Научная статья на тему 'Новый экономический курс российской экономики : от рецессии к стабилизации'

Новый экономический курс российской экономики : от рецессии к стабилизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕВАЛЬ ВАЦИЯ / РЕЦЕССИЯ / СТАГНАЦИЯ / CRISIS / ANTI-CRISIS PROGRAM / MODEL OF DEVELOPMENT / ECONOMIC POLICY / ECONOMIC REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергиенко Оксана Владимировна, Метелев Сергей Ефимович

В данной статье приводится экономический анализ тенденций развития российской экономики, уточ няются её основные ориентиры и пути достижения для принятия масштабных и согласованных действий в целях долгосрочного развития страны. Целью статьи является систематизирование научных и практических основ стабилизации и роста экономики страны в условиях кризиса. В работе авторы акцентируют внимание на приоритетах развития экономики и путей преодоления негативных последствий рецессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ECONOMIC RATE OF THE RUSSIAN ECONOMY: FROM RECESSION TO STABILIZATION

This article provides an economic analysis of the development trends of the Russian economy, it clarifies its basic guidelines and achieving acceptance for large-scale and coordinated actions for long-term development of the country. The aim of the article is the systematization of scientific and practical bases of stabilization and growth of the economy during the crisis. In the paper, the authors emphasize the priorities of economic development and ways to overcome the negative effects of the recession

Текст научной работы на тему «Новый экономический курс российской экономики : от рецессии к стабилизации»

УДК 338.2 О О.В. Сергиенко, С.Е. Метелев

О.В. Сергиенко С.Е. Метелев

НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ОТ РЕЦЕССИИ К СТАБИЛИЗАЦИИ

В данной статье приводится экономический анализ тенденций развития российской экономики, уточняются её основные ориентиры и пути достижения для принятия масштабных и согласованных действий в целях долгосрочного развития страны. Целью статьи является систематизирование научных и практических основ стабилизации и роста экономики страны в условиях кризиса. В работе авторы акцентируют внимание на приоритетах развития экономики и путей преодоления негативных последствий рецессии.

Ключевые слова: кризис, антикризисная программа, модели развития, экономическая политика, девальвация, рецессия, стагнация.

А ктуальность выбранной тематики опре-/\ деляется сложившимися условиями А. российской экономики, ее зависимостью от импорта технологий и оборудования, доходов бюджетной системы страны от уровня и динамики цен на нефтегазовое сырье. Признавая этот результат одним из главных следствий неспо-

в Китае, продолжится рецессия в России и Бразилии.

экономически активного населения страны (7,58 миллиона человек). Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России в конце января 2016г. составила 3627,1 рубля и за месяц выросла на 1,4%.

В 2015 году в российскую экономику в форме прямых инвестиций было вложено всего 21 млрд. долларов, что является абсолютным антирекордом за всю историю современной России. Прямые иностранные инвестиции составили 2,8 млрд., что примерно на 48% ниже показателей предыдущего периода. Падение инвестиций в сферу финансов и страхования составило порядка 40%, в добычу энергоносителей - 27%, строительство - 18%, торговля - 13%, транспорт и связь - 12%. В период глобального кризиса 2008-2009 годов коренным образом изменились условия, факторы и источники экономического роста в нашей стране. Примерно наполовину наше социально-экономическое развитие в период 10-летнего подъема 1999-2008 годов было связано с форсированными инвестициями, которые ежегодно увеличивались на 11-12%. В 2009 году эти инвестиции снизились на 16% и восстановились на уровне 2008-го только в 2012-м. Затем опять стали сокращаться: в 2013 году - на 0,3%, в 2014 году - на 2,5%, в 2015 году - на 13,7% . Сокращающиеся инвестиции тянут нашу экономику к стагнации и рецессии, и поэтому вместо притока капитала, который мы имели перед кризисом 2008-2009 годов (в 2006 году приток составил $43 млрд., а в 2007 году - $82 млрд.), начался интенсивный отток капитала: в 2008 году $133 млрд., а всего за период, включая 2014 год, около $600 млрд. Отдачу инвестиции дают года через четыре, когда запускается производство. Значит, сегодняшний рост должны были бы обеспечить инвестиции в 2010 -первом послекризисном году, когда экономика еще не оправилась от кризиса. В 2009 году инвестиции снизились на 17%, в 2010 году - на 11%. Все предшествующие годы инвестиции были очень низкими, включая и 2014 год, а значит и в 2017 -2018 годах никаких темпов роста не ожидается.

