различных подходов к созданию энциклопедий. Следует различать понятия «энциклопедия», «энцик-лопедичность», «энциклопедизм».

Создание энциклопедий началось в древности и прошло через все этапы человеческой культуры. Отмечены прообразы в виде перечня терминов в Египте 2-го тысячелетия до н. э., свода знаний в Китае XII-X вв. до н. э., времен, когда в античных странах Запада еще шла Троянская война. Принято приписывать создание самой ранней энциклопедии племяннику Платона Спевсиппу (Speusippos, 408-338 гг. до н. э.), впрочем, от этого преемника Платона на посту руководителя Академии дошли лишь незначительные фрагменты, и судить о его труде примерно 350 г. до н. э. можно лишь гипотетически. Но полностью дошла «Естественная история» Плиния Старшего (36 т., 77 г., посмертно вышел справочный том, с которого стали начинать издание труда, дав ему номер 1), составленная им для императора Тита и представлявшая попытку исчерпывающего свода данных о мире и человеке (может быть, аналогичным был подход Спевсиппа). Плиний Старший каждый том посвящал кругу родственных научных знаний (т. 2 — астрономия, физика, т. 3-6 — география, этнография, т. 7 — антропология, физиология, т. 8-11 — зоология, т. 12-27 — ботаника, садоводство, т. 28-32 — фармакология, т. 33-37 — горное дело, минералогия, искусство). Так как в сочинении Плиния Старшего ставилась цель представить с исчерпывающей полнотой знания

о мире, его тезаурусный анализ (полн. изд. лат. текста и англ. пер.: Pliny, 1938-1963) позволяет выявить профиль научного тезауруса римлян эпохи расцвета империи. Очевидна гипертрофия ботаники в практическом аспекте са-

доводства, фармакологии, отсутствуют не-сформировавшиеся к тому времени науки (например, химия в естественно-научном знании, психология и социология в гуманитарном знании и т. д.), их материал растворен в других, уже сформировавшихся разделах. Текст не разбит на статьи, это скорее повествование, разделяемое на части предметами нарратива, а не формальным способом.

Стремление к созданию исчерпывающего в своей полноте свода знаний, очевидно, было присуще всем или большинству древних обществ. Во времена Спевсиппа в Китае появилась энциклопедия «Эр Я», которая, в отличие от его труда, сохранилась. П. Джеймс и Н. Торп рассказывают о китайце по имени Лю Пу Вэй, авторе другой китайской энциклопедии — «Летопись весны и осени господина Лю»: когда он ее закончил (в 239 г. до н. э.), то предложил любому дать килограмм золота, если тот что-то в нее добавит или исправит в ней хоть слово (Джеймс, Торп, 1997: 634-635). Здесь важно подчеркнуть не самоуверенность автора, а причину этой самоуверенности — убежденность в возможности создать полный свод человеческих знаний. Понятие «энциклопедия», утвердившееся в западной науке лишь в XVI-XVII вв., имплицитно содержит в себе эту убежденность и фиксирует именно это направление интеллектуальной деятельности (не случайно термин encyclopaedia из латинского языка эпохи гуманистов восходит к древнегреческим словам «круг» и «образование», т. е. «образование полного круга»).

Ко времени появления термина уже существовали важнейшие тексты «образования полного круга», оказавшие огромное влияние на интеллектуальную культуру. Среди них выдающееся место занимает сочинение испанского церковного деятеля Исидора Севильского (ок. 560-636 гг.) «Этимологии» (или «Начала») в 20 книгах, построенное как объяснение происхождения и смысла слов. Книги 1-3 описывают семь «свободных искусств» (средневековые «тривиум»: 1 кн. — грамматику, 2 кн. — риторику, диалектику; и «квадри-виум»: 3 кн. — арифметику, геометрию, астрономию и музыку), они сыграли важную роль в утверждении тривиума и квадривиума как

