Вестник Института экономики Российской академии наук
4/2016
АН. СВИРИНА
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ - ПРЕДПРИЯТИЙ - ГОСУДАРСТВА
В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ СЕКТОРОВ
В статье анализируются подходы к решению актуальной проблемы совершенствования системы подготовки профессиональных кадров для высокотехнологичных секторов промышленного комплекса страны. В результате исследований международного опыта в этой сфере и уровня решения данной проблемы в России (на примере наукоемких отраслей ОПК) обосновывается необходимость использования модели, обеспечивающей тесную взаимосвязь производственных высокотехнологичных компаний, государства и вузов, готовящих для них соответствующие кадры.
Ключевые слова: наукоемкие производства, высокотехнологичные отрасли промышленности, профессиональные кадры, инновационные кадры, государственные целевые программы, базовые кафедры.
1БЬ: 031, 032, 128, 129, 121.
Развитие инновационной экономики в России, национальной технологической базы и наукоемких производств потребует современного кадрового обеспечения. Поэтому государство должно определить перспективы подготовки для них руководителей, научных кадров, профессиональных специалистов. Технологическая модернизация промышленности и развитие наукоемких технологий двойного применения вызывают значительные изменения в структуре занятости. Они требуют иного подхода к подготовке специалистов для высокотехнологичных предприятий. В Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»1 подчеркивается, что XXI в. станет веком высокотехнологичных секторов экономики. Естественно, что для таких отраслей необходимо готовить высококвалифицирован-
1 Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы» и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».
ЭКОНОМИКИ
ные кадры в университетах мирового уровня, имеющих научную и технологическую базу, осуществляющих активную инновационную деятельность. К примеру, в американской компании Lockheed Martin из 125 тыс. сотрудников новыми разработками занято более 70 тыс. ученых и инженеров, в том числе 20 тыс. специалистов по электронным системам и программному обеспечению. Обнаружив пробелы в подготовке системных инженеров, в США решили увеличить срок подготовки магистров инженерных наук до восьми лет [1].
Об актуальных проблемах, связанных с подготовкой профессиональных кадров для высокотехнологичных секторов промышленного комплекса страны, можно судить на примере анализа состояния трудовых ресурсов в оборонно-промышленном комплексе (ОПК): из 1150 предприятий российского ОПК кадровый дефицит испытывают более 50%, дефицит инженеров-технологов в отрасли составляет порядка 17%, инженеров конструкторов - 22%, рабочих различных специальностей - 40%. Доля ученых и специалистов в структуре российского ОПК составляет 22%, руководителей-управленцев - 15%, рабочих - более 63%. Возрастной состав научно-исследовательских кадров отрасли: 70% докторов наук - старше 60 лет, из них около 50% - старше 70 лет. Для сравнения, в США на предприятиях, связанных с военно-промышленным комплексом, работают до 60% ученых и инженеров, из них пенсионного возраста - примерно треть2.
В России в настоящий момент к наукоемким отраслям и производствам отнесены аэрокосмическая промышленность, большая часть отраслей машиностроения, химическая, микробиологическая и медицинская промышленность, в отличие от таких традиционных видов бизнеса, как черная и цветная металлургия, легкая, пищевая промышленность. В настоящее время подготовка инновационных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики осуществляется на основе целевых государственных программ. В первую очередь речь идет о Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», а также о ведомственной целевой программе Минпромторга России «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности»3.
2 «Круглый стол» на тему: «Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути решения» 13 мая 2013 г. hradvisor71 .blogspot. ш/2013/05/13.Мш1.
3 Минпромторг России «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности». minpromtorg.gov.ru/ministry/ strategic/crosssectora.
Именно в последней программе сформулирована цель, заключающаяся в формировании методической базы по взаимодействию предприятий высокотехнологичных секторов промышленности с инфраструктурой в сфере профессионального образования. Ее достижению должно способствовать решение поставленных задач: по совершенствованию системы прогнозирования потребностей высокотехнологичных секторов промышленности в руководящих кадрах и специалистах; по созданию условий для развития инфраструктуры непрерывного образования (дополнительной подготовки) в высокотехнологичных секторах промышленности; по разработке профессиональных стандартов на основе отраслевых стратегий развития и использования их в высокотехнологичных секторах промышленности, а также при разработке и внедрении федеральных государственных стандартов профессионального образования.
