Научная статья на тему 'Новые типы туризма в среднем историческом городе: современное состояние и тенденции развития'

Новые типы туризма в среднем историческом городе: современное состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
694
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ТИПЫ ТУРИЗМА / СРЕДНИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД / NEW TYPES OF TOURISM / A MEDIUM-SIZED HISTORIC CITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лебедев Антон Робертович

В статье проведен анализ развития туристской индустрии Мурома в целом и различных типов туризма в частности. Также рассмотрены современные подходы к классификации туризма, предложена авторская концепция, и сформулированы авторские определения некоторых типов туризма: существующих в исследуемом среднем историческом городе и новых для него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New types of tourism in a medium-sized historic city: present state and trends

In the article, the development of Murom's tourism industry as a whole, and different types of tourism in particular, is analysed. Besides, modern approaches to tourism classification are examined, the author's concept is offered, and some types of tourism (existing ones in the middle-sized historic city under investigation and new ones for it) are defined by the author.

Текст научной работы на тему «Новые типы туризма в среднем историческом городе: современное состояние и тенденции развития»

УДК 332.1:338.48

НОВЫЕ ТИПЫ ТУРИЗМА В СРЕДНЕМ ИСТОРИЧЕСКОМ ГОРОДЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Лебедев Антон Робертович

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых аспирант e-mail: arl87@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ развития туристской индустрии Мурома в целом и различных типов туризма в частности. Также рассмотрены современные подходы к классификации туризма, предложена авторская концепция, и сформулированы авторские определения некоторых типов туризма: существующих в исследуемом среднем историческом городе и новых для него.

Ключевые слова: новые типы туризма, средний исторический город.

Несмотря на динамичное развитие туристской индустрии на протяжении последних 60 лет, до сих пор не выработано единого подхода к классификации туризма.

В соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации, различают следующие типы туризма:

- внутренний туризм (путешествия жителей какой-либо страны по этой стране);

- въездной туризм (путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями);

- выездной туризм (путешествия жителей какой-либо страны в другую страну) [7].

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» кроме упоминания этих типов, характеризуемых подобным образом, дается определение других, среди которых:

- международный (туризм выездной или въездной);

- социальный (туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей);

- самодеятельный (туризм, организуемый туристами самостоятельно)

[6].

Кроме того, различными исследователями предлагаются собственные классификации туризма. Наиболее часто он группируется по типам, категориям, видам, разновидностям и формам, однако не всегда для этого выбираются одинаковые критерии.

Если типы туризма многими специалистами выделяются в зависимости от национальной принадлежности туристов, а категории - как различные

сочетания внутреннего, въездного и выездного туризма, то относительно классификации по видам, разновидностям и формам единого мнения нет.

Так, в качестве основных признаков, в соответствии с которыми туризм делится на виды, называются: цель поездок (А.В. Бабкин, А.П. Дурович, А.Э. Саак и Ю.А. Пшеничных), способ организации, продолжительность путешествия, способ передвижения и используемые транспортные средства, интенсивность туристских потоков, возрастная категория туристов, источники финансирования (А.В. Бабкин, А.П. Дурович), специфика отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона (И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов).

Все, кроме последнего, критерии классификации туризма по видам, используемые А.В. Бабкиным и А.П. Дуровичем, с незначительными различиями в наименованиях признаков применяются И.Т. Балабановым и А.И. Балабановым для группировки туризма по разновидностям. Данными исследователями также выделяются в зависимости от формы сотрудничества такие разновидности туризма, как безвалютный и валютный обмен туристскими группами.

