НОВЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ТУРЦИИ И ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Гули ЮЛДАШЕВА
доктор политических наук, научный сотрудник кафедры международных отношений, права и политологии Ташкентского государственного института востоковедения (Ташкент, Узбекистан)
Рост геополитической напряженности в мире в период после 2001 года — наряду с фактическим началом глобальной войны за энергоресурсы и транспортные коридоры на Ближнем Востоке и в Центральной Азии — существенно повлиял на статус и роль Турции на международ-
ной арене. Этому способствовал и ряд внутриполитических аспектов развития страны. Так, победа на президентских выборах 28 августа 2007 года кандидата от правящей происламской Партии справедливости и развития (ПСР) привнесла определенное напряжение в отношения между
представителями исламских кругов и генералитетом республики, так как ПСР считает себя основным хранителем традиционных светских устоев государства Кемаля Ататюрка1. Однако ПСР ныне рассматривают как партию консервативную, пытающуюся соединить ислам с турецкой моделью, с современностью2.
Приход к власти данной структуры не является чем-то, на наш взгляд, парадоксальным и, с одной стороны, полностью соответствует текущим глобальным тенденциям в мусульманском мире, с другой — представляет собой своеобразную логически ожидаемую реакцию турецкого электората на международные события
1 См.: Ахмедов В. Армия и власть в новых политических условиях Турции: перспективы конфронтации и пределы сотрудничества // Институт Ближнего Востока [http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/
02 октября 2007c.htm].
2 См.: Мосаки Н.З. Ситуация после парламентских выборов в Турции // Институт Ближнего Востока [http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/29 июля 2007а.
Мт].
после 2001 года. С учетом роста в стране популярности этой партии можно говорить об отсутствии в целом существенных разногласий вокруг внешнеполитических ориентиров республики и относительной преемственности ее внешнеполитической стратегии.
С увеличением энергозависимости страны основной задачей внешней политики Анкары остается достижение необходимого уровня энергообеспечения экономики республики. Деятельность большинства ее ТЭЦ, производящих свыше 63% электроэнергии, базируется на импортируемых угле и природном газе. С ростом же экономики и необходимости приближения турецкой инфраструктуры к уровню ЕС зависимость от внешних поставок энергии, по экспертным оценкам3, лишь усилится и станет «лакмусовой бумагой» для нового правительства, возглавляемого ПСР.
3 См.: Turker A. Turkey’s New Challenge of Energy Usage [http://www.turkishweekly.net/energy], 31 July 2007.
Перемены во внешнеполитических приоритетах
События вокруг Ирана и Ирака, непростые отношения Турции с евро-атлантичес-ким сообществом, а также ее фактическая международная изоляция по курдскому и кипрскому вопросам выразились в противоречивости и двойственности внешнеполитической стратегии Анкары.
С одной стороны, основными приоритетами ее внешней политики остаются повышение глобального и регионального статуса посредством завершения процесса присоединения к ЕС и обеспечение в евро-атлантическом сообществе ее решающей роли в качестве транзитного и культурно-цивилизационного моста между Востоком и Западом. Долгосрочная стратегия страны ориентирована на то, чтобы она стала одним из крупных игроков, обеспечивающих энергетическую безопасность европейских государств и диверсификацию энергетических источников ЕС. В этой связи особое значение отводится объединению всего Кавказа и Центральной Азии в единую энерготранспортную систему с выходом через территорию Турции в Европу.
Как считают местные лидеры, «Турция соседствует со странами, обладающими 73% мировых ресурсов нефти и 72% — природного газа (доказанные запасы), и представляет собой естественный мост между богатыми нефтью странами Каспийского региона, Центральной Азии и Ближнего Востока и потребительскими рынками, расположенными в основном в Европе»4. Столь уникальное положение в условиях глобализации экономики
4 Концепция стратегической роли // Экономическое обозрение, 2006, № 11—12 (86—87). С. 54 [www. review.uz].
позволяет Анкаре стать крупнейшим терминалом и энергетическим мостом между Востоком и Западом.
С другой стороны, события последних лет усиливают скептицизм в общественном мнении республики относительно США и ЕС — основных спонсоров в продвижении роли Турции в ЦА, чем ставят под сомнение прежние евро-атлантические приоритеты.
