Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВОПРОСЕ О ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ И МИРОВОЗЗРЕНИИ МОЛОДЁЖИ СУВЕРЕННОГО УЗБЕКИСТАНА'

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВОПРОСЕ О ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ И МИРОВОЗЗРЕНИИ МОЛОДЁЖИ СУВЕРЕННОГО УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЁЖЬ / СУВЕРЕННЫЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЙ / ФУНДАМЕНТ / PHILOSOPHICAL CULTURE / YOUTH / SOVEREIGN / SOCIALIZATION / VALUES / SPIRITUAL / FOUNDATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шадманов Курбан Бадриддинович

Автор размышляет о способности системного и диалектического видения мира, которое открывает перед молодёжью возможность оптимального решения любого вопроса, любой назревшей проблемы. Жизнь постоянно подтверждает истинность вышесказанного и давно уже во весь рост уяснила проблему качества мышления молодёжи и её ответственности за принимаемые ею решения. По глубокому убеждению автора, ответственное и опережающее действительность мышление может быть таковым только при освоении молодым поколением современного, выверенного практикой и накопленного за тысячелетия истории гуманистического и гуманитарного философского знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS IN THE PHILOSOPHICAL CULTURE AND WORLDVIEW OF THE YOUTH OF SOVEREIGN UZBEKISTAN

In the article, the author reflects on the ability of a systemic and dialectical vision of the world, which opens up before young people the possibility of an optimal solution to any issue, any urgent problem. Life constantly confirms the truth of the above and has long since already fully understood the problem of the quality of thinking of young people and their responsibility for the decisions they make. According to the author’s deep conviction, responsible and outstripping reality can be such only when it assimilates modern, verified practice and accumulated over the millennia of its history of humanistic and humanitarian philosophical knowledge.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВОПРОСЕ О ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ И МИРОВОЗЗРЕНИИ МОЛОДЁЖИ СУВЕРЕННОГО УЗБЕКИСТАНА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 8 (442).

Философские науки. Вып. 57. С. 45-48.

УДК 113/119(575.1) DOI: 10.47475/1994-2796-2020-10807

ББК 87.6

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВОПРОСЕ О ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ И МИРОВОЗЗРЕНИИ МОЛОДЁЖИ СУВЕРЕННОГО УЗБЕКИСТАНА

К. Б. Шадманов

Бухарский государственный медицинский институт имени Абу Али ибн Сино, Бухара, Узбекистан

Автор размышляет о способности системного и диалектического видения мира, которое открывает перед молодёжью возможность оптимального решения любого вопроса, любой назревшей проблемы. Жизнь постоянно подтверждает истинность вышесказанного и давно уже во весь рост уяснила проблему качества мышления молодёжи и её ответственности за принимаемые ею решения. По глубокому убеждению автора, ответственное и опережающее действительность мышление может быть таковым только при освоении молодым поколением современного, выверенного практикой и накопленного за тысячелетия истории гуманистического и гуманитарного философского знания.

Ключевые слова: философская культура, молодёжь, суверенный, социализация, ценности, духовный, фундамент.

Глобальные исторические вызовы и угрозы, c которыми столкнулась современная цивилизация на рубеже XXI в., предопределяют необходимость радикальных изменений в экономической, социально-политической, а также духовной сферах общества. В этих условиях становятся неизбежными также и глубокие трансформации во всей системе воспитания и образования как существующих, так и новых поколений людей.

Интеграция независимого Узбекистана в мировое сообщество, качественная трансформация всех общественных отношений диктуют необходимость поднять дух и национальную гордость нашего народа, давшего миру плеяду гениальных мыслителей и учёных-энциклопедистов; показать всему мировому сообществу широту связей наших предков с соседними народами, иными культурами с учётом того, что «годы независимости — это время объективного познания своего прошлого, своей культуры. Это время осмысления той роли, которая нам отведена в мировом сообществе, в самой истории. Это годы трезвого, освобождённого от религиозных догм анализа причин, доведших потенциально богатую республику до состояния кризиса, время поиска его скорейшего преодоления» [1. С. 178].

Воспитание молодого поколения с широким кругозором и эрудицией, высокими нравственными ценностями на фундаменте бесценных сокровищниц культурно-философской мысли великих учёных-просветителей прошлого — задача каждого государства. Очевидно, что каждая эпоха вырабатывала свою специфическую систему воспитания и социализации личности. Прошлое

нашего народа, созданные им духовные ценности стали неоценимым вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Сегодня, когда суверенный Узбекистан вступает в фазу своего нового национально-культурного развития, когда социально-философский анализ закономерностей формирования, развития и действия национальной идеи выдвигается вперёд, когда проявляется толерантность в гармонизации национальных интересов, когда во весь рост поднимаются социально-философские вопросы формирования и совершенствования национального характера, когда проблемы формирования и развития эстетического идеала личности, закономерности инновационного развития социальной сферы в построении гражданского общества приобретают особую значимость, — всё это особенно актуально в контексте повышения философской культуры, культуры мышления молодёжи, ибо «только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе» [2. С. 306; 4; 5; 6].

