УДК 94:008(470.621) ББК 63.3(2Рос.Ады)-7 Ш 19
А.М. Шамеев,
кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, этнологии и истории народов КБР Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, тел.: 89289133948, e-mail: shameev. [email protected]
Новые условия и характерные черты развития культуры современной Республики Адыгея
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о новых условиях и характерных чертах развития культуры Республики Адыгея на современном этапе. Данный процесс прослеживается через развитие системы образования, науки, литературы, искусства и учреждений культурно-досугового типа.
Ключевые слова: развитие, культура, современность, республика, интеллигенция, образование, наука, литература, искусство, учреждение.
А.М. Shameev,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Department of Cultural Studies, Ethnology and History of the Peoples of KBR, Kabardino-Balkaria State University named after KhM. Berbekov, Nalchik, ph.: 89289133948, e-mail: [email protected]
New conditions and characteristic features of the culture in modern Republic of Adyghea
Abstract. The paper examines the new conditions and characteristic features of the culture in the Republic of Adyghea at the present stage. This process can be traced through the development of education, science, literature, art and institutions of cultural and leisure type.
Keywords: development, culture, modernity, republic, intelligentsia, education, science, literature, art, institution.
В ходе перестройки советское обще- многонациональной страны; б) потеря
ство вступило в эпоху серьезной транс- ценностных ориентиров у различных
формации всей системы культурно- слоев населения, в первую очередь
нравственных установок, ценностных у интеллигенции; в) появление куль-
и мировоззренческих ориентиров, ко- турно-нравственного вакуума в обще-
торые и поныне оказывают влияние стве; г) нашествие массовой потреби-
на развитие нашего общества. тельской культуры и т.д. [19; 140-141].
В истории страны распад СССР В рыночные отношения втягивают-
активизировал те процессы, которые ся новые сферы культуры (в т.ч. обра-
происходили не только в политике, зование и наука), возникают междуна-
экономике, но и в области культуры родные и российские фонды поддержки
и искусства в последние годы суще- культуры, зарубежное и отечественное
ствования СССР. спонсорство, расширяется культурный
Происходящие события, сложив- плюрализм,
шаяся ситуация того времени приво- Государство, отказавшись от роли
дят к следующим социальным явлени- руководителя и гарантированного за-
ям: а) отрицание культурного наследия казчика в сфере культуры и искусства,
резко снижает их финансирование. Здесь, как и в промышленности, усиливается отток кадров в сферу предпринимательства, торговли, услуг; возрастает «отток мозгов», востребованных на западном рынке труда,— ученых, специалистов, творческой интеллигенции, спортсменов.
Тем не менее, начиная с 90-х годов XX века демократические процессы в обществе при всех их сложностях и противоречиях дали определенный толчок к дальнейшему развитию образования, науки и культуры. При этом, с одной стороны деидеологизация и деполитизация духовной жизни общества привели к отказу от догм и стереотипов, к раскрепощению творческой мысли представителей педагогической, научной, творческой интеллигенции. С другой стороны, эти процессы вместе с экономическими трудностями, повлияли на работу, творческую активность, снизили материальный достаток, уровень жизни людей умственного труда.
Целью данной статьи является показать новые условия и характерные черты развития культуры Республики Адыгея на современном этапе.
В области культуры государство больше внимания уделяет системе образования. В 1992 году был принят закон «Об образовании», положивший начало формированию российской средней и высшей школы. В законе декларировался отказ от командно-административного управления системой народного образования, приоритет гуманистических принципов в обучении и воспитании, адаптивность системы образования. Средним и высшим учебным заведениям была предоставлена определенная академическая свобода. Главной своей задачей государство считает сохранение единого образовательного пространства страны.
В системе общего образования во всех республиках Северного Кавказа стали создаваться новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, расширяется сеть курсов и классов по изучению родных языков. Широкий простор получают альтернативные учебные планы, учебники и програм-
мы. Их содержание стало обогащаться за счет регионального (краеведческого) материала. В учебно-воспитательном процессе стали широко внедряться активные формы развивающего обучения: уроки-лекции, уроки-дискуссии, тестирование. В школе больше внимания стали обращать на изучение иностранных языков.
