Научная статья на тему 'Новые веяния в культурно-образовательной деятельности музейнотуристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор»'

Новые веяния в культурно-образовательной деятельности музейнотуристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКСКУРСИЯ / ЭКСКУРСИЯ-ИГРА / МУЗЕЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Ольга Викторовна

Статья посвящена новым веяниям в культурно-образовательной деятельности музейно-туристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор». При работе с посетителями, проведении мероприятий и экскурсий сотрудники музея стараются обеспечить интерактивную музейную среду. Проводятся театрализованные экскурсии, экскурсии-игры и др. Реализуются масштабные музейные праздники и фестивали, направленные на создание благоприятных условий для осуществления семейного досуга. Проходят комплексные, социально направленные мероприятия как результат грантовой деятельности. Музейно-туристический комплекс участвует в различных акциях. Осуществляется индивидуальный подход к каждому посетителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Ideas in Work of Museum Complex Zavod-Suzun. Mint (Novosibirsk Region)

The Museum Complex Zavod-Suzun. Mint aims to create an interactive museum space. Visitors of the museum can take part in unusual excursions with elements of entertainment or a game. There are held big museum holidays and festivals with partners for families and special groups of society. Museum workers try to pay an individual attention to each visitor.

Текст научной работы на тему «Новые веяния в культурно-образовательной деятельности музейнотуристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор»»

УДК 069 ББК 79.1

О.В. Бондаренко, р.п. Сузун (Новосибирская область)

Новые веяния в культурно-образовательной деятельности музейно-туристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор»

Аннотация

Статья посвящена новым веяниям в культурно-образовательной деятельности музейно-тури-стического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор». При работе с посетителями, проведении мероприятий и экскурсий сотрудники музея стараются обеспечить интерактивную музейную среду. Проводятся театрализованные экскурсии, экскурсии-игры и др. Реализуются масштабные музейные праздники и фестивали, направленные на создание благоприятных условий для осуществления семейного досуга. Проходят комплексные, социально направленные мероприятия как результат грантовой деятельности. Музейно-туристический комплекс участвует в различных акциях. Осуществляется индивидуальный подход к каждому посетителю.

Ключевые слова: культурно-образовательная деятельность, интерактивная музейная среда, театрализованная экскурсия, экскурсия-игра, музейный фестиваль, социальная направленность, индивидуальный подход.

В связи с новым пониманием сути взаимоотношений музея и посетителя возник термин «культурно-образовательная деятельность», подразумевающий образование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру.

Отказ от прежней жесткой идейно-информативной направленности меняет характер взаимоотношений между музеем и посетителем. Суть музейно-образовательного процесса представляется следующим образом: посетитель воспринимается уже не как объект воспитательного воздействия, а как равноправный собеседник, следовательно, общение музея с аудиторией приобретает форму диалога [1]. На всех этапах развития музейного дела сфера его культурно-образовательной деятельности оставалась одной из наиболее динамичных. В конце XX — начале XIX в. в ней стали возникать новые веяния. Эти перемены были связаны с изменениями, происходящими в обществе, а также с новой концепцией образования и новой аудиторией.

В связи с этим актуальность данной статьи определяется необходимостью анализа трансформации социокультурной деятельности музея в рамках современных предпочтений посетителей. Для современного человека стала особенно важна атмосфера музея: она должна быть интересна и удобна. Изменилась мотивация посещения его людьми. Все большее значение для аудитории приобретает досуговая функция. Музеи уже не могут работать как раньше. В борьбе за посетителя приходится уделять большее внимание новым образовательным технологиям и использовать их в своей работе.

Цель данной статьи — раскрыть новые формы культурно-образовательной деятельности музея на примере музейно-туристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор».

