Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ КИТАЯ И РОССИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ»'

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ КИТАЯ И РОССИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
Новые возможности / Китай / Россия / «Один пояс и один путь» / New Opportunities / China / Russia / "Belt and Road"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Ино

статья посвящена анализу новых возможностей развития Китая и России в рамках проекта «Один пояс и один путь». Китай и Россия являются крупнейшими соседями друг друга и за столетие сотрудничества установили тесные связи. Инициатива «Один пояс и один путь» сблизила две страны. Россия является активным сторонником, важным участником и крупным партнером инициативы «Один пояс и один путь». В настоящее время Китай и Россия достигли всестороннего сотрудничества в области энергетики, экономики, торговли, транспорта, гуманитарных наук, инфраструктуры и других сферах в рамках стратегических рамок и стратегической стыковки между двумя сторонами и добились ряда важных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DEVELOPMENT OPPORTUNITIES FOR CHINA AND RUSSIA UNDER THE "BELT AND ROAD"

the article analyzes the new opportunities for the development of China and Russia under the ";Belt and Road" policy. China and Russia are each other's largest neighbors and have established close relations over the past century. The ";Belt and Road" initiative has brought the two countries closer together. Russia is an active supporter, important participant and major partner of the ";Belt and Road" Initiative. At present, under the strategic framework and strategic interface between China and Russia, the two countries have realized comprehensive cooperation in the fields of energy, economy, trade, transportation, humanities and infrastructure, as well as achieved a series of important results.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ КИТАЯ И РОССИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ»»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Ли Ино

магистр Социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

liyinuo@rambler.ru

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ КИТАЯ И РОССИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ»

Аннотация, статья посвящена анализу новых возможностей развития Китая и России в рамках проекта «Один пояс и один путь». Китай и Россия являются крупнейшими соседями друг друга и за столетие сотрудничества установили тесные связи. Инициатива «Один пояс и один путь» сблизила две страны. Россия является активным сторонником, важным участником и крупным партнером инициативы «Один пояс и один путь». В настоящее время Китай и Россия достигли всестороннего сотрудничества в области энергетики, экономики, торговли, транспорта, гуманитарных наук, инфраструктуры и других сферах в рамках стратегических рамок и стратегической стыковки между двумя сторонами и добились ряда важных результатов.

Ключевые слова: Новые возможности, Китай, Россия, «Один пояс и один путь»

Инициатива «Один пояс и один путь»

Инициатива «Один пояс и один путь» имеет два значения: «Один пояс» - это «Экономический пояс Шелкового пути», а «Один путь» - это «Морской Шелковый путь XXI века». Для Китая это новая модель международного регионального сотрудничества, позволяющая справиться с кризисом и способствовать развитию экономической глобализации на фоне стремительного спада мировой экономики.

Предложение было впервые выдвинуто председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов в Казахстан и Индонезию осенью 2013 г. Суть данной китайской инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая. На основе продолжения и развития духа древнего Шелкового пути «Один пояс и один путь» призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнёрства, стимулированию экономического процветания вовлечённых стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию миру и устойчивому развитию. По официальным данным Китая, «Один пояс и один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе «новые экономики», и развитые страны.

Отношения между Китаем и Россией имеют долгую историю. На протяжении более чем 70 лет развитие Китая и России продолжало углубляться. С внедрением предложения «Один пояс и один путь» обмены и сотрудничество между Китаем и Россией стали более разнообразными.

Китайско-российская торговля в рамках проекта «Один пояс и один путь» имеет широкие перспективы развития

В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул стратегическую инициативу «Один пояс и один путь», которая обеспечила устойчивую политическую движущую силу для содействия открытости Китая внешнему миру и внутреннему экономическому росту Китая. С момента появления инициативы «Один пояс и один путь» ученые были полны энтузиазма в изучении ее последствий, и также появились соответствующие исследования. Ричард Саква написал в своей статье, что основной целью китайской инициативы «Один