Все сказанное в полной мере относится и к Республике Адыгея.
За пять лет (1987-1992) в Адыгее число дневных общеобразовательных школ практически не увеличилось — 165, выросло количество учащихся в них с 58,4 тысяч до 61,7 тыс. чел. [8; 111]. Правда республика (данные за 2005 г.) располагала уже 188 общеобразовательными школами (68,2 тыс. чел.), из которых — 39 национальные школы [3; 252].
С 1991/92 учебного года в Адыгее появились первые нетрадиционные типы учебных заведений — 1 гимназия, 1 лицей и 30 гимназических классов [2; 7], число которых в последующие годы стало увеличиваться.
Постепенно стало улучшаться качество получаемого образования. Так если среди выпускников 1993 года было 26 золотых и 104 серебряных медалистов, то в выпуске 1995 года их стало соответственно 55 и 114 [9; 171].
В настоящее время развитие системы образования республики строится с учетом социально-экономических, национально-культурных, этнических, демографических и других особенностей региона в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, активной творческой личности. В Республике Адыгея 160 образовательных учреждений (45,1 тыс. учащихся), в т.ч. 149 дневных государственных и муниципальных школ. В них трудится 8,5 тыс. педагогических работников [20].
В начале 90-х годов 20 века система профессионально-технического образования (ПТО), которая функционировала в стране, как подлинная кузница высококвалифицированных рабочих кадров, оказалась в России повсеместно в плачевном состоянии. В Республике Адыгея сумели не только
сохранить базу, кадры и всю систему ПТО, но и создать дополнительно три профтехучилища (ПТУ), переориентировать многие из них на подготовку необходимых специалистов.
Имелось три средних специальных учебных заведения: медицинское и педагогическое училища, училище искусств.
В целом в 1991/92 учебном году подготовкой квалифицированных рабочих кадров и специалистов народного хозяйства республики занимались 7 ПТУ, 5 средних специальных учебных заведений, сельскохозяйственный колледж, Адыгейский государственный пединститут, где обучалось более 12 тыс. человек [13; 83, 14; 87].
Необходимо отметить такую особенность, что для республики на протяжении длительного времени, была характерна относительно высокая занятость в непроизводственной сфере. Так в 1993 году в ней работали почти 69 тыс. чел., или 35,6% (против 2528%) в среднем по РФ и большинства входящих в ее состав регионов [13; 52]. Тем не менее, в республике существовала проблема нехватки кадров в связи с неравномерностью их распределения по специальностям.
В условиях становления Республики Адыгея особенно важной была проблема подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов с высшим образованием. Республика испытывала потребность в специалистах разного профиля, и она была достаточно велика. Во многих отраслях народного хозяйства нужны были квалифицированные экономисты, юристы, технологи, менеджеры. Средства созданного в Адыгее фонда развития образования были недостаточны для того, чтобы особо одаренных детей посылать на учебу в лучшие вузы России. В значительной степени эта проблема была решена с реорганизацией АГПИ в АГУ, что позволило открыть несколько новых факультетов: экономический, юридический, прикладной математики и вычислительной техники, лечебного дела. С большим пониманием отнеслись к созданию молодого Адыгейского
государственного университета и оказали вузу всестороннюю учебную, научную и другую помощь Ростовский университет (ректор Белоконь А.В.), Кабардино-Балкарский госуниверситет (ректор Тло-станов В.К.), Кубанская медицинская академия (ректор Ермошенко Б.Г.).
В 1993 году в АГУ работали 18 докторов и 123 кандидата наук, 19 профессоров, 92 доцента. Научный потенциал вуза составлял 37%. В университете обучалось 62 аспиранта по 13 специальностям. В конце 90-х годов АГУ насчитывал 300 преподавателей. Только за 80-90-е гг. 20 века вуз выпустил более 7 тыс. чел. [13; 83].
