С января 2007 г. вступил в силу федеральный закон РФ «Об автономных учреждениях». Основная его цель состоит в том, чтобы предоставить учреждениям, ставшим автономными, больше самостоятельности в распоряжении имуществом и в осуществлении целей, закрепленных в уставе. По сути, власть пытается сделать из бюджетников своих полноценных финансовых партнеров. Насколько эффективной станет новая система - покажет время, а пока ясно одно: сложностей, связанных со сменой организационной формы учреждений, будет немало.
Новые условия российского образования
С. Н. ГУДАК,
Институт повышения квалификации государственных служащих, Москва
О сути автономныгх учреждений
В 2008 г. году ряд государственных и муниципальных учреждений России получили статус автономных. С вступлением в новую организационно-правовую форму они так же, как и бюджетные, останутся государственными, только теперь будут свободны от ограничений ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Став автономными, учреждения не будут работать по утвержденной сверху смете. На смену ей придут субвенции и субсидии, выделяемые из государственных внебюджетных и прочих не запрещенных законом источников. Деньги будут даваться единым «куском», и никто не станет расписывать, сколько тратить на зарплату преподавателей, а сколько - на оргтехнику. В этой связи автономное учреждение будет иметь более широкие права в сфере хозяйственной деятельности, чем бюджетное, но и ответственность за это у него также будет больше.
© ЭКО 2009 г.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ 109
Заработать, чтобы жить
Среди учителей, директоров и преподавателей образовательных учреждений высказывается немало опасений по поводу реализации нового законопроекта. Насколько они обоснованны?
Многие считают, что с переходом учреждения в автономное «плавание» появится опасность полного упразднения бюджетных мест в большинстве вузов, снижение спроса на услуги преподавателей, а затем последуют массовые увольнения. Однако законом предусмотрено, что деятельность учреждения не должна нарушать конституционные права граждан, в том числе права на получение бесплатного образования. Конкретный вуз имеет право подготовить определенное количество студентов на всех формах обучения. Сколько именно - зависит от количества преподавателей, имеющихся аудиторий и лабораторий в вузе. Поэтому бюджетные места в вузах сохранятся, просто автономные учреждения будут более свободны в отношении набора студентов и выбора программ обучения.
Оставаясь государственной структурой, автономное учреждение будет получать государственное финансирование в виде уже упоминаемых субвенций и субсидий и за это выполнять государственное задание. Школа также будет бесплатно обучать определенное количество детей. Но государство или муниципалитет будут финансировать только те услуги автономных учреждений, общедоступность которых гарантирована Конституцией РФ, а размер выделенных средств будет определяться заранее утвержденными нормативами.
Это значит, что директора больше не смогут «рисовать» сметы, которые потом «осваиваются» только для того, чтобы в следующем году «бюджет не урезали»1. И сдавать в аренду помещения по цене в несколько раз ниже рыночной они тоже не смогут, этого просто не поймет наблюдательный совет. Кроме того, по новому закону вся информация о деятельности автономного учреждения, в том числе финансовые отчеты и планы, будет находиться в открытом доступе. В этом, собственно, и заключается смысл закона - не столько экономия, сколько эффективное использование бюджетных ресурсов.
1 http://www.svdelo.ru
В то же время все, что выходит за рамки государственного задания, автономное учреждение имеет право делать за деньги. В нем должна быть собственная бухгалтерия, а часть имущества - в собственности. Особо ценным движимым и недвижимым имуществом, которое переходит не в собственность, а в оперативное управление автономным учреждением, можно будет распоряжаться, в том числе в коммерческих целях, но только с согласия учредителей - муниципалитета или субъекта Федерации2. И еще один немаловажный факт. Налоги автономное учреждение также должно будет платить за счет внебюджетных поступлений.
Невозможность выполнения обязательств автономным учреждением может возникнуть только в одном случае - при его разорении, когда в результате неэффективного управления оно окажется в долгах. Но эта ситуация должна быть исключительной, так как крупные сделки автономного учреждения в соответствии с законом рассматриваются наблюдательным советом и согласовываются с учредителем. Если же такое произойдет, автономное учреждение не может быть объявлено банкротом, требования кредиторов не могут удовлетворяться за счет изъятия недвижимого и особо ценного движимого имущества, а само автономное учреждение может и должно быть переведено в такой ситуации в бюджетное.
