Научная статья на тему 'Новые вызовы безопасности в регионе в контексте ухудшения японо-южнокорейских отношений: позиция Японии'

Новые вызовы безопасности в регионе в контексте ухудшения японо-южнокорейских отношений: позиция Японии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
380
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / Южная Корея / региональная безопасность / Восточная Азия / GSOMIA / Japan / South Korea / regional security / East Asia / GSOMIA.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шуплецова Ксения Васильевна

Ухудшение японоюжнокорейских отношений, достигшее своего пика летом 2019 г., привело к тому, что традици онное ухудшение политических отношений затронуло сферу не только экономики, но и безопасности. Южная Корея в последний момент приостановила свой выход из GSOMIA. Японская позиция во многом солидарна с американской: GSOMIA необходимо для поддержания безопасности в регионе. Сотрудничество Южной Ко реи и Японии—союзниковСШАв Восточной Азии, в военной сфе ре крайне не развито. GSOMIA является единственным военным соглашением между государствами. Геополитическое расположе ние Кореи также способствует укреплению позиций данного союза, в связи с чем потенциальная возможность ее выхода из соглашения представляется японскому обществу как угроза ее собственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Challenges to Regional Security in the Context of Deterioration in Japan-South Korea Relations: Position of Japan

The deterioration of JapaneseSouth Korean relations, which peaked in the summer of 2019, has led to the fact that the traditional deterioration of political relations has affected not only the economy, but also security. South Korea at the last moment suspended its exit from GSOMIA. The Japanese position is largely in solidarity with the Ameri can: GSOMIA is necessary to maintain security in the region. Cooperati on between South Korea and Japan, the US allies in East Asia, is extreme ly undeveloped in the military sphere. GSOMIA is the only military agree ment between states. The geopolitical location of Korea also strengthens the position of this union, and therefore the potential for its withdrawal and agreement appears to Japanese society as a threat to its own security.

Текст научной работы на тему «Новые вызовы безопасности в регионе в контексте ухудшения японо-южнокорейских отношений: позиция Японии»

DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10011

К.В. Шуплецова

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ В КОНТЕКСТЕ УХУДШЕНИЯ ЯПОНО-ЮЖНОКОРЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ПОЗИЦИЯ ЯПОНИИ

Аннотация. Ухудшение японо-южнокорейских отношений, достигшее своего пика летом 2019 г., привело к тому, что традиционное ухудшение политических отношений затронуло сферу не только экономики, но и безопасности. Южная Корея в последний момент приостановила свой выход из GSOMIA. Японская позиция во многом солидарна с американской: GSOMIA необходимо для поддержания безопасности в регионе. Сотрудничество Южной Кореи и Японии — союзников США в Восточной Азии, в военной сфере крайне не развито. GSOMIA является единственным военным соглашением между государствами. Геополитическое расположение Кореи также способствует укреплению позиций данного союза, в связи с чем потенциальная возможность ее выхода из соглашения представляется японскому обществу как угроза ее собственной безопасности.

Ключевые слова: Япония, Южная Корея, региональная безопасность, Восточная Азия, GSOMIA.

Автор: Шуплецова Ксения Васильевна, магистрант Дипломатической Академии МИД РФ. E-mail: [email protected]

K.V. Shupletsova

New Challenges to Regional Security in the Context of Deterioration in Japan-South Korea Relations: Position of Japan

Abstract. The deterioration of Japanese-South Korean relations, which peaked in the summer of 2019, has led to the fact that the traditional deterioration of political relations has affected not only the economy, but also security. South Korea at the last moment suspended its exit from GSOMIA. The Japanese position is largely in solidarity with the American: GSOMIA is necessary to maintain security in the region. Cooperation between South Korea and Japan, the US allies in East Asia, is extremely undeveloped in the military sphere. GSOMIA is the only military agreement between states. The geopolitical location of Korea also strengthens the position of this union, and therefore the potential for its withdrawal and agreement appears to Japanese society as a threat to its own security.

Keywords: Japan, South Korea, regional security, East Asia, GSOMIA.

Author: Kseniya V. SHUPLETSOVA, master course's student of Diplomatic Academy of Russian Foreign Ministry (e-mail: [email protected]).

В современных японо-южнокорейских отношениях сохраняется напряжение. Основной причиной этому служат военные преступления Японской империи на территории Корейского полуострова в период Второй мировой войны. На повестке дня продолжает стоять проблема «женщин комфорта» (ианфу) и каторжный труд корейских рабочих на индустриальных объектах (тё:ё:ко:). Именно вторая проблема стала особенно острой в конце 2018 г.

