Educational Technology & Society 4(2) 2001 ISSN 1436-4522
Новые теория и методы раннего позитивного развития интеллекта детей в информационном обществе
В.А. Фомичев1 ,О.С. Фомичева2 'кафедра математического обеспечения систем обработки информации и управления (МОСОИиУ), Факультет прикладной математики, Московский государственный институт электроники и математики (Технтесгай университет),
109028 Москва, Россия [email protected], [email protected] 2,
технологический университет им. К.Э. Циолковского - "МАТИ", Оршанская 3, 121552 Москва, РоссияСтудия " , "
Московский городской дворец творчества детей и юношества Ул. Косыгина 17, 117978 Москва, Россия [email protected], [email protected]
Аннотация
Анализируются некоторые негативные аспекты слишком раннего
.,
,,
.
" " . ,
" " ,
, , ,
.
Ключевая идея метода заключается в раннем развитии у детей способностей
,,
.
метод был успешно использован в течении одиннадцати лет в обучении в общей сложности более трехсот шестидесяти детей в возрасте от 4 до 19 лет. Этот метод предоставляется Теорией динамических концептуальных
-,
Москве на уроках, посвященных изучению языков (главным образом, , ), , ,.
Ключевые слова
,
,,
,-
Введение
Наступивший новый век часто называют компьютерным; на наших глазах рождается новое, информационное общество. Одним из наиболее ярких индикаторов возникновения информационного общества является появление и стремительный .
.
В новом веке успех целых стран будет в первую очередь зависеть от создания новых знаний и от оптимального использования накопленных знаний [РоЫ 1, 2000]. Поэтому одновременно в разных странах мира растет понимание необходимости
,
.,
центральной для участников Первого международного симпозиума "Развитие
августе 2000 г. в университете Бергена (Норвегия) в рамках большой международной конференции "Прибл^ение к новому тысячелетию: уроки прошлого, перспективы будущего" [СЬМО, 2000;, Рош1сИоу, 2001а, 2001Ь].
,
() можно раньше научить его работать на компьютере и затем систематически
., знания и навыки, разумеется, важны, но не могут рассматриваться в качестве ключевого звена процесса подготовки ребенка к вступлению в информационное .
,
,
.
Такие способности должны поддерживаться и развиваться системой дисциплин - от
,,
.
, , ,
.
К концу 1980- годов мы, с одной стороны, накопили множество наблюдений,
,
.
показывали, что уровень интеллектуальной деятельности, предлагаемой детям пяти -
,,
.
Постепенно возникла мысль о необходимости и возможности создания новой теории и методов раннего позитивного развития интеллекта детей в современном ,. результате в 1990-е годы такая теория была построена, она получила название Теории динамических концептуальных отображений (ДКО-теории). Эта теория возникла на основе системного анализа ряда острых проблем современного образования в свете
,,
, , -.
-
развития интеллекта детей в процессе изучения родного языка и иностранных языков (на димере английского и немецкого языков), литературы и поэзии на трех языках,
.,
- ( - ), реализована в рамках 11-летней оригинальной учебной программы дополнительного образования. Эта программа охватывает диапазон возрастов от пяти (в раде случаев, от четырех с половиной лет) до 19 лет. Различные аспекты ДКО-теории и ЭОО-
(,
, ). , - -система представлены в работах [Фомичев В.А., Фомичева О.С., 2000; Фомичева О.С., 2000; Рош1сИоу У.Л., 2000; Рош1сИоу У.Л., Рош1сИоуа О.8., 1994 - 2001; Рош1сИоуа О.8., 2000; Рош1сИоуа О.8., 2001; Рош1сИоуа, Рош1сИоу, 1999а - 2000Ь].
-
, ( ).
,
( ).
--
.
- 1990- .
,
.
(
).
" " ,
""
компьютером является главной когнитивной предпосылкой успешного
.
будет сохранять и развивать свои творческие качества и будет рассматривать
,
.
Взаимосвязи нового подхода к развитию интеллекта детей с теорией искусственного интеллекта и кибернетикой в целом
,
( ) ,
. , ,
,
( ).
.
,
,,
-,
. , ,
.
,
,.