пояс и один путь» является решение проблемы ресурсов, необходимых для ее производства и эксплуатации. В инициативе «Один пояс и один путь» Китай играет важную роль, и уровень участия Китая в глобализации неуклонно растет. увеличился. Сергей Бирюков считает, что для того, чтобы в полной мере использовать преимущества инициативы «Один пояс и один путь», Китай может присоединиться к российской стратегии Евразийской экономической интеграции, углубить сотрудничество между двумя странами и максимально использовать преимущества двух стран. Островский подчеркнул, что углубление альянса между различными странами в рамках инициативы «Один пояс и один путь» может эффективно разрешить многие международные споры. Гудрун Вакер считает, что при реализации инициативы «Один пояс и один путь» Китаю также следует обращать внимание на культурные обычаи соседних стран и уважать обычаи друг друга, что способствует лучшему сотрудничеству. По мнению А.В. Губина, увеличение инвестиций Китая на российский Дальний Восток может способствовать дружественному развитию Китая и России и в то же время сформировать двустороннюю торговую защиту, так что экономики двух регионов будут иметь определенный масштаб на евразийском пространстве.

С момента установления дипломатических отношений между Китаем и Россией в 1949 г. китайско-российское всеобъемлющее стратегическое партнерство продолжало углубляться, а общее процветание и развитие двух стран стало главной темой времени. В условиях растущего торгового протекционизма и односторонних действий, а также сложной и меняющейся внутренней и внешней ситуации Китай и Россия укрепляют стратегическое взаимное доверие и работают вместе над созданием более глубокой взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации.

С момента выдвижения инициативы «Один пояс и один путь» Китай и Россия изучают способы сотрудничества и расширяют сферы взаимодействия. Прежде всего, поддержка политики и нормативных актов обеспечила надежную гарантию устойчивого развития экономики и торговли между двумя странами, а в 2014 г. главы двух стран подписали «Совместное заявление о новом этапе всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства», в котором четко обозначены цели и направления развития будущей торговли между двумя странами и содержится сигнал о том, что в торговле двух стран скоро откроется новая глава. В 2018 г. выход «Китайско-российского плана сотрудничества и развития на Дальнем Востоке» ещё больше устремил взор экономического и торгового сотрудничества двух сторон на российский Дальний Восток, где сотрудничество двух стран в области инфраструктурного строительства, энергетики и высоких технологий продолжит углубляться, а региональное торгово-экономическое развитие и инвестиционное сотрудничество станут важным направлением развития двусторонних отношений. С тех пор обе страны также опубликовали «Совместное заявление о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства на основе сотрудничества в новую эпоху», «Совместное заявление о международных отношениях и глобальном устойчивом развитии в новую эпоху» и другие важные документы, которые свидетельствуют о том, что две страны постоянно стремятся к сотрудничеству во многих областях и способствуют тесному развитию отношений между двумя странами.

С 2018 г. по настоящее время объем торговли между Китаем и Россией несколько лет подряд превышает отметку в 100 миллиардов долларов. Доля Китая во внешней торговле России продолжает расти, занимая позицию ведущей страны-торгового партнера России уже 11 лет подряд. В 2020 г., на фоне последствий эпидемии «Новой короны», Китай останется главным рынком для российского экспорта мяса и сельскохозяйственной продукции, а объем торговли сельскохозяйственной продукцией между двумя странами достиг рекордного уровня в 5,55 млрд долларов. В то же время китайский экспорт электронной продукции (смартфоны, планшеты, ноутбуки) в Россию растет быстрыми темпами, более чем на 30 %.

Данные о китайско-российской торговле собраны в базе данных World Economic Database и на сайте Министерства коммерции Китая. В результате анализа выяснилось, что российский экспорт в Китай в основном опирается на сравнительное преимущество ресурсов, а основными экспортными товарами являются ресурсоемкие продукты, такие как минеральные продукты, топливо и так далее. Китай экспортирует в Россию в основном бытовую технику и текстильные изделия, которые являются трудоемкими. Китайско-российская торговля растет относительно медленно, после 2013 г. структура экспорта Китая в Россию начала смещаться от трудоемкой к технологически интенсивной, доля экспорта низкотехнологичной трудоемкой продукции уменьшилась, а экспорт механической продукции начал расти, из которой электронное оборудование, машины и оборудование востребованы в России и становятся основными экспортными товарами. При этом в экспорте России в Китай изменения в продукции невелики, изменения в стоимости экспорта также невелики. Таким образом, нетрудно заметить, что в целом торговля между Китаем и Россией носит более взаимодополняющий характер, и основная причина заключается в том, что две страны имеют различные преимущества в природных ресурсах, рабочей силе, технологиях и других факторах производства, что формирует характерную для торговли сильную взаимодополняемость. Это также благоприятствует долгосрочному развитию китайско-российской торговли.