основы средневекового университетского образования в Европе. Книга 4 посвящена медицине и библиотекам; книга 5 — праву, хронологии; книга 6 — церковным текстам и обрядам; книга 7 — Богу, земным и небесным иерархиям; книга 8 — церкви и ересям; книга 9 — языкам и народам; книга 10 построена как алфавитный словарь, посвященный этимологии. Следующие 10 книг посвящены систематическому описанию природы человека и культуры: книга 11 — человеку, чудесам и знамениям; книга 12 — зверям и птицам; книга 13 — частям света; книга 14 — географии; книга 15 — архитектуре и строительству дорог; книга 16 — камням и металлам; книга 17 — земледелию; книга 18 — терминам войны, права и публичных игр; книга 19 — кораблям, зданиям и одежде; книга 20 — пище, инструментам и предметам мебели. Это сочинение стало одной из самых обширных энциклопедий в истории европейской культуры, признается фундаментом средневекового образования.О популярности труда Исидора Севильского свидетельствует то, что сохранилось более тысячи его рукописных средневековых копий. Его называют первым средневековым энциклопедистом (Уколова, 1983).

Следует отметить, что «энциклопедия» может не претендовать на универсальность и на научность знаний. К этому виду текстов можно отнести полный свод даосских канонических текстов «Дао цзан» («Сокровищница даосских писаний»), который складывался веками и был впервые опубликован в 1019 г. объемом в 4565 томов. Пример узкоспециализированного издания — 200-томная Арабская юридическая энциклопедия (164 тыс. страниц), составитель которой ливиец Мохамед Абу Баккер Бен Янис утверждает, что она содержит полную информацию по законодательству всех арабских стан, как об этом сообщает Книга рекордов Гиннеса, зафиксировавшая этот рекорд в номинации «Самая большая энциклопедия» (Гиннес, 2004: 174). Книга рекордов Гиннеса тоже может рассматриваться как форма энциклопедии, где сфера описания ограничена высшими достижениями во всех возможных областях (как в природе, так и в обществе, культуре), и сама эта книга поставила

рекорд по числу раскупленных экземпляров (с 1955 г. до лета 2002 г. — около 95 млн экз.), уступив только Библии и Корану (Гиннес, 2004: 174). Вот почему сведения, публикуемые в этом издании, весьма важны для тезаурусно-го анализа современной мировой культуры: оно не только фиксирует феномены, но и, распространяя эти сведения по миру, формирует и культурные тезаурусы народов в ключе глобализации культурных процессов.

Итак, энциклопедия, не претендующая на универсальность и на научность знаний, прямо или имплицитно претендует на исчерпывающую полноту знаний и на влияние этих знаний именно за счет постулируемой полноты, а значит, и непререкаемости вытекающих из ее материалов выводов. Но при этом самих выводов энциклопедия, в сущности, не делает.

В отличие от такого представления об энциклопедии, понятие «энциклопедичность» наполнено иным содержанием. Выдающийся философ А. Ф. Лосев, указав на «энциклопедичность» Аристотеля, так разъяснил данное понятие: «Энциклопедичность Аристотеля есть не только и не столько следствие его обширного ума и любознательности, сколько своеобразный научный метод. Аристотелевское познание рождается не в результате вторжения отвлеченной логической схемы в пассивный предмет, а в результате наблюдения, сравнения и сопоставления максимально большого числа естественных явлений. Другими словами, в основе аристотелевского метода лежит созерцательное отношение к природе как самостоятельной эйдетической, а следовательно, смысловой ценности. Эта черта, вернее же, основная особенность аристотелевской философии, восходит, несомненно, к Платону с его благоговейным отношением к разумной действительности» (Лосев, 1974: 409). Далее А. Ф. Лосев убедительно показывает, что эти черты не были свойственны Спев-сиппу, а ведь именно его признают создателем первой энциклопедии. Действительно, энцик-лопедичность — нечто другое, это метод, основанный на сравнении максимально доступного для обозрения количества феноменов, сопоставимых в искомых отношениях. Если энциклопедия воздерживается от выводов, то

энциклопедичность привлекает обширный материал именно для выводов. Если Аристотель, Леонардо да Винчи или Лейбниц были «многознайками», то это было проявлением их эн-циклопедичности, что и позволило им стать великими мыслителями.