Рассмотренные направления позволят уменьшить отставание России при переходе к следующему технологическому укладу. Так, ядро пятого технологического уклада составляют электронная промышленность, вычислительная техника, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные технологии и др. Шестой технологический уклад будет основан на развитии нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии, информационных технологий. Но по подсчетам экспертов, «доля технологий пятого уклада у нас составляет примерно 10%, да и только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвертому уровню, почти треть - и вовсе к третьему» [2].
По прогнозам Научного фонда США, к 2015 г. годовой оборот рынка нанотехнологий должен был достичь 1 трлн долл., а, по данным европейских исследователей, общая потребность в специалистах в этой сфере в 2010-2015 гг. составит более 2 млн чел. (из них 900 тыс. -США; 600 тыс. - Япония; 400 тыс. - Европа; 200 тыс. - Азия (кроме Японии); 100 тыс. - остальной мир). По оценке С.Ю. Глазьева, экономический подъем шестого цикла будет происходить между 2020 и 2040 гг.4
Актуальность подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей предопределяет необходимость перестройки и переориентации образовательных приоритетов в стране. И такая работа уже начата. Так, распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 1944-р был утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования,
4 См. [3], а также: Глазьев С.Ю. Учет смены технологических укладов при реализации стратегии партнерства цивилизаций. lebfetissov.rU/lib//economy/index.php?...
рп^=у.
специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики5. Похожую работу проделали и специалисты Московской школы управления «Сколково», которые составили Атлас 100 новых профессий и 30 профессий, которые не будут востребованы уже через 10 лет. На основе исследований, в которых приняло участие около 2 тыс. экспертов, сделан анализ по 19-ти основным отраслям и технологическим направлениям, в которых ожидаются ключевые изменения и внедрение новых технологий. К числу новых специальностей, которые должны появиться на рынке, относятся, например, тайм-брокер, корпоративный антрополог, проектировщик биороботов, рециклинг-техно-лог, ГМО-агроном, метеоэнергетик, дизайнер умных пространств и т.д.
В свете вышесказанного становится очевидным, что большая работа по подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности возлагается на вузы, однако эффективным этот процесс может быть только при формировании многоуровневой системы непрерывного образования (так называемой «Тройной спирали»), обеспечивающей тесную связь между производственными высокотехнологичными компаниями, государством и вузами, готовящими для них соответствующие кадры. Тройная спираль является новейшей моделью формирования Национальных инновационных систем. В своем законченном виде она пока не существует ни в одной стране. Наибольшее развитие она получила в США, а ее отдельные элементы - в некоторых развитых странах Западной Европы, Бразилии и Японии6.
Применительно к инновационному развитию модель тройной спирали описывает взаимодействие трех институтов (наука-государство-бизнес) на каждом этапе создания инновационного продукта. Это динамическая модель межорганизационных взаимодействий, возникающая в ходе эволюции экономики и общества. Если ранее, в индустриальную эпоху, взаимодействие между тремя институтами было линейным, то в современной экономике оно напоминает сцепление спиральных структур ДНК, позволяющее институтам перенимать и удерживать некоторые характеристики друг друга. Главные особенности этой модели заключаются в том, что: 1) для общества, основан-
5 Перечень содержит около сотни специальностей, в основном технических, связанных с ядерной энергетикой, летательными аппаратами, ракетными двигателями, биотехнологиями, робототехникой, информационными технологиями и технологиями связи. В списке достаточное внимание уделено фармакологической отрасли, но не нашлось места для врачей, преподавателей и ни для одной гуманитарной специальности.
6 Теория тройной спирали как развитие модели инновационного развития создана в Англии и Голландии в начале XXI в. профессором университета Ньюкастла Г. Иц-ковицем и профессором амстердамского университета Л. Лейдесдорфом.
Вестник ИЭ РАН. №4. 2016 С. 94-104
ного на научном знании, характерно усиление роли университетов во взаимодействии с промышленностью и правительством; 2) три института (университет-государство-бизнес) стремятся к сотрудничеству, при этом инновационная составляющая генерируется из данного взаимодействия, а не по инициативе государства; 3) в дополнение к традиционным функциям, каждый из трех институтов частично берет на себя функции других институциональных сфер, а способность выполнять нетрадиционные функции является источником инноваций. На практике это выражается в том, что университеты, занимаясь образованием и научными исследованиями, вносят также свой вклад в развитие экономики через создание новых компаний в университетских инкубаторах, бизнес частично оказывает образовательные услуги, а государство выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнение к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. В данной модели ведущее значение отводится университетам, которые превращаются в предпринимательские университеты или университеты промышленного типа, применяя знания на практике и вкладывая результаты в новые образовательные дисциплины [4].