При работе с посетителями, проведении мероприятий и экскурсий сотрудники МТК «Завод-Су-зун. Монетный двор» используют различные виды деятельности. В первую очередь обеспечивается создание интерактивной музейной среды. Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы [4]. Степень интерактивности — это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели. Впервые концепция интерактивного музейно-образовательного пространства была предложена именно в России архитектором и выдающимся педагогом А.У. Зеленко. Он поставил своей задачей воспитание «чувственной грамотности» посетителей и создал на своих

выставках ситуацию активного взаимодействия с экспозиционным материалом.

В музейно-туристическом комплексе «Завод-Сузун. Монетный двор» посетителю также предоставляется возможность непосредственного контакта с предметами. Это позволяет превратить его из наблюдателя в активного участника, обеспечивая право на доступ к информации, возможность выбора и проявление инициативы. Раньше в музее было не принято трогать руками экспонаты, а сейчас сотрудники МТК включают интерактивные элементы даже в традиционные экскурсии по музею. К примеру, при обзорной экскурсии могут предложить попить чаю из старинного самовара. Для этого был сформирован дополнительный временный фонд из тех экспонатов, которые дублируются. Их можно потрогать, попробовать, как с ними управлялись наши предки. Это позволяет посетителям приобрести опыт и яркие воспоминания.

Элементы интерактивности очень хорошо просматриваются в таком мероприятии, как «Свадебный обряд в старинных сибирских традициях». Молодожены вовлекаются в процесс проведения старинных обрядов, будущий муж чеканит монету «Совет да любовь». Невеста, в свою очередь, проявляет сноровку и работает с ухватом и коромыслом. Таким образом, свадебный обряд, пронизанный своим тайным смыслом, запоминается гостям и молодоженам своим непосредственным соприкосновением с историей и обрядами своих предков.

Еще одним ярким примером погружения посетителей в интерактивную среду музея является мероприятие «Комсомол — не просто возраст, комсомол — моя судьба». Для детей очень важно не только посмотреть, но и потрогать, попытаться использовать по назначению предметы прошлых эпох, чтобы лучше понять то время, проникнуться его событиями. Эпоха комсомола далеко позади, и современному поколению сложно уловить настроение молодежи тех лет. Поэтому сотрудники музея предлагали посетителям во время рассказа о трудной школьной поре, о рвении к учебе в несоответствующих для этого условиях попробовать писать на дощечках углем при керосиновой лампе. Это позволило совсем иначе представить учебные будни бабушек и дедушек.

Театрализованная экскурсия — еще один необычный и стильный способ проведения досуга с пользой и удовольствием. Такой вид экскурсии превращает слушателей не только в зрителей, но и в непосредственных участников описываемых событий в представляемой программе экскурсии. Театрализованная экскурсия — это уникальное сочетание интерактивной формы с динамичной и эмоционально выраженной подачей самых интересных фактов и историй [2].

Такие экскурсии имеют большое распространение в МТК «Завод-Сузун. Монетный двор». Мероприятие «Жила-была Монетка» — яркий тому пример. Сказочные персонажи отправляются вместе с любознательными гостями в удивительное волшебное путешествие, в процессе которого юные участники узнают интересные факты из истории нашего поселка. В игровой форме, в процессе поиска клада Бабы-яги, дети также получают информацию о Сузунском монетном дворе и о монетах, чеканившихся на нем. Итогом данного театрализованного представления является находка клада, состоящего из сузунских монеток и раскопка его детьми собственноручно из песка. Таким образом, закрепляется информация, предоставленная в процессе мероприятия сказочными персонажами.

В театрализованной экскурсии «Тайны старинного сундука» жена управляющего Сузунским медеплавильным заводом собирает своего супруга в дальнюю поездку, сопровождать караван с серебром. В процессе мероприятия его участники, выполняя различные задания, отгадывают, какие предметы понадобятся управляющему в дороге. Они сами кладут их в сундук, выслушивая небольшой рассказ об этом предмете, его предназначении и истории.

