Научная статья на тему 'Новые транспортные маршруты между Европой и Азией'

Новые транспортные маршруты между Европой и Азией Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
871
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / SILK ROAD ECONOMIC BELT / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / TRANSPORT SERVICES / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TRANSIT POTENTIAL / INTEGRATION ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Асаул М.А., Мохов А.Е.

Дан обзор проблематики программы сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути в части транспорта посредством формирования и развития международных транспортных коридоров, генерализирующих транспортные и информационные коммуникации и потоки. Определены перспективы сотрудничества в транспортной сфере в рамках намечаемого Большого Евразийского партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New transport routes between Europe and Asia

The paper offers a review of the range of problems of the programme for integration of Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt as regards transport by forming and developing international transport corridors which generalise transport and information communications and flows. Prospects for co-operation in the transport sphere in the framework of the planned Greater Eurasian Partnership project are outlined.

Текст научной работы на тему «Новые транспортные маршруты между Европой и Азией»

Новые транспортные маршруты между Европой и Азией

М. А. Асаул,

д.э.н., заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕАК)

А. Е. Мохов,

к.п.н., заместитель начальника отдела естественных монополий департамента транспорта и инфраструктуры ЕАК

для развития мировой транспортной системы весьма актуальны вопросы развития трансграничной сети транспортных коридоров. на евразийском пространстве это, прежде всего, утвержденные панъевропейские транспортные коридоры, а также продвигаемый китаем проект нового Шелкового пути.

Международные транспортные коридоры (МТК) наиболее эффективно функционируют внутри интеграционных объединений в условиях единого таможенного, экономического, финансового и правового пространства, что определяет уровень достаточной безопасности. Сочетание транспортных и информационных потоков, определяющих необходимое качество логистического сервиса, обеспечивает согласованное движение товаров, транспортных услуг и сопутствующих им документов, в частности в электронном представлении.

Сегодня картина глобального взаимодействия стран весьма динамична. Государства, сумевшие эффективно использовать свое географическое положение, получают инвестиции для развития транспортной инфраструктуры, внедряют цифровые технологии и применяют инновации в промышленных масштабах. Интеграция транспортных систем отдельных стран в мировой коммуникационный комплекс дает импульс для

развития производства и хозяйственных связей макрорегионов и отдельных территорий, создает выгодные условия для роста внутренних перевозок и внешней торговли, что способствует решению социально-экономических задач: созданию рабочих мест, строительству объектов жизнеобеспечения и культурной инфраструктуры [1, 2].

Сегодня перед нами встают серьезные вызовы: формирование современной инновационной инфраструктуры [3], создание благоприятных условий для реализации транзитного потенциала, развитие МТК, создание современной цифровой среды в сфере транспорта с использованием передовых информационных технологий [4].

В прошлом году президентами евразийских союзных государств утвержден главный стратегический документ в сфере транспорта «Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики». В настоящее время подготовлена соответствующая «дорожная карта» по

его реализации, которая принята Евразийским межправительственным советом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в конце октября 2017 г. [5].

В совместной работе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) со сторонами Договора о ЕАЭС в рамках «дорожной карты» особое внимание уделено вопросу создания и развития евразийских ТК, что открывает новые возможности для экономики всех государств — членов ЕАЭС. Развитие стыковых пунктов и пунктов пропуска, устранение «узких мест» в рамках евразийских ТК, а также принятие рекомендации об их перечне будет способствовать реализации нашего совокупного транзитного потенциала и создаст транспортный мост между Европой и Азией. Евразийские ТК — продолжение европейских МТК, которые были определены на II Панъевропейской конференции по транспорту на о. Крит в марте 1994 г., а уточнения в них были внесены на III конференции в г. Хельсинки в 1997 г., поэтому независимо от географического положения панъевропейские транспортные коридоры (ПТК) называют Критскими или Хельсинкскими [6].

