Научная статья на тему 'Новые торговые системы в женской жизненной практике'

Новые торговые системы в женской жизненной практике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА / УНИВЕРМАГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЖЕНСКАЯ ЭМАНСИПАЦИЯ / БУРЖУА / КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / РЕКЛАМА / LIFE PRACTICE / SHOPPING MALL / BUSINESS / WOMEN EMANCIPATION / BOURGEOIS / CAPITALIST ECONOMY / INDUSTRIALIZATION / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ветрова-деглан Мери Сергеевна

В статье излагается проблема намеренного занижения оценки женской жизненной практики, которая в данной публикации пропущена через призму становления новых торговых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRADE SYSTEMS IN FEMALE LIFE PRACTICE

The article discusses the problem of deliberate underestimating of female life activity, which is elaborated in the paper considering the new trade systems development.

Текст научной работы на тему «Новые торговые системы в женской жизненной практике»

УДК 339.18 : 659.1

Ветрова-Деглан Мери Сергеевна

Vetrova-Deglan Mary Sergeevna

аспирант Омского государственного университета

путей сообщения

[email protected]

PhD student, Omsk State Transport University [email protected]

НОВЫЕ ТОРГОВЫЕ СИСТЕМЫ В ЖЕНСКОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПРАКТИКЕ

NEW TRADE SYSTEMS IN FEMALE LIFE PRACTICE

Аннотация:

Summary:

В статье излагается проблема намеренного занижения оценки женской жизненной практики, которая в данной публикации пропущена через призму становления новых торговых систем.

The article discusses the problem of deliberate underestimating of female life activity, which is elaborated in the paper considering the new trade systems development.

Ключевые слова:

жизненная практика, универмаг, предпринимательство, женская эмансипация, буржуа, капиталистическое хозяйство, индустриализация, реклама.

life practice, shopping mall, business, women emancipation, bourgeois, capitalist economy, industrialization, advertising.

Keywords:

Традиционно женская жизненная практика не является достоянием истории, о ней умалчивают, ее нивелируют, ею пренебрегают. Однако ретроспективный анализ судьбоносных событий, выявление их оснований нередко подводят к неожиданным выводам о том, что женская жизненная практика и опыт часто являются фактором прогрессивного развития общества. Одним из таких событий является возникновение универмагов в эпоху индустриализации. Появившиеся в XIX в., универмаги стали настоящей сенсацией. Во Франции, Лондоне, Австралии - почти одновременно - во второй половине XIX в. появляются магазины, которые торгуют не только товарами, но и оказывают услуги весьма интересного плана.

Это было время расцвета капиталистического духа, период свободного расцвета инстинкта приобретательства. У предпринимателя нового стиля (капиталиста) формируется совершенно иная психология, чем у его предшественника (буржуа). XIX в. - это эпоха быстрого движения, чувства могущества, скорости, удивительного ощущения новизны (небывалая сенсация, еще никогда не было), что способствовало созданию вполне определенных деловых принципов. Если докапиталистическая хозяйственность (хозяйство буржуа) строилась на принципах потребности (производить столько благ, сколько можно употребить) и традиционности (экономическая деятельность не должна была разрушать привычного уклада жизни), что предопределяло спокойное развитие дела, без резких скачков в деловых отношениях, основанных на теплых традиционных принципах сентиментальности, щадящего отношения друг к другу, то предприниматель нового стиля нуждается в абсолютной рационализации и формализации деловых отношений. Если старый, добрый буржуа был предопределен принципом, то капиталистическое хозяйство направлено на чистое производство благ для обмена, то есть достигнутая прибыль рассматривается как единственно разумная цель [1, с. 12-19].

Товар, который производился буржуа, в качестве основных характеристик имел доброкачественность и сорт. Для капиталиста решающее значение в производстве благ имеет только его способность к сбыту, так как размеры сбыта определяют размер прибыли. Все указанные нововведения под своей конечной целью подразумевали только одно: заставить публику покупать. По свидетельству Вернера Зомборта, в отличие от деликатных отношений между буржуа, которые имели свои сегменты публики для распространения своего товара, когда считалось, что ловля клиентов не только недопустима с точки зрения этики, но и нарушает заповедь доброго христианина «возлюби ближнего своего», то капиталист, наоборот, отыскивает клиента, стремится к удешевлению производства и сбыта товара, чтобы привлечь публику, формулирует принцип «свободы локтей». Капиталист не хочет ограничивать себя ни традициями, ни правом и не желает, чтобы что-то мешало свободному проявлению собственной силы и находчивости -только они должны решать вопрос успеха.

Именно в этом контексте необходимо рассматривать появление универмагов в данную эпоху. Главные герои универмагного дела (А. Бусико, С. Майер, Г. Селфридж) были истинными представителями своего времени и руководствовались вышеперечисленными принципами формирования буржуа нового стиля - капиталиста.