США — ЕС: В частности, около 83%5 турецких граждан относятся к Соединенным Штатам негативно. В числе последних наиболее серьезных проблем в отношениях с Вашингтоном — разногласия по вопросу Багдада и признание 10 октября 2007 года Комитетом по иностранным делам палаты представителей Конгресса Соединенных Штатов факта геноцида армян в Османской империи в 1915 году.
Анкара6 обвиняет Белый дом в отсутствии конкретной поддержки и, следовательно, в косвенном пособничестве Рабочей партии Курдистана (РПК) в северном Ираке. Очередное уклонение американской администрации от реальных жестких мер противодействия в отношении этой партии турецкие эксперты объясняют7 прежде всего планами Вашингтона использовать в будущем курдов против Тегерана. Такая отдаленная перспектива не устраивает Анкару, которой необходимо решать проблему борьбы с террором уже сегодня.
Одновременно затруднения в переговорном процессе с ЕС заставили Турцию, по мнению местных аналитиков8, рассматривать энергетические вопросы как инструмент воздействия на Брюссель. Параллельно рычагом давления на Евросоюз служит и прогресс, достигнутый турецкой экономикой в последние годы, что позволяет Анкаре заявлять9 о возможности развиваться и без вступления в ЕС. В результате социально-экономических преобразований экономика республики ныне занимает пятое место в Европе, а экспорт увеличился с 2,9 млрд долл. в 1980 году до 36 млрд в 2002-м. Вместе с тем турецкие эксперты отмечают, что данная ситуация может ускорить процесс принятия страны в ЕС.
Понимание значения Турции в евро-американской стратегии на Ближнем Востоке и в ЦА (вопросы энергетики, Иран, Ирак, Афганистан и др.) отразилось в признании европейскими кругами10 и США факта приоритетности взаимоотношений с Анкарой, «восстановления первенства Турции в качестве одного из наиболее важных стратегических партнеров»11. В администрации Белого дома подчеркивают, что Вашингтон — союзник Анкары в борьбе против РПК, поддерживает членство Турции в Евросоюзе и одобряет курс ее нового Кабинета министров на развитие светской демократии и углубление политических и экономических реформ в рамках турецкого мусульманского сообщества. Очевидно, имея в виду Россию, помощник госсекретаря США Н. Бернс также заявил, что Соединенные Штаты «разделяют (с Турцией. — Г.Ю.) общие интересы в предотвращении доминирования одной какой-либо страны над источниками углеводородов и трубо-проводами»12.
5 См.: Washington ProFile, 30 июня 2007, № 61 (801).
6 См.: Bat i. Why Turkey has Various Reasons to be Skeptic about the USA? [http://www.turkishweekly.net/ comments.php?id=2719], 11 September 2007.
7 См.: Гурьев A.A. Ситуация в Турции: октябрь — ноябрь 2007 года // Институт Ближнего Востока [www.iimes.ru/rus/stat/2007/01-12-07.htm].
8 См.: Шлейфер И. Энергетическое сотрудничество между Турцией и ЕС омрачено проблемами [http:// www.eurasianet.org], 12 июня 2007.
9 См.: Kader H. Turkey’s Booming Economy and the European Union [http://www.turkishweekly.net/ comments], 5 October 2007.
10 См.: British Embassy, Berlin. Opening Speech Given by Foreign Secretary David Miliband to the House of Commons [http://www.britbot.de/en/news], 12 November 2007.
11 Burns Reiterates Importance of Turkish Relationship [http://www.washdiplomat.com/DPouch/2007/ 0ctober/100 307news.html].
12 Ibidem.
Несмотря на всю сложность турецко-американских отношений, даже именно в силу этого Анкара продолжает консультации с руководством США. В частности, очередные попытки найти взаимоприемлемые пути мирного выхода из кризисной ситуации были предприняты 27 октября 2007 года на заседании Совета национальной безопасности (СНБ) Турции и 5 ноября 2007 года — в ходе визита премьер-министра страны в Соединенные Штаты.
