Научная статья на тему 'Новые встречи редких эпизодически зимующих птиц в Приморском крае'

Новые встречи редких эпизодически зимующих птиц в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
583
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые встречи редких эпизодически зимующих птиц в Приморском крае»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 234: 963-966

Новые встречи редких эпизодически зимующих птиц в Приморском крае

Е.А.Волковская-Курдюкова^, А.Б.Курдюков2)

Кафедра зоологии, Уссурийский государственный педагогический институт, ул. Некрасова, д. 35, Уссурийск, Приморский край, 692500, Россия 2) Лаборатория орнитологии, Биолого-почвенный институт ДВО РАН, пр. 100 лет Владивостоку, д. 159, Владивосток, Приморский край, 690022, Россия

Поступила в редакцию 17 июля 2003

Материал для настоящего сообщения получен в ходе изучения зимнего орнитологического аспекта агроландшафтов Приморского края в 2000-2003 годах. Использованы также наблюдения, сделанные в 1997-2001 годах в пригороде Владивостока.

Anas querquedula. На холодных зимовках в Приморском крае чи-рок-трескунок до сих пор не отмечался. Самец и самка этого вида, скорее всего одни и те же, наблюдались нами на свободных ото льда быстротекущих участках р. Богатая в пригороде Владивостока 14 января и 19 февраля 2001.

*

Aix galericulata. Осенний пролёт мандаринки в Приморье обычно заканчивается в третьей декаде октября (Коломийцев 1988). Наиболее поздней является встреча с мандаринкой 9 декабря 1972 в Сихотэ-Алинь-ском заповеднике (Елсуков 1985). Перелинявшего в брачный наряд самца мы встретили 6 и 19 декабря 1997 в среднем течении Богатой (пригород Владивостока). Возможно, эта птица осталась, будучи подранком: так, 19 октября 1997 в 8 км от этого места отмечался нелётный раненый самец мандаринки.

Circus aeruginosus spilonotus. Зимовка носит случайный характер. Для Приморья известно о двух зимних встречах восточноазиатского болотного луня. В обоих случаях это были одиночные самцы (Глущенко, Нечаев 1992). Самец этого вида, вероятно молодой, с преимущественно бурым окрасом верхней и нижней сторон тела и светлым хвостом, наблюдался нами 30 ноября 2002 возле очистных сооружений у села Михайловка (Михайловский р-н). Взрослый самец светлой цветовой фазы встречен 18 декабря 2002 в селе Гайворон (восточная часть Приханкайской низменности, Спасский р-н). Взрослый самец типичной яркой окраски, вероятно один и тот же, наблюдался нами неоднократно с близкого расстояния, что исключает вероятность ошибки при определении, 29 декабря 2002, 7 февраля и 1 марта 2003 в сельскохозяйственных угодьях в окрестностях с. Михайловка.

Ас с ip it er guiar is. Об эпизодических зимовках малого перепелятника в Приморье известно только для района Сихотэ-Алиньского заповедника (Волошина и др. 1999). Взрослый самец несомненно этого вида, о чём свидетельствовали его крайне малые размеры, был замечен нами 21 ноября

2002 в галерейном лесу по р. Спассовка, в окрестностях с. Гайворон (Спасский р-н), когда он напал на пищуху Certhia familiaris. Фенологическое начало зимы в этом году, характеризующееся устойчивыми отрицательными температурами (до -23°С) и постоянным снежным покровом (в среднем около 35 см) отмечалось уже с конца октября.

Tringa ochropus. Осенний пролёт черныша в Приморье, по нашим данным, обычно заканчивается к концу второй декады октября. Сильно задержавшаяся особь встречена 23 ноября 1997 на свободных ото льда перекатах в среднем течении Богатой (пригород Владивостока).

Pagophila ebúrnea. До недавнего времени белая чайка числилась в списке птиц Среднего Сихотэ-Алиня в качестве пролётного и зимующего вида (Елсуков 1985). Но в недавней публикации С.В.Елсуков усомнился в правильности определения в природе чаек белой окраски, считая, что это могли быть сходно окрашенные бургомистры (Волошина и др. 1999).