1 января 1751 г. вышел в свет первый том «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», изданный Дени Дидро и Жаном Лероном Д’Аламбером. Началось просветительское движение энциклопедизма, сыгравшее огромную роль в истории и культуре Франции, всего мира. Энциклопедичность Лейбница отошла в прошлое, хотя до сих пор свойственна некоторым интеллектуалам. Но ее актуальность померкла в середине XVIII в., ибо в этот период произошла грандиозная трансформация способа мировосприятия: появление «Энциклопедии» под редакцией Дидро и Д’Аламбера (Encyclopёdie, 1751-1780) свидетельствует о том, что отныне целостное осмысление совокупности человеческих знаний доступно только коллективу специалистов (т. е. экспертов по фрагментам общей картины мира и знания о нем), а не отдельному человеку. Это наиболее очевидное различие между энциклопедичностью (свойством индивида) и энциклопедизмом (свойством группы ученых, получивших название «энциклопедисты», «просветители», составивших влиятельное социокультурное движение).

Принято возводить современный строй энциклопедий к «Энциклопедии» французских просветителей. Это во многих отношениях оправданно. По характеристике Дени Дидро, «целью “Энциклопедии” является собирание и сведение воедино разрозненных по всей земле знаний и изложение их общей системы людям, которые будут жить после нас с тем, чтобы труд прошедших веков не остался бесполезным для веков грядущих и чтобы наши потомки, становясь образованными, в то же время становились более счастливыми, а мы бы приобрели заслугу перед человеческим родом» (Ему^р edie... 1765, V. 12: 348). Издание основного состава «Энциклопедии» (17 томов текста и 11 томов гравюр-иллюстраций) было завершено в 1772 г. Затем появилось несколько томов дополнений и указателей, и к 1780 г.

«Энциклопедия» состояла уже из 35 томов и включала 71 818 статей и 3129 иллюстраций. В «Энциклопедии» содержался полный свод знаний и просветительских представлений

о природе, обществе, науке и искусстве.

Создание такого труда потребовало объединения усилий всех французских просветителей. Во главе этого грандиозного дела становится Дени Дидро (Le Gras, 1928; Proust, 1967; Длугач, 1975). Он в 1747 г. получил предложение от парижского издателя А. Ф. Ле Бретона возглавить работу по переводу на французский язык «Энциклопедии, или Всеобщего словаря ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса, которая к тому времени велась уже несколько лет, но без удовлетворительного результата. У Дидро возникла мысль расширить рамки проекта и воплотить в систематизированной форме идеи французских просветителей, на что издатели согласились. Вместе с ним редактированием «Энциклопедии» занимался выдающийся математик Д’Аламбер, предисловие которого к изданию считается манифестом Просвещения. Редакторы привлекли к изданию Вольтера, Монтескье, Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Кондильяка, Тюрго, Мабли, Кондорсе, Бюффона и многих других просветителей, получивших во второй половине века название «энциклопедисты». Дидро написал около 6 тыс. статей, Д’Аламбер — около 1600 статей. Всего было более 140 авторов. Особый вклад в создание статей для «Энциклопедии» внес Луи де Жо-кур (Louis de Jaucourt, 16.09.1704-3.02.1779), писавший о литературе, политике, медицине, экономике и выступивший автором 17 266 статей (посчитано, что это примерно по восемь статей в день с 1759 по 1765 г.). Во второй половине XVIII в. авторитет Вольтера растет, с ним переписываются европейские монархи, желавшие прослыть «просвещенными государями». Среди них — русская императрица Екатерина II. Но не Вольтер уже воспринимался вождем просветителей Франции, а Дидро, стоявший во главе «Энциклопедии».

Тем не менее в «Энциклопедии» Д’Аламбе-ра и Дидро энциклопедизм лишь в некоторых чертах подобен энциклопедизму современных универсальных энциклопедий. Отличие состо-

ит и в том, что, во-первых, отбор статей Дидро как ответственный редактор издания на протяжении 25 лет вел на основе определенной идейной платформы, во-вторых, наиболее важные из этих статей писались кругом лиц, которые выступали в отношении этой идейной платформы как единомышленники, в-третьих, само содержание словарных статей преимущественно было направлено на раскрытие просвещенческой идеологии, в-четвертых, в результате этого «Энциклопедия» как целое (а не только введение, написанное Д’Аламбе-ром) выступала идейным манифестом, представленным в словарной форме. В известном смысле эта энциклопедия выступала как последовательное проведение тезаурусного принципа в этом типе изданий. В конечном счете все энциклопедии тезаурусно ориентированы, но при этом чаще всего претендуют на универсализм и содержат тысячи, десятки и сотни тысяч словарных статей, написанных значительным числом авторов. Так, 15-е издание энциклопедии «Британика» содержало 120 тыс. статей, ее современная версия создана при участии около 4 тыс. авторов и редакторов.