( ) -
- , , , . локальными связями понимаются связи некоторых компонентов разработанных теории и методов обучения с конкретными составными частями теории ИИ или с
,
.
,
.
,
- . ,
,,
.,
-
,
,
, , .
,
(
всего - заранее) какой-то новый путь для объяснения изучаемого материала. В
,
полной внутренней картине мира (или концептуальной системе) обучаемого. ,. относится к области обучения детей дошкольного возраста английскому как ( ). , -
,
людям кажутся очень простыми. Например, опыт показывает, что пяти-шестилетние дети, изучающие английский как ИЯ, сталкиваются с огромными, даже
,, использовать различные слова "аш", "18", "аге", но не один и тот же глагол 'Чо Ье" ("быть"), и каким образом нужно сочетать эти слова со словами "I" ("я"), "уои" ("ты", "Вы"), "Ие" ("он"), "БИе" ("она"), "И" ("оно"), ’^е" ("мы"), "Шеу" ("они").
()
,, ,. Эта ЛС реализуется через использование формальных и полуформальных средств
,
.,
концептуальные графы [Sowa J.F., 1984], а также К-языки [Фомичев; 1988, Fomichov V.A., 1992; Fomichov V.A., 1996].
() были успешно применены для решения сложной проблемы стимулирования
-.
Эта проблема заключалась в объяснении базовых правил чтения слов на английском языке как ИЯ и в объяснении основных правил построения предложений на
.
.
,
.
( ).
. , ,
-
[Фомичев, 1988; Fomichov V.A, 1992; Fomichov V.A, 1996]. Дело в том, что теория К-
-
-
. , -
превосходит выразительную силу других известных подходов к формальному
- , , популярной Эпизодической логики [Hwang C.H., Shubert L.K., 1993].
По СП каждого отобранного фрагмента изучаемого теоретического материала .,
.
()
;
( . . ).
-,
.,
S1 S2. семантические описания:
((S1 = нек множ * (Состав, (x1 #и# х2 #и# x3))
#и# (х1 = нек глагол * (Имя, "am")) #и# (х2 = нек глагол * (Имя, "are"))
#и# (х3 = нек глагол * (Имя, "is"))),
((S2 = нек множ * (Состав, (y1 #и# у2 #и# y3))
#и# (y1 = нек множ * (Состав, нек местоим * (Имя, 'I')))
#и# (y2 = нек множ * (Состав, (нек местоим * (Имя, 'you')
#и# нек местоим * (Имя, 'we') #и# нек местоим * (Имя, 'they'))))
#и# (y3 = нек множ * (Состав, (нек местоим * (Имя, 'he')
#и# нек местоим * (Имя, 'she') #и# нек местоим * (Имя, 'it'))))). ,-множеств S1 и S2, задаваемое парами (х1, y1), (х2, y2), (х3, y3). Следовательно, с
.
два "^ко окрашенные" множества U1 и U2 во внутренней картине мира ребенка,
-
однозначное отображение между такими множествами U1h U2.
( - ) .,
,
,.
,,
,
.
Поэтому слова "am", "is", "are" могут быть названы различными костюмами
"to be". , "am" ,
"I", "are" - ,
живут местоимения "you", "we", "they". Наконец, "is" может быть названо костюмом,
в котором можно идти в дом, где живут местоимения "he", "she", "it". Опыт
,
одной из форм глагола 'Чо Ье".
( ) - - , ,
,,
( - ).
-
.
;
,
.
,-
,,
- . -
,,
.
Например, учащиеся 3-го года обучения в экспериментальных группах (в возрасте 7 - 8 лет) читают на уроках английского языка как иностранного
"
".
.
информации, даваемой разными фрагментами первой главы. Выполни это задание,
:
"Мистер Кролик носил жилет с карманом, перчатки, и в кармане были часы; значит, он был важной личностью. В его норе было много книг, географические карты, картины и пустая банка с наклейкой "Апельсиновый мармелад". Поэтому он
,, сладкоежкой. Он торопился и смотрел на свои часы, говоря "Я опаздываю ". Значит, он был очень занят, у него было много дел, а это говорит о его активной жизни ".