Каждому МТК дано наименование. Так, ТК, имеющие непосредственное отношение к странам ЕАЭС, обозначены следующим образом:

• «Север — Юг» (NS): страны Восточной, центральной и Северной Европы — европейская часть России — Каспий — Иран — Индия и другие страны побережья Индийского океана;

• «Транссиб» (TS): центральная Европа — Москва — Екатеринбург — Красноярск — Хабаровск — Владивосток/Находка (система его ответвлений: на Санкт-Петербург, регион Кубани, Казахстан, Монголию, Китай и Корею); на территории РФ и сопредельных стран сопрягается с ПТК 2, 3 и 9;

• Северный морской путь (SMP): Мурманск — Архангельск — Кандалакша — Дудинка;

• «Приморье-1» (PR1): Харбин — Гро-деково — Владивосток/Находка/Восточный — порты Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);

• «Приморье-2» (PR2): Хуньчунь — Краскино — Посьет/Зарубино — порты АТР;

• ПТК № 1 (PE1): Хельсинки — Таллинн — Рига — Вильнюс — Варшава (ответвление от основного направления коридора: Рига — Калининград — Гданьск);

• ПТК № 2 (PE2): Берлин — Варшава — Минск — Смоленск — Москва — Нижний

Новгород (с предполагаемым продолжением до Екатеринбурга);

• ПТК № 9 (РЕ9): Хельсинки - Санкт-Петербург — Москва — Киев — Кишинев — Бухарест — Александруполис (ответвления коридора: Санкт-Петербург—Псков — Орша — Гомель — Украина и Гомель — Минск — Вильнюс — Калининград/Клайпеда).

Российский участок ПТК № 1 включает морской порт Калининграда, автомобильные и железнодорожные подъезды к нему из Литвы и Польши, а также аэропорт Калининграда.

В относящуюся к странам ЕАЭС часть ПТК № 2 входят автомобильная и железнодорожная магистрали от границы с Польшей через Беларусь до Нижнего Новгорода, аэропорты Минска и Московского транспортного узла, Нижнего Новгорода, а также терминальные комплексы в Смоленске, Вязьме, Москве и Московской области, Владимире и Нижнем Новгороде. Де-факто сейчас ПТК № 2 продлевается до Екатеринбурга, тем самым обеспечивается взаимодействие между европейскими и евразийскими транспортными системами. Коридор ПТК № 2 сопрягается с коридором «Транссиб», по которому осуществляется основная часть железнодорожных и автомобильных перевозок в направлении Запад — Восток на территории России.

Наиболее протяженный из европейских коридоров ПТК № 9 проходит от столицы Суоми до Санкт-Петербурга и далее через Беларусь и Россию в направлении границ Украины (через Оршу и Москву, соответственно). В связи с развитием евро-азиатских экономико-логистических связей Россия выступила с предложением о продлении ПТК № 9 и реализует его продолжение в направлениях Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск и Москва — Астрахань.

На Дальнем Востоке транспортная инфраструктура Приморского края, в том числе создающаяся, предоставляет хорошие условия для существенного увеличения транзитных перевозок грузов на направлении северо-восточные провинции Китая (Маньчжурия) — российские порты Приморья.

Назначение МТК «Север — Юг» — доставка грузов из региона Персидского залива, Южной Азии, Аравии через Иран и иранские порты на Каспии, далее либо паромами с перевалкой на железные дороги России, либо судами типа «река-море» через российские внутренние водные пути в Восточную, Центральную и Север-

ную Европу. Этот коридор предназначен собрать экспортные грузы стран побережья Индийского океана, России, Европы. Соглашение о его создании подписали Россия, Индия и Иран в сентябре 2000 г. во время работы II международной Евроазиатской конференции по транспорту (г. Санкт-Петербург). Новый маршрут перевозок международных транзитных грузов (страны бассейна Индийского океана и Персидского залива — Иран — Каспийское море — Россия — страны Северной, центральной и Восточной Европы) в три раза короче маршрута перевозок грузов Южным морским путем через Суэцкий канал.

Вследствие таяния многолетних льдов и развития ледокольного флота (строительства новейших ледоколов типа «Сибирь», «Лидер») Северный морской путь становится стратегическим для России ТК, с помощью которого осуществляются перевозки по маршруту Европа — страны АТР.

В Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. говорится о системном вызове, с которым столкнулась российская экономика, определяемом сочетанием трех фундаментальных факторов.

Первый фактор — усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов и ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности нашей транспортной системы, что особенно важно в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Второй фактор — возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется существенное повышение доступности и качества транспортных услуг для населения. Будут обеспечены рост производительности труда

и улучшение использования трудовых ресурсов на транспорте, а это важнейшие факторы снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке.

Третий фактор — исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, усиление приоритета мер инновационного характера и мер по обеспечению глубокой переработки сырья, что требует повышения мобильности населения, грузов, услуг и капитала [7, 8].