Молодая особь именно белой чайки наблюдалась с небольшого расстояния (около 40 м) в устье Второй Речки (г. Владивосток). Птица отдыхала на льду в группе серебристых и тихоокеанских Larus schistisagus чаек разных возрастов. Среди них было два бургомистра L. hyperboreus в окончательном и промежуточном нарядах, что дало нам возможность для сравнения. Помимо деталей окраски (тёмные глаза, лапы, маска, чёрные пятна на кроющих крыла и концах рулевых и маховых перьев), эта чайка заметно

отличалась своими сравнительно меньшими размерами). *

Streptopelia orientalis. Зимовки носят случайный характер. В литературе имеются сведения о встрече большой горлицы зимой в Забайкалье и на Уссури (Шульпин 1936), в долине р. Раздольная (Южное Приморье) и на востоке Приханкайской низменности (Глущенко, Нечаев 1992). Одиночная птица встречена нами 3 января 1999. Она кормилась на свободном от снега щебенистом склоне карьера в среднем течении р. Богатая (пригород Владивостока), в типично лесном окружении. Ещё две птицы (вместе) наблюдались 18 января 2003 недалеко от автотрассы, на участке между сёлами Благодатное и Хороль (Хорольский р-н), на занятом порослевыми дубняками поднятии.

L an ius bucephalus. Впервые на зимовке для территории российского Дальнего Востока японский сорокопут был отмечен нами 19 декабря 1998 (Глущенко и др. 2001), когда самец этого вида наблюдался среди зарослей лещины и разнотравья в редкостойных порослевых дубняках мелко-сопочника в окрестностях с. Михайловка (Михайловский р-н). Нам вновь посчастливилось встретить зимой этот редкий вид 3 февраля 2002. Одна птица целиком бурой, самочьей окраски, сидящая на вершине небольшого ясеня, наблюдалась не далее, чем в 400 м от места предыдущей встречи, но в несколько ином окружении. Место представляло небольшую, слегка заболоченную поляну, заросшую вейниково-разнотравно-злаковыми ассоциациями, окаймлённую галерейным лесом по р. Бакарасевка с одной стороны, и порослевым дубняком — с другой. Интересно отметить, что в этом районе зимой 2001/2002 наблюдалась необычно высокая численность дальневосточной полёвки Microtus fortis (Волковская, Курдюков 2003), на самой поляне в изобилии встречались гнёзда мышей-малюток Micromys minutus.

С o ry us frugilegus. Из литературы известно о двух зимних встречах грача в Приморье, в начале и в конце зимы (Глущенко, Нечаев 1992; Тарасов, Глущенко 1995). Одиночные, сильно задержавшиеся грачи наблюдались нами 25 ноября: два — у автотрассы Михайловка—Уссурийск, один — в городе Уссурийске (район Междуречья). Зимой группа из 5 птиц наблюдалась рядом с автотрассой на участке между сёлами Благодатное и Хороль (Хорольский р-н) 18 января 2003.

Асanthis hornemanni. Пепельная чечётка в Приморье — редкий, эпизодически зимующий вид (Глущенко, Нечаев 1992; Волошина и др. 1999). Очень светлые, с практически белым надхвостьем, чечётки этого вида наблюдались нами: 16 ноября 2002 — 2 A. hornemanni среди A. flammea в стае из 30 чечёток (окрестности Михайловки); 17 ноября 2002 — 4 пепельных в стае из 15 чечёток (поля у Михайловки); 8 февраля 2003 — 5 пепельных из примерно 50 хорошо рассмотренных птиц в стае из 300 чечёток (окрестности с. Родниковое, Михайловский р-н). Интересно отметить, что зимой 2002/2003 зимовка обыкновенной чечётки Acanthis flammea в открытых ландшафтах Приморья носила массовый характер. В первой половине зимы такая картина наблюдалась на обширной территории как на севере края (окрестности Лесозаводска) и востоке Приханкайской низменности (агроландшафты в Спасском р-не), так и на юге (возделываемые и обширные брошенные поля в Михайловском, Хорольском, Черниговском р-нах). Однако южнее Уссурийска (пригород Уссурийска, долина Раздольной в окрестностях ст. Кипарисово, Раздольная, окрестности Владивостока, остров Русский) обыкновенная чечётка хотя и была сравнительно обычной, зимовки столь массового характера не носили (стай крупнее 15-20 особей нам встречать не приходилось). В январе-феврале 2003 на брошенных, заросших сорной растительностью полях в Михайловском и на юге Хороль-ского района общая численность отдельных стай чечёток достигала 2.5 тыс. особей. Зимой 2002/2003 из общего числа просмотренных чечёток обоих видов (п = 2472) на долю A. hornemanni приходилось лишь 0.44%.