Обращаясь к истории разрешения вопроса о выплате компенсаций корейским рабочим, насильственно обращенным к труду на индустриальных объектах, то основным документом является Базовый договор об отношениях между Японией и Кореей 1965 г. Одновременно с установлением дипломатических отношений между Японией и Южной Кореей было заключено японо-корейское соглашение о праве требования компенсации (никкан сэйкю:кэн кё:тэй), согласно которому Япония обещала безвозмездно выплатить Республике Корея 300 млн долл., и 200 млн долл. в качестве экономической помощи [Икэгами, с. 131]. Также было принято решение, что вопросы

прошлого окончательно урегулированы, и Япония более не должна ничего выплачивать корейскому народу. Японская сторона упорно подчёркивает каждый раз, что Базовый договор 1965 г. является полным и окончательным решением вопроса выплаты компенсаций и исторической памяти в целом.

Однако в декабре 2018 г. Верховный Суд Республики Корея рассмотрел иски бывших корейских рабочих, несущих трудовую повинность, и потребовал выплатить компенсации у машиностроительной компании Mitsubishi Heavy Industries Ltd и компании-производителя стали Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp. десяти бывшим каторжным рабочим. Но поскольку компании отказались вести переговоры о компенсации, родственники бывших рабочих в начале марта 2019 г. подали в южнокорейский суд иск о наложении ареста на активы компании. Японское правительство предприняло попытки решить проблему дипломатическим путем. Одним из предложений правительства выступало решение вопроса при посредничестве третей стороны. Однако оно не было реализовано [Кистанов].

Осложнившаяся ситуация привела к состоянию «торговой войны» между Японией и Южной Кореей в июле—августе 2019 г. В Южной Корее начались массовые демонстрации, призывающие к бойкоту японских товаров и туризма в Японию. Это привело к падению продаж некоторых товаров на 80 % и более [South Korean boycott of Japanese goods hits beer and carmakers].

Япония исключила из списка стран с режимом благоприятствования в торговле (White list) Республику Корея — единственную азиатскую страну, входившую в этот список прежде [Update of METI's licensing policies and procedures on exports of controlled items to the Republic of Korea]. Это не могло не повлиять на корейскую экономику: Южная Корея сильно зависела от японского сырья, необходимого для производства полупроводников, которые составляли большую часть в национальной экономике страны. Предлогом для исключения Кореи из списка, в том числе, стала информация о недостаточном контроле экспорта Южной Кореей, так как существовала вероятность передачи Южной Кореей информации и технологий КНДР, Ирану и ОАЭ. Данные не были подтверждены официально, однако некоторые японские СМИ опубликовали эту инфор-

мацию [Japan/surprised' by South Korean response to export control]. Решение японского правительства имело беспрецедентный характер в истории отношений двух государств с момента заключения Базового договора 1965 г. Существовавший прежде принцип сэйкэй бунри (принцип, разделяющий внешнюю политику Японии на экономическую и политическую составляющие, не позволяя ухудшению политических отношений повлиять на их развитие в сфере экономики и торговли) отошел на второй план, и политические трения перешли в экономическую сферу. Это событие может стать новой вехой во внешней политике Японии.

В августе 2019 г. правительство Южной Кореи приняло решение не продлевать «Соглашение об общей безопасности военной информации» (General Security of Military Information Agreement (GSOMIA). GSOMIA — единственное военное соглашение между Японией и РК. Переговоры о его заключении начались в трехстороннем формате США—Южная Корея—Япония в 2011 г. после очередного Корейского ядерного кризиса, само соглашение было нацелено, в первую очередь, именно на корейскую ядерную угрозу. Оно было заключено в 2016 г. Соглашение было призвано заполнить пробелы в системе получения разведданных. Япония представляла сведения о ракетах дальнего радиуса действия, так как государство обладает корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системой «Иджис» и наземным противоракетным комплексом «Пэтриот». Южная Корея имеет человеческий ресурс для проведения разведки, которого у Японии элементарно нет.

В конце ноября Республика Корея приостановила выход из Соглашения. Однако официальный Сеул заявил, что несмотря на это в любой момент корейское правительство может принять решение выйти из GSOMIA. Это означает, что положение Соглашения по-прежнему неустойчиво.