Без решения фундаментальных проблем выход из кризисной ситуации невозможен. Экономическое

Источник Минэкономразвития

Неблагоприятная экономическая ситуация в странах с формирующимся рынком скажется на темпах развития глобальной экономики в целом. Последствия глобального кризиса, обусловленные разрывом между финансовым сектором и реальной экономикой, поставили новые задачи перед каждой страной по разработке системы антикризисных мер. В 2016 году темпы роста мировой экономики составят 2,9 %. В 2015 году они не превысили 2,4 %. При этом наблюдается ослабление экономики большинства крупнейших стран с формирующимся рынком, которые вносили значительный вклад в общемировой экономический рост. В 2016 году темпы снижения цен на нефть замедлятся или стабилизируются, положение в экономике РФ улучшится. Социально-экономическая ситуация России в 2015 - начале 2016 гг. характеризуется устойчивым трендом снижения основных экономических показателей. Экономика России из рецессии переходит в застой. Санкции Запада и ответные меры стоили России в 2015 году 1,5% ВВП или 25 млрд. евро. Падение ВВП составило 3,7%. Индекс промышленного производства в январе 2016 г., по сравнению с январем 2015 г. составил 97,3%, а по сравнению с декабрем 2015 г. - 80,3%. Реальные располагаемые доходы россиян в январе 2016 года упали на 52,2 % по сравнению с декабрем 2015-го. Размер доходов составил 21 365 рублей (месяцем ранее - 45 212 рублей) . Уровень безработицы составил 5,8 % от

Источник Росстат.

собности преодолеть преимущественно сырьевую модель развития, а также то, что данная зависимость угрожает национальной безопасности, большинство экспертов поддерживает идею реструктуризации экономики. В докладе Всемирного банка озвучены основные тенденции 2016 года, где прогнозируется дальнейшее замедление темпов экономического роста

сообщество прогнозировало в 2015-м дно кризиса, но реальность такова, что, спад будет продолжаться и в 2016, и в 2017 году. При этом стоит учитывать этапы жизненного цикла кризиса, во всем мире кризис перепроизводства, это кризис дефляционного шока. Америка, Европа, Китай, Япония, Великобритания, испытывают избыток накопления капитала, падение предельной отдачи на вложенный капитал. У них перепроизводство товаров, услуг, инвестиций и поэтому они включают печатные станки, девальвируют валюту, вводят фискальные меры стимулирования, денежно-кредитные. В России кризис строго противоположный - это кризис недопроизводства, недоин-вестиций, в том числе недопотребления. В сложившейся реальной картине в настоящее время специалисты выделяют шесть кризисов, из них три кризиса российские, и три кризиса глобальные.

1. Конъюнктурный кризис, результат достижения предела потенциального роста экономики при имеющихся ресурсах и уровне развития производительных сил. В 2012 году в России завершился выход из циклического системного спада 2009 года. Для дальнейшего роста экономики необходимо было резко наращивать норму инвестиций в основной капитал. Из конъюнктурного кризиса нужно выходить с дешевым кредитом, низкими процентными ставками, налоговыми стимулами. В реальной действительно-

сти государственная политика РФ была направлена в обратную сторону: ставки, налоги повышены, введены торговые сборы, кадастровая оценка, процентные ставки достигли 16% [ 1 ].

2. Системный, структурный кризис российский экономики - это дефолт экономики трубы, и смерть нефтегазового «Титаника», который устойчиво погружается на дно с 2012 года. В 2011 году цены на нефть выросли на 40% с 77 до 109 долларов за баррель, а наша экономика стала затухать с 4,5 до 4,3%, и с тех пор мы падаем на 3,5%, 1,6% и ниже, ниже, ниже. За последние семь лет упал курс рубля к доллару в три раза - с 22 до 70 рублей за доллар, а по прогнозам упадет до 85 и 110, это говорит о том, что скрытый дефолт набирает уже обороты.

3. Кризис власти и собственности. Как говорили классики еще 100 лет назад, он не решается, потому что у нас по-прежнему еще низкопередельный сырьевой офшоризованный криминально-олигархический криминализм. И пока эта система и структура собственности сохраняется, реального выхода из кризиса не будет.