В экономической сфере США также продолжают поддерживать проекты, интересующие Турцию. Так, 16 августа 2007 года Азербайджан и Соединенные Штаты подписали в Баку Соглашение о подготовке техническо-экономического обоснования строительства трубопровода Баку — Тбилиси — Эрзерум через Каспийское море. Согласно этому проекту газ из республик Центральной Азии пойдет в Европу по территории Азербайджана, Грузии и Турции.
Одним из главных европейских планов с участием Анкары становится проект по экспорту природного газа в Евросоюз — «Набукко», одобренный ЕС еще в июне 2003 года. По этому трубопроводу предполагается поставлять газ в первую очередь из Ирана, но для Турции крайне важно привлечь к проекту государства ЦА.
Россия: Отношения Анкары с Москвой также противоречивы. С одной стороны, в двустороннем сотрудничестве имеются позитивные моменты — тесное взаимодействие в таких сферах, как торговля, инвестиции, туризм и обеспечение безопасности в Черноморском регионе.
Так, товарооборот между двумя странами вырос с 4,4 млрд долл. в 2001 году до 20,9 млрд в 2006-м, а за первые 7 месяцев 2007-го превысил 15 млрд долл. Таким образом, Россия стала вторым по величине (после Германии) торговым партнером Турции13. По мнению турецких экспертов, долгосрочные экономические отношения между обоими государствами определяются сегодня взаимозависимостью, если учитывать не только газовый импорт Турции из России, но и транспортировку российского газа в Европу через территорию Турции14. С другой стороны, сохраняется конкуренция этих государств в транспортировке углеводородов.
Мусульманский мир: В интересах обеспечения своей экономической (прежде всего энергетической) и политической безопасности Анкара активно позиционирует себя на Ближнем и Среднем Востоке. Так, Т урция добилась статуса наблюдателя в Лиге арабских государств (ЛАГ), благодаря чему может активнее влиять на политические процессы в арабском мире; достигла значительных успехов в развитии отношений с такими влиятельными в исламском мире странами, как Иран (см. ниже) и Саудовская Аравия. Сегодня в последней работает свыше 100 тыс. турецких граждан, а объем двусторонней торговли достиг 3,3 млрд долл.15
В ближневосточной политике Турции существенное значение приобретают такие важные направления внешнеполитической деятельности, как вопросы Ирака и израильско-палестинская проблема, решение которых требует, по мнению Анкары, консолидации усилий стран региона. В связи с этим Турция пытается заинтересовать «тюркские государства» вовлечением в мировую политику через крупнейшие проблемы: арабо-израильскую и иракскую. С точки зрения Анкары16 отсутствие координации внешнеполитических действий тюркоязычных стран, которые объединяют общие историко-культурные
13 См.: Стародубцев И.И. Об участии турецких международных компаний в международном инвестиционном форуме «Сочи-2007». VI Международный инвестиционный форум «Кубань-2007», 19—24 сентября 2007, Сочи // Институт Ближнего Востока [http://www.iimes.ru].
14 См.: Kader H. Booming Economic Relations Between Turkey and Russia [http://www.turkishweekly.net/ comments.php?id=2769], 28 November 2007.
15 См.: Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5—11 ноября 2007 года) // Институт Ближнего Востока [www.iimes.ru/rus/stat/2007/12 ноября 2007.htm].
16 См.: Мосаки Н.З. Некоторые аспекты внешней политики Турции // Институт Ближнего Востока [www.iimes.ru/rus/stat/2007/30 ноября 2007a.htm].
ценности и гуманитарные связи, приводит к определенным издержкам. Это тем более важно, что приоритетное значение в решении международных кризисных ситуаций приобретают сегодня социально-экономические вопросы, пример чему — курдская проблема Анкары.
Не случайно на XI съезде Организации дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных стран и общин, состоявшемся 17—19 ноября 2007 года в Баку, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выдвинул инициативу о создании политического союза тюркоязычных государств для координации усилий на важных внешнеполитических направлениях. В этой связи турецкие лидеры подчеркивают17 необходимость восстановить уровень интенсивности отношений со странами ЦА, который был характерен для Анкары в период президентства Сулеймана Демиреля.
В соответствии с этим Турция акцентирует внимание на том, что ее дипломатия оказалась на шаг впереди всех внешнеполитических ведомств в вопросе организации встречи между президентом Афганистана X. Карзаем и главой Пакистана П. Мушаррафом, которая прошла в Анкаре18.