Имеются и авторские энциклопедии (или словари энциклопедического типа), где, впрочем, также сильна тенденция к универсальности (Кондаков, 1971).

С появлением электронных энциклопедий удалось преодолеть одну из слабостей универсальных энциклопедий, а именно их зависимость от заранее избранной системы терминов, вокруг которых строится система энциклопедических статей. Необходимость заранее составлять словник, который может быть изменен по ходу издания в очень малой степени, — явный недостаток энциклопедического типа издания на бумажном носителе, чаще всего предполагающего подготовку многих томов на протяжении нередко десятилетий.

«Википедия» как энциклопедическое издание, создаваемое неопределенным (неограниченным) числом авторов на основе кумулятивного принципа, стала прорывом в энциклопедическом деле и показала огромные преимущества энциклопедической формы, соединенной с сетевым способом ее наполнения.

Термин «вики» был изобретен американским программистом Уордом Каннингемом (род. 1949 г.) в 1995 г. для обозначения разрабатывавшейся им с 1994 г. первой вики-системы WikiWikiWeb. Слово wiki по-гавайски значит «быстро». Википедия создается на 225 языках мира, насчитывает 24 млн статей, из них около

1 млн — в русской Википедии. В этом отношении идея полноты знаний Википедией реализуется в большей мере, чем энциклопедией в рассмотренном выше значении слова. В то же время в Википедии была утеряна целостность энциклопедии в ее тезаурусном аспекте, поскольку редактирование в смысле придания единства позиции авторского коллектива при доступности для каждого выступить в роли соавтора по любому тематизму лишилось своей организующей роли. Учитывая все это, невозможно при характеристике Википедии использовать в изложенных значениях ни понятие «энциклопедия», ни понятие «энцикло-педичность», ни понятие «энциклопедизм». Возникшее и устойчиво развивающееся социальное движение уместно определить термином «википедизм». Явление это достойно социологического и культурологического, а также психологического научного исследования. Без него не возникли бы условия становления отличного от него, хотя и среди своих форм использующего интернет-ресурсы Нового Энциклопедизма.

Когда мы говорим о Новом Энциклопедизме, то подразумеваем под этим сочетание те-заурусной оформленности энциклопедии и ку-мулятивности в ее формировании. Тезаурус не обязательно должен идентифицироваться с позицией авторитетного редактора, и возможность создавать энциклопедическую программу на базе научного коллектива, как это сегодня реализуется в работе Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, придает исследовательской деятельности естественную однородность и общую направленность (при всех различиях позиций отдельных сотрудников). Кумулятивность в создании энциклопедического продукта позволяет корректировать замысел по ходу дела. Аналог дает публикация в научном журнале МосГУ

«Знание. Понимание. Умение» начиная с первого номера этого периодического издания «Энциклопедии гуманитарных наук». Характерно, например, что в 2004 г. была опубликована статья А. И. Ковалевой «Социализация» (Ковалева, 2004), а в последующем эта тематика ею была продолжена в уточняющей статье (Ковалева, 2012).

Отмеченные свойства Нового Энциклопедизма позволяют преодолеть фрагментарность «Программы научно-образовательного информационного поля» как недостатка при задаче систематического представления знания, каковое ожидается от энциклопедии. Во-первых, кумулятивный способ организации концептуально ведет к снижению фрагментарности словарного состава: принципиально важно, что словарный состав может безгранично пополняться, освобождаться от избыточных элементов, перегруппировываться по разным основаниям, в том числе и в режиме сосуществования нескольких классификационных подсистем.

Во-вторых, тезаурусный подход, применяемый в проекте, делает обоснованной такую полноту возникающего из фрагментов целого, которая соответствует ориентационной задаче. Применительно к тезаурусу полнота является не количественной, а качественной характеристикой (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008: 63). Это обстоятельство существенно для концептуального обобщения Нового Энциклопедизма. Оно позволяет увидеть значение субъектной организации знания даже в форме, которая воспринимается как наименее подверженная субъективизации. В конечном счете такой подход концептуально возвращает нас — но на совершенно другом уровне информационного обеспечения и коммуникационных технологий — к замыслу «Энциклопедии» французских просветителей систематизировать знания с тем, чтобы они стали понятны нынешнему и будущим поколениям, способствовали торжеству добра и делали людей счастливее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гиннес (2004) : Мировые рекорды 2004 : пер. с англ. М. : АСТ ; Астрель.