И три глобальных кризиса, на которые мы повлиять не можем.

1. Глобальный демографический переход, темпы роста мирового народонаселения падают устойчиво последние 30 лет. Сегодня мировое население растет темпами в 1,1%. Темпы роста мировой экономики - это примерно квадрат от темпов роста мирового населения, поэтому то, что мы сегодня имеем - эти 3,3% роста экономики, они раздуты, они будут сокращаться.

2. В целом затухание мировой экономики и реинкарнация кризиса 2002 года.

3. Закат эпохи нефтедоллара. Для нас это самый опасный кризис, потому что мы экономика низкопередельная, экономика деиндустриализированная. Заканчивается 40-летний цикл снижения процентных ставок в Америке сейчас инвесторы на Wall Street делают ставку на разворот процентных ставок, уже взлетела доходность американских казначейских бумаг в 6,5 раз по месячным, трехмесячным бумагам, и эпоха дешевого доллара или дорогого сырья закончилась. Вся система и модель экспортного развития развивающихся экономик заканчивается. Те, кто был на природно-сырьевой, а не на интеллектуальной ренте обречены на катастрофу.

Существующие экономические условия хозяйствования повышают опасность реализации сценария, по которому процессы стагнации и снижения темпов роста национальной экономики приобретут долговременный характер. Процесс стабилизации экономики с точки зрения методологии его исследования органически связан с общим содержанием проводимых в стране экономических реформ. При этом основными являются следующие методологические принципы:

1. Принцип единого (целостного) финансово-экономического пространства. Невозможно стабилизировать экономику без системного и комплексного подхода в целом.

2. Принцип системно-структурного (уровнево-го) отражения содержания процесса стабилизации экономики в формах его осуществления. Целесообразно классифицировать формы осуществления процесса стабилизации экономики, исходя из того, какие конкретно процессы стабилизации - сущностные, вторичные или третичные.

3. Принцип многообразия форм осуществления стабилизации экономики при акцентированном использовании на практике, прежде всего форм, которые перешли из предшествующей системы хозяйствования, и продолжат свои реализацию и развитие в условиях действующей системы.

4. Принцип обусловленности форм осуществления стабилизации экономики. Логика исследования процесса стабилизации экономики должна повторять логику практики, но опосредованную системой научных категорий.

5. Принцип взаимозависимости и кооперации стран в глобальном мире [2].

С позиций методологических принципов исследования стабилизация экономики по своей сущности означает процесс ее приведения в устойчиво-равновесное состояние. Экономическое сообщество находится в постоянном поиске наиболее адекватной модели развития. В каждом историческом периоде доминировали различные теории. Так, 1940 - 1960-е гг. прогрессировала теория кейнсианства, доктрина данной концепции была положена в основу «нового курса» Ф. Рузвельта в США, затем экономической политики Великобритании, Канады, Австралии, Ни-

дерландов, а в 1960-е гг. - Японии. Модель Кейнса применима в экономике с существенным резервом неиспользуемых ресурсов и предполагает активную макроэкономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Однако в начале 1970-х гг. темпы роста падали, а в результате дефицитного финансирования инфляция резко возросла. Президент США Р. Рейган и премьер-министр Великобритании М. Тэтчер поменяли экономическую политику на неоклассическую (монетарную), заключающуюся в максимизации свободы частного предпринимательства и ограничении государственного вмешательства в экономику. Современники ориентируются на неоин-ституционализм, в основе которого заложены теории институтов, общественного выбора, прав собственности и контрактов. Саймон Кузнец показал, что в основе процесса экономического роста лежат длительные отраслевые структурные сдвиги, определяемые технологическими сдвигами, действующими в промышленных секторах. Он придавал огромное значение ускорению технического прогресса как основному источнику долгосрочного экономического роста,

структурных изменений в экономике и повышению производительности факторов роста[4].