Через два десятилетия (2013 г.) в университете обучение велось уже по 42 специальностям высшего и среднего профессионального образования, обучалось около 14 тыс. студентов. Профессорско-преподавательский состав составлял около 650 человек, их них около 100 докторов наук и около 400 кандидатов наук [23].
Солидная база средних специальных учебных заведений в Майкопе позволила, объединив эти учебные заведения, создать Майкопский технологический институт (позже университет), признанный центром подготовки кадров для разных сфер экономики и управления. В сентябре 1994 года в институт был произведен первый набор студентов.
Вместе с тем, за 1991-2001 годы в Республике Адыгея в силу тяжелых материальных и финансовых трудностей в государстве наблюдалось замедление темпов школьного строительства, закрыто более 50% дошкольных учреждений. Вузы, средние специальные учебные заведения и общеобразовательные школы продолжали испытывать серьезные трудности в обновлении учебно-материальной базы, в компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Почти 70% учебных заведений Республики Адыгея нуждались в капитальном ремонте, обновлении учебно-наглядных пособий.
В целях совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также специалистов других профессий 17 февраля
1996 года Указом Президента Республики Адыгея Республиканский центр развития образования преобразован в Адыгейский республиканский ИПК [9; 170].
По состоянию на 1 сентября 2013 года образовательную сеть Республики Адыгея представляли: 130 дошкольных образовательных учреждений (16,4 тыс. детей), 160 образовательных учреждений (45,4 тыс. учащихся), 21 учреждение дополнительного образования (24,7 тыс. человек), 7 государственных учреждений среднего профессионального образования (1999 человек), 3 федеральных учреждения начального профессионального образования (448 человек) 2 вуза и 7 филиалов государственных и негосударственных вузов (10 тыс. человек). Всего в образовательных учреждениях Республики Адыгея всех уровней воспитывалось и обучалось в 2013 году — 76,7 тыс. человек [20].
Последние четверть века весьма успешно и плодотворно развивалась и развивается наука Республики Адыгея. В то же время необходимо отметить некоторые негативные тенденции, сложившиеся к концу 80-х — началу 90-х годов, связанные главным образом с особенностями формирования научной интеллигенции Адыгеи. «Несмотря на развитие процесса самоорганизации научной интеллигенции, создание научного потенциала осуществлялось «сверху». Данное обстоятельство сказывалось на положении научной интеллигенции в эти годы, когда ее «опека» со стороны государства прекратилась. С одной стороны, она оказалась в тяжелых социально-экономических условиях, с другой стороны — в непростой ситуации самоопределения» [11; 125].
В соответствии с Указом Президента РФ №939 от 22 июня 1993 года «О государственных научных центрах РФ», в Республике Адыгея функционируют следующие учреждения науки и культуры: Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований (АРИГИ), Адыгейский филиал Кавказского государственного биосферного заповедника (300 тыс. га), Майкопская опытная станция
ВИР им. Н.И. Вавилова, Северо-Кавказская лесная опытная станция (СКЛОС), Адыгейский НИИ сельского хозяйства (АНИИСХ). На них возложены функции исследования проблем экологии и охраны природы региона, обобщения опыта сельскохозяйственного производства, новых форм организации земледельческого труда фермерства, крестьянских хозяйств, акционерных обществ и др.
Здесь особо хочется остановиться на наиболее крупном научном учреждении республики — Адыгейском НИИ экономики, языка, литературы и истории, который постановлением правительства РА в конце 1992 года был переименован в Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований (АРИГИ). В соответствии с новым уставом и штатным расписанием в институте начинают работать 62 научных работника, создаются новые структурные подразделения.
