Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ВЫЗОВЫ И РИСКИ РАЗВИТИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КРОСС-КАНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОТКРЫТЫЙ БАНК / FINTECH-КОМПАНИЯ / BANKING SECTOR / CHALLENGES AND DEVELOPMENT RISKS / DIGITALIZATION / CROSS-CHANNEL BANKING INFRASTRUCTURE / OPEN BANK / FINTECH-COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомаева Л.Р.

В статье проводится анализ современной инновационной банковской экосистемы России. Подробно рассмотрены все стадии репрессии отечественного банковского сектора с выделением их специфических особенностей. Выявлены новые вызовы и риски для банковского бизнеса в условиях цифровой трансформации всех экономических процессов и жизни общества в целом. Особое внимание уделено инновационной системе «Открытый банк», которая полностью меняет бизнес-архитекуру, инфраструктуру и все бизнес процессы традиционной банковской деятельности, выводя на первый план сотрудничество кредитного-финансовых организаций с FinTech-компаниями не только для повышения конкурентоспособности банковского сектора, но и в целях сохранения своих позиций на рынке банковских продуктов и услуг. На основе проведенного исследования автором выработаны основные принципы новой архитектуры банковского сектора в условиях цифровизации, а также комплекс мер, направленных на развитие нового типа кросс-канальный банковской инфраструктуры России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CHALLENGES AND RISKS OF BANKING SECTOR OF RUSSIA IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Article analyzes the modern innovative banking ecosystem of Russia. Considered in detail all the stages of repression of domestic banking sector, highlighting their specific features. New challenges and risks for banking business have been identified in context of digital transformation of all economic processes and life of society as a whole. Particular attention is paid to innovative system «Open Bank», which completely changes the business architecture, infrastructure and all business processes of traditional banking activities, bringing to the forefront the cooperation of credit and financial organizations with FinTech-companies not only to increase the competitiveness of banking sector, but also to maintain its position in market of banking products and services. Based on the study, author developed the basic principles of new banking sector architecture in terms of digitalization, as well as a set of measures aimed at developing a new type of cross-channel banking infrastructure in Russia.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Эффективная модель ведения банковского бизнеса в своей направленности отражает идеи «третьей фундаментальной теоремы экономики благосостояния, которая заключается в том, что при замене агента, ставящего свои потребности выше общеэкономических, на социально ориентированного агента возможно развитие справедливого эффективного компромисса в экономике» [1].

Выводы

Рассмотренная парадигма развития модели банковского бизнеса можно считать пирамидой Маслоу для кредитных организаций, где низший уровень — спекулятивная модель — отвечает лишь потребностям кредитной организации в получении прибыли, а вершина пирамиды — это потребность кредитных организаций в своей социальной значимости. Таким образом, каждая кредитная организация, а может быть и в целом финансовые институты, должны пройти определенные этапы своего развития от основания пирамиды к её вершине.

Библиографический список

1. Khan, H. Islamic economics and third fundamental theorem of welfare economics // World Economy. — 2017.

2. Семенюта, О. Г., Дудко, К. В. Устойчивый социально ответственный банковский бизнес как новая модель развития банковского дела // Финансовые исследования. — 2015. — № 4 (49). — С. 113-123.

3. Данченко, Е. А., Лисютенко, О. Ю., Курбанов, И. А. Анализ поведения потребителя на рынке банковских продуктов и услуг: тенденции и направления // Финансовые исследования. — 2017. — № 2 (55). — С. 38-46.

4. Соколова, Е. М. Перспективы трансформации бизнес-моделей банков РФ // Финансовые исследования. — 2019. — № 1 (62).

5. Данченко, Е. А., Семенюта, О. Г. Трансформация современного банковского дела на основе исламского банкинга : моногр. — Ростов н/Д, 2017.

Bibliographic list

1. Khan, H. Islamic economics and third fundamental theorem of welfare economics // World Economy. — 2017.

2. Semenyuta, O. G., Dudko, K. V. Sustainable socially responsible banking business as new model of banking development // Financial studies. — 2015. — № 4 (49). — P. 113-123.

3. Danchenko, E. A., Lisutenko, O. Yu., Kurbanov, I. A. Analysis of consumer behavior in market of banking products and services: trends and directions // Financial research. — 2017. — № 2 (55). — P. 38-46.