Можно отметить и существование двух очень важных взаимосвязей с .
системы обучения заключается в развитии общих способностей маленьких детей и
,-
текстами или зрительными образами, в частности, картинами. Детей дошкольного и младшего школьного возраста учат рассматривать поэтические метафоры как
.,
декодировании этих выражений с целью понимания мыслей и чувств автора картины -.
природы и чувств, вызываемых этими картинами. Вот димеры таких метафор: "Мо^о было перестать рыжую лису с ворохом желтых листьев", "Была звездная ночь, и сияющие звезды отражались в воде. Поэтому от зачерпнул ведро, полное звезд" (Антон Гусев, 6 лет, второй год занятий). Этот аспект ДКО-теории и системы эмоционально-образного обучения подробно обсуждается, в частности, в работах [Рош1сИоу У.Л., Рош1сИоуа О.8., 1997; Рош1сИоу У.Л., Рош1сИоуа 0.8.,2001].
Вторая взаимосвязь с кибернетикой в целом касается нашего подхода к
.(
, ) . ,
.
.
,,
.,
, , , .
часто составляет несколько сотен лет. Следовательно, послания, передаваемые
,
,
.
Проблема слишком раннего систематического взаимодействия ребенка с компьютером
Широчайшее использование компьютеров в разных сферах жизни привело к
,
.
наиболее важным из этого круга проблем относится создание условий для успешной () новом, компьютеризированном (или, другими словами, информационном) обществе.
Проникновение компьютеров в жизнь детей в промышленно развитых странах настолько существенно, что это явление нашло отражение даже в языке. Так, в английский язык вошло слово screenager - скринейджер (screen - компьютерный ), " " (teenager).
,
-
компьютера и настолько большое влияние на детей оказывают Интернет и .
"" ," технологии и общество" - постоянно действующей электронной конференции, объединяющей в настоящее время более двух с половиной тысяч специалистов всего мира. Как модераторы этой дискуссии, мы могли увидеть, насколько глубоко данная
-
, , .
С одной стороны, дискуссия показала, что родители, профессионально
,
детей с компьютерами. Например, доктор М. Кранер го Западной Европы, отец троих , , , возраста 11-12 лет, но в пять, шесть, семь лет дети должны рисовать, танцевать, , , , ,. ,( ), занятых родителей, предоставляя ребенку возможность общения, игры, создавая
-,
.
Анализируя результаты этой электронной дискуссии и многочисленные
,
одиннадцатилетний опыт теоретической и практической работы в области раннего
,,
понятие Мысль Порождающего "Я".
(,
исследующей различные стороны работы сознания в процессе приобретения и )
места в мире введены и широко используются несколько видов понятия личностного "Я". Например, к концу первого года жизни у ребенка сформировались " " " ". начинает интересоваться прошлым (что было вчера) и будущим (^да пойдем завтра, что увидим?). Он рассказывает истории из своего уже имеющегося жизненного .,
Повествовательное "Я" [Snodgrass J.G., Thompson R.L., 1997].
Наш анализ показал, что список рассматриваемых личностных "Я" неполон и ., ,,
Порождающего "Я". Такое понятие было предложено в серии наших работ, 2000 , , , , .
:
осознать, что его мозг может порождать социально значимые мысли (разумеется, он
). ,
,
-
( , ,
).
Следует подчеркнуть, что Мысль Порождающее "Я" определяется здесь не как способность ребенка понять, что от может мыслить. По определению, Мысль " " , , ,.
(,
, ), , ,
,, предлагается неожиданное решение некоторой важной в данный момент .
,
.
Интенсивное взаимодействие ребенка с компьютером до реализации (побуждения, формирования, становления) его Мысль Порождающего "Я" может
, , . ,
,
,(
).
Поэтому мы высказали гипотезу о том, что реализация (формирование, становление) Мысль Порождающего "Я" ребенка является главной когнитивной предпосылкой успешности (в долговременной перспективе) систематического
.
Компьютеры и Интернет являются ключевыми технологическими элементами
.,
,,
развитие, необходимо помочь ребенку рано, в возрасте 6 - 9 лет, стать творчески . , ,
.,
,
- . ,
,
,,
,
,,
,.