С момента подписания GSOMIA обмен информацией между Японией и Южной Кореей состоялся 29 раз. И это было связано не только с фактом запуска ракет КНДР, в зависимости от ситуации обменивались информацией разного характера. Однако среди корейского общества существовали мнения, что данное соглашение не является необходимым и не имеет желаемой эффективности [GSOMIA

хо:ки, нититэйкан «гидзи»до:мэй-о утиковасу канкоку]. Японская сторона, в свою очередь, представляет соглашение необходимым не только для обеспечения собственной безопасности, но и для поддержания трехстороннего союза США, Японии и Южной Кореи. Более того, ослабление данного союза может быть выгодно потенциальным противникам Японии: КНДР, КНР, а также России.

США были заинтересованы в такой форме сотрудничества своих союзников. Выступая одной из сторон в переговорах в процессе подписания соглашения, они представляли себе это как одну из ступеней к строительству многосторонней структуры обеспечения безопасности в регионе. Считается, что именно под давлением США Южная Корея приостановила выход из Соглашения. Однако это может привести к дальнейшему ухудшению отношений между Японией и Республикой Корея, так как корейская сторона не смогла добиться желаемого результата, т. е. разрешения вопроса выплаты компенсаций тё:ё:ко: и возвращения в White List.

Безусловно страны могут продолжать обмен данными и без Соглашения через общего союзника — США. Для этого на данный момент существует Трехстороннее соглашение об обмене информацией [Trilateral Information Sharing Arrangement...]. Однако, в таком случае, информация может передаваться недостаточно оперативно. Более того, наблюдается тенденция возвращения двустороннего формата обеспечения безопасности и отход от многостороннего подхода. Эта тенденция не может не влиять на эффективность обеспечения безопасности, а также на сохранение сильной зависимости Японии и Южной Кореи от США. Политика Трампа, который в начале своего срока подвергал сомнению в необходимости поддержки своих военных союзников, может оказать только негативное влияние на климат безопасности региона. Ослабление многосторонней кооперации может в еще большей степени замедлить решение ядерной проблемы КНДР, повысить уязвимость обеих стран перед запусками баллистических ракет Северной Кореей.

Почему Южная Корея занимает важное место в структуре безопасности региона? В 2017 г. в Министерство Обороны Японии опубликовало доклад «Геополитические риски на Корейском полуострове. Значение для японо-американского союза» [Нагадзима]. Обраща-

ясь к теории Римланд, предложенной американским политологом Н. Спикмэном в 1940 г., Япония представляет важным сотрудничество США, Японии, Южной Кореи для противостояния крупным материковым державам — Китаю и России. Корейский полуостров представляется мостом между Римландом и Хартлендом Х. Маккин-дера (Евразии). Как раз из Кореи проходят маршруты (прежде всего торговые), соединяющие островные государства с материковыми. Например, существовавшая ранее железная дорога Кёнъинсон, соединяющая Сеул с Пхеньяном и Синыйджу (Северная Корея). В Си-ныйджу линия соединяется с Южно-Маньчжурской железной дорогой, которая связывает Корею с Азией. Таким маршрутом может стать в случае его реализации проект соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги. В докладе сообщается, что в случае действия данных железнодорожных линий это может стать разрушающим фактором для поддержки безопасности региона, так как железные дороги могут использоваться в военных целях.

В докладе также прослеживается мысль, что в случае воссоединения Кореи повышается вероятность сближения Кореи с Китаем и Россией. Сато Масару, бывший дипломат и политолог, в своей статье японской газете «Никкэй» также подчеркивал данную идею [Сато Масанобу... ].

Таким образом, Южная Корея рассматривается как важный актор в системе безопасности региона. Сохранение ее в трёхстороннем союзе Япония—США—Республика Корея крайне необходимо не только для противодействия северокорейской угрозе, которая находится на слуху у каждого японского гражданина, но и для сдерживания влияния Китая, в первую очередь, и России.

В «Белой книге обороны» Японии роль армии Республики Корея рассматривается только в контексте сотрудничества с американскими ВС. Именно сохранение американского контингента и американо-корейского взаимодействия является залогом мира и безопасности на Корейском полуострове.