Современный экономический рост возможен, только если эти конфликты разрешаются без чрезмерных потерь и без долгосрочного ослабления политической системы общества. С. Кузнец: «...В той мере, в которой экономический рост сопровождается разрешением постоянно возникающих конфликтов, вызванных быстрыми изменениями в структуре экономики и общества, его можно представить как процесс управляемой революции. Постоянное появление технологических нововведений являются главными факторами воздействия на структуру экономики и общества...». Для выхода из нынешнего экономического кризиса необходимо начать внедрение эффективных социальных инноваций. Прежде всего, требуется начать с выравнивания неравенства, путем возрождения сильно прогрессивной налоговой системы и эффективных механизмов справедливого перераспределения доходов и богатства, чтобы возродить

а) новая индустриализация (Китай - «фабрика мира»);

б) информатизация (Индия - «всемирный офис информационных услуг»);

в) формирование наукоемких высокотехнологичных секторов.

Место России в мировом разделении труда в XXI веке - это создание гибкой высокотехнологичной промышленности, способной производить наукоемкие инновационные товары и услуги. Смена экономической политики подразумевает смену идеологии, программы, целей и задач, исполнителей, ответ-

ственных лиц. России нужна экономическая политика здравого смысла, нацеленная на демонополизацию, деофшоризацию, декоррумпизацию, детеневизацию, деолигархизацию экономики, на борьбу с долларизацией. В таких условиях важно сконцентрировать внимание на внутренних возможностях, которые способны привести к укреплению российской экономики. Особую остроту приобретает выбор из двух альтернатив, на чем сделать упор в нынешних условиях: на финансовой консолидации, либо экономическом росте. Этот выбор разделил экономистов на два лагеря, Сегодня, казалось бы, выбор сделан. О нем твердо заявил Президент Путин, определив однозначно акцентировать внимание на экономическом росте и через развитие нашей экономики сохранить ее социальную ориентацию. Однако переориентация макроэкономики и создание условий для экономического роста невозможно без финансовой консолидации. По мнению С. Глазьева необходимо соблюдать «...банальную монетарную закономерность: с повышением процентных ставок идет замедление экономического развития, со снижением процентных ставок идет ускорение экономического развития. Если рентабельность ниже процентной ставки, то брать кредиты предприятие не может...». Половина оборотных средств предприятий промышленности в мировой практике сформирована за счет заемных денег, поэтому, когда ставки процентов повышаются сверх рентабельности, автоматически предприятие вынуждено сокращать оборотный капитал, отказываться от кредитов, а, следовательно, сворачивать производство. Но для развития бизнеса необходимы еще и инвестиции, для которых требуются долгосрочные кредиты под низкие процентные ставки. Когда процентная ставка оказывается выше средней нормы рентабельности, автоматически начинается сжатие производства, которое в свою очередь подстегивает инфля-цию[3]. Если нет возможности наращивать производство за счет заемных средств, у хозяйствующего субъекта остается единственный способ удержать приемлемый уровень рентабельности - поднять цены вслед за повышением цен на импорт, данная ценовая политика и была реализована отечественным бизнесом. Когда Центральный банк переводит цену денег намного выше средней нормы рентабельности, деньги перестают поступать в реальный сектор экономики, наоборот, деньги освобождаются из реального сектора и перетекают в сферу финансовых спекуляций. При этом резко ускоряется скорость их обращения, и в итоге мы имеем инфляционный шок, что и произошло у нас в конце 2014 года. А перейдя к тар-гетированию инфляции, Центробанк фактически допустил ее резкое повышение, она взлетела в два раза вместо того, чтобы опуститься в два раза.

В 1998 году обвал национальной валюты, де-вальвационный шок - был успешно использован премьер-министром Примаковым и главой Центробанка Геращенко как мощнейший рычаг преодоления кризиса. Сегодня Правительство РФ в условиях девальвации проводит жесткую кредитную и бюджетную

повышенный совокупный спрос [5].

В настоящее время экономика развитых стран в XXI веке базируется в сфере производства и услуг на наукоемких технологиях, как движущей силе развития отрасли хозяйства. Страны БРИКС используют следующие модели экономического развития:

политику. При такой политике причиной спада экономики является уже не девальвация, а закручивание финансовых гаек в условиях девальвационного шока.