На сегодня многие учебные заведения уже имеют достаточный опыт самостоятельного заработка, и им не составляет проблем перейти в статус автономного. В основном это те, у которых до смены организационно-правовой формы доля внебюджетных поступлений была соразмерна с бюджетной сметой. Однако немало и таких учреждений, которые зарабатывают только 8-10% от сметы, а то и меньше. К примеру, если малокомплектные сельские школы перевести в автономные учреждения, они просто не выживут. Но и здесь законом предусмотрено одно из главных условий при переходе бюджетного учреждения в автономное: его способность работать в рыночных условиях.
Показателями соответствия данному требованию являются:
2 ЬИр:// www.svdelo.ru
- соотношение численности потребителей, получающих образовательные услуги учреждения за счет бюджетных средств и с частичным или полным возмещением затрат;
- доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования;
- репутация учреждения.
Именно поэтому малокомплектные школы (как и некоторые другие типы образовательных и воспитальных учреждений) не вправе переходить в автономные. На более крупные образовательные учреждения (ресурсные центры, базовые школы, интегрированные социообразовательные комплексы и т. п.) упомянутое ограничение не распространяется.
Вопрос перевода бюджетного образовательного учреждения в автономное рассматривается индивидуально, оценивается наличие или отсутствие условий перевода.
Нередко высказываются опасения, что изменение организационной формы учреждения приведет к еще большему разрыву в уровне оплаты труда преподавательского и управленческого персонала. Однако и эти опасения беспочвенны. Вопрос о системе оплаты труда - один из ключевых в принятии решения об одобрении такого изменения. Так, сегодня оплата труда работников Сибирского федерального университета осуществляется на основе ЕТС, которая объективно устарела. А новая система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, предусмотренная постановлением правительства РФ № 605, не оформлена в полном объеме.
Особенно остро проблема заработной платы стоит в вузах, финансируемых из бюджетных средств, где ежемесячный заработок всех неостепененных преподавателей, представляющих 45% профессорско-преподавательского состава, а также учебно-вспомогательного персонала, находится на уровне или ниже прожиточного минимума.
При индексации в ближайшие годы только на уровне ожидаемой годовой инфляции преподавательский корпус вузов перестанет пополняться сильными, квалифицированными выпускниками, что неизбежно приведет к резкому обострению кадровых проблем в абсолютном большинстве учреждений. Справочно: по данным Рособразования, уже сейчас жен-
щины в составе ассистентского корпуса составляют 70,3%, среди старших преподавателей - 71,2% работающих. Это свидетельствует о дальнейшем снижении престижа преподавательского труда, определяемом, в первую очередь, низкой зарплатой. Очевидно, что в большинстве дотационных регионов России работникам учреждений бюджетной сферы в ближайшие годы не приходится надеяться на реальное повышение заработной платы3.
В рамках автономного учреждения появятся новые возможности по установлению системы оплаты труда: согласно п. 8 ст. 2 федерального закона «Об автономных учреждениях», доходы учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано.
Таким образом, автономное учреждение вправе устанавливать коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом с учетом трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, новую систему оплаты труда. Она включает в себя размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования4. Новая система оплаты труда как раз и будет направлена на повышение реальных доходов преподавательского состава5.
Высказываются опасения и по поводу того, что на работников автономных учреждений не будут распространяться льготы, в частности - пенсия педагогам за выслугу лет. Однако федеральный закон от 17.12.01 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» связывает эту льготу с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, т. е. в любых государственных и муниципальных учреждениях, как бюджетных, так и автономных, поэтому данное опасение также не имеет основы.
3 http://www.dpo.gain.ru
4 Трудовой кодекс РФ. Ст. 135.
5 http://www.sfu-kras.ru
В отличие от бюджетного учреждения, в котором есть некоторые гарантии получения минимальной зарплаты, работники автономного учреждения окажутся по своему положению ближе к работникам коммерческих организаций, в которых заработная плата зависит от успешности организации. В стабильно развивающемся автономном учреждении положение работников станет гораздо лучше, чем в бюджетной организации. При нестабильной работе автономного учреждения объемы получаемых им заданий будут колебаться, а доля внебюджетных доходов станет небольшой; учреждение будет вынуждено либо снижать зарплату сотрудников, либо сокращать штаты. По мнению специалистов, для успешной работы в качестве автономного учреждения коллективу достаточно зарабатывать хотя бы 20% от сметы и добиться стабильного роста этого показателя.