Emberiza yessoensis. Редкий зимующий вид (Нечаев 1998). В последние годы зимовки рыжешейной овсянки в Приморье приобретают всё более регулярный характер, что обычно связывают с общим упадком сельского хозяйства в крае, сопровождаемым забрасыванием земель и зарастанием их сорняками (Глущенко, Мрикот 1998; Волковская 2002). Стайка из трёх рыжешейных овсянок встречена нами 11 января 2003 на краю убранного пшеничного поля в долине Раздольной (окрестности ст. 9208-й км). На Приханкайской низменности, где на зимовках этот вид отмечался наиболее часто, несмотря на наши регулярные работы здесь в 2002/2003 годах, рыжешейная овсянка найдена не была, что, очевидно, связано с заметно более мощным снеговым покровом здесь.

Emberiza р и silla. Малочисленный пролётный вид. Зимовки в материковой части Приморья не зафиксированы. Прежде этот вид отмечался в зимнее время на островах в заливе Петра Великого (в зоологическом музее ДВГУ хранится тушка овсянки-крошки, колл. № II 1038/2893 от 7 декабря 1977, добытой на о-ве Фуругельма Ю.В.Шибаевым).

В течение зимы 2002/2003 овсянки-крошки неоднократно наблюдались нами в окрестностях с. Михайловка (Михайловский р-н) на одном и том же участке железнодорожной насыпи, заросшей бурьяном и древесно-кустар-никовыми зарослями и граничащей с пастбищем и осоковым лугом: 30 ноября, 12 и 15 декабря — одна особь, 26 января — как минимум две птицы. Наиболее ранняя весенняя встреча овсянки-крошки отмечена нами 23 марта 2003 (стайка из 3 особей) на краю засорённого щирицей пустующего поля в окрестностях города Уссурийска.

Всестороннюю помощь и участие в проведении полевых наблюдений нам оказывала орнитолог-любитель Н.Н.Волковская, за что мы ей искренне признательны.

Литература

Волковская (Курдюкова) Е.А. 2002. К зимней экологии рыжешейной овсянки Emberiza yes-soensis continentalis (With.) в Приморье //Животный и растительный мир Дальнего Востока. Сер. Экология и систематика животных. Уссурийск 6: 83-87. Волковская Е.А., Курдюков А.Б. 2003. Необычно высокая концентрация хищных птиц-мышеедов зимой 2001/2002 годов в Южном Приморье //Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 208:3-16.

Волошина И.В., Елсуков C.B., Вдовин А.Н. 1999. Кадастр позвоночных животных Си-

хотэ-Алиньского заповедника и Северного Приморья. Владивосток: 1-92. Глущенко Ю.Н., Волковская Е.А., Мрикот К.Н. 2001. Новые сведения о редких и малоизученных птицах Приморского края //Животный и растительный мир Дальнего Востока. Сер. Экология и систематика животных. Уссурийск 5: 47-52. Глущенко Ю.Н., Мрикот К.Н. 1998. Зимовка птиц в восточной части Приханкайской низменности в 1992-98 гг. //Научное и учебное естествознание на юге Дальнего Востока: Межвузовский сб. научн. тр. Уссурийск 3: 37-43. Глущенко Ю.Н., Нечаев В. А. 1992. Зимняя орнитофауна Ханкайско-Раздольненской равнины и окружающих предгорий //Животный и растительный мир Дальнего Востока. Уссурийск: 3-26.

Елсуков C.B. 1985. Заметки о редких птицах Северо-Восточного Приморья //Редкие и исчезающие птицы Дальнего Востока. Владивосток: 27-28. Коломийцев Н.П. 1988. Результаты изучения экологии мандаринки — Aix galericulata (L.) в Лазовском заповеднике (Южное Приморье) //Редкие птицы Дальнего Востока и их охрана. Владивосток: 5-22. Нечаев В. А. 1998. Список птиц Приморского края. Владивосток: 1-43.

Тарасов, Глущенко Ю.Н. 1995. Врановые Приханкайской низменности //Проблемы сохранения водно-болотных угодий международного значения: озеро Ханка. Спасск-Дальний: 57-68.

Шульпин J1.M. 193в. Промысловые, охотничьи и хищные птицы Приморья. Владивосток: 1-436.

ю ся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.