4. Sokolova, E. M. Prospects of transformation of business models of Russian banks // Financial research. — 2019. — № 1 (62).

5. Danchenko, E. A., Semenyuta, O. G. Transformation of modern banking on the basis of Islamic banking : monogr. — Rostov-on-Don, 2017.

Л. Р. Магомаева

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация

В статье проводится анализ современной инновационной банковской экосистемы России. Подробно рассмотрены все стадии репрессии отечественного банковского сектора с выделением их специфических особенностей. Выявлены новые вызовы и риски для банковского бизнеса в условиях цифровой трансформации всех экономических

процессов и жизни общества в целом. Особое внимание уделено инновационной системе «Открытый банк», которая полностью меняет бизнес-архитекуру, инфраструктуру и все бизнес процессы традиционной банковской деятельности, выводя на первый план сотрудничество кредитного-финансовых организаций с FinTech-компаниями не только для повышения конкурентоспособности банковского сектора, но и в целях сохранения своих позиций на рынке банковских продуктов и услуг. На основе проведенного исследования автором выработаны основные принципы новой архитектуры банковского сектора в условиях цифровизации, а также комплекс мер, направленных на развитие нового типа кросс-канальный банковской инфраструктуры России.

Ключевые слова

Банковский сектор, вызовы и риски развития, цифровизация, кросс - канальная банковская инфраструктура, Открытый банк, FinTech-компания.

L. R. Magomaeva

NEW CHALLENGES AND RISKS OF BANKING SECTOR OF RUSSIA IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Annotation

Article analyzes the modern innovative banking ecosystem of Russia. Considered in detail all the stages of repression of domestic banking sector, highlighting their specific features. New challenges and risks for banking business have been identified in context of digital transformation of all economic processes and life of society as a whole. Particular attention is paid to innovative system «Open Bank», which completely changes the business architecture, infrastructure and all business processes of traditional banking activities, bringing to the forefront the cooperation of credit and financial organizations with FinTech-companies not only to increase the competitiveness of banking sector, but also to maintain its position in market of banking products and services. Based on the study, author developed the basic principles of new banking sector architecture in terms of digitalization, as well as a set of measures aimed at developing a new type of cross-channel banking infrastructure in Russia.

Keywords

Banking sector, challenges and development risks, digitalization, cross-channel banking infrastructure, Open bank, FinTech-company.

Введение

Возможности роста и инновационного развития мировой экономики предопределяют новые технологии, активно внедряемые в банковскую деятельность. С подобными выводами вполне согласны некоторые эксперты [1, 2], полагая, что современное развитие институтов финансового рынка невозможно без использования новаторских подходов, что связано с реструктуризацией модели мировой экономики, требующей применения новых комбинаций, где кросс-канальным информационным системам

уделено особое внимание, поскольку они являются важнейшим звеном между поставщиками и получателями финансовых ресурсов.

Материалы и методы

Важно учитывать, что недостаточность развития банковского сектора экономики, его информационная слабость может являться не только причиной низкого экономического роста, но и основанием для возникновения «банковской репрессии», под которой подразумевается разрушение традиционной банковской системы, обусловленной

изменениями в характере потребления клиентов. На сегодняшний день в научной и деловой литературе принято выделять 4 ключевые стадии репрессии традиционной банковской системы:

- широкое развитие финансовых технологий и социальных сетей, предопределяющее расширение предложения банковских продуктов и услуг для клиентов, в том числе за счет создания и внедрения инновационных продуктов кросс-канальной банковской инфраструктуры;

- наличие персонифицированного банковского сервиса, под которым в первую очередь подразумевается использование индивидуальных средств коммуникаций, выполняющих функцию платежной системы;

- использование мобильных средств оплаты за товары и услуги, что определяет отказ клиентов от традиционного банкинга (например, мобильные кошельки и безконтактные средства платежа);

- уход клиентов от использования традиционного банковского счета в конкретном банке и его замена на виртуальные счета, позволяющие совершить транзакции без использования функций финансового посредника (например, виртуальные валюты).

В рамках указанных ключевых стадий банковской репрессии, предопределившей новые вызовы и угрозы для традиционной модели банковского сектора России, рассмотрим последовательно каждую из них.