(
, , )
.,
работа с детьми на таком уровне интеллектуальной активности не может реализовать " " , возрасте до 9 - 10 лет. Поэтому цель построения нового информационного общества
:
""
ребенка с обычными, средними способностями к возрасту 9 лет - примерному
,
,
,
" " ,
(
), , -
теорию динамических концептуальных отображений (ДКО-теорию).
, - ,
,
становления (побуждения, формирования) Мысль Порождающего "Я" каждого ребенка с обычными способностями, начиная с возраста 5 - 6 лет.
,
и ходить, объясняет ему, что, только набившись думать, от станет настоящим. С
,,
, , - .
,
,
,
? , -ценность, которая дарована человеку, или считают, что компьютер, как шахматный
, , ,
?
, , ,
, - , ,; .,
нам положительно ответить на вопрос и правильно расставить акценты в решении
.
,
воспитания детей, названную Системой эмоционально-образного обучения. Эта система реализована в виде одиннадцатилетней программы обучения и воспитания детей в возрасте от 5 до 19 лет в ходе занятий, посвященных изучению иностранных ( ), ,
,,
.
,
точки зрения формирования Мысль Порождающего "Я".
""
:,
, ; ; ;, ;.
Одним из следствий этого нового подхода является необычайно высокий -,
(английским) языком.
Пример. Рассмотрим домашнее сочинение "Приготовлена в Королевстве" семилетней Аси Ивановой (второй год обучения в экспериментальных группах О. С. ).
выполнения следующего домашнего задания: "Описать события, подразумеваемые
"
".
"Смщад Красавица" ("The Sleeping Beauty").
:
PREPARATIONS IN THE KINGDOM
"The Carpenter made the cradle for a Princess. The cradle was in the form of a rose opening in the morning dawn . The walls of the cradle looked like the rose petals . The cradle was decorated with branches ofgrapes and flowers . It was a wonderful perfume.
There were many pretty pictures on the walls of this nursery. In these pictures everyone could see lucent and serene woods, deep and blue seas with beautiful beaches with pink sands and sea-shells . It was a pretty sight ! The carpet in this room was so beautiful, like field with flowers in spring . The windows in the nursery were magic windows, and the room was aglow with amber light, even if the weather was rainy. When unhappy man came into this room, he heard beautiful low music and became happy.
Everyone prepared nice gifts for Princess. Everyone wanted to congratulate Queen and King. Snow White brought a basket full of tiny dresses. There were pretty tiny gowns with bowes and laces, beautiful tiny slippers, flashing like countless diamonds. Everyone was waiting for Royal baby, like for sun in a rainy day".
:
"Плотник сделал колыбель для Принцессы. Колыбель была в форме розы,
.
..
.
,. выглядело замечательно! Ковер в этой комнате был так красив, как весенние поля с .,
,.
,.
.
.,
.,
, , . ,"
,
,
,
.,
превышает уровень владения английским как иностранным языком детьми
,
учебником [Scott W.A., Ytreberg L.H., 1994].
,
.
()
-
.
,
раннего позитивного развития интеллекта, можно найти в [Фомтева О.С., 2000], а также в статьях [Fomichov V.A., Fomichova O.S. 1994, 1997, 1998b, 2001].
Одной из важнейших характеристик нашего подхода к пробуждению и
" " ,
,
специальной уютной мягкой мебели и т.п.: этот подход может успешно
,.
В основе успешно действующей одиннадцатилетней программы развития интеллекта ребенка лежит единый символьный подход к изучению естественного
( , , ), , ,
.
ученых XIX века Вильгельма фон Гумбольдта и Александра Афанасьевича Потебни,
,,
.
.
Разработка и успешное применение этой программы вносит также вклад в создание когнитивных предпосылок устойчивого развития современного общества (^облемы, сформулированной в 1992 г. на Всемирной конференции в Рио-де-
1990-
),
Мира [Майор Ф., 1995].
(
360 4 19 ,
)
,.
, , , ,
,
.,
метафорического осмысления его детьми может быть сочинение девятилетней Даши Смилги
Кажется, что дождь - это очень скучная вещь. Но это совсем не так!! Ведь
- . .