Музейная гостиная «Путешествие из Сузуна в Петербург» в театральной форме повествует о тех поисках и находках, которые музей приобрел за последние два года. Цель данного мероприятия — не только познакомить гостей с полученной в Петербурге информацией и предметами, но и через призму истории Завод-Сузуна рассказать, насколько важны наши находки. Начинается это путешествие с диалога управляющего Сузунским медеплавильным заводом и его жены. В нем содержательным образом повествуется о начале монетного дела, судьбе управляющих и простых рабочих. Таким образом, подготавливается информационная платформа, с которой и начинается «Путешествие из Сузуна в Петербург». Кузнец, как образ будущего основателя камнерезной фабрики, уроженца поселка Сузун, Филиппа Стрижкова, позволяет более точно представить и запомнить информацию, касающуюся данного пласта Сузунской истории. Театральное действие плавно пере-

ходит к демонстрации родословного древа Стрижковых, переданного в музей его потомком. Следующий яркий сюжет переносит нас на бал горнозаводских офицеров, окуная в моменты их светской жизни. Мы плавно подходим к информации о жизни Сергея Васильевича Самойлова, управляющего Сузунским медеплавильным заводом, и узнаем о его театральном даре. Посетители в яркой и необычной форме открывают для себя некоторые тайны нашей истории.

Уходя от традиционной экскурсии, которая для подрастающего поколения является довольно скучной формой времяпровождения, хочется сказать об еще одном новом веянии в культурно-образовательной деятельности музея — экскурсии-игре. Ярким примером таковой является мероприятие «Археологическое лото». В игровой форме дети получают сведения о профессии археолога на примере раскопок, которые проходили в 2011-2012 гг. на месте Сузунского медеплавильного завода и монетного двора. Они также узнают о процессе чеканки сибирской монеты и в итоге самостоятельно, используя специальные приспособления, пытаются, как настоящие археологи, найти монетные заготовки, кружки и сами монеты. Процесс игры способствует лучшему восприятию получаемой информации и вызывает желание посетить музей снова.

В МТК «Завод-Сузун. Монетный двор» используются такие формы работы с музейной аудиторией, которые постоянно требуют самостоятельности, активности и творческого закрепления знаний. Например, экскурсия завершается мастер-классом, в ходе которого дети не только уносят с собой собственноручно сделанные поделки, но и лучше запоминают предоставленную информацию. Так, в «Глиняной сказке» после рассказа об изготовлении изделий из глины и демонстрации работ кружка дети сами делали подобные поделки, и результат своего труда они забирали с собой на память об этом мероприятии.

В настоящее время все чаще и чаще возникает вопрос об организации семейного досуга. Люди не знают, где и каким образом провести время с семьей. Особенно это острая проблема небольших населенных пунктов. Сотрудники музея целенаправленно занимаются ее решением. Общеизвестно, что ничто так не объединяет семью, не помогает достичь взаимопонимания между всеми ее членами, как совместный активный отдых. Масштабные музейные праздники призваны справиться с этой задачей и создать комфортную атмосферу для осуществления семейного досуга. На «Музейную ночь» с удовольствием приходят семьи, чтобы интересно провести время, поучаствовать в различных мастер-классах, играх и танцах и узнать новую для себя информацию. В «День семьи, любви и верности» все происходящее на музейной площади наполнено атмосферой духовного семейного единства. Чествуются пары, прожившие долгие годы супружеской жизни. Некоторые влюбленные верят, что брак, заключенный в этот день, будет счастливым и крепким.

Реализация грантовых проектов позволяет проводить комплексные мероприятия, включающие в себя элементы фольклора, игры, мастер-классы и несущие в себе социальную направленность. Фестиваль «Город мастеров» — это мероприятие областного значения, проведенное для детей специальной (коррекционной) школы-интерната. Данный проект дал возможность приобщить детей к истокам народной культуры, сформировать духовные и нравственные качества у подрастающего поколения, развить навыки прикладного творчества и ремесла. Особая его значимость заключалась в возможности социализации детей через погружение в историческую ситуацию. Этот проект имел высокую педагогическую целесообразность, заключающуюся в допрофессиональном самоопределении участников фестиваля. Очень часто воспитанники школ-интернатов выбирают практическую направленность в дальнейшем обучении. Благодаря «Городу мастеров» произошла также популяризация музейной культуры через знакомство с редкими музейными экспонатами, представленными на фестивале. Это мероприятие дало детям, у которых нет родителей, почувствовать связь поколений, причастность к коллективному опыту своих предков.

