Научная статья на тему 'Новые возможности для студентов системы ТИПО'

Новые возможности для студентов системы ТИПО Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / академическая самостоятельность / современный / система технического и профессионального образования / работодатели / профессионал / competence / academic independence / modern / technical and vocational education system / employers / professional құзыреттілік / академиялық дербестік / заманауи / техникалық және кәсіптік білім беру жүйесі / жұмыс берушілер / кәсіби

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Сейчанова Д.Г.

Статья посвящена внедрению новых особенностей академической самостоятельности в систему технического и профессионального образования. Внедрение академической самостоятельности позволяет колледжам внедрять в образовательные программы модули с учетом мировых стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New possibilities for students in technical and professional education ТжКБ жүйесінің студенттеріне арналған жаңа мүмкіндіктер

The article is devoted to the introduction of new features of academic independence in the system of technical and vocational education. The introduction of academic independence allows colleges to introduce modules into educational programs taking into account world standards. Мақала техникалық және кәсіптік білім беру жүйесіне академиялық дербестіктің жаңа мүмкіндіктерін енгізуге арналған. Академиялық дербестікті енгізу колледждерге әлемдік стандарттарды ескере отырып, білім беру бағдарламаларына модульдерді енгізуге мүмкіндік береді.

Текст научной работы на тему «Новые возможности для студентов системы ТИПО»

мш

УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.07

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ ТИПО

Андатпа

Мацала техникалыц жэне кэсшпк бшм беру жYЙесiне академиялыц дербестжтщ жан,а mym-кiндiктерiн енпзуге арналган. Академиялыц дербестiктi eHri3y колледждерге элемдiк стан-дарттарды ескере отырып, бiлiм беру багдарла-маларына модульдердi eHri3yre мYмкiндiк бередi.

Аннотация

Статья посвящена внедрению новых особенностей академической самостоятельности в систему технического и профессионального образования. Внедрение академической самостоятельности позволяет колледжам внедрять в образовательные программы модули с учетом мировых стандартов.

Annotation

The article is devoted to the introduction of new features of academic independence in the system of technical and vocational education. The introduction of academic independence allows colleges to introduce modules into educational programs taking into account world standards.

к

<j Форсированное индустриально-инновацион-$ ное развитие РК предполагает строительство он новых промышленных предприятий, имеющих 2 важное народнохозяйственное значение, и ста-

bQ

^ вит перед ее создателями задачу по подготовке новых специалистов, умеющих работать с но-

LJ и тт

рц вейшей техникой. И в этом главная роль отво-

м дится молодежи, обучающейся в учебных заве-

щ дениях ТиПО страны.

о Стратегической целью развития системы ^ технического и профессионального образова-g ния Казахстана является ее модернизация в со® ответствии с запросами общества и индустри-

Иально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное про-

Сейчанова Д.Г.,

преподаватель специальных дисциплин, Костанайский строительный колледж, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: цузыреттшк, академиялыц дербестщ зама-науи, техникалыц жэне кэсттт бшм беру ЖYйесi, жумыс бе-руштер, кэаби.

Ключевые слова: компетенция, академическая самостоятельность, современный, система технического и профессионального образования, работодатели, профессионал.

Keywords: competence, academic independence, modern, technical and vocational education system, employers, professional.

ММ9

странство.

Основой модернизации системы технического и профессионального образования является обновление структуры и содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики, с активным привлечением представителей бизнеса (работодателей).

Для повышения эффективности и привлечения представителей бизнеса к управлению системой подготовки кадров ТиПО сформирована принципиально новая модель управления.

Развитие системы технического и профессионального образования предусматривает модель социального партнерства, ориентированную на эффективную деятельность учебных заведений (профессиональных лицеев и колледжей) по подготовке кадров в соответствии с требованиями и приоритетами экономики страны.

Внесенные на законодательном уровне новые положения предусматривают непосредственное участие работодателей не только в обновлении содержания ТиПО, но и в организации учебного процесса (в качестве лекторов по новой технике и технологии производства, в предоставлении мест для прохождения профессиональной практики обучающихся, в работе выпускных квалификационных комиссий).

Почему развитие ТиПО так важно? Во-первых, сокращение молодежной безработицы. В течение ближайших десяти лет в РК ожидается значимый рост численности трудоспособной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

Привлечение к процессу обучения высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт в соответствующих отраслях экономики, и непосредственное участие работодателей в оценке профессиональной подготов-

ленности выпускников ТиПО являются решающими факторами обеспечения качества подготовки кадров и поднятия ответственности учебных заведений за качество обучения.

Одним из нововведений в развитии системы технического и профессионального образования страны стала активизация внедрения академической самостоятельности. Для обеспечения гибкости в подготовке кадров ТиПО академическая самостоятельность представлена через государственные общеобязательные стандарты технического и профессионального образования (ГОСО). Это предоставляет возможность колледжам совместно с работодателями определять содержание образовательных программ на основе профессиональных стандартов и с учетом региональных особенностей, определять сроки и траекторию обучения. Организация ТиПО наделяется правом менять объем учебного времени и содержание учебных программ, вводить дополнительные дисциплины (профессиональные модули) по требованию работодателей [3].

Кроме того, для формирования преемственности между уровнями образования внедряются кредитные технологии § обучения в колледжах. ®

В организациях ТиПО адаптируется о

со

европейская кредитная технология для

профессионального образования и обу- о

чения ECVET. ^

Содержание образовательных про- м.