Перенаправление объемов пасса-жирогрузопотоков в международном сообщении, необходимость повышения конкурентоспособности перевозчиков предъявляют перманентные требования к непрерывному развитию инновационной транспортной системы и к постоянному совершенствованию обеспечения ее безопасного функционирования. Все мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры МТК на территории России были выделены в подпрограмму «Международные транспортные коридоры» ФцП «Модернизация транспортной системы России». Идут строительство, реконструкция и модернизация основных автодорожных и железнодорожных магистралей в направлениях Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург — Владивосток и Санкт-Петербург — Москва — Астрахань.

Реконструируются существующие и создаются новые портовые комплексы на маршрутах МТК для обеспечения увели-

чивающихся объемов перевозок: на Балтике — комплексы для минеральных удобрений и нефтеналива (порт Санкт-Петербург), паромный комплекс (Балтийск, Калининградская область), комплекс для перелива нефти (Приморск), паромный комплекс и угольный терминал (Усть-Лу-га); на Каспии — нефтяной комплекс (Махачкала), причал контейнеровозов (порт Оля, Астраханская область); на Тихом океане — порты (Восточный, Находка); на Черном море — паромные комплексы (в портах Кавказ и Крым), контейнерный терминал (Новороссийск), порт Туапсе. На внутренних водных путях названной федеральной программой предусмотрена реконструкция гидроузлов на реках Волга и Дон, создание контейнерных терминалов для организации мультимодаль-ных логистических комплексов в речных портах Москвы, Санкт-Петербурга, Азова, Астрахани, Волгограда, Казани, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Ярославля.

Создание МТК включает в себя строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта с расширением направлений полетов, предусмотрены развитие международных аэропортов с созданием условий, соответствующих мировому уровню. Для функционирования российских участков МТК создаются операторы интермодальных перевозок, обеспечивающие логистику и контроль за продвижением грузов на основе сквозных тарифных ставок. Помимо всестороннего обустройства международных маршрутов по технологиям XXI века важное преимущество россий-

ского транзита состоит в едином экономическом и правовом пространстве. Есть надежда, что в будущем таким пространством станет и территория ЕАЭС. В общем плане трассы коммуникаций в пространстве ЕАЭС соответствуют кратчайшим географическим расстояниям между странами Европы и Азии, т. е. география благоприятствует развитию евро-азиатского транзита через территорию ЕАЭС.

Но вместе с тем, по заслуживающему внимания авторитетному экспертному мнению, географические преимущества ЕАЭС пока нивелируются недостатками транспортной инфраструктуры. Так, исследователь интеграционных процессов М. В. Ганеева [9] полагает: «Угроза экономической безопасности ЕАЭС, которая одновременно является и фактором низкого торгово-экономического сотрудничества, — несоответствие развития транспортной инфраструктуры современным потребностям интеграционного объединения. Несмотря на то что по длине железнодорожных путей ЕАЭС занимает 2-е место в мире с показателем 106,6 тыс. км, а по протяженности автомобильных дорог — 7-е место в мире — 1124,8 тыс. км, по большей части транспортная инфраструктура — это наследие Советского Союза, которое за почти тридцатилетнюю историю независимого развития стран характеризуется высокой степенью как физического, так и морального износа.

Факторы, усиливающие данную угрозу, следующие:

• недостаточный уровень доступности и качества транспортных услуг; например, отсутствие полностью элек-

тронного документооборота, таких процедур как предварительное декларирование транспортных средств и грузов;

• недостаточный уровень использования транзитного потенциала;

• отсутствие общей границы с Арменией;

• наличие нефизических барьеров при выполнении международных перевозок, например, несовершенство технологий таможенного оформления и таможенного контроля, избыточность запрашиваемых у перевозчика сведений, недостаточное использование предварительно направленной перевозчиком информации и др.».

Таким образом, географические преимущества местоположения ЕАЭС в ближайшее время необходимо дополнить организационными, инфраструктурными, правовыми и «цифровыми».

Наряду с транспортной сетью нужно развивать и современные информационные коммуникации, способные дать всестороннее «цифровое» обеспечение транзита. К приоритетам развития организации перевозок грузов всеми видами транспорта относится использование современных цифровых технологий при оформлении грузоперевозок и контроле доставки.