.
возню, что обычно называют лужей. Эта возня невидима, но если присмотреться внимательно, то можно ее увидеть. Это очень интересно!
,, свой нос. И почему им так нравится прятаться?!
,.
-,
,.
Из этого сочинения ясно, что Мысль Порождающее "Я" автора сочинения уже .
,
.,
,
, , .
,.
Тагам образом, наша программа раннего позитивного развития интеллекта
,
.
Еще один существенный негативный аспект слишком раннего интенсивного
.,
нерегламентированное общение с компьютером детей младшего школьного и
,
.,
время и желание понюхать цветы, помогать воду в ручье, разбить лед в луже,
,:
" - " или, уввдев осень в Летнем саду в Петербурге, заметить: "" или, насмотревшись на отражение облаков в реке, сказать: ""
,,
:
" , , звери не рычат друг на друга, а люди улыбаются - значит, на Землю пришло ".
,, ,. четырех - мти лет активно познает окружающий мир, испытывая бурю эмоций.
,
.
выброс эмоций в виде плача, непослушания, безмерного возбуждения и т.д. В более
,,
,;
.
,
,,
,
,,
( ) ,
( , ),
,
.
,,
- " "
,
.
,,
.
Проведенное теоретическое исследование и одиннадцатилетний эксперимент
,
,
- смог осмыслить те образы и эмоции, которые были вызваны
;
- смог выразить их в слове и стать понятным окружающим, что, в свою
,:
- ,
;
- , ,
стимулировало его познавательную деятельность и деятельность по
;
- ,
(
опыт создания собственных произведений прозы и поэзии на родном и ).
,-
образного обучения может иметь важное практическое значение для современного
,
,.
( , ,
,
осуществившая общение "оп-1ше" людей, принадлежащих к разным культурам)
, , , . Одним из главных условий успешного вхождения ребенка в новое информационное общество является развитие у него способности эффективно
. , , ,-
,,
, , .
,
,
раз к осмыслению одного из центральных положений лингвистической концепции Александра Афанасьевича Потебни (1835 - 1891) о том, что понимание - это творческая работа слушающего: "но как в действительности пламя свечи не
,,
,,
понимая, мыслит своею собственною мыслию" [Потебня А. А]
Поэтому, занимадсь с детьми дома, а тем более, разрабатывая программы
,
внимание на необходимость развить в детях способность образно мыслить и
,
. , ,
( ),
,,
.
Концептуальное и практическое решение сложной задачи подготовки детей к вхождению в новое информационное общество изложено не только в большой серии
,
,"
веке" [Фомтева О.С., 2000]. Эта книга, ориентированная на широкие круги
,
детьми в возрасте от 4 до 19 лет в течение одиннадцати лет. Полученные теоретические и практические результаты хорошо соотносятся с данными других ,-.
одиннадцати лет предоставило возможность проследить отдаленные результаты и
дать конструктивные практические рекомендации родителям и специалистам в
.
Заключение
,
.
,, ,. ,, ,.
.
, - , ,
некоторые негативные аспекты широчайшего проникновения компьютеров в нашу жизнь и, особенно, в жизнь наших детей. Во-вторых, наиболее важно то, что было
,
.,
11
.
,
.: друга. Прохожий, остановившись, снашивает каждого из них, что от делает?
- "Кл^^ кирпичи", - ответил первый. Он хороший рабочий.
- "С^ою северную стену собора", - ответил второй. Он хороший
, , .
- "Модась Богу", - ответил третий. Он вдохновенный мастеровой и
,
,. ,,
,
,
,
,, ,,
.
Литература
[Майор Ф., 1995]. Майор Ф., Новая Страница.-М.: Прогресс (перевод с английского). Фомичев В А. ,1988, Представление информации средствами К-исчислений.-М.:
.
[Потебня А.А.,1989], Потебня А.А. Слово и Миф. - М.: Правда, 1989, С. 125. [Фомичев В.А. 1988], Представление информации средствами К-исчислений.-М.:
.