Немного раньше, с января 1992 года АРИГИ получил лицензию на самостоятельное издание научной продукции (свое книжное издательство — «Меоты»). Благодаря этому за 19931997 годы было издано 43 работы, из них 18 монографий, общим тиражом 594 п.л. [4; 13]. При этом издавались книги и сборники не только своих научных сотрудников, но и активно помогали ученым АГУ, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
В эти годы в центре внимания работы института находился вопрос подготовки и переподготовки научных кадров. Если с 1960 по 1986 гг. институт не послал в очную аспирантуру ни одного человека, то только за 1994-1999 годы четыре человека стали докторами наук, 15 человек — кандидатами наук [4; 16].
В количественном выражении изданная институтом научная продукция только за 1990-2000 гг. составляет более 90 научных работ, объемом более 1100 п.л. и тиражом около 120 тыс. экземпляров [3; 7].
Конечно, в работе научного учреждения имелись определенные недостатки, проблемы, нерешенные задачи. К ним относятся трудности при издании научной продукции, сокращение
штата сотрудников, слабое сотрудничество с коллективами центральных и северокавказских НИИ, что носит зачастую эпизодический характер. Слабым участком работы института оставалось издание коллективных, обобщающих работ, малое количество изданий, публикаций в центральных (академических) и отраслевых научных изданиях.
Тем не менее, сегодня количественный и качественный состав научных работников института позволяет решать крупные исследовательские проекты. За 1995-2010 гг. защитили докторские диссертации 10, кандидатские
— 20 человек.
В АРИГИ работает 13 докторов и более 30 кандидатов наук, среди них 3 заслуженных деятеля науки РФ, 10 заслуженных деятелей науки и других отраслей культуры РА, 11 академиков МЧА и других академий наук. Имеются и лауреаты Государственных премий республики» [12; 57, 18; 130]. Словом, в АРИГИ есть силы, способные решать любые задачи гуманитарных наук республики.
В настоящее время в образовательных и научных учреждениях Республики Адыгея работает более 20 тыс. человек. Ее профессиональную элиту составляют: педагоги и ученые, удостоенные званий федерального и республиканского уровня — 360, педагоги, награжденные медалью «Слава Адыгеи»
— 27, педагоги, удостоенные отраслевых наград МО РФ — 1287, академики российских и международных академий
— 56, доктора наук — 162, кандидаты наук — 721 [20].
Литературу Республики Адыгея в рассматриваемый период представляли писатели старшего и среднего поколения: Ю. Тлюстен, X. Ашинов, А. Гадагатль, X. Беретарь, Ю. Чуяко, И. Машбаш, А. Пренко, X. Панеш, П. Кошубаев, Ю. Крючков, Н. Куёк, Р. Нехай, Р. Махош и др.
Характерная черта современного искусства, литературы Адыгеи — творческая раскрепощенность, активный поиск героя — носителя национальной идеи (Н. Чуяко, Н. Куёк, А. Пренко), обращение к прошлому народов,
к природе — источникам высоких общечеловеческих нравственных начал (романы «Жернова», «Хан-Гирей» И. Машбаша, «Повесть о железном волке» — Ю. Чуяко и др.) [17; 78].
Большую творческую активность проявляли известные литературные критики и литературоведы: К. Шаззо, А. Схаляхо, М. Кунижев, Т. Чамоков, У. Панеш.
В настоящее время, когда кардинальным образом изменились социально-политический строй в стране, психология людей, меняются их нравственно-этические ориентиры, адыгейские писатели стремятся создавать произведения, художественно ёмко и правдиво отображающие действительность во всей её сложности и противоречивости, раскрывают образ героя времени.
Дальнейшее развитие получило искусство. Творчески работают коллективы русской и адыгейской трупп драм-театра им. A.C. Пушкина, ежегодно на их спектаклях увеличивается посещаемость. Большой популярностью в Адыгее и за ее пределами пользуется коллектив областной филармонии.
Достойный вклад в развитие музыкального и театрального искусства Республики Адыгея вносили и вносят заслуженные артисты РСФСР Н.С. Схакудимова, Г.А. Самогова, Р.З. Шеожева, Ю.К. Чич, М. Чапай, заслуженные работники культуры РСФСР Ч.М.Анзороков и У.Х. Тхабисимов, К. Туко, Н. Жанэ, Т. Кат, А. Нехай, Д. Натхо и др.