Торговые отношения между Китаем и Россией имеют долгую историю, и развитие и укрепление торговли - это сложный проект, который не может быть достигнут в одночасье. В 2018 г. началась торговая война между Китаем и США. В 2019 г. разразилась глобальная эпидемия «Новой короны». В 2022 г. разгорелся российско-украинский конфликт, и НАТО во главе с США ввела жесткие и всеобъемлющие санкции против России. В глобальной политической и экономической ситуации судьбы, Китая и России связаны. В условиях жестоких потрясений глобальной картины, чтобы прорвать блокаду западных стран, продолжать расширять объемы двусторонней торговли, способствовать устойчивому развитию двустороннего экономического и торгового сотрудничества, в первую очередь для двух экономик одновременно вливать новую жизненную силу. С инициативой «Один пояс и один путь» возможность, углубленное сотрудничество, в целях достижения взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации хорошего сотрудничества.

Поэтому необходимо улучшить условия для упрощения торговли и научно сформулировать благоприятную политику и правила для улучшения регулирования и упрощения торговли. Во-первых, улучшить условия оформления торговли. В условиях растущего огромного спроса на рынке современной логистической индустрии в Китае и России эффективность таможенного оформления в большинстве портов занимает много времени, а эффективность таможенного оформления невысока. Для построения сетевой информационной платформы и сетевой транспортной системы, Китаю и России необходимо проводить углубленные консультации, отслеживать в реальном времени движение товаров, обновлять информацию платформы, эффективно позиционировать товарный транспорт, обеспечивать прозрачность информации, чтобы повысить эффективность логистики и транспорта в процессе торговли между двумя странами и улучшить условия таможенного оформления. Во-вторых, необходимо содействовать развитию инфраструктуры. В настоящее время большинство портов двух стран все еще имеют устаревшее оборудование и низкую степень поддержки соответствующих объектов. В соответствии с потребностями китайско-российской торговли мы должны усилить совершенствование наземных, морских и воздушных транспортных районов, одновременно усилить развитие транзитных перевозок, таких как порты, расширить каналы транспортировки через национальные границы, повысить эффективность перевозок и снизить логистические и транспортные издержки. В-третьих, снизить нетарифные барьеры. Беспрепятственное движение торговых потоков

является важной частью «Один пояс и один путь», и существование нетарифных барьеров повлияет на основу двустороннего торгового сотрудничества между Китаем и Россией. Россия должна и дальше совершенствовать механизм таможенного контроля, поднимать вопрос о низком отношении к чиновникам и снижать уровень коррупции в правоохранительных органах. Ей также следует снизить ограничения нетарифных барьеров путем совершенствования таможенного законодательства. Китайским импортерам, в свою очередь, следует избегать «серой» таможенной очистки, выбирать правильный способ таможенного оформления и устранять проблему нетарифных барьеров между двумя странами.

Китай и Россия укрепляют сотрудничество в области энергетики

Как связующее звено между энергетическими стратегиями Китая и России, «Один пояс и один путь» высоко ценится двумя странами с момента его предложения и используется в качестве основы для сотрудничества в энергетической сфере. Китай и Россия ведут частые экономические и торговые обмены, значительная часть которых приходится на торговлю энергоресурсами, поэтому оптимизация и углубление сотрудничества в области энергетики между двумя странами является общей основой стратегических интересов Китая и России. На фоне нынешних глубоких изменений на энергетической карте мира китайско-российское сотрудничество в энергетическом секторе представляется более прочным. Китай и Россия органично интегрировали стратегию Евразийского Экономического Союза, достигнув национального стратегического уровня стыковки, и в то же времяпод руководством китайской цели «от пика выбросов углерода к углеродной нейтральности», Китай и Россия осуществили ряд новых направлений сотрудничества в области энергетики.

