ЗАРУБЕЖНЫЕ КОЛЛЕГИ
К читателю
Начало 2004/05 учебного года было отмечено знаменательным для Академии событием. На расширенном заседании Ученого совета состоялась торжественная церемония по случаю присуждения первой группе выпускников МФИ XXI века степени бакалавра и вручения двойного диплома Финансовой академии при Правительстве РФ и Блумсбургского университета (штат Пенсильвания, США).
На этом же заседании Ученого совета президент Блумсбургского университета д-р Джессика Козлофф и глава департамента экономики университета проф. Салим Хан были удостоены звания и диплома «Почетного доктора Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации».
Выразив искреннюю признательность за оказанную честь, американские коллеги выступили перед собравшимися с содержательными докладами, краткое^ изложение которых мы предлагаем вниманию наших читателей*.
Джессика Козлофф
Президент Блумсбургского университета, США
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ США
у важаемые коллеги мне хотелось в области высшего образования, и
бы рассказать о проявляющихся в частности государственного выс-
в Соединенных Штатах тенденциях шего образования. Думаю, что бу-
Редакция журнала «Вестник Финансовой академии» выражает признательность члену Совета
журнала проф. В. В. Думному за содействие в публикации этих материалов.
Перевод с английского М.И. Поповой и О.Д. Полушенковой.
дет интересно поделиться с вами материалами, подготовленными
Ассоциацией колледжей и университетов штатов США под названием «2004 Legislature Watch» (Обзор юридических документов, принятых законодательными собраниями США в 2004 г.).
Проблемы, возникающие у нас в области высшего образования, можно рассматривать под углом зрения деятельности законодательных собраний штатов. В США государственное образование - это скорее сфера компетенции администрации штатов, а не федерального правительства. Федеральное правительство ограничивается тем, что предоставляет гранты на исследовательские работы, а руководство штатов принимает основные оперативные решения и решения относительно финансирования учреждений.
Остановлюсь на тенденциях в том плане, как это видится Ассоциацией колледжей и университетов штатов.
Обучение
Законодательные инстанции ряда штатов отрицательно воспринимают необходимость двухуровневого образования (double-digit), как это по иронии судьбы требуется, несмотря на сокращение в некоторых из них финансирования деятельности колледжей и университетов. В штатах Иллинойс, Кентукки, Миссури и Колорадо законодатели склонны к «замораживанию на определенном уровне» (lock-in) платы за обучение студентов 4-го курса на некоторый период.
Игорный бизнес
Законодательные собрания ряда штатов рассматривают игорный бизнес в качестве нового источника доходов для образования. В штатах Аризона, Миссури, Теннеси и Нью-Джерси доходы от игорного бизнеса воспринимаются как своего рода поддержка для выплаты стипендий.
Иммигранты без документов
Некоторые штаты рассматривают возможность оказания помощи иммигрантам учебе без наличия требующихся документов, другие ставят вопрос о принятии законов, запрещающих расходование средств штатов на обучение таких студентов. Вопрос сводится к следующему: считать ли выпускников зарубежных средних школ лицами, имеющими право на скидки и льготы по образованию.
Интеллектуальное разнообразие
Законодательные собрания некоторых штатов рассматривают документ под названием «Академический билль о правах». Данную тенденцию порождает озабоченность в связи с тем, что профессорско-преподавательский состав многих университетов демонстрирует слишком либеральные настроения и слишком лояльно относится к студентам. Надо заметить, что данную тенденцию поддерживают и консерваторы, находящиеся сейчас у власти во многих штатах. Так, в Колорадо был внесен законопроект, защищающий академическую свободу студентов и их
право активно выражать свои политические и религиозные убеждения. В других штатах рассматриваются законопроекты, предполагающие найм на работу профессоров и преподавателей вне всякой зависимости от политических взглядов. Лишь немногие из подобного рода законопроектов фактически были приняты, и тем не менее их внесение по меньшей мере в трех штатах свидетельствует о том, что в скором времени многим из нас придется столкнуться с новыми проблемами.
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Существует озабоченность по поводу того, что количество обучающихся в государственных школах растет и требуется все больше преподавателей, особенно с учетом выхода на пенсию части преподавательского состава в следующем десятилетии. А где взять новых учителей? В этой связи предлагаются, например, варианты, позволяющие учителям не возвращать взятые займы, что, по замыслу, должно помочь нашим колледжам. Другая крайность: отменить требование относительно обязательного сертификата об окончании вуза, с тем чтобы человек мог приступить к преподавательской деятельности на основе прохождения программы стажировки. Такой подход, как представляется, таит в себе явную угрозу качественному уровню образования.