Классическим примером инновационного развития по принципу тройной спирали стало создание Силиконовой долины в США. История развития Силиконовой долины связана с желанием властей штата Массачусетс преодолеть влияние великой депрессии 1930-х годов XX в. при помощи совместного диалога бизнеса и науки в лице Мас-сачусетского технологического института. Первоначально это было двойное взаимодействие «университет-предприятие» и «государство-университет». В университете акцент был сделан на развитие не только фундаментальных наук (физика и химия), но и прикладных, ориентированных на практическое применение результатов в производственной деятельности. Основой успеха стали многолетние усилия по созданию фирм, по государственной поддержке НИОКР и выработке политики поддержки бизнеса. Постепенно двойные взаимоотношения переросли в отношения тройной спирали. Особую роль в ее становлении сыграли поправки к закону о патентах и торговых знаках 1980 г. Согласно этому документу, университетам и другим исследовательским учреждениям стали принадлежать права интеллектуальной собственности на те разработки, которые были проведены при финансовой поддержке государства7.
На пути реализации такой модели в России достаточно много препятствий: низкий спрос на результаты науки в экономике страны; отсутствие у российских предпринимателей долгосрочных стимулов
7 Ицковиц Г. ДНК инновационного развития. ОПЕК.ш. Экспертный портал Высшей школы экономики. www.opec.ru/1335337.html.
к инновационному развитию; неразвитая в стране инновационная инфраструктура; отсутствие предпринимательской культуры в высшей школе и др.
И все же на фоне этих препятствий следует отметить тот факт, что подобные связи уже формируются и развиваются в рамках реализации программ развития ведущих технических вузов страны, национальных исследовательских университетов, таких как, например, МИФИ, МФТИ, МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Томский национальный исследовательский политехнический университет и др., а на региональном уровне - в рамках создания и функционирования инновационных научно-образовательных и инновационных территориальных кластеров. Более того, по некоторым оценкам, масштаб вложений российского бизнеса в отечественные вузы является одним из самых значительных в мире. Так, в соответствии с рейтингом «Thomson Reuters» и «Times Higher Education», российские университеты занимают 11-е место в мире по количеству привлеченных от крупного бизнеса денег в расчете на одного ученого8. Российский бизнес финансирует вузы щедрее, чем американский: российские бизнесмены вкладывают 36,5 тыс. долл. в расчете на одного университетского ученого. США при этом отстают: вклад американского бизнеса в науку - 25,8 тыс. долл. На одного ученого. Еще дальше от России отстоят Гонконг (20), Германия (14,9) и Израиль (13,6). Первое место занимает Южная Корея с 97,9 тыс. долл. на одного университетского исследователя, второе - Сингапур -84,5. Замыкает тройку лидеров Голландия - 72,8 тыс. долл.
Примерами плодотворного сотрудничества бизнес-структур, учреждений высшего образования и государства являются развитые страны. Так, в Великобритании успешным проектом установления партнерских отношений является Сообщество Фарадея, представляющие собой разветвленную сеть организаций, включающих фирмы, торговые ассоциации, исследовательские бюро, университеты. В США специально создан Национальный научный фонд для стимулирования исследовательской деятельности. Его цель - дать возможность малому бизнесу получить источники финансирования для начала новых проектов. Использование подобного опыта, с определенной адаптацией, возможно и в России. Это становится возможным через формирование модели взаимодействия образования, государства и бизнеса. В этой модели бизнес совместно с государством создают совокупный спрос на трудовой потенциал, определяя основные количественные и качественные требования к нему. Государство определяет число бюджетных мест, осуществляет финансирование образовательных учреждений, разрабатывает государственные стандарты
8 Шохина Е. Миллионы в науку // Портал «Эксперт». 21.06.2013.
и нормативно-правовые акты. Образование и наука, наряду с этим, обеспечивают подготовку специалистов, соответствующих выдвинутым требованиям бизнеса, то есть совокупное предложение. Особенность такой модели состоит в уникальном сочетании трех ключевых составляющих: целевых контрактов, непрерывного опережающего образования и выбранных приоритетных направлений развития экономики. Использование целевых контрактов позволит подготовить специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и обеспечить предприятия, организации и учреждения высококвалифицированными кадрами.