Соответственно, в автономных учреждениях неизбежно стремление педагогов зарабатывать больше, чем в бюджетных учреждениях. К тому же вполне логично, что автономные учреждения будут стараться привлечь к работе лучших сотрудников. А иначе какой родитель будет платить за обучение своего ребенка, если оно осуществляется неквалифицированными кадрами?
В качестве внебюджетных доходов учреждения можно рассматривать платные образовательные курсы, семинары, другие специальные образовательные программы и даже гранты. Однако далеко не всегда образовательное учреждение зарабатывает деньги только посредством образовательных услуг. Многие учреждения начального профессионального образования и школы имеют собственные производственные подразделения, в сельской местности - ученические сельскохозяйственные бригады, которые производят продукцию, пользующуюся спросом.
В качестве примеров можно привести опыт Орловской школы Кировского района Ставропольского края и Ага-Хангильской средней общеобразовательной школы в Агинском Бурятском автономном округе. В Орловской школе успешно работает ученическая производственная бригада, приносящая доход в сотни тысяч рублей. Производственная деятельность
оправданна не только с экономической, но и, что не менее важно, с образовательно-воспитательной точки зрения6.
В Ага-Хангильской средней школе создан экспериментальный цех народных промыслов, в котором ребята изготавливают гобелены и изделия из рога, пользующиеся хорошим спросом. Организация деятельности цеха народных промыслов не только отвечает экономическим требованиям, но и содействует воспитанию подрастающего поколения в неразрывной связи с культурными, духовными традициями бурятского народа7.
Кроме того, в доходную часть бюджета автономного учреждения могут входить средства от аренды помещения. Закон этого не запрещает, но оговаривает, что арендатор тоже должен заниматься образовательной деятельностью.
Часть бюджета автономного учреждения, обеспечивающая выполнение государственного задания, будет формироваться по нормативно-подушевому принципу, т. е. размер государственного финансирования, к примеру, школ будет вычисляться путем умножения количества учащихся на стоимость обучения одного ученика в год.
Итак, «автономный» статус обязывает зарабатывать. Работать исключительно в рамках государственного задания не получится - в конечном итоге бюджет пострадает, что скажется на учебном процессе. Поэтому преподаватели учреждений, переходящих в автономные, должны осознавать всю сложность поставленных перед ними задач. Они должны научиться быть активными, способными собственными усилиями обеспечить достойную жизнь себе и своему учреждению. Особенно это касается руководителей. Не случайно в методических рекомендациях к закону об автономном учреждении, опубликованных в профильных изданиях, одним из главных факторов успеха образовательного учреждения в новом статусе называется его «управленческий потенциал, активность, инициативность руководителей».
От себя добавим - и заинтересованность. Именно этот фактор является одним из определяющих при решении вопроса о переводе бюджетного учреждения в автономное.
6 http://manager-edu.mcfr-ep.ru
7 Там же.
Реальный риск
Несмотря на несомненные преимущества нового типа учреждений, есть факторы, которые могут осложнить их существование. Это большие организационные, профессиональные и психологические издержки, связанные с организацией процесса перевода и работой в новых условиях. На данный момент отмечена неподготовленность специалистов государственных учреждений к работе в новых условиях, а вместе с тем - неготовность органов исполнительной власти субъектов РФ (управленцы, юристы, финансисты, бухгалтеры) работать с автономными учреждениями через государственные задания. Также отмечено отсутствие методической базы по осуществлению перехода в автономные учреждения, ведению деятельности в новой форме, в том числе по переходу с бюджетного на коммерческий учет.
Кадровая политика и органы управления
Главная отличительная особенность кадровой политики автономного учреждения - самостоятельность. Педагогический состав зависит от кадровой политики и наличия финансовых ресурсов, а не от штатного расписания, согласованного с учредителем, как в бюджетном учреждении. Предоставляя автономному учреждению свободу в управлении кадрами наряду с самостоятельностью в расходовании средств, государство рассчитывает, что в конечном итоге динамика численности и состав работников автономных учреждений будут соответствовать динамике реальных объемов их деятельности. К тому же у руководства и сотрудников учреждений появятся определенные стимулы.
