Научная статья на тему 'Новые задачи профориентационной работы школы в связи с современными тенденциями развития информационного общества'

Новые задачи профориентационной работы школы в связи с современными тенденциями развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирикович Татьяна Евгеньевна

В статье рассмотрены основные тенденции изменений на рынке труда информационного общества и новые задачи в содержании профориентационной работы школы в связи с этими тенденциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые задачи профориентационной работы школы в связи с современными тенденциями развития информационного общества»

Раздел V

Приглашаем к дискуссии

УДК 37.048.45 ББК Ч420.242

Т.Е. Кирикович

Новые задачи

профориентационной работы школы в связи с современными тенденциями развития информационного общества

В статье рассмотрены основные тенденции изменений на рынке труда информационного общества и новые задачи в содержании профориентационной работы школы в связи с этими тенденциями.

Ключевые слова: рынок труда; информационное общество; профориентационная работа.

Вот уже более полувека человечество живет и развивается в условиях формирующегося «общества знания», или информационного общества, в котором динамизм, нестабильность, интеграция стали атрибутами времени. В связи с этим интересно проанализировать основные тенденции изменений в обществе в свете выявления новых задач в профориентационной работе школы.

Первая тенденция связана с изменением структуры профессий.

1. Меняется численность промышленных рабочих. В 50-х годах XX века численность промышленных рабочих достигла своего пика и

составляла более 50% занятого населения. Затем количество рабочих в мире в связи с информатизацией производства стало уменьшаться, сегодня оно составляет 15% занятого населения и по прогнозам должно снизиться до 5-10%. Причем рабочий класс в последнее десятилетие не только сократился количественно, но и изменился качественно - распался на две группы. Одна, меньшая, состоит из высококвалифицированных рабочих, которые востребованы и по социальному уровню и доходам относятся к среднему классу. Другая часть, многочисленная, имеет низкую квалификацию, в основном ориентированную на физический труд, не востребована обществом и рынком труда. Аналогичная судьба постигла и сельскохозяйственных рабочих. Сегодня они составляют 3%, а через 15 лет составят 1,5% занятого населения. Современному автоматизированному производству требуется рабочий, как правило, с высшим образованием, способный самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

2. В мире происходит резкое сокращение числа менеджеров среднего звена (в нашем понимании, начальников участков, мастеров, сменных инженеров и т.п.). Фирмы ориентируются на самостоятельность, ответственность и высокий уровень самоорганизации каждого работника. Самостоятельность в решениях становится одним из глав-

ных требований, предъявляемых к специалисту. В этих условиях предпочтение отдается людям с более высоким уровнем образования.

3. Современное производство тяготеет к сетевой организации. Крупные современные производства по изготовлению товаров с мировыми брэндами представляют собой, как правило, международную сеть. Например, все производства по изготовлению известных марок автомобилей представляют собой сеть сравнительно небольших предприятий, расположенных в разных странах. В одной стране делают кузов, в другой - двигатель, в третьей - собирают автомобили. Такая организация производства требует точности исполнения деталей, от работника - знания языка, культуры другой страны, умения работать в команде и договариваться. Сетевая организация труда требует от каждого специалиста способности быть одновременно и руководителем, и дисциплинированным исполнителем.

В соответствии с обозначенными тенденциями определяются доминирующие задачи профориентационной работы:

знакомство школьников с современными тенденциями развития рынка труда, в частности, формирование знаний о требованиях современного производства к личностным качествам работника (самостоятельность, ответственность, высокий уровень самоорганизации);

информирование о требованиях к коммуникативной компетенции работника, к умению работать в условиях интеграции производства и

общества.

Вторая тенденция связана с новым классовым разделением [9]. Стремительно растет «низший класс», класс людей, неспособных обучаться, не востребованных на рынке труда. Это эмигранты, люди получившие образование и не нашедшие себе применения на рынке труда, люди, неспособные к обучению. Представители этого класса увеличивают число безработных, получающих различные социальные пособия. В развитых странах количество представителей этого класса составляет 30% занятого населения. В европейских странах есть целые поколения неработающих людей. В России наблюдается та же тенденция. Этот класс можно считать паразитирующим, так как он ничего не производит, а только потребляет.

Стремительно растет другой новый класс — класс образованных «интеллектуальных служащих», или «класс людей знаний», который в развитых странах уже составляет более половины занятого населения. Этот новый класс коллективно владеет большей частью капитала своих стран через объединенные фонды, свои сбережения. Знания, которыми владеют представители данного класса, дают им свободу передвижения и возможность диктовать свои условия работодателю. Обладая высокой способностью к обучению, владея иностранным языком они могут работать в любой стране и любой организации, где хорошо платят. Следовательно, в процессе профориентационной работы необходимо решать задачи, связанные с актуализацией потребности

школьников в получении хорошего базового образования и развития способности к обучению.