Последние десятилетия в европейской и мировой практике отмечены многими позитивными инициативами, предлагающими новые стратегии образования, включающие также и кардинальные изменения отношения к философскому знанию как к важнейшему компоненту общей и индивидуальной культуры. В свете этого требует своего

46

К. Б. Шадманов

решения ряд назревших проблем. Во-первых, это необходимость адекватного осознания и сохранения в современной духовной культуре и в каждодневной практике особой, ничем не заменимой ценности классического философского наследия, особенно восточного, способного, как и в предыдущие эпохи, основательно влиять на формирование высокой духовности на уровне отдельной личности, социальной группы, нации, общества в целом. Такая постановка вопроса, на наш взгляд, весьма актуальна, если учесть, что XX век охарактеризовался невиданными ранее атаками со стороны философского дилетантизма на отмеченное классическое содержание и бесчисленными попытками заменить собственно философское знание его произвольными, зачастую не выдерживающими никакой критики, но при этом с активными стараниями внедрить в массовое сознание субъективными интерпретациями. Во-вторых, эта проблема уровня развитости, степени зрелости мышления молодого человека, проблема его общемировоззренческой, философской культуры. При этом очевидно, что традиционно эта проблема мало обсуждается публично, она практически в большинстве случаев замалчивается. Но цена такого умолчания для общества слишком велика, так как понятно, что уровень мышления молодёжи прямо влияет на её практические действия, и если этот уровень весьма высок, то и результаты оказываются соответствующими. В-третьих, системный исторический кризис, характеризующий современное состояние общества, имеет множество граней и проявлений. Много в нём и особых болевых точек, одна из которых — кризис современной системы образования [3], из поколения в поколение формирующей и воспроизводящей людей с некритичным, «одномерным», «калькулирующим» мышлением. Особенную тревогу вызывает то, что таким мышлением часто отличаются молодые специалисты — выпускники вузов, от деятельности которых в огромной степени зависят судьбы многих людей и судьба страны в конечном счёте.

Понимание серьёзных угроз, которые несёт такая ситуация, приводит к мысли о необходимости решительных и глубоких изменений во всей сфере образования, на всех её уровнях. Очень важным моментом при этом становится переосмысление места и роли философии, философского знания, которое как раз и способно разрешать многие из назревших сложных проблем. Следует заметить, что уже имеющийся международный опыт вхождения философского знания в самые изначальные формы

социального воспитания и образования человека, опыт его активного присутствия на протяжении всего процесса формирования личности получает в настоящее время всё большее признание и распространение. Как раз здесь, по нашему глубокому убеждению, должны быть сосредоточены усилия по напряжённому и настойчивому поиску стратегии образования и воспитания будущего поколения. Речь идёт о качественно новой исторической ситуации, а именно: к молодёжи сегодня предъявлен приемлемо жёсткий счёт на подлинную интеллигентность и эрудицию, включающий в себя такие параметры, как адекватный историческому времени стиль мышления, гибкость и оперативность интеллектуального поиска, широта мировосприятия, настроенность на максимальную перманентную информативность, на понимание основных тенденций развития общества, нации и культуры, высокая мораль и развитый этико-эстетический вкус, высокоразвитое чувство менталитета и толерантности.

Современные и прежде всего европейские стандарты образования, выкристаллизовавшись через ряд напряжённых публичных дискуссий о соотношении естественнонаучного и гуманитарного знания, сориентировались на «гуманитаризацию», то есть приоритетность общественных наук, и «гуманизацию», подразумевающую уважение к людям, к человеческому достоинству, системы образования, и в качестве обязательного компонента предполагают обеспечение основательной философской подготовки, ибо включение огромного интеллектуального потенциала, который накопила философия, как особый уникальный тип знания, за тысячелетия своего существования в контексте разнообразных мировых культур, резко повышает качество мышления молодёжи, а следовательно, и результаты её творческой деятельности.

Сегодня философское знание помогает улавливать в беспрерывном, вечном потоке изменений самое стабильное, позволяет подметить узловые моменты переходов общего в отдельное, целого в части, содержания в самые простые и многоликие формы, и, таким образом, оно постепенно и трудно, но всё же с неизбежностью подводит молодую личность к осознанию необходимости мыслить, опираясь на такие критерии, как объективность, критичность, объёмность, целеустремлённость и диалектичность. Системно мыслящий человек приобретает колоссальную мощь и утончённость мышления, которые делают его интеллектуально сильнее других, так как его мышление

Новые тенденции в вопросе о философской культуре и мировоззрении молодёжи суверенного Узбекистана

47

в наибольшей степени становится способным уловить всю сложность, неоднозначность, противоречивость и в то же время разнообразно проявляющееся единство реальных миров (материальных и духовных), в пределах которых он функционирует. Способность системного и диалектического видения мира открывает перед таким человеком возможность оптимального решения любого вопроса, любой назревшей проблемы. Жизнь постоянно подтверждает истинность вышесказанного и давно уже во весь рост уяснила проблему качества мышления молодёжи и её ответственности за принимаемые ею решения. По нашему глубокому убеждению, ответственное и опережающее действительность мышление может быть таковым только при освоении молодёжью современного, выверенного практикой и накопленного за тысячелетия истории гуманистического и гуманитарного философского знания.