Новым видом деятельности для сотрудников музейно-туристического комплекса стало проведение разнообразных акций, например таких как участие в автопробегах «Дорогами войны». Это ежегодная патриотическая акция, проводимая автомобильными клубами накануне празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Суть ее заключается в том, чтобы поздравить ветеранов, живущих в отдаленных населенных пунктах, к которым затруднено транспортное сообщение, и вручить подарки накануне праздника. Участники призваны показать ветеранам, что молодое поколение помнит их подвиг и чтит память павших на полях той Великой войны.

В рамках современной культурно-образовательной деятельности в музейно-туристическом комплексе соблюдается также принцип индивидуально-личностного подхода к посетителю. Особенно этот подход применим к молодому, подрастающему поколению. В этом случае музейный педагог выступает в качестве посредника, максимально сводя на нет свою активность во встрече ребенка с музеем-воспитателем, он играет роль «переводчика» в увлекательном диалоге, который развертывается у него на глазах [3]. Это непривычная для массовой практики позиция, в которой все внимание приковано к интересам и потребностям собеседника. Но по отношению к музею они у каждого свои. Кого-то привлекут конкретные предметы, фактическая информация о людях, событиях, которую предлагает музей. Для кого-то гораздо более важным станет особая атмосфера помещений, где царит дух прошедших эпох, великих людей. Одних переполняют воспоминания о прошлом посещении. Других привлекает возможность задать вопросы и получить исчерпывающие ответы. Кто-то будет очарован личностью экскурсовода. А для некоторых посещение музея — всего лишь возможность отключиться от жизненных забот и час побыть совсем в другом мире. Создание необходимых для каждого посетителя условий — это залог успешной работы музея.

Применение новых форм культурно-образовательной деятельности позволяет завоевать внимание и активность массового культурного потребителя к музейным событиям и мероприятиям. Благодаря созданию комфортной атмосферы для проведения семейного досуга, дифференцированному подходу к различным группам посетителей, растет количество людей, желающих посетить наш музей.

Список использованных источников

1. Музееведение — культурно-образовательная деятельность музеев. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.madrace.ru/muzeevedenie/kurs-muzeevedeme/kultumo-obrazovatelnaya-deyatelnost-muzeev (дата обращения: 26.03.2014).

2. Воропаева Ю.А., Богачева М.А. Театрализованная экскурсия как новый вид в культурно-до-суговой сфере // Междунар. студенческая электронная науч. конференция: студенческий науч. форум. — 15 февраля — 31 марта 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.scienceforum. ru/2013/U7/6154 (дата обращения: 08.04.2014).

3. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб., 1998. — С. 1-7.

4. Тарасова А.Н. Интерактивные технологии в деятельности школьного музея // Интерактивное образование: науч. электронная газета. — Февраль 2012. [Электронный ресурс]. — URL: http:// io.nios.ru/index.php?rel=39&point=14&art=1635 (дата обращения:26.03.2014).

А.П. Быкова, г. Новосибирск Научный руководитель: Е.А. Мальцева

Воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста

в музейном пространстве

Аннотация

Статья посвящена музейно-педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На основе анализа двух разделов музейно-педагогической программы Русского музея «Здравствуй, музей!» и авторского курса Е.Г. Вансловой «Музей и культура», а также материалов, основанных на практическом опыте ряда российских музеев, сделана попытка собрать воедино и осмыслить основные принципы работы с детской аудиторией в рамках музейного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.