Россия входит в тройку крупнейших в мире производителей нефти, занимает второе место в мире по добыче природного газа и является крупнейшим в мире экспортером природного газа. Доходы от нефти и газа, составляющие почти пятьдесят процентов государственного бюджета, обеспечивают российскому правительству щедрую финансовую поддержку, и, что еще важнее, эти ресурсы сделали Россию крупным игроком в мировой экономике. После начала кризиса на Украине санкции, введенные против России Западом, заставили Россию осознать, что ее экспансия на европейские рынки в долгосрочной перспективе не является устойчивой. Она также осознала, что для Европы энергетическая безопасность означает не только сохранение энергоснабжения Европы, но и большую гибкость и разнообразие поставок. На протяжении многих лет ЕС ищет общую энергетическую политику, но очевидно, что согласование национальных интересов 28 стран-членов - задача не из легких, поскольку разные страны представляют разные национальные интересы, разные потребности и разное отношение к России. Страны Западной Европы в целом приветствуют импорт природного газа из России, но страны Центральной и Восточной Европы, которые в большей степени зависят от поставок российского газа, рассматривают его как источник уязвимости для своих стран. Они опасаются, что Россия манипулирует поставками газа для выполнения своих политических требований.

Поэтому в сложной международной системе Китай стал для России первым выбором для защиты собственных интересов и расширения энергетического сотрудничества. Под руководством российской стратегической концепции «Евразийский союз» и энергетической стратегии «поворот на Восток» стратегическая стыковка с китайской инициативой «Один пояс и один путь» стала важным выбором для России в текущий период.

Что касается нефти. К концу 2020 г. доказанные запасы нефти в России составили 14,8 миллиарда тонн, что составляет 6,2 % от мировых запасов нефти, а общие запасы занимают шестое место в мире. Нефтяное сотрудничество между Китаем и Россией прослеживается с распадом СССР, в 1992 г. Китай и Россия начали попытки обмена и сотрудничества в области разведки и поиска нефти, изучая новые возможности для

сотрудничества между двумя странами в нефтяном секторе. Сотрудничество между Россией и Китаем в нефтяной сфере началось в 2000 г. с железнодорожного транспорта. Одним из главных достижений сотрудничества двух стран в нефтяной сфере является проект китайско-российского нефтепровода. В марте 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин посетил Россию, и правительства Китая и России подписали «Соглашение о расширении сотрудничества в области торговли сырой нефтью», которое уточнило потребности двух стран в поставках сырой нефти и увеличило поставки сырой нефти в Китай до 30 млн тонн в год. 31 августа

2016 г. началась вторая фаза проекта строительства нефтепровода Китай-Россия, за строительство которого отвечает первый отдел управления проектом Китайской национальной нефтепроводной корпорации. Протяженность проекта составляет 941,80 км, он проходит через две провинции Китая - Хэйлунцзян и Внутреннюю Монголию, и был завершен 1 января 2018 г., к этому времени объем поставок по нефтепроводу Китай-Россия достиг лучшего уровня в истории страны, а по состоянию на 2021 г. объем импорта сырой нефти в Китай по проекту нефтепровода Китай-Россия сырой нефти превысил 200 миллионов тонн, что значительно стабилизирует безопасность импорта энергоносителей, а также играет важную роль в оптимизации структуры импорта энергоносителей.

Что касается природного газа. Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа, на конец 2020 г. доказанные запасы природного газа в России составляют около 37,4 триллиона кубометров, всего одна страна занимает около 20 % мировых запасов природного газа. В то время как Китай идет по пути трансформации и модернизации структуры энергопотребления, доля потребления природного газа также растет с каждым годом, и спрос на импорт природного газа также увеличивается с каждым годом. Например, в 2020 г. потребление природного газа в Китае составит 325,91 млрд куб. м, что на 22,84 млрд куб. м больше, чем в 2019 г., или на 7,5 % больше, чем в прошлом году. Проект Восточного газопровода Китай-Россия стартовал во время визита Путина в Китай в мае 2014 года и включает в себя газопровод «Сила Сибири» протяженностью 3250 километров в России и Восточный газопровод Китай-Россия протяженностью 3371 километр в Китае. Цель проекта - завершить строительство всего газопровода к 2025 г. и поставлять 38 миллиардов кубометров природного газа в год. Газопровод «Восточный маршрут Китай-Россия» разделен на три участка - северный, центральный и южный, при этом в стадии строительства находится только южный участок, а северный и центральный участки уже введены в эксплуатацию. Кроме того, проект «Ямал СП1 », ставший первым мегапроектом энергетического сотрудничества в России после выдвижения Китаем инициативы «Один пояс и один путь», является первым крупномасштабным проектом Китая, объединяющим разведку и разработку месторождений, трубопровод, сжижение природного газа и морскую транспортировку в России. Это крупная попытка построить китайский «Шелковый путь во льдах» и крупное исследование стратегического сотрудничества между Китаем и Россией в Арктике.