Надеюсь, что эти примеры дают некоторое представление о про-
блемах в нашей образовательной сфере.
Далее мне хотелось бы поделиться своими мыслями относительно важности международного образования и, в частности, соглашений, достигнутых между Блумсбургским университетом в США и Финансовой академией в России.
Это соглашение между нашими вузами имеет для всех нас очень большое значение, потому что в наше глобализированное время международное образование не роскошь, а необходимость.
В январе 2001 г. Комиссия по национальной безопасности США опубликовала отчет «Дорожная карта национальной безопасности: императив изменений», где говорится: «Америка не может обеспечить защиту и продвижение своих интересов в изоляции. Страны мира должны работать совместно, и Соединенные Штаты должны учиться сотрудничеству с другими странами по-новому... США проявляют мудрость, укрепляя своих партнеров и, в свою очередь, черпают у них силу». Эти слова предназначались для американской аудитории, но я полагаю, что они актуальны для всех стран. Все миролюбивые нации должны проявлять мудрость и черпать силу у своих партнеров, поскольку каждая страна усиливается благодаря дружественным контактам с другими странами.
Являясь работниками сферы образования, мы думаем о том, как спо-
собствовать развитию и укреплению наших связей. Международные соглашения об обмене - это важный инструмент в этом плане. Позвольте остановиться на направлениях международных программ в области образования, которые могут содействовать отношениям сотрудничества.
Сегодня мы должны ощущать себя гражданами мира, а не только гражданами страны проживания. Программы обмена позволяют студентам приобрести бесценный опыт межнационального общения, ознакомиться с культурой и овладеть языковыми навыками, которые пригодятся им в последующей жизни. Эти программы дают уникальную возможность вовлечения в культуру другой страны, приобретения практического социального и трудового опыта. Студенты, отправляющиеся за границу, обретают, если можно так сказать, новое видение. Это относится и к студентам принимающей стороны, которые знакомятся с культурой других народов, когда живут и учатся в студ-городках вместе с иностранными студентами.
Программы сотрудничества обеспечивают основу конкуренции на современном международном рынке. Во всех странах компании предпочитают подбирать сотрудников, способных открывать профессиональные горизонты в работе, а этому, безусловно, способствует реализация международных программ сотрудничества в области образования. Опыт обучения за границей расширяет кругозор будущих
специалистов и создает прочную базу при дальнейшем найме на работу, а в условиях сегодняшнего глобального рынка, как вы знаете, надо быть конкурентоспособными.
Отношения Блумсбургского университета и Финансовой академии служат блестящим примером международного партнерства в области образования, а взаимовыгодное партнерство позволяет сделать наш мир лучше, безопаснее и сплоченнее экономически.
Мы в нашем Университете гордимся тесными связями с вашей уважаемой Академией. Мы признаем, что многие ваши выпускники занимают лидирующие позиции в российской экономической жизни. Мы также признаем значимость руководства, осуществляемого вашим ректором Аллой Георгиевной Гряз-новой, и мне доставляет удовольствие преподнести г-же Грязновой нагрудный знак признания ее заслуг от Совета попечителей Блумсбургского университета и зачитать выдержки из официального протокола:
«... Поскольку Блумсбургский университет и Финансовая академия заключили соглашение о сотрудничестве в области присвоения двойного диплома,
поскольку первые двойные дипломы были вручены группе студентов Финансовой академии (Россия) 8 мая 2004 года,
поскольку Алла Георгиевна Гряз-нова является ректором Финансовой академии России с 1985 года,
поскольку руководство г-жи Гряз-новой позволило Финансовой академии стать одним из наиболее значимых центров в образовании и научной работе, координирующим исследовательскую деятельность в области экономики, финансов и банковского дела,
поскольку Финансовая академия установила ряд международных и двусторонних связей с университетами и партнерскими институтами во многих странах в форме проведения международных научнопрактических конференций, совместных исследовательских работ, организации семинаров и специальных курсов, а также обмена профессорами и преподавателями,
мы, Совет попечителей Блумсбург-ского университета штата Пенсильвания, преисполнены решимости выразить свою признательность г-же Грязновой за ее выдающееся руководство в деле продвижения международных программ сотрудничества в области образования...»
Госпожа Грязнова! Я польщена возможностью вручить Вам этот нагрудный знак и выразить сердечную признательность и высокую оценку от имени попечителей, профессорско-преподавательского состава и персонала Блумсбургского университета. Я также горда тем, что удостоилась звания почетного доктора руководимой Вами Академии.