Наибольшими возможностями для реализации модели взаимодействия государства, бизнес-структур и учреждений высшего образования, в силу стратегического значения для государства, обладают в настоящее время отрасли ОПК. Так, например, для решения проблем подготовки профессиональных кадров для космической промышленности правительством Российской Федерации разработан ряд мер и нормативных документов по созданию современной системы вузовской и послевузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В течение 2013 г. Федеральное космическое агентство (Роскосмос) совместно с Министерством образования и науки создали консорциум из 33 вузов, которые занимаются подготовкой кадров для отрасли. Туда вошли представители 17-ти крупнейших предприятий Роскосмоса, Минобразования, Российской академии наук9. Немаловажное значение в тесном сотрудничестве наукоемких предприятий с вузами имеет государственная политика, нацеленная на развитие кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий10, на развитие научной и образовательной деятельности в российских вузах.
Роскосмос и Минобрнауки 1 марта 2013 г. подписали соглашение о создании «Космического научно-образовательного инновационного консорциума», предполагающего совместную деятельность предприятий промышленности и ведущих технических вузов в области формирования современной эффективной системы подготовки квалифицированных кадров для ракетно-космической промышленности. В рамках консорциума предприятия ракетно-космической отрасли и Роскосмос должны помогать вузам в создании современной мате-
9 Состоялось подписание Соглашения о создании научно-образовательного консорциума. Официальный сайт Роскосмоса. www.federalspace.ru/19395.
10 Постановление Правительства РФ № 218 от 9 апреля 2010 г. «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».
риально-технической базы. Конкретным шагом Роскосмоса в этом направлении стала готовность бесплатно осуществлять запуски на орбиту студенческих спутников. Так, например, в Московском авиационном институте были сделаны восемь спутников, из которых уже семь запущены в космос.
Интересен опыт создания на базе университета совместного с предприятием научно-образовательного центра. Летом 2013 г. состоялось подписание договора между Томским политехническим университетом и ракетно-космической корпорацией «Энергия» о создании очередного центра, в котором будут готовить кадры высшей квалификации для космической отрасли по программам магистратуры и аспирантуры. В ТПУ планируют запустить магистерские программы уровня «двойной диплом», включающие обучение и в других вузах, -пока это новая практика для российской высшей школы. «Энергия» создала уже три таких центра совместно с ведущими вузами: МФТИ, МИФИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. В проекте «Стратегии развития космической деятельности России до 2030 г. и на дальнейшую перспективу» одной из основных задач является «исследование и освоение дальнего космоса». Для решения таких амбициозных и масштабных задач необходимо иметь мощную научно-техническую базу и специалистов высшей квалификации. Поэтому сохранение и дальнейшее развитие научно-технического и интеллектуального потенциала является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской промышленной продукции на отечественном и мировом рынках высоких технологий.
Без взаимодействия с промышленным сообществом ВУЗ не в состоянии спрогнозировать изменения конъюнктуры рынков труда и вектор образовательных услуг. Поэтому ведущие технические университеты в последние годы разработали программы партнерства с предприятиями, ориентированные на совместную подготовку специалистов. Создание базовых кафедр является проверенным и заслуживающим внимания способом подготовки кадров для нужд отрасли. Закон об образовании позволяет создавать на предприятиях кафедры профильных вузов11.
С целью объединения потенциала образовательных учреждений и производств на ведущих предприятиях ОПК существуют и успешно
11 Создание кафедр осуществляется на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 159 «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность». Порядок адаптирован под новый закон «Об образовании» и вступил в силу с 1 сентября 2013 г.
функционируют базовые кафедры крупнейших вузов с использованием научных и лабораторных баз интегрированных структур ОПК, в частности:
- в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» функционирует 26 базовых кафедр в 15 организациях (кафедры Нижегородского государственного университета в ОАО «Нижегородский машиностроительный завод», кафедра Московского технологического университета - в ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», кафедры Тульского государственного университета - в ОАО «НПО «Стрела» и др.);
- в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» действует 21 базовая кафедра в 12 организациях (кафедры Московского авиационного института - в ОАО «ОКБ Сухого», ФГУП «ГосНИИАС», кафедра Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циалковского (МАТИ) - в ОАО «Туполев», кафедры Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана - в ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина и др.);
- в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» ведут работу 12 базовых кафедр в 9 организациях (кафедры Санкт-Петербурского государственного морского технического университета - в ОАО «Адмиралтейские верфи», кафедры Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики - в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», кафедры Хабаровского государственного технического университета - в ОАО «Хабаровский судостроительный завод» и др.).