Во-первых, благодаря установлению для автономного учреждения задания, содержащего конкретные требования по оказанию услуг, определяется планка эффективного использования ресурсов. Во-вторых, у руководителей и сотрудников появятся экономические стимулы для повышения эффективности - ведь различными выигрышами от улучшения своей деятельности они смогут воспользоваться без получения на то разрешений от учредителя8.
8 http://Www.urbaneconomics.ru
Высшим органом управления в автономном учреждении является наблюдательный совет. Он утверждает проекты отчетов о деятельности и об использовании имущества учреждения, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, а также годовую бухгалтерскую отчетность и предложения руководителя учреждения о совершении сделок.
В состав наблюдательного совета входят представители учредителя (в том числе органа по управлению имуществом), общественности (прежде всего родители) и работники учреждения. Свои обязанности все члены совета выполняют на добровольных началах, за исключением тех, кто назначен членом наблюдательного совета из числа работников органов власти и управления, и для которых эта работа - прямая обязанность.
Наряду с наблюдательным советом органом управления является руководитель. Это может быть директор, генеральный директор, ректор, художественный руководитель и т. д. Но он ни в коем случае не может быть членом наблюдательного совета.
В компетенции руководителя автономного учреждения -все вопросы текущего руководства. Он совершает сделки, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерский баланс и другие внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения, издает приказы и дает указания работникам учреждения. Его деятельность ограничена в тех вопросах, которые отнесены законом или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения. Его роль в автономных учреждениях, по сравнению с бюджетными, существенно возрастает. Это он должен придумать, на чем зарабатывать деньги и как их потратить. Значит, речь идет о совершенно ином уровне профессионализма руководителя.
Существующая система выдвижения в руководители хороших преподавателей в новых условиях не работает, возможна замена части руководителей профессиональными управленцами, искать которых, безусловно, нужно в этой же среде. Человек, стоящий во главе образовательного учреждения, должен досконально разбираться в системе образования, ее целях и задачах.
Помочь тут могут дополнительное профессиональное образование, различные тренинги. Однако сегодня в России нет специальных программ для подготовки менеджеров в образовании. Как, впрочем, и в культуре, здравоохранении и других отраслях, которые до сих пор существовали исключительно за счет бюджета. Между тем именно они в ближайшие годы, видимо, будут испытывать самую острую потребность в управленческих кадрах.
Подготовка кадров
Существующая в настоящее время система подготовки кадров не позволяет готовить специалистов для сферы образования, приспособленных к рыночным условиям. Сегодня нужны не просто педагоги, а эффективные менеджеры. Нужны такие кадры, которые способны просчитать все риски и преимущества того или иного дела.
Руководители образовательных учреждений имеют высшее образование, многие - кандидатскую или докторскую степень, особенно в вузах, но у немногих есть специальная управленческая подготовка. Существующая система повышения квалификации отчасти разрешает эту проблему, но она не позволяет обеспечить повышение квалификации всех руководителей учреждений в сроки, установленные законодательством. Не проходит специальной подготовки даже значительная часть из тех, кто заступает на пост управленца.
В подготовке управленческого персонала особая роль отводится Российской академии государственной службы (РАГС). Сегодня это - ведущий в стране учебно-методический, научный и информационно-аналитический центр по проблемам государственной службы.
Помимо РАГС повышением квалификации и переподготовкой руководителей и их заместителей, педагогического персонала федеральных, региональных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования занимается Учебный центр Федерального института развития образования. Он проводит курсы повышения квалификации, региональные семинары, конференции, педагогические
чтения, консультации по актуальным вопросам развития системы профессионального образования (внедрение нормативного бюджетного финансирования, инновационная и экспериментальная деятельность, модульно-компетентностный подход, организация работы автономного образовательного учреждения и многие другие), в том числе проводит дистанционные курсы повышения квалификации через Интернет.
Однако эти учреждения, во-первых, не в состоянии обеспечить сферу образования достаточным количеством профессионалов, способных работать в новых условиях. Ни одна из существующих на сегодня образовательных программ не дает комплексной подготовки, необходимой для функционирования в рыночных условиях.