Об угле. По данным «BP Statistical Yearbook of World Energy 2021», Россия обладает 162,1 млрд. тонн доказанных запасов угля, вторыми по величине запасами в мире, составляющими около 15,1% мировых запасов угля. Россия является вторым по величине источником импорта угля в Китай. На заседании Китайско-российской рабочей группы по углю, состоявшемся в Пекине 30 октября 2015 г., Китай и Россия достигли нового консенсуса по сотрудничеству в области добычи и торговли углем, и по итогам заседания была принята «Дорожная карта сотрудничества между Китаем и Россией в области угля». В

2017 г. Китай и Россия впервые сотрудничали в разработке угольного разреза «Элиги» мощностью 12 млн. тонн в год на юго-востоке Якутии. Углубление китайско-российского угольного сотрудничества имеет стратегическое значение, и с точки зрения положительного эффекта для двух стран: для России угольное сотрудничество с Китаем может не только

придать новый импульс развитию Дальнего Востока, но и внести значительный вклад в строительство инфраструктуры и экономическое развитие Дальнего Востока. В то же время Китай и Россия могут осуществлять углубленные обмены на этой основе и постепенно реализовывать сотрудничество в энергетическом секторе.

Атомная энергия. Для достижения цели «от пика выбросов углерода к углеродной нейтральности» между Китаем и Россией, а также модернизации и корректировки структуры энергопотребления двух стран, новым направлением китайско-российского энергетического сотрудничества становится сотрудничество в области низкоуглеродных и новых источников энергии. Тяньваньская АЭС, расположенная в городе Ляньюньган, провинция Цзянсу, Китай, является образцовым проектом в области сотрудничества в сфере атомной энергетики между Китаем и Россией, а также несет в себе большой прорыв в области атомной энергетики между Китаем и Россией. Тяньваньская АЭС является свидетелем сотрудничества между Китаем и Россией в области атомной энергетики. 20 октября 1999 г. началось строительство 1-го энергоблока Тяньваньской АЭС, а в июле и августе 2007 г. 1-й и 2-й энергоблоки Тяньваньской АЭС были официально введены в коммерческую эксплуатацию. 19 мая 2021 г. председатель КНР Си Цзиньпин вместе с президентом России Владимиром Путиным по видеосвязи из Пекина ознакомился с проектом сотрудничества двух стран в области атомной энергетики. - церемонию закладки фундамента 7-го и 8-го энергоблоков Тяньваньской АЭС. Тяньваньская АЭС является знаковым проектом для правительств Китая и России, направленным на углубление взаимного политического доверия, развитие экономических и торговых связей, укрепление международного стратегического сотрудничества и совместное продвижение китайско-российского сотрудничества в области атомной энергетики. Кроме того, АЭС «Сюйдабао», расположенная в китайской провинции Ляонин, является еще одной передовой попыткой китайско-российского сотрудничества в области атомной энергетики. АЭС, которая была официально введена в эксплуатацию в 2017 году, является продуктом сотрудничества между двумя странами в духе «Один пояс и один путь», а в июне 2018 года между двумя странами был подписан «Рамочный контракт на строительство АЭС "Сюйдабао"». Тяньцзяваньская АЭС и Сюйдабаоская АЭС являются плодом сотрудничества между Китаем и Россией в области атомной энергетики, при этом российская сторона оказывает основную технологическую поддержку, а Китай отвечает за строительство инженерного типа, что является еще одним эффективным сотрудничеством между двумя странами в изучении пути вперед.

Энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией - это историческая неизбежность, граница между двумя странами предопределена долгой историей дружбы между Китаем и Россией, но также предопределена необходимостью энергетического сотрудничества между двумя странами, а также решимостью совместно решать проблему энергетической безопасности.

«Один пояс и один путь» будет способствовать культурным обменам между Россией и Китаем

В рамках стратегических рамок и стратегической стыковки между двумя странами было достигнуто всестороннее сотрудничество в области энергетики, экономики и торговли, транспорта, гуманитарных наук и инфраструктуры, и был достигнут ряд важных результатов. Из-за различий в национальных условиях и культурах Китая и России, культурные обмены между двумя сторонами стали основой для сотрудничества между двумя странами и продвигаются в контексте «Один пояс и один путь».