[Фомичев В.А., Фомичева О.С., 2000], Фомичев В.А., Фомичева ОХ. Компьютеризированное общество и ребенок // БЮЛЛЕТЕНЬ Ассоциации Российских вузов, Март - Май - Апрель 2000.-С. 39-41.
[ . ., 2000]
.- .: , 2000.-192 .
[CLMO, 2000]. The First International Workshop "Developing Creativity and Large Mental Outlook in the Computer Age - CLM0'2000" //CD-ROM Proceedings of the International Conference "Approaching a New Millenium: Lessons from the Past, Prospects for the Future - ISSEI2000" (the Seventh Conference of The International Society for the Study of European Ideas, Bergen, Norway, August 14-18, 2000); The Workshop No. 511, Section V of ISSEI2000 (Chairperson: Prof. Vladimir Fomichov).
[Fomichov, V.A., 1992]. Fomichov, V. A Mathematical models of natural-language-processing systems as cybernetic models of a new kind.// Cybemetica (Belgium). - 1992. -V.XXXV, No.1.-P. 63-91.
[Fomichov, V.A., 1996]. Fomichov, V.A. A mathematical model for describing structured items of conceptual level// Informatica (Slovenia), Vol. 20, No.- P. 5-32.
[Fomichov, V.A., 2000]. Fomichov, V.A. Theory of Dynamic Conceptual Mappings as a Source of Constructive Ideas for the Development of Children's Creativity and Information-Processing Skills// Proceedings of the International Conference "Approaching a New Millenium: Lessons from the Past, Prospects for the Future - ISSEI2000" (the Seventh Conference of The International Society for the Study of European Ideas, Bergen, Norway, August 14-18, 2000); The First International Workshop "Developing Creativity and Large Mental Outlook in the Computer Age - CLM0'2000" under the framework of the Section V of ISSEI2000.
[Fomichov V.A. 2001a], Special Issue on Developing Creativity and Large Mental
Outlook in the Computer Age, The International Peer-Reviewed Online Journal
"Consciousness, Literature, and the Arts", 2001, Vol. 2, Issue 1 (March 2001), the URL: http://www.aber.ac.uk/tfts/journal.
[Fomichov V.A. 2001b], Special Issue on Developing Creativity and Large Mental
Outlook in the Computer Age, The International Peer-Reviewed Online Journal
"Educational Technology and Society", Vol. 4, No. 2 (April 2001). Available online at http://ifets.ieee.org/periodical/.
[Fomichov, V.A., Fomichova, O.S., 1994], Fomichov, V.A., Fomichova, O.S. The Theory of Dynamic Conceptual Mappings and its significance for Education, Cognitive Science, and Artificial Intelligence. Informatica (Slovenia), Vol. 18, No. 2, 131-148.
[Fomichov V.A., Fomichova O.S., 1997], Fomichov V.A., Fomichova O.S. ‘An informational conception of developing the consciousness of the child’ Special Issue “Consciousness as Informational Phenomenalism" INFORMATICA (Slovenia), 21 (3), 369-388.
[Fomichov V.A., Fomichova O.S., 1998a] Fomichov V.A., Fomichova O.S. ‘A new theoretical and practical approach to early positive developing child's consciousness’ in Robert Trappl (Editor), Cybernetics and Systems'98. Proceedings of the 14th European Meeting on Cybernetics and Systems Research. Vol. 1, Austrian Society for Cybernetic Studies, Vienna, 276-281.
[Fomichov V. A., Fomichova O.S., 1998b], Fomichov V. A., Fomichova O.S., ‘Early development of natural-language-processing abilities as a key to up-bringing of children without conflicts’ Gilbert Ritschard, Andre Berchtold, Francois Duc, and Djamel A. Zighed (Eds.), Apprentissage: des Principes Naturels aux Methodes Artificielles, Paris, Editions HERMES, 1998, 67-81.
[Fomichov V.A., Fomichova O.S., 2000], Fomichov V.A., Fomichova O.S., The social responsibility of computer science specialists for the creative potential of the young generation // Special Issue "Artificial Intelligence in Education in 2010", The International Journal of Artificial Intelligence in Education, Vol. 11, No. 2, 208-219. Published on-line in February 2000, URL http://cbl.leeds.ac.uk/ijaied/.