Поэтому главным звеном современных преобразований в области подготовки специалистов образовательных учреждений должен стать пересмотр существующей системы подготовки. В частности, наряду с прочими специальными дисциплинами требуется детально изучать бухгалтерский учет, достижения современного менеджмента, например, улучшение бизнес-процессов и многое другое. Но самый главный шаг должен быть сделан в отношении прикладных финансов. Разрешить все указанные проблемы возможно только в рамках государственной кадровой политики.
Как это на практике
В школах, уже сменивших организационно-правовую форму, несмотря на все сложности процесса перехода, и руководители, и педагоги оценивают новую систему положительно. Они отмечают не только улучшение собственного финансового положения, но и массу представившихся возможностей для разрешения комплекса насущных образовательных, кадровых и воспитательных проблем. В этой связи они выделяют несколько факторов:
- образовательный - учащимся прививаются инициативность, способность выбирать, появляется дополнительная возможность для углубления знаний учеников, обучения их профессиональным навыкам и т. д.;
- «оградительный» - посещая дополнительные занятия и (или) занимаясь производственной деятельностью, ученики с пользой проводят время, что позволяет уберечь их от отрицательного влияния улицы;
- оздоровительный - введение в школах дополнительных платных спортивных секций способствует сохранению и улучшению здоровья учащихся;
- кадровый - дополнительные средства направляются, в частности, на повышение квалификации работающих педагогов и воспитателей, а также дают возможность сохранить имеющиеся и привлечь новые высококвалифицированные кадры9.
Тюмень одна из первых перевела ряд своих дошкольных учреждений, школ и прочих организаций в автономные. Уже можно заметить существенное преимущество нового типа учреждений перед старым. Родители получили возможность выбора формы воспитания ребенка, были внедрены новые формы организации дошкольного образования и подготовки ребенка к школе. Муниципальное гарантированное задание позволяет сформулировать требования к объему и качеству оказываемых услуг, а учреждение расширяет возможность распоряжения доходами от собственной деятельности.
Появилась реальная возможность привлечь для оказания дошкольных образовательных услуг более квалифицированные кадры, новые образовательные программы. Это способствует-гармоничному развитию детей и повышению их готовности к школе10.
В сентябре 2008 г. 40 руководителей, заместителей руководителей автономных учреждений Тюменской области прошли обучение менеджменту на курсах «Особенности работы автономного стационарного учреждения. Внедрение новых технологий и методик в работе с пожилыми и инвалидами».11
В конце сентября 2008 г. в Томске приступили к работе три первых автономных учреждения на базе детского сада № 5, Томского «Хобби-центра» и ДЮСШ № 3 «Юность»12. Все
9 http:// manager-edu.mcfr-ep.ru
10 http:// www.s-tp.ru
11 http://tyumen.ru
12 http:// obzor.westsib.ru
упомянутые «автономии» созданы путем преобразования муниципальных учреждений, где уже наработана хорошая практика привлечения внебюджетных средств: доля внебюджетных средств в структуре их финансирования составляла почти треть, их услугами пользуются тысячи детей и их родителей.
В создании «автономий» был заинтересован и муниципалитет, и сами учреждения. Теперь они, используя муниципальное имущество, зарабатывают и самостоятельно распоряжаются своими доходами, в том числе устанавливают систему оплаты труда для сотрудников. Город, со своей стороны, формирует муниципальное задание, которое гарантированно и качественно выполняет автономное учреждение.
Общая сумма имущества, переданного в оперативное управление «автономиям», превысила 90 млн руб. (ДЮСШ №3- 50 млн руб., детский сад №5- 28 млн руб., «Хобби-центр» - 15,5 млн руб.). Учредителями выступили департамент социальной политики (ДЮСШ № 3) и департамент образования («Хобби-центр» и детский сад № 5) администрации Томска.
Это лишь первый опыт подобных преобразований в областном центре. Используя его, администрация Томска намерена придать статус «автономий» целому ряду муниципальных учреждений.
В Республике Татарстан первым при поддержке холдинговой компании «Золотой колос» образовано автономное учреждение путем слияния Тетюшского сельскохозяйственного техникума и профессионального училища № 92 Апастовско-го района. В результате финансового участия базового предприятия вдвое увеличились бюджет учреждения и стипендии учащихся, значительно выросла и среднемесячная заработная плата преподавателей13.