Деятельность в энерготранспортной сфере
Несмотря на напряженные отношения с Вашингтоном, Анкара по-прежнему возлагает большие геополитические надежды на расширение спонсируемого США трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан. В настоящее время по этой трубе течет в основном азербайджанская нефть, поэтому перед Анкарой стоит задача подключить к БТД энерго-ресуры государств Центральной Азии. Кроме того, она прорабатывает другие варианты трубопроводов: «Набукко», Самсун — Джейхан, Турция — Греция — Италия.
Для обоснования этих мер турецкие эксперты пишут о необходимости снизить зависимость экономики страны от российского газа (в 2006 г. около 60% его поставок)19. К тому же проекты РФ типа Бургас — Александруполис, «Южный поток» и новый трубопровод между Туркменистаном и Россией могут, по их мнению, снизить напряженность вокруг проливов, однако препятствуют стремлению Турции стать энергокоридором Восток — Запад и Север — Юг.
В этих условиях, несмотря на недовольство Вашингтона и возможные санкции ООН, Анкара активизировала энергетическое сотрудничество с Тегераном. Так, 20 ноября 2007 года заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере электроэнергетики, которое фактически стало продолжением подписанного в июле того же года Меморандума о намерениях двух сторон по расширению сотрудничества в сфере энергетики. Другое соглашение было достигнуто летом 2007 года между Грецией, Италией и Турцией о поставке нероссийского газа из Каспийского бассейна. Ожидается, что к 2011 году этот трубопровод заработает в полную силу и будет перекачивать голубое топливо как в Европу, так и Турцию (15%). Турецкие эксперты20 надеются на вовлечение в ближайшем будущем в этот проект Казахстана и Туркменистана.
17 См.: Yinang B. Gfll to Revive Relations with Central Asia [http://www.turkishdailynews.com.tr/article. php?enewsid=88982], 19 November 2007.
18 См.: Санберк О. (бывший заместитель министра иностранных дел Турции). Внешняя политика Турции в обстановке неопределенности [http://cpanel.host.am/~karabakh/src/index.php?lang=ru&id=2&nid= 12201], 26 июля 2007.
19 См.: Ozertem H.S. Is Turkey Back in the Game?: New Deal with Iran and Nabucco! [http:// www.turkishweekly.net/comments.php?id=2666], 16 July 2007.
20 См.: Ozertem H.S. Pipeline Politics and Turkey [http://www.turkishweekly.net/comments.php?id=2683 ], 31 July 2007.
Учитывая географическую, историко-культурную и религиозную близость Ирана с республиками ЦА, а также его энергетический потенциал, Анкара воспринимает ИРИ в качестве надежного, экономичного и устойчивого партнера как для Турции, так и для ЕС (в долгосрочной перспективе). Достижение соглашения между Анкарой и Тегераном по «Набукко» открывает возможности присоединения к нему Ашхабада, что, считают турецкие аналитики21, является крупным шагом по интеграции Туркменистана в турецко-иранские региональные планы. Однако реализация этого проекта тормозится рядом проблем, главная из которых, по мнению турецких специалистов, — антииранская политика США, в связи с чем инициаторы плана сталкиваются с вопросом наполнения трубы необходимым количеством газа и проблемами финансирования строительства.
Турция активно взаимодействует также со странами черноморского побережья и рассматривает возможности расширения и совершенствования многоотраслевого регионального экономического сотрудничества в свете положений Стамбульской декларации, принятой в июне 2007 года по итогам встречи на высшем уровне государств-участников ОЧЭС (Организации черноморского экономического сотрудничества).
В рамках данного направления Анкара продвигает проект строительства итальянско-турецкого трубопровода Самсун — Джейхан, который пройдет через всю Турцию и соединит порты на Черном и Средиземном морях. Однако ввод в строй спонсируемого Россией трубопровода Бургас — Александруполис серьезно угрожает планам реализации этого проекта22.
В качестве дополнительной меры 21 ноября 2007 года в Грузии приступили к прокладке железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, которая рассматривается в качестве альтернативы российской транссибирской стальной магистрали. Анкара планирует создать между Грузией, Азербайджаном и Турцией специальную экономическую зону, чем привяжет Тбилиси и Баку к своей экономике.