Важно отметить, что цифровые электронные технологии требуют полномасштабного внедрения на всех этапах движения грузов — от отправителя до получателя. К примеру, на автомобильном транспорте предстоит реализация следующих важных направлений:

• согласование требований, предъявляемых к тем автомобильным доро-

гам, которые планируется включить в перечень евразийских ТК;

• согласование перечня автомобильных дорог и маршрутов, которые планируется включить в перечень евразийских ТК;

• совершенствование механизма контроля за въездом (выездом) автотранспортных средств на территории (с территорий) государств — членов ЕАЭС (в частности, по евразийским ТК) по допустимым весовым и габаритным параметрам;

• внедрение согласованного механизма контроля за перемещением крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам государств — членов ЕАЭС;

• подписание международного договора в рамках ЕАЭС о допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по дорогам, включенным в перечень евразийских ТК;

• обеспечение синхронизации процедур оформления и выдачи специальных разрешений на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по автомобильным дорогам, включенным в перечень евразийских ТК;

• обеспечение синхронизации процедур оформления и выдачи специальных разрешений на перевозку опасных грузов при осуществлении международных автомобильных перевозок по автомобильным дорогам, включенным в перечень евразийских ТК.

Эти и другие подобные мероприятия сегодня включаются в проект Плана ме-

роприятий (Дорожной карты) по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики на 2018-2020 гг. [10].

Еще одна важная тема — сотрудничество государств — членов ЕАЭС с Китайской Народной Республикой, прежде всего, относительно сопряжения ЕАЭС с Экономическим поясом Шелкового пути (ЭПШП). Это сотрудничество открывает огромные возможности для развития торговых связей, формирования финансовых потоков, создания новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, что позволит существенно нарастить наш общий экономический потенциал [11]. Необходимо учитывать также, что от реализации совместно с Китаем проекта сопряжения ЕАЭС и ЭПШП ожидается и значительный синергетический экономический эффект. Это такой случай партнерских отношений внутри союзного сообщества (в данном случае ЕАЭС), когда «определенные общие группы функций (сообщества) передаются на уровень интеграционного блока, а многие операции требуют совместного участия государств» [12].

Финансирование развития части инфраструктурных проектов предполагается за счет средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и «Фонда Шелкового пути». В качестве первого шага китайская сторона предложила совместное со странами, расположенными вдоль Шелкового пути, формирование перечня пилотных проектов, в которых были бы учтены двусторонние и многосторонние интересы, и их совместную реализацию.

Такой перечень из 39 проектов был сформирован специально созданной рабочей группой и одобрен в конце прошлого года министрами транспорта государств — членов ЕАЭС. Некоторые проекты сейчас реализуются, другие пока находятся на стадии проработки.

Представлен, например, проект Южной железной дороги Иран — Армения. Республика Армения вследствие ее непростого географического положения (фактически географической изоляции) крайне заинтересована в развитии отношений с Ираном. Это полностью соответствует вектору политики ЕАЭС на заключение соглашения о зоне свободной торговли с Исламской республикой Иран. После реализации проекта Армения обретет транспортные выходы через Иран и Каспийское море в РФ, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, КНР и далее (сейчас не толь-

ко становится реальной прямая железнодорожная связь между Ираном и другими странами Персидского залива, но и обеспечивается возможность сухопутных перевозок между ними и другими государствами, расположенными на Новом Шелковом пути).

Россия выдвинула немало известных предложений, например проект строительства новых автомобильных дорог в рамках МТК «Европа — Западный Китай» протяженностью 8445 км. Этот масштабный комплексный инвестиционный проект, охватывающий территории Беларуси, России, Казахстана и Китая, направлен на строительство новой скоростной автомобильной дороги и масштабную реконструкцию существующих. цель проекта — улучшить транспортные связи между Европой и Азией и упростить международную торговлю с КНР. Работы по его реализации активно идут в государствах — членах ЕАЭС.

Следующий важнейший проект — создание высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань протяженностью 770 км в рамках ВСМ Москва — Пекин. Планируемая скорость поездов по ней будет достигать 400 км/ч, а время в пути от Москвы до Казани составит 3,5 ч вместо нынешних 14 ч.

Кроме того, стоит вопрос о модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей. В развитии Транссиба напрямую заинтересованы четыре страны: Россия, Беларусь, Казахстан и Китай. Транссиб играет важную роль в транзите товаров по линии Европа — Дальний Восток и страны АТР. Транзит из Китая в Германию посредством Транссиба занимает примерно на 20 дней меньше, чем морским путем. Реализация этих проектов будет способствовать значительному росту международных перевозок грузов, прежде всего, контейнерных.