В условиях потепления отношений между Северно и Южной Кореей, в Белой книге обороны Республики Корея КНДР не была определена традиционно «врагом РК», было прописано стремление к развитию отношений с северным соседом. Для Японии, сохраняю-

щей за Северной Кореей статус «угрозы», подобное улучшение отношений одновременно несет позитивные и негативные последствия. С одной стороны, появляется потенциал потепления отношений с Северной Кореей вслед за Южной. С другой стороны, возможно появление разногласий из-за различных подходов Японии и Южной Кореи к решению северокорейской проблемы, что также ослабляет архитектуру безопасности в регионе Северо-Восточной Азии. Япония также отмечает тревожную для себя тенденцию сближения РК и КНР. Несмотря на сохраняющиеся противоречия, японское правительство опасается потепления отношений своего потенциального союзника с потенциальной угрозой в условиях ухудшения отношений с Японией [Рэйва гэннэн хан. Бо:эй хакусё].

Ситуация усугубляется имиджем Японии, сформированным в корейском обществе. Помимо негативного представления о Японии в связи с колониальным прошлым, корейцы с опасением относятся к военному потенциалу Японии. В мае 2018 г. японская НКО «Genron NPO» и корейский мозговой центр «Исследовательский институт Восточной Азии» провели совместно социологический опрос, предметом которого стало представление о Японии в Южной Корее и наоборот. По результатам опроса, 45 % корейцев считают Японию милитаристским государством, 39 % — националистическим. Лишь около 20 % описали Японию как демократическую страну. В то время как 55 % японцев представили Республику Корея как демократию. Говоря о существующих проблемах в японо-южнокорейских отношениях, корейцы утверждают, что необходимо в первую очередь решить территориальный спор об о. Такэсима (Токто) (82 %) и проблему исторической памяти (78 %) [Икэгами, c. 141—145].

Японский «милитаризм», о котором говорит корейское общество, заключается в решении внести поправки в Конституцию премьер-министром Японии Синдзо Абэ, в частности в 9 статью. Данная статья закрепляет за японской Конституцией статус «пацифистской» и гарантирует отсутствие в Японии каких-либо вооруженных сил. В Южной Корее мнения СМИ на этот счёт разделились. Более крупные издания видят в этом потенциальную угрозу неприкосновенности их границ (спорные острова Такэсима или Токто), другие газеты и журналы указывают на то, что Япония может помочь в

обеспечении безопасности в регионе в связи с северокорейской проблемой [Волощак].

Японская сторона выражает опасения, что Южная Корея стремится разрушить трехстороннее сотрудничество между США, Японией и Республикой Корея, считающееся важным для обеспечения региональной безопасности. На фоне стремительного ухудшения отношений между Японией и Южной Кореей можно заметить, что традиционная политика разделения экономики и политики сэй-кэй-бунри постепенно теряет своё значение из-за «торговой войны» между странами. Это позволяет говорить нам о самом остром ухудшении японо-южнокорейских отношений в истории, что, несомненно, приведет к новому уровню напряженности внутри региона. Подобный дисбаланс может привести к хаосу в системе обеспечения безопасности региона. В такой ситуации, отношения между недавними тесными экономическими партнерами способно наладить посредничество США, в первую очередь, либо изменение внутриполитической ситуации в одном из государств.

Библиографический список

Волощак В.И. Проблема пересмотра 9-й статьи Конституции Японии в основных общественно-политических газетах республики Корея // Известия Восточного института. № 2 (34). 2017.

Кистанов В.О. Отношения между Японией и Южной Кореей: проблемы, тенденции, перспективы // Японские исследования. № 3. 2019.

Japan,'surprised' by South Korean response to export control, accuses Seoul of trying to make the issue about free trade. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/201 9/07/10/business/japan-surprised-south-korean-response-export-control-accuses-seo ul-trying- make-issue-free-trade/ (дата обращения: 09.11.2019).

Korea's Dispute with Japan Spills into National Security. URL: https://thedipl omat.com/2019/08/koreas-dispute-with-japan-spills-into-national-security/ (дата обращения: 09.11.2019).

South Korean boycott of Japanese goods hits beer and carmakers. URL: https:// www.theguardian.com/world/2019/sep/04/south-korea-boycott-japanese-goods-beer-car-sales (дата обращения: 09.11.2019).

Trilateral Information Sharing Arrangement Concerning the Nuclear and Missile Threats Posed by North Korea Among the Ministry of National Defense of The Republic of Korea, The Ministry of Defense of Japan, and the Department of Defense of the United States of America. URL: https://archive.defense.gov/pubs/Trilateral-Info rmation-Sharing-Arrangement.pdf (дата обращения: 09.11.2019).

Update of METI's licensing policies and procedures on exports of controlled items to the Republic of Korea. URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2019/0701_001. html. (дата обращения: 09.11.2019).