Участие государств ЦА
Изменения в региональной геополитике и геоэкономике вызвали ответные действия государств ЦА, нацеленных на диверсификацию путей доставки энергоносителей на мировые рынки на основе внешнеполитического баланса интересов участников проектов.
Так, Казахстан решил совместно с Туркменистаном самостоятельно определять цены на газ, экспортируемый в основном в Россию. Более того, Астана увеличивает транзит своей нефти по обходящему РФ маршруту Баку — Тбилиси — Джейхан, Ашхабад участвует в проекте транзита иранского и туркменского газа в Европу через Турцию, а также в проекте Транскаспийского газопровода Центральная Азия — Азербайджан — Турция — Балканы (с последующим ответвлением в западный регион бывшего СССР). В этих условиях ратификация Астаной и Ашхабадом документов Европейской энергетической хартии, в отличие от Москвы, как считают российские эксперты23, — еще один фактор поддержки Вашингтоном и Брюсселем газопроводных «обходников» России.
21 См.: Ozertem H.S. Is Turkey Back in the Game?...
22 См.: Ibrahimov R. Kashagan: Possible Outcomes of the Kazakhstan Government Decisions [http:// www.turkishweekly.net/energy], 17 October 2007.
23 См.: Чичкин A. Казахстан и Туркмения не хотят «привязывать» свой газ только к российскому рынку // Росйя, 20 сентября 2007, № 36. C. 7 [http://www.arba.ru/news/3145].
Кроме того, при обсуждении проекта «Набукко» во время визита в Бельгию (5 ноября 2007 г.) президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов заверил24 европейских партнеров, что более тесное сотрудничество с ЕС — главный приоритет Ашхабада.
А проект железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, по мнению турецких аналити-ков25, привлек внимание и Казахстана, выразившего желание доставлять свои товары на европейский рынок по этой магистрали, что предположительно будет способствовать более глубокому проникновению Турции в Центральную Азию.
Создание любой энерготранспортной и коммуникационной сети, связывающей ЦА с другими зонами Азии и Европы, не может быть полностью завершено без участия Узбекистана, расположенного в центре региона, и транспортных сетей Евразийского континента. К этому предрасполагают также собственные значительные природные ресурсы Узбекистана, необходимость ускорения темпов экономического роста и повышения благосостояния населения, вследствие чего республика заинтересована во всех строящихся и намечающихся энерготранспортных коридорах из ЦА. В сложившихся обстоятельствах стратегическая миссия Узбекистана может заключаться не только в исполнении роли государства-поставщика энергоресурсов и других товаров, но и в том, чтобы стать «перевалочным пунктом» в международных распределительных сетях. Для полноценного развития своего транзитного потенциала и снижения издержек торговли в условиях нынешней изолированности экономики страны от мировых рынков Узбекистан заинтересован в широком международном сотрудничестве, в том числе с Турцией. Очевидно, что решение таких вопросов, как развитие внутренней базы энергетических ресурсов, энергетическая безопасность и расширение торговых связей, представляет взаимный интерес.
Россия, Турция и ЕС в Центральной Азии
Последние события вокруг Ирака и Ирана, а также неоднозначность американских подходов к этим странам явно не способствуют нормализации отношений США и Турции. В то же время (при более умеренной и рациональной стратегии Евросоюза) сотрудничество Анкары с Европой выглядит более предпочтительным и реальным, что дает Турции шанс для реализации альтернативного плана действий в Центральной Азии с вовлечением в свои региональные проекты ЕС и России.
Разумеется, такая альтернатива не противоречит интересам Евросоюза. В частности, немецкие аналитики подчеркивают ключевые стратегические позиции Москвы и Анкары на евроазиатском пространстве, их стабилизирующую роль в отношении стран Центральной Азии, Ближнего Востока и других государств арабского мира. По этой причине они совершенно обоснованно полагают, что реализация общих интересов Запада: безопасность, стабильность в изменившейся ситуации, обеспечение энергетическими ресурсами на приемлемых условиях — невозможна без сотрудничества с Россией и участия Турции26.