В числе 26 российских вузов, отобранных для участия в пилотном проекте перевода учреждений из разряда бюджетных в автономные, есть два сибирских - Алтайский государственный технический университет и Сибирский федеральный университет. В настоящее время оба вуза меняют свою организационно-правовую форму.
Необходимость перехода в автономию ректор АлтГТУ обосновывает тем, что динамика доходной части любого
13 http://gazetart.su
бюджетного вуза по темпам отстает от расходной, а с переходом учреждения в автономное ситуация в корне меняется. «Любой вуз имеет три источника дохода: "образовательный", "научный" и "прочее". "Образовательный" источник "падает", так как в силу демографической ситуации студентов становится все меньше и меньше. Удельный вес "научного" источника в финансовом обороте составляет 3-4%. Это очень мизерное количество! По моему мнению, он должен быть порядка 30%. А прочие источники доходов типа аренды - это копейки. И если проанализировать эту доходную часть, то вся система высшего образования не выживет, если не будут даны дополнительные возможности получения доходов в рамках закона, естественно»14.
При этом ректор АлтГТУ отмечает, что бюджетные места в автономном учреждении «самовольно» сокращаться не будут. Размер стипендии по-прежнему будет определять государство, а к размеру зарплаты профессорско-преподавательского состава у вуза появится возможность добавить значительную долю. Основное преимущество для студентов автономного вуза - это снижение размера оплаты за обучение. «Я абсолютно убежден - через 3 года проверим - что те вузы, которые перейдут в режим автономии, для того чтобы выжить в этом режиме и уцелеть, будут обречены на сокращение размера оплаты для внебюджетных студентов. В противном случае выжить в условиях конкуренции будет невозможно. В бюджетных вузах оплата не будет снижаться никогда, потому что это - основной источник доходов. Чтобы снижать оплату, автономный вуз должен искать другие источники доходов»15.
В Сибирском федеральном университете переход в новый тип учреждения объясняют необходимостью улучшения деятельности самого вуза, высшего образования и науки в целом. Сейчас этот вуз вкладывает колоссальные бюджетные средства в приобретение уникального научного оборудования, приводит учебные аудитории в соответствие с современными стандартами, организовывает стажировки преподавателей в передовых научных и образовательных
14 http://www.bankfax.ru
15 http://www.bankfax.ru
учреждениях. Считается, что все это создает фундамент для дальнейшего «автономного плавания» вуза - с минимальной опекой государства и максимальной свободой и ответственностью за собственные действия16.
* * *
Итак, главная задача, которая стоит в новых условиях перед преподавателями - научиться работать на репутацию, престиж своего учреждения. Чем выше престиж учреждения, тем большее число потребителей услуг оно сможет привлечь. А значит, возрастет объем внебюджетных средств, что позволит увеличить зарплату преподавателям, повысит заинтересовать в сотрудничестве высококвалифицированных специалистов. В итоге качество обучения в нашей стране поднимется на новый уровень.
«ЭКО»-информ
О выпускниках учебных заведений Новосибирской области
В 2008 г. государственными высшими и средними специальными учебными заведениями Новосибирской области было выпущено 14,8 тыс. специалистов (граждан России), обучавшихся по очной форме обучения за счет бюджетных средств (100% к уровню 2007 г.), в том числе высшее образование получили 9,2 тыс. человек, среднее специальное - 5,6 тыс.
Из общего числа выпускников получили направления на работу 42,4%, не получили - 6,2%, трудоустроились самостоятельно - 28,7%, продолжили обучение на следующем уровне по очной форме обучения - 18,2%, призваны в ряды Вооруженных сил - 4,5%. При этом среди выпускников высших учебных заведений имели направление на работу 43,7%, а средних специальных - 40,2%.
В настоящее время в государственных высших и средних специальных учебных заведениях Новосибирской области обучаются 194,5 тыс. человек (96,6% к уровню прошлого учебного года), в том числе по очной форме обучения -105,4 тыс. человек (94,3%).
Источник: данные Новосибирскстата.
E-mail: [email protected]
16 www.sfu-kras.ru