Для классификации туризма по формам А.П. Дурович использует признак «тип организации туристской деятельности». В соответствии с ним автор выделяет индивидуальный туризм и групповой туризм, которые, однако, согласно подходу И.Т. Балабанова и А.И. Балабанова, являются одними из разновидностей туризма по критерию «характер организации путешествия». Формами же туризма, которые, по мнению данных ученых, связаны с тем, пересекает ли турист государственную границу своей страны, являются внутренний и международный туризм. Кроме этого, так называемого странового, признака, по которому большинство исследователей выделяют типы и категории туризма, А.Э. Саак и Ю.А. Пшеничных используют для классификации туризма по формам другие внешние причины и воздействия. Многие их этих критериев совпадают с признаками, применяемыми А.В. Бабкиным и А.П. Дуровичем для деления туризма на виды [1; 3, с. 31-42; 5, с. 39-41; 2, с. 172-178].

Разнообразие подходов к классификации туризма, выражающееся также и в том, что в концепциях различных ученых некоторые типы туризма характеризуются по-разному, может отрицательно повлиять на ведение статистического учета в туризме и управление предприятиями туристской индустрии.

С целью классификации туризма в соответствии с различными критериями целесообразным представляется использовать один, наиболее емкий, термин, которым является «тип».

В настоящее время макротенденцией развития рынка туруслуг является переход от массового стандартизированного конвейерного туризма к массовому дифференцированному. Абсолютно необходимой становится ориентация на удовлетворение потребностей отдельной личности с ее разнообразными запросами, а не обезличенно-стандартизированной

потребности нивелированного индивида. [4, с. 24-26]. Одним из последствий подобных изменений становится диверсификация туристского предложения.

Для оценки существующего положения и тенденций развития туристской индустрии среднего исторического города в целом, а также различных типов туризма в частности был проведен анализ развития сферы туризма в Муроме, древнейшем городе Владимирской области, обладающем богатейшим историко-культурным наследием.

За последние 3 года общее число обслуженных туристов увеличилось почти на 40%, а доля принятых, количество которых стабильно возрастало в течение анализируемого периода, составила в 2009 году около 80% (см. рис. 1).

чел.

45000

40000

35000

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

годы

2007

2008

2009

I Принято туристов

У////А Отправлено туристов

■ Всего обслужено туристов

Рис. 1. Общая динамика потока туристов в Муроме

В структуре потока принятых туристов на протяжении последних 3 лет значительно преобладают российские граждане, а доля посещавших Муром иностранцев, несмотря на более чем двукратное увеличение их количества в 2008 году, в 2009 году снизилась до 15%. Кроме того, большинство принятых туристов предпочитают однодневные туры (см. рис. 2).

2007

91%

2008

80%

2009

85%

г Иностранцы □ Российские граждане

20%

15%

36%

38%

64%

41%

в Однодневные туры □ Многодневные туры

62% 59%

Рис. 2. Структура потока принятых туристов в Муроме и выбранных ими туров

По состоянию на 2009 год на территории округа Муром действуют:

- 6 коллективных средств размещения, среднегодовая загрузка которых -около 40%;

- 10 предприятий общественного питания;

- 17 турфирм, из которых 5 организаций работают на прием туристов в Муром.

В анализируемом среднем историческом городе основными типами туризма в зависимости от главной цели путешествия являются культурный, паломнический, рекреационный, деловой и экологический, понимаемые автором данной статьи следующим образом:

1) культурный туризм - тип туризма, направленный на удовлетворение потребности в духовном развитии туристов и выражающийся в ознакомлении с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенным экскурсионно-познавательным и культурным программам;

2) паломнический туризм - путешествие к святым местам с целью поклонения;

3) рекреационный туризм - тип туризма, основной целью которого является активный (занятие любимым делом в среде единомышленников) или пассивный (посещение праздничных мероприятий и спортивных событий) отдых во время путешествия; данный тип туризма подразделяется на событийный туризм (периодические туры, организуемые на праздники, во время каникул, на традиционные фестивали, а также приуроченные к каким-либо разовым событиям или мероприятиям) и регулярный туризм (туры к специально созданным местам постоянно действующих развлечений (парки, казино));

4) деловой туризм - путешествие со служебными или профессиональными целями (в том числе в области науки и политики) без получения доходов по месту временного пребывания; данный тип туризма включает в себя командировки сотрудников организации с целью участия в деловых встречах (командировочный туризм), поездки на конгрессы, конференции, семинары, выставки (конгрессно-выставочный туризм), а также поездки, предоставленные руководством фирмы своим сотрудникам бесплатно в качестве поощрения за хорошую работу (инсентив-туризм);

5) экологический туризм - посещение территорий, минимально измененных деятельностью человека, с уникальными природными объектами, которое содействует охране окружающей среды.