Первая стадия, ознаменованная появлением финансовых технологий на глобальном рынке банковских продуктов и услуг определила изменение общих подходов и принципов обслуживания клиентов и их доступа к финансовым ресурсам. Достаточно сказать, что наряду с возможными угрозами стабильности банковской системы появились новые способы и возможности использования платежей и расчетов, что кардинально изменило и психологическое поведение потенциальных клиен-

тов, в первую очередь за счет появления ранее недоступных сервисов и способов совершения операций.

С развитием Интернета появился новый импульс для развития транзакци-онного направления в банковской деятельности на дистанционной основе. Интернет, по сути, стал главным катализатором изменения потребительского спроса и предпочтения на банковские продукты и услуги.

По окончании первой стадии стали возникать новые каналы — социальные сети, которые фактически изменили представление банков о потенциальных способах их применения. Социальные сети формируют не только портрет потенциального клиента, но и дают возможность их использовать для осуществления финансовых операций. Фактически с момента появления социальных сетей стал формироваться новый взгляд на персонифицированный финансовый сервис в банковской сфере, что и послужило началу развития новой стадии, определившей возможности использования индивидуальных средств коммуникаций, выполняющих функцию платежной системы.

Третья стадия репрессии традиционной банковской системы стала следствием отказа большинства потребителей от традиционного банкинга ввиду более активного использования мобильных средств оплаты за товары и услуги. Именно эта стадия спровоцировала развитие технологического процесса в банковской деятельности, который набирает обороты, что обусловлено значительным сокращением среднего временного промежутка от создания нового банковского продукта до его массового внедрения. С нашей точки зрения, от способности быстро трансформироваться и скорости внедрения новых банковских продуктов и услуг путем активного использования кросс-канальной банковской инфраструктуры зависит конкурентоспособность отечественного банковского сектора экономики.

Четвертая стадия репрессии банковской системы, с нашей точки зрения, пока носит начальный характер и не проникает во все сферы банковской деятельности. Безусловно, использование виртуальных счетов отчасти уже затронуло розничный бизнес в банковском секторе, однако требования отечественного и зарубежного законодательства, регулирующего глобальный финансовый сектор, пока не предусматривают возможности полного отказа от использования классического расчетного счета, что предопределяет возможности для сохранения ниши традиционного банкинга, однако сегмент моментальных платежей и расчетов уже полностью охвачен технологиями бесконтактных платежей. Считаем, репрессия банковского сектора России в ближайшей перспективе будет определяться скорость внедрения новых информационных технологий, которые кардинально изменят состояние кредитно-финансового сектора, его будущее и дальнейшие перспективы развития.

Результаты

Несмотря на свой потенциал, стремительное развитие новых информационных технологий в банковском секторе определяет перспективу возникновения новых проблем и уязвимо-стей ввиду недостаточности или отсутствия альтернативных систем безопасности в бизнес-моделях банков; недостаточной защиты в использовании персональных данных клиентов; проблем в выявлении электронных способов мошенничества и пр. Таким образом, в условиях тотальной цифровизации банковской деятельности в России возрастает необходимость развития дополнительного контроля для обеспечения национальной безопасности, что связано с необходимостью решения следующих основных проблем [3]:

- недостаточной рентабельностью банков, обусловленной низкой отдачей инвестиций или прибыли от собственного капитала;

- завышенными ожиданиями клиентов, связанными с развитием дистанционных технологий и сервисом для обеспечения необходимого качества обслуживания;

- повышением конкуренции со стороны цифровых банков и компаний, занимающихся финансовыми технологиями. Растущая популярность FinTech-компаний нарушает равновесие сложившейся инфраструктуры рынка банковских продуктов и услуг, что создает проблемы и трудности для традиционных банков, поскольку они не могут быстро адаптироваться к изменениям не только в области технологий, но также в операциях, культуре и других аспектах деятельности;

- повышением регуляторных требований ввиду того, что банкам приходится тратить значительную часть своего бюджета на контроль их соответствия, а также на разработку систем и процессов их развития с учетом растущих потребностей клиентов.

Учитывая растущие вызовы и риски рынка банковских продуктов и услуг в условиях развития кросс-канальной банковской инфраструктуры возникает необходимость использования альтернативной и более адаптированной информационной системы, соответствующей запросам рынка.