Когда мы говорим об экономическом кризисе, мы должны проводить четкую грань между виртуальным миром (это, прежде всего, финансовый сектор) и реальным миром (это, прежде всего сектор услуг и сектор обрабатывающей промышленности). Сегодня рубль оказался самой недооцененной валютой и огромная волатильность рубля никак не связана с фундаментальными факторами. Это чисто спекулятивная игра, которая привела в хаотическое состояние наш финансовый рынок. Она манипулируется финансовыми спекулянтами, которые имеют неограниченную кредитную подпитку со стороны мировых финансовых центров. В ситуации, которая складывалась на российском рынке весь предыдущий период, мы фактически перевели нашу денежную систему на внешнее финансирование из-за высоких денежных ставок, которые уже длительное время у нас на рынке намного выше мировых. Все платежеспособные заемщики уходили заграницу, там кредитовались, и в итоге 2/3 денежной базы сегодня сформированы под иностранные источники. При этом параллельно росту внешнего долга шла утечка капитала. В той мере, в которой набирался внешний долг, в этой мере увеличивался кумулятивный вывоз капитала. Мы ежегодно теряем примерно 50-60 млрд. долларов, которые растворяются, а остальные 50 млрд. из 120-140, которые

мы теряем каждый год, возвращаются в страну, проходя через офшорный фильтр фактически из иностранной юрисдикции, вызывая у нас иллюзию притока иностранных инвестиций. В результате такого не эквивалентного обмена мы уже давно финансируем окружающий мир, и поток денег, которые уходят заграницу в оплату на 85% псевдоиностранных инвестиций уже давно превышает приток денег извне.

Российская академия наук предлагает перейти к системе целевого кредитования экономики, гибкой системе предоставления реальному сектору кредита с обязательным условием жесткого контроля за их целевым использованием. Для перехода российской экономике к экономическому росту, необходимо увеличивать норму накопления как минимум в два раза. Единственным источником для этого по международному опыту является расширение внутреннего кредита.

В целях преодоления кризисных тенденции 2014 года Правительством РФ утверждено распоряжение от 27.01.2015 № 98-р «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Антикризисный план Правительства РФ основывался на тех же принципах, что и программа 2008-2009 гг. Но экономический спад 2008-2009 года Россия так и не преодолела. Не восстановлены докризисные инвестиции, так что в новый кризис мы вошли не справившись с последствиями предыдущего (табл.1).

Таблица 1

Динамика ВВП, промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства и инвестиций в

2007-2014 гг.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014 к пику роста

ВВП 108,5 105,2 92,2 104,5 104,3 103,4 101,3 100,7* 106

Промышленное производство 106,8 100,6 89,3 107,3 105,0 103,4 100,4 101,5* 106

Продукция сельского хозяйства 103,3 110,8 123 95,2 105,8 107,6

Инвестиции в основной капитал 123,8 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 99,8 у^ 2** * 103,4

Строительство 118,2 112,8 86,8 105 105,1 102,5 100,1 у^ * 93,7

Добыча полезных ископаемых 103,3 100,4 97,2 103,8 101,8 101 101,1 101,2** 106,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 99,4 100,6 97,3 102,2 100,2 101,3 97,5 97,9

* - данные за 3 квартал; ** - за 11 мес. 2014 года; *** - ноябрь к ноябрю.

В 2015 году Правительство расценило происходящее как финансовый кризис, декларируя: кризис неизбежен, он продлится от полугода до двух лет -ровно столько, сколько продержится низкая цена на нефть, - и его надо просто тихо переждать. В этой связи фактически предлагалась программа «примире-

ния с кризисом»: дожидаться повышения цены на нефть. Если суммировать все антикризисные меры, принятые в 2015 году, то объем их финансирования составит 1 трлн. 950 млрд. рублей. Из этих денег банкам предоставляется 1 трлн. 665 млрд. рублей или 85 %. Стимулирование высокотехнологичного экспорта

в условиях санкций, затруднительно, потому что новых ниш на рынке в области обрабатывающей промышленности в данных условиях найти практически невозможно. А стимулирование сырьевого экспорта сейчас в условиях девальвации рубля может привести к эскалации сырьевого экспорта, вымыванию сырьевых ресурсов из страны, и повышение цены на них внутри страны. Все эти действия вкупе с безденежьем и отсутствием внутреннего рублёвого кредита привели к параличу реального сектора и промышленности, а также стремительному росту теневого сектора экономики с официальных 23 до 27% ВВП.