Икэгами Акира. Икэгами Акира-га кику. Канкоку-но хоннэ // Токио: Асахи Симбун Сюппан, 2019.

Канкоку, GSOMIAхо:ки-дэ Тюгоку-гава-но куни-ни... сэйгава-дзинъэй ри-дацу, бэйкоку-га канкоку-цубуси-но угоки. URL: https://biz-journal.jp/2019/08/ post_115924_2.html. (дата обращения: 24.11.2019).

Нагадзима Дзюн. Тё:сэнханто:-ни окэру тисэйгакутэки риску. Нитибэй до:мэй-э-но инпурикэ:сён. URL: https://www.mod.go.jp/asdf/meguro/center/AirPo wer5th/02kanto.pdf. (дата обращения: 24.11.2019).

Рэйва гэннэн хан. Бо:эй хакусё : [Белая книга обороны Японии 2019 г.] URL https://www.mod.go.jp/j7publication/wp/wp2019/pdf/R01010203.pdf. (дата обращения: 09.11.2019)

Сато Масару. Тисэйгакутэки хэндо:-то никкан канкэй. URL: https://www.sa nkei.com/politics/news/190915/plt1909150007-n1.html (дата обращения: 24.11.2019).

GSOMIA хо:ки, нититэйкан «гидзи» до:мэй-о утиковасу канкоку. URL: https://business.nikkei.com/atcl/seminar/19/00023/082300090/ (дата обращения: 09.11.2019).

References

Voloshchak, V. I. Problema peresmotra 9-y stati Konstitutsii Yaponii v osnovnykh obshchestvenno-politicheskikh gazetakh respubliki Koreya // Izvestiya Vostochnogo instituta. № 2 (34). 2017.

Kistanov, V.O. Otnosheniya mezhdu Yaponiyey i Yuzhnoy Koreyey: problemy. tendentsii. perspektivy // Yaponskiye issledovaniya. 2019. № 3.

Japan,'surprised' by South Korean response to export control, accuses Seoul of trying to make the issue about free trade. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/ 2019/07/10/business/japan-surprised-south-korean-response-export-control-accuses-seoul-trying-make-issue-free-trade/ (accessed: 09 November, 2019).

Korea's Dispute with Japan Spills into National Security. URL: (https://thediplom at.com/2019/08/koreas-dispute-with-japan-spills-into-national-security/) (accessed: 09 November, 2019).

South Korean boycott of Japanese goods hits beer and carmakers URL: https:// www.theguardian.com/world/2019/sep/04/south-korea-boycott-japanese-goods-beer-car-sales (accessed: 09 November, 2019).

Trilateral Information Sharing Arrangement Concerning the Nuclear and Missile Threats Posed by North Korea Among the Ministry of National Defense of The Republic of Korea, The Ministry of Defense of Japan, and the Department of Defense of the United States of America. URL: https://archive.defense.gov/pubs/Trilateral-Inform ation- Sharing-Arrangement.pdf (accessed: 09 November, 2019).

Update of METI's licensing policies and procedures on exports of controlled items to the Republic of Korea. URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2019/0701_ 001.html (accessed: 09 November, 2019).

Ikegami, Akira. Ikegami Akira-ga kiku. Kankoku-no honne // Tokyo: Asahi Shim-bun Shuppan. 2019.

Kankoku. GSOMIA ho:ki-de Chugoku-gava-no kuni-ni... seigawa-jinei ridatsu. beikoku-ga kankoku-tsubushi-no ugoki. URL: https://biz-journal.jp/2019/08/post_115 924_2.html (accessed: 24 November, 2019).

Nagajima. Jun. Cho:senhanto:-ni okeru chiseigakuteki risku. Nichibei do:mei-e-no impurike:shyon. URL: https://www.mod.go.jp/asdf/meguro/center/AirPower5th/02ka nto.pdf (accessed: 24 November, 2019).

Reiwa gennen han. Bo:ei hakusho URL https://www.mod.go.jp/j/publication/wp/ wp2019/pdf/R01010203.pdf (accessed: 09 November, 2019).

Sato Masaru. Chiseigakuteki hendo:-to nikkan kankei. URL: https://www.sankei. com/politics/news/190915/plt1909150007-n1.html (accessed: 24 November, 2019).

GSOMIA ho:ki. nichiteikan «giji» do:mei-o uchikowasu kankoku. URL: https:// business.nikkei.com/atcl/seminar/19/00023/082300090/ (accessed: 09 November, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.