В изменившихся общественных условиях, отошедших от коллективных, идеологизированных и политизированных принципов по-новому заработали и творческие союзы: писателей (1934), композиторов (1968), художников (1937), архитекторов (1938) и т.д. [10; 596-614, 1; 846-851].
Из всех творческих союзов Республики Адыгея старейшим является Союз писателей, созданный решением бюро Адыгейского обкома ВКП(б) от 15 мая 1934 года (председатель Тембот Ке-рашев). В 1967 году Адыгейское отделение Союза писателей РСФСР переи-
меновано в Адыгейскую писательскую организацию СП РСФСР, с 1990-х годов Союз писателей Адыгеи. Писательская организация республики внесла огромный вклад в становление и развитие национальной литературы. За время существования в ее рядах выросло не одно поколение прозаиков и поэтов. Достижения творческих работников высоко оценены государством. Государственная премия СССР присуждена Т. Керашеву, а РСФСР — И. Машбашу. Многие удостоены званий заслуженного работника культуры РФ и народного писателя Адыгеи. За время существования СП Адыгеи, его членами были и являются более 60 человек (в т.ч. в настоящее время — 27 человек) мастеров художественного слова [20].
На начало 2010-го года в Республике Адыгея насчитывалось 10 творческих союзов, членами которых являлись более 350 человек [16]. К этому времени самому «пожилому» творческому Союзу писателей исполнилось 75 лет, а самому молодому Союзу архитекторов всего лишь 15 лет.
Во все времена существовали и существуют проблемы, тормозящие реализацию созидательного потенциала общественных объединений писателей, художников, композиторов, театральных деятелей, журналистов, фотохудожников, архитекторов и т.д. Тем не менее, сегодня все творческие союзы РА вносят заметный вклад в развитие культуры и искусства, сохраняют и развивают художественные традиции народов Адыгеи, служат благородным целям межнационального понимания и сотрудничества.
В нелегких условиях так называемого «переходного периода от прошлых форм управления общества» к новым, большую творческую работу, направленную на сохранение в республике мира, стабильности и добра проводят театры республики, Адыгейский республиканский национальный музей.
В 1995 году в г. Майкопе состоялось официальное открытие СевероКавказского филиала музея искусств народов Востока. Оно было отмечено выставкой «Современное искусство Северного Кавказа», наполнившее новым
более масштабным содержанием духовную жизнь не только Адыгеи, но и всего Северного Кавказа.
На начало 2011 года в республике действовали 151 библиотека, 10 музеев, 3 театра, 3 концертные организации. Кроме того в сеть культурно-досуговых учреждений входили 159 клубных заведений, 121 к/установка, 3 картинные галереи, центр народной культуры, парк культуры и отдыха [5].
Сегодня республика располагает новыми самобытными коллективами, такими как Государственный ансамбль народной песни «Исламей», Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс», широко известными как на Северном Кавказе, в России и далеко за её пределами.
В начале 2000-х годов в Адыгее издавалось около 20 газет, журналы «Литературная Адыгея», «Дружба», детские журналы «Родничок Адыгеи», «Созвездие». Среди них республиканские газеты «Советская Адыгея» и «Адыгэ макъ», 7 районных, 1 городская «Деловая Адыгея», газеты общественных организаций и партий: «Адыгейская правда» (КПРФ), «Единство» (партия «Единство»), «Вестник» («Гъуаз»), «Адыгэ Хасэ», «Закубанье» («Союз славян»). Активно работала телерадиокомпания РА, ведущая программы на адыгейском и русском языках. В Майкопе действовали две студии муниципального ТВ [5].
В целом 90-е годы 20 в. — 2000-е годы культурная жизнь Республики Адыгея стала развиваться в новых условиях, имеющая свои характерные черты, тенденции и явления. В советский период истории страны существовал так называемый «остаточный принцип» финансирования культуры. Сегодня все это во многом изменилось, хотя сохранилось много недостатков и нерешенных проблем, например, в улучшении материальной базы учреждений культуры, подготовки кадров и т.д.