Инициатива «Один пояс и один путь» - это взаимное политическое доверие и экономические обмены, поэтому культурная интеграция имеет большое значение. В последние годы под руководством правительств Китая и России культурные обмены между двумя странами становятся все более частыми, масштабы обменов и сотрудничества

продолжают расширяться, а уровень обменов и сотрудничества продолжает расти, при этом проводится ряд тематических годов, таких как «Год СМИ», «Год местных обменов» и «Год научно-технических инноваций». В 2024 г. Россия и Китай будут отмечать 75-летие установления дипломатических отношений, а 3 января президент Владимир Путин подписал указ о проведении в 2024-2025 гг. Российско-китайского года культуры. В этом году в Москве впервые прошло масштабная деятельность по празднованию китайского Нового года, а в некоторых районах Китая впервые отметили масленицу. Создан прочный фундамент для дружбы между двумя народами.

Еще одной заметной чертой китайско-российских культурных обменов является сотрудничество между китайскими и российскими университетами и рост числа иностранных студентов, обучающихся в двух странах, то есть постепенная «интернационализация» образования в Китае и России. Для того чтобы служить строительству «Один пояс и один путь», первоочередной задачей высшего образования является выращивание талантов, причем выращивание глобально конкурентоспособных талантов должно занимать важное место. Первым направлением международного сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Россией является международное сотрудничество в области подготовки талантов. Количество иностранных студентов является важным показателем конкурентоспособности страны в сфере образования, а обмен иностранными студентами может способствовать развитию международной политической и экономической стабильности, и количество студентов, обменивающихся знаниями между Китаем и Россией, уже давно превысило 100 000 человек.

В июле 2016 г. Министерство образования Китая выпустило циркуляр «О содействии образовательной деятельности по строительству "Один пояс и один путь"», в котором предлагается реализовать программу совместного развития талантов «Шелкового пути». Программа предусматривает совместную подготовку студентов в китайских и российских университетах по языкам, транспорту, архитектуре, медицине, энергетике, экологии, водоохранной технике, биологическим наукам, морским наукам, охране окружающей среды, охране культурного наследия и другим специальностям.

Между Китаем и Россией существует множество совместных программ обучения, которые подразделяются на совместную подготовку бакалавров, совместную подготовку магистров и совместную подготовку докторов наук. Примерами совместных программ подготовки бакалавров являются Хэйлунцзянский институт иностранных языков и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Казанский федеральный университет, Институт русского языка имени Пушкина, Амурский государственный университет, Забайкальский государственный университет и т.д. Магистерские программы, например, модель «2+3» между Китайским нефтяным университетом и Уфимским государственным нефтяным и техническим университетом, Тюменским технологическим университетом. Совместные докторские программы, например, программа «1+1+1» между Хэнаньским финансово-юридическим университетом и Южным федеральным университетом.

Стоит также отметить, что 20 мая 2014 г. в присутствии глав государств Китая и России, председателя Си Цзиньпина и президента Путина, органы управления образованием Китая и России подписали соглашение о поддержке сотрудничества между Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Пекинским технологическим университетом по созданию университета в Шэньчжэне, а именно Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, который является первым совместным университетом, проводимым китайскими и российскими университетами в сотрудничестве друг с другом. 13 сентября 2017 г. состоялась первая церемония открытия университета, председатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин выступили с поздравительными речами по случаю открытия

университета, а вице-премьеры Китая и России Лю Яньдун и Городецкий вместе присутствовали на церемонии. Опираясь на сильные стороны базовых дисциплин Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и инженерных приложений Пекинского технологического института, Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне стремится создать национальную базу подготовки талантов для китайско-российского культурного, образовательного и технологического сотрудничества и «Один пояс и один путь». Большинство студентов университета имеют возможность отправиться в Россию для обучения в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова на 1-2 года, что также отражает взаимное доверие между Китаем и Россией.

Культурные обмены между Россией и Китаем уже давно отражаются в одежде, еде, жилье и транспорте простых людей, например, в 2018 г. на китайском новогоднем гала-концерте появился танец «Радостный праздник» в исполнении русского народного танцевального коллектива «Маленькая белая березка». Кроме того, такие российские фильмы, как «Он - дракон», «Огненное море», «Сталинград» и «Королева коньков», также стали популярны в Китае. В последние годы, в связи со все более тесными отношениями между Китаем и Россией и под влиянием политики безвизового режима Китая и России, каналы путешествий китайцев и россиян еще более расширились, и они полны интереса к странам друг друга.