В «Основах политики Российской Федерации в области развития ОПК до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом 19 марта 2010 г., обозначены главные задачи по сохранению и развитию кадрового потенциала: создание системы непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инноваций и создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи. Приказом Минпромторга России от 13 апреля 2009 г. № 256 утверждена «Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровнего непрерывного образования на период до 2015 года». В систему входят учреждения среднего специального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования. Стратегия предусматривает ряд льгот для работников ОПК, направленных на сокращение текучки кадров в отрасли. Намечено создать учебные учреждения при крупных холдингах ОПК, которые будут осуществлять переподготовку кадров для оборонной промышленности с учетом требований времени.
Для закрепления кадров в ОПК осуществляется комплекс мероприятий. Указом Президента от 15.02.2012 г. «Об учреждении стипендии Президента РФ для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики» назначается стипендия в размере 20000 руб. ежемесячно на срок до 3 лет для молодых ученых и аспирантов (до 30 лет), осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям российской экономики. Согласно Указу Президента РФ от 14.10.2012 г. № 1381 «О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации», с 2013 г. начали выплачиваться разовые жилищные стипендии работникам оборонной промышленности в размере до 500 тыс. руб. в год - за выдающиеся достижения (201 стипендия) и до 350 тыс. руб. в год - за значительный вклад (685 стипендий).
Опыт жилищного строительства в г. Королеве корпорацией «Тактическое военное вооружение» может быть применен и в других регионах, где предприятия ОПК, находящиеся в центре города, имеют значительные площади, не нужные им для производства. На этих свободных площадях строится жилье для своих работников: при этом затраты на 1 кв. м. жилья в 2,5 раза меньше, чем в среднем по городу. В оборонной отрасли в 2015 г. было запланировано повышение заработной платы в 1,5 раза (по сравнению с 2011 г.) и в 2018 г. - в 2 раза12. Это хорошие примеры, но их мало в масштабах страны. Одной из важных привилегий для ОПК в сфере образования является государственная поддержка целевой подготовки специалистов за счет государственного бюджета. Целевой прием направлен на подготовку высококвалифицированных специалистов для нужд организаций оборонно-промышленного комплекса ОПК в рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации «О государственном плане подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК». В рамках реализации данного постановления Министерство образования и науки Российской Федерации выделяет целевые места бюджетной формы обучения на основе заявок организаций ОПК.
Решению вопроса дефицита кадров в оборонной промышленности может способствовать переход на трехсторонний договор обучения студентов: вуз - студент - организация ОПК. Эти договоры должны мотивировать молодых людей на качественное изучение избранной профессии для работы в ОПК, где должны быть предусмотрены и возможность карьерного роста молодого специалиста, и достойная зарплата, и при-
12 Рогозин Д. ОПК будет гордостью России // Военно-промышленный курьер 06.02.2013 г. № 5 (473). шшш/урк-пешБ.ш/аг1:1с1е5/14300.
влекательная работа, и льготы по приобретению жилья, и социальные льготы, и др. Первостепенная роль в прогнозировании необходимой численности требуемых специалистов для организаций ОПК отводится государственным структурам, которые должны в комплексе учитывать также и переподготовку управленцев, научных работников, инженерно-технического персонала, подготовку специалистов рабочих профессий, подготовку молодых специалистов всех уровней образования, т. е. конструировать жизнеспособную систему многоступенчатого непрерывно действующего обучения специалистов для нужд ОПК.
Литература
1. Виноградов Б. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий // Промышленные ведомости. 2011. № 3-4, март, апрель.
2. Каблов Е. Шестой технологический уклад // Наука и Жизнь. 2010. №4.
3. Быкова О.Н., Мусатов Ж.Б. Роль высшей школы для подготовки кадров инновационной экономики // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 1 (1).
4. Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновационная Россия. 2011. № 4.
L.N. SVIRINA
PhD in economics , senior researcher Institute of Economics RAS, Moscow, Russia [email protected]
NEW TRENDS IN THE INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES - ENTERPRISES -STATE IN THE TRAINING OF PROFESSIONAL CADRES FOR HIGH-TECH SECTORS OF ECONOMY
The article analyzes approaches to the solution of actual problems of improving the system of professional training for high-tech sectors of industrial complex of the country. The studies of the international experience in this area and the level of this problem in Russia (on the example of knowledge-based industries DIC) necessity to use models, deliver-ing the close relationship of the production of high-tech companies, government and universities, preparing them for appropriate personnel.
Key words: high-tech industry, high tech industry, professional staff, innovative personnel, state programs, basic chairs. JEL: O31, O32, I28, I29, J21.