Если исходить из того, что более многочисленной и не вовлеченной в капиталистические отношения публики, чем женщины, не существовало, то неудивительно, что именно они становятся основной группой населения, на которую направлена активность предпринимательского духа. Универмаг и «шопинг» были одной из важнейших причин женской эмансипации.

Первый из универмагов - «Бон Марше» - был открыт во Франции в 1852 г. честолюбивым предпринимателем из Нормандии Арестидом Бусико. Основной план, которого неуклонно придерживался А. Бусико, состоял в том, чтобы привлечь в магазин тот слой общества, которому деловые люди не придавали особого значения, - женщин [2].

Почти в то же самое время в Австралии русский эмигрант Сидни Майер также открывает универмаг «Майер», в котором предлагает женщинам помимо совершения покупок воспользоваться возможностью сделать себе прическу, маникюр и пообедать. Все это позволяло женщине почувствовать себя в принципиально ином положении в обществе, понять, что тут она важная персона. Для женщин того времени это был весьма необычный опыт. Особенностью магазина «Майер» (Муег) является исключительный обеденный зал - это изысканное место с настенной росписью, изображающей великих женщин прошлого. Все элементы в зале в том или ином роде выказывают уважение женщинам.

В Лондоне Гарри Гордон Селфридж также отстраивает универмаг. Он предлагает невероятно качественное обслуживание. Селфридж тратит огромное количество денег на рекламу. Все направлено на то, чтобы процесс покупки превратился в наслаждение. Открытие эмоционального элемента покупки и превращение его в самостоятельную статью дохода происходит благодаря женщинам [3].

Чтобы по достоинству оценить все нововведения универмага необходимо вспомнить, что в XIX в. во всех публичных организациях господствует мужчина. Данное положение было настолько жестко принятым, что, к примеру, общественных женских туалетных комнат не существовало. Чтобы женщина дольше оставалась в магазине, владельцы универмагов были первыми, кто исправил эту социальную несправедливость. Теперь женщина могла почувствовать себя комфортно и свободно, находясь вне дома.

Первым, кто стал позиционировать универмаг как «дом вне дома», был Селфридж. История его предпринимательства с гордостью рассказывает о том, что он дарил своим покупательницам маленькие серебряные ключики в качестве символического воплощения универмага как дома. Это не могло не вызвать раздражения мужского населения, и не только из-за отсутствия женщин дома, но и того факта, что продавцами работали молодые обходительные юноши, которые по долгу службы были допущены к некоторым нюансам интимного общения. И универмагных дел мастера принимают единственно верное решение в сложившейся ситуации - они стали нанимать как можно больше девушек в качестве работниц универмага. Владельцы магазинов считают, что женский персонал создает атмосферу приличия. Побочным результатом данного процесса стал тот факт, что представления о карьерных возможностях женщины изменились навсегда.

Несмотря на нелегкую работу, женщины с удовольствием идут на нее, так как она дарит им ощущение самостоятельности, независимости, чувство собственного достоинства и стремление подняться выше по карьерной лестнице. Работа придавала женщинам больше уверенности в себе.

Нелишне будет отследить, как даже в указанных условиях мужская история все время норовит замалчивать активную женскую позицию. В качестве демонстрации этого положения мы используем историю Луизы Джей, которая работала обычным сотрудником в «Бон-Марше», а впоследствии открыла свой собственный универмаг «Ля Самаритен». Именно под ее чутким руководством магазин становится заведением, славящимся страстью к моде и благотворительности. Кроме того, она как предприниматель озаботилась правильной организацией домашней работы своих сотрудниц, открывает больницы и ясли.

Несмотря на все это, ее имя не просто было забыто, но и вычеркнуто из истории предпринимательской практики. Автору данной статьи не удалось найти сведения о ней. Каково же было наше удивление, когда поиски увенчались успехом только после того, как мы нашли сведения о муже Луизы Джей Эрнесте Коньяке.

Таким образом, необходим пересмотр многих исторических событий, больших и маленьких, для восстановления элементарной справедливости перед лицом истории, чтобы вернуть женщине и ее жизненной практике достойное в ней место.

Ссылки:

1. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

2. Человек, который придумал шопинг [Электронный ресурс] // Большой блог о мелкой торговле, 20.03.2010. URL: http://torg12.ru/?p=333 (дата обращения: 12.02.2012).

3. Низамов Е. Изобретатели вечного двигателя торговли [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. Деньги. 2009. № 50 (757). URL: http://www.kommersant.ru/doc/1296132 (дата обращения: 18.03.2012).

References (transliterated):

1. Zombart V. Burzhua. M., 1994.

2. Chelovek, kotoriy pridumal shoping [Electronic resource] // Bol'shoy blog o melkoy torgovle, 20.03.2010. URL: http://torg12.ru/?p=333 (date of access: 12.02.2012).

3. Nizamov E. Izobretateli vechnogo dvigatelya torgovli [Electronic resource] // Kommersant". Den'gi. 2009. № 50 (757). URL: http://www.kommersant.ru/doc/1296132 (date of access: 18.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.