В рассматриваемый период на всей территории Республики Адыгея успешно реализовывались федеральные и республиканские целевые программы. В частности в рамках этих программ
на проведение мероприятии культуры из республиканского бюджета Адыгеи выделялись значительные суммы денег.
В конце 1994 года Президент России выделил из своего резерва 8 млрд. рублей, которые были направлены на развитие культуры Республики Адыгея [9; 171].
В последующие несколько лет в РА были созданы симфонический оркестр Министерства культуры, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр русских народных инструментов «Русская удаль». При создании этих коллективов пришлось пригласить творческих работников из других регионов России и стран Содружества. Поэтому Министерство культуры потратило средства на строительство жилья или приобретение квартир для работников культуры и искусства. На эти цели затрачено около 2 млрд. рублей [9; 170].
В эти же годы Республиканский выставочный зал был преобразован в картинную галерею Министерства культуры. Открыт национальный музей, экспозиционные площади которого составили 3,5 тыс. кв.м.
С определенным успехом решалась в сфере культуры Адыгеи и проблема нехватки профессиональных кадров, дефицит молодых кадров, что было свойственно и большинству субъектов РФ. В соответствии с постановлением №229 Кабинета Министров Адыгеи от 3 декабря 2009 года Министерство культуры получило сертификат на 43 млн. рублей, что позволило улучшить жилищные условия 66 работников госучреждений культуры [5].
С целью подготовки специалистов в ведущих вузах страны за счет федеральных и республиканских средств
Примечания:
1. Адыгейская (черкесская) энциклопедия / гл. ред. проф. М.А. Кумахов. М., 2006.
2. Адыгея: от автономии к суверенитету. (1922-1992) / сост. Д.Х. Мекулов. Майкоп, 1992.
3. АРИГИ в лицах. Майкоп, 1999.
4. АРИГИ — 70 лет. Майкоп, 1999.
5. Аргументы и факты — Республика Адыгея. 2010. №50.
6. Большая российская энциклопедия (БРЭ). Т. 1. М., 2005.
7. Большая российская энциклопедия (БЭР). М., 2008.
8. Денисова H.H. Проблемы демократизации общеобразовательной школы Адыгеи. Майкоп, 1999.
9. Джаримов A.A. Адыгея: от автономии к республике. Майкоп, 1996.
10. Земля адыгов / под ред. проф. А.Х. Шеуджена. Майкоп, 2004.
ежегодно обучается около 150 человек. Успешно работает заключенный между Краснодарским госуниверситетом культуры и искусства и Министерством культуры Адыгеи долгосрочный договор о сотрудничестве, в рамках которого ежегодно осуществляется целевое направление для подготовки молодых специалистов в области культуры.
На начало 2011 года в 358 учреждениях культуры РА трудилось 3300 человек. Из них 245 имели почетные звания РФ, РА и других субъектов федерации. Средняя зарплата составляла по отрасли 8 тыс. рублей (5-6 место среди субъектов Южного и Северокавказского федеральных округов) [5].
Таким образом, главной характерной чертой для современной культурной жизни РА, ее искусства, литературы можно считать — творческую раскрепощенность, активный поиск героя — носителя национальной идеи.
В последние годы наука, литература, искусство все активнее вмешиваются в общественно-политическую жизнь республики и в целом всего Северного Кавказа. Это диктуется социально-экономической нестабильностью региона, затянувшимися на годы межэтническими конфликтами, терроризмом и экстремизмом, сложной криминогенной обстановкой. Сохраняются определенные трудности реализации проектов для возрождения языков, культур, религий народов, неурегулированностью миграционных процессов и т.д.
Тем не менее, культурная жизнь Северо-Кавказского региона в целом и в частности Республики Адыгея развивается в условиях новой политической системы и социально-экономических отношений.