Обсуждение

В научной и деловой литературе [4] подобная система получила название «Открытый банк» (Open Banking), и в ее основе лежит комбинация различных банковских и финансовых услуг с использованием общего интерфейса для повышения качества клиентского обслуживания. Потенциальные преимущества открытого банковского дела существенны: улучшенный опыт работы с клиентами, новые потоки доходов и устойчивая модель обслуживания для традиционно недостаточно обслуживаемых рынков. Т. Б. Моргоев [5] обращает внимание на необходимость развития и обновления модели отечественной

банковской системы, однако важно учитывать, что, наряду с неоспоримыми преимуществами системы «Открытого банка», модель его развития несет в себе существенные риски, прежде всего сконцентрированные в области обмена данных, что предопределяет необходимость разработки новых управленческих бизнес процессов.

Идеологическая концепция системы «Открытого банка» состоит не только в изменении региональной, но и в мировой модели операционной деятельности и бизнес-модели, что предопределяет дальнейшее эволюционное развитие банковской деятельности. Следуя этой концепции, отечественные банки сегодня вынуждены менять свою структуру, бизнес-архитектуру, они должны сделать цифровые технологии основой своей системы, а также осуществить переход от традиционного банка к новому банку будущего. Для того, чтобы успешно реализовать данную концепцию, банкам необходимо сформировать собственное видение дальнейшей деятельности, изменить стратегию и команду для дальнейшего развития. Иными словами, Open Banking представляет собой не теоретические положения развития будущего банковской деятельности, а является общемировой стратегией развития на ближайшие десятилетия с целью успешной конкуренции с FinTech-компаниями и ассоциациями. В данной связи рассмотрим основные проблемы, возникающие в процессе осуществления технических связей банков с различными посредниками (FinTech-компании, провайдеры и проч.) для цели защиты конфиденциальности и безопасности информационных данных, включая личные данные клиентов. Примечательно, что банки традиционно рассматривают хранение и защиту информационных данных своих клиентов как ответственность, стоимость которой выше, чем актив, подлежащий коммерциализации. Обмен информационными данными в процессе предостав-

ления банковских продуктов и услуг клиенту, как правило, связан с высокими рисками, что предопределяет необходимость придерживаться политики информационной безопасности в банке в части регулирования и управления рисками. Дополнительным звеном, нейтрализующим риски, может стать использование внутреннего стандарта KYC (от англ. know your customer — знай своего клиента) или KYE (от англ. know your employee — знай своего сотрудника) для цели дополнительной проверки личности и превентивных мер по выявлению мошеннических действий. Сформированная экосистема должна предусматривать внедрение алгоритма развития кросс-канальной банковской инфраструктуры нового поколения, обеспечивающая интеграцию нематериальных активов в моне-тизированные банковские продукты с учетом разработки готовых технологий и бизнес решений для управления и развития интеллектуальных систем в банковском секторе. Закладывается основа для совершенно новой банковской системы, фактически создавая фундамент для замены традиционной расчетной системы на новые платежные сервисы.

Многие специалисты [6] разделяют вполне объективные опасения о возможности «переформатирования» отдельных финансовых отраслей в суверенные корпорации, размещающиеся в наиболее развитых и технологически активных странах мира. Различные научные гипотезы и сценарии дальнейшего развития банковского сектора определенно связывают с новой технологической революцией, задачей которой является имплементация и создание единой мировой расчетной и платежной системы, имеющий единый сертификат информационной безопасности.

Развитие глобальной кросс-канальной банковской инфраструктуры, аккумулирующей расчетные и платежные сервисы, фактически определяет новые вызовы и проблемы для мирового и отечественного рынка банковских

услуг. С нашей точки зрения, рассмотренные нами глобальные тенденции создают наиболее серьезные проблемы для традиционных банков, а именно:

1. Активное развитие технологических инноваций (например, цифровые платежи и облачные приложения) оказывают влияние на ценообразование банковских продуктов и услуг, а также определяют необходимость повышения информационной безопасности.

2. Создание и развитие кросс-канальной банковской инфраструктуры, с одной стороны, способствует распространению платежных и расчетных инструментов посредством совершенствования электронных платежей и карточных сервисов, с другой, способствует созданию новой цифровой экосистемы, требующей дополнительной адаптации и регулирования, разрушая традиционные сервисы и платежную банковскую систему в стране.