С целью определения предпосылок развития в Муроме новых типов туризма, выявлены сильные и слабые стороны туристской индустрии анализируемого среднего исторического города, а также возможности и угрозы внешней среды. Результаты проведенного SWOT-анализа отражены в таблице

1.

Табл. 1. SWOT-анализ туристской индустрии Мурома

Сильные стороны Слабые стороны

1. Муром - один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в летописи под 862 годом. 2. Благоприятные природноклиматические условия (расположение региона в средней полосе России, умеренный климат, один из экологически чистых районов Владимирской области). 3. Выгодное географическое положение (близость к Москве, наличие железнодорожного, речного и автомобильного сообщения с городами соседних областей). 4. Наличие историко-культурных и природных памятников. 5. Сохранение народных ремесел, традиций, обычаев, местного фольклорного творчества. 6. Региональные факторы (ежегодный туристский этнографический фестиваль «Богатырские забавы», Всероссийский день семьи, любви и верности). 7. Безопасность региона (удаленность от мест ведения военных действий, низкий уровень преступности, отсутствие религиозно-этнических конфликтов). 1. Недостаточное развитие туристской инфра- и супраструктуры. 2. Несоответствие цены и качества проживания в некоторых коллективных средствах размещения. 3. Недостаточное позиционирование имиджеобразующих сторон Мурома и региона как туристского объекта. 4. Недостаточное обустройство основных туристских маршрутов, в том числе для обслуживания иностранных туристов. 5. Аварийное состояние некоторых памятников истории и архитектуры.

Возможности Угрозы

1. Увеличение спроса на новые для Мурома типы туризма. 2. Повышение интереса потенциальных инвесторов к развитию туристской индустрии города. 1. Разрушение исторических памятников. 2. Вырождение народных промыслов. 3. Ухудшение общественной безопасности. 4. Строительство Нижегородской АЭС в 23 км от Мурома. 5. Снижение интереса потенциальных инвесторов к развитию туристской индустрии города.

С 2008 года в Муроме функционирует оздоровительный комплекс «Святогор», специализирующийся на новом для анализируемого среднего исторического города типе туризма: лечебно-оздоровительном. Данный тип направлен на физическое или психологическое восстановление организма на территории с хорошей экологией и благоприятными климатическими условиями.

Другим типом туризма, для развития которого в Муроме имеется достаточно условий, является культурно-образовательный туризм, характеризующийся сочетанием различных видов обучения с определенными экскурсионно-познавательными и культурными программами. В последние годы данный тип туризма становится все более популярным в мире, обеспечивая значительным доходом его организаторов. Развитие культурнообразовательного туризма в анализируемом среднем историческом городе в состоянии увеличить число иностранных туристов, приезжающих в Муром на большее количество дней, а также может явиться одним из решений проблемы развития экспорта российских образовательных услуг.

В целом же диверсификация туристского предложения в Муроме способна стать направлением совершенствования туристской индустрии, а также фактором социально-экономического развития анализируемого среднего исторического города.

Список литературы:

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -252 с. URL: http://tourlib.net/books_tourism/babkin01.htm (дата обращения:

11.05.2011).

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие.

- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 544 с.

3. Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

4. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма: Монография. - 2-е изд. - СПб., 2007. - 224 с.

5. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

6. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.10.1996).

7. Methodological Notes. URL: http://www.unwto.org/facts/eng/methodological.htm (дата обращения: 11.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.