Третья тенденция - потребность в мобильной рабочей силе. По мнению специалистов, всего 20% занятого населения работает по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42% молодежи меняет свои профессии в первые два года по окончании профессионального учебного заведения. Тенденция переучивания нарастает, как нарастает динамизм общественных процессов. Человек за свою жизнь порой несколько раз меняет профессию, по оценкам ученых, в ближайшем будущем это станет нормой. Дело в том, что характерной особенностью любого современного промышленного изделия от компьютера до памперсов, будет то, что оно содержит всего один или несколько узлов, изготовление которых требует высоких наукоемких технологий, для чего необходимы высококвалифицированные специалисты. А все остальное - это штамповка, прессование и другие предельно дешевые технологии, а также сборочные работы, не требующие специализированной квалификации. Таким образом, трудоспособное население распадается как бы на две категории: с одной стороны, сравнительно тонкий слой профессиональной элиты, с другой

- все остальные, достаточно образованные или высокообразованные работники, которые относительно легко могут переходить от одной профессиональной деятельности к другой, из одной отрасли в другую. При этом базовое образование, позволяющее легко осваивать новые

профессии должно быть хорошим.

Данная тенденция определяет следующие задачи в профориентационной работе:

подготовка специалиста, способного переучиваться в течение всей жизни, так как способность к обучению становится жизненно важным условием;

развитие психологической готовности школьника к переучиванию, способности легко отказываться от старых знаний и усваивать новые;

постепенное превращение человека в субъект своего образования и развития, умеющего управлять этими процессам.

Четвертая тенденция связана с возможными глобальными изменениями в самом характере производства, на что в ближайшие десятилетия существенно могут повлиять достижения в области нанотехнологий. В первом номере за 2012 год журнала «Нейрокомпьютеры, разработка, применение», в статье «От редактора выпуска», приводятся выдержки из доклада Министерства обороны Великобритании «Стратегический контекст будущего» о возможных последствиях освоения нанотехнологий:

«В промышленности ожидается в начале XXI в. замена традиционных методов производства сборкой молекулярными роботами предметов потребления непосредственно из атомов и молекул, вплоть до персональных синтезаторов и копирующих устройств, позволяющих изготовить любой предмет»;

«В сельском хозяйстве считается достижимой (во второй - четвертой четвертях XXI в.) замена «естественных машин» производства

пищи (растений и животных) их искусственными аналогами, т.е. комплексами молекулярных роботов, воспроизводящих те же химические процессы, что происходят в живом организме, однако более коротким и эффективным путем»;

«В геронтологии ожидается (третья-четвертая четверти XXI в.) возможность «личного бессмертия» людей за счет внедрения в организм молекулярных роботов, предотвращающих старение клеток...».

Профориентационная работа - это работа на будущее, в которой очень важно правильно ориентировать школьников в современных тенденциях развития общества, профессий, рынка труда. Роль современных информационных технологий в развитии общества будет нарастать. Каждый школьник должен осознавать и понимать это, поэтому он должен стремиться осваивать все новое и прогрессивное в области информационных технологий, не забывая ценности человеческого в человеке. Возрастающая мощь знаний, которыми владеет человек и современный школьник информационного общества, накладывает жесткое требование к ответственности и личностным качествам того, в чьих руках они окажутся. Итоги индустриальной стадии развития человечества породили глобальные кризисы в обществе по направлениям «человек - природа», «человек - общество», «человек - человек» и поставили под угрозу существование самой жизни на Земле. Никогда еще мир не был так хрупок, а проблема гуманизации системы образования (основа гуманизации общества) не была столь актуальна. Школьник в

первую очередь должен осознать самоценность человека и его жизни на планете Земля - это одна из главных новых задач профориентационной работы школы в связи с современными тенденциями развития информационного общества.

Список литературы:

1.Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М. : Просвещение, 1991.

- 159 с.

2.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.

- Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.

3.Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: Принтер, 1993. - 344 с.

4.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировиде-ние: диалог с И.Р. Пригожиным // Вопр. философии. - 1992. - № 12. -С. 4-5.

5.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. - М.: Ком-Книга, 2005. - 240 с.

6.Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре. [Электронный ресурс]. ЦКЬ±йр:/^ркш^уито^па1^. га^ШУККиКМт

7.Ковалева Т.М. Реализация со-

циальных функций образования в современной школе // Ступени педагогического творчества: науч.-

метод. комплект для учителя. - М.: РАО, 2001. - С. 145-171.

8.Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - М.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 785 с.

9.Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.

10.Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. -488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.