С постоянным развитием китайско-российских отношений, Китайский язык стал предметом иностранного языка, который выбирают многие молодые россияне. В России китайский язык также стал пятым иностранным языком на государственных экзаменах в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород, в большинстве школ китайский язык изучается как основной предмет, а результаты тестирования по китайскому языку засчитываются в общую оценку. В Китае все больше студентов изучают русский язык, и у китайских школьников есть возможность сдавать самый важный вступительный экзамен «Гао Као» - на русском языке, что, безусловно, стимулирует китайских школьников к изучению русского языка.

Благодаря распространению новостей, кино, телефильмов или социальных сетей, культурный обмен между Китаем и Россией может быть отражен в любое время, например, Китайская медицина, Боевые искусства, Тайцзи и так далее постепенно вошли в поле зрения Россиян. Кроме того, Китайская кухня очень популярна среди Россиян, и в России бесчисленное множество китайских ресторанов. Для подавляющего большинства Китайцев, очень нравится русская литература и музыка, например, большинство Китайцев на уровне школьников читали произведения таких русских писателей, как Крылов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Некрасов, Чернышевский, Толстой, Чехов, Шолохов и так далее, а поколения Китайцев выросли, читая их произведения. Произведения Толстого и Пушкина стали в Китае именами нарицательными, повлияв на мировоззрение и ценности целого поколения. Что касается музыки, то Китайцы любят советскую музыку «Катюша», «Подмосковная ночь» и т. д. Почетный караул НОАК Китая пел марш «Катюша» во время репетиции парада на Красной площади в 2022 г., и для китайцев это - вера поколений.

Культурная интеграция является источником сотрудничества и развития между Китаем и Россией, и она особенно важна для продвижения «Один пояс и один путь». Китай и Россия должны укреплять сотрудничество и обмены на международном уровне, активно использовать преимущества и ресурсы Интернета, применять новые медиа, самомедиа и другие каналы коммуникации для создания гармоничного, дружественного и взаимоподдерживающего культурного мнения и культурной экологической среды между Китаем и Россией. Есть основания полагать, что в обозримом будущем политические отношения между Китаем и Россией станут еще более тесными, а культурные отношения еще более укрепятся.

Литература:

1. Алексеев-Апраксин А.М., Жуйцин С, Сян Д. Россия и Китай: культурные трансферы на северных маршрутах Великого шелкового пути// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2023. № 2 (46). С. 59-76.

2. Борисов М.Г. Энергетическая составляющая инициативы «Один пояс - один путь»// Восточная аналитика, 2019. № 2. С. 13-23.

3. Лузянин С.Г. «Один пояс, один путь»: Российская проекция и проблемы сопряжения// Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2017. №. 22. С. 27-36.

4. На Л. Инициатива «Один пояс, один путь» как новая модель сотрудничества КНР с Россией и странами Центральной Азии// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история, 2018. № 4. С. 382-392.

5. Синда У. Исследование состояния, проблем и мер по развитию международного сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Россией в рамках инициативы «Один пояс - один путь». - Шэньянский педагогический университет, 2021.

6. Сицзэн Л. Исследование конкурентоспособности и взаимодополняемости китайско-российской торговли в рамках инициативы «Один пояс - один путь». - Цзилиньский университет, 2022.

7. Сюэмэй В, Си Х. Влияние китайских и российских культурных обменов на экономическое и торговое сотрудничество между двумя странами в контексте «Один пояс -один путь». Модернизация Торговых Центров, 2022. № 24. С. 56-58.

8. Сюэфен Л, Ашмарина Т.И., Павлова И.М. Вектор развития «Цифрового шелкового пути» - Китай-Россия. Образование и право, 2020. № 4. С. 493-497.

9. Сюэцзюнь Ч., Тянь М. Шанс и риски инициативы «Один пояс и один путь» в процессе международного сотрудничества - служение примером для России// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2018. № 5. С. 283-286.

10. Сяогуан Б. Анализ текущей ситуации и перспектив китайско-российского сотрудничества в сфере культурных индустрий в рамках проекта «Один пояс, один путь»// Власть и управление на Востоке России, 2018. №. 2 (83). С. 8-15.

11. Хан М. Торгово - экономические отношения КНР и России в свете реализации проекта «Один пояс - один путь». Международная торговля и торговая политика, 2017. № 4 (12). С. 53-58.

12. Цзячжэнь В. Вызовы и ответы на китайско-российское энергетическое сотрудничество в контексте «Один пояс - один путь». - Яньбяньский университет, 2022.