грамм обеспечивает преемственность о

уровней образования и перезачет резуль- ^

татов обучения и кредитов на следующем ^

уровне образования по родственным ква- ®

лификациям. ^

Такой подход дает возможность реализации образовательных программ по § выбранной специальности с учетом соче- к тания квалификаций, а также получения

¡ш

к х

<С т о

го

£ РЧ

О л

.

я о

о. С

ш л

X X

о к я <с т О X

X X

дополнительных компетенций, необходимых для подготовки выпускника в соответствии с запросами рынка труда [2].

КГКП "Костанайский строительный колледж" и его преподаватели выполняют подготовку кадров по техническим специальностям при проектировании профессиональных образовательных программ в режиме социального партнерства с предприятиями и стремятся максимально применить возможности совместной разработки содержания обучения и осуществлять его, используя теории, заложенные в образовательном стандарте, при этом нацеленные на реальные проектные работы, при реализации которых, наиболее существенной позицией оценки является то, что при работе над любым видом проекта учащийся решает личностно значимую для него проблему.

Анализ исследований тезисов ряда кадровых агентств и работодателей позволил определить, что одним из основных требований при приеме на работу является компетенция «готовность к работе в команде». Под компетенцией «готовность к работе в команде» можно понимать способность и готовность применять знания для выполнения совместной работы с целью решения учебной или профессиональной задачи, а также владение способами совместной деятельности. Компетенция «готовность к работе в команде» включает содержательный (знание теоретических основ формирования команды и работы в ней), процессуальный (умение строить работу в команде на основе приобретенных знаний) и психологический (владение навыками избегания конфликтной ситуации, опытом принятия решений в команде) компоненты[1, с.23].

Данная компетенция необходима современному специалисту, поэтому проблема поиска способов ее формирова-

ния на сегодняшний день актуальна. Как председатель цикловой комиссии и преподаватель специальных дисциплин при формировании профессиональных модулей специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» в отношении проектов и проектной формы организации труда мной применяется командная работа студентов для выработки данной компетенции. Команда создается целевым образом на период осуществления проекта. Примерами могут служить команды студентов для участия в WorldSkШs Kostanay компетенции «Мобильная робототехника», занявшие 1 места в областном этапе.

Обучение, сформированное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, при этом одним из основных принципов обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда и услуг. Подготовка техника-программиста ориентирована на воспитание требуемого уровня образованности, тогда как оценка профессиональной компетентности в производственных условиях осуществляется с точки зрения профессиональных и социальных компетенций и выполнения профессиональных функций.

Студентцентрированное обучение в колледже реализуется на основе партнерского развития взаимодействия между преподавателями и студентами, создания условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем будущей профессиональной деятельности. Его интересы и образовательные потребности являются основой для формирования образовательных программ.

Студенту предоставляется право формировать индивидуальную траекторию обучения. Колледж обеспечивает сту-

Н

дентцентрированное обучение и преподавание в целях стимулирования и мотивирования студентов к осознанному обучению и активному участию в учебном процессе посредством создания благоприятной академической среды и служб поддержки студентов.

Профессионализм и развитие личностных компетенций являются первостепенными задачами студентов. Поэтому в распорядок дня студентов входят аудиторные занятия и самостоятельная работа, способствующие повышению образованности и развитию. Студентами и преподавателями нашего колледжа организуются социальные и культурные события, конференции, научно-исследовательские проекты.

Внедрение академической самостоятельности позволяет колледжам внедрять в образовательные программы модули с учетом мировых стандартов WorldSkШs.

Получение практических навыков студентами ТиПО помогает им найти себя на рынке труда. Демонстрационный экзамен и своеобразный skills-паспорт, являются эффективными инструментами оценки практических навыков. При сдаче демоэкзамена студенты оценивают свой уровень владения навыком и стараются заполнить пробелы в подготовке. А skills-паспорт, т.е. участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах, - это весомый бонус, работодатели обращают на него внимание как на серьезный плюс в портфолио и резюме. Умение быстро реагировать, адаптироваться под ситуацию, действовать наперед и прогнозировать - это качества, которые крайне важны в современной жизни, помогут студентам и на чемпионате. Демонстрационный экзамен сформирован на принципах независимой оценки качества.

Демонстрационный экзамен - это идеальная форма привлечения партнеров,

которые прямо на месте набирают себе персонал из числа наиболее успешных студентов.

Наши молодые профессионалы принимают участие в чемпионате как в компетенциях «Сухое строительство и штукатурные работы», так и в цифровых специальностях: «Сетевое и системное администрирование», «Графический дизайн», «Веб-дизайн и разработка».

WorldSkills помогает получать те навыки и знания, которые в дальнейшем помогают работать на самого себя и мо-нетизировать свой человеческий капитал.

Современные реалии и новые глобальные вызовы требуют трансформации и адаптации от системы подготовки кадров. Поэтому будущее Казахстана зависит от дальнейшей модернизации профессиональных учебных заведений, способных поднять экономику и осуществить развитие базовой инфраструктуры страны.

ЛИТЕРАТУРЫ:

1.КиберЛенинка: Ы^://суЬег1ептка. ru/article/n/rabota-v-komande-prireshenii-keysov-na-inostrannom-yazyke-v-vuze (дата обращения: 21.01.2022г.).

2.Лысов И. А. Проблемы науки и образования, Проблемы современной экономики. N1 (29), 2019.

2.https://bilimdinews.kz/?p=138396 (дата обращения: 21.01.2022г.).

3.https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Р080000527_ (дата обращения: 21.01. 2022г.).

*

х

<с т о

го РЧ

О

О О

м

я о

о.

с £ х

X

о К Я

<с т о

X х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.