Планы Беларуси — строительство участка ВСМ от границы Польши через Брест, Минск и Оршу до границы РФ в рамках реализации проекта «Берлин — Пекин».

Проекты Казахстана охватывают реконструкцию нескольких автомобильных и железных дорог, строительство шести транспортно-логистиче-ских центров, в том числе в Павлодаре, Усть-Каменогорске и Костанае. Логистические центры ориентированы на рынки Урало-Сибирского регио-

на России с выходом на Челябинск, Екатеринбург и Омск. Обозначенные проекты интересны для всех стран — партнеров по ЕАЭС и призваны дать мощный импульс развитию приграничных областей России и Казахстана.

Кыргызстан предлагает рассматривать в рамках сопряжения с ЭПШП создание трех транспортно-логистических центров, нескольких проектов по строительству железных дорог. Реализация проекта строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан позволит Кыргызской Республике создать единую внутреннюю железнодорожную сеть и присоединиться к транспортной системе Нового Шелкового пути.

С целью предметного обсуждения наших совместных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры принято решение пригласить министра транспорта КНР Ли Сяопэна на очередное совещание министров транспорта государств — членов ЕАЭС в декабре 2017 г.

Сейчас прорабатываются вопросы привлечения инвестиций в приоритетные инфраструктурные проекты со стороны не только Китая, но и других внешнеполитических партнеров. Так, планируется создание на площадке Комиссии совместной рабочей группы высокого уровня с участием Евразийского банка развития и руководителей уполномоченных органов государств — членов ЕАЭС в области транспорта. Предполагается, что деятельность этой группы будет способствовать привлечению инвестиций банка именно в инфраструктурные и «цифровые» проекты.

Реализация приоритетных проектов позволит реконструировать старые и построить новые автомобильные и железные дороги, создать современные системы международных логистических центров и хабов на основных МТК ЕАЭС, полноценно использовать преимущества его географического положения. Это будет способствовать динамичному развитию транспортных систем всех стран ЕАЭС, формированию общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства. □

литература

1. Асаул Н. А. Создание национальной ИТС как задача государственной важности // Транспорт РФ. 2009. № 4. С. 6.

2. Асаул М. А. Некоторые аспекты реализации и развития транзитного потенциала в рамках Евразийского эко-

номического союза // Экономика и управление. 2016. № 6 (128). С. 4-7.

3. Асаул А. Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экон. возрождение России. 2013. № 1. С. 4.

4. Асаул А. Н., Малыгин И. Г., Кома-шинский В. И. Четвертая индустриальная революция (industrie 4.0) в транспортной и сопутствующих отраслях // Пробл. управления рисками в техносфере. 2016. № 2 (38). С. 70-78.

5. Асаул М. А. Транспортная политика государств - членов ЕАЭС должна быть направлена на построение интеллектуальной мультимодальной транспортной системы // Транспорт России: проблемы и перспективы - 2016: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 15-20.

6. Асаул М.А. Развитие интеграции в сфере транспорта и инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе // Фундамент. исследования. 2016. № 1-2. С. 120-124.

7. Асаул Н. А. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года с изменениями, соответствующими современным реалиям // Научн. труды Вольного экон. об-ва России. 2014. Т. 183. С. 43-57.

8. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства России от 22.11.2008 г. № 1734-р).

9. Ганеева М. В. Внутренние угрозы экономической безопасности Евразийского экономического союза // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Экономика. 2017. № 2. С. 168-177.

10. Асаул М. А. Интеграционные направления деятельности в сфере трансфера и инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе // Проблемы предпринимательской и инвестиционно-строительной деятельности: материалы XVII науч.-техн. конф. / под научн. ред. А. Н. Асаула. 2015. С. 238-246.

11. Икрамов М. А. Развитие автомобильных перевозок по Великому шелковому пути // Саморазвитие, самоуправление и трансформационные изменения в инвестиционно-строительной сфере: материалы XV междунар. научн. конф. / под ред. А. Н. Асаула. Т. 1. СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. С. 99-106.

12. Ганеева М. В. Проблема эффективности региональных интеграционных проектов в современной экономике // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Экономика. 2016. № 2. С. 50-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.