11. Клушина И.В. Научная интеллигенция Адыгеи: история и современность // Социальное развитие России: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 15-16 апреля 2005. Майкоп, 2005.
12. Мамий Р. Гуманитарные науки в Адыгее // Адыгейскому республиканскому институту гуманитарных исследований им Керашева Т.М. — 80 лет. Майкоп, 2011.
13. Основные направления развития и размещения производительных сил Республики Адыгея на 1993-1995 гг. и на период до 2000 г. / под ред. А.И. Куева. Майкоп, 1994.
14. Памятные даты по Республике Адыгее на 2000 г. Майкоп, 1999.
15. Республике Адыгея — 6 лет: материалы ко дню информации населения РА. Майкоп, 1997.
16. Советская Адыгея. 2009. 16 мая.
17. Тлепцерше Х.Г. Писатели Республики Адыгея. Майкоп, 2009.
18. Шамеев A.M. Развитие материально-технической базы культуры КБР и подготовка специалистов в 60-90-е гг. 20 века: успехи и недостатки. Нальчик, 2010.
19. Шогенов З.А., Жерештиева Р.Ф. Культура Кабарды и Балкарии: исторический опыт и современность // Северный Кавказ: геополитика, история, культура: материалы Всерос. науч.конф. Ставрополь, 2001.
20. [Электронный ресурс]. URL: ttp://adyghea.minobr.ru
21. [Электронный ресурс]. URL: http://pillru.wilkipedia.ru
22. [Электронный ресурс]. URL: www.yugaru(news). 3207351.
23. [Электронный ресурс]. URL: www.adygnet.ru/abit/
References:
1. Adyghea (Circassian) Encyclopedia. Ed. Prof. M.A. Kumakhov. M., 2006.
2. Adyghea: From autonomy to sovereignty. (1922-1992) / Сотр. D.Kh. Mekulov, Maikop, 1992.
3. ARIGI and its people. Maikop, 1999.
4. ARIGI — 70 year anniversary. Maikop, 1999.
5. Arguments and facts. Republic of Adyghea. 2010. No. 50.
6. Great Russian Encyclopedia (GRE). Volume 1, Moscow, 2005.
7. Great Russian Encyclopedia (GRE). Moscow, 2008.
8. Denisova N.N. Problems of democratization of secondary school in Adyghea. Maikop, 1999.
9. Dzharimov A.A. Adyghea: from Autonomy to Republic. Maikop, 1996.
10. The land of Adyghes. Ed. Professor A.Kh. Sheudzhen. Maikop, 2004.
11. Klushina I.V. Scientific intelligentsia of Adyghea: History and Modernity.// Social Development of Russia: status, problems and prospects (Russian NPK, April 15-16, 2005). Maikop, 2005.
12. Mamiy R. Humanities in Adyghea // Adyghe Republican Institute of Humanitarian Researches named after Kerashev T.M. is 80 years. Maikop, 2011.
13. Main directions of development and distribution of productive forces of the Republic of Adyghea in 1993-1995 and for the period up to 2000. Ed. Kuev A.I.. Maikop, 1994.
14. Memorable dates of the Republic of Adyghea for the year 2000. Maikop, 1999.
15. Six years to Republic of Adyghea: materials for the day of information of the population of Adyghea. Maikop, 1997.
16. Sovetskaya Adyghea. 2009. May 16.
17. Tleptsershe Kh.G. Writers of the Republic of Adyghea. Maikop, 2009.
18. Shameev A.M. Development of material and technical base of culture of KBR and training specialists in the 1960-1990s: successes and failures. Nalchik, 2010.
19. Shogenov Z.A., Zhereshtieva R.F. Culture of Kabarda and Balkaria: historical experience and the present // The North Caucasus: geopolitics, history and culture. (Proc. Sci. Conf.). Stavropol, 2001.
20. http://adyghea.minobr.ru
21. http://pillru.wilkipedia.ru
22. www.yugaru (news). 3207351
23. www.adygnet.ru/abit/