3. Развитие модели Открытого банка и других международных регуля-торных изменений, способствующих

инновациям и развитию международной конкуренции в банковской деятельности, определяет жесткую зависимость банков от крупнейших FinTech-компаний, а также создает высокое поле неопределенности и рисков для внутреннего рынка банковских продуктов и услуг в контексте глобальной угрозы.

Из всех перечисленных глобальных угроз, с нашей точки зрения, именно последняя определяет изменение архитектуры банковского сектора России на ближайшие десятилетия, поскольку крупные технологические компании, банки и другие финансовые посредники стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству в условиях необходимости снижения затрат и повышения безопасности проводимых операций, а также предоставления большей гибкости в обслуживании клиентов. Основные принципы новой архитектуры банковского сектора в условиях цифровизации можно представить в виде многоуровневой основы (рис. 1).

I уровень

II уровень

III уровень

Обеспечение прозрачности правовых отношений с клиентами, включая более строгие стандарты отчетности для банков, а также повышение прозрачности в ценообразовании, которое должно носить недискриминационный характер

Обеспечение безопасности, включая требования для надежной аутентификации

клиентов

Обеспечение доступа к счетам, включая соблюдение технологических стандартов, с помощью которых банки, будучи поставщиками платежных и расчетных услуг для обслуживания счетов, должны обеспечить финансовым посредникам подключение к их системам для доступа к информации об учетной записи и инициирование платежей от имени клиентов

Рисунок 1 — Многоуровневая основа новой архитектуры банковского сектора

России в условиях цифровизации

В то время как развитие новой кросс-канальной банковской инфраструктуры создает новые серьезные угрозы для современных бизнес-моделей традиционных банков, одновременно возникают новые возможности для конкуренции в кредитно-финансовой сфере в области технологий, с учетом наличия мощных аналитических инструментов для извлечения ценной информации — Big Data из

клиентских данных. Учитывая эти тенденции, банки должны активно перестраивать существующие бизнес-модели для того, чтобы быстро и эффективно использовать собственные возможности. В худшем случае на рынке банковских продуктов и услуг могут появиться новые экосистемы с замкнутым циклом, которые фактически нивелируют роль банков или полностью ограничат их возможности

взаимодействия с клиентами, поскольку провайдеры — третья сторона — будут самостоятельно обрабатывать все транзакции и накапливать данные, связанные с деятельностью клиента. Отчасти снижение роли традиционного банкинга может быть связано с появлением новых сервисных предложений, объединяющих интеллектуальную аналитику, искусственный интеллект и расчетные операции с целью расширения потребительских и бизнес-предложений для клиентов.

Выводы

Постепенная интеграция кросс-канальной банковской инфраструктуры с различными приложениями на открытой цифровой платформе, поддерживающей новую экосистему, позволит не только «выжить» традиционным банкам в конкурентной борьбе с FinTech-компаниями, но и повысить свою клиентоориентиро-ванность путем увеличения частоты взаимодействия со своими клиентами.

Стратегия для развития кросс-канальный банковской инфраструктуры нового типа при формировании новых вызовов и рисков банковского сектора России в условиях цифровизации требует выполнения следующих шагов:

- разработки нормативной основы для совместного использования кросс-канальных информационных данных о клиентах между банками и FinTech-компаниями;

- определения новых форм и политики информационной безопасности банка для передачи и обмена данными о клиентах в условиях перехода от традиционного банковского обслуживания к экосистеме нового типа;

- проведения всесторонней оценки стратегического воздействия потенциальных возможностей для бизнеса, возникающих вследствие введения модели Открытого банка в части увеличения хранилищ клиентских данных, увеличения объема рынка банковских продуктов и услуг, увеличения расходов на модернизацию технологий, а также изменения в банковской структуре и системе внутренних коммуникаций;

- оценки потенциала кросс-канальных информационных данных в качестве основного актива с учетом применения передовой аналитики для управления отношениями с клиентами и оценки их кредитоспособности; использования кросс-канальных информационных данных для реализации кросс-продаж и оптимизации стоимости банковских продуктов и услуг;

- определения потенциальных партнеров по реализации технологических решений и разработки «песочниц» для апробации отдельных совместных проектов.