Джеймс, П., Торп, Н. (1997) Древние изобретения : пер. с англ. Минск : Попурри.

Длугач, Т. Б. (1975) Дени Дидро. М. : Мысль.

Захаров, Н. В., Луков Вл. А. (2012) Гений на века: Шекспир в европейской культуре. М. : ГИТР.

Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 139-143.

Ковалева, А. И. (2012) Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 298-300.

Кондаков, Н. И. (1971) Логический словарь. М. : Наука.

Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 38-45.

Лосев, А. Ф. (1974) История античной эстетики. Т. 3 : Высокая классика. М. : Искусство.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Национальный ин-т бизнеса.

Программа научно-образовательного информационного поля: концепция Нового Энциклопедизма (2012) / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, Н. В. Захаров, Б. Н. Гайдин, Ч. К. Ламажаа, С. В. Луков, В. А. Гневашева [Электр. ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/ Lukovs_et-al_New-Encyclopaedism/ (дата обращения: 31.01.2013).

Уколова, В. И. (1983) Первый средневековый энциклопедист // Вопросы истории. № 6. С. 185-188.

Encyclopedie (1751-1780), ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers... : 35 vol. P.

Le Gras, J. (1928) Diderot et l’encyclopedie. Amiens : Edgar Malfere. (Les grands evenements litteraires).

Pliny. (1938-1963) Natural History : Vol. 1-10. Camb., Mass. ; L. (The Loeb Classical Bibl.).

Proust, J. (1967) Diderot et l’Encyclopedie. P. : A. Colin.

NEW ENCYCLOPAEDISM (THE THESAURUS ANALYSIS)

Val. A. Lukov, Vl. A. Lukov (Moscow University for the Humanities)

The article illustrates the conception of New Encyclopaedism, which combines various forms of

activity of the Institute ofFundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities.

Keywords: New Encyclopaedism, information resources, the thesaurus analysis, Moscow University for the Humanities.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Ginnes (2004) : Mirovye rekordy 2004 : per. s angl. M. : AST ; Astrel’.

Dzheims, P., Torp, N. (1997) Drevnie izobrete-niia : per. s angl. Minsk : Popurri.

Dlugach, T. B. (1975) Deni Didro. M. : Mysl’.

Zakharov, N. V., Lukov Vl. A. (2012) Genii na veka: Shekspir v evropeiskoi kul’ture. M. : GITR.

Kovaleva, A. I. (2004) Sotsializatsiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 139-143.

Kovaleva, A. I. (2012) Professional’naia mobil’-nost’ // Znanie. Ponimanie. Umenie. №1. S. 298-300.

Kondakov, N. I. (1971) Logicheskii slovar’. M. : Nauka.

Lamazhaa, Ch. K. (2012) Tezaurusnyi podkhod dlia tuvinovedeniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 38-45.

Losev, A. F. (1974) Istoriia antichnoi estetiki. T. 3 : Vysokaia klassika. M. : Iskusstvo.

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub»ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Natsional’nyi in-t biznesa.

Programma nauchno-obrazovatel’nogo informa-tsionnogo polia: kontseptsiia Novogo Entsiklopediz-ma (2012) / Val. A. Lukov, Vl. A. Lukov, N. V. Zakharov, B. N. Gaidin, Ch. K. Lamazhaa, S. V. Lukov, V. A. Gnevasheva [Elektr. resurs] // Informatsion-no-gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». №6 (noiabr’ — dekabr’). URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Lukovs_ et-al_New-Encyclopaedism/ (data obrashcheniia: 31.01.2013).

Ukolova, V. I. (1983) Pervyi srednevekovyi en-tsiklopedist // Voprosy istorii. № 6. S. 185-188.

Encyclopedie (1751-1780), ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers... : 35 vol. P.

Le Gras, J. (1928) Diderot et l’encyclopedie. Amiens : Edgar Malfere. (Les grands evenements litteraires).

Pliny. (1938-1963) Natural History : Vol. 1-10. Camb., Mass. ; L. (The Loeb Classical Bibl.).

Proust, J. (1967) Diderot et l’Encyclopedie. P. : A. Colin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.