[Fomichov V.A., Fomichova O.S., 2001], Fomichov V.A., Fomichova O.S., A Many-Staged, Humanities-Based Method of Realizing the Thought-Producing Self of the Child. The International Peer-Reviewed Online Journal "Consciousness, Literature, and the Arts", 2001, Vol. 2, No. 1 (March 2001), the URL: http://www.aber.ac.uk/tfts/journal. [Fomichova O.S., 2000], Fomichova O.S., Thought-Producing Self of the Young Child and the Problem of Successful "Child - Computer" Interaction. Proceedings of the International Conference "Approaching a New Millenium: Lessons from the Past, Prospects for the Future - ISSEI2000" (the Seventh Conference of The International Society for the Study of European Ideas, Bergen, Norway, August 14-18, 2000); The First International Workshop "Developing Creativity and Large Mental Outlook in the Computer Age -CLMO'2000" under the framework of the Section V of ISSEI2000.
[Fomichova O.S., 2001], Fomichova O.S., A Principal Cognitive Precondition of Successful Child- Computer Interactions in the Information Society// Educational Technology and Society, Vol. 4, No. 2 (April 2001). Available online at http://ifets.ieee.org/periodical/.
[Fomichova O.S., Fomichov V.A., 1999a], Fomichova O.S., Fomichov V.A., ‘New dimensions of computer science contribution to supporting and extending the creativity and information processing skills of the young generation’ in Baggott L. and Nichol J. (eds) Intelligent Computer and Communications Technology: Teaching Learning for the 21st Century. PEG99. Proceedings of the Ninth International PEG Conference, School of
Education, University of Exeter, England, July i0th-July i2th І999. University of Exeter, 84-92.
[Fomichova O.S., Fomichov V.A., 1999b], Fomichova O.S., Fomichov V.A., ‘Semantics of learning transactions: intelligent tutoring systems for improving the understanding of linguistic representations’ Special Issue "Intelligent Tutoring and Learning Environments", Educational Technology Magazine. Englewood Cliffs, New Jersey, Sept./Oct. І999. [Fomichova, O.S., Fomichov, V.A., 2GGGa], Fomichova, O.S., Fomichov, V.A.,
Computers and the Thought-Producing Self of the Young Child, The British Journal of Educational Technology, Vol. 3І, Issue 3, July 2000, 2І3-220.
[Fomichova, O.S., Fomichov, V.A., 2GGGb], Fomichova, O.S., Fomichov, V.A.,
Evaluation constructiviste en apprentissage des langues. Resumes des Symposiums et Communications Individuelles. Colloque International "Constructivismes: Usages et Perspectives en Education" (Suisse, Geneve, 4-8 septembre 2000). Universite de Geneve et SRED, Service de la Recherche en Education, 2000, p. SC-30.
[Hwang C.H., Schubert L.K., 1993], Hwang C.H., Schubert L.K., Episodic Logic: a
comprehensive, natural representation for language understanding. Minds and Machines, Vol. 3, 38І-4І9.
[Pohl J., 2GGG], Pohl J., Adapting to the Information Age // InterSymp-2000, i2th International Conference on Systems Research, Informatics and Cybernetics (July 3І-August 4, 2000, Baden-Baden, Germany). Preconference Proceedings "Advances in Computer-Based and Web-Based Collaborative Systems (Focus Symposia, August i and 2, 2000)", Focus Symposia Chairs Jens Pohl and Thomas Fowler, IV. - Collaborative Agent Design (CAD) Research Center, Cal Poly, San Luis Obispo, CA, USA, 2000, 9-25.
[Scott W.A., Ytreberg L.H., 1994], Scott W.A., Ytreberg L.H., Teaching English to Children. London, New York, Longman Group UK Limited.
[Snodgrass J.G., Thompson R.L., 1997], Snodgrass J.G., Thompson R.L., The Self Across Psychology. Self-Recognition, Self-Awareness, and The Self Concept. The New York Academy of Sciences, Annals, Vol. 8І8, 30І.
[Sowa, J.F., 1984]. Sowa, J.F., Conceptual Structures - Information Processing in Mind and Machine. Reading, MA: Addison-Wesley.