Традиционные банки должны использовать сильные стороны FinTech-компаний, созданных для внедрения гибких технологических решений в области финансов. Подчеркнем, внедрение указанных шагов определяет разработку адаптивной модели кросс-канальной банковской инфраструктуры отечественных банков, учитывающей потребности Российского рынка банковских продуктов и услуг, законодательства.

Библиографический список

1. Цветков, В. А., Сухарев, О. С. Экономический рост России: новая модель управления. — М., 2017.

2. Сухарев, О. С. Теория реструктуризации экономики. — М., 2016.

3. Bloom, N., Baker, S., Davis, S. Measuring economic policy uncertainty // Quarterly journal of economics. — 2016. — Nov.

4. Осипов, Д. С. Тенденции развития банковского сектора и модернизация кредитных продуктов // Банковское кредитование. — 2013. — № 4. — С. 87-96.

5. Моргоев, Т. Б. Неравномерность рыночной корпоратизации банковского сектора в РФ // Финансы региона. — 2007. — № 6 (45). — С. 143-148.

6. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В. Е. Петеляк, Т. Б. Новикова, О. Е. Масленникова, М. В. Махмутова, А. М. Агдавлетова. —

Фундаментальные исследования. — 2016. — № 8. — С. 323-327.

7. Галазова, С. С., Магомаева, Л. Р. Новые вызовы и проблемы финансового рынка в условиях системы открытого банка // Управление. — 2018. — № 3. — Т. 6. — С. 66-71.

8. Tashtamirov, M. R., Tavbulato-va, Z. K., Galazova, S. S., Abaev, R. M. Current instability in monetary and credit system of Russia // Journal of Applied Economic Sciences. — 2017. — № 1 (47). — Т. 12. — С. 303-311.

Bibliographic list

1. Tsvetkov, V. А., Sukharev, О. S. Russia's economic growth: new management model. — M., 2017.

2. Sukharev, O. S. Theory of economic restructuring. — M., 2016.

3. Bloom, N., Baker, S., Davis, S. Measuring economic policy uncertainty // Quarterly journal of economics. — 2016. — Nov.

4. Osipov, D. S. Development trends of banking sector and modernization of credit products // Bank crediting. — 2013. — № 4. — P. 87-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Morgoyev, T. B. Unevenness of market corporatization of banking sector in Russian Federation // Finance of region. — 2007. — № 6 (45). — P. 143-148.

6. Data Flow Diagramming: Features of Building Models for Description of Data Flow Control in Organizational Systems / V. E. Petelyak, T. B. Novikova, O. E. Maslennikova, M. V. Makhmutova, A. M. Agdavletova // Fundamental research. — 2016. — № 8. — P. 323-327.

7. Galazova, S. S., Magomaeva, L. R. New challenges and problems of financial market in open bank system // Management. — 2018. — № 3. — V. 6. — P. 66-71.

8. Tashtamirov, M. R., Tavbulato-va, Z. K., Galazova, S. S., Abaev, R. M. Current instability in monetary and credit system of Russia // Journal of Applied Economic Sciences. — 2017. — № 1 (47). — T. 12. — P. 303-311.

Е. Н. Смертина, Э. Ю. Демьяненко

СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ В СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности осуществления деятельности в сельскохозяйственных организациях, оказывающие значительное воздействие на постановку учета затрат на производство продукции данной отрасли, а также проблемы с которыми сталкиваются компании при разработке системы учета данного сегмента. Во-первых, понимание сущности затрат дает возможность установить уровень доходности того или иного вида деятельности в установленной экономической ситуации, результативен ли действующий порядок функционирования производства, что должно быть изменено, а также направление дальнейшего развития. Во-вторых, величина затрат на производство продукции сельхозорганизации — один из основных параметров, который необходим для исчисления обязательных выплат по налогам, главным образом, налога на прибыль. Погрешности при исчислении себестоимости могут вызвать серьёзные налоговые последствия для хозяйствующего субъекта. Поэтому существенную роль играет полный, точный, правильно организованный и своевременный учет затрат, который занимает значительное место в системе бухгалтерского учета.

Ключевые слова

Затраты, расходы, издержки, сельское хозяйство, управленческий учет, себестоимость, калькулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.