13. Щерба К.Д. «Один пояс - один путь»: перспективы сопряжения с ЕАЭС// Социально-гуманитарные знания, 2019. № 6. С. 312-316.

References:

1. Alekseev-Apraksin A.M., Zhujcin S, Sjan D. Rossija i Kitaj: kul'turnye transfery na severnyh marshrutah Velikogo shelkovogo puti// Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo, 2023. № 2 (46). S. 59-76.

2. Borisov M.G. Jenergeticheskaja sostavljajushhaja iniciativy «Odin pojas - odin put'»// Vostochnaja analitika, 2019. № 2. S. 13-23.

3. Luzjanin S.G. «Odin pojas, odin put'»: Rossijskaja proekcija i problemy soprjazhenija// Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istorija i sovremennost', 2017. №. 22. S. 27-36.

4. NaL. Iniciativa «Odin pojas, odin put'» kak novaja model' sotrudnichestva KNR s Rossiej i stranami Central'noj Azii// Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Vseobshhaja istorija, 2018. № 4. S. 382-392.

5. Sinda U.Issledovanie sostojanija, problem i mer po razvitiju mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti vysshego obrazovanija mezhdu Kitaem i Rossiej v ramkah iniciativy «Odin pojas - odin put'». - Shjen'janskij pedagogicheskij universitet, 2021.

6. Siczjen L. Issledovanie konkurentosposobnosti i vzaimodopolnjaemosti kitajsko-rossijskoj torgovli v ramkah iniciativy «Odin pojas - odin put'». - Czilin'skij universitet, 2022.

7. Sjujemjej V, Si H. Vlijanie kitajskih i rossijskih kul'turnyh obmenov na jekonomicheskoe i torgovoe sotrudnichestvo mezhdu dvumja stranami v kontekste «Odin pojas - odin put'». Modernizacija Torgovyh Centrov, 2022. № 24. S. 56-58.

8. Sjujefen L, Ashmarina T.I., Pavlova I.M. Vektor razvitija «Cifrovogo shelkovogo puti» -Kitaj-Rossija. Obrazovanie i pravo, 2020. № 4. S. 493-497.

9. Sjujeczjun' Ch., Tjan' M. Shans i riski iniciativy «Odin pojas i odin put'» v processe mezhdunarodnogo sotrudnichestva - sluzhenie primerom dlja Rossii// Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki, 2018. № 5. S. 283-286.

10. Sjaoguan B. Analiz tekushhej situacii i perspektiv kitajsko-rossijskogo sotrudnichestva v sfere kul'turnyh industrij v ramkah proekta «Odin pojas, odin put'»// Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii, 2018. №. 2 (83). S. 8-15.

11. Han M. Torgovo - jekonomicheskie otnoshenija KNR i Rossii v svete realizacii proekta «Odin pojas - odin put'». Mezhdunarodnaja torgovlja i torgovaja politika, 2017. № 4 (12). S. 53-58.

12. Czjachzhjen' V. Vyzovy i otvety na kitajsko-rossijskoe jenergeticheskoe sotrudnichestvo v kontekste «Odin pojas - odin put'». - Jan'bjan'skij universitet, 2022.

13. Shherba K.D. «Odin pojas - odin put'»: perspektivy soprjazhenija s EAJeS// Social'no-gumanitarnye znanija, 2019. № 6. S. 312-316.

NEW DEVELOPMENT OPPORTUNITIES FOR CHINA AND RUSSIA UNDER THE

"BELT AND ROAD"

Li Yinuo

Master of the Faculty of Sociological Faculty of Moscow State University named after M.V.

Lomonosov

liyinuo@rambler.ru

Abstract: the article analyzes the new opportunities for the development of China and Russia under the "Belt and Road" policy. China and Russia are each other's largest neighbors and have established close relations over the past century. The "Belt and Road" initiative has brought the two countries closer together. Russia is an active supporter, important participant and major partner of the "Belt and Road" Initiative. At present, under the strategic framework and strategic interface between China and Russia, the two countries have realized comprehensive cooperation in the fields of energy, economy, trade, transportation, humanities and infrastructure, as well as achieved a series of important results.

Key words: New Opportunities, China, Russia, "Belt and Road"

Для цитирования: Ли Ино. Новые возможности развития для Китая и России в рамках проект а «Один пояс и один путь»// Архонт, 2024. № 1(40). С. 92-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.