В свою очередь, Анкара подчеркивает27 общность интересов и свою потенциальную роль посредника между ЕС и ближневосточными государствами — будь то палестино-
24 См.: Durdiyeva Ch. Berdymukhammedov Enters a New Phase of EU-Turkmenistan Relations // CACI Analyst, 14 November 2007.
25 См.: Ibrahimov R. Baku — Tbilisi — Kars: Geopolitical Effect on the South Caucasian Region [http:// www.turkishweekly.net/comments], 23 November 2007.
26 См.: Лотар P. Геополитическая шахматная доска и место на ней ЦентрАзии // Frankfurter Allgemeine, 15 ноября 2007 [http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1195160640], 16 ноября 2007.
27 См.: Laginer S. Turkey’s EU Membership’s Possible Impacts on the Middle East [turkishweekly.net], 23 March
2007.
израильская проблема, Иран, Сирия или Ирак. Турция заинтересована в поэтапной интеграции всего региона в глобальную систему и считает, что ее членство в ЕС внесет весомый вклад в реализацию Евросоюзом ближневосточной стратегии с помощью такого влиятельного преуспевающего мусульманского актора, как Анкара.
Политике Турции на этом направлении способствует гибкая и реалистичная политика президента России В. Путина в ЦА. Во-первых, аналитики РФ считают, что прямое снабжение Европы туркменским газом не сможет серьезно повлиять на доходы Москвы от продажи голубого топлива в Евросоюз. «По самым оптимистическим прогнозам, к 2015 году Туркмения может нарастить свою добычу газа до 120 млрд куб. м. Потребность ЕС к этому же времени возрастет до 700 млрд куб. м, а доля газа, закупаемая на внешнем рынке, возрастет до 75%», — считают в Москве. — «Поэтому туркменский газ лишь незначительно обеспечит потребность ЕС в энергоресурсах и спрос на российский газ останется устойчивым»28 . Очевидно, что это оставляет достаточное пространство для достижения компромисса между РФ и ЕС по ЦА, а также продолжения российско-европейского энергетического сотрудничества. Во-вторых, Москва незамедлительно отреагировала на изменения казахстано-туркменских подходов к ценам на энергоресурсы. Так, в ходе визита делегации «Газпрома» в Туркменистан было подписано соглашение, в соответствии с которым в первой половине 2008 года цена на туркменский газ составит 130 долл. за 1 000 куб. м и 150 долл. — во второй его половине. А с 1 января 2009-го цена на газ будет определяться на основе рыночных принципов29.
Объективно в условиях глобализации, растущей экономической и политической нестабильности в государствах Ближнего Востока и Центральной Азии, тесно связанных в своем историко-культурном развитии с Турцией, Анкара вынуждена искать точки соприкосновения со своими конкурентами в ЦА: Москвой и Тегераном. Это тем более важно, что «Россия и Иран остаются главными поставщиками природного газа для Турции, и для нас невозможно представить ситуацию, при которой мы прекратим сотрудничество в сфере энергетики с этими странами», — считает премьер-министр республики Реджеп Тайип Эрдоган30.
Таким образом, в условиях нерешенности американо-турецких разногласий и продолжения санкций США против Ирана Турция, очевидно, будет наращивать свое присутствие в ЦА, на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке при опоре на ЕС и Россию. В интересах урегулирования региональных проблем безопасности и экономики, а также ограничения возможного давления со стороны потенциальных конкурентов в ЦА, Анкара ныне усиливает пантюркистскую направленность своей центральноазиатской деятельности.
Однако с учетом исторического опыта и имеющихся разногласий маловероятно, чтобы на данном этапе сотрудничество стран Центральной Азии, Кавказа и Турции трансформировалось в союз тюркских государств. Наиболее оптимальным и продуктивным выглядит взаимодействие на двусторонней или многосторонней основе, в частности в рамках ШОС.
28 Федосеев P. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов поддержал идею продавать газ Европе напрямую, минуя Россию // Деловая газета «Взгляд», 16 ноября 2007.
29 См.: Turkmenistan Raises Gas Price for Russia [www.itar-tass.com/eng], 27 November 2007.
30 Турция будет сотрудничать с Ираном, даже если ООН введет санкции // NEWSru, 21 сентября 2007.