Таким образом, надежды преодолеть негативные тенденции с использованием исключительно механизмов рыночного саморегулирования себя не оправдали. И в качестве альтернативы этих механизмов предлагается переход к системе стратегического планирования. Данный переход не возможен без отказа от устоявшихся за последние два десятилетия, представлений о формах и источниках накопления общественного богатства. Он потребует иного понимания места и роли государства в современной экономике, переосмысления как критериев оценки «эффективного собственника», так и «эффективного государства». Начало этому переосмыслению положило принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172 ФЗ, Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» № 488 ФЗ, Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и вне-

сении изменений в отельные законодательные акты в Российской Федерации» № 224 ФЗ.

В качестве приоритетных направлений России в сложившейся экономической ситуации должны быть определены следующие.

1. Финансовая поддержка государства направленная на расширение объемов кредитования по определенным приоритетам при жестком контроле использования выделенных кредитных ресурсов.

2. Системные решения задач импортозамеще-ния. По приоритетным направлениям импортозаме-щения, необходимо настроить контрактную систему (систему госзаказа) при которой товары российского происхождения получили бы максимально возможные преференции при закупках (учитывая при этом условия ЕАЭС).

3. Повышение инвестиционной привлекательности регионов.

4. Корректировка тарифной и налоговой политики с учетом стимулирующей функции налогов.

5. Преобразование и расширение системы НИ-ОКР. Необходимо кардинально повысить производительность труда в системе НИОКР, требуются новые формы организаций НИОКР на базе компьютерных технологий и ИКТ.

Стержнем новой разумной экономической политики должны быть: создание условий для производства в не сырьевых секторах, адекватная денежно-кредитная политика, поддержка товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, ориентированность на потребности производства.

5. Управление в условиях неустойчивости финансово-экономической системы: стратегия и инструменты [Текст] // под ред. А.З. Бобылевой. Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - Выпуск № 44. С. 82-87.

Библиографический список

1. Антикризисное управление: учебник [Текст]. - 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 620 с.

2. Антикризисное управление: учебник для бакалавров [Текст] / Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2014. - 514 с.

3. Глазьев, С. Жить своим умом [Текст] // Трибуна. 2015. - Режим досту-па:/Лу\у\у^1агеу.ги/есопот_роШ/437/, свободный.

4. Горегляд, В. Искусство баланса [Электронный ресурс]. Режим доступа http://russianmind.org/iskusstvo-Ьа1аша, свободный.

References

1. Crisis management [Crisis management]. Textbook. - 2 nd ed., Ext. and rev. / Ed. prof. EM. Korotkov. M., INFRA-M, 2014, 620 p.

2. Crisis management. [Crisis management]. Textbook for undergraduate / EP Zharkovskaya, BE Brodsky. -8th ed.. and ext. M., Omega-L, 2014, 514 p.

3. Glazyev S. Live your mind [Live your mind]. // Tribune" published in the edition. 2015 http ://www.glazev.ru/ econom_polit/437/.

4. Goregliad V. Balance Art [Balance Art]. http://russianmind.org/iskusstvo-balansa Access free.

5. Management in conditions of instability of financial and economic systems: strategy and instruments [Management in conditions of instability of financial and economic systems: strategy and instruments]. // Ed. AZ Bobylev. Public administration. Electronic Bulletin. - 2014. - Issue number 44, pp. 82-87.

NEW ECONOMIC RATE OF THE RUSSIAN ECONOMY: FROM RECESSION TO STABILIZATION

Oksana V. Sergienko,

Associate Professor, Omsk Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Sergei Y. Metelev,

Professor, Omsk Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Abstract. This article provides an economic analysis of the development trends of the Russian economy, it clarifies its basic guidelines and achieving acceptance for large-scale and coordinated actions for long-term development of the country. The aim of the article is the systematization of scientific and practical bases of stabilization and growth of the economy during the crisis. In the paper, the authors emphasize the priorities of economic development and ways to overcome the negative effects of the recession.

Keywords. Crisis, anti-crisis program, the model of development, economic policy, economic reforms.

Сведения об авторах:

Сергиенко Оксана Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, зам. директора по научной и инновационной работе Омского института РЭУ им Г.В. Плеханова (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].

Метелев Сергей Ефимович - доктор экономических наук, профессор, директор Омского института (фи-лиапла) РЭУ им Г.В. Плеханова (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 23.03.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.