Так каким же нам представляется сознание современного человека третьего тысячелетия, в осо-

бенности обучающейся молодёжи? Время требует, чтобы оно определялось объективной действительностью, где господствуют рыночные отношения: сознание молодёжи должно в максимальной степени соответствовать требованиям рыночных отношений. Это прежде всего требует знания современной техники, технологий (нанотехнологий), ноу-хау науки и достоинств рынка. И, вне всякого сомнения, эти знания должны опираться на общефилософскую основу.

Заключая, отметим, что данная статья — это скорее своеобразный ориентир-дискуссия, указывающий на то, что необходимо молодому человеку предпринять для усиления своих позиций, как поступить, чтобы улучшить стиль и содержание своего мышления, а следовательно, и повысить эффективность принимаемых решений, поскольку до сих пор существует проблема несоответствия уровня, стиля и качества мышления современных выпускников их статусу и праву принимать решения.

Список литературы

1. Каримов И. Узбекистан — буюк келажак сари. Ташкент, 1998. 128 с.

2. Каримов И. По пути безопасности и стабильности развития. Ташкент, 1998. Т. 6. 68 с.

3. Habermas J. Dispute on the past and future of international law. Transition from national to a post-national constellation // XXI World Philosophy Congress. Resume. Istanbul, 2003.

4. Самадов А. Р. Шахс эстетик идеалининг шаклланиши ва ривожланиши муаммолари [=Проблемы формирования и развития эстетического идеала личности] : aвтореф. дис. ... д-ра филос. наук. Самарканд, 2020. 70 с.

5. Саидкосимов А. И. Фукаролик жамиятини барпо этишда ижтимоий сохани инновицион ривож-лантириш конуниятлари [=Закономерности инновационного развития социальной сферы в построении гражданского общества] : aвтореф. дис. ... д-ра филос. наук. Самарканд, 2019. 60 с.

6. Тошбоев Б. Э. Миллий характер шаклланиши ва такомиллашувининг ижтимоий-фалсафий маса-лалари [=Социально-философские вопросы формирования и совершенствования национального характера] : автореф. дис. ... д-ра философии. 2018. 40 с.

Сведения об авторе

Шадманов Курбан Бадриддинович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой Бухар -ского государственного медицинского института имени Абу Али ибн Сино. Бухара, Узбекистан. qurbonjonsh@ gmail.com

48

K. E. ^adMawB

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2020. No. 8 (442). Philosophy Sciences. Iss. 57. Pp. 45-48.

NEW TRENDS IN THE PHILOSOPHICAL CULTURE AND WORLDVIEW OF THE YOUTH OF SOVEREIGN UZBEKISTAN

K.B. Shadmanov

Bukhara State Medical Institute named after Abu Ali Ibn Sino, Bukhara, Uzbekistan. qurbonjonsh@gmail.com

In the article, the author reflects on the ability of a systemic and dialectical vision of the world, which opens up before young people the possibility of an optimal solution to any issue, any urgent problem. Life constantly confirms the truth of the above and has long since already fully understood the problem of the quality of thinking of young people and their responsibility for the decisions they make. According to the author's deep conviction, responsible and outstripping reality can be such only when it assimilates modern, verified practice and accumulated over the millennia of its history of humanistic and humanitarian philosophical knowledge.

Keywords: philosophical culture, youth, sovereign, socialization, values, spiritual, foundation.

References

1. President of Uzbekistan Islam Karimov (1998). Yzbekiston — Buyuk kelazhak Sari. Tashkent. 128 p. [in Uzbek].

2. President of Uzbekistan Islam Karimov. (1998) On the path of security and stability of development. Vol. 6. 68 p. [in Uzbek].

3. Habermas J. (2003) XXI World Philosophy Congress. Resume. Istanbul, 2003. [in Uzbek].

4. Samadov A.R. (2020) Problems of formation and development of the aesthetic ideal of the individual [Abstract of thesis]. Samarkand. 70 p. [in Uzbek].

5. Saidkasimov A.I. (2019) Regularities of innovative development of social sphere in building a civil society [Abstract og thesis]. Samarkand. 60 p. [in Uzbek].

6. Toshboev B.E. (2018) Socio-philosophical issues of formation and improvement of the national character [Thesis]. 40 p. [in Uzbek].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.